Вы здесь

Вы купили автомобиль. Дельные советы по самым актуальным вопросам. Глава 2. Первые километры за рулем (А. А. Громаковский, 2008)

Глава 2

Первые километры за рулем

В этой главе рассказывается, как правильно водить машину в первое время, какие противоречия и тонкости имеются в российских Правилах дорожного движения, как вести себя с автоинспектором, а также о многом другом.

Как правильно водить машину в первое время

Как бы это банально ни звучало, каждый новичок за рулем должен понимать: водить автомобиль необходимо предельно внимательно, постоянно учитывая тот факт, что опыта езды пока слишком мало, а значит, умение быстро принимать правильное решение в сложной дорожной ситуации еще не сформировалось.

В процессе езды следует по мере возможности двигаться ближе к правому краю проезжей части, чтобы не создавать помех более опытным участникам дорожного движения. Не забывайте перед перестроением и выполнением других маневров заблаговременно включать соответствующие указатели поворотов.

Распространенная ошибка многих новичков: почувствовав себя за рулем более или менее уверенно (иными словами, получив водительские права и едва научившись переключать передачи), они начинают ощущать себя эдакими «асами», которые уже все умеют и которым ничего на дороге не страшно. Начинаются различного рода «выкрутасы»: резкий старт с визгом шин, нарушения скоростного режима, подрезания других участников дорожного движения и т. д. Я думаю, не следует говорить, какими печальными последствиями может обернуться подобное поведение на дороге неопытного водителя! Если человек, имеющий приличный водительский стаж, в сложной обстановке не растеряется и сумеет избежать неприятностей, то новичок зачастую полностью теряет контроль над собой (а значит, и над машиной) уже после того, как автомобиль немного повело в сторону или в иных несложных, в общем-то, ситуациях.

Не секрет, что факт получения водительского удостоверения совсем не означает, что человек является хорошим водителем. Многим приходится доучиваться самостоятельно, уже имея в кармане заветную «корочку». Чтобы увереннее почувствовать себя за рулем автомобиля, ездите по городу в ночное время, когда машин на дорогах немного или они вовсе отсутствуют. Совершите несколько поездок по наиболее актуальным маршрутам (на работу, к детскому саду, в супермаркет), обращая внимание на расположение светофоров, конфигурацию перекрестков, наличие мест для парковки автомобиля и т. д.

Нередко некоторые наши нетерпеливые сограждане ведут себя на дороге не вполне адекватно по отношению к новичку: мигают фарами, подают звуковые сигналы, показывают неприличные жесты, когда тот едет медленно или, например, неожиданно заглох на перекрестке. При этом они забывают, что сами когда-то были новичками, и наверняка не самыми успешными. Подобные выходки могут привести к тому, что неопытный водитель просто растеряется. Постарайтесь игнорировать такие вещи. Внушите себе, что все это относится не к вам.

Если же дорожный хам вывел вас из равновесия, вы растерялись и не знаете, что делать дальше, – включите аварийную сигнализацию, остановитесь там, где находитесь, и придите в себя. Продолжайте движение только после того, как успокоитесь и вернете себе самообладание.

Распространено мнение, что если стать посреди дороги и включить аварийную сигнализацию, то можно получить штраф от ГИБДД. Конечно, такая вероятность существует, но она невелика: достаточно сказать автоинспектору, что вы остановились, так как внезапно плохо себя почувствовали. Применить к вам санкции он не вправе, поскольку Правила дорожного движения запрещают в этом случае продолжать движение. Вы также можете объяснить, что остановились по причине предполагаемой технической неисправности (машина заглохла, из подвески донесся стук и т. д.). Если инспектор захочет проверить ваши слова – скажите нечто вроде «не знаю, в чем дело, но сейчас все стало нормально».

Самое главное – помните: новичков на российских дорогах много, вы не единственный. Пройдет время – и будете чувствовать себя за рулем так же уверенно, как и дома.

Особенности вождения в городских условиях

Есть автолюбители, которым машина нужна, только чтобы раз в неделю съездить на дачу. На загородной трассе они чувствуют себя, в общем-то, комфортно и уверенно. Однако если такому водителю придется выехать в город, и тем более в час пик, он наверняка растеряется: ведь вождение автомобиля в современных городских условиях имеет особенности и является более сложным, нежели спокойная езда по загородной трассе (рис. 2.1).


Рис. 2.1. В городе ездить сложнее, чем на трассе


Характерной чертой многих российских городов (особенно крупных мегаполисов) является то, что во время проектирования они не были рассчитаны на такие транспортные потоки, которые там имеются в настоящее время. Проезжая часть зачастую является очень узкой, перекрестки – слишком оживленными и аварийно-опасными, мест для парковок катастрофически не хватает и т. п. Если к этому добавить невоспитанность и несдержанность многих водителей, то вождение автомобиля в современном городе можно отнести к одному из наиболее стрессовых занятий.

В городских условиях водитель вынужден намного чаще реагировать на изменения дорожной обстановки, нежели за городом. Постоянно приходится останавливаться на светофорах, проезжать нерегулируемые оживленные перекрестки, пропускать пешеходов, парковаться, перестраиваться и т. п. При движении за городом вы можете ехать до места назначения практически с одной и той же скоростью, не делая резких движений и не принимая за короткий промежуток времени массу важных решений, связанных с изменением дорожной обстановки.

Именно поэтому первые навыки управления автомобилем многие наши соотечественники предпочитают получать на загородной трассе.

ПРИМЕЧАНИЕ

В населенных пунктах Российской Федерации разрешено движение со скоростью не более 60 километров в час, если иное не регламентировано дорожными знаками.

Характерной чертой современного города является наличие в нем автомобильных пробок. Иногда люди вынуждены простаивать в них по несколько часов! Конечно, водители, опаздывающие на деловые встречи, к врачу, в больницу к родственнику, детский сад за ребенком, нервничают. Движение в пробке предполагает определенную опасность: можно стукнуть движущийся спереди автомобиль, что является ДТП, которое усугубит ситуацию на дороге.

В летнее время при движении в пробке некоторые машины перегреваются: скорость движения транспортного потока небольшая или вообще отсутствует, охлаждение встречным потоком воздуха не производится, и температура мотора быстро повышается. В подобных ситуациях рекомендуется либо заглушить двигатель, чтобы он не работал вхолостую, либо включить на полную мощность печку.

Противоречия в Правилах дорожного движения и Кодексе об административных правонарушениях

Как и другие законодательные и нормативно-правовые документы Российской Федерации, Правила дорожного движения и Кодекс об административных правонарушениях содержат ряд неточностей и противоречий, с наиболее характерными из которых вы познакомитесь в данном разделе.

Так, в КоАП движение по тротуару карается штрафом 2000 рублей, а езда по обочине – штрафом 500 рублей. Однако что же здесь подразумевается под «движением»? Если водитель планирует припарковаться на обочине, он будет вынужден проехать какое-то расстояние (заехать на обочину, выровнять автомобиль). Таким образом, за это маневрирование его можно подвергнуть штрафу на законном основании.

Вот еще пример. На тротуаре разрешена парковка автомобилей, но заехать на него невозможно по причине слишком высокого бордюра. На некотором расстоянии (обычно несколько метров) специально оборудован заезд с низким бордюром. Следовательно, чтобы припарковаться в разрешенном месте, вы будете двигаться эти несколько метров по тротуару, формально нарушая ПДД.

Противоречие налицо, но, как официально разъяснили представители ГИБДД, водителей будут штрафовать не за въезд на стоянку (во двор и т. п.), а именно за преднамеренную езду по тротуару или обочине, например, в целях объезда дорожной пробки, совершения обгона (опережения) либо в иных аналогичных ситуациях. Если вы считаете, что инспектор инкриминирует вам правонарушение, которое вы не совершали, – обжалуйте его действия в установленном законом порядке.

Не вполне понятен термин «объезд препятствия», используемый в части 3 статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушениях. Приведу такой пример. На дороге имеется по одной полосе для движения в каждом направлении. Полосы разделены сплошной осевой линией дорожной разметки (ее пересечение запрещается). У обочины припаркован грузовой автомобиль (возможно, неисправный), который нужно каким-то образом объехать. Поскольку осуществить это получится лишь с выездом (полным или частичным) на полосу встречного движения, формально работник ГИБДД может на законном основании инкриминировать водителю выезд на встречную полосу и пересечение сплошной осевой линии дорожной разметки.

Между прочим, представители ГИБДД не отрицают, что такое противоречие существует, хотя в реальности данное положение имеет целью предупреждение других ситуаций. Например, дорога включает в себя по две полосы, предназначенные для движения в каждом направлении. Водитель движется по левой полосе и видит перед своей машиной препятствие (другой автомобиль). В соответствии с ПДД объезд препятствия осуществляется по правой полосе. Если же водитель выезжает на полосу встречного движения (хотя должен подождать, пока станет свободной правая попутная полоса, и объехать препятствие по ней) – то это уже есть нарушение ПДД, которое карается в соответствии с КоАП.

Когда дорога включает по одной полосе движения в каждом направлении, то объехать препятствие вы сможете только с выездом на встречную полосу (конечно, предварительно убедившись в безопасности маневра). Ваши действия в таком случае можно квалифицировать как «крайняя необходимость» или «малозначительность нарушения». Последняя трактовка говорит о том, что иначе маневр осуществить было невозможно и в то же время он не стал причиной возникновения аварийной ситуации на дороге.

Поскольку юридическая нестыковка здесь действительно имеет место, то между водителем и работником ГИБДД может возникнуть спор и даже конфликт. Как уже говорилось, вы имеете полное право не соглашаться с действиями автоинспектора и обжаловать их в порядке, который определен действующим законодательством.

Кстати, многие справедливо задаются вопросом: что именно следует трактовать как «выезд на полосу встречного движения»? Если транспортное средство пересекло сплошную осевую линию одним или двумя колесами – это считается выездом на «встречку» или нет? Ни в ПДД, ни в иных документах не приводится определения термина «выезд на встречную полосу» или «выезд на полосу встречного движения».

Поэтому инкриминирование правонарушения целиком зависит от конкретного работника ГИБДД. Как утверждают представители данной организации, никто не будет подвергать санкциям водителя, вынужденно заехавшего одним или двумя колесами на «встречку», чтобы объехать выбоину на проезжей части, и не создавшего при этом помех другим транспортным средствам. Однако если машина выехала на полосу встречного движения хотя бы на несколько сантиметров и столкнулась со встречным транспортным средством – виновник ДТП очевиден.

Кстати, здесь также уместно использовать понятие «малозначительность нарушения». Согласно заверениям представителей ГИБДД, несущественный и явно вынужденный выезд на полосу встречного движения караться не будет. Вместе с тем каждый из нас видел, как водители иногда преднамеренно выезжают на встречную полосу для объезда пробки, рискуя создать аварийную ситуацию. В подобных ситуациях санкции неотвратимы.

В любом случае не следует забывать: однозначной законодательной трактовки термина «выезд на встречную полосу» нет. Поэтому не выезжайте на полосу встречного движения без наличия серьезных причин. Это не только нарушение ПДД, но и предельно опасно и для вас, и для того, кто в данный момент едет навстречу. Учтите, что многие ДТП с летальным исходом возникают как раз из-за выезда навстречу движущемуся транспортному потоку.

Особенности общения с автоинспектором

Не только начинающие, но и многие опытные водители боятся встречи с автоинспектором и зачастую не знают, как себя вести. Подобная растерянность и неуверенность в себе может привести к тому, что водителю придется отвечать за несовершенное правонарушение, либо обернуться иными малоприятными последствиями.

Между тем, общение с работником ГИБДД не представляет особых сложностей, если, конечно, знать свои права и обязанности, а также права и обязанности автоинспектора.

Обязанности и права водителей транспортных средств

То, что каждый водитель должен знать и соблюдать ПДД, известно всем участникам дорожного движения. Кроме того, вы обязаны иметь при себе и передавать для проверки работнику ГИБДД документы, предусмотренные ПДД:

водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения – временное разрешение;

регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, при наличии прицепа – и на него;

документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, при наличии прицепа – и на него, – в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца;

в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов – документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Естественно, чтобы предъявить работнику ГИБДД эти документы, вы должны остановиться, тем самым подчинившись его законному требованию об остановке.

По требованию автоинспектора водитель должен пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Водитель также обязан предоставлять свое транспортное средство для исполнения служебного долга (пункт 2.3.3 ПДД):

сотрудникам милиции, федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством;

медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни.

При этом лица, которые использовали ваш автомобиль, должны по вашей просьбе выдать вам справку установленного образца, а медицинские и фармацевтические работники – талон установленного образца.

Теперь рассмотрим более приятный и интересный вопрос, а именно – права, которыми наделены водители транспортных средств (имеется в виду не водительское удостоверение, а гражданские права водителя).

Если вас остановил автоинспектор, вы можете не покидать автомобиль и оставаться на месте. Исключениями являются следующие случаи:

у инспектора есть подозрение, что водитель находится в состоянии опьянения (как алкогольного, так и наркотического или токсикологического);

для устранения технической неисправности транспортного средства или прицепа;

если нарушены правила перевозки грузов (имеются в виду любые грузы, а не только особо опасные);

для сверки номеров агрегатов и узлов автомобиля (двигателя, трансмиссии, кузова) с регистрационными документами;

для досмотра автомобиля, прицепа либо перевозимого груза;

если водитель транспортного средства или его пассажиры подозреваются в совершении какого-либо преступления;

если требуется участие водителей в оформлении необходимых документов (например, выступить в качестве понятых или свидетелей);

когда помощь водителя и пассажиров транспортного средства необходима другим участникам дорожного движения (например, в результате ДТП или поломки другого автомобиля и т. п.).

В других ситуациях автоинспектор не вправе заставлять водителя покинуть транспортное средство. Не зная этого, многие автолюбители сразу же выходят из автомобиля, едва успев затормозить. Кстати, в ряде зарубежных государств закон запрещает водителям выходить из машины после того, как ее остановил работник дорожной полиции.

Водитель вправе потребовать от работника ГИБДД предъявить служебное удостоверение. При необходимости водитель может переписать данные с этого удостоверения.

Если водитель не соглашается с работником ГИБДД, в результате чего возникает спорная или конфликтная ситуация, то для ее разрешения водитель имеет законное право потребовать прибытия вышестоящего должностного лица.

Обязанности и права автоинспектора

Основным документом, регламентирующим действия автоинспектора при несении службы (то есть при исполнении служебных обязанностей), являются Наставления по работе Дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД Российской Федерации.

Работник ГИБДД вправе остановить любое транспортное средство, чтобы проверить документы (их перечень приведен в предыдущем разделе). При отсутствии у водителя необходимых документов сотрудник ГИБДД может задержать автомобиль до выяснения всех обстоятельств. Однако закон разрешает автоинспектору предоставить водителю время в пределах трех часов (именно столько может длиться административное задержание), чтобы тот мог, не отлучаясь с места остановки, решить вопрос о доставке на место необходимых документов (например, позвонить родственникам и попросить привезти недостающие документы).

ВНИМАНИЕ

Инспектор не обязан предоставлять водителю время для решения вопросов с доставкой документов, а лишь имеет на это право.

Работник ГИБДД непременно остановит автомобиль, водитель которого допустил нарушение ПДД. Если у сотрудника ГИБДД возникнет подозрение, что водитель находится за рулем движущегося транспортного средства в состоянии опьянения, то он обязательно его остановит. Кстати, пьяного водителя можно распознать по поведению на дороге: автомобиль движется неровно, виляет из стороны в сторону, не реагирует на дорожные знаки и разметку и т. д.

Автоинспектор имеет право остановить любой автомобиль, если необходима помощь участникам случившегося ДТП (например, нужно убрать поврежденное в аварии транспортное средство с проезжей части, немедленно доставить пострадавшего в медицинское учреждение или предоставить аптечку).

Если автомобиль находится в розыске или у работника ГИБДД имеются основания считать, что транспортное средство используется в противоправных целях, то он вправе остановить и задержать его до выяснения обстоятельств.

Работник ГИБДД может останавливать автомобили в соответствии с решениями государственных органов или уполномоченных лиц, которые направлены на ограничение или полное прекращение дорожного движения в определенное время на установленном участке дороги (или на всей дороге).

Если ваше транспортное средство понадобилось работникам силовых структур (милиция, ФСБ и др.) для выполнения служебного задания, сотрудник ГИБДД на законном основании остановит его и попросит вас о помощи.

Автоинспектор, остановивший автомобиль, обязан представиться водителю и сообщить причину остановки. Однако он может не сообщать истинную причину, если водитель автомобиля или кто-либо из его пассажиров подозревается в совершении преступления либо причастности к ДТП.

После остановки транспортного средства работник ГИБДД по требованию водителя должен предъявить служебное удостоверение. Передавать данный документ в руки строго запрещено, поэтому водитель может изучить или переписать сведения, пока автоинспектор держит удостоверение в руках. Кроме того, работник ГИБДД по требованию водителя обязан сообщить ему номер своего нагрудного знака.

Если работник ГИБДД остановил транспортное средство по причине нарушения водителем Правил дорожного движения, то он должен четко разъяснить сущность этого нарушения, подтвердив свои слова ссылкой на соответствующие пункты ПДД.

Сотрудник ГИБДД имеет право осуществлять досмотр транспортного средства. Если вы при этом потребуете составления протокола, автоинспектор обязан это сделать.

Помните, что автоинспектор является работником милиции со всеми вытекающими из этого последствиями. Например, он на законном основании может потребовать у водителей и пассажиров автомобиля предъявления документов, удостоверяющих личность, либо подвергнуть их административному задержанию. Работник ГИБДД как сотрудник милиции вправе осуществлять и иные действия, дозволенные действующим законодательством, в частности Федеральным законом «О милиции».

Какого водителя можно назвать надежным?

Всем людям в большей или меньшей степени знакомо понятие «надежный автомобиль». Однако для безопасной езды надежным автомобилем должен управлять надежный водитель.

Среди отечественных специалистов не наблюдается единства мнений по поводу значения термина «надежный водитель». Одни полагают, что надежный водитель – это тот, кто ездит предельно аккуратно и строго соблюдает Правила дорожного движения. Другие – что это человек, умеющий безболезненно выйти из любой критической ситуации и т. п. Мы будем считать, что надежность водителя – это его умение в течение продолжительного времени (но не в ходе одной продолжительной поездки) надежно управлять автомобилем без попадания в ДТП.

Конец ознакомительного фрагмента.