Вы здесь

Всемирная история в изречениях и цитатах. В (К. В. Душенко, 2008)

В

ВАЗАРИ, Джорджо

(Vasari, Giorgio, 1511–1574),

итальянский живописец, архитектор,

историк искусства


1

Возрождение искусств. // La rinascita dell’arte.

«Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550), предисловие, XVIII

♦ Markiewicz, s. 427

ВАЙЦЗЕККЕР, Рихард фон

(Weizsäcker, Richard von, р. 1920),

один из лидеров ХДС, в 1984–1994 гг. президент ФРГ


2

Жить с[ядерной] бомбой.

Загл. серии статей в еженедельнике «Die Zeit»

(«Mit der Bombe leben», 1958)

♦ Gefl. Worte-01, S. 486

• «…жить с этой стеной» (Б-112).

ВАЛАЗЕ, Шарль

(Valazé, Charles, 1751–1793),

французский политик-жирондист


3

«Валазе, ты слабеешь?» – «Нет, я умираю!»

Диалог с Жаком Бриссо 30 окт. 1793 г., после объявления смертного приговора жирондистам. Выслушав приговор, Валазе закололся кинжалом в зале суда. Приведено в книге Альфонса де Ламартина «История жирондистов», ILVII, 16 (1847). ♦ Ламартин, 3:319.

ВАЛЛЕ, Жюль

(Vallès, Jules, 1833–1885),

французский писатель и публицист,

член Парижской коммуны


4

Смерть – не оправдание. // La mort n’est pas une excuse.

В окт. 1857 г. Валле написал крайне резкую статью о генерале Луи Кавеньяке, подавившим Июньское восстание 1848 г. в Париже. Ему сообщили, что Кавеньяк только что умер (20 окт.); Валле ответил: «Смерть – не оправдание». Об этом рассказала Каролина Реми (псевд: Северин) в газ. «Le Journal» 18 марта 1893 г.

Фраза приписывалась также члену Парижской коммуны Огюсту Верморелю (1841–1871). ♦ Guerlac, p. 236.

ВАНДЕРБИЛЬТ, Уильям

(Vanderbilt, William H., 1821–1885),

американский бизнесмен, железнодорожный магнат


К черту общественность! // The public be damned!

В ответ на вопрос журналиста, не противоречит ли интересам общественности закрытие убыточной железнодорожной линии. Цит. в «Нью-Йорк таймс» от 9 окт. 1882 г. В письме в «Нью-Йорк таймс» от 13 окт. Вандербильт отрицал подлинность этих слов, однако они были немедленно подхвачены прессой и вошли в поговорку. ♦ Shapiro, p. 787; Palmer, p. 225.

ВАШИНГТОН, Джордж

(Washington, George,

1732–1799), первый президент США (1789–1797)


5

Я не умею лгать, папа <…>. Это я срубил ее[вишню в саду] своим топориком.

Апокрифическое признание маленького Джорджа отцу. Эта история была сочинена Мейсоном Локом Уимсом (M. L. Weems, 1759–1825), автором книги «Жизнь Джорджа Вашингтона» (1808). ♦ Jay, p. 379; Американа, с. 1063.


6

Став солдатами, мы не перестаем быть гражданами.

Речь в провинциальном конгрессе Нью-Йорка 26 июня 1775 г., после назначения командующим Континентальной армией

♦ Spinrad, p. 33, 56

• «Каждый гражданин должен быть солдатом, и каждый солдат – гражданином» (Д-137).


7

Правильная для нас политика – избегать постоянных союзов с какой-либо частью остального мира.

Прощальное обращение к нации 17 сент. 1796 г.

♦ Jay, p. 379

• «…союзы, связывающие нам руки, – ни с кем» (Д-62); «У нас нет ни вечных союзников…» (П-5).

Флавий Ренат ВЕГЕЦИЙ

(Flavius Renatus Vegetius, конец IV – нач. V в.),

римский военный писатель


8

Кто хочет мира, пусть готовится к войне.

«Краткое изложение военного дела», III, вступление

♦ Греческие полиоркетики… – СПб., 1996, с. 211

Отсюда: «Хочешь мира – готовься к войне» («Si vis pacem, para bellum»).

Мысль восходит к более ранним источникам, напр.: «Если мы хотим пользоваться миром, приходится воевать» (Цицерон, «Филиппики», VII, 6, 19); «Мир рождается от войны» (Корнелий Непот, «Эпаминонд», 5, 4). ♦ Бабичев, с. 749; Корнелий Непот. О знаменитых иноземных полководцах. – М., 1992, с. 61.

• «Войны надо начинать с целью <…> жить в мире» (Ц-63).

ВЕЙЦМАН, Хаим

(Weizmann, Chaim, 1874–1952), британский химик, первый президент Израиля


9

Все народы можно разделить на две категории: тех, кто изгоняет евреев, и тех, кто не впускает евреев к себе.

В беседе с канадским политиком Леоном Крестолом (1940). ♦ politicalquotes.org/Quotedisplay.aspx?DocID=37416.


Я убежден, что о еврейском государстве будут судить по тому, как оно будет поступать с арабами.

«Испытания и ошибки», автобиография (1947, опубл.

в 1949 г.), гл. «Вызов» (заключительная)

♦ sant.ox.ac.uk/areastudies/lecturesarchive/Safieh.pdf

ВЕЛЛЕЙ ПАТЕРКУЛ

(Vellejus Paterculus, 20 до н. э. – ок. 31 н. э.),

римский историк


10

Наилучший на войне, наихудший в мирных условиях.

«Римская история», II, 11, 1 (о Гае Марии)

♦ Малые римские историки. – М., 1996, с. 29


11

Телом Помпей был мертв, но повсюду жило его имя.

Там же, LIV, 2

♦ Малые римские историки. – М., 1996, с. 54


12

Где они, там и республика.

Там же, LХII, 3

♦ Малые римские историки. – М., 1996, с. 59

О Кассии и Бруте, которые после убийства Цезаря были вынуждены покинуть Италию и отправиться в заморские провинции.

В трагедии Пьера Корнеля «Серторий» (1662), III, 1: «Уже не в Риме Рим: он там, где я» (слова Сертория). ♦ Boudet, p. 1019.

• «Где я, там и Германия» (М-27).

ВЕЛЛИНГТОН, Артур Уэлсли

(Wellington, Arthur, duke of, 1769–1852), герцог, британский фельдмаршал


13

Я надеюсь только на то, что противник, услышав их имена, ужаснется не меньше меня.

О британских генералах, в письме от 29 авг. 1810 г.

♦ Jay, p. 383

Это высказывание Веллингтон привел со ссылкой на лорда Филипа Честерфилда (1694–1773).


14

Пусть приходит ночь – или пруссаки!

Так будто бы воскликнул Веллингтон в конце битвы при Ватерлоо 18 июня 1815 г. На самом деле пруссаки прибыли уже в половине пятого, задолго до наступления ночи.

По другой версии, Веллингтон сказал перед битвой: «Наш план очень прост: пруссаки или ночь» (приведено в книге Ганса Дельбрюка «Жизнь фельдмаршала <…> фон Гнейзенау», 1882). ♦ Gefl. Worte-01, S. 415.


15

Величайшее несчастье, если не считать проигранного сражения, – это выигранное сражение.

Приведено в «Дневнике Фрэнсис, леди Шелли, 1787–1817». ♦ Jay, p. 385.


16

Битва гигантов.

О Ватерлоо. Приведено в «Воспоминаниях» С. Роджерса (1859). ♦ Клюкина, с. 207.

• «Война Гигантов закончилась…» (Ч-12а).


17

Битва при Ватерлоо была выиграна здесь[на спортивных площадках Итона].

Так будто бы сказал Веллингтон при осмотре крикетных площадок Итонского колледжа (ок. 1825 г.), согласно книге французского писателя и политика Шарля Монталамбера «О политическом будущем Англии» (1856). ♦ Stevenson, p. 2465; Jay, p. 384.

• «Битву при Садове выиграл прусский школьный учитель» (П-44).


18

Войти в Кабул нетрудно – гораздо труднее оттуда уйти.

Так будто бы сказал Веллингтон накануне первой англо-афганской войны (1838), согласно консерватору Питеру Тапселлу, который процитировал эту фразу в Палате общин 14 нояб. 2005 г. ♦ publications.parliament.uk/pa/cm200506/cmhansrd/vo051114/ debtext/51114-02.


18а

Для великой нации не бывает маленьких войн.

Речь в Палате лордов 16 янв. 1838 г.

♦ Palmer, p. 233


19

Печатайте – и будьте прокляты! // Publish and be damned.

Так будто бы сказал Веллингтон своей любовнице Гариетт Уилсон, вымогавшей у него деньги под угрозой публикации своих мемуаров (ок. 1825 г.). ♦ Jay, p. 384.

Этот апокриф заимствован из пьесы Дж. Б. Шоу «Профессия миссис Уоррен» (1898), д. I: «Вы слышали анекдот насчет писем герцога Веллингтона? <…> Железный герцог не выбросил на ветер пятьдесят фунтов, старик был не из таковских. Он просто-напросто написал: „Дорогая Дженни! Печатай, черт с тобой. Твой любящий Веллингтон“». ♦ Шоу, 1:257; Shapiro, p. 806.

Ср. также: «Publish or perish!» («Либо печатайся, либо подыхай!») – ироническое присловье преподавателей американских университетов (c 1960-х гг.). ♦ Markiewicz, s. 476.

Публий ВЕРГИЛИЙ

Марон

(Publius Vergilius Maro, 70–19 до н. э.), римский поэт


20

Рима сыны, владыки земли, облаченные в тогу!

«Энеида», I, 282

♦ Цит. по: Светоний, с.72; пер. М. Гаспарова


21

Твое же дело, римлянин: править народами. // Tu regere imperio populos, Romane.

«Энеида», VI, 847

♦ Цит. по: «Новое литературное обозрение»,

№ 29 (1998, № 1), с. 434; пер. М. Гаспарова

В пер. С. Ошерова: «Римлянин! Ты научись народами править державно – / В этом искусство твое! Налагать условия мира, / Милость покорным являть, и смирять войною надменных!» ♦ Бабичев, с. 244.

ВЕРНЬО, Пьер

(Vergniaud, Pierre Victurien, 1753–1793), французский политик, один из вождей жирондистов


22

Великие люди кажутся великими лишь потому, что мы стоим на коленях: так поднимемся же!

Девиз газеты «Революции Парижа» (выходила с 18 июля 1789 до 1792 г.), которую издавал Луи Прюдом, а редактировал Элизе Лустало. Это изречение приписывается Пьеру Верньо.

Но уже в 1652 г. участник Фронды Дюбок-Монтандре (Dubosc-Montandré) писал: «Великие лишь потому велики, что мы носим их на плечах» («Точка овала», памфлет). ♦ Guerlac, p. 269.


23

Отечество в опасности! // La patrie est en danger.

Лозунг, предложенный Законодательному собранию

2 июля 1792 г.

Декрет Законодательного собрания от 11 июля 1792 г. (опубл. 22 июля) начинался словами: «Граждане, отечество в опасности!» Под этим лозунгом шел набор добровольцев в революционную армию. ♦ Boudet, p. 882.


24

Пусть погибнет память о нас, лишь бы Франция была свободна!

Речь в Конвенте 17 сент. 1792 г. по поводу «сентябрьских убийств» в Париже

♦ Олар А. Ораторы революции. – М., 1908, т. 2, с. 222

Позднейшие цитаты: «Пусть будет забыто мое имя, лишь бы Франция была свободна!» (речь Ж. Дантона в Конвенте 10 марта 1793 г., в день учреждения Революционного трибунала); «Пусть погибнет память о нас, лишь бы восторжествовали наши идеи!» (речь Альфонса де Ламартина в Палате депутатов 10 янв. 1843 г.). ♦ Guerlac, p. 269; Oster, p. 456.

Этот оборот восходит к трагедии Антуана Мари Лемьера (A. M. Lemierre) «Вильгельм Телль» (1766): «Да сгинут наши имена, была б Швейцария свободной!» ♦ Benham, p. 754a; Guerlac, p. 268.


25

Революция, подобно Сатурну, пожирает своих детей.

Фраза появилась в печати не позднее 1800-х гг. ♦ Напр.: Toulongeon F.-E. Histoire de France, depuis la révolution de 1789. – Paris, 1803, t. 4, p. 189. С 1820-х гг. она стала цитироваться со ссылкой на Верньо.

Согласно Альфонсу де Ламартину, после учреждения в марте 1793 г. Революционного трибунала Верньо выступил перед жирондистами и заявил: «Теперь, граждане, позволительно опасаться, что революция, подобно Сатурну, начнет пожирать своих детей одного за другим» («История жирондистов», XXXVIII, 20) (1847). ♦ Gefl. Worte-01, S. 212; Ламартин, 3:96.

Бог Кронос (у римлян – Сатурн) проглатывал своих новорожденных детей, так как ему было предсказано, что один из них лишит его власти.

Тит Флавий ВЕСПАСИАН

(Titus Flavius Vespasianus, 9 – 79),

римский император с 69 г.


26

Деньги не пахнут.

«Тит упрекал отца[Веспасиана], что и нужники он обложил налогом; тот взял монету из первой прибыли, поднес к его носу и спросил, воняет ли она. „Нет“, – ответил Тит. „А ведь это деньги с мочи“, – сказал Веспасиан» (Светоний, «Божественный Веспасиан», 23, 3). ♦ Свет., с. 266.

Латинское выражение «Non olet» («Не пахнет») обычно связывается с этим историческим анекдотом, хотя в том же смысле использовалось и раньше (напр.: Цицерон, «Брут, или О знаменитых ораторах», 154). ♦ Kasper, S. 235.

У Ювенала: «Запах богатства хорош[Lucri bonus est odor], откуда бы он ни исходил» («Сатиры», XIV, 204–205). ♦ Markiewicz, s. 203.


27

Увы, кажется, я становлюсь богом.

Слова смертельно больного Веспасиана (Светоний, «Божественный Веспасиан», 23, 4). ♦ Свет., с. 266. Римских императоров после смерти обожествляли.


28

Император должен умереть стоя.

Больной Веспасиан «продолжал <…> заниматься государственными делами и, лежа в постели, даже принимал послов. Когда же его прослабило чуть не до смерти, он заявил, что император должен умереть стоя; и, пытаясь приподняться и выпрямиться, он скончался на руках поддерживавших его <…>» (24 июня 79 г.). (Светоний, «Божественный Веспасиан», 24, 1.) ♦ Свет., с. 267.

ВИВИАНИ, Рене

(Viviani, René, 1863–1925),

в 1914–1915 гг. премьер-министр Франции


29

Мобилизация – не война. // La mobilisation n’est pas guerre.

«Воззвание к стране» от 1 авг. 1914 г.

Это воззвание, расклеенное на стенах по всей Франции, было написано Вивиани; подписано им, президентом Р. Пуанкаре и министрами. Через два дня Германия объявила войну Франции. ♦ Boudet, p. 501.

ВИКЕНТИЙ ЛЕРИНСКИЙ

(Vincentius Lerinensis,? – ок. 450), монах с островов Лерна в Средиземном море (к югу от г. Канн),

один из отцов католической церкви


30

То, во что верили повсюду, всегда и все. // Quod ubique, quod semper, quod ab omnibus creditum est.

«Первое наставление», 2 (определение церковных догматов)

♦ Jones, p. 1045; Knowles, p. 793

Понятие «догмат» в значении «непреложная истина вероучения» введено Викентием.

ВИКТОРИЯ

(Victoria, 1819–1901),

королева Великобритании с 1837 г.


31

Нам нет дела до возможности поражения; такая возможность просто не существует.

Политику-консерватору А. Дж. Бальфуру в критический момент англо-бурской войны (дек. 1899 г.). ♦ Jay, p. 374.


32

Нам не смешно. // We are not amused.

Слова королевы за обедом в Виндзорском замке 2 янв. 1900 г., когда один из гостей рассказал не вполне приличную, по ее мнению, историю. Приведено в «Записках старой девы» Кэролайн Холланд (1919). ♦ Rees, p. 3; Клюкина, с. 201.

ВИЛЬГЕЛЬМ I

(Wilhelm I, 1797–1888),

прусский король с 1861 г.,

германский император с 1871 г.


32а

В Германии Пруссия должна совершать[только] моральные завоевания[moralische Eroberungen] путем введения у себя мудрого законодательства.

Речь в качестве принца-регента перед министрами Пруссии 8 нояб. 1858 г.

Эта речь знаменовала начало нового, более либерального курса (т. н. «новой эры»).

Те же слова Вильгельм повторил 17 авг. 1866 г. перед депутацией Ганноверского королевства, присоединенного к Пруссии после австро-прусской войны. ♦ Gefl. Worte-01, S. 441.


33

* Какой, с Божьей помощью, оборот!

Конец телеграммы от 2 сент. 1870 г., посланной королеве Августе из-под Седана, после взятия в плен французской армии вместе с Наполеоном III

Точный текст: «Какой, при руководстве Божием, поворот!» («Welch eine Wendung durch Gottes Führung»). ♦ Бабкин, 2:590; Ашукины, с. 279.


34

У меня уже не осталось времени на усталость.

8 марта 1888 г. (накануне смерти) – своей дочери, принцессе Луизе Баденской, сказавшей, что император устал и ему нужно отдохнуть от дел. Приведено в «Kölnische Zeitung» от 9 марта. ♦ Gefl. Worte-01, S. 467.

ВИЛЬГЕЛЬМ II

(Wilhelm II, 1859–1941),

император Германии в 1888–1918 гг.


35

Народу нужно оставить религию.

Надпись, сделанная Вильгельмом на Библии лютеранской церкви в г. Альтвассере (1870-е гг.). ♦ Займовский, с. 229.


36

Безродные субъекты. // Vaterlandslose Gesellen.

Излюбленное замечание Вильгельма по поводу социал-демократов. Вероятно, восходит к цитате из «Коммунистического манифеста» о пролетариях, которые «не имеют отечества» («haben kein Vaterland»). ♦ Duden, S. 481.


37

Курс остается старым, и вперед на всех парах!

Телеграмма графу Гёрцу от 22 марта 1890 г., после отставки О. фон Бисмарка

15 апр. рейхсканцлер Лео фон Каприви повторил: «Курс должен оставаться старым». На самом деле курс внешней и внутренней политики изменился, и очень скоро «старым курсом» стали называть политику Бисмарка, а «новым курсом» («der neue Kurs») – политику Вильгельма II. ♦ Gefl. Worte-01, S. 468.

Выражение «новый курс» вошло в международный политический язык. ♦ Цитаты из русской истории, с. 476.

• «New Deal» (Р-100).


38

Воля короля – высший закон. // Regis voluntas suprema lex (лат.).Запись в Золотой книге города Мюнхена (1891)

♦ Людвиг Э. Последний Гогенцоллерн. – М., 1991, с. 127

• «Благо народа – высший закон» (Ц-44); «Ибо такова наша воля» (Л-113); «Царь – одушевленный закон» (Ю-7).


39

У вас лишь один враг, и это мой враг. При нынешних социалистических происках может случиться, что я прикажу вам стрелять в ваших собственных родственников, братьев, даже родителей – от чего Боже сохрани, – но и тогда вы должны выполнять мои приказы беспрекословно.Речь перед новобранцами полка королевской гвардии

в Потсдаме 7 дек. 1891 г.

♦ Wilhelm II. Reden. – München, 1977, S. 56

Также: «Для меня любой социал-демократ – враг империи и отечества» (речь перед депутацией бастующих шахтеров 14 мая 1889 г.). ♦ Wilhelm II. Reden, S. 45.


40

Народы Европы, оберегайте ваше священнейшее достояние! // Völker Europas, wahret eure heiligsten Güter!

Надпись на аллегорическом рисунке (1895), где Будда изображался в виде идола, восседающего на престоле из крови и огня, а Россия и Германия стоят на страже как провозвестники Евангелия на Дальнем Востоке. Рисунок был исполнен Германом Кнакфуссом по эскизу Вильгельма II и широко растиражирован. ♦ Людвиг Э. Последний Гогенцоллерн. – М., 1991, с. 118; Gefl. Worte-01, S. 471.


41

Кровь – не вода. // Blut ist dicker als Wasser.

Старинная поговорка (букв.: «Кровь гуще, чем вода»), известная у многих европейских народов. С 1896 г. Вильгельм II часто повторял ее в своих речах, придав ей новый смысл: «племенное» родство между немцами и англичанами важнее, чем разделяющее их море. ♦ Gefl. Worte-01, S. 471.


42

Если когда-либо кто-либо попытается посягнуть на наши законные права, то я отвечу на это ударом бронированного кулака.

Речь 15 дек. 1897 г. в Киле при проводах брата, принца Генриха Гогенцоллерна

♦ Gefl. Worte-81, S. 565

Принц Генрих отправлялся с германской эскадрой в Китай, где были убиты два немецких миссионера.

Выражение «бронированный кулак» («Gepanzerter Faust») встречалось уже в 1848 г., в статье Густава Фрейтага (G. Freytag, 1816–1895), опубл. в газ. «Die Grenzboten». ♦ Markiewicz, s. 140.


43

Где раз немецкий орел захватил владение и запустил свои когти в землю, там земля становится немецкой и немецкой останется.

Речь 1 марта 1898 г. в Вильгельмсхафене перед матросами-новобранцами

♦ Wilhelm II. Reden. – München, 1977, S. 77; Рейснер М.

Вильгельм II и железная империя. – СПб., 1914, с. 85


44

Наше будущее лежит на воде (на морях).

Речь 23 сент. 1898 г. при освящении нового порта

в Штеттине

♦ Gefl. Worte-01, S. 472

Обычно цитируется: «Будущее Германии лежит на морях».

• «Будущее афинян на море» (Ф-12); «Господство на море <…> лучшая гарантия безопасности» (К-156).


45

Султан и 300 миллионов мусульман <…> могут быть уверены в том, что немецкий кайзер всегда будет их другом!

Ответная речь на приеме в Дамаске 8 нояб. 1898 г.

♦ Wilhelm II. Reden. – München, 1977, S. 81


46

Я согласен со своей женой. И знаете, что она говорит? Что не женское дело заниматься чем-либо, кроме четырех «К» <…>. Эти четыре «К» – Kinder, Kirche, Küche, Kleider[дети, церковь, кухня, одежда].

«Westminster Gazette», 17 авг. 1899 («Американские леди и император. Четыре „К“ императрицы»)

Так будто бы сказал Вильгельм II, принимая на своей яхте группу американок – сторонниц гражданского равноправия женщин. С этого времени выражение приписывается ему или его жене Августе Виктории. Но, по-видимому, возникло оно вне Германии – в Англии или США. ♦ Paletschek S. Kinder – Küche – Kirche // Deutsche Erinnerungsorte. – München, 2001,[Bd.] 2, S. 419–420, 714.

Более известно в форме «трех „К“»: «Kinder, Küche, Kirche» («Дети, кухня, церковь»),


47

Океанские волны бьют в ворота нашего дома, и, коль скоро великий народ желает утвердить свое место в мире, путь у нас лишь один: мировая политика.

Речь на обеде в Вильгельмсхафене 3 июля 1900 г.,

по случаю спуска на воду нового линкора

♦ Wilhelm II. Reden. – München, 1977, S. 88

«Мировая политика» («Weltpolitik») стала главнейшим лозунгом правления Вильгельма II.

В 1911 г. прусский генерал Фридрих фон Бернарди заявил: «Мировая держава или крушение[Weltmacht oder Niedergang]» (в кн. «Германия и следующая война», гл. 5). ♦ Stevenson, p. 1857.

• «Либо Германия будет мировой державой, либо ее вовсе не будет» (Г-74).


48

* Пощады не давать, пленных не брать. Действуйте вашим оружием так, чтобы и через тысячу лет ни один китаец не осмелился косо взглянуть на немца.

Речь 27 июля 1900 г. в Бремерхафене перед экспедиционным корпусом, отправлявшимся в Китай на подавление «боксерского» восстания

На самом деле император сказал: «Пощады[вам] не будут давать, пленных не будут брать». Однако во многих газетах было напечатано: «Пощады не давать, пленных не брать», и в этом виде цитата получила известность. ♦ Wilhelm II. Reden. – München, 1977, S. 91; Gefl. Worte-01, S. 472–473; также: Рейснер М. Вильгельм II и железная империя. – СПб., 1914, с. 89.


49

Генеральный штаб – это я!

Апокрифическое высказывание; его более ранний вариант: «В случае войны я сам – начальник Генерального штаба». Восходит к тексту карикатуры в журн. «Симплициссимус» (1905, № 41): «Граф, хотели бы вы стать начальником Генерального штаба, моим Мольтке?» – «Помилуйте, я чувствую себя слишком слабым для столь ответственного поста». – «И верно, <…> в случае войны я все сделаю сам». ♦ Hertslet, S. 237–238.

По другой версии, на маневрах 1900 г. император сказал: «Я не нуждаюсь ни в каком Генеральном штабе, я справлюсь один с моим адъютантом». ♦ Людвиг Э. Последний Гогенцоллерн. – М., 1991, с. 131.

• «Государство – это я» (Л-118).


50

Теперь или никогда!

Пометка на одном из дипломатических донесений 30 июня 1914 г., через два дня после убийства эрцгерцога Фердинанда в Сараеве. ♦ Людвиг Э. Последний Гогенцоллерн. – М., 1991, с. 183.

Согласно одной из версий, фраза «Теперь или никогда!» стала крылатой после битвы при Ватерлоо 18 июня 1815 г.; так будто бы воскликнул герцог Веллингтон в критический момент сражения. ♦ Займовский, с. 347. Однако в английских словарях цитат этой фразы нет.

По-итальянски («Oggi o mai!») эту фразу цитировал А. И. Герцен, как лозунг Джузеппе Мадзини (1805–1872). ♦ Бабкин, 2:180.

Латинское выражение «Nunc aut nunquam» («Теперь или никогда») восходит, вероятно, к Петронию: «Aut tunc, aut nunquam» – «Или тогда, или никогда» («Сатирикон», 44). ♦ Бабкин, 2:175; Петроний Арбитр. Сатирикон. – М.; Л., 1990, с. 95.


51

Для меня больше нет партий – есть только немцы.

Тронная речь в рейхстаге 4 авг. 1914 г.

♦ Gefl. Worte-01, S. 477

Еще раньше – в речи 31 июля 1914 г. с балкона королевского дворца в Берлине: «Для меня больше нет ни партий, ни вероисповеданий: сегодня все мы – немецкие братья, и только немецкие братья». ♦ Там же.


52

Вы будете дома прежде, чем листва облетит с деревьев.

Войскам, отправлявшимся на фронт в авг. 1914 г. (согласно книге Барбары Такман «Августовские пушки», 1962). ♦ Cohen, p. 403.

ВИЛЬМАНС, Карл

(Wilmanns, Carl, 1835–1897), берлинский муниципальный советник,

глава Немецкой консервативной партии


53

Золотой интернационал.

«Золотой интернационал и необходимость создания партии социальных реформ» (Берлин, 1876)

♦ Gefl. Worte-01, S. 463

Под «золотым интернационалом» имелся в виду международный финансовый капитал.

ВИЛЬСОН, Вудро

(Wilson, Woodrow, 1856–1924), президент США в 1913–1921 гг.


54

История свободы есть история сопротивления. История свободы есть история ограничения власти правительства.

Речь в нью-йоркском Клубе печати 9 сент. 1912 г.

♦ Jay, p. 391


55

Америка прежде всего! // America First.

Речь в Нью-Йорке 20 апр. 1915 г.

♦ Markiewicz, s. 445

Уже на выборах 1844 г. т. н. «Американская республиканская партия» выдвигала лозунг: «Остерегайтесь иностранного влияния! Наша страна прежде всего!» («Our country first!»). ♦ Slogans. – Detroit, 1984, p. 294. «See America First» («Заботься прежде всего об Америке!») – слоган железнодорожной компании «Great Northern Railway» («Великая Северная железная дорога») в поддержку создания Национального парка «Глейшер» в Скалистых горах (1910). ♦ A Dictionary of American Proverbs. – New York; Oxford, 1996, p. 17.

При президенте Уоррене Гардинге (1921–1923) в ходу была формула «Think of America First» («Думай прежде всего об Америке»). ♦ Американа, с. 25; Slogans. – Detroit, 1984, p. 273.

В 1940 г. был создан комитет «Америка прежде всего», боровшийся против вовлечения США во II мировую войну.


56

Есть люди, слишком гордые, чтобы драться; есть нации, которые чувствуют себя слишком правыми, чтобы доказывать силой свою правоту.

Речь в Филадельфии 10 мая 1915 г.

♦ Jay, p. 392

Вильсон в то время был против вступления США в мировую войну, несмотря на потопление немцами британского судна «Лузитания», среди пассажиров которого было много американцев.

• «Правота гораздо ценнее мира» (В-61).


57

Не следует убивать человека, решившего покончить жизнь самоубийством.

Из письма Б. Баруху (1916) – о своем неудачливом противнике в президентской избирательной кампании

♦ Safire, p. 592

Выражение «политическое самоубийство» существовало уже в середине ХIХ в.


58

Пусть это будет мир без победы.

Речь в сенате 22 янв. 1917 г. о принципах мира в Европе

♦ Jay, p. 392


59

Вооруженный нейтралитет в лучшем случае бесполезен.

Речь в Конгрессе 2 апр. 1917 г., незадолго до вступления США в мировую войну

♦ Jay, p. 392

Формула «вооруженный нейтралитет» нередко приписывается В. Вильсону, хотя появилась еще в ХVIII в. (Ан-107).


60

Мир должен стать надежным местом для демократии.

Речь в Конгрессе 4 апр. 1917 г. с объявлением о вступлении США в мировую войну

♦ Jay, p. 392


61

Правота гораздо ценнее мира.

Там же

♦ Jay, p. 392

• «Есть нации, которые чувствуют себя слишком правыми, чтобы доказывать силой свою правоту» (В-56).


62

Меня называют идеалистом. Да, поэтому-то я знаю, что я американец. Америка – единственная в мире нация идеалистов.

Речь в Су-Фоллсе (Южная Дакота) 8 сент. 1919 г.

♦ Palmer, p. 241

ВИЛЬСОН, Гарольд

(Wilson, Harold, 1916–1995), британский политик, премьер-министр


63

Все эти финансисты, все эти маленькие гномы в Цюрихе[gnomes of Zurich] и других финансовых центрах <…>.

Речь в британской Палате общин 12 нояб. 1956 г.

♦ Jay, p. 390

Отсюда: «Цюрихские гномы».

ВИЛЬСОН, Чарлз

(Wilson, Charles Erwin, 1890–1961), президент корпорации «Дженерал моторс»,

затем министр обороны США


64

Я привык считать: то, что хорошо для нашей страны, хорошо и для «Дженерал моторс», и наоборот. Это одно и то же.

15 янв. 1953 г. в сенатском комитете по военным делам, в ответ на вопрос, чьи интересы важнее для него как будущего министра обороны – страны или его фирмы. ♦ Jay, p. 389; Американа, с. 1072.

Отсюда: «Что хорошо для „Дженерал моторс“„, хорошо для Америки“.

ВИНДИШГРЕЦ, Альфред фон

(Windisch-Graetz, Alfred von, 1787–1862), австрийский фельдмаршал


65

Человек начинается только с барона.

Эти слова приписывались Виндишгрецу после взятия восставшей Вены (31 окт. 1848 г.), когда многие повстанцы были расстреляны. Фраза: «Человек у него начинается только с барона» – прозвучала в написанной тогда же комедии Иоганна Нестроя (1801–1862) «Свобода в Медвежьем углу», II, 7. ♦ Markiewicz, s. 299; Займовский, с. 375.

ВИНЬИ, Альфред де

(Vigny, Alfred de, 1797–1863), французский писатель


66

Армия – это нация внутри нации; это порок нашего времени.

«Неволя и величие солдата» (1830), I, 1

♦ Oster, p. 467

• «Армия – это Нация» (Н-23).

ВИРКЕР, Эрдман

(Wircker, Erdmann),

немецкий поэт


67

Афины на Шпрее. // Spree-Athen.

Так был назван Берлин в оде Виркера в честь прусского короля Фридриха I (1706). ♦ Gefl. Worte-81, S. 249.

ВИРТ, Карл Йозеф

(Wirth, Carl Joseph, 1879–1956), немецкий политик, в 1921–1922 гг. рейхсканцлер,

в 1930–1931 гг. министр внутренних дел


68

Враг стоит справа.

Речь в рейхстаге 25 июня 1922 г. в поддержку законопроекта «о защите республики»

Накануне был убит министр иностранных дел Вальтер Ратенау, подписавший мирный договор с Советской Россией в Раппало.

ВИРХОВ, Рудольф

(Virchow, Rudolf, 1821–1902), немецкий патолог и политик,

один из основателей (1861) и лидеров

Прогрессивной партии

(с 1884 г. – Партия свободомыслящих)


69

Борьба за культуру. // Kulturkampf.

В составленной Вирховым предвыборной платформе Прогрессивной партии от 23 марта 1873 г. выражалась готовность «поддержать правительство в борьбе, которая с каждым днем все в большей степени приобретает характер великой борьбы за культуру человечества». ♦ Gefl. Worte-01, S. 461–462.

Этот лозунг на деле означал поддержку стараний Бисмарка подчинить католическую церковь государству.

Авл ВИТЕЛЛИЙ

(Aulus Vitellius, 15–69),

римский полководец, в 69 г. император


70

Хорошо пахнет труп врага, а еще лучше – гражданина!

Слова Вителлия на поле сражения, усыпанном гниющими трупами, во время гражданской войны против Отона (69 г.) (Светоний, «Вителлий», 10, 3). ♦ Свет., с. 250. Отсюда позднейшее: «Труп врага всегда хорошо пахнет».

• «Запах[убитого] врага очень приятен» (К-45).

ВОЛЬТЕР

(Аруэ, Мари Франсуа)

(Voltaire, 1694–1778),

французский писатель, философ-просветитель


71

Северная Семирамида. // La Semiramis do Nord.

В «Истории Карла ХII» Вольтера (1731) так названа Маргарита Датская (Скандинавская) (1353–1412), королева Дании, Швеции и Норвегии. ♦ Вольтер. История Карла ХII <…> и Петра Великого… – СПб., 1999, с. 13.

В стихотворении 1744 (или 1745) г. Вольтер назвал «Северной Семирамидой» императрицу Елизавету Петровну; а затем – Екатерину II. ♦ Markiewicz, s. 431.


72

Когда читаешь вашу книгу, разбирает охота побегать на четвереньках.

Письмо к Ж. Ж. Руссо от 30 авг. 1755 г.

♦ Oster, p. 280

Имелось в виду «Рассуждение о начале и основаниях неравенства между людьми» (1775).


73

То, что именовалось <…> Священной Римской империей, не было ни священным, ни римским, ни империей.

«Опыт об обычаях и духе народов» (1756), гл. 70

♦ Oster, p. 276


74

Сокрушите гнусное[суеверие]! (Раздавите гадину!) // Écraser l’infâm[superstition].

Этими словами Вольтер нередко заканчивал свои письма к друзьям в 1759–1768 гг. (опасаясь перлюстрации – в сокращенной форме «Écr.l’inf» или «Écrlinf»). Имелась в виду христианская церковь как оплот суеверий и фанатизма.

Еще раньше – в приписываемой Вольтеру «Клятве пятидесяти» («Le sermon des cinquante», опубл. в 1753 г.): «Избавьте нас от любых суеверий, <…> упраздните эти позорные таинства[abolissez ces infâmes mystères]». ♦ pagesperso-orange.fr/dboudin/VOLTAIRE/ Sermon.htm.

Выражение «l’infâm» использовал Фридрих Великий в письмах к маркизу д’Аржану и к Вольтеру от 2 и 18 мая 1759 г. ♦ Gefl. Worte-01, S. 257.


75

Юридическое убийство (Судебное убийство). // Assassins juridique.

Письмо к Одиберу от 9 июля 1762 г.

♦ Вольтер. Бог и люди. – М., 1961, т. 2, с. 269

О казни в Тулузе (9 марта 1762 г.) гугенота Жана Каласа, обвиненного в сыноубийстве по религиозным мотивам. Повторено в других выступлениях Вольтера по поводу дела Каласа, а также во вступлении к книге «Опыт о вероятностях в делах правосудия» (1772). ♦ Вольтер. Избр. соч. по уголовному праву. – М., 1956, с. 163.

30 мая 1791 г., при обсуждении в Законодательном собрании проекта уголовного кодекса, М. Робеспьер назвал «юридическим убийством» смертную казнь как таковую. ♦ Робеспьер, 1:150.

В Германии выражение «юридическое убийство» («Justizmord») связывается обычно со статьей Августа Шлёцера (1735–1809) о казни в Швейцарии «колдуньи» Анны Гёльди («Reichs-Postreuter», 4 янв. 1783). ♦ Gefl. Worte-01, S. 436.


76

Когда чернь начинает рассуждать – все пропало.

Письмо к Этьену Дамилавилю от 1 апр. 1766 г.

♦ Oster, p. 281


77

Мне отвратительно то, что вы пишете, но я бы отдал жизнь за то, чтобы вы могли писать дальше.

Высказывание приводилось со ссылкой на письмо Вольтера к Франсуа Леришу от 6 фев. 1770 г. ♦ Markiewicz, s. 430. Цитируется также в форме: «Мне ненавистны ваши убеждения, но я готов отдать жизнь за ваше право высказывать их».

На самом деле это изречение появилось лишь в книге Эвлин Беатрис Хилл «Друзья Вольтера» (1906), опубликованной под псевд. С. Г. Таллентайр (S. G. Tallentyre), в следующей форме: «„Я не одобряю того, что вы говорите, но я ценой собственной жизни буду защищать ваше право говорить это“ – такой была теперь его позиция». Речь шла об отношении Вольтера к книге Гельвеция «Об уме», сожженной в 1759 г. ♦ Augard, p. 290; Knowles, p. 521.


78

Свет с Севера приходит в наши дни.

«Послание к императрице России Екатерине II» (1771)

♦ Guerlac, p. 103; Бабкин, 1:213

Еще раньше – в письме к Екатерине II от 27 фев. 1767 г.: «Придет время <…>, когда всякий свет будет исходить к нам с Севера». ♦ Вольтер и Екатерина II. – СПб., 1882, с. 16.


78а

Аруэ? Вольтер? Да есть ли у вас имя? – Мое имя мною начинается, а ваше – вами заканчивается! // <…> Mon nom, je le commence, et vous finissez le votre!

Ответ Вольтера графу Ги Огюсту Роган-Шабо (обычно именуемому «шевалье Роган-Шабо») 16 апр. 1726 г. в театре Комеди Франсез, в ложе актрисы Адриены де Лекуврер. Результатом ссоры стало двухнедельное заточение Вольтера в Бастилию и вынужденный отъезд из Франции. ♦ fr.wikipedia.org/wiki/Altercation_Voltaire-Rohan.

• «Мой род на мне начинается…» (И-23).


79

Контрабандный товар здесь только я.

Ответ таможенным досмотрщикам, которые на городской заставе Парижа спросили, не везут ли пассажиры кареты контрабандных товаров (10 фев. 1778 г., при возвращении Вольтера на родину). ♦ Державин К. Н. Вольтер. – М., 1946, с. 463.


80

Люби Бога и свободу.

Этими словами в фев. 1778 г. вернувшийся в Париж Вольтер благословил внука Бенджамина Франклина. ♦ Иванов Р. Ф. Франклин. – М., 1972, с. 214.

Девиз «Бог и свобода» приведен в письме Вольтера к его исповеднику аббату Готье, написанном в конце фев. 1778 г., за три месяца до смерти. ♦ Акимова А. Вольтер. – М., 1970, с. 435.


81

Сейчас не время наживать себе новых врагов.

Апокрифический ответ на предложение примириться с церковью перед смертью (май 1778 г.). ♦ Knowles, p. 798.

ВЫБИЦКИЙ, Юзеф

(Wybicki, Józef, 1747–1822), польский публицист и политик


82

* Не погибла еще Польша, / Пока мы живем. // Jeszcze Polska nie zginêa, / Póki my yjemy.

«Песнь польских легионов в Италии» (июль 1797 г.)

Первоначальный текст несколько отличался от позднейшего, появившегося в анонимной листовке 1806 г. В 1831 г. «Песнь польских легионов» получила название «Мазурка Домбровского»; в 1926 г. стала государственным гимном Польши. ♦ Markiewicz, s. 451.

• «Конец Польше» (К-174); «Ще не вмерла Украiна» (Ч-57).

ВЬЕННЕ, Жан

(Viennét, Jean Pons, 1777–1868), французский поэт и политик


83

Строгая законность нас убивает. // La légalité actuelle nous tue.

Речь в Палате депутатов 23 марта 1833 г.

♦ Guerlac, p. 278

Часто цитировалось: «Законность нас убивает».