Вы здесь

Вторжение инопланетян. Битва за Землю продолжается. Из истории изучения феномена НЛО (Ф. Ю. Зигель, 2012)

Из истории изучения феномена НЛО

Изучение НЛО началось в 1947 году, когда по приказу командующего ВВС США были предприняты работы по проекту «Знак». В ту пору американцы очень боялись, что загадочные летательные аппараты с поразительными характеристиками могут оказаться советскими. К сожалению, этот военный аспект проблемы наложил отпечаток на все последующие события в изучении НЛО в США. Ответственность за проект «Знак» была возложена на Центр авиационной технической разведки. По свидетельству капитана Э. Руппельта, возглавившего проект «Знак», Центр пришел к заключению, что НЛО могут быть объектами инопланетного происхождения. По данным Р. Фаудера, Центр подготовил по этому случаю особо секретный доклад начальнику штаба ВВС генералу Х. Ванденбергу. Так ли это было или не так – судить трудно, но известно, что уже в конце 1948 года ВВС США (т. е. фактически Пентагон) начинает политику «одурачивания публики», заявив, что никаких «летающих тарелок» не существует и что ВВС поэтому прекращают свою работу.

На самом деле работы по проекту «Знак» не были прекращены, но конспирации ради в феврале 1949 года проект получил новое кодовое наименование – «Клык». Наконец в 1952 году проект приобрел окончательное название – «Синяя книга», под которым он и закончил свое существование в 1969 году.

В 1953 году ЦРУ организовало специальную комиссию под председательством проф. Г. Робертсона, которая пришла к заключению, что НЛО не могут быть произведениями техники какой-нибудь земной державы, что в их поведении нет ничего враждебного, и что, наконец, желательно для широкой публики дать простое и естественное объяснение этих явлений (метеориты, воздушные шары, оптические явления в атмосфере и т. п.). Осуществлением этой рекомендации и занялась «Синяя книга», во главе которой стал майор Г. Кинтанилла, сменивший Руппельта, который, кстати, к концу своей деятельности стал придерживаться версии, что НЛО – инопланетные летательные аппараты.


Студент 3-го курса МГУ Ф. Зигель в возрасте 20 лет,

1940 год


В августе 1953 года ВВС издали инструкцию 200-2, в которой «Синей книге» было приказано количество сообщений о явлениях, квалифицированных как «неопознанные», снизить до минимума. Это предписание было подкреплено другим предписанием, в котором за раскрытие какой-либо информации о «летающих тарелках» кем-либо из персонала базы ВВС, где работал аппарат «Синей книги», предусматривалось тюремное заключение сроком до 10 лет и штраф 10 000 долларов.

С этого момента начинается длительная история фальсификации проблемы. Сообщениям об НЛО давались самые невероятные по существу, но понятные для широкой публики «естественные» объяснения. В этой кампании принял активное участие и известный гарвардский астроном Дональд Мензел, книга которого «О летающих тарелках» была издана в СССР в 1962 году. В этой книге (в чем легко убедится каждый) загадочным сообщениям об НЛО даются самые нелепые объяснения. К сожалению, у нас многие приняли книгу Мензела всерьез и тем попались на удочку Пентагона, по заданию которого, вероятно, и была написана эта фальсификаторская книга.

В 1966 году Джозеф Аллен Хайнек, профессор астрономии Северо-Западного университета, в течение 18 лет работавший консультантом «Синей книги», пришел к выводу, что фальсификации проблемы НЛО пора положить конец. Статья Д. Хайнека о проблеме НЛО, содержащая призыв к ученым серьезно заняться этой проблемой, была опубликована в журнале «Наука» в 1966 году.

Этот призыв нашел отклик поначалу, правда, у немногих ученых. Среди них особенно следует помянуть добрым словом безвременно погибшего профессора Аризонского университета Д. Мак-Дональда, вместе с другими учеными смело разоблачившего фальсификаторскую политику Пентагона. В 1966–1969 гг. он обращался с призывом к научному изучению НЛО и в ООН, и в другие ответственные организации. Мак-Дональд и присоединившийся к нему физик С. Фридман (США), отвергнув лживые «объяснения» Мензела, увлеченно защищали Внеземную Гипотезу (ВГ), т. е. гипотезу об НЛО как аппаратах инопланетян.

В 1967 году в Майнце (ФРГ) при активном участии Германа Оберта, одного из основоположников космонавтики, состоялся VII Международный конгресс по изучению НЛО. На нем присутствовали ученые и исследователи НЛО из 24 стран, проводившие изучение проблемы в частном порядке. Конгресс обратился к ООН и к правительствам 131 страны с резолюцией, в которой подчеркивалось, что «НЛО признаны кораблями из космоса и этот вопрос является жизненно важной проблемой, касающейся всего мира».

К сожалению, это обращение, как и деятельность Конгресса в те годы, не вызывали адекватной реакции – авторитет ВВС США и Д. Мензела казался непоколебимым.

Заметим, что в США уже в 1966 году раздавались голоса в защиту проблемы НЛО не только со стороны отдельных ученых. Будущий президент США, а тогда еще член конгресса Д. Форд активно ратовал за тщательное расследование вопроса об НЛО в американском конгрессе. Под давлением общественного мнения в конце 1966 года в США был создан пресловутый комитет проф. Э. Кондона, которому было поручено «беспристрастное» изучение проблемы НЛО. На деле получилось иное. За 18 месяцев работы комитет Кондона, истратив более 500 000 долларов, пришел к заключению, что проблемы НЛО не существует и что по крайней мере в течение ближайших 10 000 лет визитеров из космоса ожидать не следует.

Имеется большая литература, посвященная разоблачению деятельности проф. Э. Кондона в области проблемы НЛО. В ней подробно доказана несостоятельность аргументации комитета Кондона, некорректность проведенного этим комитетом исследования. Установлено, что Кондон и его комитет создали лишь видимость объективности, на самом деле продолжая линию Пентагона на фальсификацию проблемы. С критикой выводов «проекта Колорадо», возглавлявшегося Кондоном, выступили не только отдельные ученые, но и такие солидные научные организации, как американский Институт аэронавтики и астронавтики.

Политика Пентагона потерпела полный провал, и ответной практической реакцией на это стало создание в США в 1974 году научно-исследовательского центра по изучению НЛО во главе с проф. Д. А. Хайнеком. Центру впервые удалось организовать подлинно научное изучение проблемы НЛО с привлечением больших научных сил и новой техники. В работе Центра участвуют ученые Калифорнийского, Северо-Западного, Чикагского и других университетов США. В ряде американских университетов читаются курсы уфологии, и по этой тематике уже защищены первые докторские диссертации. Отрадно отметить, что почти одновременно в США возникла Наземная станция для связи с НЛО (руководитель проф. Д. Стенфорд), уже достигшая серьезных успехов.

Президент США Дж. Картер, лично наблюдавший НЛО, еще в ходе предвыборной компании обещал уделить феномену НЛО большое внимание и выделить на его изучение значительные средства. В ноябре 1977 года, выполняя эти обещания, Дж. Картер высказал пожелание, чтобы НАСА (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космоса) занялось официальным «правительственным» изучением НЛО. Однако в конце декабря 1977 года НАСА отклонило предложение Дж. Картера, мотивируя это тем, что якобы нет материальных предметов для исследования.

Здесь НАСА уподобилось тому анекдотическому трусливому монаху, который поклялся, что не войдет в воду, прежде чем не научится плавать. К сожалению, стремление поставить телегу впереди лошади встречается не только за океаном. Для начала исследований требуют доказательств, не понимая (или не желая понять), что доказательства могут появиться лишь в ходе исследования!

Постепенно от накоплений фактов об НЛО к их научному изучению переходят исследователи НЛО во Франции, Италии, Англии, Швейцарии, Японии и др. странах. На XIII съезде американского Института аэронавтики и астронавтики (январь 1975 г.) с научными докладами выступили Д. Хайнек и другие ученые (в том числе Ж. Поэр из Франции).

Американский Центр по изучению НЛО провел две международные научно-технические конференции по проблеме НЛО (в Линкольнвуде, 1976 г., и в Чикаго, 1977 г.). В 1977 году состоялись также международные конгрессы уфологов во Флоренции (Италия) и Акапулько (Мексика), в 1979 году – в Англии.

В апреле 1977 года в Тулузском космическом центре (Франция) создан специальный отдел по изучению НЛО, который возглавлял сначала проф. Клод Поэр, а ныне Аллен Эстерль.

В 1977 и 1978 годах Генеральная Ассамблея ООН обсуждала предложение государства Гренада об организации международного изучения феномена НЛО. Ассамблея поручила Секретариату ООН разослать предложения Гренады правительствам всех стран – членов ООН, что, насколько мне известно, эффективных последствий не имело. Участникам Генеральной Ассамблеи ООН 1978 года был представлен в качестве официального документа «Меморандум ИКУФОНа», рассматривающий НЛО как коскоры (космические корабли) «галактических держав», возможно враждебные человечеству. Серьезному обсуждению этот документ не подвергался.

Как же обстоит дело с научным изучением НЛО в нашей стране? Еще в 1967 году автор этих строк совместно с генерал-майором авиации П. А. Столяровым организовал при Доме авиации и космонавтики в Москве секцию по изучению НЛО. В работе секции, продолжавшейся несколько месяцев, приняло участие более 200 специалистов разного профиля. К сожалению, Совет ДОСААФ в начале 1968 года распустил эту секцию, а 29 февраля 1968 года в «Правде» была опубликована статья «Снова летающие тарелки?». Авторы статьи член-корр. АН СССР Э. Р. Мустель, проф. Д. Я. Мартынов и физик В. А. Лешковцев, широко используя аргументацию Мензела, пришли к выводу (вместе с академиком Д. А. Арцимовичем), что «домыслы об НЛО не имеют под собой никакой научной базы, а наблюдаемые объекты имеют хорошо известную природу».

Группа ученых Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского направила в редакцию «Правды» аргументированный протест против статьи трех ученых, но этот протест не был опубликован, а всякие публикации в защиту проблемы НЛО с тех пор стали невозможными.

Сегодня каждому непредубежденному человеку ясно, что статья трех ученых в «Правде» была такой же ошибочной, как, например, широко разрекламированные в свое время нашей прессой «труды» академика Т. Д. Лысенко. Но проблема НЛО, как, впрочем, и любая другая научная проблема, не допускает административного решения. НЛО продолжают появляться (в том числе и над нашей страной), несмотря на запреты. В воздухе над всеми континентами продолжают летать давно опровергнутые «мифы».

С 1972 года журнал «Исследования космического пространства» изредка стал публиковать рефераты некоторых зарубежных работ по НЛО. В 1973 году газета «Известия» поместила интересное сообщение об НЛО, наблюдавшегося в Италии. В 1974 году в новой «Программе исследований по проблеме связи с внеземными цивилизациями» АН СССР появился пункт о необходимости поиска инопланетных зондов на околоземных орбитах, причем предлагалось для этой цели использовать существующие комплексы, предназначенные для космической связи и радиолокации.

В мае 1974 года в Московском авиационном институте по решению ректората началось изучение феномена НЛО. В 1975–1976 гг. мною выполнена открытая госбюджетная тема, посвященная предварительному исследованию этого феномена на основе советских наблюдений (к 1978 году их было собрано свыше 500). Кроме того, совместно со специалистами других учреждений мною был подготовлен специальный семинар «НЛО-77», включающий 20 докладов.


Феликс Зигель – доцент МАИ, 60-е годы XX века


29 октября 1976 года ректорат МАИ принял решение о создании Научно-технического совета по проблеме НЛО и о проведении в МАИ семинара «НЛО-77». Однако оба эти решения реализованы не были.

28 ноября 1976 года «Комсомольская правда» опубликовала статью писателя-фантаста Еремея Парнова «Технология мифа», в которой проблема НЛО объявлялась мифом, а о Мензеле говорилось, что он «безусловно, прав». Эта статья открыла новую «антитарелочную» компанию в советской прессе, в результате которой к концу 1976 года работа в МАИ по проблеме НЛО прекратилась и наша Родина снова оказалась почти единственным государством, в котором нет ни общественных, ни правительственных организаций, специально изучающих НЛО. Лишь к концу 1977 года в связи с «Петрозаводским дивом», о котором говорилось в начале этого очерка, отношение к проблеме НЛО временно и очень медленно стало меняться к лучшему. Но последующая за этим серия «антитарелочных» статей снова создала вокруг проблемы НЛО нездоровую атмосферу голословного отрицания, никак не способствующую научному ее изучению. На исследователей НЛО опять надет шутовской колпак. Публикации их работ невозможны. Серьезные научные журналы не публикуют статьи по уфологии, потому что они «ненаучны». А ненаучные они потому, что их не публикуют серьезные научные журналы.

Несмотря на все эти порочные круги и всяческие препятствия, мне вместе с небольшой группой коллег-энтузиастов удалось доказать, что феномен НЛО существует и в Советском Союзе, причем в тех же формах (включая посадки), как и в других странах. Все, что было в наших силах, мы сделали.

Теперь слово за государственными учреждениями и их средствами и исследования. Только они (а не какая-нибудь общественная организация) могут решить (или попытаться решить) проблему НЛО. Пока эта проблема публично объявляется дурацкой, а НЛО – мифом, торжество мракобесия обеспечено прочно.