Глава III
Классицизм в Германии XVII – начала XVIII века
Тридцатилетняя война глазами очевидца
Тридцатилетняя война (1618-1648) нанесла глубочайшие раны Германской империи. В искусстве Германии первые зачатки возрождения и классицизма, связанные с борьбой против барокко, начинают проявляться довольно поздно. Движение за освобождение бюргерской культуры от гегемонии дворянства, выдвижение требований создания национальной культуры, борьба за объединение родины, распыленной на сотни маленьких государств – все это продвигалось с огромным трудом, на фоне восстановления страны и утверждения общенационального языка.
§ 1. Писатели-бюргеры. Поэзия и драматургия. Иоганн-Христофор Готшед
Новый немецкий классицизм, да во многом, и вся общественная, политическая мысль Германии складывалась под влиянием философии Вильгельма Готфрида Лейбница (1646-1716), стремившегося к тому самому обюргерованию и объединению разрозненной Германии. Лейбниц считал, что разум отнюдь не противоречит установлениям Библии, веротерпимость должна прийти в немецкий мир, философия – стать основой всей рассудочной деятельности.
Вильгельм Готфрид Лейбниц
Писатели-бюргеры начинают выступать против культивирования столь полюбившегося всем причудливо-изысканного барокко, опираясь при этом на труды Н.Буало, хотя, и это немаловажно, их произведения ничем не напоминают сочинения французских классицистов. Надо сказать, большинство германских правителей, а их было около трехсот, имели своих придворных поэтов, в подражание Версалю, и стихотворцы эти просто обязаны были писать как торжественные оды, так и сценарии обедов, празднеств, маскарадов и даже приемов иностранных послов! Правители отчаянно держались за свою провинциальную разобщенность, и поэты были вынуждены воспевать красоты мелкого княжества и удачную охоту, рождение сына и рождение щенка, хороший урожай и смерть дедушки…
Нам известны имена этих поэтов, история сохранила их: Ф.И. фон Каниц (1654-1699), автор подражательных сатир в духе Буало, И. фон Бесер (1654-1729), Б.Нейкирх (1655-1729) – сочинители стихотворений «на случай» и др. Мы помним их только в качестве тех литераторов, что участвовали, волей-неволей, в борьбе, если ее можно так назвать, против влияния барокко. Иоганн Кристоф Готшед (1700-1766), проживший долгую и насыщенную литературой и искусством жизнь, пожалуй, может считаться одним из значительных писателей своего времени. Одним из первых Готшед пытается найти собственный путь в немецкой литературе классицизма, обосновав его принципы именно на немецкой почве. Готшед организует целую литературную школу в Лейпциге, чьей целью было ниспровержение искусства барокко.
Иоганн Кристоф Готшед
Готшед – рационалист, и сам он не был ни великим мыслителем, ни достаточно видным писателем, однако его организаторские способности просто блестящи: «Немецкое общество», которое он создал и пытался превратить в Академию наподобие французской, сыграло определенную роль в создании немецкого литературного языка. А журналы «Der Biederman» («Честный человек») и др., в которые Готшед привлекал и женщин-поэтесс, научили немецкое общество по иному смотреть на права женщин. Журнал, издаваемый «Немецким обществом» с 1732 по 1744 год, был первым литературным журналом в Германии.
В 1729 году Готшед публикует огромный теоретический труд «Критическое поэтическое искусство». Надо заметить, что самостоятельного в этой работе опять-таки маловато. Смотрите – методы Буало, математика Вольфа, античные авторы – вот основа труда Готшеда.
Несколько странным сегодня может показаться утверждение автора, что писателем может стать лишь тот, кто обладает определенным запасом научных знаний! Все необъяснимое наукой, чудесное и загадочное, мистическое и сверхъестественное должно быть изгнано со страниц книг! Мистицизму барокко не место в немецкой литературе! Мильтона долой с полок читающих людей…Поэт должен быть трибуном и воспитателем. Главную роль в литературных произведениях Готшед отводит идейному содержанию, за образцы которого следует брать античных и французских авторов. Человеческие характеры необходимо наполнить страстью, добродетель должна восхваляться, а зло подвергаться неустанному бичеванию.
Готшед в своем труде дает нам и определении жанров, правда, практически не отступая от Буало. Однако любопытно, что Готшед с немецкой пунктуальность даже расписывает время действия драмы (3-4 часа), эпоса (один месяц) и пр. Реорганизация немецкого театра, по Готшеду, началась, конечно же, с похода против драм барокко. Созданный им Саксонский театр открывается постановкой корнелевского «Цинны». Переводя пьесы французских драматургов, Готшед значительно обогащает репертуар немецких театров и 1741 по 1745 издает шеститомный сборник «Немецкая сцена по правилам и примерам древних», где были напечатаны и переводы, и оригинальные пьесы Готшеда, и даже драмы его жены и приверженцев.
Среди оригинальных произведений Готшеда можно отметить драму 1732 года «Умирающий Катон», где герой изображался как идеал свободолюбия в духе античной философии Платона.
Резюме: несомненно одно – деятельность Готшеда по реформации немецкой литературы и немецкого театра, борьба против барокко, стремление приобщить германскую литературу к общеевропейской имели исторически прогрессивное значение. Однако снижение требований до просто просветительства и философии «здравого смысла» значительно преуменьшали значение его деятельности. Поэтому, фактически, Готшед становится защитником патриархальности, а его последователи и ученики показали это еще яснее. Полемика с Готшедом продолжается, достигая подлинно революционной высоты в трудах Лессинга.