Вы здесь

Всемирная литература. Новое время и эпоха Просвещения. Конец XVIII – первая половина XIX века. Глава V. Французская литература эпохи Просвещения и революции (Б. Р. Мандель)

Глава V

Французская литература эпохи Просвещения и революции

Людовик XV


Абсолютизм – вот слово, которое точно характеризует Францию второй половины XVIII века. «Король- Солнце» – Людовик XIV умирает в 1715 году. После него – регентство Филиппа Орлеанского и царствование Людовика XV. Мощь государства слабнет, финансы истощаются, увядает и сам абсолютизм, однако вся идеология и законодательство направлены только на то, чтобы обеспечить правление дворянства. А рядом, конечно, церковь…

Литература этого периода отражает и его эстетические устремления, прикрывая внешним изяществом форм отсутствие мысли, наполняя произведения фривольностью и эротикой. Классицизм прошлого, выполнявший в свое время прогрессивные функции, теперь тормозит развитие искусства в целом. Писатели, подражая образцам прошлого, культивируют старые жанры: оду, трагедию, эпистолярный роман. И тут же – «маленькое искусство» – эпиграммы, басни, песенки…Элементы декоративности, свойственный искусству рококо, излишняя орнаментика, грациозные завитки, мягкий светлый колорит – все эти тенденции мы замечаем уже в поэзии Жана-Батиста Руссо (1671-1714) и его последователя Лефранка де Помпиньяна (1709-1784), кардинала Берни (1715-1794); в драматургии Кампистрона, Прадона и др.

Хотя их произведения наполнены эротикой, ужасами и жестокостями, без них описание и история французской сцены были бы неполными. С произведениями всех перечисленных литераторов был знаком А.С.Пушкин по домашней библиотеке отца, переводам своего дяди и журнальным публикациям.

Литература третьего сословия – новая литература, порожденная идеологией просвещения – и главнейшее в ее арсенале – культ разума и науки, вера в прогресс и беспощаднейшая критика государственного строя, режима, церкви, абсолютизма, борьба за свободу личности. Литература умирающего строя интересуется лишь наслаждениями, новая литература же становится агрессивной и воинственной, публицистической и агитационной, теснейшим образом она переплетается с философией и политикой.

Уже в первый период просвещения во Франции на сцену выступает материализм, как общефилософское направление с явным революционным характером. Причем, любопытно, что сначала материализм пришел в среду высокообразованных аристократов, но достаточно быстро приобрел явно революционный характер.


Первый том великой «Энциклопедии…»


С 1751 года в Париже начинает выходить «Энциклопедия или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». До 1772 года вышло 28 томов, с 1776 по 1777 год – еще пять дополнительных, в 1780 – два тома указателей. Издатели «Энциклопедии» – драматург и поэт Дидро и математик Даламбер ставили задачей «направить философию, литературу и искусство, все достижения науки на борьбу против старого порядка и клерикализма». В истории Франции «Энциклопедия» явилась чрезвычайно крупным общественно-политическим событием. Можно констатировать, что с этим изданием разум становится главным мерилом всех человеческих ценностей! Однако отметить, что материализм французских энциклопедистов был не диалектическим, а механистическим, просто необходимо. Средние века, по выражению Вольтера, – «царство волков и медведей», а посему заимствовать что-либо оттуда просто невозможно. Исходя из законов Ньютона, природа рассматривается ими как некое всегда равное самой себе целое, движущееся по одним и тем же параметрам в пределах одного и того же пространства… Животный и растительный мир – раз и навсегда дан в поступательном движении, но без всякого дальнейшего развития. Надо сказать также, что эти замечательные писатели и философы, не замечая противоречий нового общества, свято верили, что буржуазный прогресс – единственный правильный путь развития общества, единственный способ достигнуть всеобщего благополучия!

§ 1. Вольтер

Вольтер


Франсуа-Мари Аруэ (1694-1778), принявший в 1719 году псевдоним Вольтер, сын французского чиновника, получивший воспитание в иезуитской гимназии, рано сближается с высшими кругами общества, которые, кстати, никогда не забывали указать ему на происхождение…Известно, что однажды, поссорившись с неким аристократом, Вольтер вызывает его на дуэль, однако тот, посчитав ниже своего достоинства драться на дуэли, приказал подстеречь Вольтера на улице и избить. После поданного протеста Вольтер угодил в Бастилию… После освобождения Вольтер уезжает в Англию, изучает литературу и философию прогрессивных английских философов, в частности, читает труды Д.Локка19. Возвратившись на родину, Вольтер то пишет язвительные памфлеты против церкви и короля, то заискивает перед ними. В 1745 году его назначают королевским историографом, в 1746 году он становится камергером и членом Французской Академии. Но… снова немилость и поездка в Пруссию по приглашению Фридриха Великого. Вольтер, надо отметить, чрезвычайно ценился многими правителями Европы и состоял в переписке c Иосифом II, императором австрийским, Екатериной II и другими. Для владык мира Вольтер был не более чем шутом, игрушкой и украшением застольных бесед.

С 1760 года Вольтер поселяется и уже до самой смерти живет в своем Фернейском поместье.

Огромная литературная деятельность Вольтера делает его одним из популярнейших людей Европы, некоронованным королем всей буржуазной культуры XVIII века.

ризма и либерализма. Основой нашего познания, по Локку, служит опыт, который состоит из единичных восприятий. Восприятия делятся на ощущения (действия предмета на наши органы чувств) и рефлексии. Идеи возникают в уме в результате абстрагирования восприятий.

Локк – теоретик гражданского общества (против власти феодальной военной аристократии) и правового государства (за подотчетность короля и лордов закону). Наиболее известен разработкой идей демократической революции. «Право народа на восстание против тирании» наиболее последовательно развито Локком в работе «Размышления о славной революции 1688 года».


Фернейское поместье – усадьба Вольтера


Как для большинства типичных представителей самого начала французского просвещения, для Вольтера главное – разум и наука. Опора ни химию и физику, на точные науки, которые должны быть подвинуты как можно ближе к народу для осуществления общественного переустройства. Во главе нового рационального государства Вольтер предполагает просвещенного монарха, управляющего страной при поддержке советников (естественно, из числа ученых, как сам Вольтер). Однако организации государства, согласно его учению, должны способствовать торговцы, купцы, а народ, рабочий люд является последней ступенькой общества, и предназначение его – труд на просвещенные верхи.

Надо сказать, что Вольтер, при веем его атеизме, отнюдь не был материалистом – бога он представлял в виде высшего, рационалистичного существа, что сотворило Вселенную в виде часового механизма, который идет теперь своим вечным порядком. И вера в Бога нужна лишь для масс, для обуздания рабов.

Несмотря на столь резкое отношение к рабочим массам низов, которых, кстати, Вольтер просто побаивался, он все же был достаточно прогрессивен как орудие борьбы с феодализмом прошлого и, особенно, с официальной церковью и дворянством. Более умного, злого и беспощадного врага церковь не знала.

Вольтер оставил потомкам огромное литературное наследие: полное собрание его сочинений, пожалуй, заняло бы более 100 полноценных увесистых томов. И будет в них все: трагедии, оды, романы и новеллы, эпиграммы и письма, комедии и повести, да, к тому же, еще и огромное количество сочинений научного и публицистического, философского, политического и экономического характера. Сам он говорил, что «все жанры хороши, кроме скучного»! Вместе с Толстым, Гете, Александром Дюма Вольтера можно считать одним из самых продуктивных гениев в мировой литературе.

Если говорить об эстетике Вольтера, то стоит заметить, что, как и Буало, он выступает против барочного и «низменного» в искусстве, отстаивая классические рационалистические правила. В «Английских письмах» (1734) Вольтер защищает классицизм Поупа и, при всем священном трепете перед Шекспиром, выражает боязнь перед хаосом и «обнаженным» реализмом великого англичанина.


«История Карла XII»


Великие и наиболее известные исторические труды Вольтера – «История Карла XII» (1731), «Век Людовика XIV»(1735-1751), «Всеобщая история» (1756) – устанавливают для нас этапы человеческого культурного развития и показывают эволюцию идей прогресса. Перед нами не частные исторические мотивы, а универсальная история «человеческого духа». Несмотря на общий скептический и пессимистический настрой этих работ, на некоторую апологетику разумных царств прошлого, они остаются прекрасными историко-культурными документами эпохи.

В 1723 году Вольтер создает «Генриаду» – перед нами своеобразная попытка сотворения современного национального эпоса. Генрих IV под пером Вольтера превратился в идеализированного проповедника вольнодумства и веротерпимости. Действующие лица «Генриады», к сожалению, схематичны, лишены живости и жизненности, а, самое главное, исторической чуткости, как было то, например, в «Элементах философии Ньютона» (1738).

В драматургии Вольтер практически до самого конца остается классицистом. 27 трагедий создано великим французом, который стремится расширить рамки действия, отрицает главенство любовной интриги, привлекает античные и восточные мотивы и, что удивительно, сам же нарушает священно правило триединства! Трагедии Вольтера, конечно же, служили для пропаганды идей просветительства: в «Гебрах» автор говорит о веротерпимости, в «Магомете» он выступает против религиозного фанатизма, в «Смерти Цезаря» ратует за тираноборство, в «Дон Педро» хвалит просвещенного монарха. «Подлинная трагедия, – говорил Вольтер, – есть школа добродетелей. Однако, несмотря на страстное проповедничество и борьбу за просвещение, Вольтер остается противоречив: в ранних трагедиях, таких, как «Заира» (1732), «Альзира» (1736), «Меропа» (1743) автор не выходит за рамки классицизма в драматургии, хотя и дает подчас глубочайший психологический анализ переживаний своих героев.

К середине века творчество Вольтера приобретает явную политическую заостренность. Теперь уже не классицизм правит бал в его творениях – из Фернейского поместья в Париж присылаются язвительные письма и памфлеты, эпиграммы и сатиры. Мало того, классицизм еще и пародируется в поэме «Орлеанская девственница» (1755). Перед нами циничная насмешка над нравами средневековой Франции, церковью и ее верой в чудеса и сверхъестественное. А в «Философском словаре» (1764) Вольтер идет еще дальше – он прямо указывает на противоречия в Библии!

60-годы XVIII века связаны с юридическими опытами Вольтера – он выступает за пересмотр дела Каласа, обвиненного религиозными фанатиками в убийстве сына (кстати, добивается пересмотра дела…).

Но самым, вероятно, удачным литературным жанром Вольтера ,да еще и прекрасно подходящим для пропаганды идей просвещения, была философская повесть. Она в меру фантастична и в меру реалистична, она красочна и занимательна, остроумна и двусмысленна, иронична и саркастична. Читатель – современник Вольтера прекрасно понимал, против кого и чего направлена сатира писателя.

Конец ознакомительного фрагмента.