© Владимир Виджай, 2016
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Первая нефть «полковника» Дрейка и Рокфеллер
Известный советский историк Евгений Тарле в своем труде о Наполеоне Бонапарте описывает такой случай: бывшего повелителя Европы везли на парусном судне на остров Святой Елены, где ему предстояло провести остаток своей жизни. Стоя на борту парусника, Наполеон заметил идущее противоположным курсом судно с паровым двигателем. Он вспомнил, что в период расцвета его могущества некий французский изобретатель, каким-то образом прорвавшись к нему в кабинет, пытался объяснить Наполеону перспективность перехода военно-морского и гражданского флотов на двигатели, работающие на угле. Наполеон не увлекся этой идеей. Даже гении не могут объять необъятное.
Многие десятилетия спустя перед сильными мира сего встала другая задача – замена угля жидким топливом. Эта задача не была чисто коммерческой, ее решение было связано с вечно живущей погоней за властью, доминированием на море: кто сможет лучше и быстрее решить эту задачу, тот, вероятнее всего, станет повелителем морей и океанов. Актуальность этой задачи связана с тем, что человечество с середины позапрошлого столетия начало использовать одно из самых таинственных богатств природы – нефть – продукт, которому суждено было сыграть экстраординарную роль в развитии всех секторов человеческой жизни. Известная фраза «люди бьются за металл» меркнет перед борьбой за нефть. Как же все это начиналось?
Нефть как уникальнейшее творение была известна с незапамятных времен. Человек стал замечать ее в разных концах земного шара, когда жидкость под давлением пластов просачивалась сквозь земную кору, образуя на поверхности маленькие черные озерца.
Это уже заложено в природу человека: научиться использовать все, что он видит вокруг. Строители Вавилона использовали эту жидкость для скрепления строительного материала; люди быстро приспособили эту черную массу для факелов при освещении пещер; древние индейцы смазывались ею перед боем, уверенные, что она придаст им храбрости и спасет от смерти. Уже позже этот дар природы широко применялся для смазывания колес, а в некоторых местах был незаменимым лечебным средством при ревматических заболеваниях. Когда этой жидкости не хватало, человек просто копал глубже в местах проникновения нефти через землю. Можно сказать, что это был первый примитивный (но тогда единственно доступный человеку) способ добывания нефти.
Все исследователи мировой истории нефтяной промышленности считают, что впервые промышленная добыча нефти началась в США, хотя попытки организовать добычу нефти путем бурения предпринимались одновременно во многих уголках земного шара. Штат Пенсильвания, местечко Титусвиль и «полковник» Дрейк – вот начало добычи нефти как продукта для торговли и переработки. Твердое решение начать добычу нефти в коммерческих масштабах появилось только после того, как в
1854 году профессор американского университета химик
Силлиман доказал, что путем нагревания из этой черной жидкости можно получить гамму разнообразных продуктов. Технология добычи нефти появилась почти одновременно с решением начать добычу этой жидкости. Дело в том, что задолго до этого во многих странах была разработана технология бурения в поисках новых источников соли и воды. Именно этот способ и был использован в США в штате Пенсильвания, где были разработаны первые месторождения нефти.
«Полковник» Эдвин Дрейк (справа) на фоне первой нефтяной вышки в Пенсильвании в 1859 году.
Первую скважину в Пенсильвании связывают с именем некоего Дрейка, который любил называть себя «полковником», хотя никогда не служил в армии. Эту кличку, вероятно, он получил за то, что носил форму американского железнодорожника. Молодой юрист из Нью-Йорка Биссел, узнав, что из нефти можно путем нагревания выделить жидкость, которую можно использовать для освещения, увлекся идеей и купил небольшую ферму в Титусвиле около места, которое считали нефтеносным. Сам Дрейк, который не имел до этого постоянной работы, был направлен Бисселом как «специалист» в Пенсильванию. Построенные им вышки для бурения (наподобие тех, которые воздвигались для поисков воды) вызывали насмешки местных жителей. Но удача была на стороне «полковника».
В августе 1859 года нефть появилась на поверхности, и после установки насосов Дрейк мог качать по 30 баррелей этой таинственной жидкости в день. Началась первая нефтяная лихорадка. Все в ближайших окрестностях начали бурить.
В книге помещена фотография «полковника» Эдвина Дрейка на фоне первой нефтяной вышки в Пенсильвании в 1859 году. Практически любая книга, написанная о нефти, начинается с этой, уже ставшей уникальной, фотографии. Это как бы начало мировой истории промышленной добычи нефти. Хотя начало добычи нефти в США связано с именами Биссел, Дрейк и другие, история нефтяной Америки все-таки неотделима от одного легендарного имени – имени Джона Девиссона Рокфеллера (John D. Rockefeller).
Рожденный в 1839 году в большой семье врача, Д. Рокфеллер по тем временам поздно приобщился к настоящей работе. Только в 16 лет он начал свою трудовую жизнь в качестве помощника бухгалтера на одной маленькой фирме. В 1855 году его зарплата составляла 300 долларов в год. Отец Рокфеллера помимо медицинской практики занимался ростовщичеством и привил сыну практический подход к жизни.
Джон Д. Рокфеллер
С юношеских лет молодого Рокфеллера отличало стремление вести учет всех расходов и доходов, его работодателей всегда удивляли способность и стремление молодого человека тщательно проверять все документы и счета независимо от того, получал ли он по ним деньги или платил. Современники Рокфеллера отмечали, что, если по счету фирма, где он работал, недополучала даже 1 цент, он начинал переписку и добивался своего. Справедливости ради они отмечали, что таким же он был и в отношении своих кредиторов – они должны были получить все до единого цента. Это качество Рокфеллера впоследствии будет удивлять всех сотрудников его великой нефтяной империи. Когда Дрейк пробурил первую нефтяную скважину в 1859 году, Рокфеллер все еще работал помощником бухгалтера на маленькой фирме «Хьюитт энд Титл». Набравшись опыта, он поставил вопрос о повышении своей зарплаты с 300 до 800 долларов в год. Владельцы предложили ему 700, и молодой Джон Рокфеллер покинул свою первую фирму. Три года он занимался торговлей различными сельскохозяйственными товарами, и в 1862 году в возрасте 23 лет Джон Д. Рокфеллер начал карьеру в нефтяном деле. В это время уже многие американцы превратили нефть в источник быстрой наживы: добыча нефти и ее элементарная переработка превращались в большой бизнес.
Некий англичанин Самуэл Андрюс (Andrews), считавшийся специалистом по переработке нефти, был первым серьезным партнером Рокфеллера. Переработка нефти, а не добыча была первым детищем будущего нефтяного короля. Это он сделал тоже по расчету, предполагая скупать нефть для переработки у нефтедобытчиков, а не вкладывать деньги в рискованное предприятие – бурить в поисках черного золота. Только впоследствии Рокфеллер придет к мысли о необходимости создания интегрированной нефтяной компании, включающей в себя все звенья нефтяного дела: добычу нефти, ее транспортировку, переработку и реализацию керосина. В 1866 году в Кливленде уже действовало 50 небольших предприятий, получавших керосин из нефти. Америка быстро стала экспортером керосина на Европейский рынок. В это время Англия покупала в США более 20 млн. литров керосина, Франция – более 15. Экспорт этого товара из США неуклонно рос.
Общий вид первого нефтяного месторождения в Пенсильвании 1865 года.
Первое судно с американским керосином было разгружено в Лондоне в 1861 году. В 1862 году американский керосин освещал дома Санкт-Петербурга. Это было начало формирования Европейского рынка, американцы были единственными поставщиками и были уверены, что нефть есть только у них. Рокфеллер с энтузиазмом принялся за переработку нефти, и уже к концу 1870-х годов его компания контролировала более 80% нефтепереработки в США. Вряд ли можно сказать, что путь этот был легким, не говоря уже о том, что он был не очень коротким: начал Рокфеллер свое нефтяное дело в 1862 году, превратившись к 1879 году в монополиста.