Меж варягами и греками
Название этой главы нуждается в пояснении. Греками русичи в древности именовали ромеев-византийцев. Это было вполне резонно, поскольку жители Константинополя, величаемого в наших землях Царьградом, переняли высоко ценимую в Риме греческую культуру, а заодно с ней и язык. Варяги же народом вовсе не были. Так прозвали ватаги северных воинов. Собственно, само название означало всего лишь «собрат по оружию». Поэтому в этих дружинах легко можно было встретить как скандинава, так и прибалта или русича. Более того, некоторые исследователи считают последних выходцами с острова Рюген на Балтике и настаивают, что их не следует бездумно смешивать со славянами.
Споры не стихают по сей день, лишь одно известно точно: в варяжских дружинах не слишком обращали внимание на происхождение, куда важнее были верность, доблесть и умение виртуозно обращаться с оружием. Ну и, конечно, готовность плыть куда глаза глядят в поисках добычи и ратной славы. В целом под варяжскими землями подразумевались берега Северного и Балтийского морей, по мнению утонченных византийцев, расположенные у самого края света.
Следует заметить, что константинопольская знать унаследовала от Рима не суровую простоту, сделавшую маленький городишко на берегу Тибра центром сверхдержавы, а изнеженность и любовь к роскоши, погубившие ее. Все, что могло потешить самолюбие и доставить чувственные удовольствия, привозилось в Царьград из любой дали и покупалось за любые деньги. Среди драгоценных и несказанно любимых ромеями диковин были янтарь и меха соболя, куницы, черно-бурой лисы… К этому можно прибавить хмельные стоялые меды, ценившиеся даже больше привычных виноградных вин. Ясное дело, торговля между «варягами» и «греками» активно процветала.
Конец ознакомительного фрагмента.