© Жан Гросс-Толстиков, 2017
ISBN 978-5-4485-8642-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
…Правядзi мяне горкая памяць
Па сцяжынкам праклятых гадоў.
(П. Прудников)
Черный, поседевший от дорожной пыли, автомобиль ГАЗ «М1» резко затормозил около одноэтажного барака, отведенного семьям офицерского состава военнослужащих Белорусской Конной Дивизии. Высокий, статный капитан интендантской службы вышел из автомобиля, протер вспотевший затылок платком и надел фуражку.
Юркий сержант-водитель выскочил следом за капитаном, бросившись к багажнику. Легко подхватив два увесистых чемодана, он побежал к подъезду барака. Вячеслав Гаврилович самостоятельно отворил заднюю дверцу «эмки» и выпустил на свободу сначала шестилетнюю дочь, а следом за ней галантно подал руку молодой супруге.
– Вот и добрались, – с улыбкой сказал капитан Желобкович.
– Тут хорошо, – ответила Берта Айзиковна, окинув просторы двора и одноэтажный барак взглядом.
Девочка уже влетела в прохладный сумрак подъезда, но мгновенно выскочила назад, маша рукой родителям.
– Пойдемте же скорее, – крикнула она и снова скрылась в недрах барака.
Едва супруги подошли к подъезду, им навстречу вышел сержант-водитель и вытянувшись в струну, отчеканил.
– Товарищ капитан, ваши вещи в расположении. Разрешите идти?
– Погоди, – коротко ответил Вячеслав Гаврилович. – Мне еще в штаб нужно… Сейчас поедем.
– А мы? – чуть встревоженно спросила Берта Айзиковна, крепко ухватившись за руку мужа, будто опасаясь остаться одной в незнакомом месте.
– Располагайтесь, обживайтесь, – ответил тот, легко похлопывая ладонью поверх кисти жены. – Майка тебе во всем поможет… А я скоро вернусь.
Тем не менее он проводил жену до выделенной им квартиры, потрепал дочь по голове и спешно ушел. Майя повисла на широком подоконнике, распахнув обе створки окна, и долго махала вслед удаляющейся машине отца.
– Маечка, – позвала мать, стоя по среди единственной, но довольно просторной комнаты. – С вещами позже разберемся. Пойдем-ка на разведку.
– Пошли, – тотчас же согласилась девочка. – А куда?
– В школу, – ответила Берта Айзиковна. – Не буду же я сидеть сложа руки.
– И я не буду, – уверенно подытожила Майя.
До местной школы женщина с девочкой добрались пешком за несколько минут. Раскрасневшийся от августовской жары директор принял их с распростертыми объятиями.
– Рад, очень рад, – искренне улыбался он, едва заслышав о том, что Берта Айзиковна библиотекарь со стажем. – Мы ценными кадрами не привыкли разбрасываться. Да и хороший библиотекарь нам ой как нужон.
– Нужен, – поправила Майя, не оборачиваясь от привлекшего ее внимание аквариума.
– Чего?
– Правильно говорить, нужен, а не нужон, – уточнила девочка. – Вы же директор школы, вам ли не знать?
– Правильно, – согласился тот. – Да видишь, дочка, дел по горло… Некогда мне за правильностью слов следить.
– Николай Васильевич, – женщина одарила дочь осуждающим взглядом и поспешила перевести тему разговора, отлично зная нрав своего ребенка. – Тут вот еще какая просьба.
– Конечно, конечно, Берта Айзиковна, – ответил мужчина. – Буду рад вам помочь всем, чем смогу.
– Мне не с кем оставить дочь. И я думала, может вы посодействуете…
– Детские сады у нас переполненны, – пожал плечами Николай Васильевич.
– А в вашу школу? В первый класс, – предложила Берта Айзиковна.
– А годов нам сколько? – директор обратился непосредственно к девочке.
– Мне шесть, а вам – не знаю, – выпалила та.
– Шесть? – мужчина развел руками. – Маловато…
– Да она смышленная, – застенчиво улыбнулась женщина.
– Это я уже заметил, – задумчиво пробубнил Николай Васильевич. – А день рождения у тебя когда?
– Третьего Майя, – ответила девочка. – Правда, празднуем всегда первого… без отрыва от производства и службы.
– Вот как! – ухмыльнулся директор. – Стало быть, тебе уже не шесть, а уж почти шесть с половиной.
– Ну да, – неохотно согласилась Майя.
Она мысленно удивилась странным арифметическим способностям мужчины, но от комментариев сдержалась, заметив строгий взгляд матери. Все же она спрятала руки за спиной и тайком заложила пальцы, проговаривая в уме:
– Май, Июнь, Июль, Август… шесть и четыре… никак не шесть с половиной.
– А знаешь, что? – улыбнулся Николай Васильевич. – А давай попробуем. Возьму я тебя, Майя, в первый класс… Не справишься, пиняй на себя.
– Справлюсь, – часто закивала девочка и игриво подмигнула матери. – Да, мам?
– Конечно, – согласилась та.
От скуки болтая ногами и беспрерывно разглаживая передник школьной формы, Майя молча сидела в тишине приемной. Секретарь директора школы монотонно выстукивала на печатной машинке, изредко бросая недовольный взгляд из-подо лба на девочку. Берта Айзиковна вбежала в приемную кабинета директора и замерла, вопросительно глядя на секретаря.
– Верочка Павловна, – встревоженно обратилась она.
– Вон, сидит, – секретарь указала на девочку кивком головы, не отрываясь от печати документа.
Женщина опустила глаза и только тогда заметила молча глядящую на нее дочь. Последняя безучастно пожала плечами и тяжело вздохнула.
– Проходите, – буркнула Вера Павловна, как и прежде, кивком головы указав на дверь кабинета директора. – Николай Васильевич у себя.
Берта Айзиковна схватила дочь за руку и втащила в кабинет, плотно закрыв за собой дверь.
– Здравствуйте, Николай Васильевич, – выдохнула она, крепко сжимая кисть Майи в вспотевшей от волнения руке.
– А, Берта Айзиковна, – отозвался тот, заканчивая с поливкой бесконечной клумбы подоконниковых растений. – Проходите, чего уж там.
Женщина неуверенно прошла к столу и присела на стул, крепко зажав Майю между колен.
– Ну, рассказывай, – сердито хмурясь, сказал мужчина, обращаясь к виновнице происшедствия. – Что натворила? За что Людмила Константиновна выгнала тебя из класса и отослала ко мне на ковер?
Майя задумчиво оглянулась, но никакого ковра на блестящем паркете кабинета не нашла.
– Что ты там уже сделала? – нетерпеливо спросила мать.
– Ничего такого, – пожала плечами девочка. – В окно смотрела… Ногой болтала…
– На уроке? Тебе не стыдно? – расстроенно вздохнула женщина.
– Мне было скучно, а до звонка еще долго, – призналась Майя.
– Скучно? – хором переспросили директор и Берта Айзиковна.
– Скучно, – утвердительно кивнула девочка. – Первый класс, а такой ерундой занимаются.
– Какой ерундой?
– Как ерундой?
– Да, я вам сейчас покажу, – заявила Майя, торопливо доставая из портфеля несколько тетрадей.
Она раскрыла одну за другой, демонстративно разложив те на столе перед директором. Содержание одной из тетрадей хвастливо красовалось калиграфическим почерком выстроившихся в ровные ряды букв, слогов, одно- и двусложных слов и коротких предложений. В другой расположилась арифметика с примерами сложения и вычитания.
– Ну, все правильно… На глазок, – пробубнил директор, не понимая в чем подвох.
– Конечно, правильно. Тут делать-то нечего, – громко согласилась Майя. – Детский сад какой-то! Говорю, же скучно.
– Майя! – строго прикрикнула Берта Айзиковна, все же виновато косясь на задумавшегося директора школы.
– Понимаю, понимаю, – неожиданно пробормотал он после некоторой паузы. – Скучно… А вот скажи, Майя… А со чтением у тебя как?
– Читать люблю, – улыбнулась девочка. – У меня же мама библиотекарь. Я еще летом научилась.
– Понимаю, понимаю, – снова повторил директор, почесывая обширную лысину.
– Николай Васильевич, – тихо сказала женщина. – Вы уж не ругайте ее… Мы как-нибудь сами…
– Да, нет, Берта Айзиковна, – отрицательно замотал головой тот. – Тут не ругать нужно… Тут что-то надо решать. Вы пока идите, а я это… потом в общем…
Решение не заставило долго ждать и директор собрал педагогический совет, устроив девочке настоящий экзамен по всем дисциплинам первого класса. Не скрывая удивления все члены педсовета единоглассно решили, что Майю не стоит удерживать в первом классе насильно. К началу второй четверти этого же учебного года, девочку перевели во второй класс.