Целебная сила амазонского камня
С изумрудно-зеленого склона горы Богдо-Ула под густой синевой неба открывалась удивительная панорама розово-белого, залитого жарким солнцем города. Богдо-Ула – как маяк монгольской столицы Улан-Батора, с высоты которого видно далеко вокруг. С давних времен эта гора считалась у монголов священной, здесь запрещалась охота, нельзя было вырубать лес, и даже лечебные травы собирали по особому разрешению лам.
По народным преданиям, Богдо-Ула в свое время надежно укрыла в густых лесах Чингисхана и тем спасла великого завоевателя древности от верной гибели. Теперь лес уже не такой густой – в нем едва ли укроешься от посторонних глаз. Но все равно этот заповедный уголок природы не утратил своей прелести. Сохранились еще здесь и лекарственные травы, о которых знают лишь немногие посвященные целители.
Буддистский монах Гомбожав – один из них. Мы сидим с ним на склоне горы на теплой мягкой земле, вдыхая опьяняющий аромат целебных трав.
Гомбожав – крупный, широкоплечий, с коротко остриженной, как у борца, головой и сильными чуткими пальцами. Этими пальцами лама-целитель может поставить на место кости, с их помощью может безошибочно назвать все ваши болезни. Впрочем, пульсовая диагностика – это не самое удивительное в лечебной практике ламы. Гомбожав может поставить диагноз, даже взглянув поверх головы своего пациента – вероятно, видит ауру и по ней считывает информацию. Но меня он тогда поразил не этим, а своим отношением к природе. Прежде чем начать сбор каких-либо трав, он на полном серьезе обращался к горе с просьбой: «Прости, гора, что рву траву. Для добра рву, для исцеления – не для наживы». Такое вряд ли услышишь в наше время.
– Зов предков, – улыбается Гомбожав, видя мое крайнее удивление. – Предки наши завещали жить в гармонии с природой, брать от нее ровно столько, сколько необходимо для здоровья. И возвращать тоже. Нельзя всем без исключения заниматься сбором лекарственных трав, ибо алчность человеческая беспредельна и невежество тоже, – убежденно говорит лама.
Такое же отношение у него и к минералам, благодаря которым мы с ним и познакомились. Однако отношение ламы к камням совсем иное, нежели у профессионального геолога. Гомбожав воспринимает камни как живые существа, вслушивается в них, даже разговаривает с ними, вкладывая в них какие-то исцеляющие программы. Он учился в Тибете и постиг многие премудрости тибетской медицины. Основное правило ее: «В мире нет ничего, что не могло бы стать лекарством – растения, камни, животные. Панацеи от всех болезней нет, однако есть средства, чтобы избежать их».
– Отчего человек становится больным? – спрашиваю я у ламы.
Гомбожав называет три основных причины: неумеренность во всем, невежество и злоба. Болезнь, по его мнению – это нарушение энергетического баланса и питания в организме. Здоровый организм не подвержен болезням даже при столкновении с инфекцией.
– Ламы не болеют и живут долго. Старение у них начинается только после восьмидесяти лет – так что мне еще двадцать лет до старости, – улыбается белозубой улыбкой Гомбожав. – Я болезней никаких не знал за тридцать лет моей лечебной практики. А вот лечить болезни у других мне пришлось самые разные. Для здоровья нужна доброта и здоровый дух. Я знаю, русские говорят: «В здоровом теле – здоровый дух». Мы думаем иначе: состояние духа определяет все. Больному легче выздороветь, если он окружен людьми добрыми, с хорошей аурой. И трудно рассчитывать на быстрое выздоровление, если больного окружают люди нервные, безнравственные, ведущие неприятные разговоры. Это пример плохого влияния людей, которое только усугубляет болезнь.
– А можно избавиться от негативного влияния людей? – спрашиваю я.
– Можно! – улыбается Гомбожав. – От таких людей могут защитить камни, которые вы, геологи, раскопали в земле. Такие, как усан болор (горный хрусталь), утаат болор (дымчатый кварц) и многие другие. Очень важно с помощью камня оградиться от вредного влияния некоторых людей – ведь многие болезни исходят именно от них.
Другая причина возникновения болезней, по мнению ламы, – невежество европейских врачей.
– Ваши врачи, – говорит Гомбожав, – подавляя лекарствами одну болезнь, вызывают другие, а тибетские целители лечат не следствие, а причины, породившие ту или иную болезнь.
Гомбожав поведал мне о сложном составе тибетских лекарств: они состоят из нескольких десятков компонентов растительного, животного и минерального происхождения. И, конечно же, в арсенале тибетских лам-целителей есть минералы в чистом виде – кристаллы и другие изделия в виде шаров, цикубов, усеченных пирамид, различных гармонизаторов, и многое другое. И это только малая, можно сказать, надводная часть «тибетского айсберга».
– А много тайн, связанных с камнелечением, не сохранилось до настоящего времени, – вздыхает Гомбожав. – Мало кто знает и понимает, что можно лечить даже цветом. Индийские целители использовали целебные свойства камней чистого и яркого цвета. Хочешь, расскажу? Тебе, как геологу, полезно видеть в камне не только техническое сырье, но и лекарство для души и тела. Записывать не надо – старайся все запоминать и развивать свою память. Так вот, в индийской науке Аюрведа сказано, что для лечения используются все цвета радуги. Они связаны с тканями организма и помогают регулировать три телесных составляющих – вата, питта и капха. Для лечения индийскими целителями применялись такие цвета и соответствующие им камни.
Красный. Это цвет крови, способствующий образованию красных кровяных телец и кровоснабжению. Он создает телесное тепло, поддерживает цвет кожи и подпитывает энергией нервные ткани и костный мозг. Если будешь смотреть на красный цвет, то пульс участится и тонус повысится. Но все должно быть в меру. Избыток красного цвета приводит к возбудимости, снижению внимания и даже к агрессивности, он может вызвать глазную болезнь и неврозы. Выразителем красного цвета по Аюрведе является бадмараг – рубин и все другие красные камни (лал, гранат, карнеол, яшма).
Оранжевый. Этот цвет, как и красный, воплощает огненную стихию. Он согревает душу и тело, возбуждает половую чакру, улучшает пищеварение, помогает при лечении селезенки и легких. Этот цвет действует омолаживающе, восстанавливая нервную и мышечную ткань. Самым сильным концентратом оранжевого цвета среди камней является оранжевый бадмараг[32], известный только в Индии. Одно только созерцание этого драгоценного камня давало необыкновенный прилив праны – жизненной силы и избавляло от многих недугов. У нас в Монголии его нет, хотя заменить его может, я думаю, шар мана. Ты его, наверное, встречал в каменных россыпях Гоби – это очень сильный лечебный камень.
Желтый. Излучение желтого цвета оказывает влияние на Манипуру – чакру, которая находится в области пупка или солнечного сплетения. Это энергия, управляющая всеми жизненными процессами в нашем организме. Желтый, солнцеподобный цвет стимулирует пищеварение, увеличивает выделение желудочного сока, улучшает работу печени, тонизирует нервную систему, помогает при лечении кожных заболеваний. Ну а в духовном плане желтый цвет улучшает умственную работу и ведет к полному отмиранию эго. Однако переизбыток желтого цвета вреден и может привести к накоплению желчи в тонкой кишке. В царстве минералов много камней, наделенных этим божественным цветом – вам, геологам, они все известны. Я могу назвать только два самых признанных в нашей целительной практике – это шар мана[33] и хув[34]. Хув применяется для лечения щитовидной железы и должен быть не плавленым, который продается у нас в магазинах, а натуральным и необработанным – такого сейчас с огнем не сыщешь.
Зеленый. Этот цвет олицетворяет чистоту и свежесть листвы. Он оказывает успокаивающее действие и благотворно влияет на сердечную чакру, замедляет ритм биения сердца, успокаивает нервы, способствует восстановлению тканей и мышечных волокон. Но запомни: избыточное накопление в организме вибраций зеленого цвета вредно – может способствовать накоплению желчи и возникновению камней в желчном пузыре. Природа подарила людям самый почитаемый на Востоке камень – ногоон хаш, или, по-вашему, нефрит. Он издавна почитался нашими предками хунну и монголами. Они считали, что нефрит своим мягким блеском, глубоким и спокойным тоном призван отгонять буйные страсти, вселять в душу покой и умиротворение. Но у нас своего нефрита в Монголии нет – его всегда привозили из нашего великого соседа Китая.
Что из него делали? О-о! Это самый почитаемый у нас камень. Каждый уважающий себя монгол всегда мечтал иметь хуруг – табакерку для нюхательного табака из нефрита и курительную трубку. Ну а наши ламы-целители называли ногоон-хаш камнем спокойствия, олицетворяющим главную заповедь Востока: «Не волнуйся и не спеши – дней в году много». И еще у нас, у буддистов, очень почитается зеленоликая богиня Тара. Ее иконы можно встретить во многих монастырях, но советую посмотреть ее в музее монастыря Эрдэнэ-цзу. Художник изобразил Зеленую Тару как зеленое существо, к тому же обнаженную и прекрасную женщину. Она прекрасна, как могут быть прекрасны только смертные, а потому понятны и любимы всеми смертными. Почему богиня зеленая? Сам этот цвет несет покой и умиротворенность. Вот почему монголы всегда любили зеленый камень. Неужели у нас в Монголии нет месторождений зеленого камня? Плохо вы, геологи, ищете, – неожиданно сделал выпад в мою сторону лама.
Я не стал возражать, чтобы не помешать этой необычной лекции на священной горе.
– Ну ходим дальше! – сказал Гомбожав. – За зеленым цветом следующий, голубой.
Голубой. Как считают йоги, это цвет чистого сознания, который оказывает успокаивающее и охлаждающее воздействие на физическое тело и ум. Он способен устранить в организме избыток питты[35], помочь при заболеваниях печени, нормализовать артериальное давление, помочь при заболеваниях глаз, голосовых связок и горла. Голубой цвет воздействует на голосовую чакру Вишудха. В каменном царстве есть выразители этого божественного цвета, но их тоже мало – это индийский сапфир и наши монгольские оюу (бирюза) и цэнхэр мана[36] из Гоби. И здесь также нельзя допускать избытка этого цвета. Он может вызвать приливы ваты и капхи, что создаст закупорки в организме, вызовет ощущение страха и даже спазмы.
Синий. Это цвет неба, который символизирует высшее сознание и очищение. Он воздействует на духовную сферу и через нее на все физическое тело. Синие камни (хух чулуу) повышают жизненную силу, способствуют восстановлению нервной системы. Они концентрируют внимание, используются для лечения заболеваний глаз, психических расстройств, помогают при некоторых кожных заболеваниях и обладают антисептическим эффектом. Синие камни встречаются реже, чем зеленые. Я знаю только один номин чулуу (лазурит) из Афганистана. Индийские йоги утверждают, что медитация с шаром из номин чулуу снимает головную боль и помогает при горной болезни.
Фиолетовый. Индийские йоги особенно почитают этот цвет. Это цвет Аджны – чакры «третьего глаза» или цвет космического сознания. Он ведет к пробуждению в человеке ясновидения, высшего сознания, создает легкость в телесной и духовной сфере, открывает путь к восприятию мудрости. В Аюрведе считается, что фиолетовый цвет облегчает в организме избыток питты и капхи, но избыток его может обострить, в свою очередь, элемент вата. Этот цвет оказывает благотворное влияние при головной боли, депрессии, сотрясении мозга, воспалительных процессах, облегчает болезни печени и почек. Самым лучшим носителем этого цвета среди камней является аметист. Еще давно китайские старатели добывали его на горе Харнасту-обо в Дорнотском аймаке и сбывали купцам в Урге[37]. У меня есть один такой камешек размером с большой палец, и когда вдруг немного заболит голова, прикладываю его к переносице – боль через несколько минут проходит. Остались у нас еще три цвета – розовый, белый и черный.
Розовый. Символизирует такие качества как любовь и сострадание, чистота и открытость. Наряду с зеленым розовый цвет действует, прежде всего, на сердце – на сердечную чакру Анахату. Нежный розовый цвет несет радость и очищение психики от плохих влияний, помогает уйти от страхов и опасений. В мире камня я знаю розовый мрамор (ягавтаар гантиг), из которого делают шары для медитации. Слышал, что теперь вы, геологи, нашли еще один розовый камень – оглений туяа чулуу[38] – это хороший подарок людям.
Белый. Самый священный цвет, соединяющий человека с божественной сферой. Он является символом чистоты и веры. Белый (цагаан) благотворно влияет на психоэмоциональное состояние, несет успокоение, стабильность и гармонизацию функций организма. Этот цвет отразился в наших названиях рек, гор, ну и камня цагаан чулуу[39].
Черный. Этот цвет оказывает благоприятное влияние при заболеваниях, обусловленных факторами холода и влаги. Черных камней, как ты знаешь, в Монголии много – это чулуун нуурс (каменный уголь), хар мана (черный агат), а у нас в Хангае, где много потухших вулканов, множество хара чулуу галтуулын – черных камней вулканического происхождения. Издавна местные жители применяли такие камни для лечения суставов – черный цвет вбирает боль в себя.
Вот и все основные цвета, которые создала природа, но есть еще разные смешанные цвета и оттенки, и действие их различно. Одни влияют хорошо, другие – плохо, – закончил свою лекцию лама.
Все это время он держал в руках четки из какого-то зеленоватого камня. Они меня заинтересовали.
– Энэ ямар чулуу? – спросил Гомбожав, протягивая мне свои четки.
Я узнал камень сразу – это был мой старый знакомый.
– Толигор[40] из Южной Гоби, – ответил я. – Этот камень желто-зеленого цвета. А какое влияние оказывает слияние этих двух цветов в одном камне?
– Вопрос по существу, – ответил тот. – Желто-зеленый цвет обладает свойствами желтого и зеленого цветов, а потому одновременно воздействует на сердечную и пупковую чакры. Это очень важно! По Аюрведе, желто-зеленый цвет регулирует в организме элементы вата и капха, успокаивающе действует на ум и всю духовную сферу, устраняет гнев, подозрительность и очищает сердце. Вот почему четки из желто-зеленого камня полезны не только духовным лицам, но и всем людям.
Наша беседа с ламой заканчивается, и тут я вспоминаю, что у меня в кармане лежит кусочек амазонского камня с Абдарского массива. Интересно узнать, что скажет о нем лама. Я протягиваю ему этот камень и с замиранием сердца жду ответа.
– Цэнхэр ногоон чулуу (голубовато-зеленый камень)! Имени его я не знаю, – произносит Гомбожав и, зажав камень в ладонях, подносит к своей груди.
Лама закрывает глаза и как бы вслушивается в то, что «говорит» ему камень. Наконец он открывает глаза и говорит:
– В этом камне очень удачное сочетание голубого и зеленого цветов, воздействующих одновременно на сердечную и горловую чакры. Он оказывает сильное успокоительное действие, может снимать стрессы и предупреждать эпилептические припадки. Что же это за камень и откуда он?
И тогда я поведал ламе историю этого минерала, не забыв рассказать об амазонках и о том, как они, предположительно, использовали этот камень. Гомбожав с большим интересом выслушал рассказ и принял в дар мой камешек.
– В этом камне заключена какая-то большая, еще не раскрытая тайна, – промолвил он. – И очень хорошо, что вы, геологи, нашли его у нас, на монгольской земле. Пришло время, когда камень может стать не только украшением, но и лекарем души и тела. Сейчас, после всех идеологических запретов и гонений, важно возродить, воссоздать по крупицам тысячелетний опыт медицины Востока – Тибета, Китая, Индии и Монголии. Много сокровенных знаний находится в древних тибетских странах, нужно отыскать уцелевшие. Ну а вы, геологи, можете помочь своими открытиями новых камней, которые могут стать подлинными хранителями здоровья.