Вы здесь

Все о бизнесе в Германии. 5. Законы, которые следует знать для осуществления предпринимательской деятельности в ФРГ (Натали фон Люксбург, 2007)

5. Законы, которые следует знать для осуществления предпринимательской деятельности в ФРГ

При планировании своей деятельности на территории Германии нужно знать некоторые законы, регулирующие ведение бизнеса в стране. Хотя в области предпринимательского права в ФРГ работают прекрасные адвокаты и консультанты, знающие, что и как регулируется в стране, общая информация об основных нормах права вам все же необходима.

Регламентируют предпринимательскую деятельность в Германии два основных документа: Торговый кодекс (Handelsgesetzbuch, сокращенно HGB), и Гражданский кодекс Германии (Burgergesetzbuch, сокращенно BGB). Оба закона были приняты в конце XIX в. и действуют сегодня, не меняя своего основного содержания, реагируя на произошедшие перемены поправками и пояснениями к некоторым статьям.

5.1. Торговый кодекс (Handelsgesetzbuch)

Действующий ныне Торговый кодекс, составленный на основах многовекового опыта западноевропейского купечества и требований молодой буржуазии, в окончательной редакции был принят 10 мая 1897 г. и вступил в силу 01 января 1900 г.

Слово «Handels» (торговый), часто встречающееся в названиях законов, реестров, обществ (фирм) и т. д., является синонимом слов «предпринимательский» либо «коммерческий» и обозначает не только деятельность, связанную с торговлей. Например, в Торговый реестр заносятся все фирмы независимо от вида деятельности, а под Торговым обществом (Handelsgesellschaft) понимается фирма, объединяющая предпринимателей независимо от рода их занятий.

Торговый кодекс состоит из пяти книг, которыми регулируются все важнейшие вопросы предпринимательской деятельности в Германии.

Торговый кодекс:

• дает определения основным субъектам предпринимательской деятельности:

✔ предпринимателям (Kaufmann),

✔ их объединениям (Handelsgesellschaft),

✔ торговым (коммерческим) представителям (Handelsvertreter),

✔ маклерам (Handelsmakler);

• регулирует деятельность Торгового реестра и порядок занесения в Торговый реестр фирм и частных предпринимателей;

• дает определения некоторым основным коммерческим сделкам – торговым сделкам (Handelskauf), комиссионным сделкам (Komissionsgeschaft) и др.;

• устанавливает правила ведения бухгалтерского учета, составления балансов, определения финансовых результатов деятельности фирмы и многое другое.

5.2. Гражданский кодекс (Burgergesetzbuch)

Гражданский кодекс Германии (Burgergesetzbuch, BGB), принятый 18 августа 1896 г., состоит из пяти книг, каждая из которых регулирует определенную часть гражданского права:

1. Общая часть (Allgemeine Teil).

2. Право долговых отношений (обязательств) (Recht der Schuld-verhaltnisse).

3. Имущественное право (Sachenrecht).

4. Семейное право (Familienrecht).

5. Наследственное право (Erbrecht).

Предпринимательскую деятельность регулируют положения и нормы первых трех книг.

Первая книга дает определения:

• физических и юридических лиц, их правоспособности и дееспособности;

• договора и его составляющих;

• представления интересов другого лица и доверенности;

• сроков исковой давности по гражданским правоотношениям.

Вторая книга определяет:

• содержание долговых отношений и порядок их ликвидации;

• особенности отдельных долговых обязательств, вытекающих из различных гражданско-правовых договоров, таких как покупка, обмен, дарение, аренда, заем, поручения и т. д.

В третьей книге BGB определены основные положения имущественного права: собственность, владение, право пользования.

Начало любой предпринимательской деятельности неизбежно связано с необходимостью следовать определенным нормам и предписаниям. Создание и деятельность Общества с ограниченной ответственностью регламентирует Gesetz betreffend die Gesellschaften mit beschranker Haftung (сокращенно – GmbH Gesetz), принятый 20 апреля 1892 г., деятельность Акционерных обществ регламентирует Aktiengesetz (06 сентября 1965 г.) На этих законах базируется информация о данных формах предприятий, изложенная в этой книге.

5.3. Закон против недобросовестной конкуренции

Одним из важных законов в Германии является Закон против недобросовестной конкуренции. Так называемое основное положение § 1 данного Закона гласит: «Кто в предпринимательской деятельности, в целях конкурентной борьбы, предпринимает действия, нарушающие принятые нормы и правила, может быть за упущения и нанесения ущерба привлечен к ответственности».

В рамках данной книги невозможно привести все примеры и имеющуюся информацию о судебных решениях по вопросам недобросовестной конкуренции, но о некоторых, наиболее важных аспектах, о которых нужно знать продвигающим свой товар на рынке, мы расскажем.

К недобросовестной конкуренции относят «агрессивную рекламу», оказывающую давление на мораль потенциальных потребителей:

• нужно быть очень осторожными, привлекая потребителей посредством предложения им товаров и услуг путем навязывания договоров (или товаров) на улице;

• не разрешены попытки приобретения клиентов путем несанкционированных телефонных звонков или рассылок факсов. Письма и другие виды рекламной продукции, рассылаемые почтой, должны обязательно распознаваться как реклама;

• запрещено использовать чувства, доверие и неопытность потребителей.

Следующим важным примером недобросовестной конкуренции является «сравнительная реклама». После объединения Европы многие запреты были отменены, но наказуемыми остались следующие: дискриминация в рекламе конкурентов или представление своих товаров, при сравнении с конкурирующими, в более выгодном свете.

Неприятности по § 1 могут очень быстро возникнуть в случае использования запатентованных образцов продукции или товарных знаков с целью продвижения своего товара на рынке или использования знаменитого качества товаров конкурентов, называя свою продукцию созвучным (похожим) именем. В продолжение § 1 Закона против недобросовестной конкуренции: действия, вводящие в заблуждение относительно качества, происхождения, цены товаров, еще раз однозначно запрещены, как и реклама, заманивающая потребителей ложной информацией.

5.4. Закон о времени работы торговых предприятий

Закон против недобросовестной конкуренции тесно связан с правилами указания цен и законом о времени работы торговых предприятий.

Правила указания цен гласят, что все предприниматели в своей рекламе, в витринах или непосредственно в торговых помещениях обязаны указывать точные цены, включая налог на добавленную стоимость. В сфере обслуживания и предоставления услуг желательно указывать цены на внешних витринах, в ресторанах цены на блюда приносятся потребителю.

Время работы торговых предприятий с 01 ноября 1996 г. определено в Германии таким образом:

• в рабочие дни продажа разрешена с 6:00 до 20:00 (булочные – с 5:30);

• в субботу – с 6:00 до 16:00 (булочные – с 6:30). В воскресенье магазины не работают. В четыре субботы перед 24 декабря (Рождество) магазины могут быть открыты до 18:00. Исключением из общего правила являются дежурные аптеки, газетные киоски (в субботу открыты до 19:00, в воскресенье – с 11:00 до 13:00). Товарным автоматам разрешено работать круглосуточно, так же круглосуточно работают бензозаправки и расположенные на их территории торговые точки, магазины при железнодорожных станциях и аэропортах, в туристических местах и местах отдыха (для продажи определенной группы товаров, например: цветов, сувениров). При проведении выставок, праздников городов и т. д. время работы торговых точек может быть изменено по решению местных властей.

В Германии отменен Закон об ограничении торговых скидок. Сегодня скидки допустимы в неограниченном размере.

5.5. Антимонопольное законодательство (Закон о картелях)

Закон направлен против ограничений в конкуренции. По отношению к картелям в Германии действует принцип запрета. Исключения предусматриваются по отношению к картельным соглашениям об однородных условиях торговли, о размере предоставляемых скидок, к соглашениям, облегчающим сотрудничество для мелких и средних предприятий. Если посредством слияния нескольких предприятий ими достигнута доминирующая позиция на рынке, то Федеральная служба по контролю над созданием картелей может наложить запрет на это объединение. Данная служба должна быть информирована о слиянии фирм, если в результате данного объединения достигается доля на рынке, составляющая 20 % в ФРГ или в значимой части страны.

Как результат антимонопольной политики в Германии: устранена монополия на доставку писем, ликвидировано эксклюзивное право на посредничество по трудоустройству, принадлежащее ранее Федеральному ведомству по труду, рассматривается вопрос отмены всех ограничений, которые касаются рабочего времени магазинов.

Рынок телекоммуникаций в ФРГ является самым свободным в мире после того, как была устранена монополия на телекоммуникации. На энергетических рынках также устранены монополии энергоснабжающих предприятий. Сегодня фирмы и частные клиенты сами могут выбирать поставщика электроэнергии, газа.

5.6. Регистрация торговой марки в Германии (Markengesetz)

Защитить свою продукцию на рынке от подделок, а также сделать ее узнаваемой позволяет регистрация торговой марки. Германия ассоциируется у потребителя с качеством и надежностью. Поэтому продукция, защищенная немецкой торговой маркой, вызывает большое доверие у потребителя.

Регистрируется торговый знак (марка) в Германии в немецком Федеральном патентном ведомстве. Торговая марка может быть зарегистрирована на физическое или юридическое лицо.

Защитить торговую марку можно в виде:

• букв, цифр, марки-слова (самая высокая степень защиты);

• марки-рисунка: возможна защита черно-белого рисунка (в этом случае конкуренты не могут использовать графический рисунок, изменив цветовую гамму);

• можно защитить рисунок и цветовую гамму (в этом случае возможно использование аналогичного изображения с изменением цвета).

В Германии существуют 45 классов товарных групп, по которым можно защитить продукцию. По желанию регистрацию торговой марки можно произвести или только в немецком реестре (защита в Германии), или в европейском реестре (25 государств), или в интернациональном реестре (25 европейских государств плюс дополнительно страны по выбору).

Проверка на идентичность или похожесть товарного знака будет проводиться соответственно в реестрах тех государств, на территорию которых распространяется защита. Процесс регистрации длится приблизительно три месяца с момента оплаты государственной пошлины в немецкий реестр и до полугода – в интернациональный реестр.

5.7. Патент

Также в Федеральном патентном ведомстве можно защитить научные изобретения (Patent) и промышленные образцы своей продукции (Gebrauchsmuster). Научное изобретение защищено патентом 20 лет, промышленная модель – максимально 10 лет.

Патентование в Германии регулируется следующими законами: Patentgesetz, Gesetz uber Arbeitnehmererfindungen (Закон об изобретениях наемного работника), Gebrauchsmustergesetz (Закон о полезных моделях), Geschmacksmustergesetz (Закон о промышленных образцах), Gesetz uber den Schutz der Topographien von mikroelektronischen Halbleitererzeugnissen (Закон об изобретениях в области микроэлектроники), Sortenschutzgesetz (Закон о защите новых сортов растений).

Патенты выдаются решением ведомства ФРГ по регистрации патентов и фирменных знаков, вписываются в патентный реестр и публикуются в патентном бюллетене. Процедура по выдаче патента облагается государственной пошлиной.

В Германии также можно подавать международную заявку на регистрацию патента или на получение патента в рамках Европейского Союза.

Регистрируя торговую марку или свое изобретение в Германии, надежнее всего обратиться к специалистам, имеющим практический опыт работы в данной отрасли. Ошибки при оформлении документов приводят не только к потере времени, но и к денежным потерям: оплаченная пошлина не возвращается.

Иностранные граждане могут подавать заявки на регистрацию патента, промышленного образца или торговой марки на тех же условиях, что и граждане Германии.

Для тех, кто не имеет в Германии бизнеса или места проживания, рекомендуется обратиться к специалистам по вопросам патентования, которые помогут правильно оформить заявку.