Вы здесь

Выбери себя. Свобода личности и создание своего мира. Глава 1. О выборе и счастье (Олег Туманов, 2017)

Однажды раввин шел в синагогу, и на полпути его остановил солдат. Он направил на него свое ружье и строго спросил: «Кто ты? Ты куда идешь?»

Раввин спросил его в ответ: «Сколько они тебе платят за твою работу?»

«Одну монету в день», – ответил солдат.

И раввин сказал: «Я буду платить тебе в два раза больше, если каждый день на этом самом месте ты будешь задавать мне эти два вопроса».

Старинная еврейская притча


Глава 1

О выборе и счастье

Выбор

Думали ли вы, как часто делаете выбор? Несколько раз в день? Десятки раз?..

Вам кофе или чай? Черный или зеленый? С мятой или без? У нас есть цейлонский, сенча… Вам какой? С лимоном? А сахар добавить?..

Каждый день… тысячи вариантов выбора. Даже когда мы сидим и ничего не делаем, просто молчим, это тоже наш выбор – ничего не делать и молчать. Большой и маленький. Мы иногда не знаем, насколько большим может стать наш маленький выбор сходить на какую-то ничем не примечательную вечеринку. Или просто обернуться на оклик на улице и… вдруг увидеть свою судьбу.

В большинстве случаев мы не придаем значения выбору. Мы делаем его автоматически, мы же себя хорошо знаем: что нам нравится, кто нам нравится, какой вариант нас больше устроит… Это же просто.

Или наоборот. Стояли ли вы когда-нибудь перед выбором, который было очень сложно сделать? Настолько сложно, что шли вразнос оттого, что вы этот выбор не могли сделать? Было ли у вас когда-либо ощущение машиниста поезда, на полной скорости летящего к стрелке, которую он должен переключить, обязательно переключить, но в каком-то ступоре он понимает, что переключать уже поздно, и вот поезд поехал не направо, не налево, а вообще непонятно куда, где даже рельс нет…

Чувствовали ли вы когда-нибудь, что, по общепринятым меркам, все у вас в жизни хорошо, но жизнь как будто проходит мимо, словно где-то совсем рядом идет настоящая жизнь, более полная, более яркая, наполненная подлинным смыслом? Или, может быть, вас посещают мысли о безысходности вашего положения, как будто вы загнаны в угол, из которого нет выхода? Ваш босс или ваш супруг делают жизнь невыносимой, но у вас нет выбора. Вы окружены непорядочными, ненадежными людьми, которые вас постоянно подводят. Эта окружающая людская безответственность, глупость, эгоизм невероятно раздражают. И вообще постоянная неопределенность жизни, которая меняет и разрушает то, что вы создаете с таким трудом, и в конечном итоге делает жизнь какой-то бессмысленной. И вам себя жаль.

Мы запутались в фундаментальных вопросах о нас самих. В школе учат множеству естественных наук, мы знаем физику и химию, понимаем, как соединяются атомы, умеем вычислять интегралы и логарифмы, и при этом люди выходят в жизнь, не понимая фундаментальных вещей о себе, о жизни в обществе, не понимая самих себя. Люди не знают, как жить счастливо, не всегда даже осознают свое право на это.

Большое количество книг и теорий призывают познать себя. Я постараюсь обосновать, почему познать себя невозможно. Мы непознаваемы, как непознаваема истина в конечной инстанции. Познать себя – это значит познать Бога. Мы не можем познать себя, но зато мы можем выбрать себя, и мы можем выбрать, какой дорогой и куда мы хотим идти по жизни. Это нам под силу. И выбрав, мы сможем идти по жизни с этим выбором. Со своим выбором.

Первое правило Конституции жизни: право на счастье

Когда я пошел в школу, меня спросили, кем я хочу стать, когда вырасту.

Я написал «Счастливым».

Мне сказали: «Ты не понимаешь задание!»

Я ответил: «Вы не понимаете жизнь!»

Джон Леннон

Зачем я живу и в чем смысл жизни – одни из самых простых и одновременно сложных вопросов. Простых – потому, что у каждого есть возможность самому ответить на этот вопрос, поскольку это его жизнь. Я могу дать любой ответ и буду прав – только мне решать за себя, в чем смысл моей жизни. А сложных потому, что с раннего детства нам предлагаются самые разные варианты ответа на них, и в этих вариантах мы начинаем теряться.

Удивительно, но факт – в этих вариантах ответа очень часто присутствует слово «Должен». Каждый гражданин Должен быть патриотом своей страны. Каждый мужчина Должен посадить дерево, построить дом и родить сына. А если я хочу разводить рыбу, а не деревья высаживать, и если я хочу дочь, то я вроде как уже не мужчина? Или вот еще есть такая шутка: когда женщина употребляет сочетание слов «настоящий мужчина», за ним всегда следует слово «Должен»… В этом есть только доля шутки, а в основном это, конечно, правда – в голове женщины настоящий мужчина действительно всегда чего-то там должен…

В этих вариантах ответа, особенно предлагаемых нам со стороны, часто теряется один, казалось бы, самый очевидный: человек рождается и живет, чтобы быть счастливым. Может быть, это немного банально, но попробуйте спросить 100 человек на улице, зачем они живут, и я убежден, что совсем немногие дадут вам этот простой ответ. Многие просто скажут, что они не знают, а кто-то пустится в пространные рассуждения о том, что он должен. Не случайно я вывел в эпиграф эту простую и поучительную историю Джона Леннона.

Если бы была Конституция жизни, то я бы поставил тезис о праве каждого человека на счастье как конституционное право № 1, как неотъемлемое право каждого человека, даруемое ему с рождения. Каждый, кто заявляет, что стремление к счастью не является основным естественным правом человека, – или явный манипулятор, преследующий свои цели и желающий использовать другого человека, или глубоко заблуждающийся человек, который сам сильно подвержен влиянию ошибочных установок.

Но даже если большинство не всегда прямо скажет о счастье как смысле жизни, конечно, счастье будет желаемым состоянием для каждого. Никто не хочет быть несчастным. Если спросить людей, что такое счастье, то вы также получите массу разных ответов, самым популярным из которых, наверное, будет: «Ну, в общем, чтоб у меня все было». Вспоминается продолжение этой фразы из анекдота про золотую рыбку, когда у нее рыбак попросил, чтоб у него все было, она ответила: «Мужик, не вопрос – у тебя все было!»

А если серьезно, возникает вопрос: если все так или иначе хотят быть счастливыми, то почему на свете так много несчастных людей, почему так много угрюмых лиц на улице, почему так много раздражения и агрессии в отношениях?! Может быть, наш мир такой бедный, что всем в нем не хватает счастья? Или же кто-то может подумать, что счастья на свете много, но оно неравномерно распределено – одним людям все дано для счастья, а другим его просто не хватило.

Основная проблема не в отсутствии возможности чувствовать себя счастливыми, а в неглубоком понимании, что же такое счастье. Не понимая, как оно выглядит, люди не могут распознать его, даже когда случайно встречают, а еще чаще идут другой дорогой, где счастье не водится.

Так что же такое состояние счастья? Даже просто понимание этого вопроса избавило бы многих из нас от большинства суетливых действий и ошибок, которые мы делаем по жизни.

Буддисты определяют состояние счастья как нирвану – полный отказ от всех человеческих желаний, что означает по логике буддизма их полное удовлетворение. Некоторые приводят сравнение достижения состояния нирваны с угасанием свечи и погружением во мрак, что в буддийской философии вовсе не имеет негативного оттенка. Угасание свечи символизирует устранение последнего желания как проявления раздражающей неудовлетворенности и воплощение слияния с вечным покоем. Желания же ассоциируются с чем-то, что мешает нам обрести состояние удовлетворенности. Буддисты верят в то, что, достигнув состояния нирваны, человек завершает все свои дела на земле, прерывая чреду перерождений. Человеку нет необходимости перерождаться вновь и вновь, чтобы удовлетворять свои желания, проходя через муки и страдания земной жизни.

Многие буддисты достигают состояния нирваны, постоянно занимаясь медитацией и живя монашеской жизнью. Такая жизнь действительно способствует удовлетворению желаний посредством их последовательного притупления, подавления и в конечном счете устранения. Возможно, монашество – и путь для кого-то, но лично мне не кажется, что это путь современного человека. С моей точки зрения, путь монашества, вечной медитации для достижения состояния нирваны лишает человека развития, возможности совершенствования, прекращает процесс познания этого мира, что, по моему мнению, является частью глубокого смысла, заложенного в нашу жизнь. То есть уход в монашество противоречит предназначению человека.

Как-то не верится, что мы были созданы для того, чтобы умертвить свою природу. Я убежден, что задача человека не «обойти» человеческую суть, не умертвить ее, а научиться понимать ее и построить жизнь в наибольшей гармонии с природной организацией человека и этого мира. Природа не создала нас монахами, умерщвляющими свою плоть и свои желания. Напротив, природа подарила нам этот богатый мир, дала органы чувств, сознание и создала мужчину и женщину для продолжения рода, а не для его прекращения. Мы созданы для продолжения процесса познания Вселенной.

Современный уровень развития общества провоцирует возникновение новых потребностей и желаний. И то, что люди хотят большего, не является порочным. Более того, такое стремление является двигателем развития человеческой цивилизации. Медитирующие монахи не развивают человечество, а достигают состояния успокоенного сознания для самих себя, не оставляя ничего в наследство человечеству. Люди, которые создают для себя новые потребности и пытаются найти способы их удовлетворения, двигают вперед развитие человечества. Если бы не наши потребности, фантазии и дерзкие желания, у нас не было бы ни самолетов, ни телефонов, ни телевизоров…

Возвращаясь к состоянию счастья, я полагаю, что надо искать другой способ погружения себя в это состояния, помимо бесконечной медитации с целью отказа от желаний для достижения состояния нирваны. Но прежде надо определить состояние счастья. Кажется, что это простой вопрос – многие из нас скажут, что чувствовали себя счастливыми в жизни. Вспомните, когда вы чувствовали себя особенно счастливыми? Что приходит на ум? Может, ваша свадьба? Или рождение ребенка? Может, это была победа на крупном соревновании? Или когда вы заработали первые большие деньги, какими бы большими они для вас ни были?

Чаще всего, говоря о счастье, люди определяют так это состояние:

• счастье как радость и веселье;

• счастье как достижение;

• счастье как обладание.

Хотя, на мой взгляд, эти состояния очень часто сопутствуют состоянию счастья, но не они являются все-таки его определением.

Если бы счастье всегда было сопряжено только с достижением состояния радости и веселья, то, по идее, достаточно было бы просто наполнить свою жизнь развлекательными мероприятиями, юмористическими концертами, карнавалами, дискотеками и т. п. Радость и веселье также могут надоесть, как ни странно это звучит. Даже сладкоежка чаще предпочитает несладкую еду… Счастье не означает бесконечного карнавала и веселья. Только безумцы могут выбрать для себя такую жизнь, даже если для этого есть материальные возможности. Если бы состояние веселья было тождественно состоянию счастья, то, наверное, наркоманы были бы самыми счастливыми людьми. Тем не менее большинство людей, которые именно так устраивают свою жизнь, быстрее всего скажут вам, что они, как никто, чувствуют ее пустоту и бесполезность.

Более осмысленным, казалось бы, является счастье от достижения. Вы стоите на пьедестале, и вам рукоплещет зал, вы – победитель, вы так долго к этому шли и наконец оно свершилось… Ловили ли вы себя на мысли, что достижение чего-то значительного напоминает состояние опьянения? Вот наступает это волнительное и действительно очень счастливое чувство наполненности и удовлетворения, которого давно не было. Через какое-то время, рано или поздно, дурман такого счастья как будто развеивается, момент стояния на пьедестале все больше отходит в прошлое – день за днем, месяц за месяцем… И вот вновь состояние беспокойства и неудовлетворенности, какое-то чувство пустоты начинает подступать. Выходит, надо как-то жить до следующего очередного рубежа, до следующего достижения, до следующей дозы опьянения. Такое счастье напоминает прием какого-то допинга, который должен поддержать временно состояние этого опьянения от достижения.

Еще больше людей связывают ощущение счастья с обладанием. Вы получаете что-то, о чем давно мечтали: красивую новую машину, роскошную квартиру, может быть, даже женщину или мужчину вашей мечты. Но если именно обладание являлось вашей целью, то по прошествии какого-то времени по мере привыкания к тому, что вы имеете, вновь подступает странное ощущение, как будто жизнь проходит где-то рядом… Это безотчетное чувство беспокойства… Вот есть у тебя и то и это, а жизнь течет рядом… Вот, кажется, у моих знакомых – счастливая жизнь, потому что у них есть еще что-то, чего нет у меня. И вообще, они как-то зажигают по жизни, а у меня вроде бы все хорошо, но не так ярко, не так полно…

Такое впечатление, что нашему счастью не хватает опоры, точки отсчета, некой большой картинки, куда оно вписывается. Мы часто гонимся за внешними атрибутами счастья, принятыми в обществе, но, достигнув их, не можем признать их необходимыми и достаточными частями нашей счастливой жизни. Дело не в том, что эти достижения, атрибуты или предметы наших желаний не отражают картину счастливой жизни. Дело в том, что вам необходима система координат, куда эти элементы вписываются, и ответ, почему именно они должны составлять элементы конкретно вашей счастливой жизни.

Более того, является ли непременно какая-то наша победа, достижение или факт обладания непременным условием счастья? Может ли человек поддерживать состояние счастья каждый день вне зависимости от своего обладания или мегадостижений? Можете ли вы чувствовать себя счастливыми без причины, просто потому что вы живете, потому что мир, который вокруг вас, безгранично богат, и вы являетесь частью этого мира, и у вас есть бесконечные возможности для ощущения радости от этой жизни?

Еще древние философы говорили, что счастье еще больше зависит от внутреннего настроя, чем от внешних обстоятельств и достижений. Вот только, как правило, в своих коротких мудрых изречениях они не объясняли, как найти это счастье внутри себя. И для того чтобы разобраться с самим собой, я предлагаю начать с отрицания самих себя. Для того чтобы что-то нарисовать на листе, надо сделать его белым.