Вместо вступления, или Психологические особенности дошкольного возраста
Развитие человека идет непрерывно всю жизнь, с момента рождения и до ухода в мир иной. Под термином развитие в данном случае понимается закономерная цепь изменений, которые затрагивают строение организма и его работу, поведение человека и его взаимодействие с другими, динамику функциональных и эмоциональных состояний, способы познания себя и окружающего мира. И, конечно же, оно у каждого человека протекает по-своему. Но в развитии разных людей есть и черты сходства, связанные с различными закономерностями развития. Одной из них является возраст. Именно он определяет стадию развития индивида.
Период от 2,5–3 до 6–7 лет принято называть дошкольным. Темп физического развития ребенка несколько замедляется. В этом возрасте каждые полгода уже не возникает необходимость полного обновления гардероба малыша. Внешний облик дошкольников довольно специфичен, вне зависимости от того, худ ребенок или выглядит пухленьким, мальчик это или девочка. Все они милы и трепетны, кожица нежна на ощупь, волосики мягкие, рожицы сохраняют черты детскости.
Самостоятельность и независимость их проявляется во многом, и, прежде всего, в играх и творчестве. Осталось позади время, когда взрослые учили ребенка играть: показывали, что можно делать с той или иной вещью – мячиком, машинкой, куклой, конструктором. Теперь дети не только сами выбирают вид игры, но и включают в них взрослых на определенных условиях. Из их уст часто можно услышать: «Ну, приходите же ко мне в магазин покупать, у меня уже все давно готово!» Это они определяют роль и место своих партнеров или требуют от них четкого выполнения своих предписаний: «А, хитренький папочка, кидай не вверх, а мне!». А бывают случаи, когда они просто тяготятся присутствием родителей.
Самостоятельность дошколят выражается и в том, что дети начинают проявлять свое мнение, но не словами, а неподчинением указаниям взрослых, капризами или требовательностью, привлекая внимание к собственной персоне. Ребенок уже не позволяет обращаться с собой как с вещью.
Все это является свидетельством активного становления его личности. И относиться к этому нужно не просто с пониманием, но и с радостью. Согласитесь, что, дав жизнь ребенку, нужно признать за ним право прожить эту жизнь. А значит, удовлетворение можно получить от сопричастности к ней, а не только от управления ею.
В то же время ребенок по-прежнему остро нуждается во взрослых, их заботе, любви, понимании, помощи. Дети в таком возрасте не могут жить отдельной жизнью. Родители, родные или те, кто будет выполнять их функции, нужны не только для выживания и нормального физического развития дошкольников. Увы, практика слишком красноречиво свидетельствует, что если малыш в это время остался без семьи, то он хуже говорит, не умеет продуктивно, бесконфликтно общаться со сверстниками, страдает уровень его интеллектуального развития. Могут возникнуть проблемы и с освоением норм поведения, определяемых полом ребенка. Мальчики и девочки, воспитывающиеся в Домах ребенка, слабо различаются не только по внешнему виду, но и по поведению, играм, занятиям.
Дошкольное детство является временем активного формирования черт характера и других отличительных особенностей поведения и личности. Однако процессы развития эмоционально-волевой сферы в этот период имеют черты сходства у большинства детей, которые можно обозначить как послушание и детская непосредственность. Поведением дошкольников довольно легко управлять. Они не грубят, не ерепенятся, не своевольничают, а если и делают что-то, вызывающее неудовольствие взрослых, то последние склонны расценивать это как детские шалости. Но столь же типичным для этого возраста является появление упрямства как наиболее примитивной формы волевой саморегуляции. Дети научаются преодолевать наиболее легкие препятствия и добиваться своего средствами манипулирования – ласками, улыбками, просьбами, лестью, капризами, преувеличенными страхами, демонстрацией своей беспомощности («Папа, возьми на ручки, ножки у меня совсем не идут!»). Развивается и произвольность их поведения: детское «хочу» и «не хочу» хорошо известно всем родителям и воспитателям.
Однако ребенок еще не умеет преодолевать внутренние препятствия и действовать в тех случаях, когда мотивация недостаточно сильная. Бесполезно призывать дошкольника заняться чем-нибудь, если у него пропал интерес. Бессмысленно требовать сделать что-либо, если ребенок устал, он просто свернется калачиком и уснет в самом неподходящем месте – в гостях, в транспорте и т. п. С трудом дается ему и освоение действий и операций, которые не получились с первого раза хорошо. Вряд ли пятилетний малыш будет стирать резинкой и перерисовывать картинку. Скорее всего он просто зачеркает ее или вообще прекратит рисовать на сегодня.
В развитии эмоций также наблюдается значительный прогресс. Прежде всего, от криков и плача как единственной формы выражения своих отрицательных эмоций, малыш перешел к другим, более широким и разнообразным: гневу, испугу, настороженности, агрессии, замкнутости и т. п. Ребенок-дошкольник освоил социально приемлемые формы их выражения: в состоянии озлобленности и обиды он уже не будет кусаться, а обзовет своего обидчика и пойдет пожалуется, твердо зная, что тем самым избежит наказания.
Эмоции и эмоциональные состояния имеют в это время яркое внешнее выражение. От удивления ребенок открывает рот, в гневе сжимает кулаки и топает ногами, от страха дрожит и прячется. По этим признакам состояние ребенка легко распознать и правильно прореагировать – прийти на помощь или вовремя пресечь ненужные действия. Ребенок еще не научился «кривить душой» и притворяться, то есть изображать то, что не чувствует в данный момент.
Существует расхожее мнение, что детские слезы легко осушить. Действительно, продолжительность эмоциональных состояний в этом возрасте относительно невелика. Но сила эмоций не уступает, а порой и превосходит силу аналогичных эмоций у взрослых. Горе ребенка по поводу пропажи котенка не менее велико, чем горе взрослого, потерявшего близкое и дорогое существо. И отмахнуться от него нельзя, даже если малыш забудет о нем через две недели. Страх быть брошенным заставляет малыша безутешно рыдать в раздевалке детского сада, расставаясь с мамой. А взрослым кажется, что 15 минут слез – это не беда.
Переживание и выражение эмоций требуют много сил. Поэтому нежелательно перенасыщать день ребенка-дошкольника событиями, пусть даже приятными. Не будем забывать, что прогулка по городу, посещение 2–3 аттракционов в парке культуры, заход в кафе «Мороженое» и встреча со знакомыми вызывают значительное переутомление, которое может повлечь за собой неожиданную рвоту, капризы, расстройство сна.
Общаясь со взрослыми и сверстниками, играя, наблюдая жизнь во всех ее проявлениях, ребенок активно познает окружающий мир. Это возможно за счет наличия у него познавательных способностей (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, речи) и одновременно ведет к их дальнейшему развитию. Мощнейшим стимулятором их прогресса является игровая деятельность. В игре ребенок вынужден удерживать в памяти цели, последовательность действий, правила, сюжет, воспроизводить социальные нормы, внимательно следить за ходом событий и действиями других участников, восполнять за счет работы своего воображения любые неточности и несообразности, активно общаться с партнерами. Поэтому, если ребенок умеет и любит играть, это является гарантией полноценности его психического развития.
Однако не следует забывать, что дошкольники еще не научились управлять ходом своего познания и развития. Здесь им нужна помощь взрослых, их умное руководство и организация. Сейчас различными издательствами выпускается достаточное количество литературы с дидактическими и развивающими играми и заданиями. К ней всегда можно обратиться в случае необходимости. Нужно только помнить один основополагающий принцип: психика ребенка системна и пластична, развивать ее можно различными средствами. Задача взрослого состоит в том, чтобы подмечать и умело использовать психологические особенности детей и не навязывать им средства и приемы, которыми владеет он сам.
Мы перечислили лишь некоторые наиболее общие и типичные особенности психического развития дошкольников. Но иногда отдельные стороны их поведения, черты их личности вызывают тревогу взрослых, становятся предметом специальных забот и воспитательных усилий. Об этом и поговорим дальше.