Раздел 1.
«О, сколько нам открытий чудных…»
Разбираемся в основных понятиях. Изучаем!
Фундамент наших талантов: способности, задатки, склонности
Я буду стараться не перегружать вас теорией по детской психологи и педагогике, но полностью без нее не обойтись: нам с вами нужно будет сразу договориться, какими понятиями мы оперируем в беседе, чтобы не получилось «я вам про Фому, а вы мне про Ерему».
Если вам не очень интересна эта тема, можете смело перейти к следующей. А тем, кто хочет разобраться в основных понятиях, я постараюсь помочь.
Итак, что же первично и что определяет наши таланты? Талант дается от рождения или это результат работы над собой? Что вы об этом думаете?
Тема эта окружена большим количеством домыслов и легенд. Если мы говорим о талантах и способностях, давайте с вами для начала разберемся – что это такое и чем они отличаются.
Обратимся к Википедии как к самому общедоступному источнику информации (не у всех же дома есть труды по педагогике):
Способности – это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам.
То есть просто умение ребенка рисовать, барабанить по клавишам или громко петь в душе не говорит о его выдающихся способностях в данной области.
В классической педагогике считается, что способности не могут быть врожденными, от рождения каждому даются только задатки – врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей. Если перевести на обычный язык – это то, что дается нам от природы и связано с психикой и физическими особенностями с самого рождения.
Способности обнаруживаются и развиваются только в деятельности и на основе задатков при благоприятных условиях.
Характеристики задатков:
1) они многозначны, то есть на основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности;
2) задатки, развиваясь, приобретают новые качества. При отсутствии некоторых задатков для развития способностей происходит процесс компенсации, то есть развитие других задатков.
Давайте разберемся.
Есть результаты интересных научных исследований, которые говорят о том, что мозг одаренных людей с младенчества развит неравномерно. Та его часть, которая ответственна, скажем, за математические способности доминирует над другими областями. Со временем математические нейроны начинают «эксплуатировать» нейроны из соседних зон, у которых вообще-то другое предназначение.
Примеров, подтверждающих эти утверждения, предостаточно. Но существуют и случаи, когда люди были талантливыми не в одной какой-то области, а сразу в нескольких.
Например, Муслим Магомаев, – талантливейший певец и музыкант, – был великолепным скульптором и художником. Федор Шаляпин сам создавал эскизы к своим сценическим образам. Абсолютно уникальным по спектру талантов был Юрий Богатырев: великолепный актер, музыкант, художник и автор изумительных шаржей.
Таким образом, можно сказать, что задатки – это физические предпосылки к определенного вида деятельности. Задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Они могут превратиться и не превратиться в способности, в зависимости от воспитания и деятельности человека.
Есть мнение, что «при отсутствии надлежащего воспитания и деятельности даже большие задатки не станут способностями, а при соответствующем воспитании и деятельности даже из небольших задатков могут развиться способности достаточно высокого уровня» (Сидоров П. И., Парняков А. В. «Клиническая психология», стр. 383).
Вы уловили ход моих мыслей? (И не только моих – психология и медицина это подтверждают.) Давайте, повторю:
Даже из небольших задатков могут развиться способности достаточно высокого уровня.
Это нам, как родителям, должно быть очень интересно!
Вернемся к нашим способностям.
Способность, по мнению ученых, начинает существовать только вместе с деятельностью. Причем способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.
К примеру, нам с раннего детства мама часто играла на фортепиано – просто для удовольствия. Тем самым тренируя наш слух и чувство ритма. И когда я пришла в музыкальную школу поступать «на пианино», выяснилось, что у меня абсолютный слух, чувство ритма и что-то там еще уникальное (а если бы я никогда не слушала музыку, есть ли гарантия, что мой слух и чувство ритма оказались столь развитыми?). В результате я семь лет проиграла на скрипке и, нужно признаться, с момента последнего выпускного концерта в руки ее не брала. А на фортепиано играю легко, подбирая любые мотивы по слуху и с большим удовольствием.
Вот тут мы с вами можем затронуть еще одну особенность, связанную именно с мотивацией, – склонности. То есть то, к чему лежит душа, чем ребенок или взрослый занимается легко и с удовольствием.
Склонности и способности тесно взаимосвязаны: ребенок начинает заниматься чем-либо из интереса и продолжает, если ему нравится, тем самым давая способностям раскрыться. И с другой стороны, сами способности, приводя к успешной деятельности, закрепляют склонности позитивным опытом.
Давайте еще раз остановимся и прислушаемся: раскрыть свои способности можно только при наличии желания, интереса, позитивного опыта – склонности; из-под палки это сделать будет очень сложно.
Одаренность – ступенька к успеху?
Теперь разберемся с одаренностью. Так называют – наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека; комплексное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении деятельности.
Одаренность тоже не дает гарантии того, что вы или ваш ребенок добьется больших результатов, это лишь возможность достичь успеха.
Происхождение термина «одаренность» опирается на представление о «даре» – высоких задатках, которыми природа награждает тех или иных людей. Задатки опираются на наследственность либо на особенности развития.
Можно выделить следующие виды одаренности детей (по В. В. Щорсу):
1. Художественная одаренность (в области актерского мастерства, литературы, музыки, искусства, скульптуры, техники); она основывается на эмоциональной сфере.
2. Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и в нешаблонности мышления. Существует 4 признака творческой одаренности:
1) оригинальность идей и продуктов – необычное и нестандартное решение любых проблем;
2) способность находить идеи в новых и сложных ситуациях – нестандартное видение предмета, использование его функций в какой-то новой ситуации;
3) образная гибкость мышления – способность изменить форму объекта так, чтобы увидеть новые его возможности;
4) семантическая или словесная гибкость мышления проявляется в детском возрасте в форме повышенной чувствительности к речи. Ребенок относится к новым формам слова и высказываний как к живым объектам.
3. Социальная (лидерская) одаренность – исключительная способность выстраивать долговременные, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Это будущие лидеры, педагоги.
4. Интеллектуальная и академическая одаренность – способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. Ребенок с данными способностями может показывать чрезвычайные способности к обучению.
5. Двигательная (психомоторная) одаренность – исключительно спортивные способности.
6. Духовная одаренность связана с моральными качествами, альтруизмом.
7. Практическая одаренность проявляется в том, что люди, которые с большим успехом пользуются интеллектом в повседневной жизни, не обязательно на работе доминируют в решении проблем, где задействовано абстрактное мышление.
Одаренные дети выделяются из череды сверстников яркими, очевидными способностями, хорошей памятью, абстрактным мышлением и своеобразным изложением своих мыслей. Для выявления одаренных детей реализуются программы в дошкольных учреждениях образования, в школах и в системе дополнительного образования и кружковой работы.
Проблемы одаренных детей
Быть талантливым и одаренным – это не сплошные праздники и вручения наград. Как правило, одаренные дети не только проявляют выдающиеся способности, очень часто они отличаются особенностями восприятия окружающего мира: больше видят, замечают, имеют на все свою точку зрения. Вроде как все это замечательно.
Но наряду с плюсами есть и минусы: одаренные дети часто отличаются повышенной чувствительностью, уязвимостью, болезненно переживают любую критику в свой адрес, воспринимают все происходящее на свой счет. Далеко не всегда с такими детьми легко и просто.
Зачастую одаренность бывает скрытая и не всегда может быть замечена и распознана. Часто потенциальные возможности ребенка оказываются незамеченными из-за его сложного поведения, явно отличающегося от нормы. По исследованиям американских ученых, 60% выдающихся и знаменитых людей имели серьезные проблемы при обучении в школе.
Давайте вспомним гениальных людей, у многих из них были проблемы с обучением:
Альберт Эйнштейн, основатель современной физики, лауреат Нобелевской премии, научился говорить только в 4 года, а читать – лишь в 7 лет. В школу пошел позже своих сверстников, плохо учился, а в 15 лет и вовсе был исключен из гимназии за неуспеваемость.
Отто фон Бисмарк, канцлер Германский империи, плохо учился, а работал еще хуже: устраивался на службу только по протекции, и его либо отовсюду выгоняли, либо он уходил сам, не в силах выполнять рутинную работу.
Отец Вольтера говорил о нем и его брате: «Я вырастил двух дураков. Один дурак в прозе, а другой – в стихах».
Людвиг ван Бетховен делал орфографические ошибки, а деление и умножение так и не осилил.
Д. И. Менделеев ненавидел рутину гимназических стен и учился посредственно. С особым усердием он занимался лишь двумя предметами – математикой и физикой.
Многим одаренным детям просто неинтересен стандартный набор школьных предметов, им интересна только определенная отрасль знания. Кроме того, в силу своей чувствительности и ранимости, одаренным детям подчас сложно найти общий язык с коллективом. То есть одаренность может проявлять себя как вид девиантности (отклонения от нормы), приводя к трудностям в социализации и адаптации.
Л. Холлингзуорт выделила наиболее явные особенности, присущие талантливым детям:
1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Нарушения в поведении одаренных детей могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
3. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.
4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большой степени, чем для среднего ребенка.
5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.
Джон Уитмор изучал причины уязвимости одаренных детей и привел следующие факторы:
1. Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность в совершенстве. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.
2. Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критически относятся к своим достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.
3. Нереалистичные цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.
4. Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающим. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимул.
Иногда очень сложно увидеть в своем ребенке одаренную личность, особенно когда приходится многократно делать ему замечания или расстраиваться из-за того, что он «не соответствует» школьным эталонам.
Мне кажется, что в нашем обществе гении и таланты становятся исключением из правил потому, что большинство из них все же приучили «соответствовать» и «не выделяться». Дети с юных лет попадают под прессинг правил. Из лучших побуждений. Это понятно.
Конечно, удобнее жить с послушными детьми, которые «не напрягают», да и увидеть грань между невоспитанностью, вседозволенностью и потребностью быть другим – тоже сложно.
Но если мы хотим вырастить гения, нужно самим «соответствовать» и создать условия для того, чтобы этот гений проснулся. Во всяком случае, ослабить хватку, дать возможность ребенку проявлять свои чувства, пробовать, ошибаться, быть собой.
Все грани таланта
Что же такое талант?
Талант – слово греческого происхождения, обозначающее меру веса, которой измеряли драгоценные металлы и взвешивали монеты, крупную сумму денег в золоте или серебре. Потому слово «талант» и обрело значение чего-то ценного.
В Новом Завете есть притча о трех рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал (зарыл) талант в землю, разменял и умножил (развил) свой талант. Оттуда и пошло употребление слова «талант» в переносном значении – как дар божий, возможность что-то делать.
Талант – это определенные способности ребенка, которые можно раскрыть через их развитие. Но сначала нужно определить, к чему человек проявляет особый интерес (склонности), в какой деятельности у него отмечаются большие успехи (способности). То есть талант нужно не просто иметь (это задатки и способности), но еще найти и реализовать его, а талантливые дети – это такие дети, у которых раскрыты их способности к той или иной деятельности.
Как правило, таланты можно обнаружить еще в детстве. К тому, что ребенку чаще приходится видеть, слышать или делать, у него появляется предрасположенность. И несмотря на то, что любой талант вполне можно попробовать развить с нуля, если у человека все же есть предрасположенность к определенному виду деятельности, например спорту или музыке, то этот талант будет развиваться гораздо быстрее.
К сожалению, часто бывает так, что талант угасает, не имея возможности развиться и засиять. И происходит это просто потому, что все заложенные от природы задатки не были развиты в способности и не реализованы через талант.
Как сказал Экзюпери, самое страшное в воспитании состоит в том, что «в каждом ребенке может быть убит Моцарт». Если родители не создают своему ребенку условий для развития его способностей, сетуя, что природа его ими не наделила, это означает, что они оставляют своего ребенка без талантов и без яркой, счастливой и успешной жизни, как это печально ни звучит.
И вырастают такие «неталантливые» дети, пополняя армию менеджеров и юристов, просиживая дни своей жизни на нелюбимой работе, не получая от нее ни удовольствия, ни особых результатов, а потом по вечерам крестиком вышивают, строгают или в караоке на 100 баллов поют. А возможно, где-то в параллельной реальности они известные дизайнеры, кораблестроители или музыканты.
О том, как не проворонить потенциальные таланты нашего ребенка и помочь ему их раскрыть без ущерба для его и нашей психики, мы и будем говорить в этой книге. А сейчас давайте подведем итог нашей главы.
Итак, термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются, как правило, как синонимы и отражают степень выраженности способностей.
Понятие «способный» определяется как «годный к чему-либо» или «склонный, ловкий, пригодный», а в понятии «талантливый» подчеркиваются природные данные человека.
Одаренность – потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность.
Мифы о детской талантливости
Все родители мечтают о счастливом и успешном будущем для своих детей, стараются развивать их способности по мере сил и возможностей, читают литературу и т. д. Тем не менее, при всей востребованности данной темы, «талант и талантливость» окружены всевозможными домыслами, некоторые из них давайте рассмотрим ниже:
Миф №1. Если родители не отличаются выдающимися способностями, у детей нет шансов стать талантливыми и успешными.
Как мы уже разбирали выше, задатки определяются в некоторой степени наследственностью, но генетика не гарантирует будущие успехи или неудачи ребенка. Гораздо больше влияет окружение, воспитание, среда, окружающая ребенка.
По результатам исследований близнецов, имеющих одинаковый «стартовый» генетический набор, но воспитывавшихся в разной социальной среде, сделан вывод, что воспитание и среда являются основными в раскрытии талантов.
Миф №2. Природа на детях гениальных людей «отдыхает».
На мой взгляд, довольно обидное замечание. Ребенок талантливых родителей далеко не всегда может проявить свои способности именно в сфере приложения сил старшего поколения, (хотя бывает и такое), а вполне может выбрать менее заметную область и достичь в ней больших успехов. И мы знаем множество примеров целых семейных династий, которые реализовывают себя в одной или нескольких областях.
К примеру:
Михаил и Елизавета Боярские, Аркадий и Константин Райкины, Бруно и Алиса Фрейндлих, Евгений и Татьяна Самойловы, Ростислав, Олег, Филипп Янковские, Сергей и Никита Михалковы.
Не нужно только путать это с семейной традицией, когда ребенок мечтает «самолетики собирать», а его силой впихивают в мединститут или педагогику, чтобы не выбивался из дружного строя продолжателей династии. В данном случае можно только посочувствовать и ребенку, и его будущим коллегам, пациентам и ученикам.
В то же время, мне кажется, что такое выражение могло появиться на свет вследствие того, что талантливые люди очень увлечены своей работой и самореализацией и не всегда могут уделить должное внимание своему ребенку и выявить его таланты. Помните? Без деятельности талант раскрыться не может, и нам важно предоставить нашим детям возможность попробовать себя в самых разных областях, исходя из имеющихся склонностей и задатков.
Миф №3. Главное в развитии талантов – вложить в ребенка как можно больше до двух лет, после все таланты и способности разовьются самостоятельно.
С первой частью согласиться можно, а вот со второй я бы поспорила. Раннее развитие способно дать удивительные результаты (кому интересна эта тема, обязательно прочтите книгу японского профессора Масару Ибуки «После трех уже поздно», который начал работать с детьми ясельного возраста и поразил весь мир своими результатами).
Я бы уточнила: заложив основу в раннем детстве, в дальнейшем родители, зная, какие именно способности присущи ребенку, помогают ему развиваться в выбранной области, не пуская «на самотек».
Важно развивать таланты ребенка разносторонне: будучи талантливым пианистом, но без развитых коммуникативных способностей, к примеру, стать успешным человеком в социуме будет сложно.
Миф №4. Общение со взрослыми – главный фактор развития талантов.
Для новорожденных детей родители являются одним из главных источников информации и существует научно доказанный факт: те дети, которых часто берут на руки, общаются имеют более высокий интеллектуальный уровень по сравнению с теми младенцами, которые были обделены вниманием. И чем младше ребенок – тем ярче проявляется зависимость.
По мере взросления ребенка и расширения его зоны комфорта, общение со сверстниками и другими людьми становится для него не менее важным фактором развития.
Миф №5. Для развития интеллекта ребенка необходимо акцентировать внимание на логическом мышлении.
Наглядно-действенное мышление преобладает у детей дошкольного возраста, малышу важно потрогать, поиграть, посмотреть – именно так он лучше усвоит информацию.
Логическое мышление нужно развивать, но обязательно учитывать возраст и потребности самого ребенка, его способность к восприятию информации. В силу возрастных особенностей, логическое мышление может быть менее развито и необходимо это учитывать.
Из биографий выдающихся людей
Грибоедов А. С. получал образование дома, он умел читать уже в три года, в одиннадцать лет он поступил в университет и в шестнадцать его закончил.
Сергей Есенин научился читать в пять лет, а в девять он начал сочинять свои первые стихи, которые и проложили ему путь к всемирной известности в качестве гениального русского поэта.
Моцарт с пеленок слушал, как играет на клавесине его мать, а отец позволял маленькому Моцарту музыкальные шалости – нажимать на клавиши, когда тот не умел еще ни играть, ни ходить.
Софью Ковалевскую с рождения окружали стены, заклеенные листами с математическими формулами, в результате она стала выдающимся математиком. Для нее стены стали мощной развивающей средой.
Эйнштейну в четыре года подарили компас, который настолько его заинтересовал, что пробудил в нем уникальный талант, хотя учился он достаточно плохо, потому что все свое время посвящал своему любимому занятию.
Как открыть талант и не зарыть его в землю
Мы с вами уже выяснили, что главное, что может сделать родитель для того чтобы помочь раскрыть таланты своего ребенка, – это предоставить возможность им раскрыться. Давайте подумаем, как это лучше сделать.
Сейчас очень модно заниматься с ребенком с самых пеленок и уже в два года водить его на пять кружков сразу. Но, как мы с вами уже говорили, каждая медаль имеет оборотную сторону. И вместо того чтобы получить гениального ребенка с целым списком талантов, родители, а потому уже и психологи, сталкиваются с большим количеством «переученных», замотанных детей, протест которых против всех этих «методик раскрытия талантов» заключается в отказе чем-либо заниматься, неврозах, возбудимости или апатии, агрессии и других не менее печальных последствиях. Понять родителей можно: сейчас все хотят быть успешными, и «если уж моим родителям не довелось вложить в меня все и сразу, то уж я своему ребенку дам все, что только могу».
Зайдите на любой «мамский» сайт и посмотрите форумы, если не боитесь потерять веру в себя, как родителя: там уже кубики Зайцева, эти «в Монтессори» ходят, а мы только карточки со словами по всему дому развешиваем… В два месяца… Почему-то еще не читаем…
Следуя принципу еще советской педагогики: «нет одаренных и неодаренных, есть те, которых хорошо или плохо воспитывали и обучали», родители, как в скоростном забеге, спешат все успеть и реализовать. Но давайте на минутку остановимся и подумаем, как мы это делаем и для чего.
Как испортить жизнь ребенку
Не самые удачные мотивы для воспитания таланта в ребенке
Реализация своих несбывшихся талантов
Мама мечтала быть певицей, есть и голос, и слух, но как-то не сложилось: не было возможности, учителей, денег и т. д. Но вот для моей дочери я сделаю все: найму педагогов, куплю лучшие фонограммы, найду продюсера и т. д.
Почему мотив не самый удачный? В упоении воплощая свои несбывшиеся мечты и живя своими воспоминаниями, мама может и не заметить, что у ребенка объективно нет данных для «ее мечты». Или данные есть (что только осложняет дело), но нет склонности, желания заниматься тем, что выбрала для дочери мама (часто без какого-либо учета устремлений самой дочки). Может, она потенциальный хирург «от бога», но как это заметить, если все время ребенка занято музыкальными уроками и репетициями?
И мама может не увидеть настоящего призвания своего ребенка потому, что у нее перед глазами уже стоит вся карьера дочери вплоть до вручения звания заслуженной певицы в 60 лет.
Чувство вины перед ребенком, неважно за что
Мама много работает или сама воспитана с комплексами вины перед всеми и за все, и ребенка водит (или просто финансирует) на все кружки и секции, куда только может. И все это – чтобы сказать себе: «Я делаю все, что могу», «У моего ребенка будет все лучшее (несмотря на то, что я его в том-то обделила)» и пр.
Я читала одно интересное исследование, согласно которому большинство женщин живут с внутренним комплексом вины перед ребенком из-за того, что после рождения в роддомах ребенка уносят, и нет возможности сразу приложить его к груди и быть с ним.
Тут подводный камень может обнаружиться в том, что ребенок вместо тепла, ласки и общения с мамой получает расписанную по минутам жизнь, в которой у него собственно и не спросили, а нужно ли ему это (или туда ли его водят, куда ему хочется).
Чтобы быть не хуже, чем Ивановы
Если в вашем окружении все подруги «уже» «ходят и водят» детей в пять школ раннего развития и при встрече с вами начинают с энтузиазмом рассказывать о каких-то невероятных успехах, поневоле хочется включиться в эту историю, чтобы было, что рассказать на детской площадке остальным мамочкам.
Вроде как результат неплохой, но и тут очень важно не переусердствовать, чтобы потом не пришлось рассказывать, как вы ходили к психологу, чтобы решить проблемы с нервозностью и т. п.
Ребенок – моя инвестиция в безбедную старость
Одна моя знакомая, смеясь, говорила: «Я ращу из сына дипломата, чтобы сидеть на пенсии на Бали, потягивать коктейль и только звонить любимому чаду с просьбой подкинуть деньжат на отпуск еще на каких-нибудь Гавайях».
Я-то ее хорошо знаю и вижу, сколько она вкладывает в своего ребенка, и дело там совсем не в «Гавайях». Но иногда родители склонны рассматривать детей как инвестицию в свою старость. И если все строится исключительно на товарно-денежных отношениях и нет душевного тепла, шансы получить дивиденды в старости весьма сомнительны.
Чтобы в старости не мерзнуть от мороза,
Нельзя дышать прохладой на детей.
Мне больше некого любить
Сейчас модно рожать ребенка «для себя», и много женщин воспитывают детей в одиночестве. Я не хочу сказать, что все они действуют только по такому принципу, вариаций может быть множество. Но если женщина пытается заменить ребенком отсутствующего мужа, все это может обернуться комплексами, страхами и нереализованной судьбой для самого ребенка.
Для галочки
Очень удобно откупаться от детей и от мыслей о том, что нет душевной близости с ребенком, мало проводим с ним времени, много работаем и т. д. всевозможными занятиями, которые подбираются таким образом, чтобы перекрыть все наши сомнения и недовольство собой как родителем.
Этот вариант часто работает по такому принципу:
• Чем дороже, тем лучше (не всегда).
• Чем больше ребенок занят – тем лучше.
• Мне не мешает – и хорошо.
В этом не очень приятно себе признаваться, и я рискую задеть многих, но я не обвиняю. Я пишу это исходя из того, что вижу, – и из своего опыта тоже.
От варианта «комплекс вины» отличается эмоциональной неокрашенностью: рационально решаем вопрос, не сильно этим заморачиваясь. Очень современный вариант.
Лирическое отступление
Знаете, есть такая грустная шутка, что дети педагогов – это самые невоспитанные дети в мире. Не в том смысле, что они окна бьют или в обществе себя вести не умеют (попробуй там шаг вправо или влево сделать – на тебя обрушится вся мощь педагогической науки).
Я о том, что как раз со своими детьми не всегда можно реализовать свои лучшие качества как педагога из-за банальной нехватки времени. Посвящая большую часть времени чужим детям, в которых вкладываешься, иной раз, гораздо больше, чем в своих, удобно записать ребенка на какие-то супермодные занятия и выполнить тем самый свой долг как родителя. И это тоже будет «для галочки», на мой взгляд. Но можете со мной поспорить.
Мотивация без слез
Мы с вами так подробно разобрали все виды того, как делать не надо, что хотелось бы уже определиться с тем, как именно надо. Давайте попробуем разобраться. Вот мой список.
Отличная мотивация при выборе занятий для ребенка
1. Я хочу помочь моему ребенку раскрыть свое признание и стать счастливым человеком.
2. Мне интересно проводить время со своим ребенком и учиться вместе с ним.
3. Я не ожидаю больших результатов и не делаю из ребенка звезду, я хочу, чтобы он нашел занятие по душе.
4. Ребенок – это моя возможность вернуться в детство.
(Наконец-то можно под благовидным предлогом наиграться с радиоуправляемым вертолетиком или построить все те песочные замки, на которые не хватало мастерства в детстве!)
5. Рассматривать это как приключение и возможность расширить границы своего мира.
6. Не зависеть от результата и наслаждаться процессом.
7. Экспериментировать и наслаждаться жизнью.
8. Свой вариант:_____________________________
В общем, как мне кажется, для того, чтобы развивать своего ребенка без ущерба для его и своего психического здоровья:
• необходимо подходить ко всему без фанатизма,
• не ожидая, что прямо сейчас, на глазах у изумленной публики, случится чудо,
• не подгоняя ребенка и себя под то, «как должно быть»,
• получая удовольствие от самого «процесса».
Непременным условием является вера в своего ребенка и себя, как родителя, чуткость, здоровый авантюризм (ну, куда же без творчества и экспериментов) и наслаждение процессом без ожидания медалей и оваций. И все получится!
Подведем итоги
Мы знаем, что в нашем ребенке заложены задатки от природы, и чтобы помочь найти ему свое призвание, мы не должны ему мешать. В том числе – реализовывая свои амбиции и несбывшиеся мечты.
Все дети разные, и нет смысла подгонять себя и своего ребенка под какие-то рамки и стандарты.
Для того чтобы услышать, нужно не только слушать, но и захотеть услышать. У каждого свой темп, свой уникальный набор способностей, и нет готового стандартного рецепта. Просто будьте рядом. И слушайте.
Представьте, что вы принимаете участие в уникальном эксперименте. Нет судей, нет критериев оценок – есть только вы и ваш ребенок. Будьте смелыми! Дерзайте!
Домашнее задание
1. Понаблюдайте за своим ребенком и запишите, чем он больше всего любит заниматься, что его увлекает, что дается легко, без усилий.
2. Вспомните, какие наклонности он показывал с самого детства: любил наблюдать за чем-либо, ломать, фантазировать, придумывать новые слова, общаться с людьми или, напротив, созерцать окружающий мир.
Имея троих детей могу сказать, что, конечно, все они проходят стадии и созерцания, и ломания, и выстраивания отношений с другими людьми, но все же можно отметить какие-то особенности в каждом ребенке и найти то, что его занимало более всего.
3. Подумайте, за что чаще всего хвалят вашего ребенка и в чем чаще всего обращаются к нему за помощью, признавая в нем «авторитетного специалиста» в своей области.
4. Проанализируйте ответы на предыдущие задания и постарайтесь найти общие темы и направления, понять, в чем же могут заключаться способности вашего ребенка.
Очень часто человек не воспринимает свои способности как что-то важное: нам всегда кажется (и с детства нам вкладывают эту мысль в головы), что для того чтобы чего-то добиться, необходимо приложить очень много усилий. Поэтому то, что делается легко, кажется чем-то несущественным.
На самом деле то, что вам кажется неважным, у других людей может вызвать очень большие трудности. И наши таланты всегда лежат в плоскости того, чем нам приятно, увлекательно, интересно заниматься и на что мы тратим много времени без сожалений.
5. Подумайте об этом!
6. Все эти задания можно выполнить и в отношении себя!