Вы здесь

В мире чёрного золота. Нефть России на мировом рынке (Владимир Виджай)

Нефть России на мировом рынке

Когда в Америке «полковник» Дрейк радовался у первой в мире нефтяной скважины, а нефтедобывающая промышленность США начала развиваться полным ходом, в России еще было крепостное право. Российское государство «бережно» охраняло свою монополию на разработку практически любых природных богатств. Нефть Баку не была в этом отношении исключением, частный капитал не допускался в этот район. И только в 1870-е годы государственная монополия дала определенное послабление, и поиски нефти начались. В это время Россия использовала керосин, завозимый из США. Бурение скважин началось на побережье Каспия в начале 1870-х годов, к этому периоду относится и строительство первых установок по переработке нефти. Начало промышленной добычи нефти в России связано с именем братьев Нобелей и в первую очередь с Робертом Нобелем. Три брата – Альфред, Людвиг и Роберт – были сыновьями шведа Эммануила Нобеля, поселившегося в России еще в 1837 году.

Отец и его сыновья были чрезвычайно талантливыми людьми. Они были наделены даром изобретать. Сам отец изобрел подводную мину и был владельцем механического завода в Петербурге. Во время Крымской войны Эммануил Нобель поставлял для нужд русской армии мины и различное вооружение. Его сын Альфред, увлекшийся технологией производства нитроглицерина, изобрел динамит. Может быть, это ирония судьбы, но именно Альфред стал основателем знаменитого фонда Нобелевских премий, получаемых многими борцами за мир. Брат Альфреда Людвиг был известным конструктором станков и основателем знаменитого завода в Петербурге «Русский дизель». Братья Людвиг и Роберт построили петербургские верфи. История проникновения нобелевского капитала в русскую нефтедобывающую промышленность мало чем отличается от всех других историй, положивших начало крупным делам в нефтяном бизнесе. Людвиг Нобель имел контракт на производство ружей для царской армии. Он направил своего брата Роберта на Кавказ для организации закупок орехового дерева, необходимого для прикладов. Нобель был бы не Нобелем, если бы прошел мимо того, что происходило на Кавказе.

Первая нефть уже щекотала нервы будущих магнатов России. Роберт Нобель думал недолго, с братьями не советовался и все деньги потратил на покупку маленькой установки по переработке нефти. Ореховое дерево для прикладов могло подождать. В 1876 году три брата основали нефтепромышленное предприятие в Баку, которое с 1879 года стало называться «Товарищество братьев Нобель». Керосин братьев Нобелей начал поступать в Петербург сразу же после основания компании в Баку, вытесняя американский керосин Рокфеллера. Уже к 1880 году американский керосин был полностью вытеснен из России. Первую конкурентную борьбу на своем поле русская нефть выиграла у американской. Крупные города России, конечно, были главными потребителями керосина, русским деревням он поначалу был не по карману, транспортировка до потребителя осуществлялась следующим образом: с самого начала керосин поставлялся в деревянных бочках морем из Баку до Астрахани, в Астрахани он перегружался на баржи и по Волге отправлялся до первой железнодорожной станции, а затем уже по России.

Как видно, транспортировка была дорогой и очень неудобной. Это была одна из главных проблем, которую предстояло решать Нобелям. Для таких изобретателей, как братья Нобели, это были «семечки». Людвиг Нобель предложил и осуществил следующий» вариант: в обычное небольшое морское судно он встроил большие бочки (танки), это был практически прототип танкера.

Для любого бизнеса производство не является самоцелью, главным моментом является реализация готовой продукции, после чего видно, насколько выгодным было капиталовложение в производство, и, если результат приносит прибыль, полученный доход пускается уже в расширенное производство, и т. д. Нефтяное дело Нобелей не было исключением, и они, естественно, беспокоились о надежных рынках сбыта. Потребление в России было ограниченным, и экспорт этого товара был решением возникшей перед Нобелями проблемы. Осуществление экспорта по той же схеме, как возился керосин до российского потребителя (Баку – Астрахань – Волга – железная дорога), было дорогостоящим предприятием, русский керосин по этой схеме вряд ли мог выдержать конкуренцию на мировом рынке. Нобели находят другое решение: строительство железной дороги от Баку до Батуми (кстати, Батуми стал портом Российской империи только в 1877 году).

Девятнадцатый век был полон имен, которые стали в определенной степени эталоном в бизнесе. В начале XIX века на финансовом рынке поднималась звезда Ротшильдов, которых впоследствии называли финансовыми правителями наций («financial rulers of nations»). Признанные эксперты биржевой и банковской систем, Ротшильды, начав с бедных переулков Франкфурта-на-Майне, еще в конце XVIII века десятилетие за десятилетием по крупицам создавали финансовую империю, в рамках которой решались судьбы мира.

Основателем дома Ротшильдов был Амшель-Моисей, который твердо придерживался простого правила: богатство человека не в том, что он получает, а в том, что он сберегает. Начало восхождения Ротшильдов на финансовый Олимп связано с сыном Амшеля – Майером.


Барон Ротшильд, ставший наряду с Нобелем крупным производителем нефти в России


Современники отмечают, что все сделки Майера отличались честностью, справедливостью, осторожной смелостью и поэтому сопровождались успехом. Сам Майер Ротшильд называл себя торговцем деньгами, его главным правилом было: не надо давать деньгам залеживаться, когда только можно, пускайте их в оборот, и чем большей массой, тем лучше. Во всех столицах европейских стран, а также в более или менее известных городах Майер А. Ротшильд имел представителей своей фирмы. Сам он продолжал жить во Франкфурте, в старом доме своего отца. У подъезда этого дома часто останавливались кареты министров и даже коронованных особ. Умер Майер в 1812 году. Его называют первым Ротшильдом. Он оставил после себя пятерых сыновей, которым до смерти завещал жить по закону Моисея – действовать всегда сообща и не предпринимать ничего, не посоветовавшись с матерью. Сыновья строго следовали заветам отца, и уже к середине XIX века главные европейские биржи контролировались наследниками первого Ротшильда: старший сын Ансельм распоряжался биржей в Германии, Натан – в Англии, Соломон – в Вене, Карл – в Неаполе и Джеймс – в Париже.

Натан Ротшильд был одним из наиболее преуспевающих Ротшильдов. Большое внимание он уделял информации, которую должен был получать раньше других. Следующий пример является очень характерным для его деятельности в наполеоновские времена. Многие операции Натана Ротшильда были основаны на идее, что в конце концов Наполеон потерпит поражение. Еще его отец неоднократно заявлял, что за акции Наполеона платят больше, чем они стоят. Неожиданное возвращение Наполеона с острова Эльбы перемешало все карты Натана Ротшильда. Все теперь зависело от того, насколько успешным окажется новое возвращение Наполеона. Это было настолько важно, что Натан Ротшильд, не доверяя никому, решил сам отправиться на континент, чтобы самолично следить за ходом военных событий. Битва при Ватерлоо была, по мнению многих специалистов, решающим событием, и Ротшильд поспешил к этому месту. Он лично выбрал безопасную позицию, откуда мог следить за боем. Когда стало ясно, что Наполеон проиграл, Ротшильд бросился на север Европы, к местечку Остенде, чтобы оттуда через ЛаМанш направиться в Англию. На его несчастье, стояла штормовая погода. Никто из рыбаков не хотел рисковать. Ротшильд назвал по тем временам баснословную сумму за переправу – 500 франков, но никто не соглашался. Он постепенно поднимал ставку, и когда Натан назвал сумму 2000 франков, один из рыбаков согласился, правда, потребовав, чтобы эта сумма была заплачена его жене до начала переправы. Вечером Ротшильд был в Дувре, а на следующий день утром уже стоял на фондовой бирже в Лондоне. Вид у него был печальный, если не трагический. На бирже стало известно, что Ротшильд неожиданно быстро возвратился из Европы, и его агенты поспешно продают все ценные бумаги. Началась общая паника, усиленная слухами, что Веллингтон не сможет остановить Наполеона. Курс ценных бумаг понижался с катастрофической скоростью. И только на следующий день весть о победе Веллингтона дошла до Лондона. Многие даже жалели Ротшильда, который только вчера вынужден был за бесценок сбывать свои акции: никто не мог знать, что, когда Ротшильд играл на понижение и за ним последовали все другие, его неофициальные агенты скупали все акции. Считают, что только за один день по этой операции, умело воспользовавшись информацией, Натан Ротшильд нажил более одного миллиона фунтов стерлингов. А мог и потерять жизнь, так как шторм на Ла-Манше утих, на его счастье, только в середине переправы через пролив.

Заработанные с таким трудом деньги Ротшильды, естественно, пытались использовать только в надежных предприятиях, ведь они всегда искали для финансирования перспективные проекты. Все, что было связано с нефтью, привлекало внимание Ротшильдов. Именно Ротшильды финансировали строительство железной дороги от Баку до Батуми, которая и положила начало выходу России на европейский и мировой рынки нефти и нефтепродуктов. Ротшильды пошли на финансирование этого проекта в обмен на гарантированные поставки в Европу нефти и керосина. Строительство железной дороги было завершено в 1883 году. В 1886 году Ротшильды основали в России свою компанию «Каспиэн энд Блек Си Петролеум Компани» (Caspian and Black Sea Petroleum Company). С этого момента в русском нефтяном бизнесе доминируют две группы: Ротшильды и Нобели.

Железная дорога до Батуми заставила «Стандард Ойл» серьезно пересмотреть свои позиции на рынке, где американцы до этого были единственными поставщиками. Ротшильды и Нобели ясно давали понять, что они хотят иметь часть европейского «пирога». Железная дорога от Каспия до Батуми стала началом ожесточенной конкуренции на Европейском рынке. Американцы предпринимают множество попыток купить компанию братьев Нобелей, но безуспешно. Слишком выгодным было это нефтяное предприятие, чтобы продавать его своим конкурентам. Каспийские скважины были очень продуктивными, и нефтедобытчики называли их кормилицами.

Идея Нобелей состояла в том, чтобы через Батуми начать активные экспортные операции на рынках Европы, где доминировали американцы. Началась конкуренция, которая, естественно, привела к «войне» цен, и американцы для сохранения своих позиций вынуждены были первыми пойти на их снижение. К этому времени (1888 год) уже созрела идея как у Ротшильдов, так и у Нобелей создать свои отделения в Англии. Их примеру последовала и компания «Стандард Ойл».

Конкуренция, разгоревшись на европейском рынке, с одной стороны, позволяла русской нефти и нефтепродуктам расширить рынки сбыта, с другой стороны, она диктовала необходимость быть готовой к «войне» цен, что означало меньшую норму прибыли. С точки зрения конкурентоспособности железная дорога Баку – Батуми уже не удовлетворяла ни Нобелей, ни Ротшильдов. Братья Нобели принимают единственно правильное решение, и в 1888 году было закончено строительство через горы первой российской нефтепроводной трубы (67 км). Российская нефть укрепляла свои позиции на мировом рынке.

Без сомнения, Ротшильды и Нобели сыграли важнейшую роль в истории развития русской нефтяной промышленности. Но есть еще одно имя, которое неразрывно связано с нефтью Баку. Это имя – Манташев. Сын тбилисского купца-армянина Александр Манташев в 1899 году основал в Баку нефтепромышленное и торговое общество под названием «А. И. Манташев и К°». Это был человек калибра Ротшильдов. Александр Манташев, начав с небольшого капитала, к началу XX века превратился в одного из богатейших людей России. Он был акционером многих нефтяных предприятий, включая и «Товарищество братьев Нобель». Имя Манташева стало среди армян символом недостижимого богатства, и даже в средних семьях армян, когда кто-либо из детей просил родителей сделать не очень дешевую покупку, ответ был простым: «Ты что, сын Манташева?»

Много денег Манташев заработал на финансовых операциях, и каждый раз, когда финансовая сделка была удачной, он постоянно вкладывал средства в нефтедобывающую промышленность России. Октябрьские события застали Манташева, как и других, вложивших колоссальные деньги в бакинскую нефть, врасплох. Только Ротшильды задолго до большевистского переворота сумели удачно продать свой интерес в Баку компании «Роял Датч Шелл». Нобели, Манташевы и другие оказались на краю гибели.

А. Н. Толстой в своей повести «Эмигранты», которая в первом издании называлась «Черное золото» (1931 год), описывает трагедию Манташева, бежавшего в Париж, когда в России разгорелась гражданская война. В Париж бежали и многие другие крупные нефтепромышленники во главе с Нобелями, но они не могли захватить с собой черное золото. Оказавшись практически без денег, Манташев, пользуясь услугами сомнительных людей, продал за бесценок свои компании «Роял Датч Шелл». Даже здесь, можно сказать, ему повезло, все-таки продал. Детердинг, руководивший «Шеллом», покупал уже то, что никогда не будет принадлежать его компании.


Маркус Самуэл, основатель компании «Шелл»


К концу XIX века на европейском рынке конкурентную борьбу в основном вели три группы – «Стандард Ойл», Нобели и Ротшильды. Европейский рынок становился для них тесным. Поиски других рынков стали естественной потребностью. Взоры нефтяных компаний были обращены на Восток. Построенный к 1869 году Суэцкий канал давал большую пишу для размышления и планов.

Идея развития рынка в странах Дальнего Востока и Азии связана с еще одним примечательным человеком в истории нефтяного бизнеса. Этим человеком был англичанин Маркус Самуэл (Marcus Samuel), преуспевающий купец, торговец различными восточными товарами. Его отец был известен в доках Лондона как торговец морскими ракушками (shell merchant). Маркус начал свой трудовой путь в 16 лет и быстро приобрел славу купца, способного мыслить категориями международной торговли. В Лондоне он был представлен Ротшильдам одним судовым брокером по имени Лейн. Маркус сразу оценил перспективность торговли нефтью и нефтепродуктами. Ротшильды, в свою очередь, сразу увидели купца большого калибра. Пройдет время, и они поймут, что это был один из тех людей, которых в нефтяной истории можно пересчитать по пальцам. Уже в 1890 году Маркус Самуэл побывал на Кавказе и пришел в восторг от нефтяного бизнеса в этом регионе. Маркус Самуэл заразился идеей транспортировки керосина на рынки к востоку от Суэцкого канала. Именно ему принадлежит идея создания танкера, способного транспортировать нефтепродукты на дальние расстояния.


Шкатулка из ракушек, предмет торговли отца Маркуса Самуэла


В 1891 году Маркус Самуэл подписывает с Ротшильдами контракт сроком на 9 лет, в соответствии с которым он получает исключительное право на экспорт российского керосина из Батуми на рынки Дальнего Востока и Азии. Одновременно он приступает к осуществлению своего фантастического плана по созданию танкерного флота для перевозки русского керосина. В то время это было действительно фантазией. «Стандард Ойл» моментально увидела опасного конкурента и организовала лобби против идеи Самуэла возить керосин танкерами через Суэцкий канал. Главным аргументом американцев был момент безопасности судоходства, особенно через Суэцкий канал. Сама компания «Стандард Ойл» возила свой керосин в таре на Дальний Восток парусным флотом. Самуэл же задумал танкер нового типа, работающий на жидком топливе.

При поддержке Ротшильдов и английского правительства, которое было заинтересовано в том, чтобы суда под английским флагом пересекали Суэцкий канал, укрепляя свое присутствие на Дальнем Востоке, в 1892 году компания Самуэла получила официальное разрешение на транспортировку керосина через Суэцкий канал в танкерах нового типа. Строительство первого танкера было закончено в Англии в 1892 году. Самуэл дал ему название «Мюрекс» (Murex), наименование одного из видов морских ракушек. Это была дань памяти его отца. В июле 1892 года танкер «Мюрекс» сделал свой первый рейс с керосином из Батуми через Суэцкий канал на Сингапур. Началась новая эра в истории нефтяного бизнеса. Нефть России была соединена с рынками Дальнего Востока и Азии. Проникновение русского керосина на Дальний Восток означало новый виток в конкурентной борьбе на мировом рынке. Конкуренты начали вытеснять друг друга на завоеванных рынках, используя все известные методы: снижение цен, политические махинации, подкупы и т. д. От этого страдали только нефтяные компании. Их потери могли нанести непоправимый удар по финансовому положению компаний, поэтому с самого начала предпринимались попытки найти какое-либо соглашение, которое могло бы обеспечить работу нефтяных компаний на тех или иных рынках без больших потерь. В 1893 году между Ротшильдами и «Стандард Ойл» в Чикаго состоялась первая встреча, имевшая целью как-то затормозить «пускание крови» путем постоянного снижения цен. Встречавшиеся стороны вынашивали идею, заключавшуюся в том, чтобы Ротшильды и Нобели взяли под свой контроль всех русских производителей нефти, а «Стандард Ойл» – всех американских производителей для дальнейших переговоров по согласованию взаимоприемлемой политики. Речь шла о возможном разделе мирового рынка. «Стандард Ойл» не смогла договориться с большой армией мелких производителей США, и идея повисла в воздухе. Но первая попытка была сделана.

Американцы неоднократно пытались разрушить союз между Ротшильдами и Самуэлом, но безуспешно. Потери от конкурентной борьбы были настолько велики у всех конкурирующих сторон, что их ни на минуту не покидали мысли о достижении соглашения по разделу рынков сбыта. Неоднократные попытки все-таки привели к тому, что в 1895 году «Стандард Ойл» от имени американских нефтяных компаний, и Ротшильды и Нобели от имени русских нефтяных компаний подписали соглашение, в соответствии с которым американцы получили 75% мирового рынка, а русские – 25%. Но и этому соглашению не суждено было жить долго – царское правительство России заблокировало его. Борьба на мировом нефтяном рынке продолжалась. И «Стандард Ойл», и Ротшильды, и Нобели очень бережно охраняли свои позиции в нефтяном бизнесе. Нет смысла даже упоминать о том, что они вряд ли изъявляли желание поделиться своими успехами (прибылями) с какими-либо аутсайдерами. А желающих войти в этот быстро растущий бизнес было много. Многие национальные компании поддерживались своими правительствами в надежде уйти от зависимости от американской и русской нефти. Только нефть, найденная в районах, не контролируемых «Стандард Ойл», Ротшильдами или Нобелями, могла гарантировать такую независимость. Эта элементарная истина диктовала необходимость поисков нефти в различных уголках земного шара. На заре развития нефтедобывающей промышленности большое значение имели просто случай, счастливый случай и, конечно, человек-энтузиаст, фанатик, который мог бы воспользоваться этим случаем.


Нефтяная вышка на Суматре (1855 г.), принадлежавшая

«Роял Датч»


Голландец Цислькер (Zislker), торговец табаком на Суматре, был как раз таким человеком. На Суматре, как и в других местах, нефть была замечена лишь только потому, что сама под давлением просачивалась сквозь кору, образуя на поверхности большие черные пятна. С незапамятных времен на территории голландской колонии (Dutch East Indies, сегодня Суматра) люди научились использовать появляющуюся на поверхности земли нефть для освещения факелами и для смазывания лодок. Нефтяной бум в Америке и в России докатился, конечно, и до далеких берегов Суматры. Торговец табаком Цислькер не тратил зря времени и начал активную работу по созданию голландской компании по добыче нефти на Суматре. При поддержке самого голландского короля в 1890 году была создана компания «Роял Датч» (The Royal Dutch), которой суждено было впоследствии превратиться в одну из самых сильных нефтяных монополий мира «Роял Датч Шелл» (Royal Dutch Shell). Но к этому вел непростой путь борьбы на мировом нефтяном рынке. Голландская компания при поддержке влиятельных голландских бизнесменов стала усиленно развиваться. Уже в 1892 году на Суматре был построен первый нефтеперерабатывающий завод, к которому была проложена десятикилометровая труба от нефтяного месторождения. Возрастающая активность «Роял Датч» не могла остаться незамеченной людьми «Стандард Ойл». Американцы, конечно, сразу же стали разрабатывать варианты своего присутствия на Суматре. Эксперты «Стандард Ойл» докладывали совету директоров компании: надо или купить голландскую «Роял Датч», или объединиться с ней. Известно, что в 1897 году американцы сделали официальное предложение голландцам увеличить капитал их компании только за счет взносов «Стандард Ойл». Но голландцы к этому времени уже знали аппетит американской монополии и поэтому вели себя чрезвычайно осторожно, боясь быть основательно и навсегда проглоченными. Их осторожность была оправданна.

Именно в эти времена английский купец Маркус Самуэл, поддерживаемый через Ротшильдов русской нефтью, разрабатывал планы транспортировки русского керосина через Суэцкий канал и укрепления позиций своей компании на рынках Дальнего Востока и Азии. Агенты Самуэла подробно докладывали ему о событиях на Суматре и о переговорах между «Стандард Ойл» и «Роял Датч». Самуэл прекрасно понимал, что «Стандард Ойл» как нефтяная акула вызывает много опасений у всех, с кем она ведет переговоры. Любая начинающая нефтяная компания понимала, что объединение с крупными монополиями значительно усиливает ее позиции на мировом нефтяном рынке, но одновременно она лишается свободы.

Маркус Самуэл видел преимущества своей компании и смело вступил в переговоры с голландцами. Компания «Стандард Ойл», конечно, была не новичком в нефтяных хитросплетениях, не в ее правилах и традициях было легкое отступление. Американцы должны были от начала до конца испытать все варианты достижения своих целей. Видя, что их переговоры с голландцами зашли в тупик, они принялись за компанию Самуэла, которая к этому времени уже зарекомендовала себя прекрасным торговцем керосином, и у нее был свой танкерный флот и сильные позиции к востоку от Суэца. Компания Самуэла уже называлась «Шелл Транспорт энд Трейдинг» (Shell Transport and Trading), сын снова отдал дань своему отцу и процветающую нефтяную компанию назвал «Shell» – ракушка, предмет торговли его отца. «Стандард Ойл» делала все, чтобы по крайней мере заполучить хотя бы контрольный пакет акций «Шелла».

Самуэлу было сделано официальное предложение (около 700 млн. долларов по сегодняшним деньгам). Это предложение делало Самуэла не только самым богатым человеком на земле, но и давало ему чрезвычайно высокое положение в самой могущественной нефтяной компании мира. Соблазн был велик! Снова возник вечный вопрос: что делать? Быть или не быть?

Компания Самуэла параллельно вела переговоры с голландской компанией «Роял Датч», которую в это время возглавлял признанный авторитет в нефтяном мире Детердинг (Deterding). В конце 1901 года, когда практически все варианты были рассмотрены и обсуждены как с американцами, так и с голландцами, надо было принять решение. И Самуэл принял его в пользу голландской компании «Роял Датч». Почему? Конечно, в любом бизнесе деньги значат очень многое. Но не все! Особенно в большом бизнесе. Дело в том, что

Самуэл ни за что не хотел терять контроль над своей компанией, а именно это бы произошло, если бы он принял предложение американцев. Детердинг в конце концов согласился со всеми основными требованиями Самуэла относительно контроля над компанией «Шелл», и 27 декабря 1901 года было подписано соглашение, которое стало началом развития гиганта, известного сегодня под названием «Роял Датч Шелл» (Royal Dutch Shell).

Интересно, что у Самуэла помимо нефти была еще одна заветная мечта – стать мэром Лондона. Эта мечта осуществилась в 1902 году. Но это одновременно и стало началом конца Самуэла как нефтяника. Он увлекся работой мэра Лондона (все-таки любая власть и почет сладки), потерял связь со своими коллегами по компании. Многие старожилы начали уходить из «Шелла».

Этим воспользовался Детердинг и в 1907 году заставил Самуэла переписать ранее подписанное с «Роял Датч» соглашение. Новое соглашение давало голландской компании 60% акций, за «Шеллом» оставалось 40%. Так в 1907 году родилась «Роял Датч Шелл Групп» (Royal Dutch Shell Group). То, чего Самуэл боялся от слияния с американцами, он получил от голландцев, т. е. полную потерю своей независимости и контроля над своим детищем. Так или иначе, это детище росло так быстро, что вряд ли кому-либо одному, даже из той гвардии «белых» нефтяников, было под силу сохранить индивидуальный контроль.


Генри Детердинг, руководитель голландской компании «Роял Датч»


Слияние компаний, одна из которых владела колоссальными нефтяными ресурсами («Роял Датч»), а другая («Шелл») была несомненным лидером в области нефтяной торговли, означало появление на рынке нефтяной монополии, в планы которой входило доминирование на мировом рынке. К этому времени (1907 год) основными компаниями на мировом нефтяном рынке были «Стандард Ойл», «Роял Датч Шелл», Ротшильды и Нобели. Именно между ними разворачивались конкуренция, борьба за рынки сбыта.

Особенно ожесточенной была борьба между «Стандард Ойл» и «Шелл». Обе компании понимали, что было бы более разумным достичь соглашения о разделе рынков, но неоднократные попытки не дали положительных результатов. Американцы предпринимали повсеместное снижение цен, конкуренты вынуждены были терять колоссальные деньги, но не могли смириться с потерей своего положения на рынке. Агрессивная политика американцев в отношении цен привела политиков «Шелл» к мысли, что они должны начать «войну» цен на поле самой «Стандард Ойл». Имея нефть на территории Суматры, «Роял Датч Шелл» успешно осуществила планы и начала свои операции на западном побережье США. Теперь не было на земле рынка, где бы не шла ожесточенная борьба между нефтяными монополиями.

Нефть России продолжала играть важную роль на европейском рынке, однако политика царского правительства, ограничивающая капиталовложения крупных иностранных компаний, сдерживала добычу нефти. Во время царствования Александра III (1881—1894 гг.), когда царь поддерживал политику своего любимца Юлия Сергеевича Витте, российская нефтяная промышленность развивалась успешно. Интересно отметить, что еще тогда были рьяные противники иностранных капиталовложений, и они обвиняли Витте в продаже российского богатства иностранцам. После смерти Александра III его сын Николай II не особенно был расположен к Витте и практически отстранил его от управления государством. Но самое главное или самое страшное заключалось в том, что эпоха Николая II ознаменовалась крайней политической нестабильностью, авантюрной русско-японской войной, процветанием распутиновщины, что все вместе взятое создавало благоприятную почву для революционной смуты.

Бакинские нефтепромыслы стали гнездом для работы большевиков. Сталин проходил здесь первые уроки организации рабочих забастовок, нефтяных пожаров и т. д. Российская нефть в глазах опытных нефтяных кругов Запада становилась большим фактором риска. Ротшильды почувствовали опасность первыми. Уже в 1911 году они начали переговоры с «Роял Датч Шелл» о продаже своего бизнеса в России. В 1912 году сделка купли-продажи состоялась. В результате этой операции «Шелл» оказалась самой крупной нефтяной компанией в России после Нобелей. Но надвигающиеся с катастрофической скоростью события – Первая мировая война, а затем и буржуазно-демократическая революция, закончившаяся большевистским переворотом, – надолго выбросили Россию из числа главных участников мировой нефтяной торговли.


Баку, 1905 год. Стачка рабочих-нефтяников привела к пожару.