Вы здесь

Вы нас даже не представляете. Поколение Z: попытка автопортрета. В погоне за лайком (Серафима Свердлова)

В погоне за лайком


Коллективное одиночество

Зачем нам нужна виртуальная общность

Сегодня Настя сказала мне, что мы с ней типичные подруги. Знаете, я обиделась. Я всегда считала нашу с ней дружбу чем-то неординарным. Ну потому что вряд ли каждый первый или даже второй состригал своей подруге длиннющие волосы на спор. Вряд ли каждый третий пролазил с ней в зоопарке в вольер пусть не с тиграми, но с фламинго. И тут она мне выдала вот это.

«Ты чего, Олька, это же страничка Вконтакте. Называется «Типичные подруги», – объяснила она. Больше я не дулась, а стала думать о феномене этих бесконечных сообществ на основе общего признака. «Типичная мама», «Типичная девушка», «Типичная училка», «Типичная Кострома (Рязань, Самара, Йошкар-Ола) … За последние полгода их наплодились тысячи, и каждое учебное заведение, представители каждой профессии сочли своим долгом объединить совершенно разных людей, которые якобы понимают то, чего не понимаешь ты. Которые от души хохочут над шутками, смешными только для них и глупыми для тебя.

Нельзя сказать, плохо это или хорошо. Это факт. В мире макбуков и айфонов нам стало необходимо объединяться. Не суть, что в социальных сетях, не суть, что по несущественному признаку. Нам стало важно чувствовать свою причастность к группе. Я могу ошибаться, но как тогда объяснить тысячи подписчиков на страницах вроде «Типичный студент-историк» или «Типичный шахматист»?

Конечно, мне не хочется сваливать все на сетевое одиночество, на подмену реальной жизни виртуальной или, что еще хуже, на реальную жизнь РАДИ виртуальной (постоянно меняющиеся статусы в соцсетях, тонны новых однотипных фотографий и т.д). Любопытно, что на таких страницах типичных представителей люди НЕ общаются. То есть это не виртуальные кружки по интересам, это страницы, где несколько заинтересованных личностей выкладывают что-то такое, что заставит нас подумать: «Да это ж чисто про меня! Ставлю лайк». А все остальные, собственно, так думают и лайки усердно расставляют.

Я решила познакомиться с парой-тройкой человек, которые считают себя «типичными альтернативщиками». Некоторое время назад я сходила с ума по панк-року, поэтому имею некоторое отношение к этому объединению. Я написала этим людям совершенно невинные сообщения, которые в общем-то отражают ситуацию: «Привет, нашла тебя в вышеупомянутом сообществе! Смотрю, у нас общие интересы, пообщаемся?» В одном случае мне не ответили. В двух других сказали нечто типа: «Если я там состою, это не значит, что мне не хватает общения». С четвертым подопытным мы немножко обсудили любимые группы, они оказались разными, на этом и распрощались. Стопроцентный провал и подтверждение теории.

Так что же это за новообразования такие – группировки совершенно разных людей, которым особо и нечего друг другу сказать, но которые одинаково относятся к некоторым специфическим вещам? Это карточные домики, которые обрушатся, стоит только опубликовать нечто, что не войдет в резонанс или будет противоречить взглядам твоего виртуального собеседника?

Быть «типичным дзюдоистом» или жителем «типичной Уфы» – повод ли это создавать группы, состоять в них и считать себя членом некоего сообщества? Или, может, современному человеку просто очень нужен пусть и виртуальный, пусть и не видимый и не слышимый вживую, но коллектив? Я не знаю.

Захожу на страницу «Циничный журналист». Читаю: «Велели сдать материал сегодня – отправил в 23:59». Господи, да это же из моей жизни! Лайк. Подписаться. «Нас 24 237 человек!» Здорово, теперь и я там же. Нас 24 237 почти случайным образом сгруппированных людей. Это успех, определенно.

Ольга Селезнева

Май 2012

Не попадайтесь троллю на крючок

Спокойно, вас провоцируют

«Исповедь тролля» – так называлась статья, которую я недавно прочитала. Привлекло необычное название. Тролль для меня всегда был загадочным существом из скандинавской мифологии. А тут человек заявляет: «Я тролль!»

Сначала я подумала, что просто читаю «Записки сумасшедшего» нашего времени. Оказалось, это рассказ о том, как молодой человек в течение трех лет издевался над людьми в социальной сети Вконтакте, оставляя агрессивные комментарии на страницах пользователей.

Почему он называет себя «троллем»? Что такое «троллинг»?

Первоначальное значение слова «троллинг» – рыбная ловля на блесну. Но с формированием интернет-сообществ, троллинг перерос в хулиганское развлечение. На крючке оказалась не рыба, а люди.

Цель троллинга – вызвать конфликт между пользователями интернета путем размещения провокационных сообщений на различных сайтах. Когда объекты троллинга доведены до состояния полного разочарования (баттхерта), тролль (автор провокационного сообщения) получает лулзы (удовольствие). Люди «проглатывают наживку», а тролль беззаботно над ними смеется. На английском языке такой смех обозначатся аббревиатурой LOL.

Суть троллинга ярче всего отражена в изречении Лао-Цзы: «Вами управляет тот, кто вас злит». Поэтому пользователи сети должны всегда помнить фразу, ставшую золотым правилом интернета: «Don’t feed the troll» (Не корми тролля).

В «Исповеди тролля» как раз рассказывается о зависимости от троллинга. Если один раз спровоцировать конфликт, потом очень трудно остановиться. Агрессия полностью овладевает человеком. Для него не остается ничего «святого». Он может троллить родителей погибших детей на страницах Вконтакте, созданных в память о них, как это делал создатель «Исповеди».

В 1993 году в журнале New Yorker появилась карикатура с подписью: «В интернете никто не знает, что ты собака». Многие сегодняшние тролли ничем не отличаются от агрессивных собак, готовых напасть на жертву без повода в любую секунду.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Адвокат! Былинная вырезка из ток-шоу «Пусть говорят!», где Гоген (урожденный Илья) Солнцев, известный российский фрик, чересчур эмоционально обращается к одному из гостей передачи, к товарищу адвокату. «Адвокааат!» используется как в устной речи, (когда важно подчеркнуть не столько произносимое, сколько интонацию, с которой произносится), так и в виде картинки.

Пользователи ВКонтакте до сих пор помнят печальную историю студента экономического факультета СПбГУ Леонида Василевского. Компания Wrigley организовала безобидный фотоконкурс «Улыбка на миллион», участники которого неоднократно подвергались атакам троллей. Многие люди просто не обращали на это внимание, а Василевский решил, что такое игнорировать нельзя. «За оскорбления ответишь по закону! Встретимся в суде!» – писал он на своей страничке Вконтакте. После чего Леонид начал постоянно подвергаться безжалостной травле. А спустя месяц Василевский застрелил собственных родителей. Почему он это сделал, юноша так и не объяснил. И даже после того, как Леонид оказался за решеткой, тролли не оставили его в покое. Психиатры констатировали «шизофрению в реактивной стадии», и Леонида отправили на принудительное лечение.

От атак троллей не застрахован никто. Появилось даже понятие «троллефобия». Но стоит ли бояться людей, которые нашли лекарство от скуки в провокациях и агрессии? От скуки они даже пишут «исповеди», где не приносят извинения своим жертвам, наоборот, с гордостью рассказывают о своих подвигах. Может быть, троллей стоит просто игнорировать, и это перекроет им доступ к их кислороду – LOL.

Александра Козлова

Май 2012

Вся наша жизнь видна как ладони

Жизнь современной молодежи подчинена правилам социальных сетей

Недавно поймала себя на мысли: надо сменить аватарку ВКонтакте. Лайков она насобирала достаточно, все, кто потенциально мог нажать на заветное сердечко, уже сделали это. К тому же все друзья-подружки уже давно красуются на фоне красно-бурых закатов, зарывшись по плечи в песок. На самом деле по главным фотографиям на страничках пользователей в социальных сетях можно уловить главные тренды. Новый год – это хохочущий круг друзей в уггах, весна – та же компания дружно перекочевывает на лужайку; высунутые языки на фото сомнительного качества означают появление у одного из друзей смартфона, снимок на фоне толпы с транспарантом – очередную волну политической активности. Странички в социальных сетях могут рассказать не только о биографических сведениях, пристрастиях и увлечениях конкретных пользователей, но и фиксируют образ целого поколения, нашего поколения.

Любовь, друзья, работа, фотографии, воспоминания – вся наша жизнь видна как на ладони после введения кода из букв и цифр в адресную строку. Мы проявляем политические и эстетические пристрастия, вступая в те или иные группы на Фейсбук, обсуждаем социальные проблемы в ЖЖ, узнаем о происходящих событиях из новостной ленты в Твиттер. Мы привыкли, что в любой момент можем получить ответ на любой вопрос, погуглив и сделав пару кликов курсором. При этом не стоит утрировать: мы не убегаем от реальной жизни, не пытаемся скрыться за придуманными именами. Списки моих друзей составляют действительно знакомые мне люди, с которыми я общаюсь и за пределами интернет-пространства. Реальная и виртуальная реальности так сильно и так гармонично переплетены в жизни современной молодежи, что нам кажутся смешными опасения, что мы якобы скоро разучимся поддерживать живую беседу. Живое общение никуда не делось. Мы все так же ходим гулять и встречаемся поболтать в уютном кафе только потому, что «давно не виделись». Но при этом ничто не мешает нам, встречаясь с друзьями вживую, обсуждать ролики из Ютюба и одновременно выкладывать фото посиделок в альбомы Фейсбук и ВКонтакте и делиться смешными шутками в Твиттер.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Это норма. Фраза телеведущей Елены Малышевой. Известная своими нестандартными советами, Малышева в передаче «Жить здорово!» частенько называет что-то совершенно немыслимое «нормой».

На первый взгляд кажется, что изменились только формы выражения эмоций и впечатлений. Вместо хруста альбомных страниц – щелчок курсора, вместо монотонных воспоминаний – кнопка Play в окне видеозаписи. Но социальные сети – это как раз тот случай, когда форма влияет на содержание. Ютюб задает нам каноны идеального видео, а Твиттер учит тому, что любая, даже самая глубокая, мысль должна укладываться в 140 символов.

Интересное дело, решив поменять главную фотографию на своей страничке в социальной сети, я уже подсознательно знала, как она должна выглядеть. Мы делимся не тем, что у нас уже есть, а стараемся специально создать продукт, востребованный в виртуальном пространстве. Сходить куда-то, чтобы написать потом об этом в Твиттер, или сделать фото, чтобы выложить его на страничку в социальной сети… Наличие трендовых записей и фото означает, что ты в курсе последних событий: «Да, я тоже „в теме“». «Я был там» или «Я тоже это поддерживаю». Узнать же о том, что является наиболее востребованным на данный момент, помогает количество «лайков» под той или иной записью, фотографией, новостью.

Незатейливый символ в форме сердечка или поднятого вверх большого пальца, первоначально выражавший позитивное отношение пользователя к тому объекту, под которым он жмет «Нравится», давно уже превратился просто в способ реакции на событие. Мы используем «лайк» как отклик на новости и действия друзей. Соответственно, большее количество «лайков» набирают не те записи, фотографии или ролики, содержание которых интересней и оригинальней, а те, что просмотрело большее количество пользователей. Таким образом, формулируя свою мысль, снимая видео или делая фото, мы пытаемся вписаться в определенные рамки: даже оригинальность должна быть в меру. Такой вот креатив по шаблону. С завидной регулярностью появляются материалы, разрушающие старые шаблоны и создающие новые. Тренды в соцсетях меняются быстрее, чем в жизни. Неизменно в моде остается только он – поднятый кверху палец.

Елена Базина

Октябрь 2012

Лайкайте!

Инстаграм – прямая трансляция личной жизни

Многие люди сегодня не представляют себе жизни без телефона и Интернета. Но дело даже не в том, что в Интернете можно в любой момент найти массу полезной информации, не бегая в библиотеку, и не в том, что можно бесплатно пообщаться с человеком, который от тебя далеко. Главное здесь – желание постоянно светиться в Сети, рассказывая о каждой мелочи, произошедшей с тобой за день. Исполнить это желание помогает Инстаграм. Что это еще за слово такое? Сейчас объясню.

Инстаграм – это одновременно социальная сеть и редактор фотографий, которые можно публиковать сразу после съемки. В этом-то и фишка. Ты сидишь в ресторане и наслаждаешься креветками в медовом соусе, и вдруг тебе безумно хочется поделиться радостью с друзьями, которых нет рядом. Ты фотографируешь свое божественное блюдо, указываешь место, где ты находишься, и об этом тут же узнают все. Вот оно счастье!

Я говорю абсолютно серьезно. Со стороны это кажется дикостью – фотографировать свои загорелые ноги на пляже, волосы в салоне красоты сразу после покраски, ногти после маникюра, билеты в кино. Но для многих сейчас это такая же обыденность, как чистка зубов по утрам. Только в Инстаграме мы, фигурально выражаясь, сидим почти постоянно, потому что за ним скрывается целый мир. Сделать фотку, отредактировать фотку, опубликовать, посмотреть фотографии своих друзей, друзей их друзей, «а вот уже появляются лайки на фотку, которую я выложила пять минут назад, надо посмотреть, кому же понравилась фотография и отлайкать все его фотки». Да, это безумие! Но, если честно, это довольно весело, если, конечно, не замыкаться только в себе. Сидеть с подругой в кафе и рассматривать фотографии знакомых парней в спортзале, в клубе, да даже перед теликом – это глупо, но время диктует правила, и нас подхватывает течение. Никто же не узнает, чью фотографию мы сегодня обсмеяли, а над какой плакали ночью. Инстаграм открывает завесу тайны личной жизни тех, кто обычно о ней не говорит. Инстаграм – своего рода публичный, откровенный дневник, в котором мы сами делаем коллаж из своих радостей, слабостей и стремлений.

Хорошо это или плохо – трудно сказать. Нынешние тенденции шокируют даже самых ярых пользователей социальных сетей. В июне 2013 года в приложении Инстаграм появилась возможность записывать и публиковать видео длиной до 15 секунд. Что дальше? Документальные фильмы? Многочасовые репортажи, которые можно будет монтировать прямо в телефоне и сразу отправлять в сеть? Каждый пользователь станет своего рода журналистом. И все будет происходить так быстро, что мы забудем, как размеренно жили раньше. В любом случае только нам – пожинать плоды творчества мировых умов. Посмотрим, что они еще придумают интересного.

Татьяна Чирскова

Декабрь 2013

Интернет телевизору не товарищ

Я и мои родители живем в параллельных мирах

Бывает такое чувство, когда неожиданно встречаешь человека, с которым когда-то давным-давно был не разлей вода, а потом как-то разошлись и уже лет сто не виделись. А теперь стоит он перед тобой – совсем другой, изменившийся и производит совсем другое впечатление. И шутки его кажутся не так остроумны, и сплетни о старых знакомых не вызывают интереса. Вот именно такое чувство я испытала, посмотрев недавно телевизор.

С телевизором мы расстались четыре года назад. Я поступила в университет, переехала в общежитие, и окном в мир для меня стали всплывающие окна в ноутбуке. Все новости теперь я узнаю из социальных сетей. Мои родители – по-прежнему из телевизора. Когда мы разговариваем, у меня складывается ощущение, что мы живем в параллельных мирах. При этом я еще не самый типичный представитель социальных сетей. Студент журфака должен следить за тем, что происходит в мире. Поэтому я подписана на все крупные российские медиа и, можно сказать, балансирую между миром «взрослых» и миром моих ровесников.

В Твиттере, ВКонтакте и на Фейсбуке новостью считается то, чем живет твой интернетный друг. Прямо сейчас в моем персональном выпуске новостей: Артем улетел в Штаты, Вася поужинал анчоусами, Света завтра отмечает день рождения. Согласна, немного смахивает на сплетни бабушек у подъезда. Но зато это добрее и насущнее, чем то, что показывают по телевизору.

Недавно все делились новостью о том, что пользователи социальной сети Твиттер помогли потерявшемуся плюшевому медведю вернуться к своему хозяину. Медведь одиноко сидел в поезде, прибывающем на лондонский вокзал Кингс-Кросс, когда его нашла пассажирка Лорен Бишоп Вранч. Она сфотографировала игрушку и разместила в своем микроблоге снимок с подписью «Мишка потерялся и ждет, когда его заберут домой». Сообщение набрало более шести тысяч ретвитов. В конце концов фотография медведя дошла до отца его хозяйки, и плюшевое животное счастливо вернулось домой.

МЕЖДУ ТЕМ

Игра Flappy Bird. Пользователи играют за летящую птицу, главная цель – выжить среди движущихся труб. Игра привлекла к себе внимание из-за обманчивой простоты. Оказалось, что пройти ее практически невозможно. Это вызвало волну эмоциональных отзывов о расшатанной психике, иногда нервы не выдерживали и телефоны летели в стену. Встревоженный разработчик удалил игру, в результате за смартфоны с предустановленной Flappy Bird стали переплачивать тысячи долларов.

Таких примеров сотни. Через социальные сети мы находим работу, попутчиков, друзей. И как бы мы ни задирали нос и ни рассуждали о налоговой политике Греции, свои личные проблемы мы все равно ставим выше увольнения афинских рабочих. День рождения друга вызывает у нас больше эмоций, чем юбилей любой рок-звезды. Интернетные новости дают нам ощущение, что мир вращается вокруг нас. Людям необходимо знать, что ты поел, где был вчера вечером, какой фильм считаешь хорошим. И даже новость о том, что Россия вошла в ВТО, стала новостью только потому, что ты поделился ссылкой. Лайки, ретвиты и комменты подтверждают, что это не просто нарциссизм, а кто-то действительно за этим следит. И если на той, другой, планете звездами могут почувствовать себя единицы, наша дарит это чувство всем. Создать новый мир для нас оказалось проще, чем покорить телевизор.

Елена Базина

Апрель 2014

Лайкни меня

Рецепт счастья ХХI века

Сегодня новомодным веянием стал Инстаграм, который поглотил умы молодежи. Теперь каждый уважающий себя человек имеет свою страничку в Инстаграме, куда он выкладывает свои фотографии на тему: «Я и мой домашний питомец», «Я умею готовить, вот посмотрите», «Я сегодня проснулась» и т. д. Почему это стало так важно – говорить и показывать, как и чем ты живешь? Кому это интересно? Кроются ли за этим личные психологические проблемы, которые мы уже не пытаемся скрыть, а, наоборот, кричим каждому о них?

Социальные сети призваны объединять людей по интересам, тем самым упрощать поиск интересующих тем. Мы подписываемся на своих друзей, звезд, которых мы любим, на тематические странички об автомобилях, маникюре и одежде. Социальные сети, по идее, должны сокращать время поиска того, что нам требуется, но на практике мы ежедневно тратим десятки минут на ненужный скроллинг новостного листа.

Давайте обратим внимание на то, когда именно мы заходим в ту или иную социальную сеть. Когда нам грустно, когда нам нечем себя занять, когда мы просыпаемся и хотим провести еще пару минут под теплым одеялом… Нетрудно заметить, что мы достаем телефон или планшет, когда мы одни. Мы как бы заполняем пустое пространство вокруг себя знакомыми лицами, с одной лишь поправкой: мы делаем это онлайн. Возможно, это страх остаться одному, очутиться в информационной тишине, наедине с самим собой, со своими мыслями. Мы так привыкли к информационному гулу, что, когда его нет, нам становится не по себе.

А теперь зададимся вопросом: интересно ли нам читать паблики в контакте, смотреть на фотки друзей, а порою и просто незнакомых людей, лежащих на доминиканских пляжах и попивающих легкие коктейли? Сколько по-настоящему нужной и ценной информации вы извлекаете из этих просмотров? Думаю, ответ на этот вопрос очевиден. Но сомневаюсь, что кто-то готов отказаться от сладкого, дурманящего желания обновить страничку в Инстаграме.

Психологи утверждают, что, несмотря на то что молодежь стала более раскрепощенной и мобильной, ей сложнее устанавливать длительные контакты. Молодые люди, знакомясь с девушкой в общественном транспорте, не предлагают проводить ее до подъезда или прогуляться по набережной, они скорее попросят номер сотового телефона или ID Вконтакте. Если ты даешь свою страничку, то будь уверена, все твои фотки будут пролайканы. Раньше мужчины делали комплименты, дарили цветы, уделяли девушкам время и внимание, сейчас же все ограничивается лайком в Инстаграме, который интерпретируется как: «А ты ничего в этом платье», смайликом в виде розочки, который вполне заменяет аромат настоящих цветов и пару минут плотной переписки в чате. Мужчинам, так же как и женщинам, легче сделать первый шаг за маской аватара, так как если ты терпишь неудачу, то и неудача не твоя, а твоего героя. Люди меняют роли, статусы и образ жизни одним щелчком по клавиатуре, как бы перезапуская свою жизнь, начиная все с чистого листа. У каждого в друзьях и в подписчиках сотни друзей, но они вряд ли смогут оказать поддержку в трудный момент. Мы напоминаем о своем существовании, нажав «лайк», но вряд ли вкладываем в него большой смысл. Каждый лайк кричит о человеческом одиночестве, о пустоте и бессмысленности реальной жизни. Люди разучились любить, но зато научились «лайкать».

Дарья Нещадимова

Февраль 2015

Инстаграм на дорожку

Нагуляемся по фейсбукам, «налайкаемся» и – не беспокойтесь – войдем в реальность

На моем телефоне стоит четыре приложения для онлайн-общения, я веду пять аккаунтов в социальных сетях, на мою почту прикреплены три почтовых ящика. До меня легко дозвониться, я быстро отвечаю на сообщения и знаю о новых «лайках». Когда я сижу в кафе с друзьями, мой телефон лежит рядом со мной на столе, чтобы я могла всегда ответить на звонок или сообщение. И я не одна такая.

МЕЖДУ ТЕМ

Левая акула Кэти Перри. Мем появился после выступления Кэти Перри в перерыве финала НФЛ. Внимание зрителей было приковано к танцорам в костюмах акул. Левая акула не только не попадала в такт, но и не пыталась как-то исправиться, чем и приглянулась миллионам зрителей. Одни были убеждены, что танцор просто перебрал перед выступлением, другие считали левую акулу дерзким мятежником, который специально решил сорвать шоу.

Еще пару лет назад уставиться в телефон на встрече с друзьями считалось страшным проявлением неуважения. Тогда люди общались через ICQ, тратили много усилий, чтобы поймать хороший уровень сети. Мы сидели в Интернете на стационарных компьютерах, и нам в голову не могло прийти открыто игнорировать собеседника. Сейчас срочная необходимость обработать фотографию и сразу же поделиться ею со своими друзьями считается достаточно веской причиной, чтобы перестать слушать друга. Даже на пешеходном переходе ответить на сообщение уже не кажется слишком опасной авантюрой.

В моей ленте Инстаграм фотографии появляются каждые 10 минут. Раньше и лучше всех сфотографировать событие – цель тех, кто активно ведет свой профиль в Инстаграме. Высказать остроумное мнение о происходящем, быть оригинальным в своих высказываниях хочет тот, кто раскручивает свой Твиттер-блог. «Живой журнал» дает возможность каждому примерить на себя роль журналиста, сказать тем многим (или немногим) читателям то, что упустили газеты или журналы.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Чё там у хохлов? С помощью этой фразы пользователи Сети высмеивали склонность российских СМИ и самих россиян уделять больше внимания конфликту на востоке Украины, нежели событиям в своей стране.

Фейсбук создан для единомышленников. Здесь происходит обмен мнениями по политическим вопросам, рассказываются шутки, выкладываются фото и видео. Он популярен среди тех, кто учится в вузе или ищет подходящую для себя вакансию: через эту сеть удобно общаться с профессорами, искать работодателей, но едва ли через Фейсбук кто-то общается со своими друзьями. Для этого есть ВКонтакте: аккумулятор музыки, кино, видео, новостей и глупых шуток из MDK.

Активное использование социальных сетей пугает старшее поколение: кому-то может показаться, что мы закрываемся от опыта взрослых. Тем временем мы активно добавляем в друзья наших преподавателей, тех самых людей, которые выросли, когда понятия «личный компьютер» не существовало. Они пишут на Фейсбук свои мысли, делятся опытом, а мы, их студенты, ставим «лайки». Меняется способ обмена информацией, но мои преподаватели делают самые интересные посты в ленте новостей. Впрочем, иногда приятно отложить телефон в сторону и послушать близких вживую.

Татьяна Афанасьева

Декабрь 2015