Кто выигрывает войны?
– мы —
Войны выигрывает тот, кто в них не участвует. Это вы и без меня знаете. Но мне такая постановка вопроса кажется зыбкой и идеалистической. Потому что нейтралитет – это своего рода VIP-статус, удачное сочетание множества обстоятельств, умение лавировать между крокодилом и львом. Или между петухом и медведем, если угодно учесть современный политический дискурс. Между ватой и половой тряпкой. Бесполой тряпкой. Это чтобы леволибералы не питали надежд касательно этой книги. Никаких расшаркиваний, компромиссов и пируэтов. Но ура-патриоты тоже могут спрятать свои натруженные языки – вылизыванием властного вакуума мы заниматься тоже не планируем.
И тут моя любимая публика вздрогнет и застынет в замешательстве. Как? Мы не будем ругать власть? Но мы не будем и её хвалить? А о чем же мы будем говорить? О, дорогие мои беспартийные соратники, как вы безнадежно испорчены! Что за полярное мышление? Что за черно-белый тель-авизор вам продали под видом плазменной панели? Пусть на плазменную панель идут другие личности. У нас с вами нет длинных ног и универсальных разъёмов. Приходится работать головой.
И большинство голов, в процессе своей работы, сообщают нам одну важную новость. Им жарко. По двум причинам. Если на голове нет шапки, то голова начинает посыпать себя пеплом, нагреваться от революционных идей и вырабатывать тепло в холостом цикле хипстерского псевдоинтеллектуализма. Если на голове шапка есть, то бритый колобок сообщит то же самое, но по другой причине. Головам в шапках сейчас очень жарко. Жжётся. Шапки на них горят. По непроверенным данным впечатлительной оппозиции, горит даже тяжелая шапка Мономаха. Наивные. Это они так в любви признаются, через параноидальную агрессию. Госдеп с ними.
Между горячими головами и горящими шапками идёт война. Этом нас учит либеральная пресса. Консервативная пресса идёт ещё дальше и заявляет, что голова есть только на одних плечах. И менее безголовые воюют с совсем уж безбашенными. Тут я должен признаться, что сам часто бываю очарован тем, что вещает нам единственная в России голова сверхчеловека. Но хвалить нашего национального в этой книге я не планирую. Хотя есть за что. И у меня уже давно накопилось примерно равное количество претензий и благодарностей к сегодняшней власти. А раз чаши весов пребывают в равновесии, то зачем лишний раз открывать рот? Мне платят за умение слушать и задавать вопросы. Давайте просто сойдёмся на том, что Путин – это сверхчеловек и его логика для нас непостижима. Сойдёмся и пойдём дальше, потому что роль личности (даже великой) в истории (даже тёмной) – это вопрос не идеологии, а философии.
Этим, кстати, центристы отличаются от оппозиции. Леволибералы хотят поменять Президента. Коммунисты хотят поменять строй. Нацики хотят поменять этнический состав населения… В общем, все всех меняют. Обменный пункт, а не политика! И только центристы спокойны. Мы будем при любом политическом режиме, при любом президенте, при любых настроениях, при любом раскладе. Мы – тот самый инвариант, гарант, адамант… Кто сказал «некромант»?! Ну разве что по дождливым пятницам. Всё-таки центристы были ещё в Веймарской республики. И там они очень последовательно выступали и против коммунистов, и против нацистов. Даже в дореволюционной России была партия прогрессистов. Кстати, предлагали весьма нужные законопроекты. Но всё это – историческая мишура. Давайте сосредоточимся на сегодняшнем дне!
В период самых ожесточённых битв между левыми и правыми мы уверенно занимаем центр. Коммунисты и анархисты защищают интересы низов общества, необразованных и агрессивных люмпенов. Правые реакционеры делают ставку на ту же самую озлобленную толпу.
Мы, центристы, являемся последовательными выразителями интересов нации, но не народа. Нас можно назвать антикоммунистами или антиклерикалами, но это будет преувеличиением. Мы не участвуем в этой политической войне. Наш единственный интерес – любой ценой не допустить диктатуры толпы. Без разницы, слева или справа звучат призывы к насилию и к свержению порядка. Мы выступаем за устойчивое социальное развитие, за научно-технический прогресс, за просвещение. И мы защитим граждан от реакционеров и бунтарей, от нависшей над страной угрозы.
Что нам угрожает? И кому это нам? Здесь всё просто. Вы трудитесь на благо нации, но и о себе-любимом не забываете? Вы соблюдаете законы, но с радостью бы отменили пару бессмысленных статей? Вы смотрите на запойных алкашей, на агрессивное быдло, на вырожденцев – и содрогаетесь от омерзения? Но вы понимаете, что даже быдло можно перевоспитать, если сочетать кнут и пряник? Вы чувствуете разницу между нацией и народом? Вы искренне не понимаете, почему ваши налоги уходят не туда: не тем людям, не на те проекты, не в те республики? Вы осознаете, что революция не менее ужасна, чем застой? Что толерантность и леволиберальные идеи ещё хуже, чем милитаризм и эрзац-традиционализм?
Если хотя бы на треть вопрос вы ответили «да», то поздравляю. У вас двойня. Девочку зовут Технократия, мальчика – Дискурс. А вы счастливый центрист.
К технократии мы ещё вернёмся, когда будет настроение нарисовать пару формул. Да и нет особой нужды, кроме самолюбия. Всё-таки Кремль прекрасно внедряет принципы технократии на высших уровнях. Новые кадровые назначения вызывают у меня скромные приступы надежды и восторга. Речь о Вайно и Кириенко, если кто не понял. Но этот восторг уравновешивается горечью такой же двойной потери. Без Суркова и Иванова авангард технократии просел. Стабильно радуют Собянин и Лискутов с их решительным инфраструктурными преобразованиями.
Хотя все эти системные подвиги – детский лепет по сравнению с тем, что реально может предложить стране команда настоящих технократов. Те, кто помнит ГСП и мои мутные лекции с громким названием «теория власти»,.. Впрочем, нет. Надеюсь, что никто.
Возвращаясь к центристской двойне. Одна технократия не решает проблем. Не менее важно сформировать прогрессивный дискурс. На западе сейчас это невозможно в принципе. Слишком много табу. У нас тоже есть табу, но они связаны исключительно с парочкой тотемов. Да и то – надо долго и упорно нарываться, чтобы получить от Кремля ответку за неуёмную критику. Критиковать отдельные республики – уже более рискованное мероприятие. Но прежде, чем национал-либеральный зуд заставит вас метать двойные молнии, сверните ноги лотосом и взгляните на проблему под другим углом.
Есть южное подбрюшье, там живут народу, о ментальности которых мы имеем весьма смутное представление. И если есть харизматичные, пусть и противоречивые фигуры, которым могут там поддерживать порядок – в чем проблема? Хотя проблема, конечно же, есть. Главенство закона подрывается. Хочется, чтобы закон был один для всех. И прогресс для каждого. А в ответ на речь просветителя летят косые взгляды, угрозы, камни, пули…
И для оппозиции это действительно проблема. Опасная, реальная проблема. Для власти – тоже. Договариваться, платить, лавировать. Ладно, нам повезло, что наш национальный лидер – прирождённый конфликтолог, умеет договариваться, по мелочам не разменивается. А если бы не повезло? Но это не наша война. Центристы, занимая позицию вооруженного нейтралитета рассуждают по-другому. У нас есть два таланта: дискурс и технократия. Кроме нас никто этими ремёслами не владеет даже близко. Включите телевизор: в России, во Франции, в США – где там дискурс? Нету. Попробуйте вести бизнес или преподавать: в России, в Германии, в Англии – где там технократия? Нету. А потребность в дискурсе и в технократических решениях огромна! За это готовы платить не только деньгами. За это готовы делегировать полномочия! Вплоть до кооптации в высшие законодательные органы.
Поэтому если вас волнует ряд проблем российской реальности, то есть один рецепт – завязывайте. Сделайте так, чтобы не волноваться. Это не ваши проблемы. Это проблемы народа. Не русского, не нерусского. А просто – народа. Голосующей массы. Пусть живет и мучается, пока не научится голосовать более непредсказуемым образом. Всё. Наше дело – быть центристами. Развиваться, учиться, работать, думать, предлагать циничные и эффективные решения. Ну и ещё кое-что. С этим кое-чем мы и будем разбираться подробно на страницах этой книги. И не только этой.
А пока что давайте договоримся. Центр – островок в бурном потоке лени, деградации, трусости, безумия. На этом крохотном островке мы воздвигаем идеологические бастионы. Здесь мы тренируем серую гвардию прогрессоров и технократов. Пусть вода в реке истории снова окрасилась красным. Именно в этой мутной воде нам предстоит ловить промысловую золотую рыбу. И именно с этого маленького плацдарма начнётся контрнаступление цивилизации на позиции варваров и гошистов. Кстати, о гошистах! О леваках, по-нашему…