ГЛАВА 3
СТАРИННЫЙ ЛЕКАРЬ
В этой главе расскажу о том, как люди пришли к открытию присущих белому вину лечебных свойств, как изучение вина стало одной из задач медицины, какими именно лечебными свойствами обладает оно и каким образом его следует использовать для получения определенного лечебного эффекта.
Итак, уже с далекой древности известны многочисленные целебные качества белого вина. Еще Гиппократ в Древней Греции сказал о нем:»Вино удивительно приспособлено к организму человека, как здорового, так и больного». А намного позже, но так же верно, подметил эту же истину Луи Пастер, сказав:»Вино с полным правом может считаться самым здоровым и самым гигиеничным напитком».
Установление лечебных свойств белого вина связано со временем, когда наука еще не была развита и все медицинские открытия происходили как бы случайно, в обыденной жизни, и были связаны с его ежедневным употреблением в той или иной национальной кухне.
Первыми, кто обратил серьезное внимание на его лечебные свойства, были древние греки – люди, отличавшиеся научным складом ума и ко всему подходившие с особой тщательностью.
Именно они усмотрели в, казалось бы, ничем не связанных между собой событиях единую идею, а конкретно – идею возможности лечения множества болезней белым виноградным вином.
Но чтобы эта мысль внедрилась в основу медицинских исследований, потребовалось, конечно же, определенное время. Ведь как уже говорилось, медицина находилась в зачаточном состоянии.
Первоначальные выводы представляли собой несколько гениальных догадок, на основе которых несколько веков спустя стало базироваться учение о лечении им.
Как известно, древние греки употребляли вино в довольно больших количествах, что было связано с тем, что на территории Греции с давних времен выращивали огромное количество винограда.
Климат этой страны наиболее благоприятен для выращивания различных его сортов, идущих на приготовление как белого, так и розового и красного сортов вин. Однако речь пойдет только о белом вине.
Земля Греции далеко не богата продуктами, пригодными для изготовления других напитков, и вино стало основным питьем для самих жителей, а также для приношения в жертву богам вместе с мясом крупного рогатого скота (так называемые жертвенные возлияния). Поэтому и естественно внимание, которое они обращали на его влияние на человеческий организм.
Философ VI века до нашей эры Эмпедокл оставил нам довольно интересные и забавные заметки о том, что чувствовали его друзья после бурно проведенного застолья.
Так, он описал состояние алкогольного бреда с частичной амнезией, при котором молодым людям казалось, что они находятся на тонущем корабле. В результате подобных видений они начали спасаться, выбрасывая предметы мебели в окна дома, в котором проходила пирушка.
А некоторое время спустя, когда хозяин подал на них в суд за то, что в наше время можно назвать нарушением общественного порядка, все «герои» в один голос оправдывали свое поведение тем, что плыли на корабле и были вынуждены спасать свои жизни. При этом никто из них не сохранил воспоминаний о действительно происшедшем.
Многие древние авторы описывали то бодрящее и возбуждающее свойство вина, которое оно оказывает на мужчину, если его выпить в меру. Например, великий слепой поэт Гомер писал о возбуждении боевого духа воинов после пира, на котором подавали белое вино. А несколько веков спустя древнеримские поэты воспели радость, приносимую сердцу и душе этим божественным напитком.
Средневековые иранские поэты-суфии Омар Хайам и Низами в своих стихах также отразили радостное чувство, посещающее тело и душу человека после вина. Они сравнивали эмоции, вызываемые вином в душе человека, с другим, наиболее прекрасным из человеческих чувств, – любовью.
Однако не только эти возвышенные эмоции описаны в древности, но и все то негативное, что может принести чрезмерное употребление вина. Главное дурное воздействие неумеренных возлияний, которое всячески критиковалось людьми античности, – это постепенная утрата человеческого облика, что во все времена недопустимо.
Вспомните греческие и римские статуи, изображающие прекрасные мужские и женские тела. Культ красоты был одной из важных составляющих черт античной культуры. И именно по этой причине древние не приимали связанной с алкоголизмом потери телесной и нравственной красоты, к которой они так стремились.
Конец ознакомительного фрагмента.