Вы здесь

Все о недвижимости. Рынок загородного жилья. Глава 1. На все четыре стороны: география подмосковного рынка недвижимости ( Коллектив авторов, 2013)

Глава 1. На все четыре стороны: география подмосковного рынка недвижимости

В отличие от русских сказок, где сложности и преимущества всех трасс и направлений точно и правдиво описаны на придорожных камнях, на подмосковном рынке загородной недвижимости все не так просто. Во-первых, если в сказке камень-указатель мог стоять веками и надписи на нем не устаревали, то в современном Подмосковье все меняется так быстро, что каждый раз расходовать дорогостоящий гранит на придорожные столбы было бы просто нецелесообразно. Еще вчера направо пойдешь – самый престижный коттеджный поселок найдешь, а год спустя пойдешь направо – и намертво встанешь в автомобильной пробке. Во-вторых, если во времена богатырей с направлениями все было однозначно и всем понятно: на севере – варяги, на юге – греки, на востоке – татары и царевны-лягушки, а на западе – немцы, то современный подмосковный рынок загородной недвижимости столь неоднороден, что для его характеристики понадобится очень и очень большой придорожный камень. Собственно, чем-то вроде этого камня для надписи и является данная глава.

Изначально люди, как правило, в каком районе жили, по тому направлению и покупали дачи. Так имидж московских округов выходил за границы столицы и распространялся на смежные районы Подмосковья. Например, если Восточный округ всегда считался непрестижным, «рабоче-крестьянским», то и за востоком Московской области автоматически закрепился такой же имидж. Социальный фактор тесно связан с другим – экологическим. Действительно, рабочие селились на востоке не потому, что им там больше нравилось, а потому, что в советские времена именно в этой части Москвы была сконцентрирована основная масса промышленных предприятий и государство намеренно выделяло людям жилье рядом с работой. Выбор под промышленный район восточной части города тоже неслучаен – роза ветров столицы такова, что ветер дует с северо-запада или юго-запада. Поэтому, располагая вредные производства в Восточном округе, власти заботились о том, чтобы выбросы не оседали в городе, а уходили в область и там рассеивались. Итак, самыми благоприятными традиционно считаются северные и западные, а более загрязненными – восточные направления. Таким образом, инфраструктура того или иного района города влияла на престижность соответствующего направления двояко: напрямую, благоприятно или наоборот пагубно изменяя экологию, и опосредованно, привлекая в район определенный контингент и, как следствие, отпугивая иные социальные группы.

В настоящее время оба этих фактора сведены к минимуму: большинство промышленных предприятий закрыто или переоборудовано под бизнес-центры, а у бывших рабочих давно выросли дети и внуки, которые получили высшее образование и никогда в жизни не стояли за станком. Однако поскольку «престижность» – понятие субъективное, исчезновение реалий, на которые оно опиралось ранее, не мешает ему продолжать существовать в умах людей, влиять на их восприятие, выбор и, как следствие, цены на рынке загородной недвижимости.

Теперь более подробно остановимся на каждом направлении и разберемся, насколько их имидж соответствует реальным преимуществам или недостаткам.

Восточное направление

Описание местности

Ландшафт направления задает Мещерская низменность, которая занимает не только восточную часть Подмосковья, но и южную часть соседней Владимирской области и северную – Рязанской. Мещерская низменность – это гладкая равнина, образовавшаяся вследствие таяния ледника. Она считается краем болот и озер. Также в этой части Подмосковья сохранились довольно большие лесные массивы, в основном состоящие из сосновых лесов и зарослей ольхи в заболоченных низинах. В городском округе Балашиха и частично в Ногинском районе, леса елово-широколиственные и сосново-широколиственные, в которых ели и сосны перемежаются с дубами, липами, кленами, ясенями и вязами. В Шатурском, Орехово-Зуевском и Павлово-Посадском районах большие площади занимают торфяные болота, из-за чего летом здесь часто бывают лесные пожары. В то же время именно в этой стороне Московской области сосредоточено наибольшее количество природных озер. Озера Святое и Дубовое – крупнейшие в Подмосковье, а Белое (Глухое) – самое глубокое (34 м), с очень чистой, прозрачной водой. Озеро Смердячье примечательно тем, что образовалось в метеоритной воронке диаметром порядка 400 м. Есть предположения о метеоритном происхождении и некоторых других озер, но пока этот вопрос находится на этапе исследований. Другие относительно крупные озера: Бабошкино, Марьино, Бисерово, Луково, Боровое, Матвеевское, Орлево, Светлое, Данилище, Малиновское, Жаркое, Ольтовское, Горбатое, Белое, Муромское, Черное-Торбеевское, Черное, Великое, Долгое, Ильмес. Во многих озерах водятся рыба, раки. Всего в восточной части Московской области насчитывается около 100 озер, часть из них болотные и зарастающие.

Рек на востоке Подмосковья не очень много, самые крупные из них – Пехорка, Клязьма, Шерна, Нерская и Воря. В XIX веке Клязьма славилась сомом и стерлядью, сейчас они тоже иногда попадаются рыбакам, но в целом из-за загрязненности и гидротехнических сооружений эти рыбы практически перевелись. Сегодня в Клязьме, а также в Нерской, Шерне и более мелких речках водятся лещ, язь, подуст, жерех, окунь, щука, плотва, ерш, налим, пескарь, уклейка, голавль.

Экономика и экология

Когда-то восток Московской области был исключительно индустриальным районом. Сейчас количество действующих фабрик и заводов значительно сократилось, но все же их немало. В городе Реутове находится военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения» – одно из ведущих ракетно-космических предприятий России. В городе Ликино-Дулево расположены Ликинский автобусный завод, снабжающий автобусами российские регионы, красочный завод, а также фарфоровый завод, один из крупнейших в России. Сельскохозяйственные машины, экскаваторы и краны производят в Балашихе. Металлургический завод «Электросталь» в одноименном городе – крупнейшее предприятие в России по производству высококачественных сталей и сплавов. Производство пластмассовых изделий базируется в Орехово-Зуеве, фармацевтических – в Старой Купавне. Также в Ногинске и Орехово-Зуеве сохранилось хлопчатобумажное, а в Павловском Посаде – шерстяное производство. Кроме того, в городе Шатуре находятся известная в Москве мебельная фабрика и Шатурская ГРЭС.

Следствием такого скопления предприятий является экологическая ситуация в данной местности: Ногинский и Шатурский районы на современных экологических картах помечены как сильно загрязненные, Павлово-Посадский район и городской округ Балашиха – как загрязненные, Орехово-Зуевский район – как слабо загрязненный. Кроме того, именно на востоке от столицы почвы сильно загрязнены минеральными удобрениями и ядохимикатами, бытовыми и производственными отходами. В этом отношении неблагополучными являются Орехово-Зуевский и Ногинский районы.

В пику плохой экологии в восточном Подмосковье неплохо развита бытовая, социальная, торгово-развлекательная и спортивная инфраструктура, фиксируется низкий уровень безработицы.

Населенные пункты, инфраструктура и достопримечательности

В целом восточная часть Подмосковья не очень богата рукотворными достопримечательностями. Здесь, как и практически по всему Подмосковью, много церквей и храмов, в том числе есть довольно крупный Николо-Берлюковский монастырь начала XVIII века и действующий Покровско-Васильевский монастырь, где хранится чудотворная икона святого великомученика и целителя Пантелеимона. В Балашихе сохранились усадьбы Голицыных – Пехра-Яковлевское и Горенки, также на востоке находится старейшая в Подмосковье усадьба Глинки, относящаяся еще к петровским временам и когда-то принадлежавшая Брюсам.

В Павловском Посаде расположен Музей истории русского платка и шали. В восточном Подмосковье есть и несколько необычных достопримечательностей. В селе Кривадино находится мегалитическое сооружение, состоящее из 80 валунов (каждый – весом около тонны), расположенных в виде круга, – что-то вроде местного Стоунхенджа. Два любопытных музея расположены в Орехово-Зуевском районе – Степановский музей «Старообрядческая изба» и музей «Почтовые станции пушкинских времен».

Транспортная ситуация

Можно сказать, что пока транспортная ситуация на восточном направлении аналогична экологической, то есть оставляет желать лучшего. Горьковское шоссе (М7) отличается низкой пропускной способностью, на выезде из Москвы имеет всего четыре полосы. Поскольку дорога соединяет промышленные районы, здесь всегда много грузового транспорта, также поток тормозит множество светофоров. Очень часто образуются пробки в районе Балашихи, в часы пик они нередко доходят до Ногинска. В 2014 году планируется открытие платной трассы Москва – Ногинск, которая сейчас активно строится. Носовихинское шоссе вообще в основном двухполосное. Щелковское шоссе (А103) – восьмиполосное на территории Москвы, но за МКАД сужается до четырех полос, из-за чего в этом месте постоянно образуются пробки.

Место на рынке

Очень долго девелоперы оставляли восток без внимания, из-за чего на эту часть Подмосковья образовался отложенный спрос. Последние два года направление неспешно развивается, но пока современных качественных поселков мало, и в целом спрос превышает предложение. Тормозит развитие востока большое количество индустриальных и промышленных зон, плохая транспортная доступность. Однако если дорожные проекты властей в этой части Подмосковья будут реализованы, то направление вполне может ждать большое будущее: здесь довольно много земли, свободной для застройки, кроме того, есть свои прелести, такие как сосновые боры и множество красивых естественных водоемов.

Юго-восточное направление

Описание местности

Ландшафт юго-восточного направления вдоль Новорязанского шоссе словно специально подобран для любителей промышленных пейзажей. С севера к шоссе прилегает город Люберцы, с юга – микрорайон Белая Дача. В Люберцах расположено более 25 крупных промышленных предприятий (в частности вертолетный завод им. Камова и Люберецкий комбинат строительных материалов и конструкций). Белая Дача – сосредоточение крупных торговых комплексов («ИКЕЯ», «МЕГА», «АШАН» и т. д.). Далее на этом направлении расположены довольно крупные города Жуковский и Раменское. В Жуковском находятся многочисленные предприятия авиационной промышленности (именно здесь проводится Международный авиационно-космический салон МАКС). В Раменском базируется военно-промышленный концерн «Авионика». Даже отъехав от Москвы на 100 км, вы все равно окажетесь в одном из крупнейших промышленных и научных центров Московской области – городе Коломне.

В целом ландшафт на этом направлении представляет собой довольно однообразную равнину, пересекаемую реками Москвой и Окой и их мелкими притоками. Многочисленные промышленные зоны чередуются с довольно мрачными многоэтажными жилыми коробками и сельскохозяйственными угодьями.

Экономика и экология

Экологическая ситуация на этом направлении – самая неблагополучная в Московской области.

Город Люберцы является одним из лидеров Подмосковья по количеству вредных промышленных выбросов в атмосферу. В частности, на экологическую обстановку крайне отрицательно влияет завод «Эколог» по уничтожению отходов биологического производства, расположенный на границе Люберец и московского района Некрасовский. Там же расположены ныне застраиваемые бывшие Люберецкие поля фильтрации. Эти поля были сооружены в 1907–1912 годах в рамках проекта второй очереди московской канализации. Сейчас бывшие поля стали территорией Москвы, а их функцию выполняет Люберецкая станция аэрации, которая очищает примерно половину канализационных вод Москвы. Учитывая направление течения Москвы-реки, можно сказать, что уже многие сотни лет все отходы и нечистоты Москвы текут именно в этом направлении.

Исключение составляет территория, прилегающая к Егорьевскому шоссе (особенно на участке от Егорьевска до границы с Рязанской областью), где сохранились великолепные природные ландшафты, переходящие в заповедные Мещерские леса.

Населенные пункты, инфраструктура и достопримечательности

Помимо названных городов на юго-восточном направлении расположены города Воскресенск (более 90 тыс. жителей), Ступино (более 66 тыс.), Лыткарино (более 55 тыс.), Луховицы (более 30 тыс.), Бронницы (примерно 19 тыс.) и многочисленные поселки Люберецкого, Раменского, Воскресенского, Коломенского, Егорьевского и Луховицкого районов Московской области. Инфраструктура всех этих городов и поселков довольно развитая, здесь сосредоточено огромное количество промышленных и сельскохозяйственных предприятий, множество высших и средних учебных заведений.

В городе Дзержинском находится древний Николо-Угрешский мужской монастырь, основанный Дмитрием Донским в 1380 году сразу после Куликовской битвы. Старинные православные памятники сохранились в Коломне и ее окрестностях (Старо-Голутвинский и Бобренев монастыри XIV века, церковь Иоанна Предтечи на Городище XVI века и др.), а также в Зарайске (Никольский собор XVII века, церковь Троицы XVIII века и др.). Из памятников архитектуры наиболее примечательны Коломенский кремль XVI века – одна из самых больших и мощных крепостей своего времени – и военно-оборонительное сооружение поменьше, но зато хорошо сохранившееся – каменный кремль в Зарайске.

Из экзотических достопримечательностей можно упомянуть памятники огурцу и почтальону Печкину с котом Матроскиным и Музей огурца в Луховицах, единственный в мире памятник корзине в Егорьевске и расписные многоэтажные дома в Раменском.

Транспортная ситуация

Основными транспортными магистралями юго-восточного направления являются Новорязанское и Егорьевское шоссе и железнодорожная ветка Москва – Рязань. Новорязанское шоссе славится регулярными пробками, так что выбраться за 50-километровую зону на юго-восток достаточно проблематично даже в будний день. В ближайшей перспективе планируется ремонт покрытия на Новорязанском шоссе в районе Люберец и Бронниц, а также строительство развязки на пересечении Новорязанского шоссе с улицами Генерала Кузнецова и Маршала Полубоярова в юго-восточной части столицы. Это должно немного улучшить ситуацию на дороге, но вряд ли приведет к коренным изменениям.

Место на рынке

Практически вся юго-восточная часть Московской области – индустриально-промышленная зона, примыкающая к традиционно непрестижным районам Москвы. Соответственно, на юго-востоке сосредоточены преимущественно поселки эконом-класса и очень редко попадаются элитные предложения.

Южное направление

Описание местности

Территории, прилегающие к Домодедовской трассе, по большей части малопригодны для загородной жизни. Вблизи от Москвы вдоль дороги тянутся промышленные зоны, которые плавно перетекают в окрестности аэропорта. Конечно, в наблюдении из окна за набирающими высоту самолетами есть своя романтика, но насладиться ею мешает побочный эффект взлетов – постоянный шум.

В районе Симферопольского, Варшавского и Каширского шоссе, начиная примерно с 20-го км, преобладают сельские пейзажи – поля, занятые кормовыми культурами, зерновыми и картофелем. Именно здесь сконцентрирована большая часть сельскохозяйственных предприятий Московской области, так как это единственная территория в Подмосковье, где распространены черноземные почвы. Примерно в 90 км от МКАД начинаются рыбные места: местность пересекают реки Ока и Протва. В Оке водятся щука, судак, лещ, окунь, жерех, плотва, уклейка, густера, голавль, пескарь, язь и сом. Рыбный ассортимент Протвы не так разнообразен – здесь можно поймать леща, язя, щуку, окуня, плотву.

Вдоль Калужского шоссе также немало сельскохозяйственных угодий, но среди них преобладают луга. Значительную часть территорий занимают лиственные и смешанные леса, богатые грибами. В этой части Подмосковья протекают реки Пахра и Десна, не такие изобильные, как Ока, но тоже вполне пригодные для рыбалки. Недалеко от Калужского шоссе располагается поселок Шишкин Лес, ставший известным благодаря одноименной питьевой воде, которую в нем добывают и производят. В окрестностях есть и природные родники, вода в которых чистая и абсолютно бесплатная.

Экономика и экология

Крупных промышленных предприятий в южной части Московской области и раньше было немного, в основном они концентрировались в двух городах: Подольске и Серпухове. В настоящее время большая часть из них не функционирует, тем не менее в названных городах сегодня сохраняется повышенный уровень загрязненности воздуха. Также не самая благоприятная экологическая ситуация в городе Кашире, где расположена Каширская ГРЭС – одна из первых советских теплоэлектростанций, работающая до сих пор.

С другой стороны, на экологию направления положительно влияет Приокско-Террасный заповедник – единственный государственный природный заповедник в Московской области, входящий во Всемирную сеть биосферных заповедников ЮНЕСКО. Главная гордость заповедника – зубровый питомник, в котором можно увидеть зубров и бизонов.

Населенные пункты, инфраструктура и достопримечательности

В южном направлении расположено много крупных городов, в которых развита бытовая, социальная, культурно-развлекательная и спортивная инфраструктура: Щербинка, Подольск, Климовск, Чехов, Серпухов, Пущино и Протвино по Варшавскому/Симферопольскому шоссе, Троицк по Калужскому шоссе, Видное, Домодедово, Ступино и Кашира по Каширскому шоссе. Ввиду их равномерного распределения по территории, где бы вы ни купили участок, вам в любом случае будет доступна инфраструктура одного из них.

Южное направление точно не оставит вас без культурной программы на выходные – даже выборочный список достопримечательностей оказывается довольно длинным: страусиная ферма под Серпуховым, Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова, крупнейший в Подмосковье Серпуховский историко-художественный музей, в котором хранятся шедевры живописи мирового значения, усадьба князя П.А. Вяземского в Подольском районе, в которой в свое время жили А.С. Пушкин и Н.М. Карамзин, музей-заповедник «Горки Ленинские».

Кроме того, южное направление славится святыми местами, притягивающими православных паломников. Самые значительные из них – Вознесенская Давидова пустынь, основанная в начале XVI века, женская община «Отрада и Утешение», Серпуховский Высоцкий мужской монастырь XIV века с несколькими чудотворными иконами, Серпуховский Распятский монастырь, Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь.

Транспортная ситуация

Южное направление в целом отличает очень хорошая транспортная ситуация, кроме того, у властей есть многообещающие планы по реконструкции или развитию практически всех южных трасс. Симферопольское шоссе (М2) ответвляется от Варшавского сразу за кольцевой дорогой и идет параллельно ему, но в объезд населенных пунктов. Эта скоростная трасса с шестью полосами на выезде из Москвы, без перекрестков и пешеходных переходов – одна из самых свободных в Подмосковье. Кроме того, в ближайшем будущем планируется ее расширение до шести полос на участке от МКАД до Серпухова и постройка обходной дороги для транзитного транспорта к западу от Серпухова. Единственный недостаток Симферопольского шоссе – далекое от идеала качество дорожного покрытия.

Каширское шоссе (М4) имеет восемь полос на выезде из столицы, его пропускная способность также достаточна высока. Однако дорожное покрытие трассы еще хуже, чем у западной соседки, несмотря на то, что она имеет федеральное значение и является важнейшей дорогой меридионального направления. По этой причине многие водители предпочитают Каширскому шоссе Старокаширское, хотя последнее проходит через множество населенных пунктов и скоростным не считается. В перспективе – создание платной автомобильной дороги М4 «Дон» от Москвы до Новороссийска (два платных участка дороги уже открыты и функционируют).

Наконец, третья транспортная артерия юга – Калужское шоссе – также не славится частыми пробками. Наиболее подвержены этой напасти участки дороги в районе города Троицка, села Красная Пахра, деревень Сосенка и Ватутинка. Однако и здесь в будущем планируется расширение, за счет которого площадь дорожного полотна должна увеличиться в два раза.

Практически параллельно Симферопольскому и Каширскому шоссе тянутся две железнодорожные ветки: одна с Курского, другая с Павелецкого вокзала. Это позволяет путешествовать в южном направлении не только на машинах и автобусах, но и на электричках.

Место на рынке

Несмотря на то что южное направление в целом никогда не числилось в списках самых престижных, последнее время оно привлекло к себе внимание как девелоперов, так и покупателей. Динамичное развитие получило Калужское направление: последние годы оно делит почетное третье место с Киевским, уступая только Рублевскому и Новорижскому. Также реализовано много проектов эконом-класса на Симферопольском шоссе, и оно стало очень востребованным. Правда, рост спроса привел к некоторому ухудшению транспортной ситуации на этой трассе. Тем не менее эксперты ожидают ее дальнейшего развития. Кроме того, стабильным спросом пользуется Каширское шоссе.

Юго-западное направление

Как известно, в августе 2011 года было принято решение об изменении границ Москвы и Московской области. Планируется расширение Москвы по юго-западному направлению между Минским и Варшавским шоссе до границы с Калужской областью. Поэтому некоторые населенные пункты юго-запада уже сейчас можно условно называть Новой Москвой. В частности, это относится к городу Московский (Ленинского района) и дачному поселку Кокошкино (Наро-Фоминского района). Причем в первом случае включение городских территорий в состав Москвы является более чем закономерным – сегодня Московский «зажат» между Внуково, поселком Орлово и Хованским кладбищем.

Описание местности

Вдоль Киевского шоссе расположены западная часть Ленинского района и Наро-Фоминский район Московской области. Преобладающий ландшафт в этой местности равнинный. Территория Наро-Фоминского района плавно спускается с севера на юг. Самая возвышенная часть района прилегает к станции Кубинка. Другая возвышенность, служащая водоразделом между реками Протвой и Лужей, находится на крайнем юге района. Она характеризуется наличием больших холмов. Наконец, третий возвышенный участок лежит между нижним течением реки Рути и рекой Протвой, к югу от города Верея. Всю остальную территорию Наро-Фоминского района занимают низменные слабохолмистые равнины. Характерной чертой ландшафта данного направления является то, что овраги и балки здесь, как правило, имеют длинные и пологие склоны. Также на территории Наро-Фоминского района берет начало река Десна, которая протекает южнее Москвы и на территории Подольского района впадает в реку Пахру. Почти 40 % территории района занимают лесные массивы.

Замечу, что именно здесь была зафиксирована самая низкая температура за всю историю метеонаблюдений в Московской области (–54 °C).

Экономика и экология

В настоящее время экологическая ситуация в Наро-Фоминском районе достаточно благополучная. Здесь протекает множество рек, богатых рыбой. Например, в Протве есть все виды рыб, которые водятся в Оке (кроме стерляди). В наро-фоминских лесах и на полях обитает разнообразная фауна. Здесь часто встречаются лисицы, зайцы, барсуки, куницы, реже – лоси, косули, кабаны, белки, изредка – волки. Из птиц распространены рябчики, вальдшнепы, тетерева, глухари, куропатки. На территории района около десяти особо охраняемых природных территорий (самые крупные – в Каменском лесничестве, на берегах Протвы, в окрестностях Нарских прудов).

Количество вредных выбросов в атмосферу крайне незначительное, загрязнение почв в основном вызвано чрезмерными дозами минеральных и органических удобрений и сбросами неочищенных стоков животноводческих предприятий.

Следует отметить, что ситуация медленно, но неуклонно ухудшается из-за развития дачного и индивидуального жилищного строительства.

Населенные пункты, инфраструктура и достопримечательности

На юго-западном направлении расположены три города: Наро-Фоминск (население более 70 тыс.), Апрелевка (18 тыс. человек) и самый маленький город Московской области – Верея (менее 5 тыс. жителей).

Наро-Фоминску недавно присвоено звание «Город воинской славы» (из городов Московской области этот статус имеют также Дмитров и Волоколамск). Социальная и торговая инфраструктура города вполне развитая для населенного пункта такого размера. Вопреки легенде, распространившейся благодаря крылатой фразе «Сижу на нарах я, в Наро-Фоминске я» из знаменитой песни Владимира Высоцкого «Лекция о международном положении», в Наро-Фоминске никогда не было крупных учреждений тюремно-лагерного типа. Песня Высоцкого обязана своим происхождением случайности – подвыпивший Высоцкий, ехавший с друзьями на электричке, пропустил свою станцию и на конечной был задержан сотрудниками железнодорожной милиции, которые после недолгого разбирательства отправили актера обратно в Москву. Однако пока Высоцкий сидел в отделении, он сложил фразу о нарах в Наро-Фоминске.

Вторым по размерам городом юго-западного Подмосковья является Апрелевка. При советской власти она была знаменита на весь СССР и за его пределами Апрелевским заводом грампластинок, основанным в 1910 году. В 1991 году завод выпустил 33 млн пластинок. В 1997 году завод окончательно остановился. Сейчас в его помещениях расположено около 20 предприятий малого и среднего бизнеса.

В 95 км на юго-запад от Москвы, почти у границы Калужской области, находится городок Верея. О нем достоверно известно с середины 1371 года. Когда-то городок был центром самостоятельного Верейского княжества. Именно за князя Верейского, как известно, вышла замуж Маша Троекурова из неоконченного пушкинского романа «Дубровский». С русской литературой и историей России город Верея связан еще одной фамилией. Здесь в Рождественском соборе похоронен герой Отечественной войны 1812 года, шеф Изюмского гусарского полка, командир партизанского отряда Иван Семенович Дорохов, изображенный в романе Льва Толстого «Война и мир» под фамилией Долохов. В Верее стоит и памятник славному герою Дорохову, созданный в 1913 году скульптором, командиром Сумского гусарского полка, полковником Александром Федоровичем Рахманиновым. Из других достопримечательностей Вереи, пожалуй, следует упомянуть остатки древнего кремля, расположенного когда-то на высоком речном берегу.

Кроме того, на юго-западном направлении находится знаменитый писательский поселок Переделкино, где практически каждый дом имеет историческое значение.

Транспортная ситуация

Транспортная сеть юго-западного направления состоит из Киевского и Боровского шоссе, Малого Московского кольца, железной дороги Москва – Киев и Большой Московской окружной железной дороги (БМОЖД). Сеть местных дорог развита слабо. На пересечении Киевского направления Московской железной дороги и Большого железнодорожного кольца расположен железнодорожный узел Бекасово. Станция Бекасово-сортировочная является одной из крупнейших в бывшем СССР как по числу путей сортировочного парка, так и по количеству пропускаемых вагонов. В целом транспортная ситуация на Киевском направлении вполне благополучная. Впрочем, именно здесь был поставлен один из «пробковых» рекордов Москвы – в августе 2008 года зафиксирована гигантская пробка примерно в 45 км – от Москвы до Наро-Фоминска.

Место на рынке

По совокупности таких факторов, как устойчиво хорошая транспортная доступность, благополучная экологическая обстановка, красивый ландшафт, удобство для строительства, юго-западное направление в последние годы уверенно занимает третье место по престижности после Новой Риги и Рублевского шоссе. Запланированное расширение Москвы на юго-запад (таким образом, что новый государственный центр страны окажется в районе Троицка), скорее всего, приведет к росту цен на этом направлении.

Западное направление

Описание местности

Определяющим для типа ландшафта западного направления является наличие Московской возвышенности с выраженными речными долинами. Как следствие, ландшафт здесь в основном холмистый. Примерно половина территории покрыта лесами: еловыми, елово-широколиственными, березовыми и осиновыми, остальная часть приходится на луга, сенокосы и пастбища. В лесах встречаются олень и косуля, лось и кабан, лисица и енот, рысь и волк, куница и норка, а также много других животных. Что касается птиц, то наиболее распространены водоплавающие и кулики, есть также глухари, тетерева, рябчики. В Можайском районе имеются большие запасы гончарных глин.

Западное направление наверняка придется по душе любителям рыбалки и водных видов спорта. В этой части Подмосковья протекает большое количество рек, самые крупные из которых Москва и два ее притока – Истра и Руза. Причем долина Истры считается одной из самых живописных в Московской области, из-за чего ее берега облюбовали многочисленные пансионаты и дома отдыха. Реками водный потенциал направления отнюдь не ограничивается, здесь также расположено несколько водохранилищ, одно из которых – Можайское – является самым крупным в регионе. В нем ловят окуня, плотву (самую крупную в области), леща (попадаются экземпляры весом до 3 кг), судака, щуку, ерша, подлещика, линя и угря (весом до 1 кг). Чуть поменьше Можайского – Рузское водохранилище, также богатое рыбой; людей с удочкой можно встретить и на Верхнерузском и Яузском водохранилищах. Самое маленькое – Озернинское водохранилище – популярное место для пикников. Кроме того, в западной части Подмосковья имеется три водоема естественного происхождения: озера Глубокое, Полецкое и Тростенское.

Экономика и экология

В западном направлении от Москвы хорошая экологическая ситуация, и это давно общеизвестный факт. Связано это с розой ветров: большую часть года в Московском регионе дуют западные и северо-западные ветры, стало быть, весь смог сносит на восток и никогда не сдувает на запад. Кроме того, главная река столицы – Москва – течет с запада на восток, то есть в рассматриваемой нами части Москвы она еще чистая, не разбавленная сточными водами и производственными отходами. Играет роль и тот факт, что на западе традиционно не строились промышленные предприятия, оказывающие значительное вредное влияние на окружающую среду. Сегодня здесь работают в основном обрабатывающие производства, предприятия, производящие продукты питания или занимающиеся добычей полезных ископаемых. Развито также животноводство.

Несмотря на то что неплохая экологическая ситуация сложилась по всему западному направлению, она все же неоднородна. В частности, самыми экологически чистыми являются Рузский, Можайский и Шаховский районы, далее следуют Волоколамский и Истринский. Одинцовский район, который оценивается как достаточно чистый, тем не менее находится в одной категории с Дмитровским, Солнечногорским, Наро-Фоминским, Чеховским и Озерским.

Населенные пункты, инфраструктура и достопримечательности

Обратная сторона хорошей экологии, то есть отсутствия крупных предприятий, – скудные поступления в местные муниципальные бюджеты. В этом смысле самым неблагополучным районом является Шаховский (дотационный более чем на 70 %), далее следуют Волоколамский, Можайский и Рузский, в лучшей ситуации находятся Красногорский и Истринский районы и наконец единственный район с дотациями менее 10 % – Одинцовский. Именно поэтому в большинстве городов и населенных пунктов западного направления плохо развита инфраструктура: на постройку школ, детских садов, поликлиник, бассейнов, центров творчества, спортивных площадок и прочего просто нет средств. Исключение составляют населенные пункты Одинцовского района (и, конечно, сам город Одинцово, который является лидером практически всех рейтингов городов Подмосковья с самой развитой социально-бытовой и торгово-развлекательной инфраструктурой), а также крупные города, расположенные вплотную к Москве, вроде Красногорска. С другой стороны, в силу того, что западное направление давно и плотно освоено девелоперами, здесь за последнее десятилетие развилась независимая инфраструктура, не связанная с местными бюджетами. Отчасти ее создали сами застройщики, стремящиеся повысить привлекательность своих проектов, отчасти – бизнесмены, для которых это направление также представляет интерес: ведь покупатели местного жилья – как правило, люди платежеспособные и состоятельные.

Едва ли не самая знаменитая достопримечательность западного направления – это Рублевка (так в народе прозвали местность вдоль Рублево-Успенского шоссе). Здесь в разное время жили или бывали чуть ли не все самые выдающиеся личности российской истории: по дороге, которая ныне стала Рублево-Успенским шоссе, ездил на соколиную охоту Иван Грозный, совершали пешие паломничества в Саввино-Сторожевский монастырь Михаил Федорович и Алексей Михайлович Романовы, Петр I и Екатерина Великая. На территории сегодняшней Рублевки в конце XVIII века поселились Юсуповы, Шуваловы и Голицыны. После революции российскую знать сменили видные советские деятели: Анастас Микоян, Феликс Дзержинский, Климент Ворошилов, Николай Ежов, Иосиф Сталин, Юрий Андропов и Леонид Брежнев. В расположенной здесь же на Рублевке усадьбе баронов Мейендорф постройки конца XIX века (интересной сама по себе, поскольку в Подмосковье нечасто встретишь здание, стилизованное под французский замок XVI века) некоторое время жил и работал Владимир Ленин, отдыхали Михаил Булгаков, Сергей Королев и Юрий Гагарин. В XXI веке мало что изменилось, и на Рублевке по-прежнему живут известные политики и деятели культуры, а также крупные бизнесмены и прочие состоятельные граждане.

Богатая история есть не только у Рублево-Успенского шоссе и прилегающих к нему земель. На западном направлении находится Бородинское поле, где произошло решающее сражение русской армии с войсками Наполеона (сейчас на этом месте действует военно-исторический музей-заповедник), Волоколамский кремль с постройками XV–XIX веков, Ленино-Снегиревский военно-исторический музей на 42-м км Волоколамского шоссе, где в Великую Отечественную войну 78-я стрелковая дивизия остановила наступление немецких войск на Москву, Историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина – сюда, в усадьбу своей бабушки, поэт приезжал на лето в детские годы. Также по всему западу Московской области разбросаны старинные усадьбы (самые примечательные – Архангельское и Павловская Слобода) и несметное количество древних и не очень церквей, храмов и монастырей.

В этой части Подмосковья расположены 8 особо охраняемых территорий регионального значения и 15 – местного значения, среди которых Звенигородская биостанция МГУ, карьер Сима, долина реки Сторожка, примечательная старовозрастными еловыми лесами и очень красивыми видами, за которыми в свое время сюда приезжали И.И. Левитан и А.К. Саврасов.

Самая эксцентричная достопримечательность запада Подмосковья – пирамида Александра Голода. Голод – автор идеи о том, что пирамидальные сооружения с особыми пропорциями обладают сверхъестественными способностями и могут оздоравливать и гармонизировать окружающее пространство. Академические ученые с ним, конечно, не согласны. Несмотря на это, Голод возвел уже 37 пирамид на территории России и стран СНГ, но пирамида на Новорижском шоссе самая большая – ее высота 44 м.

Наконец, зарядившись энергией у чудодейственной пирамиды, можно переходить к активному отдыху. Для этого западное направление неплохо приспособлено: здесь есть несколько конноспортивных клубов («Хэппи», «Школа верховой езды», «Амадей», «Новый век», «Лесные поляны»), горнолыжный клуб «Подмосковная слобода» и горнолыжная база «Ромашкино», культурно-спортивный комплекс «Снегирек» с оборудованными площадками для практически всех спортивных игр и с лыжной трассой, пейнтбольные клубы «Егерь», «Перун», «Рыбацкая деревня на Дубешне». Индустрия спортивных развлечений освоила не только западные земли, но и небо. В аэроклубе «Филин» всех желающих обещают научить управлять вертолетом, в авиацентре МАИ – прыгать с парашютом, в парапланерном клубе «ParAAvis-CROSS-COUNTRY», школе MAC и дельтапланерном центре «Delta Extreme» можно полетать на парапланах и дельтапланах, а в центрах «Авгуръ» и «Аэроклассика» – на воздушном шаре.

Транспортная ситуация

Минское шоссе (М1) – одна из самых проблемных трасс в Подмосковье. По этой дороге следует основной поток грузов, перевозимый автотранспортом из Европы. Четыре полосы движения у въезда в Москву, рассчитанные на обеспечение проезда не более 48 тыс. автомобилей в сутки, ежедневно пропускают по 100–110 тыс. машин и более, то есть трасса перегружена больше чем в два раза. Естественно, в такой ситуации неминуемо образуются пробки. Утешением может послужить только то, что в ближайшем будущем планируется открытие хордовой объездной дороги, которая начнется на пересечении МКАД и Малогвардейской улицы, обогнет Одинцово с севера и соединится с Минским шоссе в районе 33-го км. На пробки жалуются и жители населенных пунктов вдоль Рублево-Успенского шоссе, которое к тому же часто перекрывают из-за проезда правительственных кортежей.

Положение на Можайском шоссе (А100) ненамного лучше ситуации на Минском. Качество покрытия неплохое, но пропускная способность явно не соответствует реальной нагрузке, из-за чего километровые пробки образуются даже при небольшой аварии.

Новорижское шоссе (М9) имеет славу одного из самых благоустроенных в Подмосковье. Действительно, здесь отсутствуют светофоры и посты ДПС, покрытие качественное. Количество полос при выезде из Москвы – восемь, далее – шесть, затем – четыре. К сожалению, резко возросшая популярность этого направления в последние годы привела к тому, что и здесь стали образовываться пробки.

Место на рынке

Западное направление продолжает оставаться самым престижным в Московской области. Правда, Рублево-Успенское шоссе в последние годы сильно потеснено Новорижским. Виной тому и пробки, и слишком плотная застройка.

Северо-западное направление

Описание местности

Северо-западное направление можно также обозначить как ленинградское, поскольку оно неразрывно связано с Ленинградским шоссе и его продолжением – автомагистралью Москва – Санкт-Петербург, а также с Октябрьской железной дорогой. На этом направлении расположены Солнечногорский, Клинский, Лотошинский районы и город Химки. Здесь в основном преобладают равнинные, местами холмистые ландшафты, часто покрытые лесом. Поблизости от Москвы встречаются лесопарки, например Хлебниковский, Химкинский, Красногорский, Восточный. Имеются реки (Клязьма, Истра, Сестра) и озера (наиболее крупное – Сенежское) и водохранилища (Истринское и Клязьменское).

Экономика и экология

Несмотря на то что на северо-западе от Москвы расположено всего несколько городов и не слишком много крупных промышленных предприятий, экологическая ситуация на этом направлении оставляет желать лучшего. Так, согласно справке ГУ «Московский ЦГМС-Р»: «По данным наблюдений в 2007 году, высокий уровень загрязнения воздуха наблюдался: в Москве, Воскресенске, Клину…» Солнечногорск «славится» полигонами твердых отходов. В Зеленограде, несмотря на протесты экологов, строится мусоросжигательный завод (или, говоря официальным языком, «предприятия по термической переработке отходов»).

Самая благоприятная экологическая обстановка на северо-западном направлении наблюдается в Лотошинском районе. В нем преобладает сельскохозяйственная и лесохозяйственная деятельность и довольно слабо развита промышленность (доля земель индустрии составляет 1–2 %). Однако даже в Лотошинском районе, согласно геохимической оценке, состояние почв считается не совсем благоприятным. Ухудшение состояния почв вызвано как широким применением в сельскохозяйственных целях больших доз минеральных удобрений, так и переуплотнением, связанным с освоением новых территорий под дачные и усадебные застройки и высокой нагрузкой на почвы в зонах массового отдыха (прежде всего в лесах и на береговой зоне поверхностных водоемов). Поверхностные водные объекты, расположенные на рассматриваемой территории, относятся к 5-му классу качества воды в водоемах (грязные). Так, в реке Лама (село Егорье) фиксировалось содержание фенолов от 3 до 5 предельно допустимых концентраций (ПДК), нефтепродуктов – от 1,8 до 4 ПДК, нитритного азота – от 2 до 3 ПДК.

Населенные пункты, инфраструктура и достопримечательности

В северо-западном Подмосковье находятся бывший город, а ныне московский округ Зеленоград, города Химки (недавно поглотивший Сходню), Солнечногорск, Клин, поселок городского типа Лотошино.

Название самого близкого из названных к Москве городов – Химки – никакого отношения к науке химии и химической промышленности не имеет, оно происходит от реки Химка, на которой было основано предшествовавшее городу поселение. В древности употреблялись формы Хинска, Хынска, с XVI века – Хинка или Химка. Точное значение этого топонима не выяснено. В XIX веке (примерно с 1830-х годов) район Химок был популярным местом дачного отдыха москвичей. В ХХ веке после сооружения канала Москва – Волга (ныне канал им. Москвы) в Химках создан Северный речной порт.

Столица Солнечногорского района – город Солнечногорск – расположен к северо-западу от Москвы в 44 км от МКАД на берегу озера Сенеж. В городе проживает более 57 тыс. человек. Из достопримечательностей района можно отметить усадьбу Шахматово. Эта усадьба – музей-заповедник Александра Блока – расположена в современных границах города Солнечногорска. В 1921 году усадьба была сожжена крестьянами. Это именно о ней «тень Блока» рассказывала Маяковскому «у меня в усадьбе крестьяне сожгли библиотеку». Поселок Менделеево интересен не столько сам по себе, сколько расположенным рядом Всероссийским научно-исследовательским институтом физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ). Специализация этого НИИ – метрология, стандартизация и сертификация. Наиболее известен НИИ как держатель государственного эталона времени и частоты.

Физически на территории Солнечногорского района, но административно в Москве находится город Зеленоград. Этот город, созданный как «советская кремниевая долина», специализируется на микроэлектронике. Здесь находятся многочисленные НИИ («НИИМЭ и Микрон», НИИ физических проблем им. Ф.В. Лукина, НИИ материаловедения, НИИ точного машиностроения), предприятия («Ангстрем», «Дейтон», «Нанотехнология МДТ», «ОПТЭКС», «Субмикрон» и др.), а также Институт проблем проектирования в микроэлектронике РАН. В Зеленограде сконцентрировано большое количество вузов, среди которых отметим Национальный исследовательский университет «МИЭТ».

В Клину расположен военный аэродром Клин-5. Также в городе имеется железнодорожная станция и целый ряд промышленных предприятий. Большая часть прилегающих к Клину земель занята лесами.

Самый «глухой угол» Московской области – это Лотошинский район. 40 % его территории занимает лес. Это самый малонаселенный район Подмосковья (17,8 тыс. человек). Из его достопримечательностей можно отметить относящийся к особо охраняемым природным территориям Государственный комплекс «Завидово» (со статусом национального парка) и храм Архангела Михаила в селе Микулино, построенный в середине XVI века.

Транспортная ситуация

Транспортная ситуация здесь одна из самых тяжелых в Подмосковье. Ленинградское шоссе уже давно не справлялось с потоком машин, из-за чего Ленинградка в народе практически стала синонимом слова «пробка». Некоторое время назад начал реализовываться проект «Большая Ленинградка», что должно было решить транспортные проблемы. По проекту планировалось провести масштабную реконструкцию Ленинградского шоссе и Ленинградского проспекта в Москве от Тверской улицы до аэропорта Шереметьево. В частности, намечалось увеличить количество полос до восьми в сторону центра и до девяти в сторону области. Первоначально было объявлено, что строительство завершится в 2008 году, в дальнейшем сроки окончания ежегодно переносились. Работы по реализации проекта осложнили ситуацию на дороге, а эксперты прогнозируют, что «Большая Ленинградка» устареет еще до того, как реконструкция будет завершена.

Место на рынке

Северо-западное направление (исключая, конечно, города Химки и Зеленоград) не пользовалось большим спросом и в былые времена. Сейчас из-за очень тяжелой транспортной ситуации оно вообще оказалось где-то в хвосте рынка. Если однажды реконструкция Ленинградского шоссе будет завершена и это улучшит ситуацию, можно надеяться, что у северо-запада Подмосковья появятся перспективы.

Северное направление

Описание местности

В северном направлении расположены два крупных муниципальных образования: Дмитровский и Талдомский районы. Особенность здешней местности – холмистый рельеф, не характерный для Подмосковья в целом. Благодаря ему северное направление славится красивыми пейзажами и активно развивающимися горнолыжными базами. Север области даже прозвали Подмосковной Швейцарией. Также здесь расположены крупные рукотворные водоемы: Клязьминское, Пироговское, Икшинское, Пестовское, Пяловское и Учинское водохранилища, пруд Жостовский карьер. Из естественных водоемов севера Подмосковья самые крупные – ледниковые озера Нерское, Долгое и Круглое, реки Сестра, Дубна и Хотча. Талдомский район известен заказником «Журавлиная родина» – крупнейшим в Центральной России местом предотлетного скопления серых журавлей. Большую часть севера Подмосковья занимают еловые леса, которые на западе сменяются смешанными елово-широколиственными, мелколиственными березовыми и осиновыми, а на востоке – дубовыми.

Экономика и экология

Наиболее развитыми отраслями севера Подмосковья являются легкая и текстильная промышленность, машиностроение и строительная индустрия.

Дмитровский район – крупнейший в Подмосковье поставщик картофеля, моркови и капусты в столицу. Развито растениеводство и картофелеводство и в Талдомском районе. Что касается экологической ситуации, то в целом в северной части Московской области она достаточно благоприятная. Крупных вредных производств здесь нет, правда, негативно на местную экологию влияет Дмитровский полигон твердых бытовых отходов, один из крупнейших в Подмосковье. Общая площадь полигона составляет 63,51 га, больше всего от него страдают близлежащие поселения Деденево и Икша, а также река Икшанка, впадающая в канал им. Москвы.

Населенные пункты, инфраструктура и достопримечательности

Самые крупные населенные пункты на севере Московской области – города Дмитров, Яхрома, Талдом и поселок городского типа Запрудня.

В Дмитрове, основанном князем Юрием Долгоруким в XII веке, в настоящее время проживает более 63 тыс. человек, действует крупный грузовой порт, расположенный на канале им. Москвы в 65 км к северу от Москвы. Город является центром подмосковного воздухоплавания – здесь проводятся соревнования тепловых аэростатов за Международный кубок губернатора Московской области, чемпионаты России.

Название города Яхрома переводится с мерянского языка как «озерная река». Этот небольшой город с 13 тыс. жителей является крупнейшим центром горнолыжного спорта в Московской области. На окраинах города и в непосредственной близости от него располагаются спортивно-развлекательные парки «Яхрома», «Волен», «Степаново» и «Сорочаны».

Конец ознакомительного фрагмента.