Глава 6
Новая жизнь
Ольга вышла на работу, Сергея взяли без проблем в 10 класс, директор, посмотрев его документы из станичной школы, заключил:
– Ну, вижу, что все годы учёбы успеваемость у вашего сына была прекрасная, а это значит, что парень он толковый. Ничего страшного, если где и отстал по программе, наши учителя это учтут, дадут ему задания персонально и время на исправление недочётов. Насчёт английского не беспокойтесь, у нас не спецшкола, а уровень знаний по языку у нас каждый ученик определяет сам, в зависимости от выбранного им дальнейшего пути. До выпускных экзаменов ещё больше года, так что если постараться, то и на иняз успеет подготовиться. Так что завтра пусть приходит и пойдёт со сверстниками в 10 класс.
– Спасибо, Валерий Алексеевич
– Не за что, хлопец у вас ладный, спортсмен, Сергей?
– Нет, у нас в последние годы никаких секций в станице не было, так сами по себе на турнике крутили пацаны, гоняли на велосипедах, на лошадях, в футбол играли.
– Ещё огороды пахали, дрова кололи, – добавила Ольга.
– Ну вот и славно, что надо казаку ещё, остальному в армии научат, – похвалил директор школы. Значит, до завтра!
– До свидания, Валерий Алексеевич! – почти одновременно ответили мать с сыном.
В городке было несколько школ, та в которую шёл Сергей располагалась в 10 минутах ходьбы от его дома в противоположном направлении от центра. Апрель начинал забирать свои права у зимы, утро было солнечное и ясное, в воздухе пахло весной. Настроение у Сергея было прекрасное, его не пугала нисколько неизвестность, новый коллектив, он ощущал себя так, будто он идёт не в новую школу по новой для него дороге, а так, как ходил здесь с первого класса и шёл к друзьям, которых долго не видел, по которым скучал вдалеке.
Школа располагалась в трёхэтажном здании из красного кирпича, как и во многих подобных, основное здание через галерею было соединено со спортивным залом, через стену от которого был большой актовый зал. Основной вход в школу был через галерею. Вокруг задания школы росли многолетние вязы и кусты сирени. Перед большой асфальтированной площадкой располагался гараж для учебных автомобилей с двумя воротами и мастерские. За гаражом была спортивная площадка, небольшой стадион с воротами для мини футбола или для игры в ручной мяч.
Ученики группами и поодиночке подтягивались к началу уроков, на площадке перед входом резвились младшеклассники.
– Здравствуйте, садитесь – войдя в класс сказал директор. – Ребята, представляю вам Бурова Александра. Он прибыл к нам из Чеченской республики, будет учиться в вашем классе. Саша потомственный Терской казак. Вы все прекрасно знаете, какая сейчас сложилась обстановка в Чечне, поэтому Саша с мамой были вынуждены уехать оттуда. Надеюсь, что Донские казаки и казачки покажут пример гостеприимства, тепло примут Сашу в свою дружную семью. Время у вас пообщаться будет достаточно, Саша вам сам всё о себе расскажет. Спасибо за внимание. До свидания, прошу не вставайте.
– Саша, проходи, пожалуйста, присядь за третью парту в первом ряду рядом с Наташей, – предложила Надежда Михайловна, учитель русского языка и литературы. И так, ребята, начнём урок, сегодня тема нашего урока…
За два месяца Саша подружился со всеми учениками своего класса, его врождённая скромность, сочетаемая с высокой коммуникабельностью, дали свой результат. Он не только стал «своим парнем», но приобрёл заслуженный авторитет. Как оказалось, знания его были вполне на уровне, а английский он знал даже намного лучше многих, у него немного хромало произношение, но читать на английском языке и писать мог вполне грамотно.
Два месяца пролетели быстро, десятый класс Серёжа закончил очень хорошо, у него было только две четвёрки, по остальным предметам его знания были оценены на отлично. Получив табель успеваемости на руки, он счастливый как на крыльях летел домой. Настроение было прекрасное, впереди каникулы, лето. Жаль, что мама ещё на работе, так хотелось скорее порадовать её своим успешным окончанием десятого класса. Она вернулась с работы после восьми вечера.
– Мама, мой табель успеваемости – сказал Сергей, улыбаясь, и протянул матери листочек, сложенный пополам.
Ольга внимательно рассмотрела результаты учёбы сына и сказала:
– Я ж говорила, что ты у меня умница, сердце радуется, молодец, слов нет, дай поцелую тебя, мой родной.
– Там по химии и биологии четвёрки, ну не люблю я химию и биологию, да и на медицинский идти я не собираюсь, хватит нам в семье и одного врача.
– Сынок, я разве что говорю, умница, да учись так, как считаешь нужным, главное быть хорошим человеком, а специальность ты сам себе должен выбрать по душе.
– Мама, я ещё точно и сам не решил, но скорее всего что-то с электроникой связанное выберу. Век компьютеризации и автоматизации наступил, думаю, что это перспективно.
– Да, ты прав, техника шагает семимильными шагами. Даже в нашей больнице ожидается поступление нового оборудования, напичканного электроникой.
– Вот и буду тебе чинить и налаживать оборудование.
– Сынок, сегодня с этими квартальными отчётами задержалась на работе, поэтому ужин не успела приготовить, по дороге купила котлеты, сейчас пожарим и картошечки отварим.
– Давай, мама, я помогу и почищу картошку, сварю её, пока ты жаришь котлеты.
За ужином, Саша рассказал матери, что у них в школе формируют два поисковых отряда, в июле они планируют выехать на раскопки погибших солдат на Дону, где фашисты в 42-м форсировали его. Там тысячи советских и немецких солдат остались лежать в земле не захороненные. Планируется в районе хутора Россошки создать мемориальное захоронение в знак полного примирения с Германией и другими странами Западной Европы, входящих в гитлеровскую коалицию. Там с одной стороны будут захоронены останки солдат Красной армии, а с другой останки солдат армии Вермахта.
– Я думаю, что это нужно сделать, каждый солдат должен быть захоронен – сказала Оля, горестно глядя на сына. – Это очень благородная и почётная миссия, конечно, сын, поезжай.
– Меня, мама, выбрали командиром одного из отрядов. Отряды, чтобы силы распределить равномерно, будут смешанные, каждый будет состоять из учеников 9-х, 10-х и 11-х классов. Я перешёл в 11-ый, командиры отрядов и отделений будут ученики 11-х классов, воспитателями отрядов будут преподаватели нашей школы. Всё необходимое для похода должны привезти из областного центра. Ещё с нами будут инструкторы из военных и научных сотрудников-археологов. Короче, мероприятие будет грандиозное. Такие отряды формируются по всей области, каждому будет выделен свой участок. Нам повезло, лагерь будет располагаться на Дону в лесу, но работать придётся на жаре в степи на правом берегу Дона.
– Я рада, сын, что тебе это интересно.
В начале июля отряд поисковиков, которым командовал Сергей, развернул свой лагерь на правом берегу Дона напротив хутора Вертячий, который был на левом берегу Дона. Место выбрали очень живописное в лощине, между крутыми берегами реки, с небольшим леском. Там разбили палаточный городок со спальными местами в 2-х местных палатках, в 3-х отдельных больших 10-ти местных палатках разместили штаб, медицинский пункт, склад для инвентаря. Под столовую была оборудована большая 80-ти местная армейская палатка, для двух полевых кухонь был оборудован навес из брезента. Ближайшая точка места раскопок от лагеря была в трёх сотнях метров. Предполагалось по сохранившимся архивным документам и приметам на местности обследовать за полтора месяца около пятнадцати квадратных километров прибрежной полосы.
На правом высоком берегу Дона в степи время и ветер почти не оставили следов от фортификационных сооружений далёких времён прошедшей войны. Степь, заросшая белыми островками ковыля, плавно колыхаемого лёгким западным ветерком, казалась идеально ровной, переливаясь волнами под лучами июльского солнца. Тишина лишь изредка нарушалась щебетанием мелких птах, да криком вспугнутых сорок, которые кружили подолгу в воздухе, наблюдая за людьми. Над Доном носились сизокрылые чайки, иногда залетая в степь, видно из любопытства, или надеясь поживиться тем, что могли им там оставить люди.
Только на третий день упорного труда, ребята напали на первый след естественного захоронения. Скорее всего, это был бывший окоп оборонительных сооружений Советских войск, слабые следы траншеи шли змеёй в трёхстах метрах западнее Дона вдоль берега.
– Это последняя линия обороны перед местом, где немцы форсировали Дон – сказал капитан, глядя на карту, вот думаю именно здесь мы найдём больше всего останков солдат и не думаю, что только наших. Наши войска здесь стояли до последнего патрона, насмерть, а фашисты слишком спешили вперёд к Сталинграду и не успевали собрать своих убитых и захоронить, хотя у нас есть карты их захоронений, их прислали из Германии.
– Товарищ капитан, мы что и фашистов будем откапывать? – спросил кто-то из ребят.
Капитан, сморщившись подумал несколько секунд, видно было, что ему этот вопрос был не очень приятен, и он ответил:
– Мы, известные нам по картам, фашистские захоронения раскапывать не будем, их здесь достаточно, тут захоронены тысячи фашистских сволочей, пытавшихся поработить нашу Родину. Этими захоронениями занимаются специальные наши воинские команды совместно со специалистами из Германии, Румынии и Италии.
– Значит мы будем откапывать только наших? – опять прозвучал вопрос.
– Ребята, мы будем откапывать всех, специалисты разберутся, если попадутся останки наших врагов, то они их позже передадут тем, про кого я сказал уже ранее. Мы сейчас должны быть выше наших обид и амбиций. Я понимаю вашу ненависть даже к костям проклятых фашистов, принёсшим в каждую нашу семью столько горя утрат, но…
– Позвольте, товарищ капитан – произнёс директор школы, который выехал с ребятами этого отряда. – Ребята, фашисты наши славянские народы не считали за людей, называли свиньями. А сами, обманутые пропагандой Геббельса, оказались стадом баранов, идущих на кровавую бойню. Здесь наши отцы и деды доказали этим ублюдкам, что нельзя нас победить, погибая наши герои, похоронили здесь на берегах Дона и Волги около миллиона этих, как они считали, «цивильных» потомков тевтонских рыцарей. Мы должны всему миру ещё раз доказать, как сделали наши отцы и деды, освобождая Европу от фашистской чумы, кто из нас более цивилизованный, кто более гуманный. Тот, кто пришёл порабощать или тот, кто не пожелал быть рабом? Тот мемориал, где будут захоронены останки фашистов, станет не просто памятником погибшим воинам, а станет кладбищем фашизму, напоминанием всем о тех зверствах, которые они чинили на нашей земле. А главное станет всем живущим ныне ярчайшим свидетельством того, что ждёт каждого, кто пожелает впредь посягнуть на нашу святую Русь. Чем больше фашистских имён будет высечено на граните мемориального комплекса в Россошках4, тем это будет лучше подтверждать сказанное мною ранее.
– Ребята, – снова обратился капитан к собравшимся. – Попрошу вас при обнаружении останков солдат, сразу звать к себе специалиста археолога, чтобы тот мог вовремя отличить наших от фашистов. Ранее я говорил, но напоминаю ещё, что при обнаружении не разорвавшихся снарядов или авиабомб, немедленно отойти в сторону от этого места и сообщить мне, они очень опасны и могут взорваться.
На раскопках ребята работали с энтузиазмом, копать было очень тяжело, жёлтая глинистая земля донской степи не хотела открывать свои тайны, и отдавать легко своих героев. Как и говорил капитан, в откопанном окопе в основном были останки наших солдат, но и много попадалось черепов в фашистских касках, как правило поперёк таких скелетов лежали винтовки со штыками или лопатки сапёрные, что говорило о том, что в последнем окопе шла ожесточённая рукопашная схватка. Находили много немецких пулемётных дисков, поясов с суками для магазинов, стрелянных гильз, а целых советских патронов вообще почти не было, только от немецких автоматов. Это говорило о том, что наши солдаты стояли в окопах до конца, без единого патрона, штыками встречали врага.
Ежедневно утром за останками прибывала машина и их увозили в Волгоград.
По вечерам, поужинав, ребята по долгу сидели у костра, под гитару пели песни. Обстановка, в которой они находились и та работа, которую они выполняли, никак не располагала к лёгкому лирическому настроению, наверное, поэтому репертуар песен сложился сам собой. Пели песни военных лет или о войне, много делились впечатлениями, сами придумывали картинки ушедших боёв. Особенно хорошо это получалось у Васи из 9Б.
Его слушали, затаив дыхание, а он рассказывал:
– Рота, к бою, приготовить гранаты, подпускаем танки, отсекать пехоту, – прозвучала команда командира роты. – Подпустив танки на пятьсот метров наши бойцы открыли шквальный огонь, тигры ощетинились орудиями, из жерла их пушек градом на окопы обрушились осколочно-фугасные выстрелы, но бойцам Красной Армии, укрывшимся в траншеях, особого вреда они не могли причинить… Сверху, пикируя начали заходить мессеры, бомбы вдоль траншей сыпались, разрушая всё, послышались стоны раненых… Фашисты снова поднялись в атаку…
У Василия так хорошо получалось описывать то, что ребята и сами мысленно представляли всё больше с каждым днём. Разрывая очередной окоп, блиндаж или след воронки от снаряда, им становилась всё яснее и яснее картина того последнего боя на правом берегу Дона под хутором Вертячий. Было очевидно, что наши погибая, уложили здесь ни одну тысячу оккупантов, прежде, чем те смогли форсировать Дон в этом месте. Здесь в Донских степях начиналась победа в Сталинградской битве.
А Василий продолжал:
– Это вам не Париж брать, вашу мать, тут наша Русская земля, били мы и тевтонов и поляк, били мы и Наполеона вашего, и тебя Гитлер в Берлине бить будем, – срываясь на крик голосом политрука вещал рассказчик. – Ура! В атаку, гранатами по танкам. А, завертелись железяки…Беречь патроны, коли фашистов штыками…
Ребята так увлеклись открытиями исторических фактов, о которых знали только из учебников и фильмов, что готовы были работать от зари до зари, но в такую жару на открытом солнце – этого нельзя было допускать. Рабочий день длился с 8.00 до11.00, пока солнце не поднималось высоко и начинало нещадно печь, после обеда работали с 16.00 до 19.00., поэтому у школьников было много свободного времени отдохнуть, покупаться в Дону, пообщаться между собой.
Серёжа свои командирские полномочия не выделял никак, он так же, как все работал лопатой и киркой не покладая рук, но ребята беспрекословно ему подчинялись, когда по мере служебных обязанностей ему приходилось отдавать распоряжения. Делал это он просто, без напускного начальственного тона, но убедительно и уверенно, не терпящим возражения голосом.
Татьяну из 10-А Сергей заметил сразу, хоть она ничем кроме внешности среди своих подруг не выделялась, даже наоборот, была намного скромнее многих, немногословна, не пыталась понравиться мальчишкам. В отличии от неё, Наташка – подруга Татьяны наоборот, уже достала Сергея своей заботой и вниманием. То водичку принесёт, то во время обеда присядет рядом, соль подаст, выхватит тарелку грязную у него, чтобы помыть. По вечерам старалась усесться на одно бревно с ним, или, наоборот, напротив, и сверлит его потом весь вечер взглядом. Она была смазливая, даже симпатичная, но слишком откровенно навязчивая, а это очень не нравилось Сергею, своим всем поведением она у него ни только не заслужила взаимности, а наоборот, через неделю стала вызвать неприязнь.
Многие девочки из отряда тоже не прочь были подружиться ближе с Сергеем, и тайно вздыхали по нему. Наташка же открыто объявила подругам:
– Девочки, я влюбилась, он мой. Он тоже любит меня, но он такой стеснительный и поэтому вида не подаёт перед вами.
Конец ознакомительного фрагмента.