Вы здесь

Вышивка ришелье. Глава 3. Техника выполнения ришелье (С. Ю. Ращупкина, 2011)

Глава 3

Техника выполнения ришелье

В ришелье используют узкий гладьевой валик с прокладкой из ниток, белую гладь с настилом, широкий гладьевой валик, бриды, паучки, вырезные сетки и различные декоративные швы. Обычно эту вышивку выполняют катушечными нитками № 80, нитками мулине в 1 сложение или шелковыми нитками № 65. Для прокладки можно использовать катушечные нитки № 10–40.

Основной шов – это гладьевой валик. От качества его выполнения зависит и вся вышивка. Поэтому он всегда обязан быть плотным, ровным, одинаковой длины.

Этапы работы

Ришелье, как и другие виды ажурной вышивки, выполняют в несколько этапов:

• перевод рисунка на ткань;

• обстрочка контура;

• вышивание гладьевого валика;

• выполнение брид;

• вырезание ткани фона.

Итак, на ткань рисунок переводят всеми указанными выше способами. После чего любой контур рисунка обрабатывают обычной строчкой 3–4 раза для того, чтобы укрепить каждый мотив. Строчки кладут очень близко друг к другу. Этот этап работы можно выполнить и вручную, проложив шов «вперед иголку».

Далее осуществляют настил, обрабатывая края участков тамбурным швом, или же просто кладут нити мулине. При тонких контурах эту операцию не делают.

Формируют гладьевые валики. Для того чтобы закрепить 2 соприкасающихся валика, совершают несколько стежков на участке, где объединяются 2 линии. Жилки на рисунке обычно также выполняют гладьевым валиком без прокладки ниток или же заменяют его стебельчатым швом.

При выполнении лепестков цветков или листьев прокладочные нитки не стоит каждый раз обрезать. Дойдя до места, где линии соединяются, 1 нить прокладки кладут на продолжении мотива и закрепляют ее несколькими стежками. Свободный конец поворачивают и валиком обрабатывают сразу 2 нити прокладки.

Ажурные вышивки на этом этапе часто украшают различными гладьевыми и декоративными швами: петельным, тамбурным, узелками, дырочками, листочками и т. д. Стежки глади кладут по направлению рисунка очень плотно.

На следующем этапе работы выполняют бриды – небольшие перемычки между мотивами. На схемах бриды всегда изображают простыми линиями. Ришелье можно вышивать и без брид. В этом случае просветы фона должны быть небольшими, а формы рисунка при этом соприкасаются друг с другом.

Только после того как все узоры вышиты, маленькими острыми ножницами вырезают ткань фона. Эта работа требует особой аккуратности. Ткань обрезают как можно ближе к бридам и гладьевым валикам, не оставляя ни кусочка ее.

Название тамбурного шва происходит от круглых пялец, которые были предназначены для вышивания больших шелковых ковров. Они были похожи на большой барабан – тамбур.

Простые швы

Любой шов состоит из отдельных стежков.

Их длина равна расстоянию между 2 проколами ткани. Длину стежка рассчитывают исходя из количества охватываемых им нитей ткани или просто в миллиметрах. На тонкой ткани стежок совершают длиннее, чем на более толстой и грубой материи. Все стежки обязаны лежать равномерно.

Каждый шов прокладывают по-своему: близко друг к другу или на определенном расстоянии. Одни швы вышивают справа налево, другие – слева направо, по диагонали или сверху вниз. В зависимости от расположения стежков на ткани образуются различные орнаменты и фигуры, большинство из которых имеют названия.

Нитку, которой вышивают или шьют, называют рабочей. Все стежки обязаны быть одинаковой длины и находиться на определенном расстоянии друг от друга. При этом они не должны стягивать ткань. На обратной стороне вышивки старайтесь не оставлять узлов и концов ниток.

Швы могут быть машинными и ручными в зависимости от их исполнения. По своему назначению их делят на соединительные, краевые, декоративные, маскировочные.

Соединительные швами стачивают вместе 2 детали. Сюда входят такие швы, как «вперед иголку», «назад иголку», строчка и обычная машинная строчка.

Краевыми или завершающими швами обычно обрабатывают края ткани от осыпания. Сюда можно отнести гладьевой валик, петельный шов, из машинных – швы «зигзаг», «оверловочный».

Декоративными швами украшают изделие, создавая на ткани узор. В эту группу входит набольшее количество швов. Особенно много здесь ручных швов. Их можно разделить на 2 большие группы: сквозные швы и верхошвы.

Кроме того, все счетные швы, такие как крест, полукрест, гобеленовый шов, также относят к декоративным.

Маскировочные швы применяют только в случаях, когда необходимо закрыть соединительные швы на 1 большом полотне. Обычно их закрывают «косичкой», «восьмеркой», крестиком.

Освоение техники вышивания начинают с самых простых швов, таких как «вперед иголку», стебельчатый, тамбурный. Для чего берут ткань полотняного переплетения размерами 30х40 см. Иголкой среднего размера и ниткой мулине яркой расцветки, сложенной вдвое, выполняют основные швы. Для того чтобы шов получился ровным и красивым, можно выдернуть 1 нить из ткани. Обращайте внимание и на правильную постановку рук, на вдевание рабочей нити в иглу, на закрепление ее на ткани.

В вышивке не принято закреплять рабочую нить с помощью узелка. Изнанка готового изделия должна всегда быть аккуратной и чистой. Обычно нитку закрепляют на лицевой стороне ткани в начале вышивки. Если нитка одинарная, то ее фиксируют несколькими мелкими стежками на участке, который впоследствии закроется вышивкой. Иногда на изнанке после 1-го прокола оставляют конец нити длиной 10 см и крепят его, проведя иголку с ниткой под вышитыми стежками по окончании рабочей нити.

При другом способе конец нити закрепляют стежком «назад иголку». Для чего на лицевую сторону выводят иголку с ниткой, оставив на изнаночной нить длиной 10–15 мм. Рядом с местом 1-го прокола слева направо выполняют 2-й прокол на изнанку, сразу же выводят иголку налицо и закрепляют конец нити.

Если для вышивки используют двойную нить, то 2 конца сложенной нити продергивают через ушко иголки. В начале работы выполняют небольшой стежок и тянут нитку до тех пор, пока в конце не останется маленькая петелька. В нее продевают иголку с ниткой и затягивают петельку.

После окончания вышивки нитку обычно закрепляют, сделав несколько мелких стежков на 1 месте швом «вперед иголку» или «назад иголку». Можно закрепить иголку и другим способом, протащив нить под стежками на лицевой стороне.

В ажурных вышивках двойную нить фиксируют на целой ткани с невыдернутыми нитями, а одинарную нить можно закрепить с помощью маленького вертикального стежка или стежками шва «вперед иголку».

Все швы делят на 2 большие группы в зависимости от их выполнения: на ручные и машинные.

Ручные швы

Ручные швы применяют при ручной вышивке. В ришелье, кроме основных швов, таких как бриды, гладьевой валик, используют и иные швы, применяемые в других видах вышивок.

Шов «Вперед иголку»

Это один из самых простых и основных швов, используемый во всех вышивках. Он выглядит в виде ряда стежков и пропусков. Длина стежков и пропусков одинакова. Шов можно выполнять и слева направо, и справа налево. Нить закрепляют у начала шва. Стежок прокладывают длиной 4-6 мм, захватив 3–4 нити ткани. Выводят иголку с рабочей нитью на изнаночную сторону и выполняют там такой же стежок. Следующий стежок совершают на лицевой стороне. Остальные стежки осуществляют точно так же.

Этот шов обычно применяют при обстрочке контуров узора.

Передвигать пяльцы по рисунку можно только после того, как запяленный участок будет полностью готов. Причем ткань натягивают крайне осторожно, иначе можно порвать или повредить вышивку.

Шов «Назад иголку»

Этот шов похож на машинную строчку. Его еще называют строчкой. Совершают его справа налево мелкими стежками одинаковой длины. Иголку с рабочей нитью выводят на лицевую сторону с правой стороны, предварительно закрепив нить на изнанке. Прокладывают небольшой стежок на лицевой стороне, затем такой же стежок – на изнаночной. Иглу с рабочей нитью вытягивают на лицевую сторону, нить кладут слева направо. Делают прокол в точке окончания 1-го стежка и сразу же выводят иголку с рабочей нитью левее 2-го стежка. Изнаночные стежки всегда в этом шве будут в 2 раза длиннее, чем на лицевой стороне.

Этот шов, точно так же как и предыдущий, применяют при обстрочке контуров рисунка.

Петельный шов

Выглядит как ряд параллельных петлеобразных стежков, расположенных перпендикулярно краю. Его выполняют справа налево. Рабочую нить закрепляют на изнанке и выводят на лицевую сторону. Прокалывают ткань сверху вниз иголкой точно по вертикальной линии. При этом следят, чтобы рабочая нитка всегда находилась под иголкой, и протягивают ее так, чтобы получилась петля. Высота стежков может быть разной, она зависит от узора. Сами стежки кладут и плотно друг к другу, и на некотором расстоянии. Кроме того, их можно располагать группами: от 2 до 5. Стежкам придают разную форму.

Петельным швом обшивают края изделия, делают фестоны, цветы, листья. Его также кладут на настил для получения выпуклости (рис. 1).

Рисунок 1. Петельный шов

Стебельчатый шов

Это тонкий или широкий валик. Каждый следующий стежок заходит за предыдущий. Сначала выполняют 1-й стежок, располагая его под небольшим углом. Затем выводят иголку с рабочей нитью в середине предыдущего стежка или отступив от конца 1-го стежка одну треть. Если шов выполняют слева направо, то иголку вытягивают с правой стороны от 1-го стежка. Остальные стежки осуществляют точно так же. Причем всегда следят за тем, чтобы иголка находилась или сверху, или снизу стежка. В противном случае шов не получится.

Этим швом дополняют вышивку ришелье, вышивая стебельки и жилки растений (рис. 2).

Рисунок 2. Стебельчатый шов

Шов «шнурочек»

Этот декоративный шов довольно простой. Выполняют его на основе шва «вперед иголку» цветными нитями. Сначала прокладывают ряды простых стежков швом «вперед иголку» по линии рисунка. Далее рабочей нитью другого цвета обвивают стежки, прокалывая иголкой ткань. Таким образом создают различные рисунки. Этим декоративным швом дополняют основную вышивку (рис. 3).

Рисунок 3. Шов «шнурочек»

Шов «козлик»

Шов «козлик» – это ряд перекрещивающихся стежков на лицевой стороне. На изнаночной получаются 2 ряда параллельных стежков. Его выполняют слева направо. Ширина, плотность и длина стежков зависят от узора. Шов может быть широким и узким, частым и редким.

Все стежки совершают между нижней и верхней линиями. Рабочую нить закрепляют в нижнем ряду с левой стороны. Стежок кладут по диагонали, сделав прокол на верхней линии слева направо. Иголку сразу же выводят слева от конца 1-го стежка. Следующий стежок производят справа налево и сверху вниз, заканчивая его на нижней линии. Иголку при этом также выводят с левой стороны. Повторяют все действия снова. Причем каждый следующий стежок ложится поверху предыдущего, пересекая его. Иголка при работе должна быть повернута острием в левую сторону.

Этот шов также осуществляют нескольким нитями разного цвета, заполняя нитью другого цвета просветы между стежками. Им вышивают пустые пространства на рисунке или выделяют отдельные небольшие детали (рис. 4).

Рисунок 4. Шов «козлик»

Тамбурный шов

Тамбурный шов имеет много разновидностей. Обычно он похож на цепочку из выходящих друг из друга петелек. На изнаночной стороне этот шов выглядит, как строчка. Его выполняют сверху вниз или справа налево. Нить закрепляют на изнаночной стороне и выводят на лицевую. Образуют петлю и вкалывают иголку возле места выхода нитки. Придерживая петельку пальцем левой руки, выводят иголку с рабочей ниткой в ее середине и выполняют следующий стежок. Все петли затягивают равномерно, не очень туго и не слишком свободно. Последнюю петлю фиксируют стежком «через край». Форма цепочек тамбурного шва зависит от размеров стежка. Обычно этим швом вышивают растительные узоры и заполняют какие-то детали на рисунке.

Гладить вышивку ришелье следует только через мягкую материю. В противном случае кончик утюга способен повредить тонкие кружева.

Существует и сложный тамбур, который получается в результате 2 параллельных цепочек, переплетенных между собой. Первый стежок выполняют по диагонали снизу вверх и слева направо, выводя иголку с левой стороны от точки окончания стежка.

Далее совершают дугообразный стежок в правую сторону, выводя иголку немного левее. Стежок прокладывают вниз и вправо. Иглу с рабочей нитью вытягивают с левой стороны под началом 1-го стежка для выполнения 2-го ряда.

Далее переплетают стежки 2-го ряда со стежками 1-го, сформировав 2 петельки. Заканчивают стежок точно под точкой окончания последнего стежка 1-го ряда. Остальные ряды осуществляют точно так же, как и стежок 2-го ряда (рис. 5).

Рисунок 5. Тамбурный шов: а) цепочка; б) сложный тамбурный шов

Шов «петля вприкреп»

Этот шов создан на основе тамбурного. Он выглядит как изолированные друг от друга петельки с прикрепками. Они способны быть разных форм и величины. Их располагают в различном порядке. Например, для создания цветка каждую петельку начинают в центре круга и прокладывают по окружности. Также можно вышить 1 петельку в другой – большего размера.

Рабочую нить закрепляют на изнанке и выводят на лицевую сторону. Нить отбрасывают назад и вкалывают иголку возле точки выхода нити, сразу же выводя ее на лицевую сторону так, чтобы рабочая нить была под острием иголки. Совершают небольшой закрепляющий стежок. Иногда петельку закрепляют несколькими прикрепками, придав ей интересную форму. Этот шов применяют в ришелье в качестве дополнительного.

Шов «полупетля»

Очень похож на предыдущий шов. С единственным отличием, заключающимся в том, что петелька незамкнутая. Этот шов имеет множество вариантов. Его используют при украшении различных изделий.

Шов «елочка»

По технике выполнения похож на шов «полупетля». Только вместо прикрепки формируют новую полупетлю. Обычно его выполняют сверху вниз по направлению к себе. «Елочка» имеет множество различных вариантов: она может быть двойной, тройной, прямой, ломаной, ветвистой.

Для того чтобы на листочке показать лицевую и изнаночную стороны, необходимо резко изменить направление стежков на границе листа.

Для прямой «елочки» стежки совершают прямые в сторону и вниз так, чтобы петля всегда была под острием иголки. В косой «елочке» иглу вкалывают в ткань вниз и немного в сторону, чтобы стежок немного скосился. При осуществлении двойной «елочки» 2 стежка кладут в 1 сторону, затем еще 2 стежка – в другую. Этот шов декоративный. В ришелье его используют как дополнительный (рис. 6).

Рисунок 6. Шов «елочка»

Гладьевой валик

Гладьевой валик – не только основной шов в гладьевой вышивке, также его считают 1 из самых главных в ришелье. Он выглядит как ряд плотно прилегающих друг к другу параллельных стежков. Их кладут по прямой или по косой линии. Соответственно валик может быть прямым или косым. В прямом валике все стежки кладут строго по вертикали на лицевой стороне. На изнанке они получаются немного скошенными в 1 сторону. В косом валике стежки располагают под наклоном в любую сторону. На изнаночной стороне стежки размещают по косой, но с меньшим наклоном.

В ришелье гладьевой валик также выполняют и петельным швом. Для чего сначала делают настил, т. е. исполняют несколько параллельных строчек швом «вперед иголку». Все пространство заполняют петельным швом так, чтобы между стежками не было видно ткани и настила. При каждом стежке нить набрасывают на иголку и затягивают узелок (рис. 7).

Рисунок 7. Гладьевой валик: а) обычный гладьевой валик; б) гладьевой валик, выполненный петельным швом

Гладьевые кружочки

Этот элемент белой глади часто встречается в ришелье. Кружок сначала обшивают швом «вперед иголку» по кругу. После того как настил выполнен, плотно друг к другу кладут гладьевые стежки. Иногда для большей выразительности поверх первых гладьевых стежков перпендикулярно прокладывают 2-й ряд. Все стежки начинают с середины кружка, чтобы не деформировать его (рис. 8).

Рисунок 8. Гладьевой кружок

Узелки

Это декоративный шов, применяемый во всех видах вышивки, в том числе и в ришелье. Нитку закрепляют на изнаночной стороне и выводят вместе с иголкой налицо.

Первую стальную иглу нашли в Китае примерно в X в. до н. э.

Держа иголку параллельно ткани, оборачивают ее по часовой стрелке несколькими витками рабочей нитки и вкалывают в ткань рядом с точкой выхода нити, но в не в саму точку. Иначе весь узелок окажется на изнанке. Осторожно затягивают узелок, перемещая его как можно ближе к ткани.

Стяги

Стяги – это сетка, в которой нити ткани стягивают определенным образом, создавая узор. Нити при этом не выдергивают, как в мережках или сетках, или же выдергивают минимальное их количество.

Стяги осуществляют только на тканях, нити которых легко раздвигаются и стягиваются, например на батисте, маркизете, льняном полотне, креп-жоржете.

Прошивают контур детали и прокладывают 2-3 стежка около простроченного контура, стягивая несколько нитей ткани.

Переходят к следующему участку в зависимости от рисунка стяга. Рисунки могут быть разными, но принцип выполнения стягов всегда одинаков (рис. 9).

Рисунок 9. Стяги

Мелкие круглые дырочки

Мелкие круглые дырочки – элемент прорезной глади. Правда, его часто используют и в ришелье. Сначала контуры дырочек прошивают швом «вперед иголку». Далее шилом прокалывают ткань, делая дырочку необходимого размера. После чего края отверстия пришивают гладьевым стежком.

Если же по рисунку требуется оформить сразу несколько отверстий, расположенных рядом друг с другом, то их выполняют немного по-другому. Каждую дырочку обшивают швом «вперед иголку» 2 раза.

В каждом отверстии осуществляют прокол подходящим инструментом. Гладьевым валиком обшивают верхнюю часть 1-го отверстия и переходят к выполнению валика нижней части следующей дырочки. Обшивают верхнюю часть 3-й дырочки. Таким образом выполняют весь ряд. Дойдя до конца, валиком обрабатывают оставшиеся половинки отверстий.

Крупные круглые дырочки

Их вышивают немного по-другому. Сначала контуры отверстия обшивают 2–3 раза швом «вперед иголку» или «назад иголку». Между строчками совершают настил. Внутри делают крестообразный разрез и, заворачивая края ткани на изнанку, обшивают дырочку гладьевым валиком. Оставшиеся края аккуратно обрезают.

Овальные листочки и лепестки можно выполнить точно так же, как и круглые дырочки.

«Калачик»

«Калачик» – 1 из элементов прорезной глади, используемых в ришелье. Он состоит из двух элементов: прорезной дырочки и выпуклой глади. Контуры «калачика» обшивают мелкими стежками швом «вперед иголку». Нижнюю часть элемента заполняют настилом, прокладывая стежки поперек. Внутри «калачика», ближе к верхней части, осуществляют разрез крест-накрест. Плотным валиком обрабатывают края. Причем в нижней части элемента гладьевые стежки делают длиннее, укладывая их перпендикулярно настилу. На закруглениях выполняют полустежки, закрывая их длинными гладьевыми стежками.

Машинные швы

В машинной вышивке используют свои швы. Очень многие из них похожи и имеют такие же названия, что и ручные. Правда, техника их выполнения немного отличается. Кроме того, в машинной вышивке также применяют швы, которые полностью совершает машинка.

Строчки – самые простые швы. В машинной вышивке существуют несколько видов строчек: прямая, зигзагообразная, «вилюшка», «восьмерка», «насыпь», или бисерный шов, «чешуйки».

Простая строчка

Простая строчка – это мелкие ровные стежки длиной 1–1,5 мм. Чаще ее используют для отстрочки контура рисунка.

Сновка

Сновка – это воздушная строчка, получаемая при работе швейной машинки без ткани. Ее используют в ришелье для соединения деталей рисунка.

Зигзагообразный шов

Этот шов похож на ломаную линию. Сначала детали по контуру прострачивают частой мелкой строчкой, затем перекрывают поперечными стежками, ударяя иголкой то с одной, то с другой стороны строчки.

Бывает редкий «зигзаг» (поперечные стежки укладывают на небольшом расстоянии друг от друга). Обычно его используют для предварительной обработки деталей. Плотный «зигзаг» применяют как декоративный шов.

«Насыпь»

Это частая ровная спиральная строчка. Круго выми движениями передвигают пяльцы слева на право, чтобы получить мелкие спиралевидные стежки, находящие друг на друга.

Игла при этом должна ударять как можно ближе с предыдущим уколом. Этого достигают при медленном движении пялец и быстром вращении махового колеса. «Насыпь» используют как декоративный шов при заполнении большого пространства (рис. 10).

Рисунок 10. Строчки: а) прямая; б) зигзагообразная; в) «вилюшки»; г) «восьмерка»; д) «насыпь»; е) «чешуйки»

Гладьевой валик

Гладьевой валик – 1 из самых сложных и основных швов машинной вышивки. Очень мелкими стежками прокладывают 2 строчки. Одну рядом с другой на близком расстоянии. В начале строчки несколькими ударами иглы закрепляют конец прокладочной нити. Она может быть одинарной или двойной. Натягивают эту прокладочную нить, держа ее в горизонтальном положении, левой рукой. Пяльцы двигают правой рукой по вертикали от себя и к себе и одновременно слева направо, следуя линии узора. Игла ударяет попеременно то с одной, то с другой стороны от прокладочной нити и укладывает стежки близко друг к другу. Все стежки должны быть одинаковой длины и лежать плотно и равномерно. Для создания выпуклого или вогнутого валика стежки совершают разной длины.

Стебельчатый шов

По виду напоминает одноименный ручной шов. Первый стежок кладут снизу вверх под углом. Второй начинают в середине 1-го. Все стежки обязаны быть одинаковой длины и располагаться плотно друг к другу. Натяжение верхней нити немного ослабляют.

Бриды

Бриды – это визитная карточка ришелье. Они соединяют разные детали узора между собой. Их можно выполнять с прокладкой или без нее. Но прокладка придает вышивке прочность и красоту. Кроме того, она ускоряет процесс вышивания. Бриды могут быть простыми, с петельками, с узелками, сложными. Их можно выполнить гладьевыми стежками или петельным швом. Бриды обычно прокладывают вместе с настилом. Чаще бридами обвивают 3 нити. Для того чтобы на изнаночной стороне не было лишних концов, всегда тщательно продумывают, в каком направлении выполнять настил.

Сильно растягивающиеся ткани заправляют в маленькие пяльцы. Подтягивают их только по долевой нити.

После того как брида выполнена, настил удобнее продолжить с противоположной стороны. По мере оформления бриды вырезают ткань. Всю фоновую ткань нельзя вырезать до тех пор, пока не будут сделаны все бриды. Таким образом, бриды вышивают одновременно с выполнением контура рисунка.

По мере завершения работы бриды еще раз закрепляют, прихватив их вместе с валиком.

Бриды всегда располагают на одинаковом расстоянии друг от друга. Все выступающие части рисунка обязательно присоединяют к противоположному концу узора бридами. Иначе они быстро деформируются при носке.

Простые бриды

Их можно выполнить 2 разными способами.

Первый способ

После того как контуры рисунка обстрочат двойной строчкой мелкими стежками, выполняют гладьевой валик с прокладочной ниткой. Бриды вышивают одновременно с валиком. Дойдя до расположения бриды, вырезают небольшой кусочек ткани между контурами возле валика размером 0,5–1 см. На этом месте к противоположной стороне контура настрачивают сновку. Причем 1 прокладочную нить оттягивают. Сновку и прокладочную нить закрепляют несколькими ударами иглы у противоположного контура. Поворачивают обратно и складывают прокладочную нить в 2 раза. Пришивают ее вместе со сновкой при выполнении валика.

Если в рисунке вышивки ришелье цветы или листья размещают по краю среза, их выполняют гладью. Двойной строчкой обрабатывают контур цветка. Прикрепляют прокладочную нить «зигзагом» поверх нее, выполняют гладь. Только после этого приступают к вышивке ришелье.

После того как вы дошли до места, откуда начали шить бриду, соедините прокладочную нить с 1-й прокладочной нитью и выполняйте валик дальше до следующей бриды. Ее делают по такой же технологии.

Бриды также можно вышивать и без прокладочной нити. Для чего в нужном месте выполняют 3–5 сновок и прикрепляют их на противоположном конце контура несколькими ударами иглы.

Потом обрабатывают края плотным гладьевым валиком, прихватывая концы брид.

Второй способ

Он больше подходит для выполнения небольших работ в ришелье. Контур рисунка обстрачивают двойной частой строчкой. Обрабатывают его редким «зигзагом». Прикрепляют прокладочную нить в начале линии узора и вырезают небольшой кусочек ткани размером 0,5–1 см, до контура при этом не доходят 1 мм. Начинают обрабатывать гладьевым валиком с прокладочной нитью 1 сторону контура. Дойдя до участка, где должна быть брида, острыми ножницами с 2 сторон бриды вырезают по 0,5 см так, чтобы получилось окошко. На этом месте прокладывают воздушную строчку к другой стороне контура. Вместе с ней оттягивают 1 прокладочную нить, располагая ее рядом со сновкой. Закрепляют ее за противоположным контуром детали несколькими ударами иглы. Поворачивают ее, немного натягивают и прокладывают рядом со сновкой. После возвращения при выполнении валика 2 нитки закрепляют, соединяют прокладочные нити.

Вырезают следующий кусочек ткани. Вышивают на нем валик до следующей бриды. Таким образом выполняют всю 1-ю сторону контура. После того как все бриды сделаны, валиком обрабатывают 2-ю сторону контура. При этом способе срезы получаются часто обработанными.

Конец ознакомительного фрагмента.