© Вик Брюс, 2018
ISBN 978-5-4485-9059-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Кто работает ночью?
Кто, а главное-где работает по ночам? Румыния, Великобритания, Канада, Германия, Ирландия, Греция, Италия – вот лишь некоторые страны, в которых народной молвой и фольклором зафиксированы случаи вампиризма. Вампиры встречаются даже в Азии, причем первые упоминания относятся к временам задолго до нашей эры. Конечно, многие старинные поверья обросли за столетия такими слухами, что мало, кто поверит даже в толику того, что там описывается.
Автор не несет ответственности и не предоставляет гарантий в связи с публикацией фактов, данных, результатов и другой информации. Все персонажи являются вымышленными, и любое совпадение с реально живущими или жившими людьми случайно.
Введение
Безопасный как червяк,
Я лежу, а вурдалак
Со стаканом носится —
Сейчас наверняка набросится, —
Еще один на шею косится —
Ну, гад, он у меня допросится!
В. Высоцкий, Мои похороны, или
Страшный сон очень смелого человека, 1971 г.
Они никогда не работают днем, у них белая кожа и гипертрофированно-острые клыки, они бояться чеснока и все что им надо – свежая кровь. А еще они живут в зловещей кроваво-алой, могильной среде, скажете вы. Как правильно вы определили по этим стереотипным характеристикам, растиражированным кинематографом и художественной литературой, речь идет о вампирах.
Интересуетесь этими мистическими существами в утонченных и изысканных нарядах, чья жизнь сопровождается рядом обязательных, по мнению большинства, атрибутов в виде гроба, летучей мыши, кладбища и темных ночей? Или, может быть, вы охотники за вампирами? Или просто вас манит их таинственный и загадочный мир? Хотите побывать там, где ступала нога мертвого человека? – Не думайте, что обитатели данного мира встречаются лишь на страницах книг и в кино в животрепещущих кровавых историях про любовь, преступления и кровь. И не удивляйтесь, что на самом деле они здесь, рядом. Сведущие люди знают, что каждый уголок земного шара населен вампирами. Румыния, Великобритания, Канада, Германия, Ирландия, Греция, Италия – вот лишь некоторые страны, в которых народной молвой и фольклором зафиксированы случаи вампиризма. Вампиры встречаются даже в Азии, причем первые упоминания относятся к временам задолго до нашей эры. Конечно, многие старинные поверья обросли за столетия такими слухами, что мало, кто поверит даже в толику того, что там описывается. Но те, кто скрупулезно подходит к истокам этих древних повествований, знают – возникли они не на пустом месте, и не зря люди до сих пор хранят не только воспоминания о вампирах, но и чеснок в своих домах, ограждающий от непрошеных гостей с того света с острыми клыками.
Если вас не пугают кровавые истории, порой не очень романтичные, в которых задействованы носферату, и если вы имеете какое-то представление о местах, где они обитали (а это можно узнать, так как истории о вампирах, даже если они не записаны, сохранились в легендах и сказаниях местных жителей), смело отправляйтесь в незабываемое путешествие, чтоб пощекотать себе нервы и встретиться с представителями этого легендарного клана потусторонних сил. Вдруг повезет, и в сумерках вы набредете на одинокого вампира! Ведь современные кровопийцы, как всем известно благодаря вампирской саге «Сумерки», преспокойно живут среди нас, а не в могилах на кладбищах. И не такие уж они мерзкие зловонные растлевающиеся ходячие трупы, а очень даже сексапильные и красивые, разъезжающие на суперсовременных дорогих автомобилях, которые не может себе позволить большинство простых смертных. Откуда у них такое состояние? – Спросите вы. Неужто старый дедуля-вампир оставил наследство, несмотря на то, что вампиры, считаются бессмертными? Вот то-то и оно, загадочная вампирская душа прячет в себе множество тайн!
Есть, однако, в них нечто обаятельное и притягательное помимо богатства, что сводит с ума тысячи поклонниц со всего света, готовых, к примеру, разорвать на кусочки вампира Эдварда Каллена. Кумир, между прочим, целого поколения! А ведь когда-то, вампиры или, как их называли, «живые мертвецы» ассоциировались только со смертью и болезнями, нагоняли животной страх на людей. Из-за этого вскрывались могилы всех, кто хоть как-то походил на вампиров, и их трупы сжигались дотла. Эволюция – налицо! Хорошо работают имиджмейкеры!
Вампиры из ужасных страшных упырей превратились в умных, богатых, образованных членов общества, таких как, например, граф Дракула. Так что бы побывать в их мире, понять, кто они такие, что им нужно и что вы можете получить от них, весьма интересно и даже полезно. Как знать, возможно, окажется, что и бояться их не надо… Но поскольку преступных групп, в которые входили и мужчины, и женщины, и даже дети, нападавшие на путешественников на протяжении нескольких веков (в частности, однажды они уничтожили большой караван), сейчас уже нет, поскольку исчезла вера в мертвых духов, на которой были помешаны целые деревни и города и которая заставляла людей совершать ритуальные убийства, берите с собой в дорогу только чеснок. На всякий случай. Он не займет много места в чемодане, но, кто знает, может, спасет вашу жизнь (кроме того, чеснок обладает и рядом лечебных свойств).
В гроб вогнали кое-как,
А самый сильный вурдалак
Все втискивал, и всовывал, —
И плотно утрамбовывал, —
Сопел с натуги, сплевывал
И желтый клык высовывал.
В. Высоцкий, Мои похороны, или
Страшный сон очень смелого человека, 1971 г.
Древние легенды и сказания народов всего мира хранят воспоминания о кровавой деятельности вампиров. Согласитесь, так или иначе, описываемые в них истории возникли не на пустом месте, а в результате подлинных происшествий, главными героями которых были эти кровососущие существа. И судя по дошедшим до наших дней материалам, проводившихся властями расследований, большинство из них основано на реальных событиях. Факт есть факт – они представлены в официальных источниках, созданных в то или иное время на территориях десятков государств.
Некоторые предания и фольклорные произведения легли в основу множества художественных произведений о вампиризме, которые, начиная с книги «Страна за лесами» Эмилии Джерард (1888 г.), стали пользоваться огромной популярностью в Европе, а позже просто взорвали западное общество, вызывая небывалый восторг, интерес и любовь к вампирам.
И в наши дни страсти по носферату не утихают – наоборот, разгораются все сильнее. По всему земному шару существуют сотни тысяч поклонников вампиров. Помимо страстей вокруг вампирской саги Стефании Майер, то и дело в газетах и журналах, по телевидению и в интернете мелькают сообщения о случаях вампиризма.
Данный путеводитель по местам, связанным с вампирами, основан на самых известных сказаниях о них, поведанных жителями практически всех уголков нашей планеты. Кроме того, некоторые включенные в данную книгу тексты представляют собой официальные данные из документов о расследованиях случаев вампиризма или взяты из работ исследователей этой темы, таких как Карл—Фердинанд де Шару, Адольф д`Ассье, Джузеппе Даванцати, Монтегю Соммерс, Августин Калмет, внесших значительный вклад в изучение этой животрепещущей темы о неупокоенных мертвецах.
Безусловно, всплеска интереса к вампирам не было бы без книги, которая задала качественно новый виток развития вампирской темы. Она стала классикой вампирского жанра, можно даже смело сказать-эталоном! И мало кто с этим не согласится. Ведь благодаря ей весь мир узнал о существовании вампиров и, что самое интересное, полюбил их. Особенно кинокомпании, театральные режиссеры, постановщики, художники, актеры, которых эти кровопийцы прославили и наградили миллионными гонорарами. Полюбили вампиров и простые читатели, которые испытывают большое удовольствие и гамму переживаний и волнений, в частности, эротических, что немаловажно, при чтении и просмотре экранизации книги Брэма Стокера «Дракула». Стокер вывел из варварской средневековой эпохи целую роту упырей и вурдалаков и переселил их в буржуазное западное общество XIX века, в которое они отлично вписались, родил нового героя того времени, а как оказалось, и на все времена. Героя, который продемонстрировал этому XIX веку все его страхи, похотливые желания, опасения и даже отчасти предсказал его будущее! Так что без упоминания графа Дракулы не может обойтись ни одна книга, которая в той или иной степени затрагивает вампирскую тему.
Тем не менее, подавляющая часть информации о кровопийцах взята из древних преданий, которые рассказывают о предках вампира Дракулы. И о них тоже нельзя забывать. Читатель, зри в корень и не забывай о нем! Он поможет разгадать некоторые загадки вампиров! Кстати, может быть, из-за фольклорного характера большинства источников вампирская тема до сих пор окутана внушительным слоем тайны и мистики, ведутся всевозможные дискуссии о том, существуют ли вампиры на самом деле. Но сюжеты всех без исключения легенд и мифов так или иначе связаны с реальной жизнью. Можем ли мы, к примеру, утверждать, что «Шагреневая кожа» Бальзака – сказка? А «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Стивенсона? А «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда? Сказки ли это? – Скорее всего, нет. Ведь поразительные истории, рассказанные в этих произведениях, сюжетно связаны с реалиями, происходившими на самом деле. Смысл этого мистического жанра, впервые созданного гениальным «открывателем жанров» Эдгаром По, заключается как раз в необыкновенности, точнее нетрадиционности вещей и явлений, которые просто не могут быть объяснимы, поскольку они чрезвычайно редки и просто нет достаточных знаний, чтобы разгадать. Во всех этих преданиях о бледных красноглазых любителях человеческой крови возможное пересекается с невозможным, не противореча ему, а гармонично с ним уживаясь. Над героями этих загадочных произведений господствует какая-то магическая всеобъемлющая сила судьбы, которую надо принимать как факт. Она-то и создает обстоятельства, сопровождающие героев этих мифов. Поэтому данная книга включает в себя информацию о местах обитания вампиров настолько достоверно и точно, насколько это возможно было сделать в условиях особого скепсиса в отношении кровопийц. Ведь большинство местностей описано в мифах и легендах весьма абстрактно, что можно лишь предположить места обитания вампиров с весьма небольшой долей вероятности.
Интерес к готическим романам не проходит и в настоящее время. Конечно, многие герои осовремениваются, вливаются в привычные для жителя XXI века события. Но это происходит не со всеми. Пик популярности приходится на обращение в монструозных зомби и вампиров классических персонажей всемирно известных романов. За это взялось американское издательство «Quirk Books», которое выпустило книгу «Андроид Каренина». Кроме этой книги, по миру гуляют многие тысячи экземпляров «Гордость и предубеждение и зомби», ставшей бестселлером. Кинокомпании, как и герои этих романов, готовы перегрызть друг другу глотки за право на экранизацию. Головокружительные тиражи, поклонники, миллионные гонорары стали продолжением бума, который лет 60 назад накрыл Великобританию, а позже западное полушарие, нечеловеческим интересом к ожившим мертвецам, встающим ночью из своих могил в надежде удачно поохотиться на человека. Поэтому и сейчас кровь, куски мяса, ниндзя, зомби, восточные духи и восточная месть, переплетенные между собой в совокупности с темой любви и брака, модифицированные под сегодняшние желания, взрывают топ-чарты самых продаваемых историй. Так что если увидите на обложке книги девушку, одетую в платье в стиле ампир с шелковой нитью в голове на фоне романтического пейзажа, но при этом без кожи и с оголенными в некоторых местах костями, а главное, с кровью на этом милом платьице, капающей из пасти, берите не раздумывая! Так создается классика. Свежие ощущения от прежних впечатлений, получаемые от нового прочтения классических сюжетов, гарантированы.
Трансильвания
Очень бойкий упырек
Стукнул по колену,
Подогнал – и под шумок
Надкусил мне вену.
А умудренный кровосос
Встал у изголовья
И очень вдохновенно произнес
Речь про полнокровье.
В. Высоцкий Мои похороны, или
Страшный сон очень смелого человека, 1971 г.
Князь Дракула не является единственным вампиром в Трансильвании, или Эрдее, или Семиградье (историческая область в центральной части Румынии), как по-разному называют эту местность. Хотя, безусловно, он самый известный вампир не только там, но и во всем мире. Народные верования жителей этой области в кровососущих демонов подкреплялись различными необъяснимыми событиями, которые случались в отдельных деревнях, передавались из уст в уста, обрастали слухам, превращаясь в фольклорные произведения.
Понятие о вампире в трансильванских землях относится к представлениям, которые были характерны для многих славянских и других народов восточной Европы. Практически во всех здешних странах остались свидетельства пребывания кровососущих детей тьмы. Нет ни одной страны, в преданиях которой не фигурировали бы живые мертвецы. Общие признаки у них примерно идентичные, но есть свои особенности. Тем не менее, меры, которые предпринимаются местными жителями для того, чтоб обезопасить себя и свои дома от мертвецов, выходящих из могил, имеют много сходства: чеснок, ясеневый кол, заваливание камнями могил.
И сегодня вампиры Румынии не являются наследием прошлого, отраженным только в древних поверьях, сказаниях и художественных произведениях. Даже сейчас, в XXI веке, вновь и вновь появляются сообщения о деятельности кровососущих на этих землях. Так, несколько лет назад известный всему миру телеканал показал, как в одной из деревень в центре Румынии местные жители осуществляли ритуал, связанный с предполагаемым вампиром, умершим в глубокой старости, который, по заявлениям многих, стал являться к ним ночью после погребения. Таким образом, веками выработанные традиционные меры (вскрытие могилы, приготовление специального отвара из пепла сожженных останков), направленные на противодействие «живым мертвецам», выходящим из могил, применяются и в XXI столетии. Дело, о котором идет речь, было очень громким и вызвало шквал дискуссий. Это в очередной раз доказывает, что Румыния по сей день является пристанищем детей тьмы, любителей человеческой крови. Не случайно во многих румынских деревеньках жители устанавливают кресты на крышах своих домов для того, чтобы обезопасить себя и своих родных от упырей. До сих пор в Румынии существуют гуру-специалисты по вампирам.
Предупреждаю, что далее будет глубокое погружение вглубь веков, в самые сокровенные тайны древних сказаний о мертвых душах. Нет, речь пойдет не о гоголевских героях, а о существовавших в разных соседних землях вампирах, о которых ходило огромное количество слухов в Иллириии, Турции, Германии, Польше и Венгрии. Вы можете набраться терпения и продраться через кучу непонятных терминов, которых будет много, либо пролистать книгу до места – магнита для тысяч поклонников вампиров – Форкс, и пропустить много интересного. Все на усмотрение читателя.
Итак, на территориях, примыкавших к современной Румынии, вампиры носили название «стригои». Различались стригои вии, то есть, живые вампиры, и стригои морт, или мертвые вампиры. Стригои вии, если они были женского рода, назывались еще босоркой, морой. Прелестные названия для этих ведьм, колдуний от рождения, которые должны были стать вампирами после смерти. Как правило, стригоями вии становились родившиеся «в сорочке», с врожденными аномальными отростками – например, с хвостом, в котором концентрировалась вся энергия и сила. Кроме того, считалось, что седьмой или двенадцатый ребенок одного пола, родившийся в семье, с большой вероятностью может стать таким вампиром. Вроде бы, семь – число счастливое – ан нет; родился под этим номером – пиши – пропало, на тебя будут косится всю твою жизнь, а после смерти выскажут все, что о тебе думают. Данный тип существ имеет уникальную способность вливать свои души и тела в других ведьм, а также принимать зооморфный облик – жабы, летучей мыши, свиньи. Это будет круче способностей современных зомби и нечеловеческих существ в блокбастерах! И поэффектней, согласитесь. Восточнороманские племена верили, что стригои вии похищают сердца и кровь людей, скота, огня. Они обладают дурным глазом и способны нанести вред каждому, в особенности, маленьким детям. Основной период, когда они становятся наиболее активными – ночь на Св. Георгия (23 апреля). В это время они, раздевшись догола, рассредоточиваются по огородам, полям, равнинам, чтоб собрать с травы росу. После этого ритуала, сопровождающегося заклинаниями и заговорами, земли перестают давать урожай, а коровы и козы – молоко. Но на этом деяния вампиров не заканчивались, и окружающие не могли расслабится. Надо было оставаться на страже – ведь после ночи на Св. Георгия и Св. Андрея, которая приходится на 30 ноября, происходили новые печальные и страшные события. В это время под покровом ночи стригои вии собирались на бойню – дрались стенка на стенку до первой крови. Оказывается, так забавлялся не только русский люд, (эта традиционная мужская забава была продемонстрирована в фильме Н. С. Михалкова «Сибирский цирюльник»), но и потусторонние силы. Интересно, кто у кого перенял это развлечение? Но главное отличие между забавами людей и нечисти заключалось в том, что демоны использовали топоры, пилы, лопаты – в общем, любые инструменты. Если хоть один стригой погибал в этом побоище, месть грозила не обидчику – селу (!) следовало ждать эпидемии чумы или холеры. По некоторым поверьям, массовые заболевания возникают из-за того, что хулиганит душа убитого стригоя. Оберегами от этих сумасбродных существ служили все тот же чеснок, острые металлические предметы. Чеснок – панацея от всех болезней!
Стригои морт, мертвые вампиры, – это воскресшие трупы, деятельность которых соответствует стандартным представлениям о вампиризме. Ими становились после смерти стригои вии, умершие до крещения младенцы, дети колдуньи или ведьмы, братья, родившиеся в один месяц. Перечень можно продолжать. В отдельных деревнях существовало поверье, что стригоями становятся умершие накануне свадьбы юноша или девушка. И эти бедняги причислялись к вампирам. Идентифицировать таких стригоев позже удавалось по некоторым признакам, в частности, по сальнику (чепчик) или хвосту. Люди, умершие в результате самоубийства или несчастного случая, могли после смерти превратиться в вампиров (так же, как живой вампир перевоплощается и переходит в категорию мертвых). Женщины, не евшие соль во время беременности, а также те, на которых посмотрел вампир, могли произвести на свет ребенка-вампира. Так что, будущие мамочки, не пренебрегайте солененьким! Может быть, бушующие гормоны, которые требуют селедки и соленых огурчиков, спасают ваше чадо от вампирского будущего! Когда следовали подряд несколько случайных смертей, это считалось сигналом, что в деревне появился вампир. Малейшие подозрения, павшие на какого-либо сельчанина, могли стоить ему жизни – надо было найти виновного.
Чтобы обезвредить потенциального стригоя, в гроб помещали различные апотропеи (предмет или изображение, которому приписывалась сверхъестественная способность отгонять злых духов). После этого тело заваливали землей, камнями, сверху втыкали веретена и посыпали зерном. При чем тут зерно? – Спросите вы. – А как же! Неужели не ясно, что вылезший из могилы вампир забудет обо всем на свете, увидев рассыпанное зерно! Зернышко за зернышком будет он тщательно его передирать и забывать, зачем вылез наружу! Возьмите на вооружение этот способ – очень эффективный и малозатратный!
Иногда могилу вскрывают, чтобы проверить, на месте ли вампир, не выбрался ли он. Некоторые рукописи содержат описания мертвецов, которые подозревались в вампиризме. Их могилы вскрывались и обнаруживались следующие феномены: тела, как правило, были обезображены, существовала гипертрофия некоторых частей тела или зооморфные признаки. Чаще всего подобные изменения касались зубов. Клыки увеличивались в размерах и заострялись. Кроме того, могли появиться хвост, копыта и обильный волосяной покров. По свидетельствам очевидцев, создавалось такое впечатление, что ногти и волосы продолжали расти после смерти! То есть налицо были все признаки того, что это вампир: тело не разлагалось, а продолжало расти, переворачивалось. Иногда лица таких трупов оказывались румяными как у живого человека. Некоторые письменные источники свидетельствуют о том, что древние славяне искали около захоронения отверстие. Через него вампир выбирался из-под земли и затем бродил по кладбищам, пожирал трупы, заявлялся в деревни, избивая и калеча встречных людей, а также проникал в свой дом, чтобы выпить кровь своих родных и близких, а также сожрать их душу. Жители Румынии имели свои рецепты избавления от стригоя морт, опробованные не одним поколением. Сперва, следовало разрыть могилу – без этого никак. Затем, надо было перевернуть труп. Лучше всего, как уверяли старцы, расчленить его на множество мелких кусков, сердце отдельно сварить в вине или сжечь. Как отмечается в древних записях, опасаться мертвого стригоя следует прежде всего в ночь на 30 ноября, то есть в канун празднования дня Св. Андрея. Людям советуют не выходить на улицу, а также оставлять орудия труда, особенно колюще-режущие. Для защиты дома окна, двери, ворота, пороги надо смазать чесноком и окурить ладаном. Пусть в эту ночь горит свеча, принесенная из церкви, – она отпугнет вампира.
Еще одним демоническим мифологическим существом у румын был вриколак, волкоподобное нечто, съедающее солнце и луну. Люди верили, что, когда луна имеет красноватый отблеск, по ней течет его кровь. На сербском и хорватском языках эти существа именуются вукодлаками (оборотнями, способными превращаться не только в волка, но и в свинью, собаку, медведя, а после смерти становящимися вурдалаками). В Иллирии (древнее название западной части Балканского полуострова) вудкодлаком называли покойника, который ночами выходил из своей могилы и мучил живых, высасывая кровь у них из шеи либо душа их. При этом чаще всего жертвами становились близкие и родственники вампира.
Кроме того, у западных славян, существуют рассказы о богинках. Эти истории характерны прежде всего для соседних с карпатским районом южнопольских территорий. Главная функция богинок – похищение детей, у которых они затем из груди высасывают кровь. Могут они с этой же целью являться к мужчинам или просто покусать их.
Кстати, интересная особенность присуща кровопийцам: вампиры кусают не только людей, но и друг друга. Так они себя спасают – это один из способов воскрешения убитого вампира. Если на вампира, который получил смертельную рану, побрызгать кровью другого носферату, это может вернуть его к жизни. Кроме того, считается, что младшие вампиры преподносят свою кровь старейшине, главе своего клана, в качестве доказательства преданности и в знак почтения.
Ох, и загадочные они все же ребята, до конца их не понять, видимо, никогда. Некоторое разъяснение в вопросе, кто есть вампиры в русском понимании, дает «наше все» – А. С. Пушкин, который в цикле «Песни западных славян» упоминает о «вурдалаке», вампирском существе, соответствующем привычному для русского восприятия упырю: «Вурдалаки, вудкодлаки, упыри – мертвецы, выходящие из своих могил и сосущие кровь живых людей»1. Талантливо, коротко и ясно.
Смешение всех вышеназванных понятий объясняется тем, что для славянского мировосприятия легенды о вервольфах, живых мертвецах, кровожадных зомби являлись чрезвычайно привычными, поскольку верование в них были весьма распространены. Некоторые источники утверждают, что родиной вампиризма являются славянские земли. Именно поэтому разнообразные названия вампиров приживались на территориях различных земель.
Восточноевропейские государства, такие как Сербия, Богемия (Чехия), Венгрия, неизменно фигурируют в качестве места действия вампирских проявлений. Так, к примеру, в трактате «О вампиризме», Проспер Мериме ссылается на случаи появления кровососущих в окрестностях Косово, Градиша, а также в деревне Варбоска неподалеку от Воргораза, который находился в Иллирии (Далмация, Босния и Герцеговина). Что касается последнего населенного пункта, автор расписывает в подробностях детали организованной им экскурсии и наблюдавшейся им активизации вампира. Вымысел этот рассказ или правда – не нам судить, но тот факт, что в основе лежали некоторые события, случившиеся в реальности, пожалуй, можно не опровергать.
Совсем недавно на территории Чехии было обнаружено захоронение, которое предположительно относится к концу Х – началу ХI века. Кладбище располагалось около городка Челяковицы. В нескольких ямах лежали останки перевязанных кожаными ремнями людей с воткнутыми в них осиновыми кольями, что свидетельствует о том, что здесь, по мнению местных жителей, были похоронены вампиры. Как утверждается в некоторых отчетах по данному происшествию, тела принадлежали исключительно мужчинам. Интересно, чем это они провинились? Может, там жили новые амазонки, которые под предлогом вампиризма расправились с таким количеством неслабых, наверное, мужчин?
Откуда есть пошли вампиры
Кровожадно вопия,
Высунули жалы —
И кровиночка моя
Полилась в бокалы.
Погодите – сам налью, —
Знаю, знаю – вкусная!..
Ну нате, пейте кровь мою,
Кровососы гнусные!
В. Высоцкий Мои похороны,
или Страшный сон очень смелого человека, 1971 г.
Можно ли ответить на вопрос, кто явил всему свету вампиров? – Нет! Откуда появились вампиры, никому никогда не станет известно. Эта тайна, которая насчитывает тысячелетия, наверное, так и останется тайной. Безусловно, есть какие-то предположения, но все они субъективны и зачастую даже не имеют какого-либо обоснования и внятных аргументов в их пользу. Представители разных стран выдвигали ну, совсем несовместимые друг с другом версии и предположения. К примеру, такое: «В Великой Нормандии живут три миллиона людей – и менее пяти тысяч вампиров. Во всей Галлии насчитывается всего лишь сорок тысяч вампиров и столько же в Византийской империи. Не знаю, сколько их в Валашском ханстве или в Китае, но вряд ли намного больше. В Африке на каждого вампира приходится по три-четыре тысячи человек»2.
Алексей Толстой неистово возмущался, когда речь заходила о происхождении вампиров. По его мнению, кровопийца – это исключительно славянское существо. И больше никто не вправе заявлять о зарождении вампиров на какой-либо другой территории, кроме славянских земель. В своем произведении «Приключение трупа» он в который раз заявляет свое недовольство по поводу замены всех названий одним иноземным неславянским словом «вампир»: «Вы их, Бог знает почему, называете вампирами, но я могу вас уверить, что им настоящее русское название: упырь; а так как они происхождения чисто славянского, хотя встречаются во всей Европе и даже Азии, то и неосновательно придерживаться имени, исковерканного венгерскими монахами, которые вздумали было все переворачивать на латинский лад и из упыря сделали вампира»3. Утверждения его не были голословными. Писатель тщательно изучал вампирскую тему и написал не одно произведение, посвященное вылезающим из могил трупам. Среди самых известных – повести «Семья вурдалаков» и «Упырь», классика российских готических произведений.
Другие исследователи вампиризма придерживались точки зрения, выдвинутой впервые в 1791 г. ученым по имени Карл фон Кноблаух. Он заявлял, что самые старинные записи, в которых фигурируют вампиры, восходят все же к древним грекам. И источник этого явления – земля богов Олимпа.
Но и до Греции о вампирах знали еще в древней Индии. По утверждению Девендра П. Варна, европейские вампиры являются прототипами вампирических духов древней Индии. Как заявлял Девендр, истории о кровососущих существах были перенесены арабскими караванами, которые следовали по Великому Шелковому пути из долины Инда к Средиземноморскому бассейну. К I веку нашей эры они достигли территории Греции, откуда продолжили свой путь по европейским землям.
Но большинство авторов все же не намерено отдавать пальму первенства в этом вопросе индийцам. Один весьма видный авторитет в вопросе вампиризма, опубликовавший более полусотни романов и других литературных произведений, а также нескольких документальных книг и статей, Брайан Стэблфорд, в одном из своих произведений приводит «отдельные реальные факты», которые дошли до наших дней: «Вампиризм появился в Западной Европе, его принесли сюда гуннские орды, возглавляемые вампиром Атиллой. Атилла, должно быть, отлично знал, как увеличить число своих собратьев, – он совратил Аэция, который затем стал правителем Галльской империи, и Феодосия Второго, восточного императора, – позднее тот был убит»4. Но и это только предположение. Поскольку ясного ответа на вопрос о месте происхождении вампиров нет – выбирайте сами, какой участок на земле вам больше по душе в качестве родины вампиров.
Географическая неясность все же не должна мешать разобраться в происхождении этих существ. Кто их породил? Инопланетные существа? Духи других миров? Люди? Так или иначе, общепризнанным фактом является то, что вампиры происходят от одного источника. Вампирский клан разветвляется от короля или королевы. Существует даже такая точка зрения: кровавые пиры королевской четы доводят их жертв до могилы, а после захоронения жертвы воскресают и продолжают вампирский род. Но если обнаружить первопричину появления вампиров, то остальные потенциальные кровопийцы станут обычными мертвыми телами. Этой линии придерживался, кстати, и Брэм Стокер, автор легендарного графа Дракулы, когда создавал свое бессмертное произведение. А уж он знал многие вампирские тайны. Между прочим, сам Стокер был близок к одному из самых влиятельных оккультных обществ – Ордену Золотая Заря. И многие его современники приписывали небывалый феноменальный успех романа знанию автора не понаслышке секретов потусторонних мистических сил, а также способности его с ними общаться.
Румыния
Чтобы прояснить некоторые сложившиеся стереотипы и неясности относительного того, кто такой князь Дракула и как он связан с графом Дракулой, кто такой Цепеш и почему он назван «колосажателем», в связи с чем на Руси во времена Ивана Грозного он величался как «благородный государь Дракула», надо отправиться в Румынию и побывать на родине Дракулы, где сразу станет ясно многое о самом узнаваемом и известном вампире. Заранее только предупредим, что граф Дракула появился спустя несколько столетий после князя Дракулы. Чувствуете разницу?
Почему «Дракула»? Граф – самозванец?
Однако возвратимся к главному герою здешних мест, Владу Цепешу. Отчего же он был назван в народе Дракулой, именем, которое прочно утвердилось в качестве обозначения вампира, даже, можно сказать, его синонима? И почему провел детство и юность в другом месте? И где еще искать следы пребывания на этом свете господаря Валахии Влада Цепеша («Пронзающего»)?
Что интересно, связано это было ни с чем иным, как с политикой. Распространение Оттоманской империи на Балканы создавало реальную угрозу христианской вере. В 1389 г. произошла битва на Косовом поле, изменившая карту Европы и перекроившая планы многих государственных деятелей: турецкий правитель взял под свое господство все земли Балканского полуострова и, в частности, Трансильванию. Местными жителями создавались ополчения против непрошенных гостей, насаждавших мусульманскую религию. Настало смутное время, когда союзники то помогали, то перекрывали возможность отбиться от нападения вражеских войск. Так, одной из самых значительных групп, выступавших против турецкого господства стал Орден Дракона. Именно в него и вступил князь Валахии Влад, отец будущего колосажателя. Главной целью всей жизни князя Влада Дракулы – старшего стало покорение мусульман и обращение их в христианство.
Переезд из родного дома маленького Влада был вызван тем, что отец тогда еще милого ни в чем не повинного мальчугана переехал в местность, где расквартировался Орден Дракона – средневековая организация, образованная немецкой аристократией в связи с экспансией турков. Символом Ордена был дракон с мечом. Поэтому версия, выдвигаемая многими учеными, гласит, что, возможно, именно из-за такого наименования ордена (который позже возглавил Цепеш – старший, получивший прозвище Дракул, что означало Дьявол либо Дракон) и Влада впоследствии стали именовать Дракула, то есть, «сын Дьявола, сын Дракона».
Через некоторое время Влад с братом попали в плен к оттоманскому правителю, поскольку их отец отказался выплачивать туркам дань. Они стали, если так можно выразится, политическими заложниками. Безусловно, пребывание в стамбульских тюрьмах сказалось на психике юноши, чем можно в некоторой степени объяснить его злодеяния. Зверства и издевательства, которые учинялись перед глазами, по сути, еще ребенка, прочно засели у него в голове. По некоторым данным, от пыток не спасся и Дракула. Но не в турецкой тюрьме, так дома узнал бы он во всех подробностях о варварских наказаниях. В средневековые времена нравы были жестокими, садистские казни и пытки происходили ежедневно: будущим воинам следовало быть бесстрашными и беспощадными и знать с самого детства, что такое кровь. Поэтому хладнокровность при убийствах людей не осуждалась, а наоборот, приветствовалась и поощрялась. Кстати, существует версия о том, что эти качества воинов развивались древним обычаем – антропофагией, когда из поверженного врага вынимали жизненно важные органы – сердце, печень – и съедали, запивая кровью. Попросту – каннибализмом.
После заточения у турков Влад при поддержке венгерской аристократической верхушки был провозглашен правителем Валахии. К тому времени, по замечаниям некоторых очевидцев, Дракула превратился в очень сильного коренастого мужчину с зелеными жесткими глазами, орлиным носом, вытянутым овалом лица и мощной бычьей шеей. Он носил усы и длинные черные вьющиеся волосы. Так что, судя по описаниям, жутковатый и зловещий облик был у правителя Валахии.
Тут уже настала его очередь расправы над обидчиками – он не скупился в масштабах кровавых зрелищ. Однако страдали не только враги, но и его подданные. Именно из-за этого в окрестностях городка сохранились предания о небывалой жестокости правителя здешних мест. Из-за этого он и был прозван в народе «Владом Колосажателем», «Владом Пронзителем» или «Дракулой» – за массовые, кровожадные, истребляющие сотни людей, прежде всего, турецких воинов, казни. Кроме того, людская молва утверждала, что правитель употреблял свежую кровь убиенных людей, в связи с чем усиливались слухи о вампиризме Влада Цепеша.
Рассказы о Дракуле распространились на всю округу. Даже в древнерусской литературе, датируемой XV веком, имеются упоминания о кровожадном румынском князе. Предполагают, что автором «Сказания о Дракуле воеводе», описывающего многочисленные пытки и казни правителя Валахии, был русский посол в Венгрии и Молдавии Федор Курицын, составивший свои заключения после посольской миссии к венгерскому королю Матвею Корвину и молдавскому господарю Стефану Великому. Он основывался и на записях других путешественников в Юго-Восточной Европе, в придунайских землях: «О великом изверге Дракола Вайда», «Венгерской хронике» и других произведениях. Так, древние записи говорят о том, что этим извергом в день Святого Варфоломея в 1460 г. в одном из поселений Трансильвании были казнены около 30 тысяч человек путем сажания на кол.
Подданные князя Дракулы содержались в невероятной строгости. Уголовные наказания предполагались за малейшие проступки. Все без исключения цыгане априори считались конокрадами и ворами, поэтому в отношении этого народа наказание производилось без суда и следствия. В связи с этим фактом подавляющее большинство преданий о кровавых казнях князя Дракулы сохранилось у цыганских общин.
Молва о дьявольских происках Дракулы, облетевшая всю округу, сообщала еще одну жутчайшую подробность любимых занятий Влада: испытывая патологическую неприязнь к слабым, немощным и грязным попрошайкам, он придумывал изощренные способы, как же избавиться от них. По утверждениям некоторых источников, правитель Валахии самолично собрал под одним сводом на пир весь уличный сброд и в самый разгар пиршества приказал закрыть все выходы из дома, после чего поджег его. Другие древние предания рассказывают о том, что правитель этих земель ни на минуту не расставался с остроконечным жезлом, смертельным оружием, использовавшимся чрезвычайно часто. Однажды после попытки турецких войск захватить замок, Дракула якобы приказал отрубленные головы неприятеля насадить на пики, выставленные на стенах замка. Вид был жуткий. 20 тысяч пленных турок были посажены на кол за один день! Узнав об участи пленных воинов, турецкая армия повернула от этих кровавых земель прочь к себе домой.
Когда смотришь на эти цифры, диву даешься: что ни казнь – так тысяча жертв! Фантазии населения разыгрались настолько, что в воспоминаниях о Дракуле жителей Брашова, где он часто бывал, описывается его способность превращаться ночью в волка, чтобы поживиться людом, особенно молодым. Эти легенды сродни средневековым преданиям о живых мертвецах. Древние сказания трансильванских земель описывают восставших из могил мертвецов, одержимых дьявольскими силами, а также оборотней, которые поле смерти превращались в зомбических существ, так называемых «вукодлаков», «вудкодлах» или как в русском варианте – «вурдалаков». И до сих пор жители окрестностей Сигишоары верят, что призрак Дракулы живет в здешних лесах, поскольку за его кровавые злодеяния душа его не может успокоиться ни в земле, ни, тем более, на небесах. И обречен он все время жаждать крови, ночью превращаясь в вампира, а с появлением первых лучей солнца перебираясь в места, где при жизни он бывал. А может, это все правда? Ведь откуда-то берутся эти достаточно подробные описания прихода Дракулы из загробного мира? И почему его причисляли к вампирам задолго до того, как Брэм Стокер создал своего собственного вампира, графа Дракулу, прототипом которого стал валашский правитель?
Где искать последнее пристанище Дракулы?
Чтобы знать, где искать могилу Дракулы, надо иметь информацию, от чего и при каких обстоятельствах душа его покинула тело. Смею вас разочаровать, этого никто не знает и, похоже, причина смерти Дракулы так и останется тайной.
О смерти Дракулы нет достоверных источников. Кончина Влада III Колосажателя так и не была зафиксирована ни в одной рукописи. По некоторым утверждениям, в войсках Дракулы вспыхнули мятежи, его подданные больше не в силах были терпеть жестокости князя. Ходили слухи, что валашского князя убили и обезглавили личные враги. Поскольку нечеловеческий страх перед ним оставался и после смерти, средневековые киллеры расчленили тело и разбросали его части по всей округе. Голову как самый ценный трофей отослали турецкому султану, который выставил ее на всеобщее обозрение на центральной площади Консантинополя. И находилась она там до тех пор, пока родственники Дракулы не собрали внушительную сумму и не выкупили ее у турков, после чего, как говорили, захоронили ее в усыпальнице. Никогда, наверное, не мог Цепеш представить, что в возведенной по его личному приказанию усыпальнице в монастыре Снагова будет лежать только одна часть его тела…
Это лишь одна из нескольких версий смерти князя Цепеша. Другая вариация лаконичная и без захватывающих и интригующих подробностей, гласит, что он был убит неизвестным и что подданные, узнав о случившемся, горько горевали.
Чтобы пролить хоть какой-то свет на эту темную страницу биографии Дракулы, в 1933 г. было произведено вскрытие его могилы в Снагове, в монастыре на одном из островов, засвидетельствовавшее наличие останков. Но только опять, в который раз, достоверность того, что они являются останками Дракулы, никто не может доказать.
По другим данным, могила в Снаговском монастыре не содержала погребения. Тем не менее, поклонники Дракулы приезжают сюда за легендой, а заодно и насладится природой. Так что можно считать тайну смерти князя Дракулы до сих пор не раскрытой, что дает шанс всем желающим ее раскрыть – дерзайте, собирайте чемоданы, берите лопаты и – в Румынию!
До сих пор ведется бурная полемика о том, где впервые появились вампиры и откуда они распространились по всему миру. Простому обывателю, скажем прямо, это неважно, ему интересно то, что самые примечательные легенды о них связаны с территорией современной Румынии. Таким образом, начинать путешествие по местам вампиров, вне всяких сомнений, необходимо с Трансильвании.
Ни одно место в мире не связано так прочно с вампирской тематикой, как эти земли. Территория под названием Трансильвания в далекие времена принадлежала Венгрии, однако, это никоим образом не отражается на фактах, связанных с кровососущими. Поэтому Дракула, вервольфы, летучие мыши и другие атрибуты потусторонних миров были, есть и будут неотъемлемой составляющей трансильванских окрестностей, их непередаваемой атмосферы, таинственности и мистификаций.
Средневековые жители уверяли, что целые сонмы ведьм, вампиров и разного вида оборотней орудовали в лесах и горных местностях Трансильвании, скрытых от бушевавшей в западной Европе инквизиции. В соседних местностях прочно укрепилась вера в то, что карпатские земли насквозь пропитались кровью, поскольку казни были каждодневным делом.
Сейчас Трансильвания – это историческая область Румынии, находящаяся в самом центре государства, к северо-западу от столицы – Бухареста. Когда оказываешься в Карпатских горах, в лесах с их крутыми склонами, сумрачной атмосферой и стелящимся по оголенным корням деревьев туманом, солнечными долинами, в которых до сих пор можно встретить многовековые постройки, церкви, замковые готические комплексы, чувствуешь, что попал во времена средневекового господства рыцарей в доспехах, варваров и мистического царства потусторонних сил. Картина не изменилась за тот период, который прошел со времени написания Брэмом Стокером «Дракулы». Описание этих мест в романе таково: «За зелеными волнистыми холмами возвышались цепи Карпатских гор, покрытые могучими лесами. Они возвышались по обе стороны ущелья Борго, ярко озаренные заходящим солнцем, отливая всеми цветами радуги: темно-голубым и пурпурным цветом сияли вершины, зеленым и коричневым – трава на скалах, а бесконечно тянувшаяся перспектива зубчатых скал и заостренных утесов предстала перед нашими взорами, покрытая величественными снежными вершинами ослепительно белого цвета. Мы продолжали наше бесконечное путешествие, а солнце за нашей спиной спускалось все ниже и ниже, и вечерние тени начали расстилаться вокруг»5.
Зимой же картина выглядит еще более таинственной. Огромные горы со снежными вершинами, холодные серо-белые краски, морозная дымка, через которую проступают черные стволы деревьев причудливой формы на фоне бездонных ущельев и высокого неба. Кажется, что это декорация фильма ужасов, – однако, нет: это всего лишь земли, на которых когда-то властвовал князь Дракула, где гремели рыцарские доспехи в боях с турецкими воинами и кровь лилась ручьями. Сейчас на склонах Карпатского горного хребта разместились небольшие деревеньки, в которых внешне мало что изменилось с тех времен: каменные домики с черепичными крышами, мостовые, выложенные из серых камней, древние церкви, площади с уютными кабачками – классический средневековый антураж.
Само название местности «Трансильвания» ассоциируется с чем-то мифически – загадочным и сказочным. Попадая в эти земли, окруженные со всех сторон горными хребтами (Восточными Карпатами с востока, Южными Карпатами с юга и Западными Карпатами – горный хребет под названием Апусень – с запада), путешественник окунается в мир легенд и таинств, созданных богатейшим культурным и историческим наследием. Называемая «страной за лесами», «залесьем», «семиградьем», Трансильвания издавна считается местом обитания вервольфов – людей, способных перевоплощаться в волков и, по свидетельству множества легенд, в дальнейшем становящихся зомби. А помимо этого, еще и местностью, в которой было отмечено множество случаев вампиризма, зафиксированных в летописях и официальных документах.
В конце XVII – начале XVIII века подобных инцидентов стало настолько много, что людей охватил массовый страх, а сообщения о подобных случаях волной захлестнули всю Западную Европу, где подобные явления стали исследоваться как с научной, так и с философско-культурной точки зрения, и послужили толчком для создания множества трактатов, рассуждений и дискуссий о вампиризме.
Однако разгадать тайны этих явлений, их причины, места расселения вампиров так и не удалось. Кровососущие защищают себя от людей, пряча за семью замками секреты своей вечной молодости, энергетики и сверхъестественных способностей. Ведь как, утверждают многие, например, один из героев известной книги Брайана Стэблфорда «Возлюбленный вампирши», вампирская власть «основана на страхе и суевериях», они «…подвержены лишь слабым приступам болезней, смертельных для нас, и обладают чудесным даром вечной молодости. Но они не бессмертны, и их гораздо меньше чем людей. Пока их боятся, они в безопасности, но страх этот поддерживается людским невежеством. За показным высокомерием и самоуверенностью вампиров прячется вечная тревога: а что произойдет, если люди когда-нибудь утратят веру в их сверхъестественные способности? Их нелегко убить, но даже смерти они страшатся меньше, чем разоблачения»6.
Может быть, поэтому ими и была выбрана малозаселенная территория Венгрии, скрытая за лесами и горами от глаз любопытных и воителей за уничтожение вампиров. А возможно, сама природа своим особым духом и атмосферой создала условия и предпосылки для зарождения в трансильванских горах вампиров и их последующего размножения. Не случайно Брэм Стокер, автор всемирно известного «Дракулы», описывая Трансильванию, замечает, что даже в конце XIX века эта местность, расположенная на границах трех областей, Трансильвании, Молдавии и Буковины, являлась одним из самых малоисследованных и диких уголков Европы, не имевшим подробной карты. Кроме того, он указывает, что именно здесь, в самом нутре Карпатских гор, появились суеверные предания и легенды о вампирах всего мира. Создавалось такое впечатление, что в этих серых и зловещих горах находится центр водоворота фантазий, которые были вызваны магнетизмом, мощнейшими оккультными природными силами, действующими на этой территории, и которые, безусловно, имеют огромное влияние на человеческое существо.
Брэм Стокер, создавая свое бессмертное произведение, вдохновлялся сюжетом книги «Страна за лесом» Эмилии Жерар (1888 г.). Земли Трансильвании также подтолкнули ее к творчеству и фольклорным изысканиям, к изучению разных мистических необъяснимых событий, которые сопровождали столетиями жителей этих территорий. Так, в своей книге Эмилия приводит следующее замечание в отношении кровососущих детей тьмы: именно «носферату», или вампир, по ее мнению, является самым явственным злом. В это существо любой румынский крестьянин верит безоговорочно, так же, как в рай или ад. Понятно, что в такой глуши все печальные события, такие как смерть, болезни, эпидемии, трактовались исключительно как происки злых духов. Поэтому за объяснениями люди обращались к старцам, у которых на каждый вопрос был припасен подробный и развернутый ответ, передававшийся из уст в уста не одним поколением. Что касается неразлагающихся трупов, выглядевших практически как живые люди – с румяной кожей, приоткрытыми глазами, заостренными зубами – существовало объяснение их появления в деревнях и рекомендации, как избавиться от горестных событий, которые, по общему мнению, приносили в мир живых людей ожившие мертвецы. Трансильванские поверья рассказывали, что есть несколько видов вампиров: живые и мертвые. Как правило, живыми вампирами становились незаконнорожденные дети. Об этом же писала и автор «Страны за лесами». Тем не менее, даже самая безупречная родословная не дает полностью гарантий никому из смертных от вторжения вампирского существа в семью. Связана эта незащищенность с тем, что каждый, кого убил носферату, немедленно после смерти становится вампиром и будет пить кровь невинных людей, чаще всего, своих родственников. Но способ положить конец этому все же есть. Кровососущий дух должен быть изгнан методом вскрытия захоронения подозреваемого человека – далее, как это было заведено практически у всех славянских народов, необходимо проткнуть тело осиновым колом. Эмилия Жерар, более продвинутая в последних новинках XIX века (по сравнению с местными жителями), включает в ряд средств избавления населения от кровопийцы пулю из пистолета. Надо прицелится в самое сердце вампира, лежащего в гробу, и нажать на курок. Кроме этих средств, существовала еще одна возможность ликвидировать вампира, без применения огнестрельного оружия и использования варварского кола. Эта мера позволяла заблокировать выход вампира из могилы. Надо было ходить вокруг могилы и обкуривать ее в каждую годовщину смерти вампира. Не очень приятное времяпрепровождение, конечно, но это не останавливало людей – каждый год они этот ритуал проделывали! Но если ни одна из вышеупомянутых мер не помогала, вампиру следовало отрубить голову и переложить в другое место в гробу, набив рот чесноком, либо, как вариант, вынуть сердце из трупа, сжечь его и разбросать пепел на могиле.
В наши дни земли Трансильвании являются северо-западной областью Румынии, потрясающей по красоте пейзажей страны величественных готических замков, соборов, церквей и неповторимого средневекового колорита. Помимо детей тьмы, так называемых живых мертвецов, появляющихся с наступлением сумерек, в настоящее время Румыния – это территория проживания венгров, румын, немцев, цыганских общин и вервольфов, а также разных зомби и духов.
Расположенные здесь долины Сомес, Мюрес и река Олт располагают к прогулкам в лесных чащах с вековыми деревьями, мхом, стелящимся туманом и душераздирающими криками то ли сов, то ли заблудших странников, жертв упырей или оживших мертвецов. По типу лесного пейзажа Трансильвания напоминает зеленый Форкс, где проживают вампиры из саги «Сумерки». Ну а во время путешествия по равнинам с сочной травой изумрудного цвета наслаждение атмосферой таинственности будет только усиливаться – ведь взору открываются безлюдные и величественные панорамы гор с силуэтами башен старинных замков. Не случайно эти места испокон веков окружены магическими и таинственными легендами. Там ты ощущаешь, что все в мире зависит от природных сил, и ты перед ними беззащитен, потому что являешься одинокой маленькой точкой в середине бескрайних просторов. Если уж вы не побоитесь и рискнете отправиться на прогулку ночью, то выброс адреналина в кровь от такой пешеходной прогулочки вам будет обеспечен не меньше, чем от самого экстремального вида спорта.
Бухарест
«Бысть в Мунтьянскои земли греческыя веры христианин воевода именем Дракула влашеским языком, а нашим Диавол»7.
Путешествие по родным землям самого известного кровопийцы, скорее всего, начнется с Бухареста, столицы Румынии, поскольку сюда прибывают практически все туристы. И знакомство с Дракулой, соответственно, тоже. Здесь гостям начинает открываться с другой стороны образ, воплощавший зло, пороки общества и предугадавший события неспокойных XX и XXI столетий, образ, который стал одним из самых узнаваемых и самых дорогих, чье имя запатентовано на многие миллионы долларов – образ Дракулы. Но значительных следов пребывания самого Дракулы здесь не осталось, сохранились лишь некоторые упоминания о нем в летописях, в контексте жизнеописания князя. Поэтому приведем лишь общую информацию о главном городе Румынии.
Находится Бухарест в центральной части Нижнедунайской низменности, на реке Дымбовица. Земли, на которых сейчас расположилась столица Румынии, были заселены еще во времена палеолита. Как утверждают историки, несколько поселений основали славянские народы, которые в средневековье были ассимилированы румынскими племенами. Древние источники свидетельствуют, что Бухарест был основан первым валашским князем Радом Негром в качестве крепости, защищающей дорогу на Тырговиште, который являлся в то время политическим центром Валахии.
В летописях первые упоминания о Бухаресте связаны с тем, что он был резиденцией валашского князя Влада Цепеша, в которой спустя некоторое время расположился княжеский двор. От Старого господарского двора (Куртя Веке) времен Дракулы и его преемников сейчас остались лишь руины. Тем не менее, пребывание здесь Дракулы обозначено его бюстом. По прибытии в столицу Румынии загляните в ресторан Count Dracula Club (Splaiul Independentei, 8a), расположенный недалеко от набережной Дымбовицы.
Сигишоара
Исследование этой легендарной личности стоит начинать с Сигишоары. Он является одним из самых важных пунктов маршрута. Сигишоара, расположенный в северной части Трансильвании, ранее назывался Шассбург, а во времена Цепеша его часто называли «саксонским Нюрнбергом». Помимо того, что он очень живописен, заслуженно носит название «жемчужина Трансильвании» и признан памятником Всемирного наследия за сохранившиеся средневековые постройки (церкви, древние оборонительные сооружения, часовую башню и др.), он притягателен тем, что именно здесь появился на свет самый известный вампир всех времен и народов – Влад Цепеш, валахский правитель, реальный прототип графа Дракулы из одноименного произведения Брэма Стокера. А произошло это году в 1428 в небольшом двухэтажном домике на Кузнечной улице, который сейчас так и зовется, «дом Дракулы».
Сигишоара находится в 328 км от Бухареста, в 121 км от Брашова, в долине реки Тырнава-Маре. Из столицы Румынии дорога к этому городу ведет через трассу E60 и занимает около 5 часов. Существует железнодорожное сообщение: из Бухареста поезда ходят 9 раз в день до ж/д вокзала на ул. Либертации, 51. Здесь же расположен автовокзал. Автобусы ходят 3—8 раз в день в зависимости от маршрута (Быстрица, Сибиу; Тыргу-Муреш).
Снаговский монастырь
Великолепные виды, древнейшие памятники архитектуры и культуры ожидают здесь любителей истории. Еще в XI столетии на острове была возведена небольшая церквушка, позже был основан монастырь (главная церковь монастыря включена ЮНЕСКО в список всемирного наследия, и именно здесь, напротив деревянного иконостаса, по преданию, захоронено тело Влада Цепеша). Влад Дракула, господарь Валахии, отстроил здесь оборонительные сооружения, включавшие мост, тюремные помещения, камеры пыток.
Конец ознакомительного фрагмента.