Святой Грааль и миссия Рерихов
Есть один очерк или «записной лист» у Н.К.Рериха с названием «Монсальват», написанный в Монголии, в Цаган Куре[14] в 1935 году во время Маньчжурской экспедиции. В другом своём труде – дневнике, который Николай Константинович вёл тогда[15], он поясняет: «Конечно, вам хочется знать, как и где пишется этот дневник. Пишем в упразднённом храме тибетской архитектуры. Конечно, все изображения вынесены, но остаются расписанные столбы и карнизы. Посередине – железная печь. Перед храмом две юрты, в которых мы все и помещаемся. Позади храма небольшой дом хозяина этого места, Ларсена[16], – сам он всё ещё в Калгане». А вокруг серо-зелёные холмы монгольской степи.
Казалось бы, что общего между описанной Рерихом обстановкой и горными хребтами Пиренеев, где затерялся средневековый замок Монсальват, хранящий тайну Святого Грааля? Какие ассоциации возникали у мыслителя? Николай Константинович делится ими в своих «записных листах»: «Чаша», «Дар небесный», «Влечение», «Зигфрид», «Безымянное», «Дары Востока». Интересно то, что написаны они почти в одно время, в течение месяца – апреля 1935 года. Это были дни напряжённого ожидания экспедицией вестей о проекте строительства Новой Страны[17], так много значившем не только для Рерихов, но и для судеб мира и, конечно, для России. Тогда Рерих предаётся мыслям о родстве культур разных народов, единой смысловой канве, запёчатлённой в их мифах и легендах, о созвездии Ориона, о Небесных знаках и Дарах, сказании о белом Коне или Эрдени Мори и его пылающем сокровище – Чинтамани.
Н.К. Рерих
Вспоминает он и о магнитах, «заложенных учениками великого путника Аполлония Тианского» – «там, где суждено строиться новым государствам или созидаться городам великим», или «там, где должны состояться большие откровения и открытия». «Всюду, – поясняет Рерих, – заложены части метеора, посла дальних светил» (выд. – Н.Т.). Вспоминает мыслитель и о Чаше, «огнём процветающей», о Парцифале и Галахаде, чьи имена связаны со Св. Граалем, и о том, что на пути к нему бесстрашный путник не однажды услышит «рог Зигфрида». И, конечно, о том, как много Восток дал Западу.
Эти в некоторой степени обрывочные размышления связаны некой единой нитью, на которую все они нанизываются. Она протягивается из заоблачных высот, соединяя земное с Небесным. Всё это и составляет то, что мы называем «миссией Рерихов». Как рефрен, Николай Константинович в том «записном листе», с которого мы начали, повторяет: «Монсальват – уготован». Что хотел он этим сказать? Ведь горы с замком Монсальват[18], где хранился Грааль, описанный в 1210 году Вольфрамом фон Эшенбахом в поэме «Парцифаль», на географической карте не существует. И тем не менее об этой чудодейственной святыне написано столько красивых легенд, сказаний, преданий, поэм и романов, явление которых «имеет значение не для отдельных людей, но для цементирования пространства»[19]. Однако тайну Грааля, казалось, никому из писавших до конца так и не удавалось разгадать. Правда, Елена Ивановна Рерих в своих письмах и книгах (в частности, в «Криптограммах Востока»), а также Николай Константинович – где намёками, а где открытым текстом (впрочем, и не всегда понятным), а то и изображением на картинах – приоткрыли нам завесу над этой тайной.
Е.И. Рерих
В «записных листах» Н.К.Рерих, видимо, давал понять, что место, где будет заложен космический магнит, уже определено. И оно, как мы можем предположить, связано и с Граалем, и с проектом Новой Страны. К тому времени, в 1935 году, Рерихи получили от Учителей и Камень, и Чашу, которые можно отождествить с Граалем, и, естественно, знали об их происхождении и предназначении. Это подтверждает письмо Е.И.Рерих. В апреле 1936 года она пишет председателю Латвийского рериховского общества Р.Я.Рудзитису в связи с началом его работы над книгой «Братство Грааля»: «Мысли о Знаке очень красивы и, конечно, правильны. Чаша Амриты, Чаша Красоты и Подвига, Чаша Грааля! Ведь легенда о Чаше Грааля тоже пришла с Востока, как одна из версий о Великом Духовном Подвиге и о той же таинственной Шамбале. Между прочим, некоторые исследователи символизма, связанного с Чашей Грааля, видят в этой Чаше Камень, который сейчас находится в миру, сопутствуя историческим событиям, после чего он должен вернуться домой в Сердце Азии. Такое толкование тоже близко истине. Но и Чаша существует, и посылается она перед началом Новой Эры туда, где будет утверждено Учение Калачакры. Об этой Чаше тоже существует много легенд. Одна из них гласит, что Чаша всегда приносится неожиданно и по воздуху. Так в своё время она была принесена Владыке Будде. Происхождение этой Чаши – египетское, и древность её определяется около 12 тысяч лет до Р.Х. После смерти Будды Чаша эта находилась в Храме, в Карашаре[20], откуда она исчезла и с тех пор она хранится в Шамбале. Согласно всем преданиям, перед Новой Эпохой Майтрейи эта Чаша появится (м[ожет] б[ыть] она уже появилась)»[21]. Таковы Знаки – Камень и Чаша – самого высокого доверия своим избранникам Учителей человечества – людей, достигших в своём развитии совершенства и объединённых в Братство, которое помогает людям и планете следовать эволюции, соответствующей космическим законам.
Сквозь лёгкое кружево повествования в «записных листах» Рериха мы можем разглядеть нечто цельное – грандиозный, мудрый план мироустройства Учителей, исполнителями которого в тот исторический период была эта уникальная семья. Монсальват, действительно, был уготован. Николай Константинович пишет далее о чём-то очень сокровенном и не вполне, на первый взгляд, понятном: «Произнесён на всех языках. В постоянном развитии не коснёмся конечного, оконченного.
Не ошибёмся, приняв телесное за исход и венчание. Лишь духу сужден венец.
Отдадим себе отчёт, в каких обстоятельствах зарождается представление о Монсальвате. Воспитатели не забудут, когда именно и почему возникло в жизни это ведущее понятие <…>
Чаша Будды
В труде, в повседневности, казалось бы, как далеки высоты Монсальвата. Можно видеть людей, делающих сбережения и с нежностью приговаривающих: „Пригодится, когда пойду туда“. Это не скупцы, которые, обуянные землёю, закрепощают дух свой материальными сокровищами. И знают они, что им придётся идти, им будет позволено идти. И прежде всего в этом сознании будет избегнуто мрачное чувство одиночества, которое так мертвит и устрашает людей, в неведении пребывающих.
О высоком могут быть лишь высокие выражения. Слова подлые, обиходные не укладываются около понятий высоких. Хотящим узреть есть многое видимое. Для хотящих слушать уже звучат голоса. Монсальват – уготован».
Так было написано в 30-х годах XX века. Этими размышлениями Николай Константинович даёт нам подсказку: Грааль на горе в замке Монсальват был тем же, чем должен стать полученный ими Камень на горе Белухе на Алтае, на вершине которой заповедано построить Храм, в алтаре которого и будет положен Камень. Благодаря ему станет возможным регулярное общение людей с Учителями[22]. И тогда человечество сможет сделать ещё один шаг на пути к Братству людей – сначала неким сообществом в Звенигороде, построенном на Алтае (или в Городе Знания в Гималаях), потом целым государством, называемым Новой Страной, базирующейся на принципах высокой морали и этики. Подобное бывало в истории: император Китая владел сокровищем и построил для него храм из бирюзы, Храм Чаши был возведён и в Монголии…
В 2001–02 годах после публикации в журнале «Вестник Ариаварты» дневниковых записей Е.И.Рерих 1923–24 годов[23] становятся известны дополнительные подробности о Камне и Чаше. Эта уникальная хронологическая подборка рассказывает не только о самих Святых реликвиях, но и людях, владевших ими.
Вот коротко главное. Камень, упавший с Ориона, хранится в Братстве Учителей человечества. Осколок его посылается в мир сопутствовать мировым событиям и своей внутренней магнетической силой держать единение с Братством, где лежит главное «тело» Камня (состоит из серебра, меди и неизвестного пока нам металла – мория). Появляется в мире этот чудодейственный осколок по решению Учителей. Камень может «молчать», «спать», «пробуждаться», «проявляться», «быть утерянным, отнятым» и «возвращённым Нам (в Дом Мой)», то есть в Братство[24]. Посылается он только тому или тем, кто духовно к этому готов. Попав к недостойным людям, Камень теряет на время силу, как бы засыпает. Так что все, пытавшиеся силой овладеть им, были обречены на неудачу.
Рерихи получили Камень в Париже 6 октября 1923 года. Почтовую посылку принял Юрий Николаевич Рерих[25]. И с этого времени Учителя Братства начинают опыт по установлению с Рерихами «прямого провода» связи. Главным действующим лицом в этой части плана становится Елена Ивановна Рерих. Опыт был успешным. Стало возможным приступить к следующему этапу, связанному с Чашей. В сужденный день – в один из последних дней февраля или первых марта 1934 года – Чаша была передана Рерихам в Индии в долине Кулу. Нашла её их помощница Ираида Михайловна Богданова (тогда молоденькая девушка)[26].
Священный камень Ориона
В дни явления Чаши Учитель, который осуществлял непосредственное руководство действиями Рерихов, сообщает: «Россия чует новое обстоятельство. Россия чует, что среди русских явится Вождь. Россия ждёт русские пути явленные. Чую русское чудо у дверей. Явление Фуямы (эзотерическое имя Н.К.Рериха. – Н.Т.) чуют русские. Русские чуют, что Фуяма может спасти Россию». Из этих слов видим, какая ответственная роль была предназначена Николаю Константиновичу. Теперь становятся понятными его размышления в далёкой Монголии, с которых мы начали рассказ. Предстояли важнейшие преобразования в мире. На плечи семьи Рерихов возлагался человечески непосильный груз. Через несколько дней – 3 марта Учитель продолжает: «Мы в кровавом поту остановили землетрясение… Магнит в Ашраме. Чаша – дар отца дочери (Будды – Е.И.Рерих. – Н.Т.), пусть это все запомнят»[27]. Этими словами Учитель подчёркивал значение и место Елены Ивановны в миссианской семье Рерихов.
«Монсальват», конечно, понятие символическое. В разные годы и эпохи возникал свой «Монсальват». Очень много написано именно о Монсальвате XIII века, который связывают с вполне реальным местом на географической карте. А ныне, благодаря Рерихам, нам стало достоверно известно и о Монсальвате XX века. Это позволяет провести параллели, понять процессы, двигающие событиями в истории, найти свидетельства хорошо организованного Единого Плана и программы эволюции человечества, подчиняющейся законам, писанным не людьми той или иной эпохи, а существующими во Вселенной и предписанными Свыше.
И сегодня эти законы вполне познаваемы – не только гуманитарными, но и точными науками, позволяющими описать их языком математики. Это и изучает возникшая в XX веке наука синергетика.
Одно из предположительных мест нахождения Святого Грааля в XIII веке – замок Монсегюр на горе Пог в Пиренеях. Об этом в 1940 году писал Н.К.Рерих в очерке «Скрыня»[28]. Он сообщает, что «молодой швейцарский учёный в Пиренеях около Монсегюра нашёл пещеры с изображениями, относящимися к Граалю и тамплиерам». И заключает: «Это тот самый Монсальват, который часто поминается в связи со сказаниями о Граале». Монсегюр переводится как «Надёжная гора». В. фон Эшенбах пишет в своей поэме:
Надёжней мест, чем Мунсальвеш,
Нигде вам не найти.
Если Монсегюр – один из «Монсальватов», то значит «Совершенные» – высший титул у катаров, хранивших какое-то время Грааль в этом замке, – имели связь с Братством и были его посланцами. А Окситанию – часть нынешней Франции, где в XIII веке господствовал катаризм и которая была самой цивилизованной страной в Европе, можно назвать прообразом Новой Страны, о которой столько писали Рерихи и созданию которой посвятили свои жизни. И нам с Владимиром Надёжиным предстояло посетить эти места.
2002