Вы здесь

Все тайны подсознания. Энциклопедия практической эзотерики. Часть II. ИКС-СПОСОБНОСТИ И СВЕРХВОЗМОЖНОСТИ (Георгий Науменко, 2009)

Часть II. ИКС-СПОСОБНОСТИ И СВЕРХВОЗМОЖНОСТИ

Народные астрономы

Поздний вечер. Человек смотрит в окно на безоблачное небо. Видит мириады ярких звезд. Различает среди них планеты. Восхищается проплывающей, светящейся, словно огненный шар, луне. И ему начинает казаться, что он не маленькая песчинка на этом свете, а частица огромного мироздания и связан со Вселенной всеми нитями бытия.

По народному преданию: «кто часто смотрит на звездную россыпь – у того становятся зоркими глаза». Звездное небо представлялось глазам приметливого крестьянина «грамоткой», написанной по синему бархату. «Не прочесть этой грамотки, – говорил он, – ни царям, ни дьякам, ни умным мужикам». А между тем для последних, оказывается, эта грамотка являлась не совсем тайной, недаром они нередко с поразительной точностью определяли по расположению звезд время ночи. Звезды, по уверениям умудренных жизненным опытом крестьян, влияют на урожай. И по ним, по их расположению и яркости, довольно точно угадывали, какая предполагается погода и какой будет урожай.


Наблюдение неба в XIII столетии

Не все звезды для крестьянина-хлебороба были одинаковы. Знал он, что «звезда от звезды разнствует во славе», а потому и различал если не все, то хотя бы некоторые из жемчужной звездной россыпи. Так, знал он «Вечерницу» – первую вспыхивающую вечером звезду; называл и «Денницу» – позднее всех своих сестер погасающую в небе. Среди сельских старожилов всегда были – и теперь есть – свои самобытные звездочеты, знающие не только «блудячую» планету да «хвостатую» комету, появляющуюся, по их словам, не то к войне, не то к голоду либо к какому другому народному бедствию, а различающие почти всякое светило в раскинувшемся надоблачном звездном царстве. Так, например, – говорили они, – есть на небе «Чигирь-звезда» – Венера, она предсказывает человеку счастье и несчастье. Большая Медведица слыла в народной астрономии за «Стожар-звезду». По этому созвездию советовали охотникам выходить смело на всякого дикого зверя. Плеяды, по народному определению, – «Утиное гнездо», Пояс Ориона – «Кичаги», Арктический Пояс – «Железное колесо», Млечный Путь – «Становище»… Различал крестьянин звезды, кометы и планеты на синем небе не в телескоп, а зорким приметливым глазом.

Обратимся к историческим загадкам астрономии. Известно, что четыре наиболее ярких спутника Юпитера – Ио, Европу, Ганимед и Каллиостро – открыл знаменитый Галилей в 1610 г. с помощью построенного им телескопа. А между тем находка, сделанная китайскими учеными, свидетельствует, что людям было известно об одном из спутников Юпитера почти две тысячи лет назад. Специалисты случайно обнаружили записи одного из древнейших астрономов, датированные 364 г. до нашей эры, в которых указано, что за двадцать лет наблюдений ему удалось невооруженным глазом увидеть по соседству с Юпитером небольшую звезду. По всей видимости, это был Ганимед, самый яркий спутник Юпитера.

В 1950 г. французские этнологи Марсель Гриоль и Жермена Дитерлен опубликовали статью, посвященную мифолого-астрономическим воззрениям догонов – африканского народа, проживающего на плато Бандиагар, на территории нынешней Республики Мали. Оказалось, что догонская мифология, в целом весьма архаичная, включает в себя знания о свойствах и траектории движения спутника Сириуса, а также сведения о четырех крупнейших спутниках Юпитера, спиральных звездных мирах и многих других «астрономических реальностях», которые известны современной науке лишь благодаря телескопическим наблюдениям. Догоны знают, что звезды «удалены от Земли, близко к которой находится только Солнце». Сириус, именуемый «пупом мира», играет главную роль в группе звезд, включающей созвездие Ориона и некоторое число близлежащих (на небосводе) звезд. К последним относятся Плеяды, «звезда Козьего Пастуха» – Энегерин толо (гамма Малого Пса), Тара толо (Процион) и др. Совокупность этих светил составляет «внутреннюю» систему звезд (или «опору основы мира»), которая, по мнению догонов, непосредственно участвует в жизни и развитии людей на Земле. «Внешняя» же система состоит из других, более далеких светил, «в меньшей степени вмешивающихся в человеческую жизнь». Эта система образует «спиральный звездный мир». Изложив соответствующую информацию, полученную от догонских жрецов, Гриоль и Дитерлен честно признались, что даже не ставили перед собой вопрос о том, каким образом люди, не располагавшие необходимыми астрономическими инструментами, сумели узнать о движении и определенных характеристиках фактически невидимых простым глазом небесных тел.

Изображение неба на диске, которому 3600 лет, говорит о глубоких познаниях европейцев бронзового века в астрономии. Диск был зарыт на холме Миттельберг неподалеку от города Небра на территории нынешней Центральной Германии. Это древнейший из известных карт ночного неба. Кроме того, на диске изображен путь Солнца. Он мог служить аграрным и ритуальным календарем.

Древние египтяне еще четыре тысячи лет назад связывали звездное скопление Плеяды со словом «тысяча», хотя человек с нормальным зрением видит в Плеядах всего 6–8 звезд. Тысячу же звезд в Плеядах обнаружили лишь в XVIII в., – разумеется, с помощью телескопа.

Не исключено, что в некоторых местах древние астрономы использовали телескопы. Ведь линзы были известны еще за 2500 лет до н. э. Но прямых доказательств этого нет, а потому официальным открывателем телескопа считается все тот же Галилей.

* * *

Если действительно не было в древности телескопа и единственным оптическим прибором оставался человеческий глаз, так ли тогда удивительны столь древние знания о лунах Юпитера, кольцах Сатурна, фазах Венеры?


Старинные изображения комет.

Добыты все эти сведения благодаря одной из самых совершеннейших биологических структур – человеческому глазу. В совершенстве его конструкции вы можете убедиться сами: в столь малом объеме природа сумела разместить прибор необычайной сложности. Сетчатка и зрительный нерв – это вещество мозга. Сеть кровеносных сосудов почти что в два раза гуще, нежели в любом другом органе. И наконец, уникальный хрусталик.

Через глаза в наш мозг, как установили ученые, поступает до 80 % всей информации.

Чем дальше направлен взгляд, тем спокойнее мышцы глаз. Не создавались ли глаза для высматривания удаленных предметов? В одном из примитивных племен в джунглях Африки, где занимались в основном охотой, как выяснилось, ни один абориген не страдал близорукостью и все охотники отличались необычайной зоркостью.

Приведу некоторые факты, которые я узнал в своих этнографических экспедициях от рыбаков, морских зверобоев и охотников – жителей различных селений Архангельской области.

В Беломорье, в деревне Койда, старик Нестерка, работавший в молодые годы зверобоем, рассказал мне об одном человеке, память о котором в окрестных местах жива и по сегодняшний день. Вот его рассказ: «Мы из веков около моря. У нас дом стоял на море глазами. Ромшей (артелью) на Зимнее море промышлять тюленя ходили. Спустились мы от деревни Семжи в море: пятнадцать лодок. На корме у нас сидит лопарь (так саамов прозывали). Мужики его на вёшно (весенний зверобойный промысел) нанимали. Прозвище у него было „вороний глаз“. Он смотрит – ворон ли летит. Если ворон летит мимо, вот и примечает, в какую сторону полетел, под какой ветер: попережник, север или полуночник. Ворон летит к зверям. Поедь себе смекает – еду. В это время лежат тюлени на льду, у них весь жир выходит, на теле вроде как короста, страшный зуд. Они будто кони катаются – чешут спины. Короста-то на льду остается, ворон ею и питается. Ежели низко ворон летит – звери недалеко, а высоко – на далеком расстоянии. Мы ехали до мыса Абрамова. Там в лед заехали. «Вороний глаз» кричит: «Ворон летит, вороти на лето (юг)». Все мужики, которые лодками правили, головы подняли, в небо глядят, ворона не видно, и зуйки-мальчишки, уж на что зорки, и те ничего не углядывают. Зорок был «Вороний глаз», видел сильно далеко, ему верят, слушают его. Три часа на юг держали направление. И вправду – лежат звери на льду.

Брали «Вороний глаз» в море на карбас и на парусники. Наши старики говорили: «Если моря не знаешь – сам на себя не надейся, за людьми иди. На промысел поехал, нужно знать течение воды и поворот земли». И в ненастную погоду, ночью, случалось ездить, ничего не видно, а «Вороний глаз» выведет… Сейчас на каждом носу, на банках (мелких местах) все огни. В прежнее время этого не было; где-нибудь какой-нибудь маяк – и все. Ночью плыли на баркасе, темень страшная стоит, полуночник (ветер) в сторону относит. «Вороний глаз» показывает, кричит: «Там светит!» Глядим – ничего не видать. Гребем с полчаса, глядим, опять ничего не видать, долго высматривали, наконец увидали маяк – на Моржовце светил. А ведь «Вороний глаз» этот свет уже когда видел! Вот и говорили: «Вороний глаз» дороже, чем алмаз».

* * *

Вскоре мне и самому пришлось убедиться в зоркости промысловиков-охотников. Была у меня давняя мечта: встретиться с охотниками, промышляющими в тайге или тундре пушнину и дичь, походить вместе с ними по звериным тропам, послушать их рассказы, байки, приговоры, узнать обычаи. Долгие годы в моих поездках по России дороги не приводили меня в охотничьи места. И вот однажды мечта сбылась. Случилось это на Севере, в деревне близ реки Мезени. Вызвался помочь мне в этом старый охотник Ермолаич. Несмотря на свой суровый вид, он был разговорчивым и добродушным стариком, в свои восемьдесят два года – крепким и бодрым.

Рано, на утренней заре, Ермолаич повел меня по мезенскому лесу, в охотничью избушку. По дороге он рассказывал: «Я помню деда своего Артемия Алексеевича. Он жил девяносто восемь лет. У него было шесть сыновей. С малых лет он их охотничьему делу обучал. Сам промыслом жил и детей промыслом вырастил. Промышляли они пушнину недалеко от дома по рекам, в лесу. Артемий Алексеевич учил: „Чтобы стать охотником, нужно выстрелить пороха с голенище, а свинца с топорище. Чтобы зверя добыть, надо хитрее зверя быть“. Дичь не просто промышлять, а белку еще мудренее. Она живет в сосновых борах, где ели – там шишки, ее корм. День в январе короткий, темнеет быстро, утром белка на воле еду добывает, а с полудня уже бежит в свое гнездо. Когда белка на кормах, собака на дух ее берет, а в гнезде уже не может ее найти. Охотишься и белку постоянно изучаешь. Если не изучить всю ее политику – лучше не промышлять. Белка – хитрая. Пойдет к своему гнезду, в него не зайдет сразу; прыгнет на дерево в метрах двадцати от него. Потом с дерева на дерево перескакивает, осматривается, осторожничает, чутье у нее тонкое, острое.

Когда следы ведут по снегу, за ней легко следить, а как на дерево уйдет, так очень трудно. Ходим, кружим вокруг деревьев, смотрим, куда направилась, определяем, какой размах дает с дерева на дерево. Час или полтора иной раз за ней ходишь, все-таки дойдешь до места, где деревья редкие и ей не перескочить. Стреляешь белку пулечкой, только в голову, чтобы не было меху повреждения. Так вот, Артемий Алексеевич никогда с собой на белку собак не брал. У него был глаз зоркий. Высматривал их издалека, в самой густой елине видел. А стрелял в голову так, что всегда пулечкой точно в глаз попадал».

Вдруг послышался лай собак, за разговором я не заметил, как мы пришли к охотничьей избушке. Только на другой день мне удалось разговорить охотников. Я расспрашивал об их промысле, о повадках и поведении зверей и птиц в лесу. Одного звали Иваном Бугровым. Он мне рассказывал: «Охотничья жизнь иногда из самых мелочей собирается. Пустяковину упустишь на охоте, все дело пропало. Вот, например, иду по лесу, сидит какая-нибудь птица на дереве. Я должен подходить обязательно так, чтобы солнце было у меня за спиной. Бывает, что она сядет с лета, повернется в мою сторону, а на солнце смотреть не может, значит, и меня не увидит. Вот еще примета: иду на охоте зимой, вижу – недавно пролетел глухарь. Смекаю – в какую сторону. Узнаю по борозде на снегу. Когда глухарь взмахивает крыльями при отлете, остается от хвоста борозда, потому что на расстоянии сто шагов он все еще не может набрать высоту, а направление держит по прямой, никуда не свернет, и уж обязательно сронит где-нибудь комки снега. Так и любой птицы можно узнать направление полета. А вот за рябчиками ходить, надо особую сметку иметь. Рябчик – птица хитрая, дикая, охотник перехитрить ее должен. Недаром у нас говорят: „Белочку собачкой, а рябчика удачкой!“»

После этого рассказа мы вышли из избушки и пошли на охотничью тропу. Через полчаса охотник остановился, присел на корточки, словно кого-то боялся спугнуть, и тихо сказал: «Гляди, вон у той покошенной елины слетелись они». – «Кто они?» – спрашиваю я, вглядываясь в то место на которое показывал Иван. – «Как кто? Рябчики!» Очков я не носил, зрение у меня было превосходное, вглядываюсь вдаль, высматриваю изо всех сил, чтобы увидеть птиц, но рябчиков не вижу. Мы шли по берегу небольшой речки. Впереди стояли редкие ели, переходящие в густой еловый лес. Я достал из рюкзака бинокль и стал всматриваться. Иван продолжал рассказывать: «Вот гляди, рябчики вылетели целым своим гнездом. Передовой рябчик кличет других, и они друг за дружкой за ним вслед летят. И вот сзади за ними не пойдешь, обойдешь, а то затеряешь всех, и они затаятся. Когда навстречу зайдешь, как раз угодишь на передовика. Застрелишь его, тогда все и другие твои, а их до двадцати рябчиков бывает. Путать их надо, заходить заходом. Вот тебе на „рябчика и удачка“ – твоя сметка и хитрость». Наконец в бинокль я птиц разглядел, рябчики мне казались совсем маленькими, словно мушки. Про себя я думал: «Необыкновенно зоркий глаз у этого охотника, если он без бинокля может их разглядывать с такого большого расстояния…»

* * *

Необыкновенна чувствительность нашего глаза к свету. Он способен воспринимать единичные кванты света. Это значит, что ясной ночью человек может увидеть пламя зажженной свечи на расстоянии 25 км. Глаз способен различать разницу в цвете и освещенности всего 1–2 %, в то время как самые совершенные аппараты «видят» в десять раз хуже, а телекамеры еще более уступают по чувствительности человеческому глазу.

Глаз – наш собственный оптический прибор. Но не все знают, что у некоторых людей глаза могут соперничать и с телескопом, и с микроскопом.

В литературе описан случай остроты зрения в тридцать единиц. Этот человек невооруженным глазом видел спутник Юпитера, который астроном наблюдал только в телескоп. Если разрешающая способность обычного глаза – одна угловая минута, то в данном случае глаз различал объекты, разнесенные всего на несколько угловых секунд.


А вот другой пример феномена зрения, о котором сообщалось в газетах, – о женщине, прозванной «живым микроскопом». Разрешающая способность ее глаза столько высока, что ей даже трудно читать – мешают отлично видимые переплетения волокон бумаги. Цветной телевизор она вообще не может смотреть, потому что изображение распадается на множество точек. У этой женщины необычное хобби, под стать ее способностям. С помощью карандаша с особо тонким и прочным грифелем она наносит тексты литературных произведений на странички крошечных тетрадок. Последний ее «шедевр» – почтовая открытка, на которой уместилось 327 тыс. слов, что примерно равняется восьмистам страницам машинописного текста.[7] Похожий феномен, связанный со сверхчувствительным зрением, принадлежит москвичке Валентине Сергушиной. Она может глазами читать текст, буквы в котором размером равны одной десятой миллиметра.

В Южной Африке психиатры и нейрофизиологи исследуют 8-летнюю девочку, отличающуюся уникальными способностями. Она может одновременно читать две книги, отменно усваивая содержание обеих. Левый ее глаз читает одну книгу, правый – другую. Ученые установили: различную информацию полноценно усваивает каждое полушарие головного мозга девочки в отдельности. В отличие от обычных людей, у которых каждое полушарие отвечает за определенные функции, у девочки-вундеркинда полушарие подобно целому мозгу. Поэтому не будет сильным преувеличением сказать, что у ребенка две головы.

Удивительны возможности нашего зрения. Но, оказывается, можно видеть не только глазами.

Кожное зрение

К феноменам можно отнести кожное зрение. Эта удивительная, необычная способность человека стала широко известна в начале 70-х гг. прошлого столетия. Впервые к ученым в лабораторию пришел человек, который мог видеть пальцами и эту необыкновенную способность сумел успешно продемонстрировать в целом ряде опытов. Такими необыкновенными способностями обладала Роза Кулешова.


Для зрения глаза не обязательны.

В 60-х гг. Роза Кулешова работала руководителем драмкружка в обществе слепых. Ее поразило, что слепые умеют читать, пользуясь специальной азбукой и буквами, выколотыми на бумаге. Ей захотелось испытать эти ощущения. И она стала тренироваться на вырезной азбуке для первоклассников. Азбуку она освоила за две недели. Потом на собственный страх и риск попробовала читать вслепую обычные буквы. Сначала ощущала только шероховатость, но через полтора года научилась читать печатный текст.

Летом 1962 г. ее пригласили работать в Нижний Тагил в цирк для детей. Она читала с закрытыми глазами, распознавала цвета предметов и их очертания, не прикасаясь к ним. В 1965 г. переехала в Свердловск. Поступила работать в школу для слепых детей. Обучила их своему методу, однако не говорила, что она зрячая, внушая уверенность в своих детей. Некоторых детей она научила узнавать предметы на расстоянии и ходить без палки и проводника.


Кожно-оптическая чувствительность Розы Кулешовой проявлялась и в усложненных условиях лабораторного эксперимента. Ей надевали на глаза светонепроницаемую повязку, подкладывая дополнительно под нее ватные тампоны, кроме того, ставили экран, который перегораживал луч зрения так, что никаких надежд на работу обычного зрительного канала не оставалось. Кроме того, Роза Кулешова пробовала читать пальцами ног, локтем – и успешно. Крупный шрифт она читала даже тогда, когда печатную страницу «упаковали» в конверт. Над чистым листом бумаги, не касаясь его пальцем, в воздухе написали двузначное число, но все же оставившее на бумаге тепловой след. Роза Кулешова безошибочно назвала его. Протянув вперед руки, она на расстоянии 2–3 м надежно опознавала предметы, испытывая затруднения лишь при распознании мелких деталей.

Роза Кулешова рассказывала: «Когда я читаю, то от черного цвета ощущаю тепло, а от белого – холодок на пальцах». Оказывается, кожное зрение зависит от цветовой гаммы, даже от освещенности. При естественном освещении кожа наиболее чувствительна к красному и оранжевому цветам. Желтый, зеленый и голубой оттенки наименее «уловимы», а синий и фиолетовый обнаруживаются хорошо. Кожно-оптическая чувствительность особенно проявляется на краях спектра.


Цвет и свет на ощупь.

По мнению ученых, кожа человека реагирует даже на предварительное облучение инфракрасными или ультрафиолетовыми лучами. Если ладонь облучить ультрафиолетом, то вероятность того, что текст будет прочитан пальцами, повышается. Короткие волны дают добавочный импульс, улучшают характеристики своеобразного приемника. Наоборот, предварительное тепловое облучение снижает остроту кожного зрения. Ученые склоняются в сторону тепловой гипотезы. В то же время они говорят, что человек воспринимает тепловой рельеф, реагирует на тепло, но от одной этой способности до чтения пальцами еще далеко.

На этом феномены, связанные со зрением, не заканчиваются. Существует и другая икс-способность – проявление зрения «третьим глазом».

Третий глаз

В Перу, приблизительно к югу от ее столицы Лимы, на небольшом полуострове, вдающемся в голубой Тихий океан, некогда была высокоразвитая цивилизация, существовавшая во времена возведения египетских пирамид, процветавшей в Месопотамии шумерской культуры и культур народов Востока. В те времена берега Паракаса были плодородны и возделывались народом, достигшим высокого социального и культурного уровня. Подтверждением тому служат погребальные обряды этого древнего народа. Очевидно, что Паракас – древнейшее, хотя и малоизученное место археологических изысканий в Южной Америке. Временные границы этой древней культуры установлены не вполне точно; известно только, что здесь похоронены представители двух исторических эпох. Расцвет более древней из них, как полагают ученые, пришелся примерно на период, отстоящий от начала христианской эры на 5000 лет; эта эпоха отличалась от следующей, существовавшей от 5000 до 1000 г. до н. э., более развитой культурой.

Погребальные покрывала из ткани или их части эти древние люди делали из роскошной шерсти или хлопка с превосходной разноцветной вышивкой. И хотя их мумии были созданы не столь искусно, как в Старом Свете, тела умерших они также обрабатывали бальзамами и маслами для сохранения и высушивания тканей. Но более всего ученых поразили необычные находки: почти все обнаруженные в этих местах черепа имели отверстия. Их детальное изучение позволило предположить, что такие повреждения связаны с социальными, племенными или языческими обычаями.

Подобные операции производились на жителях некоторых островов южных морей, где даже в недавнем прошлом у половины мужского населения имелись отверстия в черепе. Целители-хирурги Южного Паракаса были искусны. Вследствие того, что смертность, при такого рода вмешательствах составляла всего около 5 %. Одобрение членов общины было достаточным, чтобы преодолеть страх перед такой операцией. Возможно, посвященный в таинство этой процедуры занимал определенное место в клане старейших. Джеймс Фрезер в книге «Золотая ветвь» утверждает, что многие примитивные народы считают голову священной, а человек, отмеченный отверстием в черепе, может занять особое место в племени.

Паракас мог являться подходящим местом для захоронения знати. Известно, что искусно выработанные и роскошные ткани, прекрасные предметы материальной культуры, тщательно приготовленные мумии и их покровы свидетельствуют о кончине людей, занимающих высокое положение в этом племени. Отверстие в черепе может, по всей видимости, служить подтверждением высокого положения человека. Если это справедливо, то можно считать Паракас Долиной царей Западного полушария.[8]

Как бы там ни было, очевидно, этот обычай в этом ареале со временем выродился; в соседних некрополях, датируемых приблизительно на тысячу лет позже, отсутствие продырявленных черепов служит немым свидетельством его утраты. Но это не значит, что в других местах Земли, других исторических эпохах не найдены свидетельства подобных обычаев и обрядов.

* * *

Известно, что форма головы в числе прочих причин зависит от климата. На форму черепа также оказывают влияние привычки, иногда обычаи, быт. К примеру, у племени диких индейцев на территории нынешней Бразилии, Мексики и других регионов существовал обычай искусственного вытягивания черепа: ему придавалась башенная форма. Для этого головка мальчика (именно его готовили охотником и воином) уже с самого раннего детства укладывалась не на подушку, а на полено. Мужчины с необычными, вытянутыми головами могли претендовать на роль вождей, они же и выделялись на фоне завоеванных племен, которые объявлялись «чужаками», не своими. То есть деформация черепа несла особость среди других членов общины. Мы не знаем, были или нет неврологические и психические симптомы у обладателей таких черепов. Как сами костные останки, так и соответствующие изображения на древних монетах и стенах костных хранилищ – оссуариев – ответа на вопрос не дают. Некоторые ученые склоняются к предположению, что были и эпилептические припадки, и галлюцинации. Убеждают в этом и известные сведения о черепах неправильной формы вкупе с повреждениями нервных центров у Паскаля, Руссо, Байрона, Шумана и других выдающихся людей.

У индейцев майя детскую головку сплющивали постепенно деревянными дощечками, особыми по форме чепцами (капорами). Причем майя были уверены, что таким вмешательствам в тленное тело их научили боги. Даже функциональные идеи подводились под эти действа. В Южной Америке сдавливание передней части головы направлено было на стимулирование воинской храбрости, а затылочной области – благоразумия. В регионах с тяжелым климатом считали, что надо добиваться быстрейшего зарастания родничков, дабы младенец раньше начал ходить. Так поступали лапландцы. В более теплых местах сдавленный череп считался воинственным и благородным, а круглый презирался.

В наше время обнаружены черепа людей VII–I тыс. до н. э., подвергшихся трепанации. Они были найдены не только на островах Тихого океана и южных морей, но и на материке. Исследования показали: операция эта осуществлялась прижизненно, о чем свидетельствует наличие нового костного вещества, а значит – заживления, по краям отверстий. Пациенты сумели выжить – это ли не доказательство мастерства знахарей того времени. На черепах найдены множественные последствия сверлений, выскабливаний, выдалбливаний, видны отверстия круглые и прямоугольные. Ученые предполагают, что это не столько результаты операций по каким-либо медицинским показаниям, сколько магический акт, своеобразное жертвоприношение; в определенной степени и свидетельство постижения тайн человеческого организма.

Эти уникальные, необычные находки подтверждают то, что в далекие времена было принято древними магами-хирургами искусно делать трепанацию черепа. Для чего же она была нужна? Без сомнения – для того, чтобы добиться после операции у пациента проявлений особого, неординарного состояния сознания. Затем, используя возможности психотехнических приемов, способствовать возникновению феноменов, например, для открытия так называемого второго зрения (его также называют: «третий глаз», «око мудрости», «глаз всезнания»). Открытие второго зрения прокладывало дорогу к обладанию человеком различных сверхъестественных психических способностей. Человек, имеющий священное отверстие в голове, обладал ясновидением, телепатией, предвидением, сверхчувственным восприятием.


Тибетская медицина не осталась в стороне от попыток раскрыть способности человека к ясновидению. Трепанация черепа тибетскими монахами для открытия второго зрения описывается в книге писателя Лобсанга Рампы «Третий глаз».[9] Просверливание тонкого отверстия проводилось специальным инструментом в лобной кости головы и закрывалось деревянным клином с целебными травами. Происходила операция при полном сознании пациента. Для этого под гипнозом и внушением ему снимались болевые ощущения. А до начала этой сложной процедуры ламами-врачевателями с ним была проведена значительная психологическая и медитативная подготовка. Такое хирургическое искусство древних тибетских монахов не удивляет, если вспомнить, что целители-индусы успешно оперировали иглой глазной хрусталик, вылечивая больных от глаукомы.

* * *

Открытие второго зрения – это одно из интереснейших, уникальных явлений. С помощью отверстия в черепе древние люди умели в довольно короткие сроки овладевать способностью вхождения в особые состояния сознания. С течением времени эти знания были утеряны. Но им на смену пришли другие приемы овладения этим феноменом, позволяющие не делать трепанацию черепа, но требовавшие долгих лет (если не десятилетий) подготовки, приобретения нужных знаний, искусной тренировки. В мистических школах восточной традиции во всех подробностях перечисляются и описываются все ступени такой практики. Практики, открывающей второе зрение, при котором возникает способность видеть окружающий мир без помощи глаз. Это была медитация! Цель медитации – достижение особого состояния сознания. Только тогда открывалось второе зрение. Достигалось это погружением в самого себя, сильной волей и сосредоточением, концентрацией и управлением мыслями, направленным воображением, использованием особой техники дыхания.


В первой главе основного текста Гхеранда Самхита об открытии «третьего глаза», говорится: «Направь внутренний взор и сосредоточься на Аджа-Чакре – центре тонкого вещества посредине между бровями (падаканда). На лоб клади оба больших пальца, образуй как бы второй ряд бровей. Остальные пальцы держи расставленными по бокам головы, так, чтобы мизинцы лежали за отверстиями ушей. Большими пальцами усердно три полости на лбу. Через эту магнетическую процедуру будет удалена слизь. Нади будет очищен и возникнет божественное просветление и прозрение».[10]

В своей книге «Автобиография одного йога» Парамаханса Йогананда называет этот центр «всезнающим духовным глазом». Он пишет: «Точно так, как проходят лучи света через стекло или рентгеновские лучи через непрозрачные предметы, йог может видеть предметы за толстой стеной, знать содержание письма в запечатанном конверте или видеть скрытые сокровища под землей, – с помощью своего внутреннего духовного глаза. „Третий глаз“ преодолевает время, стоит вне действия пространства. Йог становится ясновидящим.

Из «Автобиографии одного йога» приведем личные переживания Парамханса Йогананда, случившиеся с ним при открытии третьего глаза: «Как таинственным шприцем был извлечен воздух из моих легких, тело было совсем спокойным, но не бездеятельным. За этим последовало экстатическое расширение моего сознания. Я мог видеть на много миль вокруг, видеть ясно на другом берегу Ганга, влево от меня за храмом, все окрестности Дакшинесвара. Стены всех построек были светящиеся и прозрачные, и через них видел я, как двигались люди на далеких полях. Я был без дыхания, и тело мое странно спокойно, но я свободно мог делать движения руками и ногами. Несколько минут я делал попытки закрыть мои глаза и открыть их опять, в одном и другом случае я видел все окрестности Дакшинесвара. Мое тело казалось сделанным из эфира, готовым к парению в воздухе; вполне сознавая свое физическое окружение, я осмотрелся и сделал несколько шагов, не прерывая этого блаженного видения».[11]

Каждый человек имеет два зрения – глазами и умозрением. Только избранным дано второе зрение. Путь к нему необычайно труден.

Среди икс-способностей и феноменов сознания есть невероятные вещи. Оказывается можно летать не только в воображении, сновидениях и медитативных видениях, но также в действительности, наяву, как Икар, – паря в воздухе, отрываясь от земли.

Летающий монах

Среди феноменов состояний измененного сознания есть один из самых впечатляющих, называется он – левитация. Из энциклопедии можно узнать об этом феномене следующее: «Левитация – подъем тела в воздухе без применения механизмов». Там же приводится санскритский вариант этого понятия: «Сверхъестественная способность становиться легким по желанию». Аналогичная способность описывается и в буддийских сутрах. В «Философии магического» Сальверте пишет: «Восторженные ученики Ямблинуса (умер в 333 г. н. э.) утверждали, что когда он проповедовал, то возносился на высоту в 12 локтей над землей (один локоть равняется 45 см)». Дж. М. Коэн в своем введении к автобиографии святой Терезы Авильской писал: «Во время молитвы она парила в воздухе».


Но самым ярким примером обладания этим феноменом является святой Иосиф из Копертино – «летающий монах», чьи полеты были засвидетельствованы многими. Джузеппе Деза родился в Италии в местечке Апулин в 1603 г. и был странным болезненным мальчиком, которого прозвали «открытый рот». Он был подвержен «экстазу» и в подростковом возрасте предавался аскетическому самоистязанию, подорвавшему его здоровье. В 17 лет он был принят в орден капуцинов, но потом через 8 месяцев отпущен, ввиду полной неспособности сосредоточиться. После этого его принял монашеский орден вблизи Копертино. И в 22 года он стал францисканским священником. Он продолжал морить голодом и бичевать себя, приобретя репутацию святого. Однажды посреди молитв после мессы он взлетел и приземлился на алтаре в состоянии экстаза. Пламя свечи вывело его из этого состояния, и он перелетел обратно. Когда его отправили к папе, он и там впал в экстаз и вознесся в воздух.

Его припадочные полеты напоминают то, что индусы именуют «самадхи», экстаз. Левитации прекратились на два года, когда враждебно настроенный настоятель начал унижать и преследовать его. Однако во время праздника в Риме, где он находился в гостях у руководителя ордена, после восторженного приветствия земляков он вновь обрел хорошее настроение духа и пролетел 15 ярдов, чтобы обнять изображение Девы Марии на алтаре.

При парении в воздухе в состоянии экстаза святой Иосиф, по-видимому, умел контролировать свои полеты. Однажды он пролетел мимо светильников и украшений, преграждающих путь к алтарю, настоятель призвал его вернуться, и он прилетел обратно на оставленное место. Когда его приятель монах высказался о красоте неба, он вскрикнул и взлетел на ближайшее дерево. Он также мог поднимать тяжелые предметы; одна история рассказывает о том, как он поднял деревянный крест, который десять рабочих пытались водрузить на место, и подлетел с ним к специально подготовленному отверстию.

Свидетелями этих полетов были короли, герцоги, философы, например гениальный философ Лейбниц (1646–1716). Когда решался вопрос о его канонизации, церковь начала расследование его полетов, и были проведены сотни допросов под присягой. Его признали святым через 104 года после смерти.

* * *

Монах Иосиф летал. Как мы объясним этот феномен? Каков механизм этого явления? Полеты святого Иосифа, несомненно, осуществлялись с помощью его собственных сил. (Этот феномен был у человека, несмотря на то что, по мнению авторов вышедшей в Англии в 1950 г. книги «Очень своеобразные люди», «имел состояние слабоумия в детстве».) Не обладает ли человек потенциальной возможностью летать?


Известно, что владели этим феноменом люди, исключительные по своим духовным качествам. В Индии, например, к их числу относились многие жрецы-брахманы, йоги и святые отшельники. В индийских Ведах (в буквальном переводе с санскрита «веда» означает «знание») содержится даже практическое руководство по левитации. Жаль только, что за прошедшие века значение многих древнеиндийских слов оказалось утеряно, так что в переводе на современный язык эта инструкция не работает.

Накопилось большое количество свидетельств, подтверждающих левитацию известного шотландского медиума Даниэла Дунгласа Хоума (1833–1886). Очевидцами зафиксировано более ста случаев подъема Хоума над землей. Вот одно из таких свидетельств. В августе 1852 г. Хоум появился в Коннектикуте в доме производителя шелка У. Чини. Там же присутствовал издатель «Гарвард Таймс» Ф. Л. Бларр. Он вспоминал впоследствии: «Внезапно, совершенно неожиданно для всей компании, Хоум поднялся в воздух. Я держал его за руку в это время и чувствовал, что его ноги находятся в футе над полом. Он дрожал с головы до ног… Опять и опять какая-то сила отрывала его от пола, на третий раз его вознесло к потолку комнаты, которого его руки и ноги слегка коснулись».

16 декабря 1868 г. Хоум, который был, как полагают, в трансе, на глазах нескольких свидетелей парил в воздухе, как шар, он выплыл в одно окно головой вперед и вернулся через другое.

Исследованием феномена Хоума занимался его современник – президент Британской ассоциации развития науки У. Крукс. Он писал, что Хоум обладает сверхъестественными способностями. Он может поднимать в воздух тяжелые предметы, передвигать мебель, не прикасаясь к ней, таким же образом играть на аккордеоне, материализовывать светящиеся формы и огни, демонстрировать автоматическое письмо, то есть в бессознательном состоянии записывать любые тексты, получать информацию, к которой не имел доступа, держать в руке раскаленный уголь и многое, многое другое.[12]

* * *

Ясновидение и телепатия в Тибете – понятия общепризнанные. Левитация относится к третьему чуду.

В монастыре Шалу близ Шигадзе есть место, где монахов поодиночке замуровывают в тесную пещеру на три года, три месяца и три дня. Оставляют лишь отверстие, равное по ширине расстоянию между большим и указательным пальцами руки. По этому лазу раз в сутки проталкивают воду и дзамбу. Это мука из прожаренного ячменя, которую поливают чаем с солью и топленым маслом.

К концу срока лама должен проявить три сверхъестественных способности. Во-первых, «сжать плоть», то есть выбраться наружу через узкий ход, достаточный вроде бы лишь для кошки. Второе чудо – «умножить жар». Отощавшего отшельника сажают на кусок льда и кладут ему на плечи мокрое полотенце. Вскоре он должен растопить лед и высушить полотенце. Наконец, третья способность отшельников – «убавить вес». Сделать свое тело почти невесомым необходимо, чтобы совершить религиозный подвиг, именуемый «арджоха» (бег-полет). Нужно, едва касаясь ногами земли, как космонавт на Луне, пробежать от Шигадзе до Лхасы. Между городами 240 км, то есть несколько марафонских дистанций.

Подвижник отправляется в путь в полнолуние. Бежит, а скорее летит, чуть касаясь земли ногами в трансе, как лунатик, две ночи и день. Лишь иногда останавливается попить воды из ручья. Всем, кто его встретит, предписывается падать ниц. Ни в коем случае нельзя окликать бегущего, выводить его из забытья, ибо это опасно для его жизни.

Итак, тибетские отшельники из секты «Красные шапки» усилием воли снижают собственный вес, чтобы пролететь, чуть касаясь ногами земли, огромное расстояние, неподвластное даже тренированному спортсмену. Они показывают возможности волевого воздействия на силу тяжести.

Еще монахи демонстрируют феномен сверхлегкости. Они ставят два стула спинками друг к другу на расстоянии около метра. Этот проем перекрывают полоской папиросной бумаги. Двое монахов садятся на стулья, прижав края полосы своим весом, а третий, взявшись за спинки стульев, делает стойку на руках. Потом он осторожно ступает сначала одной, затем другой ногой на провисшее бумажное полотенце. Разводит в стороны руки и стоит так какое-то время. После долгой паузы он громко выдыхает воздух из груди, и лишь тогда папиросная бумага прорывается.

* * *

Известно, человек не летает потому, что сила гравитации притягивает его к земле, а крыльев, чтобы летать, у него нет. Человек преодолеть гравитацию может, если уменьшит свой вес. Элементарные расчеты показывают, что на высоте один метр тело зависнет в случае, если подъемная сила, действующая на него на уровне земли, будет равна всего восьми миллиграммам. По-видимому, при полете человека им генерируется какая-то энергия, которая воздействует на него, преодолевая силу гравитации.

Впервые официально этот феномен был продемонстрирован в 1986 г. в Вашингтоне. Состоялись соревнования летающих йогов. Принимало участие двадцать человек. Это были первые успешные демонстрации, где были произведены замеры и сняты видеофильмы. В соревнования входили следующие дисциплины: высота полета (рекорд около 60 см), длина перелета (рекорд 1,8 м) и полеты на скорость на дистанции двадцать пять метров с препятствиями высотой 8 дюймов (около 20 см). В основном это были подлеты, а не парения и даже не зависания в воздухе, напоминали они плавные прыжки на высоту 1,5–2 м. При этом йоги сидели в позе «лотоса», скрестив ноги. Напомним, что у человека нет мышц, способных подбросить его на такую высоту в такой позе. Кроме того, регистрировалось и плавное уменьшение веса во время подлетов.

Интересно посмотреть, как изменялись физиологические параметры во время полетов. Физиологическая активность резко падала. Наступала полная остановка дыхания (от 1 до 3 минут), и менялся сам характер дыхания (в Ведах говорится, что при такой системе дыхания в легких образуется пустота, которая и поднимает человека). Не было даже видимости физического усилия. Наступало глубочайшее расслабление и релаксация. Левитанты находились в полугипнотическом состоянии. Резко изменялась частота пульса, увеличивалась с 50–60 ударов в минуту при сидении на земле до 90-100 ударов в момент взлета. Самый длительный полет длился 2 минуты. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) мозга фиксировала наличие мощных когерентных пакетов на частотах от 2 до 40 Гц. Во время взлета мощность когерентного излучения на частоте 39 Гц возрастала в 4–5 раз (напомним, что ЭЭГ обычного человека зон когерентности вообще не содержит).


Чудо левитации.

Левитация – явление загадочное. Одно только ясно, что совершается левитация в состоянии измененного сознания. Левитант входит в транс, используя специальную технику дыхания, сосредоточения, концентрации. Обычный человек, в обычном состоянии сознания никогда не сможет оторваться от земли даже на один миллиметр.

Индекс «К»

Явление теле– или психокинеза подразумевает некое энергетическое взаимодействие неизвестной природы между человеком и неживой материей.


Телекинез демонстрируют Борис Ермолаев и Нинель Кулагина.

Индекс «К» получила автор феномена ленинградка Нинель Кулагина. Она демонстрировала непостижимые вещи: мысленным усилием (или только силой своего взгляда) перемещала на плоскости различные предметы. Это был зримый эффект, при котором нельзя было сослаться ни на какое биополе или ионизирующее излучение.

Эксперименты проводились в лаборатории перед научными сотрудниками. Круговыми движениями Нинель Кулагина водила над спичечным коробком ладонями, и он послушно полз вслед за ее руками; потом, не приближая рук, только с помощью движений головы, передвигала по столу небольшой фужер. Накладывая руки на холодный чугунный утюг, она нагревала гладкую поверхность, как печка. Также Нинель Кулагина передвинула графин весом 480 г. Ей удавалось подвешивать в воздухе между ладонями пинг-понговый шарик, вопреки закону всемирного тяготения, сформулированному еще Ньютоном, шарик висел под руками в воздухе. Этот факт означал, что человек, обладающий ничтожной массой по сравнению с массой нашей планеты, способен генерировать какое-то поле, позволяющее ему преодолевать земное притяжение. При этом электростатического взаимодействия приборы не показывали.

Ей на одну чашу весов ставили гирьку весом 30 г. Другая пустая чаша, естественно, поднималась. И чудесным образом опускалась, когда Нинель, напрягаясь, но не прикасаясь руками, прижимала ее к столу. Откуда такая невидимая сила в руках? Тем более в голове?

Перед именитыми профессорами и академиками Кулагина раскачала стрелку компаса. А потом произошло то, что буквально потрясло. Кулагина, не прикасаясь к колпачку, заставила его передвинуться по столу, а стрелка электрометра не дрогнула. Выходит, удивительное явление не объяснить простым электростатическим взаимодействием. Чтобы легкий предмет двигался, нужна механическая сила, которую способно вызвать электростатическое поле в сотни киловатт. А стрелка электрометра не шевелилась. Мысль, что волевым напряжением можно воздействовать на метрику пространства-времени, показалась «чудовищной».

Что это? Преодоление гравитации? В явлениях психокинеза оператор с одинаковым успехом, хотя и по-разному, воздействует и на проводники, и на диэлектрики, преодолевая земное тяготение. Это возможно только в том случае, если его мысленное усилие создает более мощное поле, которое не может быть ни гравитационным, ни электромагнитным по своей природе. Параметры человека как источника таких полей слишком ничтожны, чтобы искать в них объяснение этого явления. Зависание в воздухе предметов Нинель Кулагина объясняла так: «Главное – ощутить эффект прилипания. Это является сигналом, что предмет можно „подвешивать“. И делать это нужно, задержав дыхание».

В ходе экспериментов удалось зарегистрировать приборами свечение ладоней Нинель Кулагиной, возникающее при сильном волевом и нервном напряжении. Кроме телекинеза у Кулагиной открылась и другая уникальная способность – по желанию вызывать своей рукой нагрев кожи в месте контакта. Позже оказалось, что нагревание происходило и без всякого контакта. Рассказывал академик Ю. Б. Кобзарев: «Этот феномен больше других заинтересовал профессора Брагинского. Он терпел боль до тех пор, пока не образовался ожог, струп от которого не сходил несколько дней». Многие убеждались, что даже малейшее общение с пальцами Нинель Кулагиной приносит эффект удара теплом – появляются признаки покраснения кожи, ожоги – так называемые эритены. Но вот что интересно: несмотря на выделение тепла, ожоги второй степени, приборы-тепломеры остаются спокойными, они не показывают ничего, и это пока не поддается объяснению.[13]

Еще одно удивительное проявление психокинеза заключалось в дистанционном изменении температуры физического объекта. Если Нинель Кулагина мысленно представляла себе микрокалориметр, находящийся в огне, то прибор фиксировал это резким скачком температуры, хотя на самом деле температура окружающей среды оставалась прежней.

Участие в изучении опыта по телекинезу, проводившегося в Ленинградском физтехе им. Иоффе, принимал профессор Марин Маринов, заведующий кафедрой Высшего механико-технологического института в Софии. В этот день все у Кулагиной получалось блестяще: испытуемая двигала алюминиевые цилиндрики, анодированный стаканчик, неоднократно раскручивала стрелку компаса движением рук над ним, а также взглядом. Ей дали задание – раскрутить маятник под стеклянным колпаком. Она то останавливала, то разгоняла диск маятника. Ученые размышляли, как измерить силу, которая вынуждала маятник вести себя наперекор законам и здравому смыслу. Затем Кулагина рассеяла луч лазера. Один физтеховский лаборант сообразил установить возле ее рук во время сеанса телекинеза микрофон. Который, впрочем, тотчас сломался. Раздобыли другой – его постигла та же участь. Физикам стало ясно, что на мембрану, колеблющуюся в электромагнитном поле, действует ударная нагрузка, превышающая предел прочности мембраны. Тогда профессор Маринов предложил использовать пьезодатчик, выдерживающий огромную мощность. Его применяли для замера давления порохового заряда в артиллерийском стволе. Пьезодатчик не сломался, уцелел возле рук Кулагиной. Благодаря этому выяснилось, что от них идет мощное ультразвуковое излучение. Оно создает не воспринимаемую человеческим ухом ударную волну, которая, как видно, и приводит в движение легкие предметы. Так профессор Маринов докопался до физической сущности телекинеза. Правда, как уникальной женщине удавалось генерировать ударную ультразвуковую волну, так и осталось загадкой.


Нинель Сергеевна Кулагина.

Как рассказывала Нинель Кулагина, необычный дар возник у нее после тяжелой болезни. Каждый эксперимент, эффектно продемонстрированный феномен требовал от нее полной отдачи всей психической энергии, нервного перенапряжения, необыкновенных усилий воли, нередко приводивших ее к полному изнеможению и потере всех сил.

Самое распространенное в литературе объяснение психокинезу – проявление действия силового статистического электричества, генерируемого руками, то есть накапливание в ладонях больших порций статистического электричества, позволяющих передвигать предметы (известно, если предварительно руки смочить водой, то эффект психокинеза исчезает). Некоторые люди могут накапливать или создавать большие порции статического электричества, позволяющие передвигать некоторые предметы и даже на какое-то время подвешивать их между ладонями рук, заставляя парить в воздухе. Не отрицаются и эмоциональное состояние, психическая энергия, усилие воли, концентрация мысли для выполнения поставленной цели.

Читающий мысли

Родился Петер Гуркос (полное имя Петер ван дер Гурка) в голландском городе Додрехте. Ни в детстве, ни позднее во взрослой жизни никаких психических отклонений у него не было. В 1943 г., работая маляром, он упал с лестницы с высоты 10 метров и получил серьезную травму черепа. Гуркоса доставили в знаменитый Зюйдвальский госпиталь в Гааге, где в течение трех суток пострадавший находился без сознания. Когда он наконец открыл глаза, то обнаружил, что рядом лежит какой-то мужчина. Это был некий Аард Камберг. Раньше Гуркос никогда его не видел и ничего о нем не слышал. Тем не менее неожиданно для себя – Петер не знал, что толкнуло его к этому, – Гуркос повернулся к соседу и сказал: «Ты – очень плохой человек. Твой отец недавно умер и оставил тебе на память золотые часы. А ты их уже продал». От неожиданности Камберг потерял дар речи. Сев на койке, он в испуге уставился на странного больного. «Ты из Роттердама, – между тем продолжал Гуркос, – и в твоей сумке лежат деньги, которые ты украл на работе». Перепуганный Камберг тут же вскочил, кое-как оделся и чуть ли не бегом бросился из палаты. Дежурившая в коридоре медсестра попыталась остановить его, но он пулей пронесся мимо. И лишь позже, когда Гуркос рассказал о своем внезапном, как ему показалось, «припадке», медсестра узнала причину бегства больного.


Обеспокоенная медсестра вызвала психиатра доктора Петерса для освидетельствования необычного пациента. К счастью, у этого врача хватило ума и знаний, чтобы понять: речь в данном случае идет не о помешательстве, а о проявлении сверхчувственного или экстрасенсорного восприятия.

Физически Гуркос поправился, а психически перешел в новое качество. Петер понял, что с его головой что-то произошло. По словам Гуркоса, в людных местах его буквально захлестывают потоки чужих мыслей, страхов и переживаний. Он за какое-то мгновение переносился на восприятие то одного, то другого человека, при этом он видел картины различных периодов его жизни, жизни его семьи и его друзей. Его разум был подобен радиоприемнику, самопроизвольно переключающемуся на множество разных частот. К моменту выписки из госпиталя он обнаружил в себе способность к предметному ясновидению. Стоило Петеру подержать или просто потрогать какой-нибудь предмет, который кто-то часто использовал, как он мог описать этого человека и место его пребывания.

Способности Гуркоса тестировались в лаборатории в Майне и признаны действительно выдающимися. Со временем Петер Гуркос стал мировой знаменитостью.

* * *

Если Гуркос был способен читать чужие мысли, то болгарская прорицательница Ванга (Вангелия Пандева Гущерова 1911–1996) обладала способностью заглядывать в прошлое и предвидеть будущее.


Ясновидящая Ванга.

Ванга – македонка, жила в пограничном с Югославией городе Петриче, где и родилась в 1911 г. в семье бедных землевладельцев. Ослепла в 13 лет во время пыльной бури, попав в смерч. Попытки вернуть пострадавшей зрение оказались безуспешными. В семнадцать лет у нее стал проявляться дар ясновидения. Она была способна принимать информацию по предмету, побывавшему в руках человека, и сообщала что-то о нем.

Писательница К. Стоянова в документальной повести приводит множество случаев, подтверждающих истинность предсказаний пророчицы. Предсказывала она и своим соседям, простым крестьянам, например, сказала соседке, что в определенный день, ночью, вернется ее муж, убежавший из плена. Предсказывала и болгарскому царю Борису III, точно определив дату его смерти. По фотографиям определяла судьбу людей, на них изображенных, ставила диагноз заболевания. Единственная информация, поступающая к ней, – голос собеседника или сахар, побывавший в руках того, кто нуждается в ее совете.

Ванга заявляла, что она внутренним зрением присутствует в самых горячих точках планеты, видит и кровопролития, и природные катаклизмы, и бедствия. «Вечером вы спите, а я перелистываю страницы человеческого бытия, переживаю трагедию всех людей», – утверждала она. Вот что писала о ней академик Н. П. Бехтерева: «Ванга не может быть отнесена к шарлатанам. Подсчет о теперь уже сбывшихся ясновидениях о настоящем и пророчеств о будущем достигает у Ванги 80 %! Что же касается 20 %, здесь могут быть и те случаи, которые я первоначально относила к возможному знанию обо мне и не оценивала как ясновидение».[14]

Пророческий дар слепой крестьянки стал для ученых настоящей загадкой. Ванга внутренним глубоким зрением четко представляла того или иного обращавшегося к ней человека, мысленное воображение рисовало ей общую картину, обстановку. Ван-га получала нужную информацию о происходящем в настоящем, прошедшем или будущем. По ее словам, она слышала голос, вещающий об этом человеке, затем в ее воображении появлялся образ, и становилась ясна причина его страданий.

Телепатические возможности человека только изучаются. Эта способность ставит и нравственные вопросы. Природа позаботилась о том, чтобы закрыть наши мысли друг от друга. Телепатия в человеческом обществе – негативное, отрицательное явление. Вся наша жизнь основана на том, что мы все друг от друга что-то скрываем и выдаем только то, что хотим выдать. Видимо, поэтому так мало людей на Земле, кому подвластно умение читать чужие мысли.

Среди феноменов сознания встречается близкая телепатии икс-способность – сверхчувственное восприятие, при котором передача информации соседствует с видением происходящего на расстоянии.

Телепатия «ЭСВ»

«ЭСВ» является одним из феноменов сверхчувствительности (расшифровывается как «экстрасенсорное восприятие»).

Экстрасенсорные ощущения – те ощущения, которые существуют, или кажется, что существуют, отдельно от обычных ощущений, в дополнение к ним. Также этот феномен относится к изучению процессов функционирования мозга и передачи информации, скорее к способности, связанной с проблемой передачи информации на большие расстояния.

Человек биологически предназначен для развития икс-способностей. Некоторые люди обладают интуицией. Почти все в какой то момент испытывали странное чувство, что вот-вот что-то произойдет, что надо действовать определенным образом. Это простейшая телепатия сознания или подсознания, то есть человек, обладающий интуицией, может ловить переданное другим человеком телепатическое послание сознательно или подсознательно.


Интуиция – совершенно необъяснимое явление, которое можно охарактеризовать как способность сознания человека подключаться к некоему всеобъемлющему источнику – «информационному полю». Узнавание приходит интуитивно, само собой, откуда-то из глубины мозга. Интуиция – прямолинейный путь к познанию без использования ощущений и разума. По словам основоположника учения об интуиции французского философа Анри Бергсона (1859–1941), «она шире житейской логики, переходит за интеллект».

В контексте высокоинтегрированного чувства схемы тела у человека могут проявляться эффекты сверхчувственного восприятия. Как некоторые люди, легко гипнотизируемые или медиумы, могут предвозвещать события, которые должны произойти? Как они могут сообщать о фактах, которые еще не существуют и которые нельзя предвидеть? Несомненно, существуют факты предвидения. Умение вовремя предвидеть, предчувствовать опасность свойственно многим людям. Но не всем дано регулярно получать предсигналы, то есть информацию о том, что должно произойти в будущем.

Из жития святых нам известно, что старцы знали имена людей, которых видели в первый раз, угадывали их мысли, предугадывали будущие события. Просветление их в полной мере и всегда обладало трансцендентными способностями, которые у некоторых людей проявляются только в состоянии измененного сознания. Это дает возможность сделать предположение, что в них принимают участие не только известные нам пять чувств. По-видимому, есть у нас способности сверхчувственного восприятия высшего порядка, неизвестные физиологам. Проявляется этот феномен особой чувствительности и в способности различать электрические свойства тел, узнавать очень многое о людях путем прикосновения к принадлежащим им предметам.

Есть моменты, подчиняющиеся обычным законам вероятности, совпадений, а есть моменты сверхчувственного предвидения. Вот один из примеров. Солист балета Б. рассказывал, как он шел в гостиницу после спектакля поздно ночью и взял такси. Он был очень утомлен, чувствовал себя разбитым, уставшим. Все происходило на небольшом проезде. Внезапно совершенно отчетливо у него появилось тревожное чувство, и в голове появилась мысль, что, когда они переедут шоссе, другое такси врежется в них. Это было такое отчетливое ощущение, что он попытался предупредить водителя, потом решил, что будет молчать. Несколькими секундами позже другое такси пересекло дорогу и врезалось в них, как он и предчувствовал. Он имел вспышку сверхчувственного экстрасенсорного восприятия из-за сильного переутомления и усталости. В этом состоянии сознание релаксирует, и поэтому проявились элементы икс-способности к предвидению будущих событий.

Нередко человек неосознанно собирает информацию с помощью пяти обычных органов чувств, но ему кажется, что поступает эта информация через неизвестный канал от сверхъестественных сил. На самом деле происходит это не за счет некого чудесного «шестого чувства», а за счет сверхчувственного восприятия. Оно у многих обостряется в экстремальных обстоятельствах, во время болезни, при психической травме, сильной усталости, при которых может проявиться состояние измененного сознания. Встречаются моменты сверхчувственного восприятия и во сне.

Есть люди, которые утверждают, что в состоянии сна они якобы совершают длительные путешествия. Отнести их переживания к галлюцинациям не представляется возможным, так как информация, почерпнутая ими в своих странствиях, отличается высокой достоверностью. По крайней мере, независимые эксперты, из числа профессионально подготовленных для этой цели людей, неоднократно подтверждали достоверный характер воспринятой в состоянии «ЭСВ» информации. Вот как описывается один из таких случаев: «Миссис Уилмот из США испытала состояние сверхчувственного восприятия во сне. Произошло это, когда она очень беспокоилась о муже, совершавшем путешествие через Атлантику. Женщина не просто „вышла“ из тела: она пролетела над поверхностью воды к пароходу, безошибочно разыскала нужную каюту и предстала перед любимым, который возлежал в тот момент на нижней койке (верхний ярус занимал сосед). Миссис Уилмот приблизилась к супругу, поцеловала его и тут же удалилась, а наутро в разговоре с близкими подробно описала обстановку в каюте и внешность пассажира, лежавшего на верхней полке. Позже впечатления ее подтвердились в мельчайших деталях».[15] Анализируя этот случай, академик РАЕН Д. С. Чернавский писал: «Этот феномен связан с проблемой передачи информации на большие расстояния».[16]

Другой пример такого явления – это рассказ члена Общества психических исследований, широко известный из литературных источников: «Однажды утром ему приснился сон, или, лучше сказать, откровение. Он внезапно оказался у ворот, ведущих на улицу майора Н.М., за несколько миль от своего дома. Рядом с ним находилась группа людей, среди которых была женщина с корзиной в руках; четверо других – мужчины – были квартиросъемщиками, остальных он не знал. Незнакомцы били Н.В. (его знакомого). Он вмешался: „Я изо всех сил ударил человека, находящегося слева от меня, и с еще большей силой стукнул по лицу человека справа. Заметив, к своему удивлению, что я не сбил с ног ни одного из них, я продолжал колотить своих врагов; я обезумел от отчаяния, видя, как убивают моего друга. К своему изумлению, я видел, что мои руки проходят через тела сражавшихся, не причиняя им никакого вреда. Сила моих ударов была огромна, однако я в отчаянии убеждался, что ничем не могу помочь товарищу. Я потерял сознание после того, как это чувство бессилия овладело мною“. На следующее утро А. почувствовал ломоту во всем теле, как после исключительно тяжелой физической нагрузки. Жена сказала ему, что она была очень напугана силой ударов, которые он во сне наносил воображаемому врагу, как если бы он сражался за свою жизнь. Он в свою очередь рассказал ей свой сон и просил вспомнить имена тех людей, которые ему знакомы.

На следующий день утром А. получил письмо от своего агента, в котором сообщалось, что один из его квартиросъемщиков был найден во вторник утром у ворот дома майора Н.М. умирающим от перелома черепа. Преступники не оставили следов. Вечером А. отправился в город к мировому судье и попросил его арестовать и допросить тех троих, которых он узнал во сне. Это было сделано без промедления. Все трое дали одинаковые показания, назвав женщину, которая была с ними. На допросе она рассказала примерно то же самое. Итак, между 11–12 часами ночи в понедельник они все вместе направлялись домой и были остановлены тремя незнакомцами, двое из которых напали на Н.В., а другой старался помешать своим друзьям. Н.В. выжил, но трагедия наложила на него неизгладимый отпечаток, и впоследствии он уехал из этих мест».[17]

Вот еще один факт сверхчувственного восприятия во сне, другого характера. Мадам Севери в семь часов утра вскакивает с постели, внезапно проснувшись от сильного удара по лицу. Она чувствует, что у нее рассечена верхняя губа, и прикладывает к ней платок, чтобы остановить кровь. Но, к ее удивлению, на платке нет крови. В эту самую минуту ее муж, отправившийся рано утром на прогулку по озеру, был захвачен сильным порывом ветра. Рукоятка руля вырвалась из его рук и рассекла ему верхнюю губу. Он потерял много крови.[18]

Это классический случай экстрасенсорного восприятия («ЭСВ»), когда субъект увидел во сне то, что происходило на самом деле. Подобное сверхчувственное восприятие – передачу информации и видение происходящего на расстоянии – человек может испытывать в различных измененных состояниях сознания, не только во сне, но и под гипнозом, во время амнезии, болевого шока и прочих событий, которые происходят рядом с ним.

Лейтенант П. описывает в своем дневнике, попавшем к нам в руки, чувство своего «экстрасенсорного видения» во время приступа брюшного тифа: «В моих блужданиях мыслей была странная уверенность, что я могу видеть сквозь стены здания, хотя понимал, что они остались на месте, став при этом прозрачными для моего восприятия. Например, я отчетливо видел бледного армейского писаря, о существовании которого прежде ничего не знал и который находился в другой части госпиталя. Ему было очень плохо, он стонал и, наконец, умер. Я увидел, как санитары укрыли его труп и унесли из палаты, неслышно и осторожно ступая босыми ногами, чтобы мы не узнали о его смерти. Я подумал, что его похоронят следующей ночью. Видел также, как врач делал обход и слушал пульс у знакомого мне сержанта. Позднее, когда я рассказал об этом происшествии сестрам, они подтвердили, что все увиденное мной происходило в действительности».

Сверхчувственное восприятие нередко наблюдается в гипнотическом сне: «Доктор Пьер Жане, находясь в Гавре, усыпил Леони Б. и внушил ей отправиться в Париж, в его квартиру. Заснув, Леони вдруг заволновалась и воскликнула: „Горит, горит!“ Пьер Жане стал ее успокаивать. Она проснулась, потом заснула опять и проснулась со словами: „Жане, я уверяю вас, что там горит“. И действительно, в тот день, когда это происходило, пожар уничтожил в Париже лабораторию доктора Жане».[19]

* * *

Феномен «ЭСВ» может наблюдаться при родах. Женщина ощущает себя в течение некоторого времени вне тела, наблюдая за происходящим с ней со стороны. Те из женщин, кто пережил это состояние, единогласно утверждают, что оно характеризуется не только чувством выхода из тела, но и полным исчезновением боли на период этого выхода и наблюдением за всем, что происходит и что делают с ее телом».[20]

Изучение процессов функционирования мозга и передачи информации дает возможность сделать предположение, что при потере сознания человеком включается работа клеточных структур. Они активизируют определенные биохимические и биоэнергетические процессы, приводящие в действие механизм, обладающий видеолокационной способностью. Теряя сознание, человек лежит с закрытыми глазами, без движения, аналитический ум отключается. При этом клеточный видеолокационный механизм фиксирует все вокруг происходящее, записывает и сохраняет в памяти увиденное во всех мельчайших подробностях и деталях: вид, звук, цвет, запах. Эта информация сохраняется в блоках долговременной памяти клетки. Потом она подтверждается в воспоминаниях человеком, пережившим это состояние.


Вот описание людьми своих ощущений и переживаний в бессознательном состоянии, которые проявились в экстремальных обстоятельствах. Они слышали и видели все происходящее, словно были не потерпевшими, а зрителями случившегося.

«Мне ввели этот препарат. Я заметила, что они отчего-то встревожились. Слышала, как рентгенолог пошел к телефону и набрал несколько номеров. Он сказал: „Доктор Джеймс, я убил вашу пациентку – госпожу Мартинес“. Но я-то знала, что не умерла. Я попыталась пошевельнуться, дать им знать, но не смогла. Пока они предпринимали меры, чтобы оживить меня, я слышала, как они обсуждали, сколько кубиков чего-то мне ввести, но не чувствовала уколов иглы. Я видела, что ко мне прикасались, но ничего не чувствовала».

«На середине озера я стал тонуть. Я барахтался, то опускался, то поднимался, и вдруг почувствовал, что я больше не нахожусь в своем теле, что я далеко от всех – в воздухе. И хотя я не двигался – находился все время на одном уровне, я смотрел, как мое тело, находясь на расстоянии нескольких футов, то опускалось, то поднималось. Я видел свое тело со спины и с правой стороны».

«Я парила над самым потолком и смотрела вниз. Я чувствовала себя кусочком бумаги, брошенной кем-то под потолок. Сверху я наблюдала, как врачи меня пытаются оживить. Мое тело лежало вытянутым на кровати, я хорошо это видела, все стояли вокруг него. Одна из сестер сказала: „Боже, она умерла!“ Другая сестра склонилась надо мной и делала мне искусственное дыхание рот в рот. В это время я смотрела на ее затылок. Я никогда не забуду ее волосы, они были коротко подстрижены. Я видела, как вкатили аппарат и закрепили на груди тела его электроды. После электрошока я видела, как мое тело подпрыгнуло, слышала, как трещали в нем кости. Это было просто ужасно».

«Произошло столкновение. Момент – и мне показалось, что я несусь в закрытом темном пространстве. Все произошло очень быстро. Я парил на высоте около пяти фунтов над шоссе и примерно в пяти ярдах в стороне от машины. Я слышал, как замирает звук после столкновения. Я видел, как прибежали люди, они толпились возле машины, как из машины вылезал мой приятель. Было видно, что он в шоковом состоянии. Я видел свое тело среди обломков, окруженное толпой. Они пытались вытащить меня. Мои ноги были перекручены, везде кровь».[21]

* * *

Случаи проявлений сверхчувственного восприятия известны с древних времен. Василий Блаженный на пиру у Ивана Грозного трижды выливал на пол наливаемый ему кубок вина и на окрик рассерженного царя ответил: «Это я тушу пожар в Новгороде». В это время в Новгороде действительно бушевал страшный пожар.

Известен случай из жизни Ломоносова. Он уже жил в Петербурге, когда погиб его отец, рыбачивший на Белом море. В момент гибели отца Михайло Васильевич испытал сердечный приступ и ясно понял: с отцом несчастье. При этом он точно определил место его гибели.

Директор питерского Института мозга человека С. В. Медведев в одном из своих интервью газете (затрагивающих роль предсказаний) рассказывал: «Моя мать, Наталия Петровна Бехтерева, никогда не знала, что у машины есть тормоза, колеса и так далее. Ее это никогда не интересовало. Тем более она не знала, что у меня старые покрышки. И вдруг однажды она мне говорит: „Святослав, купи новые шины“. Буквально плешь проела. Я заменил шины. А через два дня попал в аварию. Огромный грузовик несся мне наперерез. Я успел затормозить. Грузовик только чиркнул мне по капоту. Если бы я был на старой, лысой резине, меня бы уже не было…».[22]

В 1999 г. мировые агентства передали необычное сообщение из Турции. Во время сильного землетрясения, разрушившего город, под обломками оказались тысячи людей. На шестые сутки спасатели, посчитав, что уже невозможно никого спасти, отказались от попыток поиска живых людей под обломками домов. Один молодой человек сообщил, что во сне он разговаривал со своей матерью, которая лежит живая под обломками своего дома и просит ее спасти. Ему с трудом удалось уговорить спасателей. И оказалось, что в том месте, где он указал, из-под обломков вытащили еще живую женщину– его мать.

Есть много историй, о том, как матери парней, убитых на войне, без всякого телеграфа, одним лишь своим материнским чувством, узнавали о постигшей их беде.

Попав в смерчеподобный вихрь, получила свои ясновидческие способности болгарка Ванга. Она могла настраиваться по какой-либо детали, предмету, голосу на любого человека и свободно принимать идущую от него информацию.

Официальная наука подобные многочисленные факты обходит академическим молчанием. В обыденном сознании их связывают с телепатией – передачей информации на расстоянии. Что, однако, нуждается в убедительных доказательствах.