Вы здесь

Все тайны экстрасенсов. Тепловидение в «Битве экстрасенсов» (Лили Black, 2015)

Тепловидение в «Битве экстрасенсов»

Далеко не все, кто объявляет себя экстрасенсами, на самом деле обладают какими-либо паранормальными способностями. Кто-то является откровенным шарлатаном, чья цель – заработать легким образом, а кого-то подталкивают к приписыванию себе экстрасенсорных способностей различные психопатологии. Существование подобных людей значительно затрудняет доказательство настоящих экстрасенсорных способностей, так как первая мысль, посещающая обычного человека при знакомстве с экстрасенсом, – это ловкий фокус или банальный обман (даже если экстрасенс демонстрирует какие-либо способности, к примеру, рассказывает нечто, чего знать никак не мог).

Разоблачение некоторых фокусов «экстрасенсорного» плана было сделано давно. К примеру, ранее широко распространенный в цирках номер с чтением мыслей: чтецу мыслей подают записки в запечатанных конвертах, он прикладывает конверт ко лбу или водит над ним руками, а затем сообщает, что там написано, после чего конверт открывается и зачитывается записка – еще во времена передвижных цирков практически в каждой труппе был такой ясновидящий. Выглядит этот фокус для неискушенного зрителя как настоящая демонстрация паранормальных способностей, но на самом деле разгадка очень проста: содержание первой записки известно «экстрасенсу» заранее – ее подает подставной зритель, точнее, не подает. А в руках чтеца мыслей оказывается вторая записка, уже от настоящего зрителя, которую он и читает под видом первой. Такому «экстрасенсу» достаточно всего лишь запомнить содержание записки, а затем продемонстрировать безусловное и безошибочное «ясновидение».

Конечно, подобный фокус, прекрасно подходящий цирковой арене, никоим образом не годится для «Битвы экстрасенсов» – в телешоу нет подставных зрителей, а все испытания вполне настоящие. Тем не менее во время отборочных испытаний можно наблюдать желающих попасть в передачу исключительно за счет способностей к фокусам, а также с помощью чистой психологии, не замутненной никакими не то что паранормальными, но и экстрасенсорными способностями. Так, еще во время отбора экстрасенсов для съемок первого сезона «Битвы», можно было полюбоваться на семейную пару, демонстрирующую ясновидение при помощи сдвинутой с глаз черной повязки (испытание «Мистер Икс», в котором экстрасенсу плотно завязывают глаза, а затем он должен определить, кто перед ним находится, и рассказать что-нибудь об этом человеке).

Этот способ (подсматривание через повязку) далеко не нов. Таким же способом пользовались многие иллюзионисты, удивлявшие во все времена публику сеансами ясновидения, к примеру, П.Ч. Сор кар, индийский иллюзионист, выступавший по всему миру. Подобным же образом аналогичный трюк демонстрировал Юрий Горный, член комиссии по борьбе со лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме Российской академии наук, получивший прозвище Молот Ведьм как раз за разоблачение мистификаций, подаваемых под видом паранормальных способностей. Но и для знаменитого иллюзиониста из Индии, и для Юрия Горного это вполне нормально, ведь они не называли себя экстрасенсами, а фокусниками, иллюзионистами, артистами оригинального жанра. Они показывали фокусы, трюки, а не чудеса.

А вот Вячеслав Бронников утверждает, что обучает детей методике, развивающей сверхспособности, и его ученики способны видеть сквозь стены, исцелять различные заболевания и многое другое, управляя энергетическими потоками. По большей части это управление сводится к тепловидению, но дело не в этом. Основная проблема заключается в том, что учеников Бронникова уличали в явном мошенничестве, как раз в подглядывании через повязку, в которой было сделано специальное отверстие. Еще в 1997 году было проведено журналистское расследование (журнал «Огонек»), и вывод был неутешителен: откровенная фальсификация. Вот как описывал Александр Никонов эксперимент с одним из учеников Бронникова: «…из недр папиного портфеля была извлечена специальная повязка, которая тут же прикрыла хитрые глазки толстого мальчика. После чего мальчик начал бойко читать журнал «Огонек». Папа сиял. Похоже, сам он искренне верил в супервозможности своей маленькой копии. Тогда я загородил текст другим журналом. Мальчик ничего не прочел. Сняв с пацана повязку, я замотал его голову своим личным свитером. Мальчик опять ничего прочитать не смог, сославшись на то, что от свитера идет мощная энергетическая помеха, забивающая «экран внутреннего компьютера». Я надел повязку мальчишки на свои многострадальные глаза, передо мной раскрыли «Огонек», и я легко и непринужденно прочел почти целую страницу. Несмотря на то что не обучался в школе Бронникова и кошелек мой не облегчился на несколько сотен долларов. А все потому, что в нижнем углу повязки была небольшая дырочка. Нужно только правильно повернуть голову».

Также для фокусов подобного рода используются отражающие поверхности, начиная от зеркал и темных очков и заканчивая лакированными туфлями (кстати сказать, отражающие поверхности широко используются карточными шулерами, – таким образом они могут узнать карты противника).

Иногда сложно отличить фокус от чуда. Утверждалось, что и Роза Кулешова, знаменитая в 60-70-х годах прошлого столетия обладательница «кожного зрения», которую многие считали экстрасенсом и ясновидящей, на самом деле была всего лишь мистификатором. Так, комиссия «Литературной газеты», которая проводила тестовые испытания с Розой Кулешовой, пришла к выводу, что женщина не обладает никакими выдающимися способностями (уж не говоря об экстрасенсорных), а все трюки, которые она демонстрирует, являются исключительно результатом мистификации (об испытаниях Розы Кулешовой комиссией газеты достаточно подробно рассказывает О.П. Мороз, писатель и журналист, работавший в «Литературной газете» с 1966 по 2002 год, в своей статье «Читая руками…»).

Во время испытаний проводились различные эксперименты: Розе Кулешовой предлагалось определить цвет предметов, описать открытки и тому подобное. При этом в том случае, когда использовался черный непрозрачный рукав, в который вкладывали предметы и открытки (наподобие рукавов в фотолабораториях или химических шкафах), эксперименты заканчивались неудачей. Однако, когда те же эксперименты повторили, надев на глаза Кулешовой черную повязку, в 100 % случаев ответы были правильными. Комиссия «Литературной газеты» заключила, что речь идет об обычном подглядывании через повязку, так как 30–50 % верных ответов, которые давала Роза Кулешова при самых жестких условиях испытаний (черный рукав, прикрепленный к фанерному щиту), были признаны находящимися в пределах случайных совпадений.

А.С. Рубаха, бывший заведующим невропатологическим отделением первой городской больницы Нижнего Тагила в то время, когда там «родился» феномен Розы Кулешовой, даже прислал в редакцию газеты письмо (это письмо так же приводится О.П. Морозом в статье «Читая руками…» как доказательство недобросовестности Кулешовой), в котором подробно изложил обстоятельства «рождения». Врач писал, что «врач-хирург нашей больницы Селищева Клара Федоровна (сейчас живет в г. Днепродзержинске Днепропетровской области) очень скоро с повязкой на глазах повторила все чудеса Розы, с той разницей, что прямо заявила: отлично все видит в щелочки возле внутренних углов глаз. Тщательно изолировав глаза Розы Кулешовой, она лишила ее всех «чудесных» свойств. Лишалась Роза Кулешова своих «магических» качеств и при других проводившихся нами экспериментах с надежной изоляцией глаз от рук. Так нами в Нижнем Тагиле «феномен Розы Кулешовой» был полностью развенчан. Наши выводы целиком совпадают с выводами комиссии «Литературной газеты», проверявшей Розу Кулешову».

Но в редакцию приходили письма и другого рода. Например, И.Ф. Корнеев, служивший в МВД в то время, столкнулся с Розой Кулешовой и пришел к выводу, что она обладает некими таинственными способностями, действительно может видеть через препятствия и так далее: «…Я попросил дать с полки кофту (она оказалась зеленого цвета) и в присутствии восьмидесяти женщин и своего коллеги туго рукавами обвязал ей голову и до пояса опустил остальную часть кофты. Таким образом, на голове оказалось нечто вроде мешка. Затем началось самое интересное. Я достал свое служебное удостоверение и поднес под вытянутую руку Кулешовой. Поводив рукой, она бойко прочитала написанное, безошибочно называя мое звание, должность и все другие записи… Характерно то, что слова в удостоверении написаны таким мелким шрифтом, что не всякий человек с нормальным зрением сразу прочтет, тем более на расстоянии вытянутой рукиВойдя в какой-то азарт, под удивленные улыбки и вздохи присутствующих я еще пять-шесть раз завязывал ей глаза, давая для чтения различные документы – накладные, счета. Причем во время чтения этих документов я незаметно подносил к поясу Кулешовой папку с бумагами, располагая ее вроде экрана. Но этот экран тоже не помогал, нам во всяком случае. Она не подглядывала, но читала…». Любопытно, что Роза Кулешова в тот момент, когда Корнеев подставлял в качестве щита папку, говорила «Вы, я вижу, тоже, как те академики… Да, что с милиции взять – она никому не верит», и эти слова дали основание редакции «Литературной газеты» для вывода, что она все-таки ухитрялась подглядывать через этот экран. Вот что пишет О.П. Мороз: «Фразу: «Вы, я вижу, тоже, как те академики… Да что с милиции взять – она никому не верит» – Кулешова говорит как раз в тот момент, когда И. Ф. Корнеев пытается поставить экран между ее глазами и читаемым текстом. Стало быть, экран-то, по крайней мере, она видит. Другое дело, что он ей не мешает, с такими помехами она умеет справляться». Очень интересный вывод! Особенно интересен он тем, что можно предположить – да, Роза Кулешова ухитрялась подглядывать и через тот мешок, сделанный из кофты, что был у нее на голове, и даже увидела папку, которую подставлял Корнеев, но – как она ухитрилась увидеть текст через эту самую папку? Тут уже объяснения подсматривания «в щелочки возле внутренних углов глаз» недостаточно.

Конец ознакомительного фрагмента.