Вы здесь

Вызовы профессионального образования. 1. Изменения в образовании в процессе перехода к постиндустриальному обществу (Т. Л. Клячко, 2014)

1. Изменения в образовании в процессе перехода к постиндустриальному обществу

В.A. May рассматривает консенсус российского общества по поводу приоритетности развития человеческого капитала и человеческого потенциала как свидетельство того, что «общество осознает постиндустриальный характер стоящих перед ним вызовов, т. е. обращается в поиске модели своего развития не к прошлому, а к будущему»[3].

За рост человеческого капитала (потенциала) и его эффективное функционирование в обществе «отвечают», по мнению В.A. May, образование, здравоохранение и пенсионная система.

При этом, анализируя развитие здравоохранения, образования и пенсионной системы в постиндустриальном обществе, он подчеркивает, что «традиционное (индустриальное) понимание этих секторов сводит их к отраслям социальной сферы. При всей важности их социального аспекта в современных развитых странах отрасли человеческого капитала представляют собой зону переплетения и взаимодействия не только социальных, но и фискальных, инвестиционных и политических проблем. В отличие от ситуации конца XIX и большей части XX в., образование, здравоохранение и пенсионирование касаются всего населения (и как налогоплательщика, и как потребителя соответствующих благ), причем демографический кризис еще более обостряет эту ситуацию. В результате отчисления на развитие этих отраслей становятся существенной проблемой государственного бюджета, способной подорвать финансовую стабильность любой развитой страны. Кроме того, отчисления на эти цели носят долгосрочный характер, т. е. они в значительной мере формируют инвестиционные ресурсы нации. Наконец, от эффективности функционирования этих секторов зависит политическая и социальная стабильность общества с доминированием городского населения»[4].

И далее В. A. May выделяет пять принципов изменений в деятельности отраслей социальной сферы (и, соответственно, в развитии человеческого капитала) в постиндустриальном обществе:


– непрерывность;

– индивидуализация;

– глобализация;

– рост частных расходов;

– технологичность.


Рассмотрим эти принципы более подробно в применении к образованию:


формирование человеческого капитала становится непрерывным процессом: нельзя выучиться один раз и на всю жизнь, необходимо учиться много раз и всю жизнь. Это требует пересмотра понятия качества образования, опирается на совершенно другие инфраструктуры, в целом делает образование дорогим благом (услугой) как для общества, так и для самого обучающегося. Развитие образования в постиндустриальном мире становится возможным только при изменении институциональных условий его функционирования и при наличии в экономике «длинных денег». Рост человеческого капитала в современном обществе напрямую связан с повышением ценности человеческой жизни, что ведет, в частности, к поддержке талантливых детей и, одновременно, детей из малообеспеченных семей, к другому отношению к инвалидам, а следовательно, к выстраиванию специальных подходов к их включению в систему образования (инклюзивное образование, коррекционные школы и классы, обучение детей со специальными нуждами, профессиональное образование для инвалидов и т. п.).

Это изменение предполагает развития разнообразных инструментов, обеспечивающих возможность включения в процесс непрерывного образования различных групп населения;

индивидуализация образования (учет потребностей конкретных потребителей данного блага (услуги)). Индивидуализация образования основывается на ином подходе к построению образовательных программ: их диверсификации и модульной организации. При этом образовательные траектории каждого индивида становятся сложным чередованием различных образовательных программ и форм обучения, более того – трудовая деятельность становится одним из элементов обучения (или самообучения), а получение образования превращается в одну из форм трудовой деятельности. Другими словами, постепенно стирается грань между профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, т. е. все больше реализуется принцип «учусь работая и работаю учась»;

глобальный характер образования и развитие конкуренции национальных образовательных систем на всех уровнях. В настоящее время считается, что международная конкуренция в сфере образования (экспорт образовательных услуг) ведется в основном на уровне высшего образования. Однако, на наш взгляд, это глубокое заблуждение. Конкуренция образовательных систем в современном мире начинается с детского сада. В силу того что человеческий капитал превращается в главный ресурс экономического роста и развития, его накопление и сохранение становятся важнейшей задачей на всех этапах и формального, и неформального образования.

Основная проблема в дошкольном образовании в России состоит в том, что оно не обеспечивает (хотя и пытается) эффективного выравнивания стартовых возможностей детей перед входом в систему общего (обязательного школьного) образования, не элиминирует различия в культурном и социальном капиталах семей, что очень важно с точки зрения дальнейшей успешности нового поколения.

В школьном образовании, если рассматривать его с точки зрения глобальной конкуренции и перехода России к инновационной экономике, необходимо увеличивать продолжительность обучения как минимум до 12 лет. В современном мире продолжительность образования становится важным показателем развития человеческого потенциала той или иной страны (табл. 1).


Таблица 1. Продолжительность обучения в ведущих развитых странах и некоторых странах СНГ в 2011 г., число лет

Источник: Статистическое приложение к Докладу о человеческом развитии 2011. UNDP, 2012.


По достигнутой средней продолжительности обучения (см. табл.1) Россия обогнала только Великобританию и Беларусь, а по ожидаемой – только Грузию.

Между тем инновационная экономика требует работника с развитыми не только профессиональными, но и социальными компетенциями, а это возможно только при удлинении времени пребывания молодежи в системе общего образования и в системе образования в целом (т. е. увеличения средней продолжительности обучения как формального, так и неформального).

Глобальный характер профессионального образования означает, что ведущим вопросом в конкуренции образовательных систем становится в значительной мере и вопрос о том, где выпускник учебного заведения сможет работать после его окончания.

Болонская система – это один из возможных ответов на этот вызов: в Европе складывается единый рынок труда, соответственно, возникает и импульс к созданию единого рынка профессионального образования. И начинается все с высшего образования, как наиболее продвинутой и мобильной его части. При этом важнейшей задачей становится контроль качества подготовки кадров высшей квалификации, чтобы данное качество было понятно работодателю на всей территории ЕС.

Успех китайского высшего образования, попадания китайских вузов в ведущие мировые рейтинги университетов обусловлен не только тем, что один из указанных рейтингов принадлежит Китаю (Шанхайский рейтинг), а в том, что, получив высшее образование в КНР, иностранный выпускник китайского вуза приобретает широкие возможности трудоустройства и у себя на родине, и в Китае.

Шанхайский рейтинг университетов получил международное признание и стал одним из трех мировых рейтингов, с одной стороны, благодаря очень грамотной политике его продвижения, а с другой – потому что попадание американского или немецкого вуза в данный рейтинг означало, что в него с большой вероятностью приедут учиться китайские студенты (а число китайских студентов, обучающихся за рубежом, приближается к полумиллиону человек). А получив образование в ведущих университетах США или Западной Европы, китайские студенты впоследствии могут стать посредниками между странами, где они учились, и Китаем – второй экономикой современного мира.

Российские вузы, к сожалению, проигрывают в конкуренции с университетами развитых стран, а также Китая во многом потому, что в настоящее время Россия не может обеспечить иностранным студентам выгодное трудоустройство на своей территории и, вместе с тем, Россия не проявляет к ним интереса как к экономическим посредникам между ней и странами, из которых эти студенты в Россию приезжают.

В результате основной поток иностранных студентов в Россию идет из бывших советских республик (рис. 1), поскольку там еще сохраняется русскоговорящее население.




Рис. 1. Диаграмма структуры контингента иностранных студентов, обучавшихся в российских вузах в 2007/08 и 2011/12 уч. годах, %

Источник: Российский статистический ежегодник 2012. М.: Россстат, 2012.


Удельный вес студентов из стран СНГ и Балтии в численности иностранных студентов растет (на 7,7 п. п. за пять лет), в то время как из всех других регионов мира сокращается, включая Азию, которая становится основным поставщиком иностранных студентов в вузы США и Европы.

По мере утраты русского языка в странах СНГ и Балтии студенческий поток из них может достаточно быстро иссякнуть, если не будут приняты срочные и эффективные меры по поддержке изучения русского языка в ближнем зарубежье (причем не только среди русскоговорящего населения). Необходимо также определиться, что для России важнее при сотрудничестве со странами СНГ в сфере высшего образования – наращивание «мягкой силы» или получение значимых доходов от оказания образовательных услуг. Пока Россия не получает ни того ни другого и в конечном итоге на глобальном рынке высшего образования она становится поставщиком сравнительно дешевого высшего образования невысокого качества;


рост частных расходов в (профессиональном) образовании. С увеличением студенческих контингентов вузов и, одновременно, численности пенсионеров государству все труднее нести эту двойную ношу. В последние десятилетия в развитых странах государственные расходы на здравоохранение значительно возросли в связи со старением населения, а госрасходы на образование относительно сократились. Бывшее бесплатным высшее образование в странах Западной Европы по мере его массовизации постепенно становится платным, хотя пока дело, как правило, ограничивается внесением ежегодного регистрационного взноса (составляет обычно примерно 1 тыс. евро) и отменой стипендий, повышением платы за проживание в университетских кампусах. Даже Швеция, которая долгое время предоставляла бесплатное высшее образование не только своим, но и иностранным студентам, по мере роста их численности была вынуждена ввести небольшую плату для иностранцев за образовательные услуги шведских университетов;

изменение технологий образования. Технологические инновации все больше изменяют характер образования. Широкое распространение получает дистанционное образование, необходимую информацию обучающийся легко может найти в Интернете. Практика выкладывания лекций выдающихся профессоров ведущих западных университетов в сети, с одной стороны, резко повышает конкуренцию этих университетов за студентов, а с другой – позволяет получать качественное образование самостоятельно. Вопросом становится сертификация полученного таким образом образования, т. е. придания ему официального статуса, признания обществом. Вполне возможно, что изменится само представление об экзаменах, зачетах, квалификационных выпускных работах и формальных университетских дипломах. Если любой индивид может самостоятельно сформировать или взять программу в Интернете, а затем пройти сертификацию в независимых центрах (структурах), то встает еще один вполне резонный вопрос: а почему студенты вузов не могут проходить сертификационные процедуры в указанных центрах (структурах), а в своих alma mater только защищать дипломные работы. В дальнейшем можно отделить от вуза и защиту квалификационных работ в бакалавриате, магистерских и докторских (PhD) диссертаций. Это не быстрый процесс, но он вполне вероятен. В перспективе это может принципиально изменить организацию высшего образования в мире, увеличив его аудиторию в разы (или даже в десятки раз).

Конец ознакомительного фрагмента.