Вы здесь

Вязники, древний Ярополч, родовая вотчина бояр Кошкиных, дедина Российского Императорского дома. Царская Дворцовая Ярополческая волость (В. А. Кошкин-Вязниковцев)

Царская Дворцовая Ярополческая волость

Мало кому известно, что Государь Алексей Михайлович, кроме Казанского собора в Царском Дворцовом селе Коломенском (Государева загородная резиденция), построил ещё один каменный Казанский собор. Но возвёл он его не в столице, а в небольшой Вязниковской слободе Владимирской губернии (рис. 8).


Рис. 8. Казанский собор в городе Вязники [29].


Время постройки собора определяется следующим документом. В писцовых книгах стольника Назария Засецкого да подъячего Тимофея Степанова написано: «в Вязниковской слободе начата Соборная церковь строением во 178 (1670) года июля во 25 день, а совершена во 182 (1674) году в августе месяце. На построение пошло Великого Государя (Алексея Михайловича) дворцовыя казны 934 руб. и 1400 пудов железа; церковной казны 264 рубля и 75к. и мирского подаяния на ту церковь вкладу 473р. и 36 коп. А всего та церковь встала, опричь железа, за 1672 руб. 3 алтына и 4 деньги, да от написания деисусов и праздников (иконостаса) отдано приходских 100 руб.»[24] [30, с. 2]. С момента постройки храм стал соборным.

К 1700 году прохудились своды соборных глав, была подана челобитная Царю Петру Алексеевичу: «били челом протопоп Лев с братиею: в прошлых де годах, от великой тягости каменных глав в соборной церкви небо (своды) все изорвало и связи переломило… По этому поводу в 1700 году Петром-I был послан каменных дел подмастерье, который и сделал смету на переделку; а когда именно переделка производилась – неизвестно» [30, с. 2]. Но однозначно можно сказать, что производилась она по указу и на средства Государя Петра Алексеевича.

По внутреннему украшению это был один из богатейших храмов Владимирской епархии. «Иконостас весь позлащён; иконы в иконостасе все художественной работы и некоторые из них украшены серебряными и сребропозлащёнными ризами, чрезвычайно богаты украшения на иконах нижнего яруса».

Утварью и ризницей собор был очень богат, из этих вещей особенно достойны внимания:

«Напрестольный серебряный вызолоченный, унизанный жемчугом, крест с частицами св. мощей с надписью: «повеленiем Великаго Государя царя и вел. кн. Михаила Феодоровича… и его благоверной царицы и велик. кн. Евдокiи Лукьяновны и их благородных чад сделан сей крест в Вязники в церковь Пречистыя Богородицы Казанскiя лета 7150» (1642 г.).

Серебряное кадило, с такою же надписью» (рис. 9) [31, с. 298–299]. «Теми же высочайшими особами приложенное.




Рис. 9. Серебряное кадило, приклад Великого Государя, Царя и Великого князя Михаила Фёдоровича и его благоверной Царицы и Великой княгини Евдокии Лукьяновны и их благородных чад в Вязники в Казанский собор Пречистой Богородицы 1642 год [33].


Небольшой золотой, с маленьким в верхнем конце алмазом, крест, в 1682 году приложенный к чудотворной иконе Казанския Божией Матери царем Федором Алексеевичем во время путешествия его величества через Вязники во Флорищеву пустынь; ныне крест этот внизан в жемчужный риз образа Казанския Божией Матери» [32, с. 1].

«Евангелие с подписью по листам:1688 г. «по их Великих Государей царей и вел. кн. Iоанна и Петра Алексеевичей указу сiя книга благовествования Христова дана в соборную церковь Пресв. Богородицы Казанскiя, что в Ярополче, в Вязниковской слободе»» [31, с. 299].

При Казанском соборе имелся отдельный тёплый храм (рис. 8, слева) во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского Чудотворца (6 декабря, ст. стиль). Этот храм существовал уже в 1628 году. «При обоих храмах одна каменная с шатровым верхом колокольня, построена одновременно с Казанским собором». «На колокольне 8 колоколов[25] да часы боевые» [31, с. 296, 300]. Аналогичная колокольня построена Патриархом Филаретом в родовой усыпальнице Романовых, Московском Новоспасском монастыре и тоже с боевыми часами: «Возвратившiйся из Польскаго плена Фiларет украсил сiе родовое кладбище Романовых, в 1620 г., шатровою колокольней с боевыми часами, а Царь Михаил Феодорович соборною церковью, которая довершена сыном его Алексiем. Они пожаловали сему монастырю драгоценныя утвари, ризы, образа и книги, обогатили его вотчинами, землями, мельницами и рыбными ловлями» [18, с. 26–27].

О благодатной Казанской иконе Божией Матери (рис. 10) следует сказать отдельно. В церковной записи об этом образе говорится так: «Лета от мироздания 7132, а от Р.X. 1624 г., 11 октября, по указу Великого Государя Михаила Феодоровича и по благословению Святейшего Патриарха Филарета Московскаго и всея России, архимандрит Владимирскаго Рождественскаго монастыря Порфирий и с ним Спасо-Златовратского монастыря игумен Варсонофий, да соборный протопоп со священниками и диаконами присланы были в Вязниковскую слободу для свидетельства чудес от иконы Казанской Богоматери». Было зафиксировано множество чудесных исцелений. С этого времени икона признана чудотворною [34].


Рис. 10. Вязниковская Казанская икона Божией Матери [35].


«Чудотворный образ Пресв. Богородицы Казанскiе осмилистовый в кiоте створном, оклад басемный, по углам 4 Евангелиста, венец, коруна и цата серебряные резныя, в коруне 7 каменев разных, заклепы 14 зерен жемчужных, в коруне и в цате 15 каменьев разных в гнездах серебряных, убрус объяр золотная обнизано жемчугом с камышки разными – в гнездах серебряных, по концам накищено золотом и серебром с пелепельки сребряными золочеными, на том же образе возглавiе подниз да 2 ожерелья у Предвечнаго Младенца, ожерелья низано жемчугом с подвески, возглавии и в поднизе запона в серебре изумруды и яхонты в ряд, да в той же поднизе разные камешки, запонок большой и малой. У того же образа в привесе на серебряной цке образ Пресв. Богородицы Казанскiя резной позолочен в ¼ аршина, на другой цке серебряной образ Пресв. Богородицы Казанскiя резной в 3 вершка позолочен, крест золотой возглави камень алмаз, приклад велик. госуд. царя Федора Алексеевича» [31, с. 294].

Поражает богатство украшений этой иконы, большое количество драгоценных камней и жемчугов. Такое благолепие мог позволить себе только очень знатный вельможа. По богатству украшений, многочисленным каменьям и жемчугам, стилю[26], она подобна «Северной Казанской иконе Божией Матери», напрестольному кресту, приложенному «повеленiем Великаго Государя царя и вел. кн. Михаила Феодоровича… и его благоверной царицы и велик. кн. Евдокiи Лукьяновны и их благородных чад» в этот храм, фелони, приложенной «Царём Михаилом Фёдоровичем и его матерью на поминовение их родителей[27]» в Московский Новоспасский монастырь. По известным фактам, во все храмы возведённые Государями, они вкладывали свои иконы. Судя по особому личному вниманию к этому храму и Вязниковской Казанской иконе Богородицы со стороны Царского дома, нет сомнений, что она изготовлена по их заказу и приложена в этот храм. Это же богатство украшений иконы определяет «Высочайшее» отношение Царского дома к Вязниковскому Казанскому собору.

В «1892-94 г.г. произведено было полное и капитальное обновление Казанского собора, ибо к тому времени и внутреннiя и внешнiя украшенiя заметно обветшали и попортились. Обновлен был собор тщательно, как с внешней так и с внутренней стороны и по обновленiи был торжественно освящен Архiепископом Владимiрским Сергiем 15 iюля 1894 г. Таким образом, этот памятник русскаго церковнаго зодчества XVII века и благочестиваго усердiя Московских государей принял прежнiй свой благолепный вид[28]» [31, с. 297]. Это обновление осуществлено Императором Александром III и его сыном, Великим князем, Цесаревичем Николаем Александровичем.

Ещё до строительства каменного храма на этом месте стоял деревянный, время постройки которого неизвестно. Однако можно предположить, что он строился одновременно с Казанским собором на Красной Площади, по крайней мере, до 1624 года. Построил его, по всей видимости, Государь Михаил Фёдорович. Это был самый первый храм в Вязниках и Ярополче. К великому сожалению, в годы советской власти, в 1929 году Казанский собор был разрушен. Сейчас на этом месте установлен памятный знак (рис. 11).


Рис. 11. Памятный знак на месте разрушенного Казанского собора [36].

Сохранились документы о поездке Царя Михаила Фёдоровича в Вязниковскую слободу. «В декабре 1640 года ясельнечему И. Биркину и дьяку Г. Пятово было велено «дать в государев объезд в Вязники под образы да в казну в сани лошадь, в мастерские в двои сани две лошади, да под верхи государевы мастерские палаты подъячему лошадь, крестовым дьякам четырем человекам по лошади, комнатному истопнику лошадь, государеву мастерские палаты часовнику, да палатным мастерам двум человекам, чеботнику, да шапошнику по лошади». Такое представительство мастеровых людей говорит само за себя. Скорее всего, должны были решаться вопросы, связанные с дальнейшим развитием в слободе кожевенного и льняного производства, отсюда и такой набор представителей Государевой мастерской палаты. Для хозяйственных нужд везли в Вязники и Государеву казну. Всё это наводит на мысль, что поездка Государя Михаила Фёдоровича скорее была выездом вотчинника в своё хозяйство, чем поездкой Царя на богомолье. Эта поездка для слободы имела большое значение. Помимо определения повинных поставок к Царскому столу овощей и фруктов, среди которых преобладали яблоки, огурцы и вишни[29], поставок мёда и рыбы, холста и других ремесленных изделий, вязниковцы использовали приезд Царя, чтобы решить вопросы дальнейшего развития слободы.

Ещё одним следствием поездки Государя Михаила Фёдоровича в Вязниковскую слободу стало «пожалование священникам слободского деревянного Казанского собора права ежегодно в день празднования в честь Казанской иконы Богоматери, 8 июля, приезжать к Государю со святой водой, освященной от чудотворной Вязниковской Казанской иконы Божией Матери. За эти приезды, длившиеся с 1641 по 1676 годы, во время правления Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, они получали в пожалование анбурское сукно. К экономической заинтересованности Государей в Вязниковской слободе добавилось их идейное единство, ещё больше укрепившее связь Романовых с Вязниками»» [37, с. 10–12].

Во время пребывания Государя Михаила Фёдоровича в Вязниках староста слободы Иван Мухин подал челобитную с просьбой открыть в ней мужской монастырь. Последовало Царское решение. В 1641 году «Государев» монастырь был открыт. Через два года, в 1643 году, устроили первый деревянный храм с приделами в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта, ст. стиль), преподобного Михаила Малеина (12 июля, ст. стиль) и преподобного Алексея, человека Божия (17 марта, ст. стиль), а так же первые настоятельские и братские кельи [38, с. 213]. Десять лет шло строительство храма на земле Ярополческого «убогого дома». К. Веселовский[30] так объясняет этот термин: ««Убогими домами» назывались здесь местности, занимаемые кладбищами для погребения скоропостижно умерших. По всей вероятности, Вязниковский Благовещенский монастырь и построен на такой земле у «убогого дома»» [39, с. 222]. Исходя из этого объяснения, можно считать, что некогда стоявшая на кладбище для скоропостижно умерших, часовня, дала начало Благовещенскому мужскому монастырю [37, с. 11].

Вязниковский Благовещенский монастырь – самая главная Православная святыня в Вязниках (рис. 12).

«Монастырь, а в нем церковь соборная каменная новая Благовещения Пресвятыя Богородицы о пяти главах; средняя глава опаяна немецким железом, на ней крест железной позолочен красным золотом, а четыре главы обиты чешуею деревянною, а на них кресты железные прорезные полужены. Внутреннее убранство церкви очень богато» [41, с. 4]. В храме были замечательные по древности иконы святого Алексея человека Божия и Михаила Малеинского, писанные золотом и красками до 1652 года.


Рис. 12. Вязниковский Благовещенский монастырь [40].


В описных книгах монастыря записаны многие приклады Царского дома, среди них:

«Благоверные Царевны и Великия княжны Ирины Михайловны приклад евангелие толковое – повседневное, печатное; переплетка по образу золотом» [42, с. 2; 43, с. 4; 44, с. 3];

«Ея же, Государыни Царевны и Великие княжны Ирины Михайловны приклад, четыре пелены, камка рудожелтая травы шелк зеленой, опушены камкою червчатою. На одной пелене три кресты – серебро кованое, а на трех пеленах по одному кресту тоже серебро кованое. Пятая пелена, Средина камка лазаревая, крест сребряной кованой, опушка камка червчатая» [42, с. 2; 44, с. 3];

«Ея же, Государыни царевны и Великие княжны книга приложена, пролог печатной» [42, с. 2; 44, с. 3];

«Государыни царевны и Великие княжны Татьяны Михайловны приклад, три покрова, да пелена, средины камка червчатая, кресты серебро кованое, опушка камка рудожелтая, мелкотравная» [42, с. 2; 44, с. 3];

«Государыни царевны и Великие княжны Татьяны Михайловны приклад ризы камчатые куфтерь рудожелтой, оплечье бархат с серебряной з золотом» [42, с. 2];

«Государыни благоверныя и благочистивые царицы и Великие княгини Марии Ильиничны приклад ризы да стихарь дьяконской камка зеленая, оплечье у них участковые золотные. Патрахель да поручи бархат червчатой рытой по белой земле, пуговицы серебряные, кисти шелковые[31]» [42, с. 2];

«Приклад боярина ильи Даниловича милославскаго[32] ризы объяринные рудожелтые, оплечье бархат червчатой сребряной» [42, с. 2];

«Евангелие толковое на беседы с нравоучением» пожаловал Великий Государь царь и Великий князь Алексей Михайлович [42, с. 3];

«Государя царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Руси приклад два октая[33] нового выхода печати» [44, с. 3].

По указу Великого Государя Алексея Михайловича из большой казны Церковной утвари первостроителеву челобитью дано: «праздничные ризы да стихарь дьякону уларь коришневого цвету оплечье бархат золотной опушка отлас зеленой уларь бархатной двое поручи бархатные i отлас золотной пуговицы сребряные подризник дороги красные оплечье старого бархату шелку желтаго.

Фунт патрахель белой по серебру цветной да в то же число на три пелены камок красной да цветной к двум сим иконам видение Iоанна Богослова еже есть апокалипсис i на крест к тем пеленам дано кружево серебреное да в то же число по указу великаго государя iс приказу большаго дворца дано в церковь три книги с совосследованием i с летописцем и со святцы, книга пролог половина года с марта месяца, книга треодь посная весь год, книги новой i справной печати» [42, с. 3].

«Евангелие, печатное 7171-го (1663) года со следующею по листам надписью: «186 года февраля во 2-й день по указу Великого государя сия книга дана в приказ большого дворца Благовещенский что в Вязниках». Если верить устному преданию, Евангелие это приложено Государем Фёдором Алексеевичем лично в проезд в 1681 году во Флорищеву пустынь.

Книга о Священстве, надписанная по листам: «186 года апреля в 13 день Великий Государь Царь и Великий Князь Федор Алексеевич всея великия и малыя и белыя России Самодержец пожаловал книгу о священстве безденежно на Вязники в Благовещенский монастырь».

Книга Жезл Правления, по листам же надписанная: «186 г. апреля в 13-й день Великий Царь и Великий Князь Федор Алексеевич и всея великия и малыя и белыя России Самодержец пожаловал книгу Жезл Правления безденежно на Вязники в Благовещенский монастырь»» [38, с. 213–214].

В казне монастыря хранились Великих Государей жалованные грамоты:

«две Государевы грамоты об мельнице Федота[34] Сазонова, за приписью дьяка Максима Чиркова 150 (1642) года, к стряпчему Федору Лихачеву, а другая грамота за приписью дьяка Давыда Дерябина 156 (1648) года» [45, с. 4];

«Государева грамота оброчная на озеро Курское i с ыстоки оброн на год по десять алтын 155 (1647) года» [44, с. 4];

«Государева грамота на озеро Юхро за приписью дьяка Ивана Федорова к стряпчему Илье Лошакову 156 (1648) года» [45, с. 4];

Конец ознакомительного фрагмента.