Вы здесь

Все тайны подсознания. Энциклопедия практической эзотерики. Часть III. ЖИЗНЬ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ (Георгий Науменко, 2009)

Часть III. ЖИЗНЬ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ

Возвращение

Вопросы о природе человеческой жизни все еще продолжают существовать, и на них люди не могут найти ответа с самого начала цивилизации. Один из таких вопросов касается появления умственных образов-картинок, которые возникают в особых, неординарных состояниях сознания.

Часть сознания в состоянии «возвращаться» в прошлое и пережить во всех деталях какие-то его моменты, когда человек бодрствует. Но это совсем небольшая часть воспоминаний. Проблема, как вытащить на свет спрятанную в глубинах долговременной памяти информацию, существовала во все времена. С давних пор известны многочисленные способы, техники, способствующие разуму вспоминать.


Исследование индейцами окружающего мира. Гравировка на камне Ики. Перу.

Нередко у человека в сознании неожиданно вспыхивает малознакомый кадр некоего неведомого, но интуитивно узнаваемого воспоминания; возникает ощущение, что он это где-то видел или слышал, обонял, осязал и т. п. Возвращение – это действие памяти в виде определенной информации. Память в целом в состоянии заставить органы чувств опять ощутить раздражители, воздействие которых было испытано в прошлом.

Существует врожденная способность механизма памяти. Аналитический ум обладает функцией воспоминания. Он может «отправить» часть сознания в период прошлого. Человек может снова пережить моменты, которые случились в прошлом, с теми же ощущениями, которые он тогда имел. Ну а если его усилий аналитического ума не хватает, чтобы вспомнить нужную информацию?

Для этого существуют специально созданные, воздействующие на психику пациента способы, которые приводят его к воспоминаниям. И эти воспоминания воспринимаются уже, как явление феномена, проявляющегося в состоянии измененного сознания. Помогает такому глубокому воспоминанию искусство, известное как гипноз.

Это искусство уходит корнями в тысячелетия и существует сегодня в том же самом виде, что и в незапамятные времена. Гипнотизер вводит человека в состояние транса. Установка – отстранение от реальности. В этом состоянии пациент особенно обостренно воспринимает внутренние ощущения и процессы; расслабленное состояние побуждает его к внутреннему сосредоточению. Переживания предыдущих жизней человеком обнаружены именно с помощью гипнотического метода, получившего название «регрессивный гипноз».

Этот метод неоднократно давал поразительные результаты при воспоминании событий, давно забытых сознательным разумом, – вплоть до младенчества и далее в прошлые жизни. Гипнотизер возвращает человека в младенчество, а затем спрашивает: «А что было до этого?» – и человек часто «вспоминает» свою «смерть» или даже целиком другую жизнь.

Прошлые жизни

Есть «регрессия» (возвращение в прошлое), а есть «повторное переживание» – это две разные вещи. При «регрессии» гипнотизер отправляет своего пациента в прошлое. Под гипнозом он может оказаться в прошлом и подавать все признаки пребывания в том возрасте, куда он был возвращен, проявлять только те способности и испытывать только те впечатления, которые имел в тот момент состояния измененного сознания. Процесс регрессии отличается от способа «повторного переживания» тем, что часть сознания остается в настоящем времени, а другая часть возвращается в прошлое.


Раймонд Моуди.

Доктор Р. А. Моуди, философ и психолог, провел две сотни гипнотических регрессий с добровольными испытуемыми. Они путешествовали во времени и видели себя в жизни прошлых цивилизаций в самых необычных ситуациях. Моуди пишет: «Работая врачом-психотерапевтом со вполне психически здоровыми людьми, я нередко слышал от них удивительные описания загадочных явлений, когда людям казалось, что они перенеслись назад во времени и пространстве в мир, в котором они перевоплощались в людей иной эпохи. Регрессия в прошлую жизнь обычно принимает форму ощущения, но чаще всего форму видимых образов. Они чувствуют, что возникающие перед ними картины отражают события, происходящие до их рождения. Причем картины настолько реальны, что возникают чувства „возвращения в прошлые времена“, в них даже ощущались запахи». Моуди пришел к выводу: «Регрессии в прошлые жизни могут помочь нам открыть грандиозное хранилище знаний, о существовании которого многие из нас даже подумать не могли. Регрессии полезны, потому что помогают людям лучше познать самих себя. Возвращение в прошлую жизнь открывает дверь в мир, который оказывает влияние на психическое и телесное здоровье человека».[23]

Сцены и события, которые видит человек во время регрессии в прошлые жизни, развиваются «сами по себе», их последовательность и исход неподвластны контролю сознания. Вследствие этого испытуемые то чувствуют себя свидетелями (наблюдателями) событий, то активными их участниками. В регрессиях в прошлую жизнь участвуют органы чувств, – нередко люди чувствуют запахи и слышат звуки. Встреча с прошлым часто сопровождается ощущением чего-то знакомого и даже тоской по нему; человек испытывает чувства личности, в которую воплотился. События, которые видит под гипнозом человек, часто отражают проблемы его нынешней жизни. Многие понимают, что сегодняшние проблемы в этой жизни являются последствиями не решенных в прошлом проблем. Большинство прошлых жизней – это жизни обычных людей.

* * *

Техника регрессий в далекое прошлое такова: пациент находится в состоянии гипноза, и путем внушения происходит внедрение в его глубокое прошлое, в ранние стадии его жизни. Моуди сам отправился в путешествие в волнующий мир прошлых жизней и пережил несколько таких регрессий. Гипнозом Моуди был введен в глубочайший транс. В состоянии транса он был примерно час. И побывал в девяти этапах развития цивилизации, видел самого себя и окружающий мир в разных воплощениях. Ощущения больше были похожи на реальность, чем на сон. Краски были такие же, как бывают наяву, действия развивались в соответствии с внутренней логикой событий, а не так, как ему «хотелось». Эти реальные жизни развивались сами по себе, как сюжет фильма на экране.

В этом удивительном путешествии сознания, как только он начал видеть какие-то эпизоды, они показались ему настолько знакомыми, что он чувствовал себя так, будто вспоминал события, действительно с ним происходящие, и был сильно взволнован. Во время регрессий он не мог контролировать переходы из одной жизни в другую. Его сознание само выбирало, что ему нужно видеть. Когда бледнела одна картина, вместо нее тут же появлялась другая. Картины жизни представали с разных точек зрения: с точки зрения первого лица, то есть участника, и с точки зрения стороннего наблюдателя.

В первой жизни Моуди был первобытным существом – какой-то доисторической разновидностью человека. Жил на деревьях в группе подобных ему созданий. Находился с ними в сооружениях, похожих на гнезда. Питался плодами деревьев. Он еще не мог объясняться с помощью речи. Сородичи, общаясь между собой, непосредственно выражая свои эмоции, пользовались жестами.

Для индейских древнеперуанских племен зачатие и роды были такими же естественными процессами, как охота или поклонение богам. Заботливых, чадолюбивых родителей они изображали в своей керамике. Два длиннохвостых существа, более похожих на обезьян, несут на плече бревно, к которому прикреплена люлька с младенцем. Возможно, индейцы видели себя такими в далеком прошлом, предполагая, что произошли от животных.

Во второй жизни он оказался в первобытной Африке. Увидел себя чернокожим мальчиком, живущим в общине в доисторическом тропическом лесу. Хижины, в которых жили, стояли на толстых сваях. Стены домов были сплетены из соломы. Мужчины ловили в озере рыбу. В следующем эпизоде он видел себя уже подростком, поднимающимся на вершину скалистой горы. Он шел по горной тропе в группе мужчин. Они несли длинные копья и деревянные щиты, ярко разукрашенные фигурками животных. Лица и тела тоже разрисованы были яркими боевыми красками. Воины готовились к бою с врагами.

В третьей жизни Моуди был мастером-кораблестроителем. Видел он себя мускулистым стариком с голубыми глазами и длинной серебристой бородой. Он трудился в мастерской, где строились лодки. С ним была трехлетняя внучка. В тот день он взял внучку и вышел с ней покататься на лодке. Неожиданно налетел ветер, поднялись высокие волны, лодку опрокинуло. И они, борясь со стихией, стали тонуть.

В четвертой жизни он увидел себя грозным охотником за мамонтами. На охотниках были наброшены звериные шкуры. Они забрасывали мощное животное камнями и палками.

В пятой жизни Моуди очутился на грандиозной огромной стройке прошлого, которой были заняты массы людей, в исторической обстановке начала цивилизации. Он вместе с рабочими строил дорогу. Жили в расположенных рядами домах из белого камня. Он жил с женой. В доме в комнате было возвышение, на котором они лежали. Он был очень голоден, а жена умирала от недоедания. Должно быть, всюду царил голод.

В шестой жизни Моуди попал в цивилизацию, которую смог узнать, – это был Древний Рим. Он сидел в львиной яме и ждал своей участи. В плен он был захвачен римскими легионерами в одном из своих военных походов в местности, которая сейчас называется Германия. Римляне его использовали как носильщика награбленных богатств. Доставив их груз в Рим, должен был умереть ради их развлечения. Открыли дверь ко льву, и он направился к нему, животное сбило его с ног и прижало к земле.

В седьмой жизни Моуди пережил изысканную жизнь аристократа. И снова в Древнем Риме. Жил в красивых, просторных комнатах с богатым убранством. Он смотрел на пятнадцатилетнего сына, который тревожно говорил: «Отец, зачем эти люди ломятся к нам?» Он вышел на балкон и увидел горстку римских воинов, которые отчаянно пытаются остановить огромную возбужденную толпу. Почувствовал – это конец.

В восьмой жизни Моуди занесло в гористую местность где-то в пустынях Среднего Востока. Он был торговцем. Богатый дом находился на холме, у подножия этого холма находилась лавка. В ней он покупал и продавал драгоценности. Однажды он возвращался домой и нашел жену и троих детей убитыми. И он не пережил трагедию.

В своей последней жизни он был китайским художником, и притом женщиной. Видел себя с шести лет и наблюдал за занятиями живописью. Видел себя молодой женщиной с горбом на спине. Потом женщиной средних лет. И наконец, умирающей. Художница обеднела и жила в маленьком домике. В тот последний день жизни она лежала в постели и спала, когда в дом вошел какой-то молодой человек и задушил ее. Убил просто так – ему нужна была просто жизнь старой бедной женщины.

* * *

Есть сторонники метода регрессии в прошлую жизнь. Они утверждают, что имеются объективные доказательства предыдущей жизни – когда человек вспоминает подробности, которые он сам никак не мог знать и которые могут быть проверены по историческим документам. Есть и противники этого метода. Они говорят, что это или галлюцинации, или проявление информации долговременной памяти, которую человек когда-то получил из различных источников. Вначале предоставим слово сторонникам.

Один пациент Моуди, доктор Пауль Хансен из Колорадо, рассказал ему о своей собственной регрессии в 1981 г., в которой он увидел себя французским дворянином по имени Антуан де Пуаро. Он знал, что жил в своем имении недалеко от Виши с женой Мари и двумя детьми. Как дворянин, он владел крупными земельными угодьями и из своего маленького замка управлял сотнями крестьян. «В сцене, которую я видел яснее других, мы с женой скакали верхом на лошадях через ухоженные леса к своему замку, – вспоминает Хансен. – Жена была в ярко-красном бархатном платье. Она сидела в женском седле». Хансен помнил не только имена, но и дату – 1600 г. По известным дате и имени он мог найти запись о крещении Антуана де Пуаро в церковных книгах, сохранившихся с прошлых столетий. Хансену удалось разыскать запись приходского священника о рождении де Пуаро. Хансен не помнит, чтобы он видел или слышал это имя, прежде чем «вспомнил» его в регрессии. Также нет никаких оснований полагать, что этот богатый землевладелец, живший во Франции в начале XVII в., мог войти в историю Европы. Доктор Хансен считает это доказательством того, что он уже жил однажды. Этого доказательства недостаточно для научной общественности, но для него – более чем достаточно.[24]

Приводятся и другие примеры, как доказательства достоверности переживаний, проявляющихся методом регрессии. Например, ребенок рождается с пятном на шее, а впоследствии вспоминает, что его в предыдущей жизни повесили как конокрада; человек боится высоты и затем вспоминает, что в его предыдущей жизни он разбился насмерть при падении со скалы; кто-то боится воды – потому что в прошлой жизни он потерпел кораблекрушение и утонул.

Вот еще один из таких примеров. Девочка Шанти Деви родилась в Индии, в Дели, в 1926 г. Спустя три года стала рассказывать взрослым о своей предыдущей жизни. Тогда якобы ее звали Лугла, и жила она в восьмидесяти милях от Дели, в городе Мутра. Выдуманная, как полагали, девочкой Лугла родилась, по ее словам, в 1902 г., то есть была старше самой Шанти Деви почти на четверть века. Девочка рассказывала о своем муже в прежней жизни, он был торговцем, его звали Кеддар Нат, у них родился сын, который умер через десять дней. Так прошло шесть лет. Когда девочке исполнилось уже девять лет, выяснилось, что Кеддар Нат действительно существует. В семью приехал его родственник, потом он сам. Девочка узнала того и другого. Они ее, естественно, впервые видели. Кому-то пришло в голову повезти ребенка в Мутру. Собрали настоящую комиссию. На вокзале Деви узнала встречавшего их другого родственника ее мужа в другой жизни. Наконец, дело дошло до того, что Деви заявила о деньгах, которые она, будучи женой Кед-дара Ната, спрятала в доме, в укромном уголке, по обычаю всех женщин, независимо от страны и места жительства. Деньги не нашли. Девочка настаивала на своем. Кеддар Нат в некотором смущении вынужден был признаться, что действительно нашел деньги после смерти жены и спрятал их в другом месте. Это, говорят, произвело большое впечатление на комиссию, не меньшее, чем тот факт, что Деви говорила на местном диалекте.

Специалисты только одного Бангалорского института психического здоровья и невропатологии с 1975 г изучили более двухсот пятидесяти случаев, подобных этому. Примерно в половине случаев «предыдущая жизнь» кончалась убийством. Пол человека при возвращении меняется редко. Люди (часто это дети) испытывают страх к тому, что было причиной смерти «тогда». Боятся колодцев, в которых утонули, пожаров, оружия и т. п.[25]

* * *

Но все же немалое число специалистов придерживается другого мнения. Невролог доктор Уилдер Пенфилд во время своих поисков сделал замечательное открытие. По причине отсутствия болевых центров у больного он получил возможность выполнять операцию на мозге, когда пациент бодрствует. Доктор воздействовал электроникой на некоторые участки ткани и обнаружил, к своему удивлению, что у пациента просыпалась «память». Он вспоминал о разговоре, о звуках, о запахах, – словом, происходило то же самое, что и во время «регрессии» в прошлую жизнь. Ряд воспоминаний относился к событиям, давно забытым пациентом, точно так, как и образы, вызванные гипнозом во время регрессии. Это являлось частью доказательств того, что называют криптомнезией. Это процесс, при котором память, чем бы она ни была и в каком бы месте мозга ни находилась (науке пока еще не известно), хранит каждую мельчайшую деталь, вошедшую в сознание. Но 99 % этого знания заблокировано от сознательного понимания, иначе мы были бы перегружены информацией, которую невозможно охватить.[26]

Криптомнезия – это опыт воспоминания того, что лежит глубоко запрятанным в памяти. Когда информация такого рода возвращается, она появляется в виде развивающегося результата мышления, то есть чего-то такого, до чего, как нам кажется, мы «дошли своим умом», а не извлекли из памяти.

Описание криптомнезии дано Мелвином Харрисом в книге «Исследуя необъяснимое». В книге он пишет: «Чтобы понять, что такое криптомнезия, мы должны воспринимать свое подсознание как гигантское хранилище информации. Эта информация поступает туда из книг, газет и журналов, из лекций, телевизионных и радиопередач. Мы получаем ее независимо от нашего желания, даже из разговоров, случайными свидетелями которых мы на мгновение оказываемся. В обыденных условиях мы не помним большей части поступившей информации.

Но бывают моменты, когда определенные воспоминания спонтанно оживают. Некоторые из них удивляют нас, потому что мы полностью забываем, откуда они берутся. Это настоящая криптомнезия. Так как источник информации забыт, кажется, что она не имеет никаких истоков, и потому мы ошибочно полагаем, что речь идет о чем-то вновь созданном».[27]


По свидетельству античных авторов, участники ритуалов, связанных с сожжением в печи, впадали в транс, кружили вокруг жертвенников, призывая божество криками, кололи себя ножами и копьями, добиваясь позволения попросить у божества милости.

Если нас спросят, знаем ли мы что-то о каком-то предмете, мы можем честно ответить: «Нет». С точки зрения сознания это будет верно. Но в более глубоких слоях памяти можно обнаружить такую информацию, о которой мы, кажется, и понятия не имеем. Проявление же прошлой жизни – «память», проявляющаяся в состоянии гипноза, само по себе – слабое место. Гипноз, как известно, вводит человека в измененное состояние сознания, в котором субъект подвержен влиянию извне. Состояние гипноза усиливает продуктивность работы мозга, воображение, фантазию и память в равных пропорциях – в результате нельзя быть уверенным, что именно вызывает видения в данный момент. Есть «ложная память» и воображение.

В 1976 г. исследователь Джеффи Айверсон написал книгу и сделал телепередачу, основанную на результатах работы человека, занимающегося регрессией людей в прошлую жизнь. Его имя – Арнольд Блоксхэм. Он, казалось, преодолел эту проблему с одной женщиной, которая несколько лет назад была «возвращена» в прошлую жизнь как Ливония, жена учителя римского императора Константина, жившего около 286 г. н. э., и как Ребекка, еврейка, убитая в 1190 г. в склепе церкви Святой Марии в Йорке.

Казалось, две «прошлые» жизни должны были произвести сильное впечатление, так как факты о жизни Рима подтвердились и, кроме того, добавили к нашему представлению о том времени такие детали, которые не были точно известны на момент проведения опыта. Второй случай тоже был важен, потому что хоть истребление евреев, во время которого убили Ребекку, – исторический факт, но у той церкви не было известно никакого склепа. Его обнаружили позднее, когда книгу уже издавали. Однако, хотя эти факты и кажутся значительными, исследователь-скептик Мелвин Харрис провел детальное изучение и пришел к поразительным выводам.

Историей Ребекки он был впечатлен не очень сильно. Возникли проблемы с ее описанием тогдашних окрестностей Йорка, которое скорее было выполнено с современной точки зрения, нежели с исторической. Харрис также обнаружил, что во время регрессии не было точных указаний на церковь Святой Марии. Более того, он утверждает, что подземная комната, в дальнейшем обнаруженная в этом месте, больше походила на маленький подвал времен после 1190 г. И все-таки странно, что споры о склепе должны привести к неопровержимому доказательству Харриса, что эта «память» женщины – результат криптомнезии.

Он просмотрел два романа Луи де Воля, наиболее важный из которых, «Живое дерево» («The Living Wood»), был опубликован в 1947 г., еще до того, как был проведен опыт. Мы не можем знать, читала ли та женщина эти книги, но кажется почти неоспоримым, что романы были источником ее воспоминаний о прошлой жизни. Вероятно, все действующие лица из ее рассказа могут быть найдены там, хотя и довольно свободно переосмысленные.[28]

Терапия прошлым

Ум – это результат тысячелетних традиций и опыта. Он обладает способностью к фантастическим изобретениям, от самого простого до самого сложного. Он способен к чудовищным заблуждениям и широким постижениям. Переживания и надежды, тревоги, радости, накопленные знания, коллективное и индивидуальное – все это пребывает здесь, отложенное в более глубоких слоях сознания; поэтому человек может вновь пережить видения, случаи и так далее, унаследованные из прошлого или полученные недавно.


Ум, который ткет образы, есть создатель времени и своего бытия. Когда ум спонтанно приходит в состояние покоя, может явиться другое, то, что вне сферы ума. Появляется из глубин подсознания забытое прожитое состояние, которое было пережито, но стерто поверхностным восприятием ума.

Вызывают ли регрессии в прошлую жизнь действительные воспоминания или все это – игра воображения?

Несомненный интерес представляет фигура американского писателя и ученого Рона Хаббарда. Хаббард и его последователи разработали специальную методику, позволяющую проникнуть сквозь плотную завесу времени и выяснить, какие события явились причиной сегодняшних бед. Они называли ее дианетикой. Суть лечения заключается в том, чтобы провести человека через «критические точки», поскольку повторные переживания позволяют не только понять, но во многих случаях и излечиться от различных недугов. Методику лечения Хаббард описал в книге «Жили ли вы когда-либо прежде?».

Курс лечения проходит следующим образом. Опытный специалист, называемый аудитором, начинает задавать пациенту вопросы, нащупывая «болевую точку». Особый электронный прибор «И-метр» помогает ему в этом. Когда с его помощью приблизительно определяется дата или хотя бы отрезок времени, в течение которого произошло нечто из ряда вон выходящее, аудитор начинает «разрабатывать» эпизод все более и более детально. Нередко на это уходит много сеансов: душа человеческая всячески противится пробуждению ужасных воспоминаний. Однако аудитор мягко, но настойчиво вновь и вновь подводит пациента к критическому событию, заставляя по несколько раз переживать сначала менее страшные эпизоды и лишь затем кульминационные сцены. Часто ему приходится распутывать поистине детективные истории, которые нагромождает психика, чтобы не пропустить аудитора к сокровенному. Главный итог этих утомительных бесед заключается в том, что, пройдя через муки, пережитые в далеком прошлом, человек избавляется от их груза в настоящем. Он понимает причину своей болезни и выздоравливает. Это есть главное практическое открытие Рона Хаббарда. Много людей прошли курс лечения дианетикой и вновь обрели радость жизни, изменились в лучшую сторону, стали более мудрыми.

* * *

Продолжателем идей Хаббарда можно считать Р. А. Моуди. Он считал, что регрессия – это не сон и не сновидение. Благодаря своему методу, он создал регрессивную терапию. Эта тонкая терапия «новой эпохи» получила официальное признание лишь в 1980 г. В настоящее время Ассоциация по исследованию прошлых жизней и терапии (APRT) насчитывает сотни членов во всем мире; они часто встречаются и дважды в год издают журнал, в котором публикуют самые последние результаты исследований.

Анализ гипнотических регрессий в прошлые жизни открыл психотерапевтам новые неоценимые возможности. В процессе своих исследований им стало ясно, что этот процесс заключает в себе новый и быстрый способ выяснения, хотя бы частичного, причины страдания пациента. Почти в каждой проводимой ими регрессии переживания испытуемого в прошлой жизни отражали конфликт в настоящем. С помощью гипнотической регрессии им удавалось быстро найти истоки проблемы.

У некоторых медиумов после сеанса регрессии в прошлую жизнь были серьезные улучшения и даже самопроизвольные исчезновения симптомов давно мучавших заболеваний. Например, у одной пациентки часто повторялись сильные головные боли, а органическую причину врачи найти не могли. Она пришла к врачу, чтобы с помощью гипнотической регрессии узнать, в чем причина ее болезни. Когда ее ввели в гипнотический транс, то увидели, что она переживает в нем неприятные моменты. Очнувшись, пациентка рассказывала о том, что в воплощении она себя видела молодой женщиной, жительницей египетского города, на который напали чужеземные захватчики. Они грабили и убивали. Среди жителей города царила паника. Она старалась убежать. Солдаты схватили ее. Она сопротивлялась, и ее били по голове, потом бросили на землю, и она чувствовала, как от боли распухает у нее мозг. Разговор об этой страшной смерти помог пациентке. Это был катарсис… Она почувствовала значительное облегчение. С помощью регрессии ей помогли проникнуть в область чувств, которые она держала внутри, не давая им выхода. После нескольких сеансов регрессии головные боли стали гораздо слабее.[29]

Итак, регрессии в прошлую жизнь очень быстро находят суть эмоциональных проблем пациента. И после курса лечения происходит улучшение телесного здоровья.

Регрессии особенно эффективны при психосоматических заболеваниях. В своей книге «Жизнь до жизни. Жизнь после жизни» Моуди подробно описывает случаи, когда регрессивная терапия (возвращение пациента в прошлую жизнь) избавила больных от артрита, от астмы, от повышенного кровяного давления, от мигрени и ряда других заболеваний. Вот пример. Одна пациентка страдала с детства приступами астмы. Болезнь зашла у нее так далеко, что уже начала мешать нормально работать. Лечение у врачей, лекарства, которые она вдыхала, приносили облегчение только на короткое время. Ее стали лечить с помощью регрессивной терапии. В состоянии гипноза она увидела себя в прошлой жизни. Она попала в Лондон, в XIX век, где была хозяйкой в одном из тех ничем не примечательных домов, которыми славится Лондон. Видела она себя молодой хозяйкой. Потом перенеслась вперед во времени, к последним минутам своей жизни. Она видела себя идущей домой по лондонским улицам после покупки платья. День был туманный и холодный, поэтому она была тепло одета и закутана шарфом до самых глаз. Она была неосторожна. Подошла к дому и стала искать в сумке ключ, ничего не замечая вокруг себя. Когда она открыла дверь, мужчина, стоявший на тротуаре позади нее, втолкнул ее в дом и захлопнул за собой дверь. Началась борьба. Но сопротивление было напрасным. Мужчина недолго боролся с ней, быстро накрыл ей лицо подушкой и задушил…

Уже один этот терапевтический сеанс принес пациентке облегчение. Она считала, что пережитое ей в регрессии было действительно одной из ее прошлых жизней. Кроме того, она считала, что несчастье, случившееся в прошлой жизни, не должно проявляться в этой. Теперь если она чувствовала приближение приступа, то сразу вспоминала событие, из-за которого он происходил. В результате лечения приступы: астмы у пациентки стали реже, значительно сократилась необходимость приема лекарств.[30]

Терапия переживанием негативных фрагментов прошлой жизни – наиболее эффективна в отношении депрессии. Многие пациенты в одной из своих прошлых жизней обнаруживали некоторые причины своей депрессии. После проведенных нескольких сеансов терапии глубоко подавленные пациенты стали смотреть на жизнь позитивнее и с большим оптимизмом. Фобии – это преувеличенные, часто необъяснимые и нелогичные страхи, вызываемые каким-то одним предметом или ситуацией. Они успешно лечатся регрессией в прошлые жизни потому, что этот метод позволяет извлечь страхи на поверхность и объяснить их на уровне сознания.


Жена Лота, застывшая в камне, после того как из любопытства обернулась на горящие Содом и Гоморру. Иордания.

В основе регрессивной терапии лежит один из феноменов, проявляющийся в состоянии измененного сознания. Именно в этом состоянии пациент добирается до подсознательной информации и переживает психологические, болезненные ощущения, сохраненные в глубоко запрятанной долговременной памяти. В применении этой практики мы видим первый опыт использования одного из феноменов сознания в лечебных целях.

Жизнь в утробе

Человек способен «путешествовать» по законам своей психики, вызывать из глубин подсознательного образы прожитой жизни. Но самое поразительное – человек, оказывается, может, «обратив время вспять», вернуться к тайне своего рождения, как уже отмечалось, дойти до истоков своей психики, то есть изначальных первых ее проявлений. Но это еще не все. Он способен вызвать в памяти картину пришествия на этот свет и пережить свое рождение.


Зародыш человека в утробе матери до рождения проходит весь путь эволюции, начиная с клетки, имеет жабры, хвост; потом у него начинает функционировать мозг, а питание осуществляется через пуповину.

Факт пришествия человека осмысливается по-особому. Рождающийся младенец испытывает глубочайший кризис. По своим глубинным проявлениям рождение оказывается типологически близким смерти. Физическая боль, агония сродни самому событию рождения. Это критический аспект человеческого существования. Сходство между рождением и смертью, поразительное откровение, согласно которому начало жизни есть то же самое, что и ее конец – главная философская тема, которая сопровождает перинатальные переживания.

* * *

Границы собственной памяти плохо осознаются людьми. Обычно мы помним отрывочные фрагменты своей жизни с двухгодовалого возраста. Американский психоаналитик Станислав Гроф поставил опыты, показавшие, что в подсознании людей хранится память об их собственных родах и даже о жизни в материнской утробе. Раскрыть информационные тайники подсознания возможно с помощью гипноза или прибегая к препарату ЛСД.

Запись информации идет с момента зачатия ребенка. Мысль, что младенец не может ничего записывать до тех пор, пока миелиновое покрытие[31] не образуется на их нервах, неверно. Ребенок, в конце концов, построен из клеток, и сейчас существуют доказательства, полученные в результате обширных исследований, что именно клетка, а не орган, записывают инграмму.[32] Дальнейшее исследования показали, что клетки плода и эмбриона тоже фиксируют записи. Потом обнаружилось, что записи начинаются уже в клетках зиготы, то есть с момента зачатия.[33]

Получается, что зигота, эмбрион, зародыш, плод, младенец, ребенок, взрослый – это все единый процесс существования, обеспеченный памятью на клеточном уровне. Информация, кодированная в блоках памяти клетки, сохраняется и в особых случаях неординарного состояния сознания, может всплывать в воспоминаниях человека.

Пациенты во время сеансов гипноза обнаруживают себя плавающими по каналу или ожидающими соединения с чем-то необычайно желанным. Одни считают, как прекрасно возвратиться в утробу матери. Так, одна пациентка чувствовала себя перед рождением вполне удовлетворенно. Она испытывала состояние комфорта и тепла, плавая в околоплодных водах, ощущала свою защищенность и была уверена, что жизнь в утробе является для всех самой счастливой.

Другие пациенты утверждают, что жизнь в утробе не производит впечатление рая. Ведь в утробе очень немного места, мокро, неудобно и опасно. Мать чихнет, а зародыш получает удар, который погружает его в «бессознательность». Мать слегка и весело задевает животом угол стола, и голова ребенка оказывается вмятой внутрь. Малыш, старший брат, прыгает на коленях матери – у утробного младенца сотрясение. Мать закатывает истерику, а плод получает негативный психический импульс.


Возвращать взрослого или ребенка в пренатальную область – значит возвращать туда опытный ум, который, соединяясь с этими следами памяти, формирует заключения. Возвращение разума и аналитической способности обратно в период, когда ни разума, ни этой способности не существовало, конечно, производит впечатление на возвращенного человека. Пренатального экстрасенсорного восприятия, телепатии, ясновидения здесь не существует. После многочисленных проверок было доказано, что, когда возвращенный пациент думает, что он что-то видит, информация, декодированная в блоках памяти клетки, дает ему воображаемую картинку происходящего.

* * *

Внутриутробные переживания бывают разные. Некоторые субъекты описывают весьма сложные реалистические воспоминания начальной эмбриональной ситуации. Они ощущают себя очень маленькими, с типичными диспропорциями головы и тела и могут чувствовать также окружающую жидкость, а иногда даже и пуповину. Эти переживания ассоциируются с блаженным, недифференцированным океаническим состоянием сознания. Часто конкретные биологические элементы опускаются, и активизация этой матрицы проявляется в переживании космического единства.[34]

Вот пример, иллюстрирующий воспоминания, относящиеся к периоду внутриутробных переживаний. В одном из сеансов психологической серии Ричард описал, по предположению, довольно аутентичное внутриутробное переживание. Он чувствовал себя погруженным в околоплодную жидкость и прикрепленным к плаценте пуповиной. Он осознавал питание, струившееся в его тело через пупочную область и переживал чудесные чувства симбиотического единства со своей матерью. Между ними существовала непрерывная циркуляция; жизнедающая жидкость, кровь, казалось, создавала магическое звено между ним и матерью. Он слышал два вида сердечных биений с различной частотой, сливавшихся в один неразделенный акустический паттерн. Это сопровождалось глухими бурными звуками, которые он после некоторого колебания определил как порождаемые газом и жидкостью при перистальтическом движении кишечника, расположенного рядом с маткой. Он целиком сознавал свое тело и обнаружил, что оно весьма отличается от тела взрослого: голова была непропорционально большой в сравнении с размерами тела и конечностями. Опираясь на ключ, который он не смог идентифицировать и объяснить, он продиагностировал себя, как довольно зрелый плод незадолго до родов. В этом состоянии он неожиданно услышал странные звуки, приходящие из внешнего мира. Они имели весьма необычное эхо, как если бы звучали в большом зале или приходили через слой воды. Возникавший в результате эффект напоминал ему вид звука, который организуется техниками с помощью электронных средств в современной звукозаписи. В конце концов он заключил, что брюшная стенка и околоплодная жидкость были причиной искажения и что в такой форме внешние звуки достигают плод. Он пытался определить, что же производило эти звуки и откуда они приходили. Через какое-то время он смог распознать голоса смеющихся и кричащих людей и звуки, напоминавшие карнавальные трубы. Неожиданно появилась мысль, что это, должно быть, праздник, проходивший ежегодно в его родной деревне за два дня до его рождения. Собрав вместе эти части информации, он пришел к заключению, что его мать, вероятно, посетила этот праздник, будучи на поздней стадии беременности.

Мать Ричарда, когда ее спросили о его рождении, совершенно независимо (он ей не рассказывал о его ЛСД-переживании), без всяких подсказок вспомнила среди прочего следующий эпизод. В довольно однообразной деревенской жизни ежегодный праздник являлся довольно редким развлечением. Хотя она была на последней стадии беременности, она не хотела ни за что на свете пропустить эту возможность. Вопреки серьезным возражениям и предупреждениям со стороны своей матери и бабушки, она отправилась на праздник. Согласно мнению ее родственников, шумное окружение и возбуждение ускорили роды Ричарда. Ричард отрицал, что когда бы то ни было слышал этот рассказ, и мать не помнила, чтобы она рассказывала ему об этом.[35]

* * *

Если мать волнуется и боится, ребенок в утробе тоже чувствует сильный страх, – потому что гормоны стресса сужают сосуды, и ребенок испытывает болевые ощущения. Кстати, когда младенцу перерезают пуповину, он тоже чувствует боль и шок, хотя там и нет нервных окончаний, – просто резко начинает работать собственная система кровообращения, резко прерывается связь с материнским организмом, с ее сердцебиением.

Как происходит зачатие, японцы засняли на микроскопические видеокамеры с помощью осветительных приборов, закрепленных на инструментах, применяемых для изучения мочевого пузыря. В результате проходит все «его» прошлое: вот эмбрион разевает беззубый рот, а вот, когда эксперимента ради матери на живот направляют луч света, закрывается от него ручонками – свет слепит зародыша, хотя его глаза плотно закрыты веками. Было обнаружено, что в это время уже работает мочеполовая система, происходит мочеиспускание, ребенок в животе икает, «дышит», слышит окружающий мир, но 30 % силы звуков приглушается. Кстати, первым ребенок различает голос папы, потому что ему проще поначалу слышать низкие звуки. Между прочим, в результате научных экспериментов выяснилось, что неродившиеся еще младенцы чаще всего любят слушать классическую музыку, как правило, Вивальди или Моцарта. А вот пристрастие эмбрионов к рок-музыке практически не зафиксировано. Более того, они на дух не переносят произведения с оглушительными ритмами.

Как выяснилось в ходе исследований, все, что происходит с зародышем в утробе матери, он запоминает на подсознательном уровне, и это может «аукнуться» во взрослой жизни необъяснимыми страхами, особенностями характера и даже психическими заболеваниями. Еще неродившийся ребенок на самом деле неосознанно чувствует, как к нему относятся, и старается оправдать ожидание родителей. Ведь часто мать ждет конкретного ребенка, а не ребенка «вообще».

Во время этих девяти месяцев закладывается жизненный сценарий человека и даже сексуальное поведение во взрослом возрасте. Различные детали внутриутробного развития влияют на его будущий характер, поведение. Например, детей, обвитых во время внутриутробного развития пуповиной, часто преследует беспричинный страх змей. А если ребенок не хочет появляться на свет, к моменту рождения он будет лежать «не так», скажем, ягодицами вперед.

А возможно ли такое чудо, как непорочное зачатие, встречается ли оно в живой природе?

Драконы острова Комодо

Совсем недавно средства массовой информации сообщили новость, что индонезийские драконы, комодские вараны (Varanus komodoensis), могут размножаться без участия мужских особей (эти вараны получили свое грозное имя от названия острова индонезийского архипелага). Согласно сообщению, опубликованному в журнале «Nature», две созревшие самки знаменитых комодо отложили без оплодотворения жизнеспособные яйца. Одна из самок драконов по имени Флора обитает в Англии в Честерском зоопарке и никогда не встречалась с самцами. Но все же несколько месяцев назад она отложила 11 яиц, восемь из которых развиваются нормально. Прибавления ждут в январе. Ранее в том же году самка Санджи отложила в лондонском зоопарке 22 яйца. Из четырех яиц проклюнулись самцы. Известно, что Санджи 2,5 года вообще не встречалась с мужскими особями. Некоторые самки рептилий могут удерживать сперму самца в течение нескольких лет, так что первоначально исследователи полагали, что яйца Санджи появились не без участия самца. Однако генетический анализ это исключил.


Биологи знали, что некоторые ящерицы могут размножаться партеногенезом, однако наблюдение этого редкого события у драконов острова Комодо удивило хранителей зоопарка. И напрасно. Так называемый партеногенез (девственное размножение) свойственен не только примитивным организмам, неполовые пути воспроизводства не редки и среди позвоночных, на такое способны примерно 70 видов позвоночных животных. В частности, И. С. Даревский, известный российский зоолог, обнаружил такую способность у одного из видов скальных ящериц, обитающих в Армении в районе озера Севан.

Искусственный партеногенез у животных был впервые получен русским зоологом А. А. Тихомировым. В 1886 г. он показал, что неоплодотворенные яйца тутового шелкопряда можно побудить к развитию растворами сильных кислот, трением и некоторыми физико-химическими раздражителями. В дальнейшем искусственный партеногенез был получен Ж. Лёбом и другими учеными у многих животных, главным образом у морских беспозвоночных (морские ежи и звезды, черви, моллюски), а также у некоторых земноводных и даже млекопитающих. Яйца лягушки Лёб заставлял делиться простым уколом иглы. «Зачатых» подобным образом головастиков исследователю удалось довести до взрослого состояния. Вскоре оказалось, что даже столь высокоорганизованное животное, как кролик, может появиться на свет без участия самца. Для этого надо извлечь из организма крольчихи созревшую яйцеклетку, воздействовать на нее повышением температуры, механически или химическими веществами, а затем вновь поместить в чрево матери. Далее последует обычное развитие, и родится крольчонок, способный превратиться во вполне нормальное взрослое животное.

В конце XIX – начале XX вв. опыты по искусственному партеногенезу привлекали особое внимание биологов, давая надежду с помощью этой физико-химической модели активации яйца проникнуть в сущность процессов оплодотворения.

В последние десятилетия это явление находит все большее применение в прикладной науке. Некоторые ученые надеются с помощью него обойти этические проблемы, связанные с воспроизводством стволовых клеток. Они рассчитывают обмануть неоплодотворенные яйцеклетки человека, чтобы заставить их делиться, моделируя нормальный процесс проникновения в них сперматозоидов. Процесс такого деления сопровождается формированием бластоциста (зародышевого пузырька) размером 50-100 клеток. Затем процесс естественным образом прекращается. Представляется, что клетки можно заставлять делиться и дальше. Так, в 2004 г. в целях объяснения процессов развития оплодотворенной яйцеклетки ученые из Японии пошли на генетический обман и создали мышь без участия самца.[36] Однако драконы острова Комодо являют нам куда более удивительные чудеса в умении самки обойтись без самца.

* * *

Итак, партеногенез – это девственное размножение, при котором женская яйцеклетка развивается без оплодотворения, то есть без участия существа мужского пола. Различают естественный и искусственный партеногенез. Обычно при партеногенезе рождается потомство одного пола – или только самки (телитокия) или только самцы (арренотокия). Редко встречается рождение потомства двух полов (амфитокия, дейтеротокия).


Долгоносик – насекомое, все взрослые особи которых – самки. Они размножаются партеногенезом (бесполовое размножение).

С помощью «непорочного зачатия» появляются на свет представители многих видов животных – от насекомых до рептилий. Это спасает вид от вымирания, если по каким-либо причинам поблизости нет ни одной особи мужского пола. Например, матка пчелы способна вывести целую ватагу полноценных рабочих пчелок, не прибегая к услугам самца. В октябре прошлого года исследователи из Института репродуктивной медицины и генетики в Лос-Анджелесе получили у взрослых мышей клетки, по свойствам напоминающие зародышевые, добились их деления, а затем – преобразования в нейроны. Месяц спустя специалисты из Института развития клеточной технологии (штат Массачусетс, США) наделили способностью к партеногенезу человеческие клетки. В феврале журнал «Science» опубликовал отчет о получении эмбрионов из неоплодотворенных яйцеклеток млекопитающих. Исследователь Хосе Сибелли и его коллеги из компании ACT получили и испытали на яйцеклетках 28 макак химический препарат, побуждающий к партеногенетическому делению. В результате эксперимента четыре неоплодотворенные яйцеклетки развились в нормальные бластулы (зародыши на одной из самых ранних стадий развития). Работа была завершена в период ожесточенных дебатов по поводу клонирования человеческих эмбрионов. Исследователи надеются, что партеногенез станет более «гуманной» альтернативой другому методу «непорочного зачатия». Как и клонирование, он позволит каждому человеку стать собственным донором и таким образом избежать отторжения тканей при пересадке органов. Впрочем, у нового метода «копирования» людей есть весьма существенный недостаток: «непорочное зачатие» не годится для мужчин – добиться партеногенетического деления от сперматозоидов, по-видимому, не удастся.

* * *

Биологи уже давно открыли, что для животного мира непорочное зачатие не редкость. А вот для людей?

Всего известно 16 случаев непорочного зачатия у людей, произошедших в Африке и странах Европы.

В Южной Италии в XVI–XVII вв. был женский монастырь, где то одна, то две монахини раз в пять лет оказывались в интересном положении. Чего только местный епископ не придумывал. Крестьян из окружающих деревень моложе 60 лет выселял, пояса верности бедняжек заставлял одевать – ничего не помогало. Забеременевшим монашкам не так везло, как Деве Марии, и на них сваливали все мыслимые грехи, основой которых была связь с дьяволом. И наконец, когда в один год скандал случился сразу с тремя христовыми невестами, начальство перевело монастырь в более безопасное место, объявив ту территорию подвластной Князю Тьмы.

Конец ознакомительного фрагмента.