© Светлана Рассказова, 2016
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Любовь через игольное ушко
(Оригинальный сценарий полнометражного фильма)
Часть первая
НАТ. ПРИМОРСКОЕ СЕЛО В КРЫМУ – ДВЕ СОТНИ ДОМОВ – РАЗРУШЕННАЯ ЦЕРКОВЬ – СЕЛЬСОВЕТ – КЛУБ – ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ – НАЧАЛО ЛЕТА – ВЕЧЕР – НЕМНОГОЧИСЛЕННАЯ МАССОВКА ПАРНЕЙ И ДЕВУШЕК
Перед камерой проплывает Черноморское побережье Крыма, на его берегу – село. В селе – жилые дома, часто просто мазанки, утопающие в цветах, разрушенная церковь, сельсовет, клуб, один фонарный столб рядом с сельсоветом, освещающий вход в клуб.
Клуб одноэтажный – обычный дом. Над входом в клуб транспарант на красном ситце: «ПОЛЕВЫЕ РАБОТЫ – НЕ ЖДУТ!».
В сторону клуба с разных сторон идут две пары: девушка с девушкой, парень с девушкой; ещё три девушки и один парень. Тихонько между собой переговариваются, иногда смеются и заходят в клуб.
ИНТ. СЕЛЬСКИЙ КЛУБ – ЛЕТО – ВЕЧЕР – НЕМНОГОЧИСЛЕННАЯ МАССОВКА ПАРНЕЙ И ДЕВУШЕК – ТОГДА ЖЕ
В клубе дощатый пол, над маленькой сценой транспарант с надписью: «КИНО – В МАССЫ».
Вдоль стен стоят лавки. У самой кромки сцены на стуле сидит пожилая женщина – гармонист и наигрывает вальс «Синий платочек». Есть танцующие: три пары. Из них две пары: молоденькие парни с девушками и пара – девушка с девушкой.
На одной из лавок сидят ещё две девушки и тихонько переговариваются.
Танец заканчивается.
Входит молодой мужчина в офицерской форме. Все девушки оживляются. К нему сразу подходит одна из девушек, которая до этого танцевала с подругой, и приглашает его на следующий танец. Он не отказывается, гармонист играет следующую мелодию и они вальсируют.
Рядом сидящие на лавке девушки, перестают разговаривать и внимательно смотрят на танцующую пару.
Одна из них МИЛА (18), красивая, с толстой косой вокруг головы в виде короны, стройная, бедно одетая… На ней перешитая юбка, окрашенная школьными чернилами, старая вязаная кофта, правда, на ногах резиновые сапожки чёрного цвета на маленьком каблучке – единственное новое и модное в её убогом туалете.
Другая девушка – подруга Милы. Это ОКСАНА (22), симпатичная, одета в костюм английского кроя, держится уверенно, по-взрослому, работает продавщицей в «СЕЛЬМАГЕ».
Гармонистка перестаёт играть и закуривает. Публика рассаживается по лавкам, переговаривается. Офицер садится отдельно, напротив Милы, достаёт папиросу и тоже закуривает.
ОКСАНА
Милка! Какой офицерик-то симпатичный!
МИЛА
Оксан, тише… Он на нас смотрит.
ОКСАНА
Не на нас, а конкретно на тебя.
МИЛА
(смущаясь)
Перестань! Он же слышит…
ОКСАНА
(пожимает плечами)
Да не переживай ты так!
(пауза)
Жаль, я Тольку с армии дожидаюсь… А то бы захомутала сейчас этого капитанчика… Женила бы на себе – не меньше!
МИЛА
(шёпотом)
Мне он тоже нравится… Такой взрослый! И танцует по-настоящему!
ОКСАНА
Ага! Симпатичный.
МИЛА
Гимнастёрка как влитая. Люблю офицеров…
ОКСАНА
Так не сиди сиднем… Наших девок не знаешь… Уведут!
МИЛА
Стыдно мне… Одета как нищенка.
ОКСАНА
Вот он и оденет. Офицеры, знаешь, сколько получают… О-го-го!
Пока гармонистка отдыхает, офицер в чине капитана откровенно смотрит на Милу. Это ВАСИЛИЙ (25), невысокий, стройный, артистичный
Как только начинается фокстрот, капитан встаёт и направляется к ней, а подойдя, подаёт галантно руку, приглашая на танец. Танцуя, они общаются.
ВАСИЛИЙ
Позвольте!
МИЛА
Ой… Спасибо.
ВАСИЛИЙ
Меня Василий зовут.
МИЛА
А меня Мила.
ВАСИЛИЙ
(шутя)
Мила! Какое у тебя милое имя.
МИЛА
(смутившись)
Спасибо. Василий! А вы хорошо танцуете!
ВАСИЛИЙ
До войны в танцевальный кружок ходил.
МИЛА
Заметно… Успели повоевать?
ВАСИЛИЙ
(усмехаясь)
Ничего себе… успел… Два года отмахал…
МИЛА
(опять смущается)
Понятно…
Когда заканчивается фокстрот, Василий тут же приглашает Милу на вальс, польку и так до закрытия клуба. А после предлагает ей себя в провожатые. Мила машет Оксане рукой.
МИЛА
Оксан, я пошла…
Оксана в ответ улыбается, она рада за подругу.
НАТ. ТО ЖЕ СЕЛО – НОЧЬ – НЕМНОГО ПОЗЖЕ
Мила и Василий идут по ночному селу. Светит луна, которая освещает белые мазанки.
Василий держит её под руку и молчит. Мила в расстроенных чувствах и ищет причину молчания в себе.
МИЛА
(голос за кадром)
Видно он подошёл ко мне из-за жалости.
(мурлыча себе под нос)
«Хороша я, хороша, да плохо одета» – эта песня точно обо мне.
ВАСИЛИЙ
Поёшь?
МИЛА
Нет-нет… Вы у нас на строительстве?
ВАСИЛИЙ
Да. Молокозавод строим.
МИЛА
А сами откуда?
ВАСИЛИЙ
Из Белгорода.
МИЛА
Хорошо там?
ВАСИЛИЙ
В городе жить легче.
МИЛА
Тоже хочу в город.
ВАСИЛИЙ
Зачем?
МИЛА
Там жить интересней.
ВАСИЛИЙ
Брось… Село ваше красивое… небедное: виноград, персики, да и скотину разную народ держит.
МИЛА
(с горечью)
Народ держит…
(голос за кадром)
Только я к этому богатству отношения не имею.
ВАСИЛИЙ
Работаешь или учишься?
МИЛА
(гордо)
Работаю. В школе старшей пионервожатой.
ВАСИЛИЙ
Ооо! А живёшь где?
МИЛА
Пришли уже!
Она останавливается против беленькой мазанки и машет в её сторону рукой.
МИЛА
В этот дом председатель определил меня на жительство.
ВАСИЛИЙ
И как?
МИЛА
Хозяйка добрая… Подкармливает.
ВАСИЛИЙ
Не жарко в ботиках? Тепло вроде.
МИЛА
Не жарко… Завезут в сельмаг что-нибудь, так переобуюсь.
ВАСИЛИЙ
Понятно…
(показывая на лавочку у ворот)
Присядем?
Они садятся на лавку. Василий обнимает Милу за худенькие плечи.
ВАСИЛИЙ
А родители у тебя есть?
МИЛА
Мать и старшая сестра живут в Калинине, а отец в войну пропал без вести…
ВАСИЛИЙ
От чего же ты не рядом с матерю? Одну обидеть могут.
МИЛА
Комсомол сюда послал. С детьми спектакли для сельчан ставлю, концерты разные. Меня тут любят!
ВАСИЛИЙ
Смелая!
МИЛА
Война такой сделала! Полстраны пешком с матерью и сестрой прошли…
(пауза)
Из горящего Ржева бежали… Всё бросили… Одни дороги да чужие дома в памяти.
(горько)
Хлебные места искали…
ВАСИЛИЙ
(неопределённо)
Ну да… Многие так…
(пауза)
Пойду я. До свиданья, Мила!
Внезапно он встаёт. Прощаясь, сжимает её плечи и идёт прочь, не оборачиваясь.
МИЛА
(шепча)
Иди, иди! Всё ясно… Найдёшь себе богатую невесту.
НАТ. СЕЛЬСКИЙ МАГАЗИН – НА КРЫЛЬЦЕ НЕМНОГОЧИСЛЕННАЯ МАССОВКА ИЗ СТАРИКОВ И ДЕТЕЙ – ЛЕТО – ДЕНЬ – СПУСТЯ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ
Обычный дом в центре села с вывеской: «СЕЛЬМАГ». На крыльце стоит народ, в ожидании хлебовозки, которая показалась в конце улицы. Она представляет собой запряжённую лошадь с телегой, в телеге большой короб набитый хлебом.
К магазину подходит Мила и, минуя народ, заходит в магазин.
ИНТ. НЕБОЛЬШАЯ КОМНАТА С ПРИЛАВКОМ И СТЕЛЛАЖОМ ДЛЯ ТОВАРА – ПРОДАВЩИЦА – ДЕНЬ – ТОГДА ЖЕ
Стеллажи в магазине почти пустуют. Только самое необходимое: крупы, сахар, карамель, банки с рыбными консервами, тут же на гвоздях, вбитых в стену, висят на вешалках пару платьев, детское пальто, мужские брюки… За прилавком – Оксана.
Заходит Мила. Она в той же юбке и белой ситцевой блузке с коротким рукавом, на ногах старые клеёнчатые босоножки.
МИЛА
Здравствуй!
ОКСАНА
Ага, здравствуй! За хлебом?
МИЛА
Так зашла.
(показывает на платье, висящее на вешалке)
Платье красивое. Куплю с получки.
ОКСАНА
Поторопись! Знаешь ведь… Сметут…
(с улыбкой)
Как кавалер? Было чего?
МИЛА
Не-а… Проводил тогда… и всё…
ОКСАНА
Пожалел, наверное.
МИЛА
Пожалел? С чего взяла…
ОКСАНА
(пожимает плечами)
Молоденькая, одна…
МИЛА
Не нужна мне жалость… Ничья!
Любви хочу… Но не жалости!
ОКСАНА
Не переживай! Может ещё сладится…
МИЛА
Ничего не сладится! Хозяйка сказала, что солдатики тут до осени. Молокозавод достроят и уедут.
(пауза)
Вчера на танцах его не видела… И позавчера тоже… Сама-то чего не ходишь.
ОКСАНА
Мать не пускает. Говорит, чтобы дома сидела и Тольку ждала. А то будущая свекруха узнает, что я по танцам шляюсь… Всё! Тогда не отмыться! И этого потеряю, и другого не найду.
МИЛА
Из-за войны это… Девчонки есть, а ребята – одни сопляки… Кто постарше – те в армии служат или завербовались куда…
(пауза)
Пойду я. Хлеб привезли. …После обеда получку обещали – так я за платьем зайду.
Мила выходит из магазина, в который заходит народ, что караулил привоз хлеба.
ИНТ. СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА – КАБИНЕТ ДИРЕКТОРА – ДЕНЬ – ЛЕТО – СПУСТЯ МЕСЯЦ
Небольшая комната. На стене прямо над столом директора портрет Сталина. Из мебели канцелярский стол, стул, шкаф с документами на детей.
Директор – ИВАН ПЕТРОВИЧ (50), лысый, невысокий, с одной правой рукой. Левый рукав от рубашки пустой и заправлен под ремень в брюки.
Стук в дверь. Входит Мила. Она в новом ситцевом платье, которое недавно висело на плечиках в магазине, на шее повязан пионерский галстук.
ИВАН ПЕТРОВИЧ
Заходи, Мила. Просьба к тебе! Присаживайся.
Мила садится напротив директора.
МИЛА
Да, Иван Петрович… Что-то случилось?
ИВАН ПЕТРОВИЧ
Чем занимаешься?
МИЛА
Сейчас переоденусь, и стены в классах буду красить.
ИВАН ПЕТРОВИЧ
Брось пока… Найдём маляров. А тебе концерт нужно организовать… Праздничный! С нашими пионерами… Ну, и колхозников подключи: певунов да танцоров. Сама знаешь!
МИЛА
Хорошо, Иван Петрович! А по какому поводу концерт?
Тема какая?
ИВАН ПЕТРОВИЧ
(удивлённо)
А ты не знаешь?
МИЛА
Неет… Не знаю.
ИВАН ПЕТРОВИЧ
Ну, ты даёшь! Совсем заработалась! Молокозавод сдаём под красную ленточку. Всё! Уезжают ваши кавалеры.
МИЛА
Уже? Уезжают?
ИВАН ПЕТРОВИЧ
Уже… У самой-то есть кто?
МИЛА
Да ну вас, Иван Петрович! Нет у меня никого…
ИВАН ПЕТРОВИЧ
(с улыбкой)
Ладно… Иди! Готовь концерт. Ребят собери.
МИЛА
Соберу, кто не разъехался… Каникулы ведь…
ИВАН ПЕТРОВИЧ
Да какие каникулы! Если только младшие в море плещутся. А старшие всё больше маткам помогают… И на винограднике, и на ферме… Ничего! Вечерами все дома.
МИЛА
Хорошо, Иван Петрович. Я всё сделаю.
ИВАН ПЕТРОВИЧ
Давай… отличись. Ты у нас девушка начитанная, энергичная. Сможешь!
(со значением)
С района гости будут. Не подведи!
МИЛА
Не подведу.
Мила салютует и выходит из кабинета директора.
НАТ. ПЛОЩАДЬ ПЕРЕД СЕЛЬСОВЕТОМ – КОНЕЦ ЛЕТА – ДЕНЬ
На площади перед сельсоветом построена небольшая, высокая сцена. На передней панели сцены транспарант: «МОЛОКО-НАРОДУ!»
На сцене два представителя из района. Они в костюмах, при галстуках. Держатся строго и официально. Рядом с ними председатель колхоза, директор школы и строгая дама – парторг сельской парт ячейки.
Перед сценой сидят и стоят колхозники. Много детей. Школьники в белых рубашках (под воротничками повязаны пионерские галстуки) стоят отдельной группой.
На сцене Василий в чистой и выглаженной гимнастёрке вручает большой символический ключ (из картона) от молокозавода председателю колхоза. Это НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (55) Крепкий, крестьянского типа, настоящий мужик. Он берёт ключ у Василия и подходит к самому краю трибуны.
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
Огромное спасибо нашей доблестной Армии за помощь. Она победила фашиста! И она помогает советскому народу строить светлое будущее. Наш молокозавод сдан в эксплуатацию. Мы благодарим всех солдат, которые хорошо потрудились и сделали всё, чтобы молоко от наших колхозных бурёнок было на каждом столе советского труженика.
(пауза, откашливается)
Слава Советской Армии!
Слава трудовому народу! Слава товарищу Сталину! Ура!!!
Все кричат ура. Но громче всех кричат солдаты-строители. Они тоже стоят отдельной группой (20 человек). Рядом с ними Василий.
После торжественной части начинается концерт. Мила в роли конферансье объявляет номера художественной самодеятельности.
МИЛА
(громко и торжественно)
Дорогие товарищи! Дорогие сельчане! Мы начинаем концерт художественной самодеятельности, подготовленный собственными силами. Первым номером нашей программы выступит сельский хор. Прозвучит песня «Да здравствует наша держава», музыка Александрова, слова Шилова, гармонист – Веселова Дарья Тимофеевна.
На сцену выходят десять женщин, одетые в ситцевые красные сарафаны и платки. Они старательно поют, выделяя каждое слово.
После них выступают дети, которые исполняют «Орлёнка», «По долинам и по взгорьям», затем Мила объявляет танец «Молдовеняску»…
Во время концерта к Миле подходит председатель и жмёт ей руку.
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
Молодец, Мила! Такой концерт организовала… Секретарь райкома партии интересовался тобой… Сказал, что уровень не хуже городского.
МИЛА
(смущаясь)
Спасибо, Николай Иванович!
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
Так что, объявляю тебе благодарность. А ещё – жди премию!
Мила смущаясь, благодарит.
МИЛА
Спасибо, Николай Иванович!
Даже сама не ожидала, что так хорошо получится.
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
А я ожидал… Молодец, Милка!
После концерта дети расставляют стулья и лавки буквой «П» прямо перед сценой. На сцене уже установлена радиола. Рядом стопка пластинок.
Вечереет. Но ещё светло. Дети бегают вокруг сцены, смеются.
Приглашённые официальные гости из райкома уезжают на «Победе». Их провожает председатель, директор школы и строгая дама.
Становится проще. Все расслабляются, шумно беседуют друг с другом. Некоторые старики расходятся по домам. Молодёжь рассаживается на скамейки и готовится к танцам.
Мила разговаривает с пионерами, хвалит их за выступление и не замечает, как к ней подходит Василий. Он стоит сзади и нежно обнимает её за талию. Она догадывается, что это он, но из-за гордыни хочет отстраниться. Через мгновение пересиливает себя, поворачивается к нему лицом и они встречаются глазами.
ВАСИЛИЙ
Останешься танцевать?
МИЛА
Не собиралась.
ВАСИЛИЙ
Почему? Оставайся!
МИЛА
Раз просишь…
ВАСИЛИЙ
А ты молодец! Твой концерт всем понравился! И платье красивое! Тебе к лицу…
МИЛА
Спасибо.
ВАСИЛИЙ
Мои солдаты в тебя влюбились.
МИЛА
Засмущал…
ВАСИЛИЙ
И как конферансье всем понравилась.
МИЛА
А тебе?
ВАСИЛИЙ
Очень!!
МИЛА
Я думала, ты меня забыл.
ВАСИЛИЙ
Если забыл, то сегодня вспомнил.
МИЛА
(усмехаясь)
А стоит?
ВАСИЛИЙ
(не обращая внимания на её слова)
Давай танцевать! Весь вечер только с тобой!
МИЛА
(шутя)
Не обманешь?
ВАСИЛИЙ
Не обману.
Весь вечер Василий танцует только с ней. И с каждым танцем становится ей всё ближе и ближе. У Милы блестят глаза, она начинает верить в своё счастье.
Темнеет. Не дожидаясь окончания праздничного вечера, после очередного танца Василий берёт Милу за руку и тихонько уводит с площади.
Они молча идут по сельской улице. Светит луна. Её свет отражается в глазах девушки, он завораживает парня ещё больше. Василий часто наклоняется к Миле и нежно её целует. Не останавливаясь, они выходят за околицу села.
Дорога ведёт к винограднику, ровными рядами огибающим холмы и пропадающим где-то далеко в ночи…
Они останавливаются и любуются на виноградные гроздья. Камера фиксирует отражение лунного света в ягодах.
Василий срывает пару крупных гроздей уже спелого винограда. Одну подаёт Миле, другую оставляет себе. Они с удовольствием едят виноград, балуясь и кормя друг друга. Мила чувствует, что желанна парню с каждой минутой всё больше и больше. И сама радуется его ухаживаниям. Он нежен и добр. Она счастлива и полностью ему доверяет.
Между виноградными рядами они видят копёнку сухой травы.
Присаживаются.
МИЛА
Кажется я пьяная… от винограда…
ВАСИЛИЙ
Я тоже… Только от тебя…
Они начинают целоваться. Он покрывает её лицо и шею нежными поцелуями. Мила не сопротивляется и сама ложится на копёнку. Он больше не может сдерживаться, и, продолжая её целовать, задирает подол платья, снимает с неё трусы и дальше овладевает ею как взрослый, изголодавшийся по женскому телу мужчина, жадно и горячо…
Василий слышит, как в самом начале его телодвижений Мила вскрикивает. Он всё понимает. Но оторваться от неё не может…
Всё заканчивается… Какое-то время они молча лежат и смотрят на звёзды. Потом он поворачивается к ней лицом и как бы изучает.
ВАСИЛИЙ
Я у тебя первый?
МИЛА
Да.
ВАСИЛИЙ
Почему не сказала?
МИЛА
Пожалел бы?
ВАСИЛИЙ
Не знаю…
МИЛА
А я знаю…
Мила начинает его неистово целовать. Василий от неожиданности какое-то время полностью ей подчиняется, а после тоже отвечает поцелуями, но нежными и ласковыми. Он понимает, что ей хочется повторить и прочувствовать то, чем недавно насладился он. Они опять друг друга любят до тех пор, пока Мила не получает удовольствие от любви тоже.
Потом оба дремлют, тесно прижавшись, друг к другу.
Светает. Неожиданно Василий резко встаёт, отряхивает гимнастёрку от засохшей травы и приглаживает волосы рукой.
ВАСИЛИЙ
Мне пора, Мила. Я должен вернуться к солдатской побудке.
Мила с удивлением смотрит ему в глаза, она ждёт решительного мужского поступка от любимого, но вдруг понимает, что поступка не будет.
МИЛА
(смущённо)
Конечно-конечно… Иди…
Василий наклоняется, целует её в щёку, разворачивается и уходит.
Мила с тоской смотрит ему вслед. Когда он скрывается из виду, она встаёт, вынимает мусор из распустившихся кос, оправляет платье и быстро-быстро идёт в сторону села вдоль заборов и плетней, так чтобы пройти к хозяйскому дому незаметно.
ИНТ. СЕЛЬМАГ – ВЕЧЕР – ЛЕТО – СПУСТЯ НЕДЕЛЮ
Мила заходит в магазин, ждёт, когда оттуда выйдет покупательница. Оксана заканчивает торговлю и собирается закрывать магазин. Берёт свою сумочку, и выходит вместе с Милой. Закрывает магазин на замок, прячет ключ в сумочку. Они вместе выходят на улицу.
МИЛА
Не знаешь, чего так тихо в селе? Как будто кто умер…
ОКСАНА
Христос с тобой! Никто не умер. Просто, солдаты неделю как уехали… Тебе и показалось…
МИЛА
Значит уехали… Ну, ладно…
ОКСАНА
Ой! Кстати! Тебе тут письмо просили передать. Ты прости, что я забыла. Толика жду. Вся в делах и заботах.
Оксана достаёт из сумочки письмо и передаёт его Миле.
МИЛА
А кто передал?
ОКСАНА
Какой-то солдатик принёс. Сказал: там всё написано… …Мил, так я жду тебя. Мы свинку резать будем… Работы непочатый край: и уборка, и готовка. Может, поможешь?
МИЛА
Помогу…
Мила вскрывает письмо, запечатанное треугольником, читает и тут же комкает его в кулаке.
ОКСАНА
Мил! А в письме-то чего?
МИЛА
Ерунда всякая… Пойду к морю посижу…
Мила уходит в сторону моря. Там долго сидит на берегу и смотрит в морскую даль…
НАТ. СЕЛЬСКАЯ УЛИЦА – ЗИМА – ВЕЧЕР – МАССОВКА НЕМНОГОЧИСЛЕННЫХ ПРОХОЖИХ – СПУСТЯ НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ
Мила идёт вдоль сельской улицы. Она в кацавейке и толстом платке. На ногах те же резиновые сапожки.
Ей навстречу идут две женщины. Они перешёптываются между собой, а подойдя к ней демонстративно от неё отворачиваются. Мила, гордо задрав подбородок, проходит мимо.
Следующим попадается навстречу старик, который, скалясь ей в лицо, проходит мимо.
Со слезами на глазах Мила подходит к хозяйскому дому. Она открывает дверь, проходит в сени, потом в горницу.
ИНТ. ГОРНИЦА В ХОЗЯЙСКОМ ДОМЕ – ВЕЧЕР – ЧУТЬ ПОЗЖЕ
В горнице против двери у противоположной стены стоит большая кровать, убранная покрывалом, с горой подушек. Посредине горницы по одну сторону печь, по другую у окон – стол с двумя лавками. На стене в чёрной рамке фотографии мужа и сына хозяйки, погибших на войне. На окнах ситцевые вышитые белые занавески.
Кровать Милы расположена рядом с печкой ближе к двери. Это обычная солдатская кровать, видимо раздобытая по случаю. Кровать покрыта старым лоскутным покрывалом, есть одна небольшая подушка. Над кроватью полка с книгами, и школьными принадлежностями.
Войдя в горницу, Мила садится на табуретку у двери. Какое-то время так сидит, потом снимает кацавейку, вешает её на гвоздь. Виден её большой живот. Она беременна. Снимает боты и замечает на одном носке дырку.
МИЛА
Потом заштопаю… Видела у тёти Поли шерсть… А ведь у меня ещё одна пара носков была… Совсем новые… Точно! Должно быть в корзине…
Она достаёт из-под кровати корзину (типа чемодана) со своими вещами, начинает там рыться и вдруг вытаскивает со дна скомканный листок бумаги. Разворачивает и читает.
ПРИМЕЧАНИЕ: КРУПНО
НА БЕЛОМ ЛИСТЕ БУМАГИ СЛОВА: МАЛО ЛИ ЧТО…
КОНЕЦ ПРИМЕЧАНИЯ.
А внизу под надписью «Мало ли что» мелким почерком белгородский адрес Василия.
Мила, держа записку в руках, опять садится на скамью.
МИЛА
Аааа… Как же я сразу не поняла эти его слова: «Мало ли что». …Не мало, дорогой… Ох, как не мало… Вот дура-то… Тогда и в голову не пришло…
(глядя на записку)
Зачем-то ведь сохранила…
Входит хозяйка. Это ТЁТЯ ПОЛЯ (50), невысокая, немного полная, седая, невесёлая. Раздевается.
ТЁТЯ ПОЛЯ
Мил, ты чего у порога сидишь? Ела?
МИЛА
Не ела и не хочу…
ТЁТЯ ПОЛЯ
Ребёнка заморишь… Давай ужинать… Не сиди истуканом.
(увидев у неё в руке записку)
Чего это? Письмо? От кого?
Мила подаёт тёте Поле записку. Та внимательно читает и кладёт записку на стол.
ТЁТЯ ПОЛЯ
Милка! Так это же совсем другое дело… Написать ему нужно! Где это видано, чтобы советские офицеры своих детей бросали. А комиссариат на что? Можно, и туда сообщить… Чтобы приструнили…
МИЛА
Тёть Поль! Миленькая… Не надо никуда писать.
Любил бы – давно вернулся. Значит, не любил… Я ведь не знаю о нём ничего… Может, у него жена и дети есть…
ТЁТЯ ПОЛЯ
Как же так? Мила!
МИЛА
Не спрашивайте! Мы же, почти ни о чём не говорили. Целовались только…
(плачет)
А стыдно-то как! Господи! Бабы шушукаются, не здороваются, пионеры хихикают. Давеча директор и тот высказался…
ТЁТЯ ПОЛЯ
Чего?
МИЛА
(передразнивает директора)
Ты же, говорит, вроде и не гуляла ни с кем!
(пауза)
…Не гуляла, а нагуляла… Такая вот расплата за минуту счастья.
ТЁТЯ ПОЛЯ
Ладно, Мил… Не горюй! Вырастим твоё дитя. Чать, не война… Давай ужинать!
МИЛА
Устала я и голова болит…
Мила разбирает свою постель.
ТЁТЯ ПОЛЯ
Может, всё-таки поешь?
МИЛА
Спасибо, тёть Поль. Спать хочу.
ТЁТЯ ПОЛЯ
Ну, спи.
Тётя Поля достаёт ухватом из печи чугунок с варевом. Накладывает себе полную миску щей, отрезает кусок хлеба и ест… Нет-нет, да и глянет на записку, которая так и лежит на столе. По женщине заметно, что она что-то задумала. Поев, она моет посуду и аккуратно вытирает стол.
Затем подходит к Миле, видит, что та крепко заснула, берёт с полки, что прибита над Милиной кроватью, чистую тетрадку, ручку, чернильницу и идёт к столу.
Усевшись за стол, она списывает в тетрадку белгородский адрес Василия с записки, а затем там же продолжает что-то старательно писать. Закончив, вырывает исписанный листок из тетрадки, сворачивает его вчетверо и кладёт в карман своего полушубка.
НАТ. КАЛИТКА У ДОМА ТЁТИ ПОЛИ – ВЕСНА – ДЕНЬ – НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ СПУСТЯ
Перед камерой проплывают цветущие сады, холмы с зеленеющим виноградником, сияющие белизной мазанки, первоцветы в палисадниках.
Мила, с укутанным в одеяло ребёнком на руках, идёт по сельской улице, подходит к хозяйской мазанке, открывает калитку, аккуратно ступает на невысокое крылечко, достаёт из кармана ключ, открывает дверной замок и входит в сени.
На полу сеней замечает запечатанный конверт, брошенный через тонкую прорезь в двери, сделанную специально для писем и газет.
Открывает дверь в горницу, несёт ребёнка к своей кровати, кладёт его, затем возвращается в сени и поднимает конверт.
ИНТ. ГОРНИЦА ДОМА ТЁТИ ПОЛИ – ТОГДА ЖЕ
Заходит в горницу, закрывает за собой дверь, садится на табуретку, читает адрес на конверте. Видит, что письмо для неё, замечает обратный адрес, делает большие глаза и вскрывает конверт. Читает про себя.
То, что она прочла, потрясает её настолько, что даже просто ахнуть, у неё не остаётся сил.
Входит тётя Поля.
ТЁТЯ ПОЛЯ
День сегодня – прямо летний… Такая красота!
(заметив потрясённую Милу)
Ты чего такая квёлая сидишь? Как Варька? Здорова?
МИЛА
Спит Варька…
(подаёт письмо)
Вот… Читайте…
Тётя Поля берёт письмо, подходит к окну и начинает медленно вслух читать написанное.
ТЁТЯ ПОЛЯ
«Здравствуй, Мила! Не надо было тебе отпускать моего сына, а надо было расписаться в сельсовете сразу, как между вами это случилось. А теперь уже поздно. По возвращению от вас он женился на женщине с ребёнком. Живут они хорошо. У неё есть дом и корова. Но ты не переживай. Если согласишься, то можешь выйти замуж за моего старшего сына. У него была жена, но она умерла. Вася сказал, что ты красивая и работящая, а потому подойдёшь для нашей семьи. Так что, если надумаешь, то напиши, и мой старший сын Витя за тобой приедет. Если ребёнок уже родился, то здесь распишитесь и здесь зарегистрируешь ребёнка на нашу фамилию. До свидания! Ждём ответ».
МИЛА
Ваша работа? Тёть Поль, зачем вы?
ТЁТЯ ПОЛЯ
(огорошено смотрит на письмо и трясёт им)
Чего-чего… Но такого…
МИЛА
Вот так… Променял мой сокол нас с дочкой на тётку с коровой…
ТЁТЯ ПОЛЯ
(задумчиво)
А может?
МИЛА
Нееет… Не будет этого… Ни Васек, ни Витек нам не надо… Обойдёмся!
ТЁТЯ ПОЛЯ
Прости меня, дуру старую… Гордая ты. Тяжело тебе будет.
МИЛА
Ничего… Проживём! Сами говорили: чать не война…
ИНТ. «СЕЛЬМАГ» – ЛЕТО – ДЕНЬ – СПУСТЯ МЕСЯЦ
В «Сельмаг» заходит председатель и, воспользовавшись, что покупателей нет, закрывает изнутри дверь магазина на засов. Оксана стоит за прилавком.
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
Здравствуй, Оксана! Разговор есть к тебе. Серьёзный!
ОКСАНА
Да, Николай Иванович. Слушаю!
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
Спросить хочу… Как там Мила?
ОКСАНА
Хорошо. Скоро на работу выйдет. Только Варьку в ясли определит.
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
Девочка здорова?
МИЛА
Здорова. Такая орастая!
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
Орастая это по-нашему. Значит, будет активная как мамка.
…Я вот о чём… Как бы сказать-то…
Слышал, что тут у тебя в очередях… бабы ей кости моют. Так ты пресекай их разговоры. Не дело это…
ОКСАНА
Поняла, Николай Иванович. Буду пресекать.
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
Ты пойми… А ежели она психанёт и уедет от нас. К примеру – в район. Их начальники нашу Милку с превеликой радостью к себе заберут. Намекали уже… Мы же, первые места по художественной самодеятельности благодаря ей держим.
(пауза)
Ведь никому ничего не надо… У всех только собственное приусадебное хозяйство на уме. Куры да свиньи… Она одна как оглашенная по селу носится да из пионеров и старых бабок артистов делает.
Так что… пресекай! Договорились?
ОКСАНА
Договорились… Только…
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
Что?
ОКСАНА
…Жильё бы ей, Николай Иванович…
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
Жильё будет. Так и передай! Дом на семь комнат заложили, восьмая кухня. Кухня – общая, но ничего… Всё лучше, чем чужие углы снимать. Можем и тебе с Толиком там комнату выделить?
ОКСАНА
(улыбаясь)
Спасибо… Я уж лучше поближе к курам и свинкам буду…
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
Ну, ну… А женихи и здесь найдутся. Вчера парня-связиста к нам в колхоз на работу принял. С армии ребята возвращаются… Пусть не горюет. Счастье там, где ты нужен. Так Миле и передай.
ОКСАНА
Передам. Обязательно передам!
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
Ну, давай! Торгуй! Хлеб привезли.
Николай Иванович открывает в магазине засов и выходит.
ИНТ. КОМНАТА МИЛЫ В НОВОМ ДОМЕ – ЛЕТО – ДЕНЬ – ЧЕРЕЗ ГОД ПОСЛЕ ВСЕГО СЛУЧИВШЕГОСЯ
Комната просторная и светлая, но почти пустая. У стены стоит большая кровать, есть маленький стол у окна, на котором немногочисленная кухонная утварь. У стола пара табуреток.
Носильные вещи висят на двух гвоздях у порога. На одном из них мужская чистая спецовка и кепка, на полу под спецовкой стоят большие мужские кирзовые сапоги. Рядом с ними Милины ботики и новые туфли. В углу комнаты уже знакомая нам корзина с вещами.
На кровати спит годовалая дочь Милы.
Мила сидит у окошка на табуретке и вручную шьёт детское летнее платье из ситца. Оно почти готово. Осталось только подрубить подол. Она держит платье на вытянутых руках и любуется на свою работу. Хочет заняться подрубкой подола, но в иголке кончается нитка.
Мила берёт катушку, отрывает длинный кусок нитки и начинает вдевать её в игольное ушко…
ПРИМЕЧАНИЕ: КРУПНО
В ИГОЛЬНОЕ УШКО ДВА ЖЕНСКИХ ПАЛЬЧИКА ВСТАВЛЯЮТ НИТКУ
КОНЕЦ ПРИМЕЧАНИЯ
Часть вторая
ИНТ. ГОРОДСКАЯ СОВРЕМЕННАЯ КВАРТИРА В ПАНЕЛЬНОМ ДОМЕ – НАШЕ ВРЕМЯ – ЛЕТО – ДЕНЬ
ПРИМЕЧАНИЕ: КРУПНО
ИЗ ИГОЛЬНОГО УШКА ДВА ЖЕНСКИХ ПАЛЬЧИКА ВЫНИМАЮТ НИТКУ
КОНЕЦ ПРИМЕЧАНИЯ.
Хозяйка трёхкомнатной квартиры находится в зале. Это МАРИНА (45), красивая, стройная дама.
Она сидит на диване и вышивает. Вынимает из игольного ушка нитку и готовится продолжить заниматься вышиванием дальше, но вдруг решает оглядеть то, что уже получилось.
Она держит пяльцы на вытянутых руках и любуется на свою работу. Вышивка почти закончена. На ней изображён пингвин.
В квартире опрятно. Евроремонт. Новая мебель, красивые занавески, всё подобрано со вкусом и сделано с душой. Много книг на полках и в книжном шкафу. Перед книгами на полке стоят фотографии. На одном снимке симпатичная девушка шестнадцати лет – это дочка Марины. Рядом свадебный снимок самой хозяйки и её мужа, на третьем снимке – полярник. На стенах квартиры в рамках под стёклами висят вышивки хозяйки. На них изображены букеты из различных цветов.
Марина слышит звонок в дверь. Поднимается, кладёт вышивку на диван и идёт открывать дверь.
В зал она возвращается со своей соседкой. Это ВАРВАРА (60), дочь Милы, приятная, интеллигентная, в домашнем костюме спортивного стиля. В её руках книга «РУКОДЕЛИЕ».
ВАРВАРА
Возвращаю. Кое-что выписала для себя.
МАРИНА
Да? А я всё больше Интернетом сейчас пользуюсь. Там теперь всё есть.
ВАРВАРА
Есть, конечно! Только книга как-то привычнее.
Варвара замечает на диване вышивку с пингвином.
ВАРВАРА
Оооо! Марина! Ты изменила своему вкусу?
(показывает рукой на вышитые картины)
Почему пингвин?
МАРИНА
(улыбаясь)
Присаживайся. Сейчас расскажу.
Марина усаживает соседку в кресло, сама садится на диван, берёт вышивку в руки, периодически вышивает, иногда отвлекается на беседу. Свой рассказ она повествует от начала и до конца с налётом самоиронии и хорошим настроением.
МАРИНА
Однажды, перед поездкой в Болгарию он мне приснился… Если у тебя есть время, то я расскажу тебе историю своей необыкновенной любви.
ВАРВАРА
Время у меня вагон! Я же теперь пенсионерка… Так что рассказывай про свою необыкновенную любовь.
(по-доброму усмехаясь)
Хотя ординарных «любовей» не бывает. Поверь! Это чувство у всех и всегда необыкновенное!
МАРИНА
Согласна! Про себя мне тоже как-нибудь расскажешь… Обожаю эту тему!
ВАРВАРА
Ещё как расскажу…
МАРИНА
(интригующе)
Так вот! …Несмотря на непростые после перестроечные времена… я легко поступила в Московский университет на географический факультет. Закончила его без натуг и даже с красным дипломом. А затем занялась ландшафтным планированием.
ВАРВАРА
Ого! Теперь понятно твоё серьёзное влечение к цветам.
МАРИНА
Именно…
ВАРВАРА
Ну, а с кавалерами как у умницы, плюс красавицы?
МАРИНА
С кавалерами тоже проблем не было. И я любила, и меня любили! Только до обручального колечка стрелы амура не долетали. Понять не могла: почему меня Боженька наказывает одиночеством?
ВАРВАРА
Просто ни один королевич не мог допрыгнуть до твоего открытого окошка.
МАРИНА
(смеясь)
Наверное! А тут…
(пауза)
Помнишь, одно время про болгарскую пророчицу Вангу по телевизору часто показывали.
ВАРВАРА
Помню. Сейчас тоже показывают…
МАРИНА
Ну да… Меня и осенило… Надо ехать! И выяснить причину несерьёзного отношения мужчин…
(улыбаясь)
…к очень хорошей девушке Марине.
ВАРВАРА
Всему своё время!
МАРИНА
Ты дальше слушай! Я купила двухнедельный тур в Болгарию. Но отдых на Золотых Песках меня не интересовал, а интерес был к городку Петриче, в котором и проживала предсказательница. Выстояв огромную очередь протяжённостью в две недели своего отпуска, я с необыкновенным сердечным волнением приблизилась к цели своего пребывания в этой солнечной стране…
НАТ. БОЛГАРИЯ – ПЕТРИЧЕ – ВОРОТА ДОМА ВАНГИ – МАССОВКА ДЛИННОЙ ОЧЕРЕДИ – 90-ЫЕ ГОДЫ – ВРЕМЯ МОЛОДОСТИ МАРИНЫ
У ворот дома Ванги огромная очередь во всю улицу из людей разного возраста и пола, есть калеки.
Первой у ворот стоит МАРИНА (25) и ждёт, что её вот-вот должны принять.
НАТ. БОЛГАРИЯ – ПЕТРИЧЕ – ДВОР ДОМА ВАНГИ – ЛЕТО – ДЕНЬ – ТОГДА ЖЕ
В беседке во дворе дома за столом, покрытым белой вязаной скатертью, сидит старенькая слепая бабушка. Это ВАНГА (за 80). Рядом с ней две её помощницы.
Очередь Марины. Она заходит во двор, подходит к столу, здоровается и присаживается напротив Ванги.
ВАНГА
(на болгарском)
Что у тебя есть?
В дальнейшем для Марины весь разговор переводит одна из помощниц, которая стоит рядом с ней.
МАРИНА
Вот… Сахарок принесла.
Марина вкладывает кусочек сахара в ладошку Ванги. Та несколько секунд держит его в руках.
ВАНГА
(кричит)
Ты не для меня! Уходи!
Ванга без объяснений откладывает сахар в сторону.
МАРИНЫ
(обомлев)
Но почему? Я же ничего плохого не сделала!
ВАНГА
(смягчается)
Что ты хочешь? Мужа? Так у тебя обручальное кольцо на пальце.
МАРИНА
Но я не замужем! И у меня нет кольца.
ВАНГА
Посмотри! Сколько несчастных людей стоит в очереди. А ты обман принесла. Всё! Иди!
Расстроенная Марина встаёт из-за стола. К ней подходит помощница, которая переводила ей слова Ванги и возвращает пятьдесят долларов. Поникшая Марина уходит.
ИНТ. СОВРЕМЕННАЯ КВАРТИРА МАРИНЫ – ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ МАРИНЫ И ВАРВАРЫ
ВАРВАРА
Что за пятьдесят долларов?
МАРИНА
Пятьдесят долларов брались с иностранцев за откровения вещуньи. Поскольку Ванга меня практически выгнала, то деньги мне вернули. Вот так!
ВАРВАРА
(удивлённо)
Надо же…
МАРИНА
Я тогда чуть не разревелась. Всё думала: за что она так со мной?
ВАРВАРА
(задумчиво)
Про сахарок я слышала. Якобы она через него о человеке всё узнавала. Слушай! Так может, надо было тот сахарок предварительно у себя под подушкой не одну, а несколько ночей подержать?
МАРИНА
Может быть…
(пауза)
В Москву я тогда вернулась в подавленном состоянии.
НАТ. ПОДЪЕЗД ДОМА МАРИНЫ – ВРЕМЯ ЕЁ ВОЗВРАЩЕНИЯ ОТ ВАНГИ – ЛЕТО – ДЕНЬ
Марина выходит из такси, и идёт к крыльцу своего дома. Перед самым крыльцом она спотыкается, о торчащий в трещинке асфальта, кусочек кабеля, состоящий из разноцветных проводков.
ПРИМЕЧАНИЕ: КРУПНО
ИЗ ТРЩИНЫ В АСФАЛЬТЕ ТОРЧИТ КУСОЧЕК РАЗНОЦВЕТНОГО КАБЕЛЯ
КОНЕЦ ПРИМЕЧАНИЯ
На лице Марины удивление и шок, будто она что-то вспомнила.
ИНТ. ГОРОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА – КАБИНЕТ ОДНОГО ИЗ КЛАССОВ – ЛЕТО – ДЕНЬ – МАССОВКА ВОСЬМИКЛАССНИКОВ – ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ МАРИНЫ
В классе царит оживление. Ребята одеты в праздничную школьную форму. Девочки в белых передниках с большими белыми бантами. Мальчики в белых рубашках. Все с комсомольскими значками.
Класс представляет собой кабинет биологии. На стенах плакаты с растениями, в шкафах – чучела птиц.
Входит УЧИТЕЛЬНИЦА (45), приятная, с хорошим настроением. Ребята рассаживаются по местам. Учительница стоит лицом к классу.
УЧИТЕЛЬНИЦА
Итак! Вы получили неполное среднее образование. Остались только экзамены и дальше каждый из вас волен сам решать: будет ли он учиться в нашей школе дальше или пойдёт куда-то ещё. Дорог много! Главное выбрать такую, чтобы жизнь не казалась скучной и неинтересной. И главное, чтобы было радостно и легко на сердце после каждого прожитого дня.
Она с улыбкой (в шутку) поклонилась. Класс аплодирует.
УЧИТЕЛЬНИЦА
А теперь о маленьких сюрпризах для каждого из вас. Месяц назад я просила подготовить к сегодняшнему дню сувениры, обязательно сделанные собственными руками.
Так вот! Сейчас… пусть каждый… со своим сувениром подойдёт к тому, кому он предназначен… И преподнесёт его с улыбкой и от души.
В классе начинается суета. Ребята подходят к друзьям и одаривают их сувенирами. Это общие тетради с вклеенными школьными фотографиями и красочными надписями, вышивки, доски с выжиганием, рисунки.
Учительница поглядывает: не остался ли кто без подарка и, заметив одного мальчика и девочку, к которому никто не подошёл, дарит им по книге от себя.
За одной из парт сидит МАРИНА (14), красивая девочка. Это наша героиня в юном возрасте. Она только что подарила вышивку своей подруге.
К ней подходит мальчик СЛАВА (14), маленький, щекастенький, светловолосый и надевает ей на безымянный палец колечко, искусно сплетённое из трёх красно-бело-синих проводков. Марина, благодарит, в недоумении пожимает плечами, но кольцо не снимает.
ИНТ. СОВРЕМЕННАЯ КВАРТИРА МАРИНЫ – ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ ВАРВАРЫ И МАРИНЫ
Марина и Варвара продолжают разговор.
МАРИНА
Может, помнишь, как одно время среди детей считалось шиком носить такие колечки. Мастера плетения настолько изощрялись в подборе цветовой гаммы проводков, что одинаковые изделия этого новомодного, чисто народного творчества, встречались очень редко.
ВАРВАРА
Помню это светопреставление. Сколько телефонных кабелей было тогда испорчено и разобрано на такие колечки!
(пауза)
Со Славой-то что?
МАРИНА
А Слава, получив аттестат о незаконченном среднем образовании, внезапно исчез из нашего поля зрения. Единственный слух о нём был связан с морем…
ВАРВАРА
(в предвкушении)
А дальше? Самое интересное… Колись!
МАРИНА
А дальше… Когда я, приехав от Ванги, споткнулась у крыльца об этот кусочек кабеля, меня сразу осенило… И я бросилась искать приветик из прошлого.
ИНТ. КВАРТИРА МАРИНЫ ДВАДЦАТИЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ ПОСЛЕ ПОЕЗДКИ К ВАНГЕ
Та же квартира, но до евроремонта. Обстановка советских времён.
Марина заходит в квартиру и, не раздеваясь, кидается выдвигать ящики мебельной стенки. В одном из ящиков ей попадается на глаза старая косметичка
МАРИНА
Давно надо выбросить.
Марина расстёгивает фирменную кнопочку той косметички и достаёт колечко, сплетённое из трёх красно-бело-синих проводков. Она улыбается, надевает его на безымянный палец как в первый раз и смеётся, любуясь.
Внезапный телефонный звонок прерывает её романтические воспоминания.
Девушка снимает трубку стационарного телефона и слышит в ней густой мужской голос:
ГОЛОС В ТРУБКЕ
Здравствуй, Марина!
МАРИНА
Здравствуйте! С кем я говорю?
ГОЛОС В ТРУБКЕ
Меня зовут Слава! Мы учились с тобой в одной школе!
МАРИНА
Тот самый Слава с колечком?
ГОЛОС В ТРУБКЕ
Именно с колечком. Как поживаешь, Марина?
МАРИНА
Хорошо поживаю. Слава, ты в Москве?
ГОЛОС В ТРУБКЕ
Пока нет, но скоро буду. Я работаю в экспедиции на Южном полюсе.
МАРИНА
Как тебя занесло в такую даль?
ГОЛОС В ТРУБКЕ
Занесло от большой любви…
МАРИНА
Любви к пингвинам? Или к географии? Помню, что по ней только мы с тобой имели пятёрки… Из всего класса!
ГОЛОС В ТРУБКЕ
Любви к тебе, Мариночка! И к географии тоже.
МАРИНА
Слава! Я в себя не могу прийти… Неужели с самого Южного Полюса?
ГОЛОС В ТРУБКЕ
С Южного, Мариночка, с Южного! Не будешь против, если я на Новый год тебя навещу?
МАРИНА
Так смело! Может, я замужем.
ГОЛОС В ТРУБКЕ
(смеясь)
Тогда познакомишь меня со своим мужем.
МАРИНА
Мужа нет. Шучу! Провёл разведку боем?
ГОЛОС В ТРУБКЕ
А как же!
МАРИНА
(весело)
Так и быть… Приезжай!
ГОЛОС В ТРУБКЕ
Тогда жди!
ИНТ, КВАРТИРА МАРИНЫ ТОГО ЖЕ ВРЕМЕНИ – НОВОГОДНЯЯ НОЧЬ
Квартира украшена по-новогоднему. Марина нарядно одета.
Она смотрит на часы. На них 23:00. Звонок в дверь!
Она открывает дверь и видит перед собой высокого крепкого, в меру щекастенького молодого мужчину. Это СЛАВА (25).В руках мужчины настоящий пингвин. На грудке пингвина выделяется бархатная коробочка из ювелирного магазина, которая держится на трёх красно-бело-синих проводках от телефонного кабеля, искусно переплетённых между собой в цепочку.
МАРИНА
Ооо! Живой! Живой пингвин!
СЛАВА
Здравствуй, Мариночка!
МАРИНА
Здравствуй, Слава! И куда этого красавчика определить?
СЛАВА
Пока в ванную. Потом разберёмся. Он к тебе с подарком.
Слава снимает с шеи пингвина цепочку из проводков вместе с коробочкой. Коробочку он тут же открывает – там обручальное кольцо.
ИНТ. СОВРЕМЕННАЯ КВАРТИРА МАРИНЫ – ВРЕМЯ БЕСЕДЫ ВАРВАРЫ И МАРИНЫ
МАРИНА
Скоро двадцать лет, как мы поженились. Слава по-прежнему связан с Южным полюсом. Наша Флора через год заканчивает ту же школу, в которой учились мы со Славой. А я нахожусь в процессе постоянного ожидания мужа и дочери.
ВАРВАРА
Получается, что Ванга тогда тебя выгнала правильно.
МАРИНА
Получается, что так!
Звонит смартфон Марины, лежащий на столике. Она берёт смартфон, включает.
МАРИНА
Да, дорогой… Всё хорошо у нас! Флора сразу после школы на подготовительные курсы ушла. Мы ждём тебя… Когда приедешь?
Она показывает Варваре светящуюся фотографию на смартфоне. На ней полярник.
ПРИМЕЧАНИЕ: КРУПНО
НА ЭКРАНЕ СМАРТФОНА ФОТОГРАФИЯ ПОЛЯРНИКА
КОНЕЦ ПРИМЕЧАНИЯ.
Варвара тихонько, чтобы не мешать Марине общаться с мужем, выходит из квартиры и захлопывает дверь.
…Марина, поговорив с супругом по телефону, находится в прекрасном настроении. Она берёт вышивку, целует её, замечает, что в иголке кончается нитка, выбирает синее мулине, отрывает кусочек и вдевает в иголку новую нитку.
ПРИМЕЧАНИЕ: КРУПНО
В ИГОЛЬНОЕ УШКО ДВА ЖЕНСКИХ ПАЛЬЧИКА ВСТАВЛЯЮТ НИТКУ
КОНЕЦ ПРИМЕЧАНИЯ.
Часть третья
ИНТ. ГОРОД – КВАРТИРА В ПАНЕЛЬНОМ ДОМЕ – ЛЕТО – ВЕЧЕР – НАШЕ ВРЕМЯ
ПРИМЕЧАНИЕ: КРУПНО
ИЗ ИГОЛЬНОГО УШКА ДВА ЖЕНСКИХ ПАЛЬЧИКА ВЫНИМАЮТ НИТКУ
КОНЕЦ ПРИМЕЧАНИЯ.
Хозяйка квартиры вынимает нитку из игольного ушка, завязывает узелок и начинает пришивать пуговицу к манжете мужской рубашки. Она сидит в кресле за маленьким столиком в своей двухкомнатной квартире, занимается мелким ремонтом белья и смотрит телевизор.
Хозяйка квартиры – ВАРВАРА (60), это та самая соседка Марины, вполне изящная для своих лет. Она в домашнем костюме спортивного стиля.
Квартира обставлена без излишеств, но всё самое необходимое для жизни имеется. Варвара проживает здесь с мужем. Это ДЕНИС (62), седой, среднего роста, интересный. На данный момент он находится в другой комнате.
Неожиданно Варвара слышит его голос.
ВАРВАРА
(тихо)
С кем это он скайпится?
Варвара вслушивается в разговор, доносящийся из соседней комнаты. Слов расслышать не может, а потому берёт пульт, выключает звук телевизора и слышит диалог мужа с незнакомкой.
ГОЛОС ДЕНИСА
Где-то работаешь?
ГОЛОС НЕЗНАКОМКИ
Да. Пишу статьи, печатаюсь, работаю на телевидении.
ГОЛОС ДЕНИСА
Понятно. Не оставляешь любимую журналистику?
ГОЛОС НЕЗНАКОМКИ
Люблю её – окаянную! Всю жизнь…
ВАРВАРА
(тихо, с усмешкой)
Значит – журналистика… Всё ясно… Приветик из прошлого нарисовался…
Варвара встаёт и идёт в другую комнату, откуда доносились голоса. Денис сидит перед монитором. Через его плечо в мониторе Варвара видит лицо симпатичной женщины – его ровесницы. Женщина тоже замечает за плечом Дениса Варвару.
ГОЛОС НЕЗНАКОМКИ
Твоя жена здесь. Она не обидится?
ВАРВАРА
(и в шутку, и всерьёз)
Обидится, обидится…
(напевает, возвращаясь на прежнее место)
«Прекрасное далёко не будь ко мне жестоко…»
Варвара возвращается на прежнее место, она в трансе, ни шить, ни смотреть телевизор она больше не может. И даже перестаёт различать голоса чётко – только бубнение. Её охватывает состояние ступора.
Голоса стихают. В квартире устанавливается гнетущая тишина. Через несколько минут Денис заходит в комнату, где находится Варвара. Сначала она не смотрит в его сторону. Сидит, молча, опустив голову. А когда её поднимает, то не узнаёт лицо супруга. Оно растерянное и ещё принадлежит той. Особенно его глаза, которые как бы продолжают с ней общение. Денис садится в кресло напротив жены.
ВАРВАРА
Ты что? Сомлел?
ДЕНИС
(не скрывая волнения)
Да.
ВАРВАРА
Ничего себе! Как тебя на старости лет тряхнуло!
ДЕНИС
Есть маленько…
ВАРВАРА
(поражённая откровенностью)
Впечатление, что перед тобой не жена, а тётя Маша из соседнего подъезда… Мнение которой по барабану.
Конец ознакомительного фрагмента.