© ООО «Издательство АСТ», 2018
Аристотель
Приблизительно 384 – 322 гг. до н. э.
Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления конечных целей и отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели.
Благодарность быстро стареет.
Более подходит нравственно хорошему человеку выказать свою честность.
Быть смелым – значит считать далеким все страшное и близким все, внушающее смелость.
В бедности и других жизненных несчастьях настоящие друзья – это надежное прибежище.
В большом теле заключена красота, а маленькие могут быть изящными и пропорционально сложенными, но не прекрасными.
В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума.
В поэтическом произведении предпочтительнее вероятное невозможное, чем невероятное, хотя и возможное.
В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.
Везение – это удачи, к которым непричастен испытующий разум.
Великодушного человека отличает то, что он не ищет выгоды для себя, но с готовностью делает добро другим.
Воспитание – в счастье украшение, а в несчастье прибежище.
Воспитание – лучший припас к старости.
Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении.
Все знают, что смерть неизбежна, но так как она не близка, то никто о ней не думает.
Все кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи.
Все льстецы – прихвостни.
Все мы испытываем блаженство вдвойне, когда можем разделить его с друзьями.
Да будет все к лучшему; но ежели что-нибудь случится, то Аристотель распорядился так.
Для кого даже честь – пустяк, для того и все прочее ничтожно.
Для того чтобы совершать благородные поступки, необязательно царить над сушей и морями.
Добро для человека – это активное использование способностей его души в соответствии с высоким достоинством или добродетелью.
Достоинство стиля заключается в ясности.
Друг всем – ничей друг.
Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.
Дружба довольствуется возможным, не требуя должного.
Дружба – это одна душа, живущая в двух телах.
Жизнь требует движений.
Жить – значит делать вещи, а не приобретать их.
Из всех живых существ только человеку свойственен смех.
Из двух зол выбирай меньшее.
Именно смешные повадки людей делают жизнь приятной и связывают общество воедино.
Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством.
Как конь рожден для бега, бык для пахоты, а собака для поисков, так и человек рожден для двух вещей – для умопостижения и действия, как некий смертный бог.
Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение.
Комедия имеет намерение отображать людей худших, а трагедия – лучших, чем существующие.
Корень учения горек, а плоды его сладки.
Кто по природе принадлежит не самому себе, а другому, и при этом все-таки человек, тот раб.
Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.
Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество.
Лучше сражаться среди немногих хороших людей против множества дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших.
Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более.
Любить – значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.
Люди честолюбивые более завистливы, чем люди без честолюбия.
Матери больше любят своих детей, потому что они больше уверены, что это их дети.
Мудрость – это самая точная из наук.
Мужественным называется тот, кто безбоязненно идет навстречу прекрасной смерти.
Мужество – добродетель, в силу которой люди в опасностях совершают прекрасные дела.
Мужество – это мужество перед страхом, так что, когда страх умерен, мужество увеличивается.
Мужество обнаруживается в страхах и дерзаниях, соразмерных человеку.
Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.
Мужчина в сравнении с женщиной лучше её по самой природе, а женщина хуже его, потому он властвует над ней, а она подчиняется ему.
Мы восхваляем того, кто любит своих друзей.
Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг, и войну ведем, чтобы жить в мире.
На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель ответил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади».
Надежда – это сон наяву.
Нам следует обращаться со своими друзьями так же, как мы хотели бы, чтобы друзья обращались с нами.
Наслаждение общением – главный признак дружбы.
Начало есть более чем половина всего.
Наш характер есть результат нашего поведения.
Не было еще ни одного великого ума без примеси безумия.
Не любит тот, кто не любит всегда.
Не хорошо многовластье: один да будет властитель.
Никто лучше мужественного не перенесет страшное.
Никто не согласился бы жить без друзей, даже если бы ему предложили взамен все прочие блага.
Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.
Нравственная добродетель сказывается в удовольствиях и страданиях: ибо если дурно мы поступаем ради удовольствия, то и от прекрасных поступков уклоняемся из-за страданий.
Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерением.
Нравственный человек многое делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь.
О, друзья мои! Нет на свете друзей!
Опьянение – добровольное сумасшествие.
Остроумен тот, кто шутит со вкусом.
Платон мне друг, но истина дороже.
Познание начинается с удивления.
Политика – наилучшая [величайшая, важнейшая] из наук.
Преступление нуждается лишь в предлоге.
При каждом виде государственного устройства сущность гражданина меняется.
Привычка находить во всем только смешную сторону есть самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит всегда на поверхности.
Принципы поступков – это то, ради чего они совершаются.
Пусть будет страх – некоторого рода неприятное ощущение или смущение, возникающее из представления о предстоящем зле, которое может погубить нас или причинит нам неприятность.
Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине.
Рассудительный стремится к отсутствию страданий, а не к наслаждению.
Риторика – это способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета.
Разум – это одна из способностей человека.
Свойство добродетели состоит, скорее, в том, чтобы делать добро, а не принимать его, и в том, чтобы совершать прекрасные поступки, более, чем в том, чтобы не совершать постыдных.
Свойство тирана – отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.
Серьёзное разрушается смехом, смех – серьёзностью.
Скромность – середина между бесстыдством и стеснительностью.
Совершать проступок можно по-разному… между тем поступать правильно можно только одним единственным способом…
Совесть – это правильный суд доброго человека.
Справедливость не есть часть добродетели, а вся добродетель, и противоположность ее – несправедливость – не часть порочности, а порочность вообще.
Справедливость является величайшею из добродетелей, более удивительной и блестящей, чем вечерняя или утренняя звезда.
Страх определяют как ожидание зла.
Счастье на стороне того, кто доволен.
Счастье – это довольство собою.
Счастье, по-видимому, заключается в досуге.
Талантливые врачи придают исключительную важность точному знанию анатомии человека.
Тела рабов сильны, так что они могут быть употребляемы на разные работы, необходимые в жизни, а тела свободных не согбенны и не способны на такие работы. Зато свободные люди годны для политической жизни…
Тело находится в лучшей форме между 30 и 35 годами.
У всякого человека в отдельности и у всех вместе есть, можно сказать, известная цель, стремясь к которой они одно избирают, другого избегают.
У кого есть друзья, у того нет друга.
Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.
Уничтожение одного есть рождение другого.
Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие добрую жизнь.
Хвалить людей в лицо – признак лести.
Хвалу и осуждение получают в зависимости от того, по принуждению или нет совершен поступок.
Хорошая книга – та, в которой сочинитель говорит то, что должно, не говорит того, что не должно, и говорит так, как должно.
Цель умозаключения – найти метод, при помощи которого можно было бы из правдоподобных <положений> делать умозаключение о всякой выдвинутой проблеме и не впадать в противоречие, когда мы сами отстаиваем какое-нибудь положение.
Человек вне общества – бог, или зверь.
Человек достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости.
Человек по природе – социальное животное.
Человек по своей природе есть существо общественное.
Честь – это награда, присуждаемая за добродетель…
Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать.
Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину.
Чувство жизни относится к вещам, которые сами по себе доставляют удовольствие, потому что жизнь – благо по природе.
Шутить надо для того, чтобы совершать серьезные дела.
Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она отдых.
Щедрый человек – это тот, кто дает подходящему человеку подходящую вещь в подходящее время.
Эгоизм заключается не в любви самого себя, а в большей, чем должно, степени этой любви.
Это долг – ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого.
Ясность – главное достоинство речи.