Вывод: великая сила страха
Если в Вашей жизни страх не является одной из основных движущих сил, то я Вас поздравляю, и можете дальше не читать.
Признать этот факт мне помог мой собственный ребенок. Как известно, дети транслируют в мир и озвучивают всё, что их родители, так или иначе, в себе подавляют. Моя дочка, в силу близких и доверительных отношений со мной, никогда не боялась признаваться, что чего-то боится. Я же была воспитана в советские времена, а пионерам трусить не пристало. Одним из моих основных заявлений в возрасте после 25 лет было: «Я вообще ничего не боюсь». Если бы это было так на самом деле. Скорее, таким образом я пыталась культивировать в себе некое бесстрашие, поскольку его зачатки в характере имеются.
Последние года два – три для меня стало нормальным говорить о том, что я чего—то боюсь. Сначала из чувства поддержки своего ребенка, а потом просто потому, что я перестала бояться это озвучивать. Вот такой парадокс: перестала бояться говорить, что я боюсь. Кроме того, стало проще разбираться со своими мотивами и «исходниками». Если в основе действий или мыслей лежит страх, и ты сам это осознаешь, то уже появляется какой-то механизм для работы с этим, а не просто тупые попытки «засунуть свой страх подальше» или убедить себя, что его не существует. Как говорит Рената Литвинова: «Как страшно жить…» Но деваться—то некуда, жить надо, делать что-то надо, заботиться о себе и других надо, вставать каждый день с постели и что-то решать приходится. Хоть и страшно иногда до ужаса.
Понятно, что бесстрашные поступки, с точки зрения окружающих, совершают люди либо в момент, когда лично для человека нет другого выбора и решать нужно быстро, либо, если ранее и осознанно был выбран такой жизненный путь, который и не предполагает другого поведения. Я убеждена, что боятся абсолютно все (конечно, боятся разного и по-разному, но во многом сходного). И в основе поступков всегда лежит выбор: признать свой страх и подчиниться ему, или признать свой страх и поступить, как велит тебе что-то другое – совесть там или ответственность.
Более того, тезис о том, что из двух зол мы выбираем меньшее, тоже можно рассмотреть с точки зрения страха. Точнее страхов. Например, страх потерять работу и остаться без средств к существованию может бороться со страхом потерять себя, отупеть и превратиться в человека, который себя не уважает. Вообще страх – это движущая сила. Мне иногда кажется, что высказывание про то, что миром движут только страх и любовь, не совсем верное. А вдруг в основе тех движений, что мы охарактеризуем, как поступки во имя любви, тоже лежит страх? Страх за тех, кого мы любим? Любовь вообще понятие сложное, как выясняется страх – тоже. Недаром их и ставят «на одну доску».
Поэтому когда смотришь на то, как «мир сходит с ума», поневоле задумаешься: сколько в этом страха? Ведь не от любви же великой люди друг друга убивают и мучают. И порой складывается впечатление, что делают они это просто из полного взаимного ужаса.
Но я написала всё это не для того, чтобы окончательно кого-то напугать. Есть мнение, что наши страхи – это наши лучшие друзья, чересчур заботливые и предупредительные. С ними нужно разговаривать, объяснять, что их заботу мы приняли к сведению, очень им благодарны и всё учтём, но поступим всё равно по-своему.
Так вот я желаю Вам с Вашими страхами договариваться. А всем нам, неплохо бы, более безопасного мира и побольше взаимопонимания со всеми.