Глава 1. Новая машина или бывшая в употреблении?
Какие же преимущества и недостатки есть у новых и подержанных автомобилей? Ответ на данный вопрос мы постараемся найти в первой главе книги.
Несомненно, у новой машины преимуществ значительно больше, чем недостатков. И главное преимущество – ее новизна: вы знаете, что на ней никто до вас не ездил, что вы будете первым, кому она покорится и кому верой и правдой будет служить. Вы можете быть уверены в том, что она полностью исправна и готова к эксплуатации.
Еще один немаловажный факт: на новой машине установлены все фирменные, «родные» запчасти, узлы и агрегаты. Покупая подержанный автомобиль, никогда не знаешь точно, что на самом деле скрыто у него под капотом и кузовом: прежний владелец вполне мог заменить какие-то запчасти, причем поставить на их место не те детали, которые надо бы, а лишь приблизительно подходящие по размеру, назначению, техническим характеристикам и иным параметрам.
Кроме того, новая машина никак не могла быть участником ДТП, следовательно, она не имеет каких-либо скрытых повреждений, как это может быть с подержанным автомобилем. В следующих главах книги вы также узнаете о том, как распознать побывавший в аварии автомобиль, здесь же отмечу, что при покупке новой машины эти знания вам не понадобятся.
На любой новый автомобиль в обязательном порядке действует гарантия. Обычно ее дают на определенный срок службы либо на определенный пробег машины; на некоторые узлы и агрегаты она может устанавливаться отдельно. Например, на автомобиль дается следующая гарантия: три года службы или 50 000 км пробега. Это означает, что если автомобиль прошел за три года не более 50 000 км, то гарантия будет действительна весь этот срок. Если же машина прошла 50 000 км быстрее, чем за три года, то гарантия закончится раньше (сразу, как только автомобиль прошел установленный пробег).
ВНИМАНИЕ
Гарантия действительна только при соблюдении правил эксплуатации автомобиля. Если вы на скорости наскочите на бордюр, в результате чего машина потребует ремонта (замена рулевой тяги и т. п.), то этот ремонт вы будете делать за свой счет. То же самое касается автомобилей, побывавших в ДТП.
Важным нюансом является то, что при покупке новой машины в автомобильном салоне или сервисном центре покупателям предоставляются кредиты. Приобретая новую машину, вы уплачиваете только часть ее стоимости (например, 50 %), а остальную часть выплачиваете в течение оговоренного срока. Причем в последнее время кредит принимает форму обыкновенной отсрочки платежа, когда проценты с клиента не взимаются.
Новая машина – это надежность, комфорт, безопасность. Не следует забывать, что новый автомобиль самым положительным образом отражается на имидже его владельца.
Тем не менее ничего идеального нет, и новый автомобиль, как ни парадоксально, тоже имеет целый ряд недостатков.
Первый и, наверное, самый существенный недостаток – это то, что новая машина после начала эксплуатации стремительно падает в цене. Например, если вы купили новый автомобиль за $20 000, то не удивляйтесь, если через год вам дадут за него в лучшем случае $13 000-15 000. Причем не столь важно, насколько интенсивно эксплуатировался автомобиль: даже если вы за этот год пару раз съездили на нем на дачу, его цена упадет весьма существенно.
СОВЕТ
Покупайте новую машину только в том случае, если вы планируете ездить на ней как минимум несколько лет. Не рекомендуется покупать новый автомобиль на год-два, чтобы затем его продать – вы сильно проиграете в денежном плане. По этой же причине не следует рассматривать покупку нового автомобиля как вариант временного вложения свободных денежных средств: более убыточного размещения денег придумать трудно.
Еще один немаловажный нюанс: новый автомобиль всегда привлекает повышенное внимание со стороны угонщиков. Поэтому вместе с новой машиной вы получите головную боль: где ее ставить, чтобы не угнали. Придется понести дополнительные расходы и купить либо гараж, либо место на охраняемой стоянке: оставлять на ночь новую машину без присмотра в любом российском дворе – это безумие (если не угонят, то разукомплектуют).
Кроме этого, при покупке новой машины обязательно нужно будет потратиться на хорошую сигнализацию: без нее ваш автомобиль средь бела дня «уведут» в течение минуты с того момента, как вы его оставите без присмотра. Хорошая сигнализация стоит хороших денег, но, как говаривал незабвенный Киса Воробьянинов, «торг здесь неуместен».
Обиднее всего то, что никакая, даже самая продвинутая, сигнализация не дает стопроцентной гарантии защиты автомобиля от угона. «Обезвреживание» сигнализации для «продвинутых» профессиональных угонщиков – не более чем небольшое развлечение. Подтверждением этому факту служат знакомые всем случаи угона автомобилей у известных людей (политиков, бизнесменов, звезд шоу-бизнеса и кино и т. п.), когда самые «навороченные» сигнализации (даже со спутниковой навигацией) не спасали машину от угона.
Еще одним существенным недостатком новой машины является ее высокая цена. Как уже отмечалось выше, эта самая цена имеет тенденцию к стремительному снижению уже со следующего после покупки автомобиля дня. Дороговизна новых машин лишь немного скрашивается возможностью приобретать их в кредит или в рассрочку.
С новой машины владелец, как правило, сдувает все пылинки, следит за ней лучше, чем за собой, заботится, как о живом существе. Поэтому бывает очень обидно, когда в такую расфуфыренную «куколку» на полном ходу въезжает какой-нибудь древний как мир «Запорожец» или «Москвич»...
Главное преимущество любого подержанного автомобиля – это вполне приемлемое соотношение «цена – качество». За разумные деньги человек может приобрести очень неплохой автомобиль, на котором без проблем будет ездить несколько лет.
Правда, в эту бочку меда отечественные законодатели добавили огромную ложку дегтя в виде совершенно немыслимых пошлин на подержанные ввозные автомобили. Вроде бы цели данного действа благородны: поддержать отечественную автомобильную промышленность. Но ведь хорошо известно, куда благими намерениями вымощена дорога... Тем более если учесть качество изделий (трудно назвать это автомобилями), выпускаемых отечественными автопроизводителями. Ведь не секрет (это подтвердит любой более или менее опытный автомобилист), что практически любая десятилетняя иномарка по своему состоянию и качеству на несколько порядков выше, нежели абсолютно новый отечественный легковой автомобиль.
Рынок подержанных иномарок способен удовлетворить самый взыскательный спрос. Здесь можно найти машины любого возраста и состояния, что позволяет стать автовладельцем человеку с любым уровнем дохода. Правда, чем старше машина, тем более высокими таможенными пошлинами она облагается.
Подержанный автомобиль дешевле в обслуживании и ремонте, на него можно ставить запчасти, бывшие в употреблении, что позволяет неплохо экономить на ремонтах (согласитесь, машину, которую вы купили новой, комплектовать запчастями б/у как-то не хочется). На подержанную машину необязательно ставить дорогую сигнализацию (но хоть какую-то установить нужно!) и вполне можно обойтись без гаража.
Как показывает практика, подержанная иномарка – вполне приличный автомобиль, лучший выбор для большинства покупателей. Если же машине всего 2-3 года, то можно сказать, что это практически новый автомобиль.
Следует также отметить, что в настоящее время на российских рынках и в автомагазинах можно найти запчасти на любые подержанные иномарки – дефицита здесь нет и в помине. Причем вы можете легко найти как новые, так и бывшие в употреблении (то есть снятые с другого автомобиля) запчасти, узлы и агрегаты.
Какими же недостатками обладают подержанные иномарки?
Первый и главный недостаток – то, что подержанная иномарка фактически является «котом в мешке». Вы не знаете, кто и откуда ее пригнал, какие на ней стоят запчасти, не была ли она «утопленником», не является ли угнанной и т. п. Даже профессионал никогда не сможет со стопроцентной точностью определить, действительно ли это хороший и надежный автомобиль. Поэтому, покупая подержанную иномарку, вы всегда идете на определенный риск.
Если человек не очень хорошо разбирается в машинах, ему вполне могут продать приличный с виду, но «гнилой» внутри автомобиль. Не секрет, что по части устранения видимых и легко обнаруживаемых дефектов наши сограждане давно уже «впереди планеты всей».
Вполне может быть, что уже через неделю или месяц после начала езды на только что купленной машине вы обнаружите, что у нее начали «пузыриться» или откровенно гнить арки над колесами (особенно этим грешат автомобили «Опель» и «Форд»), слишком сильно дымит мотор, гремит подвеска и т. п. Если этих симптомов при покупке машины не было – значит, вас элементарно «развели»: ржавчину на колесных арках (да и в других местах кузова) аккуратно закрасили, в мотор добавили специальную присадку, чтобы он какое-то время не дымил, подвеску подтянули-поджали, только чтобы продать машину и т. д.
СОВЕТ
Отправляясь за покупкой автомобиля, возьмите с собой опытного человека (друга, родственника или знакомого). Он поможет вам сориентироваться в непривычной обстановке и принять оптимальное решение.
Иногда человек, решив продать подержанную иномарку, ставит на нее дешевые и некачественные запчасти, которых хватает в лучшем случае на пару тысяч километров пробега. В принципе его можно понять: зачем ему тратиться на хорошие детали, если он в любом случае решил продавать машину? Поэтому не исключено, что уже через короткое время ваш четырехколесный друг начнет преподносить малоприятные сюрпризы (загудит подшипник, застучит амортизатор, начнутся сбои в работе электросистемы и т. п.).
При покупке подержанной иномарки следует опасаться того, чтобы вам не продали угнанный автомобиль. Существует ошибочное мнение, что угонщиков интересуют только престижные и дорогие иномарки, но это не так. Правильнее сказать – дорогие и престижные иномарки интересуют угонщиков в первую очередь, но это не значит, что все остальные автомобили им неинтересны. Кроме того, вполне может быть, что какая-нибудь иномарка в возрасте 10-15 лет, среднего состояния и самого обычного (если не сказать неказистого) вида была угнана где-нибудь в Германии, Польше или той же России лет десять назад и все это время числится в угоне. Стоит ли говорить, что «счастливым обладателем» такой машины лучше не становиться!
Как уже отмечалось выше, все подержанные иномарки в России облагаются огромными таможенными пошлинами, размер которых никак не сообразуется со здравым смыслом. Этот факт является существенным недостатком подержанных иномарок, сильно влияющим на желание их приобрести.