Вы здесь

Всё о парусных кораблях. Под крыльями орла (Владимир Свержин, 2015)

Под крыльями орла

Поскольку Зевс, почитаемый в Италии под именем Юпитера, лично распорядился основать великий город на берегу Тибра, то своей эмблемой Рим избрал орла, сжимающего в лапах пучок молний. Крылатый хищник символизировал олимпийского бога-громовержца. С тех самых пор изображение орла превратилось в такую мощную и универсальную эмблему силы и власти, что сегодня практически все орлы на государственных гербах – прямые потомки той самой молниеносной птицы.

Превращение Рима в мощную морскую державу произошло на удивление быстро. Известно, что совсем недавно эта страна арендовала корабли в захваченных греческих колониях, и вот уже на средиземноморской арене появляется огромный флот, растущий и усиливающийся, несмотря на потери. Методичность римлян в создании новых и новых эскадр воистину не знала себе равных. Признав основным боевым кораблем трирему (потомка греческой триеры), наследники Энея стали последовательно создавать все более мощные ее версии. На морские просторы выходят квадриремы с четырьмя ярусами весел, квинкверемы, (они же пентеры), с пятью. Кроме линейных размеров и количества палуб они различались количеством размещаемых на борту катапульт и специальных башен, предназначенных для метательной артиллерии.

Пентеры стали настоящими линкорами своей эпохи! Там, где быстроходные триремы оказывались непригодными, как в случае прямого столкновения римлян с карфагенским флотом, имевшим корабли с высокими бортами, в дело вступали мощные пентеры. И, если отряд «морской пехоты», высаженный триремой, насчитывал не более пятидесяти бойцов (чаще – меньше), то абордажная команда пентеры – целых триста. Недаром в это время римские корабли имеют на борту всего двух офицеров – капитана, отвечающего за плавание, и центуриона, командующего боевой частью.

Добившись несомненного успеха в создании мощных боевых кораблей, римляне и не думали останавливаться. И вот в водах Средиземного моря появляются настоящие монстры античности. Поначалу это были гексеры с шестью ярусами, служившие эскадренными флагманами, затем появились и вовсе сверхтяжелые корабли. Согласно расчетам, самым большим кораблем, построенным по античным технологиям, мог быть семиярусный корабль (септера) длиной до 90 метров. Корабль больших линейных размеров, судя по известным нам образцам, попросту переломился бы на волнах.


Плавучий дворец Калигулы


Римская квадрирема


Пентера – корабль Птолемея II. III в. до н. э.


Римская квинкверема (пентера)


Римская гигантская пентера


Римская либурна, предположительно участвовавшая в сражении у мыса Акциум


Римская трирема


Но римская гигантомания, похоже, не знала удержу. На сцену вышли эннеры и децимремы. Справедливости ради надо заметить, что они, по преимуществу, не были кораблями открытого моря. В первую очередь они использовались для охраны собственных портов или для штурма с воды городов противника (в качестве платформ для трехэтажных кирпичных осадных башен и телескопических штурмовых лестниц). Эти суда обладали крайне невысокой скоростью, но по праву считались настоящими плавучими крепостями.

Первый тип – эннеры – имели 3–4 яруса, на каждое весло здесь приходились не один, как прежде, а по 2–3 гребца. Вооружались они 10–12 метательными машинами. Второй тип – децимремы, в общих чертах напоминал эннеры, но, при меньшем количестве палуб (2–3), количество гребцов здесь достигает 3–4 на весло. Конечно, такие водоплавающие монстры были редкостью даже в римском флоте. Нам известна лишь одна попытка использовать столь неповоротливые корабли в эскадренном бою. Ее предпринял храбрый Марк Антоний, претендовавший на императорский венец после смерти Цезаря. В сражении у мыса Акциум его флот столкнулся с кораблями племянника Цезаря – Октавиана.

Могучий Антоний, очевидно, любил тяжелые громоздкие предметы, и, будь у противника слабые нервы, тот бы наверняка обратился в бегство, увидев перед собой огромных «левиафанов», вроде корабля царицы Клеопатры, оснащенного непробиваемым для вражеских таранов броневым поясом. Но флотоводец Октавиана, Агриппа, имел железный характер, большой опыт морских сражений и прекрасный флот, составленный из быстроходных либурн – еще одного ценного приобретения хозяйственных римлян.

Едва вступив в бой, флот Марка Антония был окружен, и по неповоротливым тихоходам ударила метательная артиллерия, кроме обычных камней, забросавшая противника горшками с греческим огнем (воспламененная смесь нефти, смолы и селитры). Осознав пагубность сражения в таких условиях, Марк Антоний попытался вырваться из кольца. Ему это удалось: грозный корабль царицы Клеопатры прорвался сквозь вражеский строй, за ним ушел и тяжелый флагман самого Марка Антония, но остальные суда, ошибочно приняв этот маневр за бегство вождей, предпочли капитулировать. Так, доказав необходимость надежной связи между кораблями на море, бесславно закончилась эпоха морских гигантов античности.

Впрочем, можно упомянуть еще двух мастодонтов времен императорского Рима. По иронии судьбы они неплохо сохранились, и, поднятые со дна и реконструированные, были представлены в итальянском музее еще перед Второй мировой войной. Оба этих корабля, вероятно, никогда не выходили в море и служили плавучими дворцами Калигулы и Нерона. Они плавали в озере Неми и по роскоши не уступали яхтам современных нуворишей. Длина одного достигала 73 метров, другого чуть меньше – около 71. Первый корабль передвигался на веслах, причем гребцы располагались на специальных вынесенных за борт галереях – апостиках, по 4–5 на весло. Второе судно, вероятно, буксировалось целой эскадрой более легких кораблей. На борту каждого из этих сооружений располагались не только мраморные жилища с колонами, статуями и бассейнами, но и зеленые сады, вращающиеся сцены, – все, что позволяло императорам со вкусом проводить время в кругу друзей, наслаждаясь водной прогулкой.

Стоит отметить, что в конструкции плавучих дворцов был использован ряд новшеств. Так, скажем, обшивка их состояла из слоя промасленной шерсти и трех слоев свинца. Для подъема якоря использовался кривошипно-шатунный механизм (это едва ли не первое в истории известное нам использование подобного устройства). Кроме того, один из якорей весьма напоминает те, что использовались в голландском флоте полтора тысячелетия спустя.

Корабли-дворцы были уникальны, чего нельзя сказать о либурнах, ставших основой римского флота во второй половине I века до нашей эры. Верные своим традициям, римляне позаимствовали конструкцию этого судна вместе с названием у соседей, в данном случае у иллирийских (балканских) пиратов. Корабль напоминал бирему, но был несколько меньше. Иногда оба вида сводят в один под общим названием «галера».

На веслах либурна сидели по 2–3 гребца, что, при острых обводах, давало преимущество в скорости и маневренности. Именно на этих легких быстроходных корабликах сподвижник, а затем смертельный враг Цезаря, Гней Помпей Великий нанес сокрушительный удар по морским разбойникам одновременно на побережьях Черного и Средиземного морях. Эта блестящая боевая операция подарила морской торговле мир и тишину на целых 15 лет!

Во сколько бы ни обошлась римскому сенату такая «зачистка», дело того стоило. Надо сказать, что римская морская торговля во времена поздней республики и, тем более, империи, составила основу процветания державы. Товары с берегов далекой Британии и Персидского залива, из Египта и Скифии должны были попадать в Рим с максимально доступной скоростью. Это постепенно привело к появлению специализированных кораблей, предназначенных для перевозки вина (керкуры), зерна (ситэги), лошадей (гиппогоги), камней (лапидарии) и т. д. Такая узкая специализация не была праздной выдумкой, ее диктовала суровая необходимость. Зерно, перевозимое сотнями тонн, при неумелой погрузке могло во время шторма сместиться в трюме, создав опасный крен, и попросту опрокинуть судно. А еще плотно спрессованное зерно имеет неприятное обыкновение самовозгораться. Не меньшую опасность представлял груз каменных глыб, способных во время качки разбить борта. Одни условия нужны лошадям, другие – амфорам с вином. Все эти нюансы следовало учитывать, спуская транспортный корабль на воду.

С судами для транспортировки ценимого во всем мире вина вышла отдельная история. Позаимствованная римлянами на Кипре конструкция корабля, изначально предназначавшегося и для военных целей, и для торговых перевозок, оказалась очень удачной. Керкур отличался быстроходностью и легкостью управления. Судя по дошедшей до нас бронзовой медали, весла на нем располагались не по всей длине судна, а лишь от носа до середины борта (в Риме оставшаяся часть, менее подверженная качке, использовалась как грузовой отсек).

Этот корабль оказался столь хорош, что впоследствии через Византию перекочевал к арабам, где в Средние века превратился в трехпалубную куркуру, а затем снова вернулся в Европу, став прообразом чисто парусной каракки, долгое время составлявшей основу многих флотов. Но об этом позже.