Вы здесь

Вспомни всё: секреты суперпамяти. Книга-тренажер. Часть I. Как в два раза улучшить память за 45 минут, или введение в голографическую память (Станислав Мюллер, 2010)

Часть I

Как в два раза улучшить память за 45 минут, или введение в голографическую память

«В начале славных дел…»




Несколько лет назад, после окончания последнего занятия по развитию памяти, один из студентов предъявил мне претензии:

– Станислав, люди к вам приходят, чтобы научиться запоминать прочитанный текст. А вы предлагаете разные мнемотехники, нужно что-то делать, напрягать мозги. Неужели нет способа развить память так, чтобы потом просто вспоминать все, что тебе нужно? На тот момент это было единственное в моей практике открыто высказанное непонимание сути тренингов по развитию памяти. Обычно люди либо применяют полученные знания и умения, а затем делятся своими успехами со мной и окружающими, либо прекращают занятия по разным причинам, в основном из-за изменений в расписании учебы или работы, наверстывая затем пропущенные занятия с другой группой. Впрочем, иногда мы расстаемся по причине элементарного неверия в свои возможности и в возможности метода.

Я прекрасно понимал, что использование мнемотехник многим кажется искусственным и неудобным. В то же время во всем мире стандартное развитие памяти проводят по аналогичным программам. (Методы подготовки «людей в черном» не в счет, это тема для отдельного разговора.) С тех пор меня постоянно волновал этот вопрос: так каким же образом можно легко и быстро запоминать, практически не прикладывая никаких (или почти никаких) усилий?

В свое время первые положительные результаты в развитии феноменальной памяти у обучающихся вдохновили и опьянили меня. Но прошло немного времени, и вот оно, отрезвление: быстрое развитие «абсолютной» памяти во всех случаях было вызвано не столько мастерством преподавателя, сколько внутренней предрасположенностью ученика. Для обычного человека путь к парадоксальному уровню памяти занимает слишком много времени, чтобы говорить о постановке такого обучения на поток…

С тех пор прошло несколько лет. Несколько лет работы и экспериментов. Мне посчастливилось пройти обучение у самых сильных специалистов, занимающихся различными направлениями саморазвития. А директор лучшей школы развития памяти («Школа Эйдетики» в Москве) Игорь Юрьевич Матюгин помог мне в совершенстве овладеть не только мнемотехниками, но и искусством обучения навыкам запоминания людей, разных и по характеру, и по способностям.

Но, как это ни парадоксально, настоящие открытия (в области развития памяти и не только) мне помогли сделать самые, казалось бы, обычные люди. Многие из них затем стали сотрудничать со мной в рамках программы «Город талантов», стремительно развивая способности и двигаясь по жизни с головокружительной скоростью. Результатом явилось создание «Голографической памяти» – метода, обеспечивающего быстрое и значительное развитие памяти и мышления без обязательного применения мнемотехник.

Позволю себе подробнее остановиться на самом моменте возникновения технологии. Во время одного из «мозговых штурмов» Алена Полякова, студентка медицинской академии, предложила использовать линию времени для вспоминания информации: – Можете еще попробовать вспоминание информации, обращаясь к конкретным местам на линии времени… Сказано было абсолютно равнодушным тоном. Ни эта девушка, ни я тогда не думали, что это станет в дальнейшем отправным пунктом в создании принципиально нового метода развития памяти. Памяти, которая, несмотря на многочисленные исследования, публикации и диссертации, до сих пор продолжает оставаться для человечества белым пятном на карте собственного развития.

Через несколько часов после «мозгового штурма» мне пришла в голову мысль, что, помимо зрительной линии времени, могут существовать также слуховая, телесная, обонятельная и вкусовая. В тот же вечер я это проверил на себе и был буквально потрясен: эти линии действительно существуют. Мало того, все они имеют разную конфигурацию!

Представьте себе картину, когда воспоминания об одном и том же событии воспринимаются через различные каналы по-разному. Самый настоящий сумбур («вместо музыки»)! О какой хорошей памяти может идти речь?

Проведя ряд пробных занятий со студентами, я понял, что имею дело с удивительно простой, но в то же время весьма действенной технологией. А первые же массовые тесты показали улучшение запоминания информации в 1,5–2 раза всего лишь после 30 минут обучения начальным навыкам этой техники. Я в очередной раз почувствовал, как от успеха начинает кружиться голова.

Но вскоре оказалось, что научить удается не всех, а только 80 %. Кроме того, вызывало реальные затруднения нахождение других линий времени – поначалу это усилие оказалось для многих слишком сложным. Пришлось менять технологию, экспериментировать с разными вариантами линий времени, пробовать снова и снова. Только с 2004 по 2005 год мной было обработано более 3000 (!) бланков с тестами памяти. Как результат появилась технология, эффективная для 100 % обучающихся.


Внимание

Несколько слов об эффективности заочного обучения. Здесь многое зависит от читателя: кто-то усваивает изложенную в книге методику полностью, кто-то в состоянии научиться только самому основному, что уже само по себе дает улучшение запоминания в 2–3 раза.

На основе голограммы памяти в настоящее время разработан ряд методик, как будто не имеющих прямого отношения к запоминанию, но парадоксальным образом обеспечивающих быстрый положительный результат.

Не скрою, я хотел бы получить как можно больше отзывов, мне крайне интересно узнать о результативности моих методов при заочном обучении.

Надеюсь, новая книга будет для вас не только занимательной, но и полезной.

Для тех, кому удобнее общаться по Интернету, я привожу адрес нашего основного сайта: www.talentcity.ru. Кроме того, в социальных сетях («Мой мир», «ВКонтакте», «Одноклассники») действуют сообщества (группы) с одинаковым названием «ГОРОД ТАЛАНТОВ», в которых можно обсудить все тонкости технологии, задать вопросы и получить исчерпывающие ответы у тех, кто давно пользуется этими методиками, а также поделиться своим опытом с другими энтузиастами личностного развития.

Основные положения

Голографическая память – это упорядоченное, системное восприятие всего прошлого опыта и представлений о будущем, облегчающее сознательный доступ человека к любой информации, имеющейся в его разуме.

Основные положения метода голографической памяти можно сформулировать следующим образом.

• Процесс воспоминания происходит в состоянии высокой концентрации внимания на определенных участках пространства вокруг и (или) внутри тела. Для каждого человека этот процесс индивидуален.

• Поадресное обращение к воспоминаниям (концентрация внимания на конкретном участке в пространстве) повышает количественные и качественные показатели памяти.

• Голограмма является частью разума каждого человека, а сознательное расположение воспоминаний по порядку многократно облегчает работу памяти и разума.

• Воспоминание о тактильных ощущениях, звуках и запахах для большинства людей происходит на разных линиях времени. Соединение их с выстраиванием в прямые линии дает как улучшение памяти, так и гармонизацию мышления и приводит к образованию компактного и удобного в применении информационного пространства, по форме напоминающего треугольник.

Наиболее прочное запоминание при повторении достигается при обращении к определенным местам в пространстве. При обращении к месту хранения первоначально запомненной информации рекомендуется включать мысленный экран и переносить на него повторяемую информацию, что будет способствовать усилению яркости воспоминаний. Это подобно совмещению двух и более слабо экспонированных слайдов воедино.

Усилению яркости воспоминаний в поле голограммы способствует как эмоциональное напряжение, так и жизнь в состоянии целостного осознания себя в мире.

После снятия стрессовой нагрузки при использовании данного метода у большинства людей снимаются бессознательные шоры в отношении неприятных воспоминаний. В результате снижается уровень деформации общего восприятия воспоминаний, когда отрицательный эмоциональный фон события приводит к вытеснению из сознательной памяти как самого эпизода, так и целого промежутка времени продолжительностью в несколько дней, недель, месяцев или даже лет.

Рациональное увеличение времени при закреплении на голограмме запоминаемого материала в результате логических или образных его преобразований способствует лучшему запоминанию.

Бездумное, нерациональное повторение информации, приводящее к чрезмерному увеличению времени работы с учебным материалом, делает голограмму более «размытой» в «пространственно-временном поле». Нужная степень запоминания достигается в этом случае с гораздо бо́льшими затратами времени.

При использовании голограммы одинаково хорошо вспоминаются как реальные действия, так и логические умозаключения и настроение. Первое время для лучшего закрепления в памяти логических умозаключений желательно использовать несколько органов чувств с опорой на что-то реальное как на фон для запоминания. Применение различных моделей при работе с голограммой способно усиливать либо ослаблять как запоминание отдельных эпизодов, так и память в целом.

Дыхательные практики, а также другие упражнения, положительно влияющие на работу мышления, аналогичным образом влияют и на голографическую память.

Ежедневное многократное обращение к голограмме способствует улучшению памяти.

Во время работы с голограммой происходит активизация (в той или иной мере) бессознательного разума, что само по себе открывает значительные возможности для различных ментальных практик. Прощение всех обид и принятие прошлого и будущего с любовью помогает не только вспомнить любую информацию, но и легче справляться со стрессом.

Голограмма как информационное пространство может играть роль связующего звена при взаимодействии нашего сознания с бессознательным. Звена вполне осознаваемого и управляемого на уровне сознания.

Четыре способа развития памяти

Неоднократно встречая на книжных полках магазинов издания с броскими названиями вроде «Новейшие (или секретные) способы (или засекреченные техники спецслужб) развития памяти» и просматривая их от начала до конца, я почти всегда видел одно и то же: общее развитие памяти, мнемотехники и эйдотехники. Иногда встречались рекомендации о том, как рационально повторять информацию для лучшего закрепления в памяти. Кстати, лучшее описание оптимальных алгоритмов повторений на все случаи жизни я прочитал в небольшой книге «Наедине с памятью» (авторы И. А. Корсаков, Н. К. Корсакова).

В книге, которую вы сейчас держите в руках, предлагается принципиально новая технология. Сведения о ней можно найти в Интернете (правда, без иллюстраций и схем), ее осваивают, ею пользуются (но никому о ней не говорят, подобно человеку, нашедшему клад). Но на страницах печатного издания об этом методе еще не рассказывалось, поэтому можно смело утверждать, что вы держите в руках нечто совершенно новое. Одно лишь выполнение упражнений по развитию голографической памяти, приведенных в этой книге, в 2–3 раза улучшает запоминание и вспоминание. Если же параллельно с освоением голографической памяти делать несложные упражнения для общего развития памяти, а также применять мнемотехники, результат будет еще лучше.

Вот почему в настоящем издании параллельно даны четыре направления развития памяти. Естественно, больше всего внимания будет уделяться голографической памяти. При подготовке этого издания были учтены пожелания читателей, многие разделы переработаны для повышения эффективности овладения этой, сравнительно новой технологией. В тексте появились указания — выполняется немедленно. Это означает, что непосредственно по ходу чтения вам предлагается выполнять специальные упражнения (выделенные курсивом), даже не дочитывая очередную главу до конца. Кроме того, отдельные разделы будут посвящены следующим темам:

• общее развитие памяти и воображения;

• развитие ассоциативной памяти;

• мнемотехники – приемы, облегчающие запоминание.


А вы, уважаемые читатели, сами выбирайте то, что вас интересует: это может быть только голографическая память (возможно, вы уже читали книги, рассказывающие о других способах развития памяти) или комплексное развитие памяти и воображения. Итак, переходим непосредственно к описанию 1-го способа – голографической памяти.

Понятие линии времени

Внимание

Выполняется немедленно

Посмотрите внимательно прямо перед собой. Постарайтесь просто смотреть, ничего не оценивая, без каких-либо эмоций, как если бы это не вы воспринимали картину происходящего, а фотоаппарат или видеокамера. На все упражнение по безоценочному восприятию предлагается затратить 1–2 минуты.

Гениальный ученый XX века Георгий Лозанов, исследуя феномен гипермнезии в раджа-йоге, выяснил, что умение некоторых индийских йогов несколько часов и даже суток подряд наизусть рассказывать строки из Упанишад, не ошибаясь и не повторяясь, объясняется не долгим «зазубриванием», а умением входить в особое состояние, в котором можно свободно обращаться практически к любой информации, которую сознательно запоминали.

Отмечу, что само понимание термина «сознательное запоминание» у нас и йогов, мягко говоря, различается.


Западный человек, чтобы запомнить что-либо, или много раз это повторяет, или ищет логические закономерности, помогающие пониманию и способствующие запоминанию Йоги, способности которых исследовал Г. Лозанов, для запоминания информации входят в особое состояние очень высокой концентрации внимания, используя ментальные и дыхательные практики. И все! Казалось бы, как просто. Но мы даже не подозреваем о существовании огромной разницы между нашей концентрацией внимания, которая кажется нам естественной и которую мы никогда не тренировали и тренировать не собираемся, и высочайшей концентрацией внимания индийских йогов, добившихся этого состояния несколькими годами длительных ежедневных тренировок.

Я не призываю к ежедневным часовым медитациям, но обращаю внимание на очевидное: умение концентрироваться можно и нужно развивать даже при сегодняшнем стремительном ритме жизни. Тем более что большинство людей только думают, что они могут управлять своим вниманием. На самом деле происходит обратное: порой внимание управляет ими.

Одна из особенностей технологии: включение голограммы всегда совмещается (или совпадает) с упражнением на высокую концентрацию внимания. Очень важно, особенно на начальном этапе освоения метода, выполнять упражнение на концентрацию внимания перед включением голограммы. После 10–20 повторений высокая концентрация закрепится, словно якорь, и будет включаться всякий раз при активизации голограммы памяти. В отличие от многих других техник, все получается как бы само собой, по ходу выполнения совершенно необременительных упражнений.

Перед тем как немедленно браться за выполнение того или иного упражнения, я советую хотя бы дочитать очередной раздел до конца. Зачем? Пояснения и уточнения по поводу правильного и эффективного выполнения некоторых упражнений даются как до, так и после их описания, а отдельные замечания, посвященные технике, «рассыпаны» по всей книге.


Выполняется немедленно

Почувствуйте свое тело. Ощущения прикосновений одежды, обуви (если вы в обуви), внутренние телесные ощущения. Если вам что-то не нравится, постарайтесь убрать эмоциональный фон и просто воспринимайте все свои телесные ощущения безоценочно в течение 1–2 минут.

Еще несколько слов о пользе высокой концентрации. Когда в 2003 году я проходил в Москве переподготовку, изучая современные методы развития памяти, И. Ю. Матюгин рассказал мне о феномене высокой концентрации при запоминании иностранных слов с использованием метода фиксации. Оказывается, достаточно 10 секунд не отрываясь смотреть на слово и его перевод, ни о чем не думая, тогда слово (с переводом) очень прочно закрепляется в памяти. Для большинства людей этот метод неприменим, потому что, как правило, в голове наблюдается постоянная толчея самых разных мыслей – о пиве (косметике), женщинах (мужчинах) и т. д. В результате информация в памяти стирается, не успев должным образом закрепиться.


При проведении экспериментальных тренингов добровольцами были студенты, прошедшие курс «Сверхобучаемость», что позволяло им практически мгновенно входить в состояние очень высокой концентрации. Но для обычной практики овладения голографической памятью требовалось найти другой, более простой алгоритм управления вниманием, поскольку я не мог преподавать всем дополнительно еще и навыки сверхобучаемости.


Как только четко была сформулирована проблема, нашлось ее решение. Как нельзя кстати пришлись практические занятия, которые проводил у нас на факультете, когда я еще учился на психолога, Фиргат Зарипович Кабиров. Профессионал высочайшего класса, он виртуозно преподносил как простые, так и сложные методики, добиваясь их полного понимания студентами.

Во время одного из таких семинаров, когда мы проходили игры по гештальт-терапии, я сразу же заинтересовался техникой «осознания себя»:

– Вероятно, при использовании этого упражнения при обучении все намного лучше усваивается и легче запоминается?

– Естественно. И не только…

После этого проблема повышения концентрации внимания для освоения голографической памяти была решена. Я стал преподавать технику осознания в каждой группе. А на страницах этой книги она обозначена как «Упражнение 1 для быстрого достижения высокого уровня концентрации».

Почему «упражнение •1»? С развитием голографической памяти вы будете выполнять новые упражнения, основанные непосредственно на эффекте голограммы разума и позволяющие концентрироваться намного сильнее. А сейчас я предлагаю перейти к азбуке управления вниманием.


Ключ

Упражнение •1 для быстрого достижения высокого уровня концентрации

Удобно расположитесь в кресле или на стуле. Спина прямая, взгляд прямо перед собой, дыхание ровное, свободное. Постарайтесь просто и безоценочно воспринимать все, что видите.

Спустя примерно 1–2 минуты, после того как вы рассмотрите все, что видите перед собой, переведите внимание внутрь своего тела. Мысленно безоценочно перемещайте фокус внимания от макушки головы до кончиков пальцев на ногах. Необходимо прочувствовать все, обратить свое внимание на урчание в животе, ощущения от одежды, ремня, который слегка давит в поясе, и т. д. После этого наибольшая часть ненужных мыслей покинет вашу голову. Можете повторить еще раз и перейти к основной части упражнения.

Вам нужно совместить обе составляющие: одновременно воспринимать все безоценочно, как фотоаппарат или видеокамера, и ощущать свое тело.

Первое время это может оказаться не так просто. Человек либо все видит, либо все ощущает. Ничего, со временем получится. Просто возвращайтесь к упражнению по 5-10 раз в день, освобождая голову от назойливых мыслей.


Вернемся к йогам. Еще одной важной составляющей раджа-йоги, которую исследовал Г. Лозанов, является постулат о том, что память находится не в мозге. Вся информация просто хранится во Вселенной, и, для того чтобы получить к ней доступ, необходимо войти в особое состояние высокой концентрации внимания. Голографическая память – это естественная человеческая память, абсолютно вся информация, которую человек получил в течение жизни. Воспринимается она в виде голографических образов, которые могут быть либо ярче, либо тусклее. Только небольшая часть голограмм свободно оживает в нашей сознательной памяти, а остальная требует особых навыков. А вот еще одно упражнение, которое я рекомендую выполнить при трудностях с нахождением исходной линии зрительных воспоминаний.


Ключ

Перевод психики в зрительный режим

Сядьте прямо. Голова слегка откинута назад, взгляд направлен влево вверх, дыхание ровное, поверхностное, верхней частью легких (ключицами). Конечно, дышать так нужно, не испытывая большого дискомфорта.

При освоении практики нахождения зрительной линии времени (а также телесной, звуковой и других) люди замечают, что воспоминания о разных событиях часто соответствуют разным местам в пространстве вокруг или внутри них.

На презентациях или лекциях о голографической памяти я предлагаю аудитории сосредоточиться, вспомнить то, что было 3 или 4 часа назад, и обратить внимание, где возникает картинка этого воспоминания. С первого раза далеко не всем удается определить, что зрительное воспоминание может восприниматься как некое изображение на плоскости, к примеру, в 30 см перед лицом. Но, когда я предлагаю вспомнить что– либо из событий вчерашнего дня, уже гораздо больше людей замечают, что воспоминание они воспринимают иначе по сравнению с предыдущим.

В свободное время поэкспериментируйте с воспоминаниями о том, что было неделю, месяц, год, девять лет назад. Если соединить центры этих картинок между собой в хронологической последовательности, то можно заметить, что наши воспоминания выстраиваются по определенной траектории, которая и носит название линии времени.

В практиках НЛП существуют два подхода к линии времени. Некоторые авторы предлагают работать с ее исходной конфигурацией, другие советуют выстроить ее так, как удобно для использования. Для развития голографической памяти работа с исходной конфигурацией линии времени не имеет смысла, так как у человека на уровне сознания существуют как минимум девять линий времени, а не одна, как это утверждается в НЛП. И почти у всех людей эти линии в пространстве располагаются по-разному.

Фактически каждому виду ощущений соответствует своя линия времени – зрительная, тактильная, звуковая, обонятельная, вкусовая, восприятия времени и т. д. И даже простое соединение двух линий времени в одну само по себе способно улучшить память. Существует несколько способов нахождения линии времени. При овладении навыком голографической памяти я рекомендую совместить два упражнения в одно: нахождение исходной линии времени и выстраивание ее в новой, удобной для работы памяти и сознания конфигурации. Если вы не собираетесь становиться инструктором по обучению школьников или взрослых голографической памяти, то нахождение исходной линии времени можно не выполнять.

Хотя понятие «линия» обычно подразумевает прямую, линия времени может иметь любой вид – спираль, ломаную, кривую – и размер. Вид линии времени индивидуален. Каждый по-своему хранит свои воспоминания.

Нахождение и выстраивание зрительной линии времени

Занимаясь на курсах по развитию памяти с очередной группой, я всегда стараюсь что-то усовершенствовать, попробовать что-то новое, чтобы проверить, насколько это может улучшить динамику развития памяти. Кроме того, время от времени свежие наработки проверяются на сотрудниках (чаще студентах), которым интересно все новое. Как правило, именно эта категория обучающихся получает максимум знаний и умений, а мне удается создавать все более совершенные технологии обучения навыкам запоминания и другим направлениям работы с мышлением, которые затем применяются при проведении последующих тренингов.

В результате многочисленных экспериментов мы выявили оптимальное для подавляющего большинства людей направление линии времени. Как известно, модель времени для большинства людей – это некая координатная прямая, на которой есть настоящее, прошлое и будущее.


Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того, какими событиями он был заполнен. Если событий, причем интересных, было много, то время шло быстро. И наоборот, если событий было мало или они нам неинтересны, время тянулось медленно. Однако если приходится оценивать прошедшие события, то оценка длительности носит обратный характер. Время, заполненное разнообразными событиями, мы переоцениваем, временной отрезок кажется более продолжительным. И наоборот, неинтересное для нас время мы недооцениваем, временной интервал кажется незначительным.

Если исходить из постулатов голографической памяти, становятся понятны эти и многие другие парадоксы восприятия времени: они отражают пространственную локализацию воспоминаний и наше сознательное отношение к происходящему в каждый конкретный промежуток времени.

Воспоминания об интересных для нас событиях имеют гораздо большую яркость по сравнению с отображением в памяти неинтересного и не насыщенного красочными событиями временного промежутка. Как выяснилось, голограммы воспоминаний и представлений о волнующих нас событиях обычно располагаются ближе, чем голограммы других воспоминаний, относящихся к тому же времени. Отсюда и обманчивость представлений о том, какие события были раньше, а какие позже.


Ключ

Выполняется немедленно

Вспомните, что вы видели, когда смотрели перед собой, делая первое упражнение из серии немедленного выполнения. Как оживает эта картинка? Насколько ярко, в цвете, с движениями или статично? Присутствуют ли звуки, ощущения прикосновений, запахи? Как именно вы воспринимаете это воспоминание? Оно вокруг вас или вы видите его где-то в пространстве, как на большом (или маленьком?) экране? Если как на экране, то где, на каком расстоянии от лица? Прямо перед вами или слева, справа, выше или ниже уровня глаз?

Отечественные ученые Е. А. Головаха и А. А. Кроник в книге «Психологическое время личности» задают риторический вопрос: значит, такие парадоксы психологического времени, как «прошлое после настоящего» или «будущее до настоящего», вполне реальны?

Если обратиться к памяти как к голограмме, то эти парадоксы находят вполне естественное объяснение. Для большинства людей имеют место следующие пространственно-временные аспекты памяти:

• чем ближе на голограмме располагаются события, тем лучше они вспоминаются;

• чем эмоциональнее переживалось событие, тем большую яркость имеет его голограмма и, следовательно, тем лучше мы его помним.

Таким образом, субъективно люди могут воспринимать отдаленные события как близкие, и наоборот. Перед тем как обращаться на занятиях к теме линии времени, я обычно предлагаю проверить исходный уровень памяти, чтобы было с чем сравнивать. В качестве проверки предлагается тест на дифференцированные воспоминания, который был разработан мною специально для этой техники, а затем стал использоваться психологами и менеджерами для различных, порой не имеющих отношения к голографической памяти целей.

Этот тест очень простой. Я выдаю бланки, где нужно указать имя, возраст и пол, а затем прошу постараться вспомнить своих одноклассников и одноклассниц из первого класса.


Внимание

Выполняется немедленно

Вспомните и запишите имена (либо фамилии) мальчиков и девочек из своего первого класса. При условии, что вы помните, на каком именно месте они сидели. Записывать можно только имена или фамилии тех, о ком удается вспомнить все (в каком ряду сидел, за какой партой, слева или справа).

Итак, вспомните и запишите все в табл. 1.


Таблица 1. Обычное вспоминание


Воспоминания: цветные или черно-белые, объемные или плоские, неподвижные или в движении, со звуками или без звуков, с телесными ощущениями или нет, с эффектом присутствия или нет (подчеркнуть).

Самая первая реакция:

– Да вы что?

– Как можно?..

– Первый класс?!

Потом кому-то все-таки удается вспомнить 1–2 одноклассников, а то и больше. На тест уходит несколько минут.


Затем идет блок упражнений на основы голографической памяти – нахождение зрительной линии времени и выстраивание ее в удобном положении. На упражнение, которое описано ниже, обычно уходит не более 30 минут.


Ключ

Нахождение зрительной линии времени и выстраивание ее в удобном положении

Представьте, что в районе левого глаза или левой брови вы включили яркий луч в направлении влево вверх. Если вы сейчас смотрите прямо перед собой, то вам нужно отвести взгляд влево примерно на 30° и поднять вверх на столько же. Это оптимальное направление линии времени (прошлое соответствует левому лучу) для большинства людей.

Вспомните что-нибудь, что вы видели от 5 до 15 минут назад, и постарайтесь рассмотреть, где вы воспринимаете изображение. Слева или справа от вас, выше или ниже уровня глаз? Насколько далеко находится эта картинка?

Для того чтобы упростить заочное овладение технологией голографической памяти, я предложил участникам одной из групп поделиться своими наблюдениями непосредственно во время занятий.

– Где вы видите картинку того, что было с вами десять минут назад?

Наташа: Я вижу ее прямо перед собой, примерно на расстоянии в сорок сантиметров. Виктор: А у меня картинка немного слева и внизу, примерно на уровне живота.

Анжела: Мне кажется, что картинка где-то сзади, немного выше головы. Или это только кажется?..

– Все правильно, Анжела, вы действительно воспринимаете картинку там, где вы сказали. Когда мы выстроим зрительные воспоминания в оптимальном порядке, вам будет гораздо удобнее ими оперировать.

Александр: А как быть, если я не вижу картинку, а вспоминаю так, словно нахожусь внутри воспоминания? Где мне искать картинку?

– Это хорошо, что ваши воспоминания имеют объем, глубину, обладают ярко выраженным эффектом присутствия. Местоположение картинки можете не искать.


Ключ

На мысленном луче, на расстоянии примерно в 5–9 см от лица, вообразите небольшой экран произвольных размеров (например, 5 х 10 или 10 х 15 см). Представьте, как этот экран загорается, наподобие экрана телевизора или монитора компьютера, и на нем появляется изображение того, что вы видели 5-15 минут назад. Сделайте изображение ярким и движущимся. Не каждому удается найти исходную линию времени, поэтому данный метод выстраивания голограммы хорошо работает для всех. Вы можете выставлять голограмму, даже не находя исходного расположения зрительных воспоминаний.

Если же вы все-таки нашли, где располагается изображение с воспоминаниями, просто перенесите уже имеющуюся картинку недавнего прошлого, которую только что увидели, на левый луч, на мысленный экран, расположенный на расстоянии 5–9 см от лица, и зафиксируйте ее там. Для более точного определения нового пространственного расположения голограммы я предлагаю использовать индивидуальные пропорции тела. Экран с воспоминанием о том, что было 10 минут назад, будет располагаться от лица на расстоянии вытянутого большого пальца. Для людей среднего роста это составляет 5–9 см. Зафиксируйте картинку в новом положении, мысленно удерживая ее в этом месте в течение 10–15 секунд. Это первая опорная точка на голограмме.

– Александр, вам удалось представить на экране то, что вы только что вспоминали?

Александр: Да, только не так четко, как раньше. И картинка проигрывает в яркости, и цвета не так хорошо видны.

– Все нормально, ваша задача в данном случае зафиксировать изображение в нужной точке. Александр: А какой тогда смысл в такой памяти, если я сейчас, представляя на экране, все вижу не так ярко, как при обычном воспоминании?

– При выполнении данного упражнения вы всего лишь выставляете опорные, ключевые точки воспоминаний, чтобы затем благодаря им собрать всю память в этом направлении. А потом вы будете просто оживлять экран на нужном расстоянии от лица и погружаться в воспоминания не как на экране, а так, как вы первый раз вспоминали, – вживую. Но при этом качественные и количественные показатели вашей памяти возрастут минимум в 2–3 раза.

После закрепления картинки с воспоминанием экран можете отпустить. Под словом «отпустить» понимается прекращение волевого сознательного управления данным воображаемым объектом. Обычно после этого изображение вместе с мысленным экраном либо исчезает, либо становится менее ярким.

– Вспомните что-нибудь, что вы видели 3–4 часа назад, и постарайтесь рассмотреть, где вы воспринимаете изображение. Насколько далеко от первого изображения находится эта картинка? Слева или справа от вас, выше или ниже уровня глаз?

Наташа: Я вижу картинку немного дальше, чем первую.

Виктор: Я вижу картинку левее, примерно на том же уровне.

Анжела: Мне кажется, что у меня картинка в том же самом месте, сзади, немного выше головы.

– Исходная линия времени может иметь самую неожиданную конфигурацию. Пусть это вас не смущает. Зачастую воспоминания могут не только располагаться с разных сторон, но и совпадать в пространстве.


Затем на мысленном луче включаем экран такого же или немного большего размера. На расстоянии одного локтя (менее половины длины руки) от лица представляем на экране зрительный образ, который видели примерно 3–4 часа назад. Для людей среднего роста расстояние составляет примерно 30 см. Лучше не просто представлять зрительный образ, а переносить его с исходной линии времени. Делаем его ярче, стараемся включить движение, фиксируем в течение 10–15 секунд, затем отпускаем. Это вторая опорная точка.

– Вспомните что-нибудь, что вы видели примерно сутки назад (плюс-минус 3–4 часа), и постарайтесь рассмотреть, где вы воспринимаете изображение. Насколько далеко от первого изображения находится картинка? Слева или справа от вас, выше или ниже уровня глаз? Наташа: Я вижу ее прямо перед собой, но еще дальше. Примерно на расстоянии в пятьдесят – шестьдесят сантиметров.

Виктор: Мне кажется, что изображение немного дальше и немного выше, чем предыдущие два.

Анжела: Я затрудняюсь, но мне кажется, я воспринимаю эту картинку точно там же, где и предыдущие.




Переносим изображение на левый луч, размещаем его на расстоянии согнутой (в виде дуги) руки от лица. Для людей среднего роста это составляет 50 см. Представляем изображение на экране, размер которого делаем еще большим или оставляем прежним. Если исходную линию времени найти не удалось, просто включаем картинку с изображением того, что видели в указанный выше промежуток времени. Стараемся усилить яркость, добавляем движение и фиксируем в течение 10–15 секунд, затем отпускаем. Это третья опорная точка.


– Вспомните что-нибудь, что вы видели примерно неделю назад, и постарайтесь рассмотреть, где вы воспринимаете это изображение. Насколько далеко от первого изображения находится эта картинка? Слева или справа от вас, выше или ниже уровня глаз? Наташа: Я вижу изображение намного ближе, примерно в десяти сантиметрах от лица.

– Наверное, это какое-то весьма эмоциональное воспоминание, если вы видите его намного ближе других картинок?

Наташа: Да, неделю назад я была на вечеринке.

Виктор: У меня картинка находится за спиной.

Анжела: Изображение почему-то справа и немного спереди.


Следующий экран аналогичного размера включаем, вытянув прямую руку по направлению влево вверх, там, где у нас основание большого пальца руки. Это четвертая опорная точка. Переносим на экран изображение с исходной линии времени, с того места, где мы рассмотрели воспоминания о том, что было с нами примерно неделю назад. Если исходная линия времени не была найдена, то просто представляем на экране то, что соответствует нашим воспоминаниям примерно недельной давности (плюс-минус 1–2 дня). Стараемся сделать изображение ярким, движущимся. Фиксируем картинку в пространстве в течение 10–15 секунд. Для людей среднего роста расстояние от лица равно примерно 60 см.




Вспомните что-нибудь, что вы видели месяц назад, и постарайтесь рассмотреть, где вы на этот раз воспринимаете изображение. Слева или справа от вас, выше или ниже уровня глаз? Насколько далеко от первого изображения находится картинка? Следующий экран аналогичного размера включаем на расстоянии прямой руки с согнутыми пальцами. Для людей среднего роста это дальше предыдущего экрана примерно на 4–5 см. Это пятая опорная точка.




Переносим на экран изображение с исходной линии времени, с того места, где мы рассмотрели воспоминание о том, что было с нами примерно месяц назад. Если исходная линия времени не была найдена, то просто представляем на экране то, что соответствует нашим воспоминаниям примерно месячной давности (плюс-минус несколько дней). Стараемся сделать изображение ярким, движущимся. Представляем картинку в этом месте примерно 10–15 секунд.

Вспомните что-нибудь, что вы видели примерно год (плюс-минус 1–2 месяца) назад, и постарайтесь рассмотреть, где вы воспринимаете изображение. Слева или справа от вас, выше или ниже уровня глаз? Насколько далеко от первого изображения находится картинка? Экран такого же размера, как предыдущий, или чуть меньший включаем на расстоянии прямой руки с полусогнутыми пальцами. Он расположен на 4–6 см дальше предыдущего. Это шестая опорная точка.




Переносим изображение на экран с исходной линии времени, с того места, где мы рассмотрели воспоминания о том, что было примерно год назад. Если исходная линия времени не была найдена, то просто представляем на этом экране то, что соответствует нашим воспоминаниям примерно годичной давности (плюс-минус несколько месяцев). Стараемся сделать изображение более ярким, движущимся и фиксируем картинку в пространстве в течение 10–15 секунд. Для людей среднего роста экран располагается примерно в 70 см от лица.

Вспомните, что было с вами примерно 9 лет назад. Рассмотрите, где воспринимается зрительное воспоминание о том времени. Перенесите его на соответствующий экран на левом луче. Экран, который вы включаете при выполнении этого упражнения, располагается от лица на расстоянии руки с выпрямленными пальцами (примерно 70 см для людей среднего роста). Это седьмая опорная точка.




Размер экрана произволен: он может быть в 2–3 раза меньше предыдущего или такой же. Перенесите на экран с исходной линии времени изображение, соответствующее тому, что было с вами около 9 лет назад, или просто постарайтесь рассмотреть на экране эти воспоминания. Усиливаем яркость, добавляем движение, фиксируем на 10–15 секунд.

Если вам за 40, необходимо еще одно воспоминание. Вспомните, что было с вами примерно 20 или 25 лет назад. Рассмотрите, где воспринимается зрительное воспоминание о том времени. Перенесите образ на соответствующий экран на левом луче. Последний экран, который вы включаете на левом луче при выполнении этого упражнения, находится на расстоянии руки с выпрямленными пальцами от лица. Руку стараемся вытянуть еще дальше в направлении влево вверх, но без разворота корпуса. Для людей среднего роста это составляет примерно 76 см, на 4–6 см дальше седьмой опорной точки. Если вам меньше 40 лет, то выставлять эту точку необязательно.

Чаще всего затруднения в определении исходного расположения зрительных воспоминаний обусловлены недостаточной концентрацией внимания. В этом случае я рекомендую перед поиском каждого из воспоминаний выполнять упражнение № 1. А лучше вообще не отвлекаться на нахождение исходной линии времени, а просто выставлять воспоминания на соответствующих расстояниях на воображаемой голограмме.


Итак, вы нашли зрительные воспоминания и выставили опорные точки на левом луче голограммы. Теперь необходимо закрепить новую конфигурацию линии времени и собрать на нее остальные воспоминания.




Предварительно максимально концентрируемся, выполняя упражнение № 1 и одновременно представляя левый луч голограммы с выставленными картинками. При этом необходимо продолжать ощущать все свое тело.

Включаем все экраны и стараемся несколько секунд видеть их все одновременно. Если трудно видеть все изображения, можно ограничиться только рамками экранов. Или даже просто очертаниями информационного треугольника. При этом представляем, как остальные зрительные образы, которые мы не вспоминали, также собираются на левый луч голограммы и занимают соответствующие пространственно-временным соотношениям места.


Кто-то представляет зрительные образы как множество фотографий, которые слетаются со всех сторон из пространства вокруг тела на левый луч, кто-то видит их как листки бумаги, кто-то – как смутный туман… Некоторым удобнее представлять их в виде желтых папок с компьютерного экрана: на левый луч собирается очень много папок, они выстраиваются вплотную друг к другу. В дальнейшем можно выбрать нужную папку, и она превратится в экран с изображением. Когда вы выставите голограмму, в вашем распоряжении будет несколько вариантов работы с памятью: можно либо сразу увидеть желаемое изображение на экране, либо вспомнить его, фиксируя внимание на соответствующем месте в пространстве, либо как-нибудь иначе… Обычно на выполнение упражнения по собиранию всех воспоминаний на левый луч информационного треугольника уходит 1–2 минуты. Напоминаю, что эффект от упражнения намного выше, если вы одновременно с представлением того, как все зрительные воспоминания собираются на левый луч, будете ощущать свое тело и полностью видеть информационный треугольник, в котором левый луч (прошлое) и правый (будущее) располагаются симметрично. Третья грань соединяет крайние точки в единую информационную систему.


После первого выставления линии времени я предлагаю проверить, насколько лучше вы можете вспомнить тот же первый класс. Выполняем упражнение № 1, затем на левом луче отмеряем расстояние от 65 до 80 см (в зависимости от возраста), далее включаем там мысленный экран, на котором представляем тех, вместе с кем учились в первом классе.

Если моментального эффекта не наблюдается, вспоминайте несколько минут. Ваша память может работать намного лучше!

Запишите в табл. 2 имена или фамилии тех, кого вы вспомнили на этот раз.


Таблица 2. Вспоминание на голограмме


Воспоминания: цветные или черно-белые, объемные или плоские, неподвижные или в движении, со звуками или без звуков, с телесными ощущениями или нет, с эффектом присутствия или нет (подчеркнуть).

Обычно обучающихся удивляет не столько количественное улучшение вспоминаемости, сколько качественное. Первый класс многие начинают вспоминать намного ярче, появляется эффект присутствия. Кто-то вспомнил, как ноги не доставали до пола, когда сидел за партой, кто-то заметил, что десятиклассники казались просто огромными дядями и тетями… Не у всех получается сразу, имейте терпение. Кому-то надо потратить 20–30 секунд на то, чтобы память начала работать намного лучше, а кому-то – 2–3 минуты.


Не менее интересным для многих является обратное усиление голограммы. Что это такое? После выставления зрительных воспоминаний на левом луче нужно отвлечься от работы с голограммой на короткий промежуток времени (от 8 до 15 минут) и выполнить в течение 3–5 минут вторую часть теста на дифференцированные воспоминания. Далее на тренинге мы обсуждаем причины, по которым некоторым обучающимся так и не удается вспомнить первый класс. На это в среднем уходит от 8 до 15 минут. Затем выполняем упражнение на обратное усиление голограммы.


Ключ

Упражнение на обратное усиление голограммы

На левом луче голограммы сначала включаем картинку того, что было с нами 9 лет назад (те, кто постарше, сначала вспоминают события 25-летней давности). Потом на голограмме представляем воспоминания, отстоящие от настоящего примерно на год, затем на месяц, неделю, сутки, 3–4 часа, 5-15 минут. В этом ряду воспоминаний и представлений о прошлом, как вы догадываетесь, меняются только два ближайших образа, соответствующие 3–4 часам и нескольким минутам. Именно в этот момент многие начинают наблюдать эффект лавинообразного улучшения вспоминаемости информации: события прошлого при втором проходе по голограмме они видят настолько ярко и воспринимают так живо, как если бы все это происходило с нами прямо сейчас.

По истечении 3–4 часов после обратного усиления необходимо снова вернуться к голограмме. На тренингах не всегда в нашем распоряжении есть эти 3 часа, поэтому второе усиление голограммы мы выполняем чаще всего спустя 1,5–2 часа; в течение этого промежутка времени мы осваиваем и тренируем классические приемы (мнемотехники), значительно упрощающие и облегчающие запоминание различных видов информации, а также специфические приемы, работающие только при использовании голограммы памяти.

Итак, второе усиление (закрепление) нового расположения голограмм начинается со включения самого ближнего экрана на левом луче (видим то, что случилось от 5 до 15 минут назад). Затем включаем экран с воспоминаниями о том, что видели 3–4 часа назад, сутки, неделю, месяц, год, 9 лет (те, кто постарше, вспоминают и то, что было 25 лет назад). Как после первого, так и после второго обратного усиления голограммы, необходимо мысленно представлять весь информационный треугольник с лучами, наполненными картинками.

На второе усиление голограммы обычно уходит минимум времени (3–5 минут), а польза от этого весьма значительная. Для получения максимального эффекта от голограммы зрительной памяти осталось вернуться к ее закреплению еще дважды (через 1–2 месяца и через год). Но об этом немного позже.

При выставлении голограммы я настоятельно рекомендую не стесняться, поднимать руку и мысленно размещать экран на ладони. Эффект при таком выставлении выше, чем при обычном «подвешивании» голограммы в пространстве. Почему? Все очень просто. Когда человек фиксирует ладонь в том месте, где представляет плоскость голограммы, то это простое действие само по себе генерирует в коре головного мозга образ конкретного места, в отличие от воображаемого представления экрана без показывания рукой. Как известно, в памяти обычно намного лучше закрепляются реальные события и значительно слабее – мысленные представления. Поэтому стараемся при выставлении голограммы отмерять расстояние и показывать расположение экранов прошлого левой рукой, а экранов будущего – правой, держа ладонь перпендикулярно направлению луча голограммы (наподобие экрана).

Замечу, что при выставлении экранов с показыванием их положения ладонью начинают срабатывать и другие составляющие тончайшего механизма, именуемого разумом. Более подробно я обычно освещаю этот вопрос при подготовке инструкторов (педагогов, психологов) по голографической памяти.

Экраны какого размера лучше представлять на голограмме? Первое время это может быть формат А4 с незначительными вариациями. Постепенно ваш разум сам выберет наиболее удобные для него параметры голограммы и всех ее составляющих.


Лучше всего, если каждый сам выберет оптимальный для него размер экранов. Кому-то удобнее, если ближние к лицу голограммы будут чуть больше по размеру, кому-то, наоборот, лучше представлять их чуть меньшими.

Многим комфортнее представлять более крупные голограммы, расположенные примерно на середине луча.




По мере овладения тонкостями работы с информационным треугольником большинство людей видят левый луч, состоящим из множества экранов примерно одного размера.




Экраны выстраиваются влево вверх, выше уровня глаз.

Во время работы с людьми из ВОС (общество слепых) передо мной встал очень непростой вопрос: как обучать голографической памяти тех, кто полностью или частично лишен зрения?

Положение усугублялось тем, что некоторые участники группы были слепыми от рождения, и для этой аудитории совершенно не подходили мои стандартные фразы типа «Вспомните, что вы видели десять минут назад…» или «Представьте, что вы будете видеть через три-четыре часа…»

Именно благодаря работе с этими людьми, и особенно с Вячеславом Васильевым (кандидатом в мастера спорта по шашкам, почти полностью лишенным зрения, но обладающим незаурядным жизнелюбием и оптимизмом), в совершенно нестандартных условиях обучения мне пришлось в очередной раз изменить пространственно-временной код голограммы. Стало ясно, что до всех своих воспоминаний человек должен иметь возможность «дотянуться рукой». Дальше – больше. Открылось (а затем подтвердилось на практике) понимание взаимозависимости мысленного тактильного контакта с представляемыми голограммами воспоминаний и улучшением процессов извлечения информации из памяти. Что, в свою очередь, позволило сместить ряд акцентов в самой технологии и получить дополнительные плюсы при работе по данной схеме. В дальнейших разделах книги мы не только поговорим об этом более подробно, но и убедимся на практике в неоспоримых преимуществах такого подхода.


Внимание

Выполняется немедленно

Представьте, что вы трогаете на левом луче информационного треугольника голографическую пластинку (экран) на расстоянии около 25 см от лица – то есть примерно на уровне второй опорной точки. Постарайтесь представить, какая она может быть на ощупь: скользкая или шершавая, жесткая или гибкая, теплая, холодная или прохладная. Возможно, это будут ощущения, как от прикосновения к рентгеновскому снимку, или к стеклянной пластинке, или к бумаге…

Вячеслав после цикла занятий по обучению голографической памяти прислал мне следующее письмо (стиль автора сохранен).

Практика

Здравствуйте, Станислав!

Тренинг пока закончился, и можно подвести итоги…

Первый эффект, который я наблюдал после попыток выстраивания голограммы, – это небольшое улучшение зрения. Просто после упражнений (ну, например, на следующее утро), надевая рубашку, немного четче видишь ее цвет и рисунок. Такой эффект может возникнуть при приливе крови к голове и улучшении за счет этого кровоснабжения глаза (например, при работе отдельные части головного мозга напрягаются и происходит прилив крови).

Эффект довольно устойчив. А может, и снятие стрессов в этом поучаствовало.

Не могу сказать, что раньше я иногда не видел более четко, но то, что этот эффект появляется каждый раз после работы с голограммой на занятиях или дома, – факт, который проверил.

Теперь далее. Никогда не имел проблем с запоминанием и вспоминанием, но у меня было мнение, что возможности памяти довольно ограничены, хотя и знал примеры выдающихся личностей, да и собственные способности были неплохие. Кроме того, я немного боялся перегрузить память лишней информацией.

Теперь, после ознакомления с изучаемой теорией, этот страх исчез совсем. Несмотря на загруженность, у меня появилось желание запомнить все телефоны или выучить целую книгу, и не одну. И объем этой книги

должен быть, например, как «Руслан и Людмила» Пушкина. Какой-нибудь учебник по теории шашечных дебютов, наверное, был бы полезнее, но желания выучить его не возникло.

Сначала было трудно понять действие голограммы, но после всплывания в памяти телефонных номеров, которые не были раньше заучены, все стало ясно почти сразу. Сомнения в эффективности техник, которые могли бы улучшить память, отпали.

После того как попробовал вспоминать первый класс, многое стало проясняться. Вспомнил одну девочку, а вот фамилию другой вспомнить пока не удалось. Знаю ее имя, помню ее зрительно, а на фамилии заклинило. Теперь об ощущениях от самих голограмм.

Голограмма будущего воспринимается более четко, как присутствие теплой субстанции с рассеянными краями, а вот голограмма прошлого холодная, на последнем занятии она стала сгустком волнообразной вибрации с нечеткими краями.

Тонкий стол оперативной памяти так и не удалось вычистить до блеска, он у меня неровный. Края овальные, а поверхность бугристая, но трудно понять, что это. Может, это наслоение текущих дел, или сама поверхность такая, которую и чистить не нужно. Определенно правая сторона более загружена, чем левая, а сзади все чисто.

Несмотря на плохое зрение, лучше всего удавалось выстраивать зрительную линию и, наверное, линию ощущения прикосновений, а вот звуковая линия немного слабее, хотя перемену заметил именно в звуковом оформлении, причем некоторые звуковые моменты были довольно яркими.

Довольно труден момент сбора всех воспоминаний. Просто, наверное, еще недостаточно подготовлен к восприятию слетающихся фотографий или другой формы сбора воспоминаний.

Это, наверное, самый слабый участок в освоении мной голографической модели памяти.

При попытках снимать стрессы, как с рождения до четырех лет, так и с четырех до десяти, вода, в которой сначала промывались диски (почти до разноцветного блеска), была черной. Отношу это и крайним событиям своей жизни, которых не помню. Знаю, что обжигался, вылив на себя кружку с горячим молоком, и воспаление легких перенес. Это еще в бессознательном возрасте, а в период с четырех до десяти лет была и серьезная травма, когда меня сбил мотоцикл. Может показаться, что это могло быть причиной потери зрения, но те изменения, которые произошли в глазу, ни один врач не может связать с травмой, после которой в течение четырех лет у меня было все в порядке.

Вообще травмы не редкость в моей жизни.

Определенно лучше для меня разделять голограмму на папки соответственно годам, а вот располагать воспоминания по датам удается тогда, когда они связаны с болезнями или травмами (если, конечно, не учитывать традиционные праздники и т. д.).

При снятии стрессов удобнее промывать части голограммы в виде дисков.

Беспокойство по поводу кажущихся далекими возникающих картинок исчезло после того, как узнал, что это вполне возможно. Сначала они были на расстоянии более двух метров, иногда казались ближе. На данный

момент легко можно представить более сжатую голограмму.

Вот, пожалуй, почти все, что ощутил при работе с голограммой.

Осталось отметить самый позитивный момент. Теперь я вооружен для работы с информацией любого объема. Благодаря знанию голографической модели устройства мира стал более уверенно чувствовать себя и не опасаться возможных перегрузок, связанных с интеллектуальной деятельностью. Обязательно буду пытаться углублять и осваивать секреты этой теории. Желаю вам дальнейших успехов и творческих открытий.

Конец ознакомительного фрагмента.