Вы здесь

Вы и ваш талант. Советы саунд-продюсера начинающим музыкантам. Чувство ритма (Владислав Лазарев)

Чувство ритма

Этот дар дается в независимости от других, то есть человек может обладать чувством ритма, но не иметь музыкального слуха, или иметь голос, но не иметь чувство ритма.


Чувство ритма – это Ваш внутренний метроном, который позволяет Вам ровно и синхронно играть с чем-либо, например под запись с плеера. Этот дар очень капризен и в чистом виде встречается крайне редко. За всю мою карьеру я встречал не более десяти процентов людей, которые идеально чувствовали ритм.


Можно ли научиться чувствовать ритм? Скажу – нет, всё-таки это дар. Можно научиться играть на ударных без чувства ритма, но до определенной стадии, то есть на простых ритмах, как механический исполнитель. Я сталкивался на практике, такие люди не слышат первой доли в записи, не могут правильно вступить с любого места (но вполне могут вступить сначала песни или если ему показать, где первая доля).


В общем ситуация, похожая с обладанием музыкального слуха – человек обладающий чувством ритма не может понять как можно не услышать первую долю или например вступить на вторую, для него это так же естественно, как дышать. При этом человек без чувства ритма не понимает, как он может услышать эту первую долю.


Безусловно, хороший барабанщик должен иметь идеальное чувство ритма, должен правильно вступать в игру на ударных с любого места и не по указке, а по чувству внутреннего ритма.


Иногда мне приходилось заставлять барабанщиков без чувства ритма считать доли, чтобы не сбиться, это немного спасало. Но стоило использовать остановку в композиции и всё, ритм мог быть утерян. Наверное, именно поэтому так мало настоящих барабанщиков.


Вам может показаться, что в эру цифровых ритм-боксов барабанщик утерял свою ценность. И ошибетесь. Сердце современно хита – ритм-секция, то есть оригинальный ритм иногда ценнее мелодической части песни. И чтобы создать этот уникальный ритм необходимо иметь чувство ритма.


Повторюсь, мы сейчас говорим о создании чего-то уникального, что сможет сделать Вас популярным. Иначе говоря, о развитии, использовании и «продаже» Вашего таланта, а не слепому подражанию другим. Для подражания есть простой способ решить вопрос с ритм-секцией – купить готовые барабанные петли (лупы). Но в этот момент Вы должны отдавать отчёт что:


– это не Ваш дар, а дар какого-то барабанщика,

– Вы этот дар не приобретаете, а берете в использование как запись,

– прощай уникальность, миллионы могут использовать этот луп.


В общем, готовые ритмы и лупы – это выход для музыканта без достаточного чувства ритма, но зачастую, недостаточного для создания хита. В современных редакторах Вы можете изрезать и изменить луп до неузнаваемости, НО и для этого нужно чувство ритма! Вы будете резать уже кем-то сделанное ритмичное полотно, и не факт что у Вас получится лучше, чем он мог сыграть. Скажу как саунд-продюсер – плохим ритмом можно угробить любую, самую красивую песню.


Чувство ритма, хотя бы в малой степени, но должно присутствовать у каждого члена группы, иначе сыгранности никогда не добиться.


Дам совет руководителям групп – никогда не обманывайте себя по поводу барабанщика – если у него слабое чувство ритма, то никакая техника игры не сделает его первоклассным. Ищите, меняйте, пробуйте, пока не найдёте человека с даром чувства ритма.


Как проверить чувство ритма?


Самый простой способ, взять в обе руки по карандашу и начать настукивать под любой поп хит.


Следующим шагом, можно поимпровизировать – усложнить Ваш карандашный ритм. Если Вы играете синхронно с записью, а между основными ударами успеваете вставить дополнительные удары «от себя» и при этом всё звучит чётко и ритмично – у Вас есть чувство ритма.


Коварство этого теста кроется с сложности оценки, человек без чувства ритма может не понять что стучит «не в такт». Так что лучше всего чтобы Вас послушал человек с чувством ритма.


Как правило, человека с чувством ритма постоянно тянет настукивать, как только он слышит музыку. Обладающие этим даром люди легко осваивают игру на ударных – такого человека достаточно посадить за ударную установку и сказать по чему когда бьют. Он заиграет синхронно СРАЗУ.


Все эти способы я привожу для быстрого самотестирования и ни в коей мере не хочу расстроить людей со слабо выраженным чувством ритма, которые своим упорством и долгими репетициями добились высоких результатов и стали отличными барабанщиками.


Это лишний раз доказывает, что дар любой величины требует «шлифовки», и человеку разумному всё это под силу. Главное поставить цель и уверенно к ней идти.