Вы здесь

Всё о ребенке первого года жизни. Неделя за неделей. 4-я неделя (А. С. Волкова, 2010)

4-я неделя

Мы растем

Казалось бы, внешне ваш малыш – точно такой же, каким был неделю назад. Но теперь вы наверняка уже научились по-настоящему понимать его. Сегодня вы уже можете рассказать о своем ребенке очень многое, вам известны самые разные нюансы его поведения: каким он бывает, когда спокоен или возбужден, пребывает в хорошем настроении или капризничает, отдыхает или двигается, легко он успокаивается или нет, предсказуемы ли его действия, быстро или медленно он реагирует на происходящее вокруг.

Массаж и гимнастика

Добавим к поглаживанию рук и ног малыша новый прием.

Положите ребенка на правый бок. Придерживая его ножки левой рукой, большим и указательным пальцами правой руки проведите вдоль позвоночника снизу (от крестца) вверх (к шее). Малыш в ответ на это движение прогнет спинку. Проделайте то же самое, положив его на левый бок.

Продолжайте выполнять массаж – пока (и примерно до достижения месячного возраста) ограничивая его поглаживаниями ручек, ножек, живота и спинки. С легкого массажа хорошо начинать занятия гимнастикой – и заканчивать им же.

Внимание!

Чтобы занятия гимнастикой с малышом принесли максимальный успех и удовольствие, соблюдайте ряд правил:

● все упражнения должны соответствовать возрастным особенностям ребенка;

● занятия нужно проводить ежедневно (лучше несколько раз в день);

● гимнастикой можно заниматься за 30 минут до кормления или через 45–50 минут после него;

● все упражнения и приемы повторяются по 2–4 раза. В первые 7–10 дней занятий стоит делать не более 3–5 упражнений по вашему выбору, затем можно перейти к выполнению всех упражнений комплекса;

● ни в коем случае нельзя ни сажать, ни ставить ребенка, прежде чем он научится движениям в горизонтальном положении (повороты на спину, на живот, ползание на животе и на четвереньках)!

● продолжительность занятий не должна превышать в первом полугодии жизни малыша 10–15 минут, во втором 20–25 минут;

● во время занятий нужно ласково разговаривать с ребенком, чтобы гимнастика стала для него приятной процедурой;

● если ребенок капризничает и не хочет заниматься, то от гимнастики в этот день лучше отказаться; ни в коем случае нельзя принуждать ребенка делать те или иные упражнения!

Закаливание

При любых закаливающих мероприятиях необходимо учитывать возраст и состояние здоровья ребенка и индивидуальные особенности его организма. С возрастом нагрузки нужно постепенно увеличивать. Чем слабее ребенок, тем осторожнее надо подходить к проведению закаливающих процедур, но закаливать его надо обязательно! Если ребенок все же заболеет, посоветуйтесь с врачом, можно ли продолжать хотя бы некоторые процедуры с уменьшенной силой воздействия; если этого сделать нельзя, придется после выздоровления начать все сначала. Продолжайте ежедневно проводить воздушные ванны, но, конечно, не надо и слишком усердствовать – внимательно наблюдайте за самочувствием крохи, чтобы не пропустить признаков переохлаждения: при появлении «гусиной кожи» надо одеть ребенка, прекратить проведение воздушной ванны, а в дальнейшем уменьшить ее продолжительность.

Во время и после воздушной ванны ребенок должен выглядеть бодрым, у него должно быть хорошее настроение. Следите за тем, чтобы малыш в это время не плакал и имел возможность двигаться.

Всегда необходимо обращать внимание на сон и аппетит ребенка: их нарушение может быть признаком неблагоприятного влияния воздушной ванны.

Плавание

Лучше всего заниматься с малышом плаванием дома и плавать в домашней ванне, если вас обучит опытный специалист. Инструктор, приглашенный из детской поликлиники, обучит вас правильным и удобным поддержкам малыша в воде и научит вас не бояться за ребенка во время занятий.

Обязательно заведите дневник – это позволяет легче контролировать состояние ребенка. Записывайте в дневник, какие упражнения выполняет ваш малыш, какое у него настроение.

Когда вы будете самостоятельно заниматься с ребенком, не забывайте простые правила:

● Обучая ребенка плаванию, ласково разговаривайте с ним, поощряя его успехи, подбадривая; проводите занятия под тихую мелодичную музыку.

● Будьте осторожны, чтобы не вызывать страх перед водой – он может на долгое время развить у ребенка стойкое нежелание плавать.

● Не спешите погружать ребенка под воду в положении на спине. Ребенок может захлебнуться и испугаться. Страх может явиться и следствием вашей излишней настойчивости, когда вы продолжаете занятие несмотря на то, что ребенок капризничает.

● Внимательно следите за тем, как ребенок переносит пребывание в воде, чтобы не допустить перегрузки и переохлаждения. Если у малыша появляются признаки утомления (вялость, нежелание выполнять упражнение) или переохлаждение (озноб, «гусиная» кожа на теле, синюшный оттенок губ) или он вдруг начинает капризничать, занятие надо прекратить.

Внимание!

Необходимо твердо помнить: если ребенок с неохотой изучает новое упражнение, если оно у него не получается и он начинает капризничать, плакать, надо немедленно отказаться от этого упражнения.

Плавание на спине

Начинать обучение надо с освоения упражнений плавания на спинке.

1. Ладонью одной руки поддерживайте малыша под затылок, второй рукой придерживайте его подбородок.

2. Когда малыш научится хорошо держать головку, а это произойдет примерно к 2–3 месяцам, можно будет поддерживать его подмышки и под спинку.

Советы психолога

Не бойтесь избаловать ребенка. Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете младенцу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. В первую очередь младенцу необходимо человеческое тепло, поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Если ребенок редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.

Родителям на заметку

«Животики»

Недаром в прошлом слова «жизнь» и «живот» были синонимами! И теперь, став родителями младенца, вы очень быстро на собственном опыте убедитесь, насколько ваша жизнь зависит от состояния его животика.

Ах, эти колики, газики… Малыш подтягивает ножки к животику и горько плачет… Что делать? Положите голенького кроху себе на обнаженный живот (контакт «кожа к коже»), сверху укройте одеяльцем, или просто носите его постоянно на руках, личиком к себе. По мнению психологов, колики – это проявление грудничкового стресса: младенец адаптируется к нашему миру, и ему крайне необходима мамина поддержка (носите кроху на руках, организуйте совместный ночной сон, почаще прикладывайте малыша к груди). Хорошо помогает и массаж животика по часовой стрелке, прикладывание теплой, проглаженной утюгом, пеленки.