Вы здесь

Всесвятая Богородица, моли Бога о нас. Проповеди на Богородичные праздники 1990–2016 годов.. Иверской иконы Божьей Матери (Георгий Кочетков, 2017)

Иверской иконы Божьей Матери

На шмуцтитуле: Иверская икона Божьей Матери,

Вратарница (Portaitissa) (складень; фрагмент).

Греция, Афон. XVII век


В праздник Иверской иконы мы как бы ещё раз проникаем в дух народного благочестия и любви к Божьей Матери

Слово на Утрене (после тропаря)

26 октября 1991 года[13]


Дорогие братья и сёстры!

Сегодня праздник в честь Иверской иконы Божьей Матери. На центральном, главном аналое вы видите репродукцию подлинной Иверской иконы Божьей Матери, которая находится на Афоне.

Эта одна из древнейших святынь православной церкви, она прославлена многими чудесами. Слух о чудотворном образе, широко распространённый среди паломников, дошёл и до России, и вы знаете, что у нас нет храма, в котором не было бы этой иконы. Это одна из самых чтимых икон на Руси. Святейший Патриарх Никон, тогда ещё Новоспасский архимандрит, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию, который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей, с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Богородицы. Афонский инок Ямвлих написал копию с Иверского образа, и через год, 13 октября 1648 года, икона в сопровождении афонских монахов была доставлена в Москву. Её торжественно встречали жители столицы. Московская Иверская икона Божьей Матери тоже прославлена от Господа многими чудесами.

Вы знаете, что эта икона сохранилась, она стояла в знаменитой Иверской часовне у Красной площади. Действительно, к этой иконе постоянно притекал народ. Сама часовня была, может быть, и не очень-то красива в архитектурном отношении, но святыня, хранившаяся в ней, привлекала самый разный народ, и через неё совершались чудеса.

Поэтому к Иверской иконе постоянно приходили просить о выздоровлении, о помощи. Сегодня, братья и сёстры, как раз и празднуется принесение в Россию списка с Иверской иконы Божьей Матери. Для нас исторические факты такого рода особенно важны, потому что наш храм тоже посвящён Сретению, но только Владимирской иконы Божьей Матери. Не так много икон Божьей Матери сыграли большую роль в нашей истории. В первую очередь это Владимирская икона, потом Иверская и Смоленская. Есть и некоторые другие – Тихвинская и Донская, например, потом, конечно, Казанская, также особо почитаемая народом. Нам с вами, братья и сёстры, очень радостно вспоминать такие события, ибо тогда мы как бы ещё и ещё раз проникаем в дух народного благочестия и любви к Божьей Матери.

К сожалению, сейчас можно сказать, что этот подлинный дух несколько угас или несколько извратился. Неслучайно появляются эти «богородичные центры», катакомбные церкви и т. д., которые фактически дошли до ереси. В древности Божья Матерь почиталась всегда, и никто никогда не забывал, что, почитая Божью Матерь, мы почитаем её Сына, а почитая Сына, мы почитаем Отца и Духа Святого, почитаем и Церковь. Эта связь не давала разделиться духовной жизни. Эта целостность духовной и церковной жизни была великим, драгоценным наследием. Вы знаете, братья и сёстры, что у нас до XVIII века почти не было ни своих богословов, ни своих философов. Мы в основном брали богослужебные чины из греческой церкви, а если сами что-то делали, то, как правило, лишь подражали – будь то иконы или церковные песнопения. Тем не менее радость духовной жизни и её целостность были характерны для нашей церкви и для нашего народа. Я думаю, что это является достойным наследием нашей Церкви, и сейчас нам нужно обрести такую же радость целостной жизни, когда мы прославляем Иверскую икону Божией Матери.

Аминь.

В нашем сердце ещё очень мало милосердия

Слово на Утрене (Лк 1:39–49, 56)

26 октября 1991 года[14]


Братья и сёстры, христиане!

Елисавета сказала Марии: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моём. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное ей от Господа».

Дорогие братья и сёстры, и к нам приходит Божья Матерь через свои иконы, через эти драгоценные святыни, которыми обогащается наш дух, наша душа, наша жизнь. И когда приходит Матерь Самого Господа к нам, мы точно так же слышим глас приветствия, и великую радость испытывают все внутренности наши, всё нутро наше, сердце наше.

В церковном языке есть одно слово, которое сейчас, к сожалению, совсем забыто, совсем ушло из обихода. Это слово «благоутробие», и как раз оно в первую очередь вспоминается, когда мы говорим об этой радости во чреве, о которой сказала Елисавета Марии. Благоутробие и означает эту глубинную, внутреннюю радость, наполняющую нас независимо от внешних обстоятельств, которая свыше, которая связана с благим Богом, с Божьей благодатью.

Всем нам не хватает Духа, не хватает любви, не хватает этой благодати, этого благоутробия. Для современного слуха это слово звучит часто весьма странно. В начале нашего века в новых изданиях богослужебных книг его постепенно стали заменять на иное слово, на слово «милосердие», которое, конечно, по-своему очень близко к этому понятию благоутробия, и было бы даже тождественно ему или очень в большой степени синонимично, если бы мы верно понимали сердце своё как ту глубину, которая является вместилищем духа человеческого и Духа Божьего.

Сердце – «сердцевина» человеческой жизни – должно умилиться, наполнившись благом, наполнившись любовью. К сожалению, часто, слыша слово «милосердие», или «благосердие», мы думаем немножко о другом и испытываем иной опыт, даже если встречаемся с истинным милосердием, что, увы, не так часто бывает в нашей жизни. Я не говорю сейчас про светскую жизнь, я говорю о жизни церковной. Милосердия ещё очень мало, ещё мало этого блага в нашем сердце, и благоутробие, которое должно трепетно восприниматься нашей душой и нашим духом, тоже, к сожалению, является нам весьма редко.

Братья и сёстры, слыша эти слова Евангелия, слова Писания об этой радости, испытываемой тогда, когда Матерь Господа приходит к нам, когда этому радуется чрево наше, когда оно принимает в себя Самого Христа, вспомним о том, как много они значат и всегда будут значить в Церкви Христовой!

Аминь.