Вы здесь

Все о банных секретах. Здоровье и красота круглый год. Русская баня (О. В. Никольская, 2010)

Русская баня

На Руси бани также известны с давних времен. Еще в договоре с Византией от 907 года говорилось, что русские послы, прибывшие в Константинополь, будут «творити мовь», когда только захотят.

Бани упоминаются и в «Повести временных лет» (XII век). Из летописи известно, что во времена Киевской Руси княгиня Ольга, мстя за своего мужа Игоря, сожгла баню вместе с запертыми в ней древлянами.

В те давние времена в вопросах медицины были сведущи монахи. Они имели возможность читать труды древнегреческих медиков, которые и обратили их внимание на пользу, приносимую парной баней.

Рис. 14. Русская баня. Гравюра Е. М. Корнеева (фрагмент)

Стремясь проверить полученные из античных источников сведения, монахи стали возводить бани. Со временем при банях даже стали строить специальные помещения, в которых больные могли жить какое-то время (что-то вроде больниц). В уставе великого князя Владимира (966 год) такие бани назывались заведениями для немогущих.

До Х века в русских деревнях общественных бань не было, зато у многих семей были собственные небольшие баньки. Такие бани обычно располагались на берегу речки, озера или пруда. После Х века в России при монастырях началось строительство общественных бань.

В древних летописях Х-ХII веков, в которых рассказывается о нравах русичей, мы встречаем упоминание о мыльнях. Что это такое? Все очень просто. Бани тогда назывались мыльнями, мовницами, мовью, влазнями и мовнями.

Баня считалась хранительницей «живой» воды, несущей исцеление и дарующей силы, поскольку она усиливала и направляла жизненную энергию человека в нужное русло.

По указу царя Алексея Михайловича в ХVII веке на Руси были открыты первые общественные бани, которые строились рядом с водоемами и состояли из трех помещений: раздевалки, мыльной и парной. Отапливались общественные бани дровами.

Петр I, посетивший Амстердам и Париж, велел соорудить там бани для сопровождавших его солдат. А после 1812 года русская армия понастроила их во всех освобожденных ею от Наполеона странах и заодно научила «баниться» местных жителей.

С тех самых пор слава о русской бане-целительнице распространилась по всему миру.

Русские бани на протяжении всей своей истории вызывали удивление и восхищение иностранцев. Во многих старинных книгах и документах мы можем прочитать о впечатлениях иноземцев, посетивших русские бани.

В Древней Руси с баней была связана вся жизнь человека. Люди верили, что с ее помощью можно очистить не только тело, но и душу. Говорили, что если больному не помогла даже баня, то никто ему уже не поможет.

Баней пользовались и князья, и знатные люди, и простой народ.

Как написано в одном древнем трактате, десять преимуществ дает омовение: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин.

Историки подсчитали, что в первой трети XIX века в Москве было полторы тысячи частных и семьдесят казенных бань. Перед революцией в Российской империи насчитывалось около тысячи больниц и других лечебных учреждений, и при каждом имелась баня. Врачи рекомендовали посещать ее как в целях излечения от всевозможных недугов, так и просто для укрепления здоровья. Парную назначали для лечения многих болезней: хронического, мышечного и суставного ревматизма, подагры, ожирения, водянки, некоторых заболеваний костей.

На Руси банным днем всегда была суббота. Именно в этот день недели, накануне воскресенья, к которому люди старались закончить свои дела, вся семья отправлялась в баню.

После бани, водных и парных процедур можно было отдохнуть в предбаннике и утолить жажду насыщенным и бодрящим напитком – квасом или медом.

Отдохнув, русский человек направлялся домой. Там вся многочисленная семья располагалась на лавках около большого самовара, и начиналось длительное чаепитие.

Чай пили маленькими глоточками, не спеша, с сахаром вприкуску. Тулуп, надетый прямо на нижнее хлопчатобумажное или льняное белье, при этом не снимали, чтобы лучше пропотеть после бани, и старались обсохнуть, не попав на сквозняк.

Рис. 15. А. М. Васнецов. Общественные бани на реке Неглинной в 17 веке

Домашние бани тоже топились всего один раз в неделю, также по субботам. День этот повсеместно отводился для бани, и в это время не работали даже присутственные места.

В домашних банях мылись одновременно целые семьи. И в общественных банях люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе, правда женщины на одной стороне, мужчины – на другой. И только в 1743 году сенатским указом были запрещены общие бани.

В деревнях чаще всего частные бани строили зажиточные сельчане, которые, попарившись и искупавшись сами, разрешали помыться и соседям.

Те, кто не имел своей бани, мог принимать водные процедуры дома в русской печке. После того как хозяйка испечет хлеб, приготовит щи и кашу на обед, из нагретой печи выгребали золу и выстилали печную камеру чистой соломой. В печь помещали бадью с горячей водой, запаренный веник и закрывали заслонку. Все, баня готова. И хотя русские печки имели топку больших размеров, мыться в них было очень сложно – стенки мало того что были очень горячими, так еще и вымазанными сажей. Поэтому нужны были особая сноровка и умение для того, чтобы выйти из этой бани чистым и невредимым. А ведь мыться приходилось в кромешной тьме.

Для подобной банной процедуры нужен был и помощник. Тот, кто парился первым, садился на лопату или даже на обычную доску, а помощник осторожно задвигал его в печную камеру. После чего плотно закрывал заслонку. Побрызгав водой на стенки печи, получали совершенно чудесный душистый пар с запахом только что испеченного хлеба.

Когда парильщик хотел выбраться из печи, он стучал по заслонке, и его вынимали тем же способом. Напарившись, человек обливался холодной водой, а если поблизости была речка, то выбегал из дома и прыгал в проточную воду.

Чаще всего в печи купали маленьких детей, больных или стариков. Подобная процедура отсылает нас к сказкам про Бабу-ягу, которую на лопате сажали в печь.

Согласно поверьям, в бане обитает особый банный дух, который следит за порядком. Так, в бане не разрешается кричать, стучать посудой, нарушать установленный порядок. В противном случае банный дух – банник – разгневается и поддаст слишком много пару или разбросает горячие камни.