Вы здесь

Выпускной и не только. Разработка идеи, переговоры с участниками, поиск подходящих локаций и подготовка аппаратуры (Ольга Татарникова)

Разработка идеи, переговоры с участниками, поиск подходящих локаций и подготовка аппаратуры

Моя идея при создании выпускного фильма состояла в том, чтобы, обойтись без закадрового текста. Этот вариант я хочу предложить и Вам, поэтому и выбрала для примера такой фильм. Резон такого подхода – экономия времени, потому что написание хорошего закадрового текста дело не быстрое и не простое, особенно для тех, кто не занимается созданием сценариев каждый день, да и подбор видеоряда и монтаж под текст тоже требует времени и навыков. Но, несмотря на сознательное упрощение производства, задача стояла сделать «Кино», а значит, в нем должна быть драматургия и эмоции. Получить все это можно, если снять разные ответы на одни и те же вопросы детей и так же поступить с учителями, а затем выстроить из ответов общий рассказ. Что же может добавить эмоций? Например, воспоминания. То есть нужно заставить детей и учителей вспоминать – первое сентября первого класса, смешные истории на уроках или в поездках и тому подобное. Это не только расшевелит интервьюируемых, но и добавит ценности будущему фильму, потому что на долгие годы сохранит эти коллективные воспоминания. А чтобы фильм не был сплошь разговорным и монотонным, нужно делить эти «опросы» на тематические блоки – эпизоды, а между ними для настроения вставлять клипы на песни школьной тематики. И здесь очень кстати будут все накопленные за 11 лет фото- и видео-архивы. А главный плюс такого формата, что все станут участниками и никто не будет обижен. Это действительно получится подарок для каждого ученика и учителя.

Если Вы согласны с этой идеей, то определяем, что же нужно сделать на этом подготовительном этапе:

Поговорить с классным руководителем и выявить оптимальные дни для съемок. Потребуется минимум один день для съемок интервью детей, когда будем поочередно по 2—3 ученика задействовать в съемках интервью. И планируем еще день на съемки интервью учителей. То есть для этих съемок важно, чтобы нужные нам люди были свободны и имели возможность ответить на вопросы перед камерой. Дело это достаточно трудоемкое, потребуется время, но зато потом будет гораздо проще. Также продумываем день, когда все наши киногерои, напротив, заняты своими обычными делами, чтобы мы могли подснять их в действии – на уроках, переменах, экзаменах. И, конечно, планируем съемки в день Последнего звонка и на Выпускном вечере, но это могут быть отдельные бонусы, а в фильме отразить будничную школьную жизнь – это будет как раз очень интересно выпускникам в будущем.

Побродить по школе и выявить подходящие локации для съемок интервью – фойе, коридоры, классы, какие-то характерные места, чтобы они тоже были запечатлены и остались на память. И главное, выявляем и запоминаем (лучше записываем), какие из них подходят по свету, а где потребуется дополнительное освещение. Также обращаем внимание, в каких местах тихо, а где есть посторонние шумы, которые могут испортить съемку.

Подготовить съемочную аппаратуру: проверить работоспособность видеокамеры и аккумуляторов. Для значительного повышения качества будущего фильма, видеокамера нужна с входом для микрофона, если же это невозможно, то снимать придется только в тишине, иначе плохо разборчивый звук испортит весь фильм. Также необходимо обзавестись высоким штативом, микрофоном, запасным аккумулятором. К этому набору желательно добавить световой прибор и белый зонтик в качестве отражателя для смягчения теней и выравнивания освещения.

Также осваиваем все основные элементы управления видеокамерой и их назначение, чтобы во время съемок пальцы сами бегали по нужным кнопочкам и рычагам, реализуя творческий замысел. И конечно тренируем технику съемки – снимаем планы разной крупности и ракурсов, монтажные фразы и упражнения на композицию кадра.

Например, вот такое упражнение. Возьмите камеру, посмотрите по сторонам и выберите сцену съемки, хотя бы вид из окна. Включите камеру в режиме AUTOLOCK и AUTOFOCUS, зажмурьте правый глаз и наведите объектив на выбранный объект съемки, не глядя в видоискатель. Через три секунды откройте глаз и посмотрите. Скорее всего, Вы будете неприятно удивлены своим кадром, потому что и линия горизонта кривая, и вертикали косые, в общем, совсем не то, чтобы Вам хотелось увидеть.

Теперь, не исправляя погрешностей кадра, нажмите «REC» и постарайтесь как можно быстрее навести порядок – выровнять вертикали, линию горизонта и вообще сделать кадр таким, каким он Вам нужен. Остановите запись и посмотрите ее. Отметьте для себя, сколько секунд у Вас ушло на исправление кадра.

Затем выбираете другую сцену съемки и проделываете все то же самое еще раз.

Это упражнение есть смысл повторять до тех пор, пока не будет получаться приводить кадр в нужное состояние за пару-тройку секунд.

За время тренировок Вы не только научитесь быстро замечать огрехи и исправлять их почти мгновенно, но и камера станет Вас «слушаться» гораздо охотнее.

На заметку

Наиболее часто встречающиеся ошибки

при видеосъемке




Не выставлен баланс белого, в итоге изображение получается голубым или желтым.

Съемка без штатива и упора, результат – трясущиеся кадры.

Камера сфокусирована не на тот объект.

Периодическая потеря фокуса, отчего изображение нерезкое.

Завалена линия горизонта.

Слишком мало или много воздуха над головой человека в кадре.

Ноги или голова человека в кадре «отрезаны».

Человек вываливается из кадра.

Планы слишком похожи один на другой.

При смене ракурса план остается той же крупности.

Высота камеры неуместна.

Монотонность в крупности – слишком много общих или крупных планов.

Отвлекающий внимание задний план.

Главный объект съемки чем-то перекрыт на переднем плане.

Много неоправданного движения камеры – панорам, отъездов-наездов.

Немонтажность съемок – человек вышел из кадра в одну сторону, в следующем кадре появился с той же стороны, несовпадение действия на планах.

Нарушение непрерывности действия, отсутствие начала или конца происходящего в кадре.


Запоминаем эти ошибки, чтобы их избежать, и двигаемся дальше.