8-я неделя
Мы растем
Теперь в состоянии бодрствования малыш активно изучает окружающий мир – можно заметить, как он сосредоточивается и с интересом смотрит на какой-нибудь предмет или рисунок, находящийся перед ним. Наибольший интерес вызывают игрушки и предметы, перемещающиеся в пространстве. Повесьте над кроваткой вращающуюся карусель, перемещайте перед личиком ребенка погремушку.
Слежение за приближающимся и удаляющимся объектом формирует умение концентрировать взгляд, развивает координацию глаз. А если во время этих игр вы услышите, что малыш «заговорил», знайте, что этими звуками он высказывает свое одобрение.
Массаж и гимнастика
Упражнение 8
И. п. ребенка – лежа на спине.
Осторожно вложите свои большие пальцы в ладошки ребенка и заставьте его сжать кулачки. Разведите руки ребенка в стороны, затем скрестите их на груди. Положение рук нужно чередовать: при скрещивании сначала сверху должна быть правая рука, а затем – левая.
Это упражнение нужно выполнять ритмично, чередуя быстрый и медленный темп.
Плавание
Поддерживая малыша «двойным замком», положите его в воде на спинку или на грудь. Опустите ноги малыша немного вниз, поднимите их к поверхности воды. Обращайте внимание на ножки ребенка – они должны быть выпрямлены. Плавно покачивайте ножки малыша влево и вправо. Это движение называется «веер».
Теперь немного усложним задачу: при боковых покачиваниях осторожно поверните ребенка на один бок, затем на другой. Поначалу покачивания выполняются медленно, потом постепенно нужно ускорять движения.
Советы психолога
Активное, целенаправленное и очень интенсивное умственное развитие младенца в первый год жизни позволяет совершенно беспомощному крошечному существу превратиться за этот короткий срок в настоящего, хотя и маленького, человека – умеющего самостоятельно перемещаться в пространстве, довольно уверенно стоящего на своих двоих, способного общаться и даже немножко разговаривать. Ваша задача – предоставить своему малышу как можно более благоприятные условия для развития в этот важнейший период его жизни.
Изучение законов развития высшей нервной деятельности показало, что органы чувств включаются в работу только тогда, когда на них оказывают соответствующее воздействие. Любящая мать, беря малыша на руки для кормления, пеленания или купания, баюкая и успокаивая, становится богатейшим источником информации практически для всех органов чувств: слуха, зрения, восприятия прикосновения, тепла, изменения положения тела в пространстве.
Информация прежде всего нужна для нормальной работы органов чувств. Поэтому воздействия должны быть разнообразными. То, каким войдет человек в жизнь, во многом зависит от его первого опыта общения с миром. А для младенца мир – это, прежде всего, вы – его родители.
Период младенчества – наиболее важный период в развитии человека. То, что ребенок «впитает с молоком матери», останется с ним на всю жизнь и внесет неповторимые штрихи в его индивидуальность.
Родителям на заметку
Развитие слухового восприятия
Для ребенка 2-го месяца жизни новые звуки так же интересны, как и новые зрительные образы. Он может отличать речь от других звуков и при этом отдает явное предпочтение человеческому голосу. При незнакомом звуке ребенок настораживается, замирает, и кажется, что он внимательно прислушивается. Если звук повторяется несколько раз, кроха перестает обращать на него внимание.
Чтобы вновь заинтересовать малыша, можно изменить звук, например, вместо звонка колокольчика дать послушать погремушку или игрушку, которая может пищать. В этот период в сознании ребенка укрепляется связь между увиденным и услышанным. После небольшой тренировки он каждый раз будет смотреть на колокольчик, висящий над кроваткой, когда тот звенит.