Глава IV
Литература эпохи Просвещения и первой французской революции
Если внимательно изучить логику развития литературы, искусства и общественно-политической, философской мысли XVIII столетия, то невозможно не заметить следующее: порождено все это великим освободительным движением буржуазии, само Просвещение вышло из революционной борьбы против феодализма, а уйдет оно с началом построения нового, капиталистического общества…
Искусство и литература этой эпохи, естественно, не могли не иметь своих особых, специфических черт – логичность и рационалистичность, общечеловечность и типизированность характеров (порой в ущерб изображению индивидуальных человеческих качеств), торжество добродетели и знания. Литература воспринималась как оружие пропаганды, а положительные герои непременно являлись носителями гражданских добродетелей и олицетворением всех человеческих доблестей (при этом становились что немаловажно, чересчур однолинейными, с нашей точки зрения). Герой – рупор идеи на фоне реального многообразия окружающей действительности, бурной и пафосной.
Однако надо заметить и то, что не все страны Западной Европы имели литературу подлинно просветительскую и революционную – английская и немецкая литература отличались трезвостью, компромиссностью и конформизмом, умозри-тельностью и многочисленными отступлениями от заявленных ими самими идей просвещения.
§ 1. Литература Англии XVIII века. Даниель Дефо. Джонатан Свифт. Генри Филдинг. Тобиас Смоллетт
Если говорить о промышленном развитии европейских стран, то, конечно, совершенно логично будет отметить, что Англия XVIII века являлась одной из самых, если и не самой, передовой страной. Исследователи литературы заметили: почти все течения и направления мировой литературы родились в Англии, хотя, конечно, получили законченное выражение уже во Франции. Это и семейно-бытовой роман, и реалистическая новелла, романтическая поэма и новая драма… Буржуазные и аристократические мотивы перекрещивается в английской литературе с такой невероятной степенью взаимовлияния, что порой найти какую-то определенную точку для литературоведческого и искусствоведческого анализа просто невозможно. Однако общее религиозно-пуританское движение невозможно не заметить, в то время как в Германии и Франции велась беспощадная критика церкви.
Можно сказать, что конец 80-х годов XVII века в Англии связан и с завершением борьбы аристократии и буржуазии, нахождением компромисса, взаимовлиянием и слиянием, нахождением собственного специфического пути развития страны. Но формирование английской литературы этого периода, связанной теснейшими связями с просвещением, характеризуется, прежде всего, установлением буржуазного реализма, преодолением классического влияния дворянства, победой сентиментализма и началом выступления первых романтиков.
Карта Англии в XVIII веке
Реалистический просветительский роман. Первая половина XVIII века в английской литературе является, без сомнения, периодом становления буржуазной литературы и создания нового реалистического во всех смыслах романа. Идет эпоха начального накопления капитала: ужасы эксплуатации разложение патриархальных связей, крушение семьи, разорение горожан и жителей деревни – вот то, чем была так богата Англия этого времени…Писатели-романисты, начиная рассматривать себя в качестве историков и жизнеописателей, исследователей частной жизни граждан, изыскивают новые средства для живого, конкретного изображения всех противоречий века.
Даниель Дефо
Даниель Дефо (1661-1731) – кому сегодня не знакомо это имя? Сын торговца мясом, купец и шпион, предприимчивый делец и знаток классических языков и литературы, политик, публицист, памфлетист и романист…
В 1701 году, в памфлете «Истинный англичанин» Дефо защищает Вильгельма III и выступает против англиканской церкви. В 1702 году, после написания памфлета «Краткий способ расправиться с диссидентами», еще более резко направленного против церкви, Дефо арестован и выставлен и позорного столба. Его «Гимн позорному столбу», созданный в заключении, распевали на площади во время позорного наказания автора…
Однако деятельность Дефо (на всех поприщах) имела свои взлеты и падения: было время, когда он даже выступал в защиту тори!16 Один из крупнейших памфлетистов своего времени, Дефо был также и журналистом, и издателем. В 1704 году свет увидела его газета «Обозрение», где он со свойственной ему энергией защищает буржуазные идеи в политике и торговле.
Первое издание чудесной книги Дефо
Надо сказать, что к литературному творчеству этот чрезвычайно плодовитый писатель обратился достаточно поздно. В 1719 году выходит его прославленный роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим». Кто бы мог подумать, что книга, задуманная, вероятнее всего, как апология нового предпринимателя, искателя и открывателя новых земель, станет одной из величайших книг в мире! Дефо сохраняет в своей книге все черты задолго до «Робинзона Крузо» появившихся романов-путешествий, служивших, помимо развлекательной, еще и практическим целям – писались они в форме дневников, содержащих географические и хозяйственные сведения. Однако именно из этих «отчетов» и вырастает жанр художественного романа, столь блестяще воплощенный Даниелем Дефо. Язык романа прост и ясен, чужд гиперболизации и вычурности, сюжет авантюрен и в то же время реалистичен, события и местность описаны с предельной ясностью и точностью… рассказ даже суховат и порой излишне размерен.
Иллюстрации к бессмертному роману Дефо
Буржуа-предприниматель Робинзон, понимая, что его мир – это чистый лист, борется с природой и ее своеволием, организует и наводит порядок в этом своем новом «мире», он одинаково спокойно работает в поле и смолит корабль, убивает опасных дикарей и продает своего напарника в рабство, читает Библию и подсчитывает доходы с плантаций… Мы ни в коей мере не умоляем достоинства романа Дефо – это великая книга, книга, показавшая, что такое человек, индивид, насколько велик он и способен на многое, если не на все! Перед нами блестящее изображение не просто охотника, строителя и рыболова, земледельца и животновода, перед нами раскрепощенная личность XVIII века, созидатель, труженик, явивший пафос труда и протест против паразитизма аристократии. «Робинзон Крузо» стал настолько популярным, что один за другим посыпались робинзонады и подделки, фальсификации и пиратские переиздания книги Дефо. Даниель Дефо вынужден продолжить книгу о Робинзоне и выпускает в свет «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо», а затем и «Серьезные размышления в течение жизни и удивительные приключения Робинзона Крузо, включающие его видения ангельского мира» – эссе на философские, социальные и религиозные темы, книгу, которую мало кто способен осилить…
Обложка первого издания «Молль Флендерс»
Резюме: Даниель Дефо написал более 250 книг. Это и памфлеты и новеллы, это и прославленные и с успехом читаемые во многих странах, а ныне и экранизированные «Капитан Синглтон» (1720), чудесная история куртизанки «Молль Флендерс» (1722), «Роксана» (1724) и другие. Разрыв между действительностью и добродетелями, между хищничеством капиталиста- предпринимателя и любовью к людям, попытки смягчить острые углы этих противоречий, постоянные столкновения морали и закона с грехом и пороком – в этом весь Дефо. Согрешим и покаемся, и так до бесконечности… Дефо прост и загадочен, доступен и глубоко интеллектуален, но, главное, всегда велик и любим уже многими поколениями читателей любого возраста.
Один из величайших сатириков в мировой литературе, это, без сомнения, Джонатан Свифт (1667-1745), сын мелкого судейского чиновника, изучавший богословие в Дублине, будущий пастор и настоятель собора святого Патрика. В эту эпоху, эпоху споров в политике и английском протестантизме, Свифт, чье истинное призвание литература, был вынужден заниматься политической деятельностью, причем, как и многие его современники, настолько резко менять свои политические пристрастия, что, порой, было трудно определить вечером, к какому партийному крылу он принадлежал утром. Надо сказать, что в политической борьбе Свифт принимал участие как автор язвительнейших и ядовитых памфлетов, направленных, в основном, на защиту Ирландии. В 1704 году появляется в печати написанная несколько ранее знаменитая свифтовская «Сказка о бочке». Герои ее – братья Петр, Мартин и Джек (под их именами подразумеваются католическая, англиканская и кальвинистская церкви Англии) – спорят между собой об оставленном им отцом кафтане. Раздоры героев воплощают в себе, войну за души прихожан, а острое слово Свифта направлено, скорей всего, против самих догматов христианской церкви. Свифт использует все лучшее, что существовало в мировой сатирической литературе: от тончайшей иронии до грубейших ругательств!
Джонатан Свифт
Переходы из одной партийной группировки в другую, смена и окончательное формирование мировоззрения Свифта приводит все к более критическому взгляду на окружавшую его английскую действительность. В 1726 году выходит одно из самых выдающихся произведений мировой литературы «Путешествия Гулливера».
Государственный строй королевства лилипутов, показанный в первой части «Путешествий», конечно же, отражает устройство английского общества, а борьба партий остроконечников и тупоконечников (проблема заключалась в том, с какого конца разбивать яйцо перед едой…) отражает непримиримую борьбу вигов и тори в английском правительстве. Вторая часть книги – путешествие в Бробдингнег, страну великанов, тоже дает многочисленные поводы для высмеивания пороков общественного строя. Однако необходимо заметить, что первые части романа написаны скорей в юмористическом, чем критическом ключе. Но третья часть! Нетрудно назвать писателя озлобленным, если он выплескивает всю свою желчь уже на вполне конкретные личности, на отцов церкви, ученых, философов! Однако своего апогея сатира Свифта достигает в четвертой части «Путешествий…». Царство гуингнмов, разумных лошадей, установивших идеальный государственный строй, и йеху – неразумных человекообразных обезьян! Мир, который настолько понравился Гулливеру, что ему не хочется возвращаться к людям, и, все-таки вернувшись, он падает в обморок от поцелуя жены, внезапно приняв ее за одного из йеху! Эволюция мысли Свифта идет к горькой сатире, а наблюдения за тем, как англичане хозяйничают в родной писателю Ирландии, приводит его на грань умопомрачения…
Надо сказать, что в литературную эпоху Джонатана Свифта, несмотря на различие в формальном определении юмора и сатиры, жесткого разграничения их не было. Но уже Свифт видит в юморе не только игру мысли, игру слов, эстетическую игру в литературе, а гораздо больше – средство моральной проповеди.
Первые читатели открывали именно эту книгу…
Граница настоящей сатиры и юмора у автора «Путешествий Гулливера» прозрачна, все это служит у него, как это вообще было принято у английских просветителей, нравственному воспитанию человека. Кроме того, стоит сказать, что Свифт был одним из самых образованных людей своего времени: Рабле и Батлер, Сервантес и античные классики – все это настольные книги Свифта. Контраст «Дон-Кихота» превратился в комизм контрастов «Путешествий Гулливера»: великаны – лилипуты, люди – лошади, естественное и искусственное – все это, несмотря на явную назидательность и морализм совсем не уменьшает достоинств книги, которую с немалым интересом читают люди любого возраста, находя в ней то, что откликается в их сердцах и душах. А безобидный комизм ситуаций в первой части «Путешествий…» превращается в мрачноватую сатиру второй, «великанской» части книги, показывая блестящее мастерство Свифта во владении и этим литературным приемом. А комизм характеров? И тут Свифт прекрасен! Его сатира направлена против типов, а не против конкретных лиц, против характеров, а не против индивидуумов. «Я всегда ненавидел все нации, профессии и общества и всегда любил людей…» – это строки из письма Свифта другу, поэту Александру Поупу17.
Критика типов и критика политических и социальных учреждений тогдашней Англии – вот истинная вершина сатиры Д.Свифта! Это и нападки на высший свет, и на новых, наживающихся капиталистов, на «благородное общество» и историю Англии, на корыстолюбие и жадность, злобу и честолюбие. Сатира Свифта, двигаясь к конце великих путешествий Гулливера, становится злей, язвительней, грубей и даже циничней!
Художникам доставляло огромное удовольствие иллюстрировать книгу Свифта
Резюме: Джонатан Свифт – без сомнения, один из крупнейших писателей Европы XVIII столетия. Но и совершенно особый писатель, рядом с ним нельзя никого поставить: его реализм и необыкновенная фантастика, несмотря на всю их яркость, пессимистичны и мрачны. Его стиль ярок и нагляден, язык точен и прост, метафоры свежи и необычны. К сожалению, Свифт, сильнейший обличитель в литературе эпохи, не умел увидеть пути вперед, поэтому дорога его героев шла только назад, в патриархальные времена, в царство социальной утопии гуингнмов… И книга «Путешествия Гулливера» скоро отметит свое трехсотлетие, по- прежнему являясь одной из самых замечательных книг в мире, открыла целую литературу и новый язык, воспитала не одно поколение читателей и будет продолжать свое победное существование в веках.
Генри Филдинг
Одним из значительных представителей английского романа реализма мы считаем выдающегося сатирика Генри Филдинга (1707-1754). Основная часть литературной работы Филдинга приходится на 40-50 годы XVIII века – время социального расслоения Англии. Вероятно, именно поэтому в произведениях Г.Филдинга появляются герои из среды обездоленных, «четвертого сословия», людей, лишившихся собственных средств производства.
Филдинг, отпрыск старинного дворянского рода, быстро утративший связи со своей семьей, человек с авантюрной жилкой, автор пародий, комедий и фарсов, любитель поиздеваться над политикой и законодательством своей родины, издатель нескольких журнальчиков, владелец небольшого театрика, мировой судья – не правда ли, вполне занимательная биография, могущая уже сама послужить основой сюжета плутовского романа?
Филдинг пишет удивительно много, однако основными в его творчестве будем считать три романа: «Приключения Джозефа Эндрюса и его друга Авраама Адамса» (1742), «Джонатан Уайльд Великий» (1743), «История Тома Джонса – найденыша» (1749). Первый из этих романов – пародия на знаменитый роман С.Ричарсдсона «Памела» (см. далее). В ори8инальном романе, которым, кстати, зачитывался весь мир, героиня постоянно подвергается преследованиям со стороны мужчин, в пародии Филдинга девушка преследует парня…
Второй из названных выше романов – биография известного вора, бродяги, насильника – жанр, достаточно популярный в Европе XVIII века. Сатира Филдинга, его блестящая пародия на понятия добра и зла в Англии поднимается до самых высот обличения и язвительности: «…поистине, до тех пор, пока величие будет состоять во власти, гордости, наглости и причинении вреда человечеству, – говоря напрямик, пока великий человек и великий мошенник – синонимы, – до тех пор Уайльд не будет иметь соперников в величии…». Эти слова Филдинга точно характеризуют суть романа об известном мошеннике.
Скромная обложка знаменитой книги
Обложка прекрасной экранизации с Альбертом Финни в ролиТома Джонса
Безусловно, шедевром Генри Филдинга является история о найденыше Томе Джонсе, незаконнорожденном отпрыске богатого семейства, история, выписанная на фоне резких контрастов верхов и низов, роскоши и нищеты, добра и зла, порока и добродетели. История, наполненная такой шекспировской пестротой и силой характеров, что поднимается до шекспировской высоты! Однако, несмотря на проблески поистине гениального реализма и обличения, Филдинг еще остается типичным просветителем – вера в то, что с победой разума и других просветительских идеалов исчезнут все пороки, остается ведущей в его творчестве. Герой романа Том Джонс, нарисованный резкими красками, энергичный молодой человек, персонифицирует в себе черты строителей нового, однако многие его положительные качества не вытекают из внутренней сути личности, а являются лишь внешними проявлениями.
Резюме: Генри Филдинг, блестящий писатель и драматург, пародист и сатирик-обличитель, делает все же уступки тому самому обществу, которое он критиковал – особенно это проявилось в его последнем крупном произведении – романе «Амелия» (1751). Здесь уже чувствуется если и не влияние, то, по крайней мере, начало сентиментализма как будущего литературного направления в Европе.
Выйти из больничной палаты на воздух – вот характеристика, данная Кольриджем произведениям Филдинга! И «Том Джонс», прекраснейший образец художественной диалектики в литературе, сумел не только стать любимым романом нескольких поколений, но и дал новый путь исторического развития мирового романа.
Тобиас Смоллетт
Внук судьи, члена английского парламента Тобиас Смоллет (1721-1771) представлял собой несколько иной тип писателя-реалиста, писателя-сатирика. Не лишенный авантюрной жилки, с молодости сам заботящийся о себе, почти двадцать лет прослуживший корабельным врачом, переживший множество приключений, он описывает свою пеструю жизнь в одном из первых произведений, романе «Приключения Родерика Рэндома» (1748). Суровые нравы моряков, суровая действительность, простой язык, порой излишне натуралистичный, куча разнообразных сведений из области мореходства – все это приметы эпохи открытий и дальних плаваний, колонизаторства и авантюризма. Все приметы плутовского романа уже видны здесь, но, к счастью для многих читателей, в романе Смоллета уже нет такого морализаторства, как в «Робинзоне Крузо» Дефо.
Смоллет пробует себя в качестве романиста и драматурга, поэта и переводчика, книгоиздателя и торговца бумагой. Он переводит «Дон-Кихота» Сервантеса, сидит в долговой тюрьме, снова занимает деньги…
Замечательны произведения Смоллета тем, что практически все они не имеют четкого композиционного построения, скорей, это ряд сцен, картинок, глав, это лоскутное одеяло мысли и слова, однако яркому показу современной Смоллетту Англии это отнюдь не мешало.
В 1750 году Смоллет уже во Франции – собирает в самом Париже материал для нового романа – «Приключения Перегрина Пикля» (1751). В 1752 году выходит роман «Фердинанд», в 1760 – «Сэр Ланселот Гривс», в 1766 году он издает чудесное «Путешествие по Франции и Италии». 1769 год ознаменовался выходом романа «История и приключения атома» – едкая пародия на все английское общество середины XVIII века.
В 1771 году Смоллет публикует роман «Путешествие Гемфри Клинкера», дав в нем достаточно злую критику лондонской литературной жизни.
Уже после смерти Смоллетта становится известна его «Ода к независимости» – блестящее прославление освободительной борьбы в Северной Америке. Да, есть еще один увлекательный литературный факт: в 1795 году появляется памфлет, предсказывающий революцию в Америке, памфлет был подписан именем Смоллетта, однако определенного ответа историки литературы дать не могут…
А это первое издание «Приключений Родерика Рэндома»
Резюме: как Филдинг, так и Смоллет были блестящими сатириками в английской литературе, именно они были предшественниками Диккенса и Теккерея. Однако романы Смоллетта были проникнуты все же глубокой верой в частную собственность, предпринимательство, буржуазный разум. Изображение индивида в борьбе с природой или обществом – излюбленные ситуации книг Тобиаса Смоллетта, в этом, кстати, не сильно отличавшегося от своих предшественников. Выводы из его произведений ясны – справедливость в обществе может возникнуть как результат личной инициативы и созидающего труда, предприимчивости и индивидуализма.
§ 2. Английский сентиментализм. Лоуренс Стерн. Сэмуэль Ричардсон. Оливер Голдсмит
Английские философы XVIII века, выходцы из буржуазных семей, порождают новое учение – ассоциационизм, определившее градацию чувств: внизу располагаются радости и страдания, порождаемые ощущениями и воображением, в середине – сочувствие и симпатия, наверху – нравственные идеи. Все чувства ассоциированы между собой и держатся вокруг единого центра – симпатии. Люди должны постоянно упражнять симпатию в сочувственном созерцании человеческих страданий. Идеал добродетельного человека в литературе и искусстве начинает смещаться от героя, основывающего свои поступки на разуме в сторону того, кто руководствуется чувствами. Большинство литературных журналов пропагандирует добродетель как единственную возможную победительницу в борьбе с развратом аристократии. Против паразитизма и распущенности королевского двора выдвигается идеал труженика, честного и религиозного, заботящегося о семье и материальном благополучии. Место авантюрного романа занимает семейно-бытовой с его интимными переживаниями… Чувства обычного человека интересуют читателей все больше. Середина XVIII века – это время появления того направления в искусстве, которое получило название сентиментализм.18
Лоуренс Стерн
Наиболее яркой фигурой в английской сентиментальной литературе был, пожалуй, Лоуренс Стерн (17131768). Именно в его творчестве наиболее ярко отражается сознание практической невозможности человека осознать новый капитализирующийся мир, найти и осознать в нем себя как личность.
Первые иллюстрации к «Тристраму Шенди»
Ткань литературного произведения у Стерна разбивается на десятки и сотни рассказов, чудесных арабесок, собрав которые воедино, читатель и создаст сам свое субъективное единство контрастов и настроений героев. До самой крайности доходит Стерн в своем протесте против пережитков буржуазного общества и новых недостатков капитализма. Священнослужитель, изучавший богословие в Кембридже, затем пастор в деревне, известный острослов и юморист, уже с первого романа «Жизнь и убеждения Тристрама Шенди» (1759-1767) становится популярным среди читающей английской публики. Этот роман состоит из ряда рассказов, которые излагаются частью от лица Йорика (под которым подразумевается сам Стерн), частью от лица выдуманного героя Тристрама; все произведение в целом проникнуто оригинальною ученостью и представляет собою гениальные беспорядочные наброски. «Тристрам Шенди» выдержал много изданий и переведен на все европейские языки (русский перевод под заглавием «Жизнь и убеждения Тристрама Шенди» в 1890). Более стройно и определенно создана книга «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768), написанное после действительно совершенного им путешествия: это сочинение, по которому и получило название все «сентиментальное» направление в литературе, представляет собою изображение любовных похождений путешественника, чередующееся с изложением волнующих его чувств.
Сэмюэль Ричардсон
Однако наиболее ярко тенденции сентиментализма проявились в творчестве Сэмюэля Ричардсона (1689-1761), сына столяра, скромного ремесленника, помощника печатника, а затем и владельца типографии. В литературу Ричардсон вступает уже на пятидесятом году жизни и оставляет читателям три гигантских романа: «Памела» (1740), «Кларисса Гарлоу» (1749), «Грандисон» (1752). Гигантские? Это, наверное, еще скромно сказано! Каждый роман состоит из нескольких томов, а общий объем строк в них превышает миллион! Вероятно, нынешнему читателю эти книги покажутся невероятно скучными, но, выросшие из сочинений, посвященных умению составлять любовные письма, романы эти очень характерны для своего времени и неслучайно пользовались огромным успехом. Обратите внимание на заглавие одного из этих произведений: «Памела, или награжденная добродетель; ряд дружеских писем молодой прекрасной особы к своим родным, изданных с целью развития правил добродетели и религии в душе молодых людей обоего пола; сочинение это основано на истинном происшествии, дает приятное занятие уму разнообразием любопытных и трогательных приключений и вполне очищено от таких изображений, которые в большей части сочинений, написанных для простого развлечения, имеют целью только воспламенять сердце, вместо того, чтобы поучать его». Итак – огромный роман в письмах о Памеле, бедной и несчастной девушке, воплощающей в себе все буржуазные добродетели, и развратном аристократе, преследующем героиню! Попытки совратить Памелу не увенчались успехом. Победа на стороне героини, презренный насильник, убедившись, что нравственные устои Памелы непоколебимы, в конце романа женится на ней. Роман, где героиня, глубоко религиозная девушка, кроткое и смиренно существо, а затем верная жена и домохозяйка, изобилует бесконечными советами и нравоучениями, и часто эта перегруженность моральными сентенциями делает книгу просто неудобочитаемой, но – пять изданий лишь за первый же год выхода романа в свет – это говорит само за себя!
В романе о Клариссе победу все же одерживает не добродетель… Ловелас (имя нарицательно после выхода романа…), легкомысленный молодой аристократ, любитель приволокнуться за женщинами, пытается избавить героиню от ее семьи, где все злы и грубы. Кларисса верит Ловеласу, а тот, воспользовавшись ее простодушием, одурманивает и лишает чести. Героиня, так и не смогшая смириться с этим, заболевает и умирает, двоюродный брат убивает на дуэли Ловеласа… Рассказывают, что роман этот, выходящий частями, был настоящим событием в Англии, все ждали выпуска новой части, рассказывающей о болезни Клариссы, буквально все – от короля и министра до горожанина и купца – умоляли Ричардсона спасти несчастную героиню! Хотя тут же ходят истории о том, что книгу эту читали лишь старые девы… Но, и это чрезвычайно важно – Ричардсон показал нам трагедию «маленького человека», в этом, видимо, и состоит причина любви и успеха книги.
Оливер Голдсмит
Необходимо рассказать и о творчестве Оливера Голдсмита (1728-1774), сына бедного ирландского священника. Голдсмит учился в Дублинском университете, затем перепробовал огромное количество профессий: он был учителем и адвокатом, священником и врачом, однако на всех поприщах терпел неудачи… Кроме этого, будущему писателю пришлось бродить по дорогам Европы, сидеть в долговой тюрьме, подрабатывать на жизнь музыкантом (он неплохо играл на флейте). С 1756 года, возвратившись в Англию, Оливер Голдсмит служит корректором в издательстве, а затем и сам издает журнал «Пчела».
Первая книга Голдсмита – «Гражданин мира» (1759) представляет собой серию писем китайского философа, наблюдающего английское общество. Книга написана в духе просветительской литературы конца XVII – начала XVIII веков.
В 1764 году выходит поэма «Путешественник», книга, целиком написанная как произведение писателя-сентименталиста. Разочарование и тоска, одиночество и идеализация патриархальности – все это чередуется с описанием экономических отношений и нравов… В 1770 году появляется и наиболее известная в будущем поэма «Покинутая деревня», где автор с большой художественной силой и смелостью изображает процесс разорения деревни в начале промышленного переворота в Англии.
Однако самым значительным произведением Голдсмита принято считать его книгу «Вэйкфилдский священник» (1766). Простодушный, высокообразованный священник Примроз, чей деревенский семейный быт чрезвычайно идеализирован автором, является главным наблюдателем и обвинителем быта английской деревни, показанного с необыкновенной широтой. Роман сентиментален до крайности, однако политические вопросы, проблемы свободы человека занимают в нем свое достойное место (в одной из глав хозяин харчевни произносит речь в защиту свободы).
Деревенские идиллии Голдсмита, конечно же, были чистейшей иллюзией писателя, который не зовет к решительной борьбе, а надеется на милосердие и божественную справедливость. Автор «Вэйкфилдского священника» наивно верит, что честность и трудолюбие могут спасти крестьян от наступающего капитализма.
§ 3. Английская драма конца XVII – начала XVIII века
История английской драмы не проста – начало XVII века – это еще театр с шекспировскими традициями, это театр, где царила так называемая «комедия реставрации», уходящая своими корнями в постановки знаменитого «Глобуса».
Колли Сиббер
Одним из первых вступает в борьбу со старым театром Колли Сиббер (1671-1757), драматург, актер, поэт- лауреат, автор многочисленных комедий, как чрезвычайно популярных, так и вызвавших целую бурю пародий. Одна из самых популярных – комедия «Последние уловки любви» (1696). В ней изображаются галантные похождения неверного супруга Ловеласа, который в конце пьесы возвращается к жене, поскольку именно ее добродетель, страдания, чувствительность смогли вернуть развратника в лоно семьи. Эта сентиментальная комедия и дала пищу пародистам, авторов фарсов и пасквилей – призывы к женам воздействовать на испорченных мужчин показались критикам и зрителям смешными – но, критика критикой, а залы где шли комедии Сиббера «Беззаботный муж» (1705), «Последняя ставка женщин» (1707) и др. были всегда полны!
Джон Гей
Против комедии реставрации и итальянской оперы, царивших на сцене Англии в начале XVIII века выступает поэт и драматург Джон Гей (1685-1732), автор прославленной в веках «Оперы нищих» (1728). Рассматривая в ней проблемы добра и зла, Гей приходит к выводам: воры и разбойники делают, по сути, то же самое, что и министры с чиновниками! Без всякого стеснения автор издевается над разложившимся высшим светом, коррумпированным правительством. Бандиты прикрываются масками джентльменов, бандитская мораль, в сущности, оказывается государственной. В конце пьесы герой-бандит освобождается от виселицы и женится! Надо сказать, что «Опера нищих» Гея породила целую волну подобных произведений, создав, практически, новый жанр в драматургии.
Лондонский ювелир Джордж Лилло (1693-1739), совсем не профессиональный драматург, делает попытку утвердить на сцене Англии сентиментальную драму. Всего им создано семь пьес, пять – обработки известных произведений, две – оригинальные: это «Лондонский купец, или история Джорджа Барневиля» (1731) и «Роковое любопытство» (1736). Надо заметить, что «Лондонский купец…» стал просто образцом для создателей европейской драмы!
Сюжет драмы не сложен – перед нами заимствование из английской народной песенки о том, как куртизанка соблазняет молодого купца. Красотка Миллвуд завлекает в свои сети юного Барневиля, учит его жизни, заставляя привыкнуть к роскоши. Герой, совсем потеряв от любви рассудок, начинает воровать, доходит до убийства… В конце пьесы зритель слышит смертный приговор героям. Суть нашей пьесы – в резкой неприязни английского буржуа к аристократии. Популярность ее, несмотря на определенные драматургические недостатки, достигла популярности романов Ричардсона, а то, что написана она была не стихами, а обычной, будничной прозой, только привлекало к ней внимание простой публики.
Джордж Лилло
Отметим еще нескольких английских драматургов этой эпохи: Эдвард Мур (1712-1757), автор известной драмы «Игрок» (1753), герой которой, Беверли, попадает в руки шулера, проигрывает все состояние и кончает жизнь самоубийством. Мораль пьесы не далека от «Лондонского купца…»; Ричард Кемберленд (17321811) – сочинитель драм «Братья» (1769), «Еврей» (1794) и других пьес.
Но, пожалуй, наибольшей известности добился Ричард Шеридан (1751-1816), чьи комедии «Соперники» (1775) и «Школа злословия» (1777) до сих пор идут на мировых сценах. Это комедии-сатиры на дворянство и крупную буржуазию.
Ричард Шеридан
Резюме: английская комедия XVIII века строится на обличении лицемерия и разврата высшего общества страны. В качестве положительного идеала определяется крепкая буржуазная семья. Надо сказать, что все драматурги, о которых мы сказали, блестяще владели мастерством интриги, а язык их отличался ясностью и простотой. Все это позволило английской пьесе пользоваться заслуженным успехом во всем мире, хотя, как это ни грустно, после Шеридана начинается достаточно длительный период упадка английской буржуазной драмы.
§ 4. Английская поэзия. Александр Поуп. Джеймс Томсон. Эдвард Янг. Роберт Блэр. Уильям Коллинз. Уильям Коупер
Александр Поуп
Безусловным властителем дум в английской поэзии первой половины XVIII века был Александр Поуп (Поп, 1688-1744). Отец поэта – католик, купец, человек, много сил отдавший своему сыну – будущему поэту. Дело в том, что Поуп с детства страдал целым рядом заболеваний, отличался слабым здоровьем, был калекой. Образование получал дома, так как был католиком. Вырос Поуп в провинции, рано начал писать стихи в духе классицизма. Юношей Александр Поуп начинает переписываться со многими знаменитостями: Свифтом, Геем и др. впоследствии он переезжает в Лондон и очень быстро становится популярным, модным и любимым поэтом в Англии. О нем можно сказать несколькими словами: Поуп – последний представитель английского классицизма! Свое мировоззрение как поэта и философа он излагает в «Критическом опыте» (1711) и «Опыте о человеке» (1733-1734). Следуя за Буало, Поуп устанавливает ряд строгих поэтических правил, призывая следовать за античными писателями. Поуп переводит на английский язык Гомера, Горация и постоянно говорит об их важности в качестве образцов поэтического искусства. А свои многочисленные поэмы пишет именно в строгой классической форме: «Пасторали» (1709), «Виндзорский лес» (1713), «Дунсиада» (1728), «Сатиры» (1734-1735). Галантная поэма «Похищение локона» (1711-1712) пользовалась просто невероятным успехом у англичан. Поупу, конечно, свойственна утонченность и ясность, рационализм истинного классицизма, однако он сотрудничает и с таким явно тяготеющим к буржуазии журналом как «Зритель», пропагандирующим сентиментализм и тяготеющим к просвещению читающей публики. Но тут же заметим: морализаторство и чувствительность не были, конечно, главными чертами поэзии Александра Поупа.
Первым значительным представителем сентиментализма непосредственно в английской поэзии, вероятно, следует считать Джеймса Томсона (1700-1748), человека, чье творчество показывает уже решительный разрыв с аристократической культурой. В середине 1725 года Томсон приезжает из Шотландии в Англию в надежде найти покровителя и добиться литературной славы. В 1726 году он публикует поэму «Зима», затем в 1727 – «Лето», потом поэму «Весна» (1728), и поэму «Осень» в 1730.
Джеймс Томсон
Все поэмы, позже объединенные под названием «Времена года», написаны белым стихом. Эти произведения полны живописных картин природы и лирических излияний автора. Однако и социальные мотивы не чужды Томсону – в «Осени» он говорит о любви к угнетенным, в «Зиме» – о равнодушии богачей, разоряющих бедняков и жаждущих только развлечений. Томсон мечтает о счастье и равенстве для всех. Причем, пожалуй, его можно даже считать предшественником Руссо – Томсон выступает даже против убийства животных, являясь одним из первых теоретиков вегетарианства в Англии. И все же нельзя не заметить, что творчество Томсона противоречиво: чувствительность и рационализм переплетаются в его произведениях настолько причудливо, что, порой, достаточно трудно разобраться в авторской позиции. Вплетенные во «Времена года» дидактические мотивы напоминают назидательность Поупа, хотя само толкование природы как души Вселенной, созидательницы гармонии и порядка, приближается к трактовке просветителей. «Времена года» настолько прославили Томсона, что он становится своим при дворе, получает ряд государственных должностей, становится состоятельным человеком, а его последующие произведения приобретают сухость и дидактичность, такова гигантская, в три тысячи строк поэма «Свобода» (1736), где автор делает обзор мировой истории от самой древности до XVIII века, слагая, в общем-то, гимн Великобритании, владычицы морей… Один из современников поэта, вчитываясь во вдохновенные строки Томсона, посвященные свободе и свободолюбию, отметил, что в этой поэме «…похвалы свободе должны стать прибежищем для пауков и скопищем пыли…».
В 1748 году Томсон публикует поэму «Замок праздности». Поэма создана в духе пышных придворных од, наполнена вычурными определениями и архаизмами. В этом произведении главный герой – Праздность – погружает людей в сладкое оцепенение, заражает ленью весь мир, а рыцарь труда побеждает этого злого волшебника…
Заметим, что Томсон создал несколько произведений для театра, давным-давно, в принципе забытых, за исключением, пожалуй, лишь комедии «Альфред» (1740), ибо в ней была песнь «Правь, Британия», ставшая английским национальным гимном.
Эдвард Янг
Еще один видный представитель английского сентиментализма – Эдвард Янг (Юнг, 1681-1765). В 1759 году, этот последователь английских просветителей пишет знаменитый манифест, направленный против рационализма – «Об оригинальном». Анафеме предает автор ограничения и подражание, Буало и Поупа! Источником поэзии должно быть лишь чувство, творческий гений должен быть независим от любых теоретических предписаний. Гений творит свободно, примеры тому – творчество Гомера, Шекспира… Наука и разум тормозят и тиранизируют поэта, который черпает вдохновение из сердца и природы. «Природа – подруга правды». Можно сказать, что именно с призыва Янга учиться у Шекспира начинается и новое открытие, возрождение великого английского барда.
Среди художественных произведений Янга известны его «Ночные думы» (1742-1745). Человеческое бессмертие воспевается в лирических диалогах между поэтом и неким неверующим в Бога персонажем по имени Лоренцо. Поэма была создана в момент утраты близких автора (жены и дочери), отсюда и нежнейшая лирика ее строк, и жалобы «тоскующего сердца», и интимные переживания. Но… конечно, поэт XVIII века не обойдется без нравоучений и наставлений, дидактики и морализаторства.
Надо отметить, что «Ночные думы» породили одну из печальнейших тем в литературе – «кладбищенская поэзия» буквально становится болезнью века.
Уильям Коллинз
Шотландский священник и поэт Роберт Блэр(16991746) в 1743 году публикует поэму «Могила», где описывает сырые могильные своды, мраморные склепы т и полуразрушенную церковь, надгробные плиты и таинственные тени. Говоря о бренности земного бытия, поэт приходит к мысли, что смерть стирает все грани, здесь нет богатых и бедных, все равны… Целые серии картин этой поэмы пришли к нам из «Гамлета» и «Ромео и Джульетты».
Уильям Коллинз (1721-1759), проживший короткую поэтическую жизнь, в начале своего творческого пути еще подражает Александру Попу – таков сборник «Персидские эклоги» (1742), но уже в «Одах» (1747), переходя к свободному стиху, воспевает (в самой сентиментальной форме) природу, деревенские пейзажи. Эту книгу современник назвал «взлетом воображения, переступающего границы природы». Вот отрывок из оды Коллинза:
Спите, герои, внемля
Верной любви народной.
У весны, украшающей землю,
Пальцы в росе холодной.
Дёрн на могиле вашей
Всякой одежды краше.
Колокола рыдают,
Ваше трезвонят имя.
Песни о вас слагают
Звуками золотыми.
Серый придёт паломник
К вам; назовётся Честью.
Будет искать Свободу,
Чтоб помолиться вместе.
Томас Грей
Томас Грей (1716-1771) тоже начинал как писатель-классицист, однако во второй период своего творчества пишет элегии, из которых самая известная – «Элегия, написанная на сельском кладбище» (1745-1751) – переведена на многие языки мира (на русский переведена В.А.Жуковским) и повлияла на развитие «кладбищенской поэзии» в Европе.
Один из крупнейших лириков-сентименталистов – Уильям Коупер (Купер, 1731-1800), поэт, которому навеки наскучил город, и, поселившись в деревне, под влиянием психического заболевания, пишет чрезмерно сентиментальные стихи и поэмы. Первый его сборник – «Поэмы» – еще продолжает достигнутое А.Поупом, но уже последующие его произведения, написанные белым стихом и более близкие к томсоновским «Временам года», наполнены безмерной скорбью и страданием по поводу гибели цветов, листьев, насекомых… Стихотворение «Рабство» говорит о сочувствии автора к угнетенным. Коупер до конца жизни остается поэтом-мистиком, талантливым переводчиком Гомера и французских авторов, предшественником английского романтизма.
Уильям Коупер
Резюме: английская литература в целом к концу XVIII века выдвинула целый ряд проблем, в дальнейшем развитых многими европейскими литературами. Создание просветительской поэзии и драмы, нового романа, борьба с классицизмом – все это приходит в английскую литературу значительно раньше, утверждается здесь и оказывает большое влияние на литературу континента.