Вооруженные силы Франции
Организация и тактическое устройство войск
Пехота. Во время революционных войн во французской пехоте установилась особая организация, значительно отличавшая ее от пехоты королевской армии. Основной единицей по-прежнему оставался батальон, но из шести батальонов вместо полков составлялись бригады, подразделявшиеся на полубригады. Бригады сводились в дивизии.
На 1799 г. во французской армии было 30 полубригад легкой пехоты и 110 полубригад линейной пехоты, 420 батальонов, насчитывающих вместе 324 898 человек[373].
Приняв руководство вооруженными силами страны, Наполеон в период с 1800 по 1808 г. продолжил реорганизацию пехоты. Ее новая структура окончательно установилась во французской армии с февраля 1808 г. Вместо полубригад были вновь введены полки. Каждый полк имел пять батальонов – четыре действующих и один запасный, служивший в качестве депо для подготовки пополнения. В линейной пехоте каждый батальон имел четыре фузилерных, одну гренадерскую и одну вольтижерную роты. В легкой пехоте батальон состоял из четырех егерских, одной карабинерной и одной вольтижерной рот. Численность батальона была установлена в 840 человек, полка – в 3970 человек (108 офицеров и 3852 унтер-офицера и солдат, не считая нестроевых).
На вооружении линейной пехоты состояли ружья образца 1777 г., усовершенствованные в 1798–1799 гг., калибра 7 линий 9 точек. Ружье имело трехгранный штык и весило 10,21 фунта. Наибольшая дальность выстрела – 500 шагов, прицельная – 120 шагов. Пехотинцу полагалось иметь при себе 60 патронов и столько же в обозе. Вольтижеры имели облегченные ружья. Они были короче линейных на четыре дюйма и весили 9 2/з фунта.
Обмундирование пехоты составляли светло-синие шинели, такие же мундиры, белые камзолы, гетры и ботинки[374].
Численность пехоты в «большой армии» к 1812 г. была установлена в 492 тыс. человек.
Кавалерия. В 1799 г. французская кавалерия состояла из 2-х карабинерных полков, 25 кавалерийских, 20 драгунских, 23 шассерских (егерских) и 13 гусарских.
Всего было 83 полка (307 эскадронов), насчитывавших 51053 человека[375].
Наполеон не внес каких-либо изменений в организацию кавалерии. Как и прежде, она подразделялась на тяжелую (карабинеры и кирасиры), среднюю (драгуны) и легкую (гусары). Для всей кавалерии в период революции была оставлена прежняя полковая организация. Кавалерийский полк с 1808 г. насчитывал 961 человека. Он состоял из четырех эскадронов, два эскадрона составляли дивизион.
На вооружении тяжелой конницы были семилинейные пистолеты и прямые сабли (палаши). Эта конница в качестве защитного вооружения имела кирасы. Легкая конница была вооружена облегченными ружьями или мушкетами калибра 7 линий 7 точек; это ружье имело трехгранный штык и весило 8 фунтов (со штыком – 9 фунтов); дальность стрельбы – 500 шагов, дальность действительного выстрела – 70–120 шагов.
Обмундирование карабинеров и кирасир было такого же образца, как и у пехоты, только вместо шинели им полагались белые плащи. Такое же обмундирование, но только зеленого цвета (и белые плащи) имели и драгуны. Егеря и гусары носили доломан, чикчиры и зеленый плащ. Всей кавалерии полагалось иметь сапоги.
Численность кавалерии «большой армии» в 1812 г. была установлена в 96 тыс. человек[376].
Наиболее слабым местом французской армии был ее конский состав. Готовясь к войне с Россией, Наполеон стремился пополнить его лошадьми, пригодными для дальних перевозок и больших переходов в условиях России. Опыт военных действий против России на территории Восточной Пруссии в 1807 г. показал, что французские и итальянские лошади были бы для этого непригодны. Еще во время кампании 1805 и 1806–1807 гг. Наполеон забрал почти весь конский состав австрийской и прусской армий, а затем мобилизовал и всех лошадей Рейнского союза. Однако этого количества лошадей оказалось недостаточно. Поэтому по приказу Наполеона стали закупать большое количество лошадей в Германии и Австрии. Пруссия по договору от 24 февраля 1812 г. должна была поставить 15 тыс. лошадей. Лошади закупались даже в России. Русский посол в Вене Штакельберг сообщал И. С. Дохтурову 5 (17) марта 1812 г.: «Совершенно достоверно, что польская кавалерия в течение последнего года пополнила свой конский состав лошадьми, купленными в польских (т. е. западных. – Л. Б.) губерниях, главным образом в Бердичеве. Меня уверяли в том, что служащие государственной таможни участвуют в этой преступной спекуляции в качестве подрядчиков. В настоящее время французская кавалерия, лишенная лошадей, рассчитывает приобрести их таким же образом»[377]. Речь шла о закупке поляками и австрийцами в России 15 тыс. лошадей.
Наполеону удалось собрать около 200 тыс. лошадей. Лучшие из них были использованы для конницы, остальные – для обозов и артиллерии.
Артиллерия. Французская артиллерия состояла из пешей и конной. В 1799 г. было восемь пеших полков и восемь конных. Каждый пеший полк состоял из 20 рот, конный – из шести[378]. Все роты, как пеших, так и конных полков, имели по шесть орудий каждая. Численность артиллерии составляла 1248 орудий, которые обслуживал 22471 человек.
На вооружении полевой артиллерии состояли в это время четырех- и восьмифунтовые пушки. В 1803 г. на вооружение были приняты шести- и двенадцатифунтовые пушки, шести- и семифунтовые гаубицы для конной артиллерии и двадцатичетырехфунтовые гаубицы для пешей; были введены также двадцатичетырехфунтовые мортиры. Но полной замены материальной части артиллерии не произошло. На вооружении продолжали оставаться в большом количестве старые четырех- и восьмифунтовые пушки; кроме того, было много трофейных орудий – австрийских и прусских. Вследствие этого орудийный состав французской артиллерии отличался значительным разнообразием и в целом она уступала русской артиллерии.
Скорость стрельбы французской артиллерии (в среднем) составляла: картечью – два выстрела, снарядами – один выстрел в минуту. Средняя дистанция (для стрельбы ядрами) – от 200 до 500 сажен для пушек и от 200 до 800 сажен для гаубиц. При стрельбе картечью дистанция составляла от 200 до 400 сажен.
Орудия обеспечивались боеприпасами на количество выстрелов от 160 до 219 непосредственно при ротах. Подвижные парки обеспечивали от 160 до 213 выстрелов, и такое же обеспечение находилось в базисных складах.
Каждое орудие имело прислугу в 8–15 человек. Запряжка орудия состояла из шести лошадей[379]. До 1809 г. личному составу артиллерии (орудийной прислуге) полагалось иметь ружья и сабли; начиная с 1809 г, – только сабли, а в конной артиллерии – сабли и пистолеты кавалерийского образца.
При определении числа орудий Наполеон исходил из расчета 4 орудия на каждую тысячу человек. Готовясь же к походу на Россию, он увеличил эту норму до 5,5 орудия на каждую тысячу человек. В 1812 г. Наполеон имел только в «большой армии» 1242 полевых и полковых орудия и 130 орудий осадных, не считая артиллерии войск, расположенных в Германии, Испании и Франции, и крепостной артиллерии.
Инженерные войска состояли в 1799 г. из 36 рот саперных и 6 минерных, насчитывавших 7406 человек[380]. К 1809 г. они уже были реорганизованы и получили батальонную организацию.
Понтонные батальоны вошли в состав артиллерии, а из саперных и минерных батальонов был составлен особый инженерный корпус[381].
В 1812 г. общая численность артиллерийских и инженерных войск в «большой армии» равнялась 21 500 человек.
Высшие тактические соединения. Реорганизуя в начале века армию, Наполеон сделал высшими тактическими соединениями бригады, дивизии и корпуса. Бригады были установлены двухполкового состава в пехоте и кавалерии. Дивизии, как пехотные, так и кавалерийские, имели, как правило, по две бригады, но бывали и отклонения от установленной нормы. Пехотные корпуса состояли из двух пехотных дивизий, бригады кавалерии, батальона саперов, одного пешего и одного конного артиллерийского дивизиона. На практике же корпуса часто имели не две, а три и даже более пехотных дивизий. Конные корпуса обычно имели две-три кавалерийские дивизии и один или два дивизиона конной артиллерии.
Дальше корпусной организации Наполеон не пошел. Корпус был высшим тактическим соединением. Корпуса обычно сводились в одну действующую армию, которой Наполеон всегда командовал непосредственно.
В ходе войны каждый корпус выполнял поставленную задачу. Он мог вести самостоятельный бой в течение одних-двух суток до подхода главных сил. Уже во время войны 1812 года Наполеон пытался создавать группы корпусов, объединяя их для выполнения определенных задач.
Русская армия была в этом отношении лучше организована, чем армия французская. Она уже имела армейскую организацию.
Комплектование и численность армии
Наполеон получил в наследство армию, созданную во время революционных войн. Она комплектовалась по системе конскрипции, разработанной генералом Журданом, введенной в 1798 г. Сначала конскрипция имела характер всеобщей воинской повинности: военной службе подлежали все мужчины от 20 до 25 лет. Все конскрипты, говорилось в законе 1798 г., «которые женаты или вдовы, годные или негодные к службе, даже те, которые по причине их увечья или немощи очевидно не способны к военной службе, все без исключения имеют явиться лично в собрание»[382] где происходит набор.
Конец ознакомительного фрагмента.