Раздел 2.
Гляжусь в тебя,
как в зеркало…
Если вы все еще читаете мою книгу и теоретическая часть вас не испугала, могу предположить, что вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок вырос яркой и талантливой личностью.
В этой главе мы больше не будем говорить о теории, теперь перейдем к практике.
Я двадцать лет работаю с детьми и молодежью, первую свою студию я открыла, когда мне было 18 лет, и с того времени через мои «руки» прошло более трех тысяч детей и подростков. Я очень много общаюсь с родителями – теми, кто интересуется своими детьми. Очень много вижу детей, которые приходят сами на занятия, перед моими глазами прошло много разных историй. И я хочу поделиться с вами, уважаемый читатель, своими мыслями по этому поводу. Я не претендую на истину в последней инстанции, но, как мне кажется, есть определенные закономерности и проблемы, которые не видят родители и школьные педагоги просто потому, что формат общения с детьми у них совершенно другой.
Итак, как мне кажется, на данный момент можно выделить три основных мнения насчет воспитания детей и развития их талантов:
1. «Нужно учиться, поступить в вуз, нельзя отвлекаться на посторонние занятия, главное – школа»
2. «Ребенок должен разносторонне развиваться, поэтому, кроме школы, нужно еще ходить в музыкалку, художку и пять кружков, чтобы времени свободного не было вообще»
3. «Занимайся, чем хочешь, мы очень занятые родители, но оценки в школе должны быть хорошие»
Общаясь с детьми и наблюдая за родителями, именно эти три варианта я вижу чаще всего. Мы не будем говорить о каких-то частных случаях – везде есть исключения, которые только подтверждают правило.
Давайте рассмотрим все эти варианты подробнее.
Вариант 1.
«Школа (вуз) – самое главное!»
К 10—11 классу дети начинают напоминать заключенных, которые хорошо знают, что они должны, тянут лямку с большим или меньшим успехом, отрабатывают повинность. Очень многие мне говорят о том, что каждый учитель считает свой предмет – самым главным и требует по полной программе, хотя ребенок уже выбрал себе институт для поступления, и было бы правильнее сосредоточиться именно на тех дисциплинах, которые нужны для него.
Большое количество репетиторов стало нормой (а чему учат в школе???), стрессы, связанные с нагрузкой и тестированием, кризис самоопределения – признаюсь честно, мне очень жаль современных детей.
Скажите, многие из ваших знакомых к моменту окончания школы знают, куда хотят поступать или хотя бы чем заниматься? Я из года в год наблюдаю картину, когда мои воспитанники поступают туда, куда есть шанс пройти по баллам или куда скажут идти мама с папой. Иногда бабушка.
Это стало нормой. Дети не знают, чего сами хотят от жизни, к чему у них склонности и таланты, что им нравится. Идут туда, куда «могут», куда «скажут» или куда «престижно».
Вы представляете? Из малыша, который увлеченно рисовал, строил самолетики, шил платья куклам и радовался жизни, вырастает подросток, который ждет «выхода из школы» как заключенный выхода на свободу, которого часто «все достало», и он уже ничего не хочет и ничего про себя не знает. И не знает, кто он, что он может и что ему нравится. Если ему вообще еще что-то нравится, кроме компьютерных игр и сериалов.
Потом, как камень из рогатки, по инерции летит из средней школы в институты, там опять что-то учит, что-то зубрит, и будет большой удачей, если то, чему его учат, окажется для него интересным и востребованным в жизни.
Но многие лишь пополняют ряды «образованных» менеджеров-маркетологов и не знают, что с этим «богатством» делать дальше. У нас нет столько народу, чтобы ими управлять, и столько товаров, чтобы их продвигать, сколько у нас подобных специалистов. Да, про юристов еще забыла!..
Потом начинается трудовая жизнь, отсиживание с 9 до 5 на «работе, как у людей», хорошо, если коллектив хороший попадется – хоть поболтать да чай попить будет с кем. А если нет? Зачем было столько усилий и вложений: репетиторы, платное обучение, ночи зубрежки или километры шпаргалок? Чтобы ходить на скучную и малооплачиваемую работу и не знать, как высидеть рабочее время?
Может, я нарисовала мрачную картину, и у многих жизнь складывается не так печально, но я вижу много подобных историй. И проблема не в том, что нужно поступать в институт, – речь не об этом. Проблема в головах родителей, которые живут прошлыми понятиями, а мир уже изменился, и ваши дети будут доживать свою жизнь в еще более измененной реальности, которую мы с вами уже не увидим.
Я не против поступления в институты, я против того, что согласно концепции, когда школа – это самое важное в жизни ребенка, вы ставите его в такие рамки, когда кроме школы и того, что он «должен», он ничего не видит, а потом уже не хочет. По причине того, что не знает, что хотеть и на что он вообще способен.
Вы же знаете, наверное, что то, что мы не развиваем, остается в зачаточном состоянии и не проявляется больше. Если ребенок воспитывался животными (дети-маугли), многие речевые и социальные функции в полном объеме уже не восстанавливаются. А знаем ли мы, каких функций лишается ваш ребенок, если он нацелен только на зубрежку и школьные дисциплины?
Мне могут говорить что угодно педагоги (я сама педагог и всю эту «кухню» знаю отлично), но я вам скажу крамольную вещь: в моей студии первые несколько месяцев я детей пытаюсь «вытряхнуть» из «синдрома отличника». И дело не в том, какие оценки дети получают в школе. Они могут быть и невысокими. Но чем старше ребенок, тем больше он боится высказывать свои мысли, меньше думает и анализирует, чаще старается говорить то, что от него ждут.
А если я не даю им готовую для пересказа мысль (а я не даю), а предлагаю два взаимоисключающих варианта и предлагаю мне доказать, какой из них «правильный» (а правильными могут быть и оба) – для начала они все теряются, ведь нет готового полуфабриката, вложенного им в головы. А они его ждут – приучены в школе.
И чем более старательный ребенок, послушный, нацеленный на то, чтобы не огорчать любимую маму, тем сильнее он подвержен тому, чтобы стать бледной среднестатистической копией своей безгранично талантливой, но нереализованной личности. Такие дети приносят хорошие оценки, их хвалят учителя, но в конечном итоге они имеют все шансы так и не узнать, какая гениальная личность прожила усредненную жизнь, чтобы соответствовать тому, что хотят другие. Из лучших побуждений.
Школа в том виде, в котором она сейчас есть, и вся система обучения, простите, по моему личному и глубокому убеждению, на данный момент больше способствует тому, чтобы все мы стали «крепкими середнячками», из которых удобно формировать общество не очень счастливых, но хорошо управляемых людей. Ведь гениями и талантами управлять сложно – они делают, что хотят, и не слишком вписываются в социальные рамки.
Уже есть исследования и статьи на тему того, что уже в ближайшее время система образования будет претерпевать большие изменения, появляются новые профессии и «умирают» старые, но «маховик раскручен» – и мы еще долго можем топтаться имеющейся системе просто в силу инерции мышления.
Я не призываю вас бросать школу – альтернатив пока немного. Я прошу не затягивать гайки в общении с вашими детьми! Оставьте им немного свободы! Дайте возможность узнать себя и делать свой выбор, искать свои грабли, оставаться живыми, чувствующими, думающими, а не удобными и послушными.
Дайте им шанс стать счастливыми людьми, ведь только исполняя свое «предназначение» и реализовывая «призвание», можно почувствовать всю полноту жизни и широту своей многогранной личности!
Вариант 2.
«Все люди как люди, а мой – Гений!»
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок – мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали…
Незабвенные стихи прекрасной детской писательницы Агнии Барто как никогда актуальны в наше время. Чуть ли не с пеленок многие родители хватают своего отпрыска и бегут в детские центры, клубы раннего развития, кружки, секции и школы. Много педагогов, литературы, каждая мамочка старается не отстать от жизни и вложить в свое любимое чадо все лучшее сразу.
Если ты «не успешен» – значит, «неудачник». Белое и черное… Как-то других вариантов немного… Все хотят быть модными, востребованными, зарабатывать на «дом-машину-дачу-курорт», поддерживать определенный уровень, чтоб «не хуже, чему у людей».
Вертимся, как белки в колесе… И чем больше желаний – тем быстрее оно (колесо) крутится, не давая передышки и времени на то, чтобы остановиться и подумать: куда бежим, зачем, и надо ли оно нам на самом деле.
Многие родители задумываются о том, как сложится жизнь у ребенка, и с пеленок начинают эксперименты с «ранним развитием», чтобы «чего не упустить»… Много литературы, разнообразные методики, сайты, программы.
В моей практике было и есть много детей, которым «вздохнуть» лишний раз некогда: их день расписан по кружкам, секциям, концертам. «Там мы уже занимались, у этого педагога были, сюда ходим и туда тоже пойдем… Через три месяца, когда закончим вон там».
Родителей можно понять: – ребенок может, а вначале и хочет, уже что-то получается, бросать нельзя, а там нам обещали еще и на конкурс взять, а вот это мы еще не пробовали, но очень хотим (только непонятно, кто больше – мама или ребенок).
Мама таким образом реализует себя как «заботливая, помогающая открыть таланты своего ребенка» («Боже, я столько для него делаю!» – попробуй только скажи, что устал) и, возможно, имеет все шансы почувствовать себя когда-нибудь в роли мамы звезды.
Ребенок – а что ребенок? Конечно, в природе ребенка узнавать что-то новое, познавать мир и свои возможности в нем. Есть дети, «заточенные» под самые разные занятия одновременно.
Пример из жизни
Скажу честно, сама в детстве параллельно ходила в музыкальную школу, на ИЗО, английский, мягкую игрушку, выращивала кристаллы в термосе, мечтала сделать ботанический сад в квартире, одновременно тянула в дом всех «сирых и убогих», в результате чего у нас в квартире жили две собаки, кот, ворон с подбитым крылом, ежик и черепаха. Попутно разрисовывала окна в классе к Новому году, немного пописывала стихи и прозу, участвовала в олимпиадах и готовила свою выставку. Крестиком тоже вышивала.
Ребенку, как правило, свойственно тянуться к новому и пробовать свои силы в новых сферах. Но также свойственно лениться, «перегорать» и оставлять очередное занятие в пользу чего-то очередного новенького.
Плюс давайте не будем забывать о том, что темпераменты у всех разные: кто-то перепробует десять занятий «по верхам» и понесется в очередной творческий поиск, а кому-то нужно осваивать каждое дело методично и скрупулезно, разобраться в нем до самой основы, медленно и дотошно.
Хорошо, если темпераменты у мамы и ребенка совпадают или мама, как мудрая женщина, понимает особенности своего ребенка и не пытается подгонять его под себя или соседского Ваню.
Хуже, если «Аня уже оделась, а ты копаешься», «Ира уже читает, а ты в буквах путаешься» или коронное родительское, произнесенное патетично и с легким надрывом: «А я в твои годы!!!» (далее перечисление достоинств родителя, окончательно вгоняющее несчастного ребенка в дебри комплекса неполноценности и несоответствия семейным высоким идеалам) и т. д.
С одной стороны, позиция, когда у ребенка много дополнительных занятий и увлечений хороша:
• Можно попробовать разные виды творчества и найти то, к чему есть склонность;
• Заложить фундамент для развития будущих талантов;
• Расширить кругозор;
• За счет богатого практического опыта дать возможность ребенку быть на шаг впереди своих сверстников;
• Творческие занятия улучшают память и моторику, которая тесно связана с умственным развитием ребенка, развивают фантазию, приучают к самостоятельности,
• Общение в разных коллективах помогает развить коммуникативные способности, умение выстраивать отношения, отстаивать свою точку зрения.
Также из несомненных плюсов:
• Не скучно маме, которая всегда занята;
• Всегда есть, что рассказать соседке, подружке и, главное, любимой свекрови (с подтекстом «посмотрите, как детей воспитывать нужно»);
• Есть шанс когда-нибудь попасть на обложки прессы как «Мама звезды»;
• Ребенку будет, о чем рассказать своим внукам в старости.
Не воспринимайте мои слова буквально, относитесь к написанному с легкой иронией. Мы все знаем, что стараемся, прежде всего, для ребенка, про себя мамы вспоминают далеко не в первую очередь.
С другой стороны, есть ряд препятствий для того, чтобы ребенок, который перегружен занятиями, стал действительно кем-то выдающимся.
Как говорила моя бабушка: «Цыган совсем уж было приучил лошадь не есть, но та померла». Если ставить заоблачные цели, легко перегореть на начальном этапе и так ничего и не добиться
Какие могут быть сложности
«Мама – рулевой, ребенка тянут на буксире»
Если мама действует по принципу «Я лучше знаю», а не как друг и старший советчик, легко впасть в крайности:
• реализовывать через ребенка свои потребности и несбывшиеся мечты и желания;
• не чувствовать, что на самом деле нужно и интересно ребенку;
• выбирать темп занятий не исходя из потребностей и возможностей ребенка, а строить график «под себя»;
• вырастить из него послушного и соглашающегося всегда с маминым мнением подкаблучника, который не сможет прожить свою жизнь без указки «авторитета»;
• если за ребенка все выбирается на «высшем уровне», он теряет инициативу и желание заниматься.
«Эффект перегоревшей лампочки»
Ребенок может «перегореть» от большой интенсивности занятий и, если вовремя не переориентироваться и не дать возможности переключиться и отдохнуть, он может больше не вернуться к тому виду деятельности, где он подавал надежды. Не потому что неспособен этим заниматься, а по эмоциональным или физическим причинам.
«Пыльный архив засушенных и нереализованных талантов»
Если очень многое идет со стороны родителей, и ребенок не имеет возможности выбирать самостоятельно, прислушиваться к своим желаниям и ощущениям, к тому, что нравится ему самому, все эти многочисленные занятия могут так и остаться набором прошлых увлечений, освоенных по маминой указке.
Я давно заметила: – как только даешь ребенку задание подготовить что-то самостоятельно в произвольной форме, проявить свою индивидуальность, задание выполняется всегда с большим удовольствием и тема усваивается гораздо полнее, чем если бы я сама рассказывала, показывали и т. д. Поощряйте самостоятельность.
«Непосильная ноша ответственности»
Чувствуя, что родители возлагают на него большие надежды, ребенок старается соответствовать их ожиданиям. Важно, чтобы отношения «родители-ребенок» не перешли в плоскость «тренер-спортсмен», когда все будни и праздники вы находитесь в рабочем режиме и живете категориями «должен», «можешь», «надо».
Это довольно сложно даже для взрослого человека, детская же психика направлена, прежде всего, на ощущение себя «нужным, хорошим, любимым», вне зависимости от результатов очередного «боя».
Давайте возможность ребенку быть просто ребенком, устраивайте выходные без дел и занятий, не забывайте быть «просто мамой и папой»!
«Я звезда, а ты – дурак!»
Детям, которые много умеют, которыми активно занимаются взрослые и которые показывают хорошие результаты, иногда очень легко «заболеть звездной болезнью» и очень сложно выстроить отношения со своими сверстниками.
Тут, в очередной раз, очень многое зависит от родителей, их установок и общения, системы ценностей и приоритетов. Если вы внушаете своему ребенку, что он гениальный и все его одноклассники ему не ровня, нечего удивляться, что его считают зазнайкой и общаться с ним большого желания не испытывают.
Кроме творческих талантов, очень важно раскрыть в ребенке талант социальный и научить его жить в мире с собой и окружающими. Этот «талант» поможет ему стать счастливым, ведь все мы – существа социальные.
Очень важно внушать ребенку, что «свой бриллиант» есть у каждого человека, и со всеми нужно обращаться уважительно, с пониманием и добрым отношением. Это поможет ему и достигнув больших высот остаться человеком, которому рады и которого ценят не только за профессионализм, но и за высокие душевные качества.
«Синдром разжалованного короля»
Когда в тебя так верят родители и столько вкладывают своих сил, всегда хочется их радовать и быть всегда и во всем первым. Но далеко не всегда это получается, так как и соперники могут быть сильнее, и судейство «специфическим», да и просто могут «не сойтись звезды».
Если вы ждете от ребенка только побед и настраиваете его исключительно на результат, в случае «провала» он может себя чувствовать не оправдавшим надежд и ожиданий, и тогда весь интерес и желание заниматься каким-либо видом творчества может испариться из боязни неудачи, чтобы не расстраивать родителей очередным промахом. Так сказать, «кабы чего не вышло».
Очень важно радоваться и наслаждаться самим процессом, объяснять ребенку, что медали и призовые места – это приятное дополнение к тому удовольствию, которое он (и вы) получаете от своего творчества. И вы гордитесь и любите его, несмотря ни на какие рейтинги, успехи и регалии!
Вариант 3.
Моя хата с краю – ничего не знаю
Еще один вариант отношения с детьми – это безмерно загруженные родители и крайне самостоятельные дети. Кто-то может возмутиться: ну, давайте будем сейчас про всякие социально-опасные элементы писать и алкоголиков. Возражаю: речь идет о совершенно нормальных среднестатистических родителях, и обвинять никого ни в чем я не собираюсь.
Нужно признаться себе: у взрослого работающего человека всегда хватает мест, куда совершенно необходимо приложить усилия и свое время. И даже возвращаясь домой, мы далеко не всегда можем переключиться на семейные хлопоты, продолжая обдумывать рабочие вопросы. Мы устаем физически и выгораем морально. Нам хочется полежать, отдохнуть, почитать газету или посмотреть телевизор. И чтобы нас не трогали! Хотя бы какое-то время. А тут – дети!
Конечно, мы их очень любим, ценим и знаем, что должны сеять в юные души разумное, доброе, вечное. Но иной раз хочется, чтобы этим «посевом» занялся кто-то другой, может быть, более компетентный или тот, кому за это деньги платят.
В этой ситуации, как и в двух предыдущих, есть две стороны: позитивная и негативная. Давайте разберемся.
Если родитель старается переложить все функции воспитания на школу и дополнительное образование, может случиться так, что он не будет в курсе, чему и как учат его ребенка. Понятно, что в школе плохому-то не научат, но не интересуясь жизнью детей, можно легко упустить влияние «дурной компании». И может прийти время, когда с ребенком будет очень трудно найти общий язык.
Дети хорошо чувствуют отсутствие интереса к своей персоне и, хотя они могут не показывать вида, это «бытовое безразличие» (хотя, конечно, мы детей любим, но как-то устаем все время) может трактоваться, пусть даже неосознанно, как отсутствие любви. А ребенок, который чувствует себя ненужным и нелюбимым, – это бомба с часовым механизмом. Куда рванет и что в итоге останется – неизвестно.
Ребенок занятых родителей имеет два шанса: вырасти крайне самостоятельным или стать тюфячком – приложением к телевизору или компьютеру.
Можно самому научиться выбирать для себя занятия, перепробовать несколько видов и даже в чем-то преуспеть, пока родители отдыхают. У меня перед глазами есть примеры таких детей, и их немало. Они сами приезжают на занятия, выбирают курс по вкусу, знакомятся, дружат, ссорятся, участвуют в каких-то наших проектах, ведут очень активный образ жизни – и при этом с родителями я, в лучшем случае, общаюсь через соцсети или по телефону.
Большинство этих детей объединяет одно: несмотря на занятость родителей, они успели дать своим детям «подушку безопасности» в виде чувства любви, принятия, уверенности в себе. И поощряют самостоятельность. Хотя сами не всегда успевают быть в курсе событий.
Конец ознакомительного фрагмента.