Вы здесь

Все о детском массаже. Глава 2. Диагностика: сбор информации и прогноз (Д. Ю. Атланов, 2011)

Глава 2

Диагностика: сбор информации и прогноз

В этой главе мы расскажем о минимально необходимых знаниях, которые могут подсказать и родителям, и специалистам, с чем они могут столкнуться в последующем развитии ребенка. Мы не претендуем здесь на то, чтобы дать развернутый курс медицинской диагностики. Мы предпочитаем говорить не о болезнях и патологии, а о напряжениях и проблемах. Та информация, которой мы здесь делимся, базируется на эмпирически выявленных взаимосвязях и взаимозависимостях между процессами, разворачивающимися на уровне тела и одновременно и параллельно в психологическом пространстве ребенка. Но это не значит, что не существует соответствующих теоретических разработок в этой области. Учитывая, что сам термин «телесноориентированная психотерапия» появился сравнительно недавно, можно предполагать, что эта часть терапии еще ждет своих исследователей и теоретиков. Думается, что исследования в области психосоматических феноменов могут привести и к переосмыслению содержания психологии, терапии и педагогики в целом.

Совершенно особую роль в формировании будущих проблем и возможностей человека играет период младенчества. Смеем думать, что именно до формирования второй сигнальной системы (речевой) закладываются те многочисленные проблемы со здоровьем и с поведением, которые с такой силой проявляют себя в последующие годы на протяжении всей человеческой жизни. Мы говорим: жизнь человека в силу внешних обстоятельств не совпадает с тем, что замыслил для него Бог, а Божий замысел записан на уровне хромосом и генов.

Именно в младенческом возрасте закладывается «матрица», по которой формируется костно-мышечная система. Но в младенчестве закладываются и основы характера человека, которые в полной мере проявят себя в дальнейшем развитии. Причем состояние костномышечной системы оказывается напрямую связано с типичными характеристиками психологии человека.

«Матрица» (с немецкого) – матка, источник, начало.

Значит, направленное воздействие на тело дает и направленное воздействие на формирующуюся человеческую личность. Знание о перспективах дает возможность если не устранить, то хотя бы смягчить негативные моменты. Наиболее характерные для человека напряжения и деформации закладываются именно в этот период. Надо помнить о том, что генотип человека, или наследственно передаваемая информация, содержит в себе огромное количество возможностей для развития, конкретная реализация которых оказывается в зависимости от бесчисленных внешних условий.

Генотип – совокупность всех наследственных факторов организма.

Человек как законченное целое складывается из взаимодействия его генотипа и тех обстоятельств, в которых происходит реализация заложенных в нем предпосылок. Подобно тому как математическая матрица состоит из горизонтальных и вертикальных столбцов, матрица переменных, которые описывают развитие человека, будет состоять из врожденных и приобретаемых факторов. При этом, коль скоро человек являет собой динамическую систему с обратной связью, уже самые начальные шаги развертывания или формирования такой системы начинают влиять на последующие.

Мы в своей работе постоянно говорим молодым мамам и папам: спешите увидеть и снять напряжения в возрасте до года-полутора! Все, что было упущено в этот период, позже лишь с огромным трудом поддается исправлению или хотя бы компенсации. Если обратное воздействие на врожденные качества представляется проблематичным, то влияние поведения и мыслей родителей на формирование приобретаемых качеств может быть колоссальным.

Особенностью того подхода, которого придерживаемся мы, является наше стремление привлечь максимально большое количество информации из области психологии и поведения для определения проблем, с которыми сталкивается маленький пациент. И поскольку отбор информации из общего объема подчинен некоторым общим правилам, он дает целостную картину, обладающую определенной логикой.

Мы уже говорили, что рассматривать маленького ребенка в изоляции от связей с его окружением, и в первую очередь связей семейных, является ошибкой. Мы собираем информацию о семье. Здесь не помогают опросы, ведь мало кто из родителей в беседе с малознакомым специалистом поспешит вывалить на него ворох подробностей о своей частной жизни. Даже если это и происходит, то в любом случае вся информация такого рода будет носить слишком предвзятый и однобокий характер, чтобы быть воспринятой с доверием. Тем более что в первую очередь нас интересуют те обстоятельства, которые прямо или косвенно травмируют ребенка. Таким образом главным и основным источником информации является сам ребенок. Поскольку мы придерживаемся того принципа, что объектом нашего воздействия является не изолированное существо, то и при отборе информации нам потребуются сведения не только о тех отклонениях и деформациях, которые имеет ребенок, но не в последнюю очередь данные о тех деформациях, которые имеет семья в целом. И здесь нам приходится опираться на некоторую сумму сигналов, которые ребенок подает в окружающий мир.

При работе с грудным ребенком мы обращаем внимание в первую очередь на состояние мышечного каркаса, на напряжение основных мышечных групп и на общее поведение ребенка – сон, аппетит, активность, возбудимость, контактность, перенесенные заболевания. Современные представления о раннем психическом развитии тесно увязывают понятия эмоция и движение. У маленького ребенка именно двигательные реакции свидетельствуют об особенностях его психической жизни. Первая характеристика движения – тонус мышц, проявляющий себя в позах, – это средство выражения эмоций ребенка, его отношения к другим людям. Тонические характеристики носят достаточно устойчивый характер и в дальнейшем встраиваются в образ тела ребенка, с последующей интеграцией в единый образ «я» или «я-концепцию».

Образ тела является системообразующим структурным элементом образа «я», представлением о себе в аспекте телесности. Осознанное формирование образа тела начинается на втором году жизни. Неосознанное же, допонятийное формирование образа тела начинается одновременно с формированием самого тела, как элемент системы обратной связи внутри самого организма. Недостаточность или подавление этих процессов затрудняет формирование личностной идентичности. Изменение образа тела существенно влияет на дальнейшее формирование «я-концепции «ребенка.

Образ «я» обозначает первичное отражение человеком самого себя, складывается из представления о себе и связанного с ним переживания. Образ «я» является единством чувственного и понятийного знания о себе, своих возможностях, способностях, качествах и, одновременно, отношением к себе. Образ «я» изменяется и развивается на протяжении жизни, но начинает складываться в раннем онтогенезе под влиянием индивидуального опыта и опыта общения и взаимодействия с окружающим.

Соответственно при работе с детьми самых ранних периодов развития полезно помнить о том, что именно образ тела является основой формирования всех основных личностных особенностей. Следовательно, при воздействии на формирование образа тела используется телесноориентированная психотерапия, как один из методов психотерапии.

Образ тела, по современным представлениям, формируется в период первых полутора лет. Постоянный мышечный тонус и его особенности окажут воздействие на тонкую и грубую моторику развивающегося человека, формируя его особенный, уникальный стиль физической активности. Подчеркнем: мышечный тонус связан с эмоциями, внутренними переживаниями. Это важно для понимания связи психического и физического в раннем развитии ребенка.

Другая характеристика движения – кинетика. Под этим термином понимаются перемещения тела и конечностей, схватывание, манипуляции, грубая и тонкая моторика, мимика. Это уже собственная активность ребенка, направленная на внешний мир. Благодаря направленным движениям, способности к их выполнению ребенок осваивает окружающее, взаимодействует с ним. Это определяющая составляющая исследовательской активности.

Отношения между этими характеристиками двигательной активности взаимно дополняют друг друга. Гипертонус может блокировать моторику, особенно мелкую, и, соответственно, резко ограничить способность ребенка активно действовать во внешнем мире и осваивать окружающее пространство.

Гипертонус – состояние повышенной напряженности тканей и органов.

Но при этом ребенок в своей внутренней жизни, если так можно выразиться, испытывает непрерывное энергичное переживание эмоций. Дети, в период младенчества имевшие склонность к гипертонусу мышц, в дальнейшем становятся импульсивными, эмоциональными людьми, обладающими взрывным темпераментом. При этом исследовательский инстинкт в силу особенностей их состояния в период младенчества (ограничение мелкой моторики, преобладание грубой) оказывается несколько подавлен, что приводит к отсутствию выраженного интереса к учебе и исследовательской деятельности. Атония же сохраняет свободной мелкую моторику и чувствительность, столь необходимые на раннем этапе развития для интеллектуального развития и освоения предметного мира. При дальнейшем развитии ребенка атония часто приводит к спокойному и даже вялому темпераменту и низкой энергетичности, неспособности к сильным переживаниям. «Ученый сухарь» – это как раз о таких детях, ставших взрослыми.

Таким образом, раннее развитие моторики не связано впрямую с интеллектуальным развитием, как думают некоторые родители под влиянием популярной литературы. Их взаимосвязь сложнее в силу того, что двигательные реакции сложны и включают тонус и кинетику, различные сочетания которых и выражаются в различиях темперамента. Кстати, различная степень доминирования двух этих составляющих и их сочетания – сильная – слабая тоника и сильная– слабая кинетика – даст нам знаменитых четыре типа темперамента: холериков, флегматиков, сангвиников и меланхоликов.

Развитие познавательных процессов тесно переплетено с эмоциональным и личностным развитием, причем эмоции в развитии психической жизни появляются раньше всего остального, и ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям, так как именно они объединяют ребенка с его социальным окружением.

Моторика младенца с рождения имеет довольно сложную организацию. Она включает в себя множество механизмов, предназначенных для регуляции позы. У новорожденного нередко проявляется повышенная двигательная активность конечностей, которая имеет положительное значение для формирования в будущем сложных комплексов координированных движений.

Развитие движений ребенка в течение первого года жизни идет очень быстрыми темпами, причем прогресс, достигаемый в этом отношении за 12 месяцев, поразителен. Из практически беспомощного существа, располагающего ограниченным набором элементарных общих врожденных движений рук, ног и головы, ребенок превращается в маленького человека. Он не только легко стоит на двух ногах, но относительно свободно и самостоятельно передвигается в пространстве, одновременно с движениями ног выполняя сложные манипулятивные движения руками, освобожденными от локомоции (функции обеспечения передвижения в пространстве) и предназначенными для исследования окружающего мира.

В младенческом возрасте у детей быстро формируются двигательные навыки, особенно сложные, сенсорно скоординированные движения рук и ног. Эти движения в дальнейшем играют весьма существенную роль в становлении познавательных и интеллектуальных способностей ребенка. Благодаря движениям рук и ног ребенок получает значительную часть информации о мире, на движениях рук и ног его глаза учатся видеть «по-человечески». Сложные ручные движения входят в первичные формы мышления и становятся его неотъемлемой частью, обеспечивая совершенствование интеллектуальной деятельности человека.

Примерно до 7-месячного возраста все предметы захватываются ребенком почти одинаково. После 7 месяцев можно наблюдать, как движения рук, и в частности кистей ребенка, постепенно начинают приноравливаться к особенностям захватываемого предмета, то есть приобретают предметный характер. Вначале такое приспособление наблюдается в момент непосредственного контакта руки с предметом, а после 10 месяцев приспособление руки и кисти осуществляется заранее, еще до прикосновения к предмету, только на основе его зрительно воспринимаемого образа.

Это свидетельствует о том, что образ предмета начал активно управлять движениями рук и регулировать их, то есть у ребенка возникла сенсомоторная координация.

Согласованные действия рук и глаз начинают появляться у ребенка довольно рано, задолго до того момента, когда возникает четкая сенсомоторная координация. Ребенок схватывает в первую очередь те предметы, которые попадаются ему на глаза, и это отмечается уже на втором-третьем месяце жизни. На следующем этапе, относящемся к возрасту от 4 до 8 месяцев, система скоординированных зрительно-моторных движений усложняется. В ней выделяется фаза предварительного слежения за объектом до того, как он будет схвачен. Кроме того, ребенок начинает зрительно и двигательно предвосхищать траекторию перемещения предметов в пространстве, то есть прогнозировать их движение.

Конец ознакомительного фрагмента.