А
Октавиан
АВГУСТ
(Octavianus Augustus, 63 до н. э. – 14 н. э.), римский император с 30 г. до н. э.
1
Измена мне мила, а изменники противны.
О фракийском царе Риметалке, перешедшем на сторону Октавиана в войне с Марком Антонием (32–31 гг. до н. э.) (Плутарх, «Изречения царей и полководцев», 91, 2). ♦ Плут.-99, с. 554.
Македонский царь Антигон I (? – 301 до н. э.), согласно Плутарху, говорил, что «любит тех, кто собирается предать, но ненавидит тех, кто уже предал» («Ромул», 17). ♦ Плут.-94, 1:34.
2
Квинтилий Вар, верни легионы! // Quintili Vare, legiones redde.
В 9 г. н. э., после гибели в Тевтобургском лесу (Германия) трех легионов во главе с Квинтилием Варом, Август, «говорят, <…> до того был сокрушен, что несколько месяцев подряд не стриг волос и бороды и не раз бился головою о косяк, восклицая: „Квинтилий Вар, верни легионы!“» (Светоний, «Божественный Август», 23, 2). ♦ Свет., с. 62.
3
Торопись медленно. // Festina lente (лат.).
Излюбленная поговорка Августа; у Светония дана в греческой форме («Божественный Август», 25, 4). ♦ Бабичев, с. 273.
4
Не слишком возмущайся, если кто-то говорит обо мне дурно: довольно и того, что никто не может нам сделать дурного.
В письме к своему наследнику Тиберию (Светоний, «Божественный Август», 51, 3). ♦ Свет., с. 78.
Персидский царь Артаксеркс, по преданию, велел передать спартанцу Эвклиду, который бывал с ним слишком дерзок: «Ты можешь что угодно говорить, но я-то могу не только говорить, а и делать» (Плутарх, «Артаксеркс», 5). ♦ Плут.-94, 2:507.
4а
Ловить рыбу на золотой крючок.
Согласно Светонию, Август «никогда не начинал сражения или войну, если не был уверен, что при победе выиграет больше, чем потеряет при поражении. Тех, кто домогается малых выгод ценой большой опасности, он сравнивал с рыболовом, который удит рыбу на золотой крючок: оторвись крючок – никакая добыча не возместит потери» («Божественный Август», 25, 4). ♦ Свет., с. 63.
5
Бедный римский народ, в какие он попадет медленные челюсти!
О Тиберии, после тайной беседы с ним (Светоний, «Тиберий», 21, 2). ♦ Свет., с. 115.
6
Я принял Рим кирпичным, а оставляю его мраморным.
«Он так отстроил город, что по праву гордился тем, что принял Рим кирпичным, а оставляет его мраморным» (Светоний, «Божественный Август», 28, 3). ♦ Свет., с. 65.
7
Как вам кажется, хорошо ли я сыграл комедию жизни?
Друзьям перед смертью, 19 авг. 14 г. н. э. (Светоний, «Божественный Август», 99, 1). ♦ Свет., с. 101.
7а
Ливия, помни, как жили мы вместе; живи и прощай!
Последние слова 19 авг. 14 г. н. э. (Светоний, «Божественный Август», 99). Ливия Друзилла – жена Августа. ♦ Свет., с. 101.
АВГУСТИН
Аврелий
(Augustinius Aurelius, 354–430), христианский богослов, епископ Гиппона (Карфагена)
8
Рим высказался, дело закончено.
Перефразированная цитата из проповеди Августина в Карфагене 23 сент. 417 г. по поводу «ереси пелагиан»: «По этому делу в апостольскую столицу уже посланы решения двух соборов <…>. Дело закончено[Causa finita est]» («Проповеди», 131, 10).
В 1720 г. появился стихотворный памфлет Ж. Виллара де Грекура (J. Willart de Grécourt) «Филотанус», направленный против буллы Климента ХI «Unigenitus», в которой осуждалось учение янсенизма. В памфлете говорилось: «Rome a parlé, l’affaire est terminéé» (франц.); отсюда окончательная латинская форма этого выражения: «Roma locuta, causa finita». ♦ Gefl. Worte-01, S. 365.
9
При отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки; так как и самые разбойничьи шайки что такое, как не государства в миниатюре?
«О Граде Божием» (412–427), IV, 4
♦ Отд. изд. – М., 1994, т. 1, с. 183
АВИНЭН, Жан Шарль
(Avinain, Jean Charles, 1798–1867), французский убийца
10
* Господа, никогда не сознавайтесь!
Традиционная версия слов Авинэна перед казнью (28 нояб. 1867 г.). Точная цитата: «Тех, кто сознается, никогда не оправдывают». Перед тем было отклонено прошение Авинэна о помиловании. ♦ Boudet, p. 92; Жиль, с. 364.
Луций Домиций АВРЕЛИАН
(Lucius Domicius Aurelianus, 214–275), римский император с 270 г.
11
Он родился не для того, чтобы жить, а для того, чтобы пить.
Об одном из своих полководцев (согласно «Писателям истории августов», ХХIХ, 14, 3). ♦ Властелины Рима, с. 316.
Марк
АВРЕЛИЙ
Антонин
(Marcus Aurelius Antoninus, 121–180), римский император с 161 г., философ-стоик
12
Город и отечество мне, Антонину, Рим, а мне, человеку, мир.«Размышления», VI, 44
♦ Отд. изд. – Л., 1985, с. 34
13
Справедливее мне следовать советам стольких столь опытных друзей, нежели стольким столь опытным друзьям повиноваться <…> воле одного человека.
Так будто бы говорил Марк Аврелий, объясняя, почему он собирает совет, прежде чем принять важное решение («Писатели истории августов», IV, 22, 4). ♦ Властелины Рима, с. 45.
14
Что вы плачете обо мне, а не думаете больше <…> об общей смерти?
За день до своей кончины, 16 марта 180 г. («Писатели истории августов», IV, 28, 4). ♦ Властелины Рима, с. 48. Под «общей смертью» имелась в виду разразившаяся тогда эпидемия «моровой язвы».
Секст
АВРЕЛИЙ ВИКТОР
(Sextus Aurelius Victor, II пол. IV в. н. э.), римский историк
15
Стыдно даже подумать, что подобный человек существовал, не то что был вершителем судеб народов.
«История Рима», II, 5, 4 (о Нероне)
♦ Римские историки IV века. – М., 1997, с. 82
АГЕСИЛАЙ II
(ок. 422 – ок. 353 до н. э.), царь Спарты с 401 г. до н. э., полководец и дипломат
16
Жители Малой Азии – никуда не годные свободные граждане, но как рабы они превосходны.
Приводится в «Изречениях спартанцев» Плутарха (1, 64). ♦ Плут.-99, с. 432.
АГИД II
(? – 402 до н. э.), царь Спарты с 427 г. до н. э.
17
Кто хочет повелевать многими, тот должен и со многими сражаться.
Перед битвой при Мантинее (418 до н. э.) против афинян и их союзников (Плутарх, «Изречения спартанцев», 58, 1). ♦ Плут.-99, с. 525.
18
Спартанцы о своих врагах спрашивают не сколько их, а где они.
Приводится в «Изречениях царей и полководцев» Плутарха (58, 1). ♦ Плут.-99, с. 525 (здесь: «Лакедемоняне <…> спрашивают…»).
19
Если так, то все идет своим порядком. В детстве я слышал от моего отца, что и в его время все перевернулось вверх дном.
Ответ старцу, который жаловался на то, что старые законы забыты и все в Спарте перевернулось вверх дном (Плутарх, «Изречения спартанцев», 5, 17). ♦ Плут.-99, с. 437.
АГРИППИНА МЛАДШАЯ
(Юлия Агриппина) (Julia Agrippina, 15–59), жена римского императора Клавдия, мать Нерона
20
Враг рода человеческого. // Hostis generis humanis.
О Нероне, согласно Плинию Старшему («Естественная история», VII, 8, 6). ♦ Бабичев, с. 332. В позднейшей христианской литературе «враг рода человеческого» – дьявол.
7 авг. 1793 г. французское Национальное собрание провозгласило «врагом рода человеческого» британского премьер-министра Уильяма Питта (младшего). ♦ Кутон Ж. Избр. произв., 1793–1794. – М., 1994, с. 77. Затем так называли Наполеона Бонапарта в странах антинаполеоновской коалиции.
• «Друг рода человеческого» (С-20); «Наследственный враг» (Ан-189).
АДАЛЬБЕР ДЕ ПЕРИГОР
(Adalbert de Périgord, Х в.), французский граф
21
«Кто сделал тебя графом?» – «А кто сделал тебя королем?».
Так, согласно «Хронике» Адемара де Шабанна, ответил в 987 г. Адальбер на письменное требование нового короля Гуго Капета снять осаду города Тура. ♦ Boudet, p. 1012.
Гуго Капета, основателя династии Капетингов, незадолго до этого провозгласили королем пэры Франции.
АДАМС, Джон
(старший) (Adams, John, 1735–1826), один из «отцов-основателей» США, в 1797–1801 гг. президент
22
Правление законов, а не людей. // A government of laws, and not of men.
«Бостон газетт», 1774, № 7
♦ Knowles, p. 3
Еще раньше в трактате английского публициста Джеймса Харрингтона (J. Harrington, 1611–1677) «Республика Океании» (1656), ч. I: «Республика[a commonwealth] есть правление[empire] законов, а не людей». ♦ Shapiro, p. 342.
В 1780 г. это положение вошло в преамбулу Конституции штата Массачусетс: «…законодательная, исполнительная и судебная власти будут разделены, с тем чтобы это было правление законов, а не людей». ♦ Safire, p. 293.
• «Наша великая республика управляется законами, а не людьми» (Ф-49).
АДАМС, Джон Куинси
(Adams, John Quincy, 1767–1848), президент США, сын Джона Адамса (старшего)
23
Помните о ваших предках! Думайте о ваших потомках!
Речь в Плимуте 22 дек. 1802 г.
♦ Knowles, p. 3
Цитата-предшественник: «Идя в бой, думайте о предках и о потомках ваших!» – слова вождя британцев Калгака перед сражением с римлянами летом 83 г., согласно Тациту («Жизнеописание Юлия Агриколы», 32). ♦ Stevenson, p. 1838.
24
Пусть нашей стране всегда сопутствует успех; но с успехом или без него, пусть она всегда будет правой.
Письмо к Джону Адамсу (старшему) от 1 авг. 1816 г.
♦ Knowles, p. 3
• «Права она или нет, это наша страна» (Д-32).
АДАМС, Джеймс Траслоу
(Adams, James Truslow, 1878–1949), американский историк
25
…Американская мечта о стране, где жизнь каждого человека будет лучше, богаче и полнее, где у каждого будет возможность получить то, чего он заслуживает.
«Эпопея Америки» (1931), эпилог
♦ Adams J. T. The Epic of America. – Boston, 1931, p. 404
«Американская мечта» («American Dream») – одно из ключевых понятий этой историко-эссеистической книги и, по-видимому, впервые появилось именно здесь.
• «У меня есть мечта» (К-116).
АДЕНАУЭР, Конрад
(Adenauer, Konrad, 1876–1967), немецкий политик, христианский демократ, в 1949–1963 гг. канцлер ФРГ
25а
Азия стоит на Эльбе.
Письмо к эмигрировавшему в США социал-демократу Вильгельму Золльману, март 1946 г.
♦ Loth W. Der Weg nach Europa. – Göttingen, 1991, S. 42
Имелись в виду советские оккупационные войска. Цитируется также в форме: «За Эльбой начинается Азия», «Восточнее Эльбы начинаются азиатские степи» и т. д.
Ср. также: «За Вислой начинается Сибирь» – из книги Астольфа де Кюстина «Россия в 1839 году» (1843), письмо ХI. ♦ Отд. изд. – М., 2000, т. 1, с. 218.
АДОРНО, Теодор
(Adorno, Theodor, 1903–1969), немецкий философ и музыкальный критик
26
Писать стихи после Освенцима – варварство.
«Критика культуры и общество» (1951)
♦ John, p. 38
Часто цитируется в форме: «Как можно писать стихи после Освенцима?» (вариант: «Как можно сочинять музыку после Освенцима?»).
Публий Элий АДРИАН
(Publius Aelius Hadrianus, 76 – 138), римский император с 117 г.
27
Я умираю от помощи слишком многих врачей.
Приведено в книге Корнелия Агриппы (1486–1535) «О недостоверности и тщетности наук» (гл. 83), а также в «Опытах» Мишеля Монтеня (1580–1588), кн. II, гл. 37. ♦ См.: Монтень М. Опыты. – М., 1979, т. 1, с. 682.
Приписывалось также Александру Македонскому. ♦ Markiewicz, s. 129.
Цитируется также в форме: «Тысяча врачей погубили меня», «Тысяча врачей погубили царя» («Turba medicorum regem perdidit») и т. д. Перефразировка: «Я умираю от сотни хороших симптомов» – приписывается английскому поэту Александру Попу (1668–1744). ♦ Knowles, p. 587.
АЙКЕН, Джордж
(Aiken, George, 1892–1984), американский сенатор
28
* Объявите о победе и выводите войска // Declare victory and retreat (Claim victory and get out).
Т.н. «вариант Айкена» («Aiken solution») – перефразированная цитата из его речи в Сенате 19 окт. 1966 г.: «Соединенные Штаты вполне могли бы односторонне заявить, что эта стадия Вьетнамской войны завершена – что мы „победили“ в том смысле, что наши вооруженные силы контролируют большую часть территории и никакой потенциальный враг не имеет возможности установить свою власть в Южном Вьетнаме». ♦ Shapiro, p. 12.
АЙША
(Айкса) (XV в.), мать последнего правителя Гранадского эмирата Боабдиля (Абу-Абдаллаха)
29
Пусть оплакивает, как женщина, то, чего не сумел защитить как мужчина!
Так будто бы сказала Айша о сыне, заплакавшем после падения Гранады (2 янв. 1492 г.). ♦ Boudet, p. 922; Альтимира-и-Кревеа Р. История Испании. – М., 1951, т. 1, с. 425.
Раннее упоминание об этой легенде – в «Повести о Сегри и Абенсеррахах, мавританских рыцарях из Гранады» (1595) Хинеса Переса де Иты. ♦ Борхес Х. Л. Соч. в 3 т. – М., 1997, т. 1, с. 551.
АКВАВИВА, Клаудио
(Aquaviva, Claudio, 1543–1615), итальянец, генерал ордена иезуитов
30
Будем тверды в достижении цели и мягки в способах ее достижения.
«Наставления к излечению болезней души» (Венеция, 1606), 2, 1 (на лат. яз.)
♦ Бабичев, с. 284; Markiewicz, s. 22
Отсюда: «По существу дела – твердо, по способам – мягко» («Fortiter in re, suaviter in modo», лат.). Эта формула появилась, по-видимому, под влиянием латинского перевода «Книги премудрости Соломона», 8:1. ♦ Gefl. Worte-01, S. 372.
АКТОН (Эктон), Джон
(Acton, John, 1834–1902), британский историк
31
Власть имеет свойство развращать, а абсолютная власть развращает абсолютно.
Письмо к епископу Манделлу Крейтону от 3 апр. 1887 г.
♦ Knowles, p. 1
Обычно цитируется: «Власть развращает…». Восходит к высказыванию Уильяма Питта (старшего): «Власть имеет свойство развращать умы тех, кто ею обладает» (речь в Палате лордов 9 янв. 1770 г.). ♦ Knowles, p. 576.
АЛЕКСАНДЕР, Гаролд
(Александер Тунисский) (Alexander, Harold, 1891–1969), британский военачальник, с 1944 г. фельдмаршал
32
Боюсь, война теперь скоро кончится, но все хорошее рано или поздно кончается, так что не стоит роптать.
В письме к матери с фронта в 1917 г.
♦ Тоурас, с. 130
АЛЕКСАНДР I
(1777–1825), российский император с 1801 г.
33
Наполеон или я, я или он, но вместе мы не можем царствовать.
Генерал-адъютанту А. Ф. Мишо 8 сент. 1812 г. в Петербурге (согласно письму графа Мишо к А. И. Михайловскому-Данилевскому, июль 1819 г.). ♦ Шильдер Н. К. Император Александр I… – СПб., 1905, т. 3, с. 112, 510; в оригинале по-французски.
Другие мемуаристы датируют эту фразу иначе. ♦ Цитаты из русской истории, с. 17.
34
Европа должна нынче же ночевать в Париже.
30 марта 1814 г. – флигель-адъютанту полковнику Михаилу Орлову, отправлявшемуся на переговоры о сдаче Парижа. Фраза приведена в воспоминаниях Орлова. ♦ Орлов М. Ф. Капитуляция Парижа. – М., 1963, с. 7.
35
Я пришел бы к вам раньше, но меня задержала храбрость ваших солдат.
31 марта 1814 г., в ответ на возгласы парижан: «Мы уже давно ждали вашего прибытия». ♦ Богданович М. И. История царствования императора Александра I. – СПб., 1869, ч. 4, с. 508; Шильдер Н. К. Император Александр I… – СПб., 1905, т. 3, с. 212.
36
Бурбоны, не исправившиеся и неисправимые. // …Non corrigés et incorrigibles.
В салоне Жермены де Сталь, после восстановления династии Бурбонов во Франции (1814). ♦ Шильдер Н. К. Император Александр I… – СПб., 1905, т. 3, с. 231.
• «Они ничего не забыли и ничему не научились» (Д-142).
АЛЕКСАНДР II
(1818–1881), российский император с 1855 г.
37
«Берлинский трактат есть самая черная страница в моей служебной карьере». – «И в моей тоже».
Первая фраза – из записки канцлера А. М. Горчакова Александру II по возвращении с Берлинского конгресса 1878 г.; вторая приписана на полях императором. ♦ «Русская старина», 1883, № 10, с. 179 («Князь Александр Михайлович Горчаков в его рассказах из прошлого», ХХVI).
38
Со мною посмели заговорить о Польше!
Своим приближенным, после беседы с Наполеоном III в Штутгарте 25 сент. 1857 г. ♦ Татищев С. С. Император Александр II… – М., 1996, т. 1, с. 271; Заблоцкий-Десятовский А. Ф. Граф П. Д. Киселев и его время. – СПб., 1883, т. 3, с. 38.
АЛЕКСАНДР III
(1845–1894), российский император с 1881 г.
39
За моего единственного друга, князя Николая Черногорского.
Тост, произнесенный вскоре после расторжения союзных отношений с Германией (ок. 1890 г.). ♦ Витте С. Ю. Воспоминания. – М., 1960, т. 3, с. 75, 619.
40
Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать.
Апокрифический ответ «одному министру, который настаивал в Гатчине, чтобы Александр III немедленно принял посла какой-то великой державы» (согласно «Воспоминаниям» вел. князя Александра Михайловича). ♦ Отд. изд. – М., 2001, с. 169 (кн. I, гл. 11).
Возможно, это – видоизмененная фраза, которая еще раньше приписывалась канцлеру А. М. Горчакову (1798–1883): «Когда я говорю с русским народом, посол Великобритании может подождать». Так будто бы ответил Горчаков, беседовавший со старообрядцами, на просьбу британского посла об аудиенции. ♦ Бушуев С. К. А. М. Горчаков. – М., 1945, т. 2, с. 42.
АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ
(Александр Великий) (356–323 до н. э.), царь Македонии, полководец
41
* Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно.
Приводится у Плутарха («Александр», 8). ♦ Плут.-94, 2:120.
Филипп II Македонский – отец Александра, Аристотель – его наставник в юности.
42
Отец не оставит мне ничего, что я мог бы завоевать!
Согласно Плутарху, при известии об очередной победе Филиппа II Македонского, юный Александр говорил своим сверстникам: «Мальчики, отец успеет захватить все, так что мне с вами не удастся совершить ничего великого и блестящего» («Александр», 5). ♦ Плут-94, 2:118.
43
Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном.
Так, по Плутарху, сказал Александр при встрече с Диогеном Синопским перед походом на Персию («Александр», 8). ♦ Плут.-94, 2:124.
44
«Что же, царь, оставляешь ты себе?» – «Надежды!»
Ответ Александра, щедро одарившего своих друзей перед походом на Персию, своему полководцу Пердикке (Плутарх, «Александр», 15). ♦ Плут.-94, 2:124.
45
Я считаю Ахилла счастливцем, потому что при жизни он имел преданного друга, а после смерти – великого глашатая своей славы.
В Илионе на могиле Ахилла, в начале похода на Персию (334 до н. э.) (Плутарх, «Александр», 15). ♦ Плут.-94, 2:124.
У Цицерона: «О счастливый юноша, ты, который нашел в лице Гомера глашатая своей доблести!» (речь в защиту поэта Архия, 10, 24). ♦ Цицерон-93, 1:40.
46
«Будь я Александром, я бы принял эти условия». – «Я сделал бы так же, будь я Парменионом».
В разговоре со своим полководцем Парменионом о мирных предложениях царя Дария (ок. 331 г. до н. э.) (Плутарх, «Александр», 29). ♦ Плут.-94, 2:135.
47
Не может быть двух солнц на небе и двух владык на земле.
Согласно Плутарху, Александр ответил Дарию, который перед битвой у Гавгамел (331 до н. э.) предложил разделить с ним свою державу: «Как над землею не бывать двум солнцам, так над Азиею двум царям» («Изречения царей и полководцев», 26, 11). ♦ Плут.-99, с. 507.
У Курция Руфа: «Мир не может управляться двумя солнцами и вместить два величайших царства при неприкосновенности земель» («История Александра Македонского», IV, 11). ♦ Отд. изд. – М., 1993, с. 73.
• «И не воссияет солнце над <…> страной, сопредельной с нашей» (К-189).
48
Я не краду победу.
Перед битвой у Гавгамел (331 до н. э.), в ответ на предложение Пармениона напасть на персов ночью (Плутарх, «Александр», 31). ♦ Плут.-94, 2:137.
У Арриана: «Стыдно Александру красть победу» («Поход Александра», III, 10, 2). ♦ Арриан, с. 118.
49
О афиняне, знаете ли вы, каким опасностям я подвергаюсь, чтобы заслужить ваше одобрение?
В походе на Индию (327–326 до н. э.), при переходе через реку Гидапс во время грозы и бури (Плутарх, «Александр», 60). ♦ Плут.-94, 2:155.
50
Во вселенной бессчетное множество миров, а мы еще и одного не завоевали!
Так будто бы воскликнул Александр во время похода на Индию, впервые услышав о множественности миров. Приведено в трактате Плутарха «О безмятежности духа». ♦ Stevenson, p. 52.
Ср. также у Сенеки: «Александр <…> принялся изучать геометрию – несчастный! – только с тем, чтобы узнать, как мала земля, чью ничтожную часть он захватил» («Нравственные письма к Луцилию», 91, 17). ♦ Отд. изд. – М., 1977, с. 211.
51
Я бодрствовал затем, чтобы вы могли спокойно спать.
В речи перед македонскими воинами в Опиде (город на р. Тигр) в 324 г. до н. э., согласно Арриану («Поход Александра», VII, 9, 9). ♦ Арриан, с. 227.
52
Войны зависят от славы, и часто та ложь, которой поверили, становится истиной.
В ответ на упреки в том, что он позволил себя обожествить (Курций Руф, «История Александра Македонского», VIII, 8, 15). ♦ Отд. изд. – М., 1993, с. 184.
53
Участь царей – делать хорошее, а слышать дурное.
Как изречение Александра приводится у Плутарха («Изречения царей и полководцев», 26, 32). ♦ Плут.-99, с. 510. У Диогена Лаэртского (VI, 1, 3) приписано кинику Антисфену (ок. 455 – ок. 360 до н. э.). ♦ Диог. Лаэр., с. 235.
54
Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд.
Приводится у Плутарха («Александр», 40). ♦ Плут.-94, 2:143.
55
Вижу, что будет великое состязание над моей могилой.
Слова Александра незадолго до смерти (323 до н. э.), согласно Арриану («Поход Александра», VII, 26, 2). ♦ Арриан, с. 244.
У Плутарха: «Вижу: великие будут жертвы над моей могилою!» («Изречения царей и полководцев», 26, 33). ♦ Плут.-99, с. 510.
56
Наилучшему (Достойнейшему).
Перед смертью, в ответ на вопрос, кому он оставляет свое царство (Арриан, «Поход Александра», VII, 26, 2). ♦ Арриан, с. 244; также: Курций Руф. История Александра Македонского. – М., 1993, с. 372.
Впоследствии «Достойнейшему» приводилось как последнее слово Петра I.
АЛЕКСАНДР СЕВЕР
(Alexander Severus, 208–235), римский император с 222 г.
57
Кто покупает[должности], тот неизбежно и продает.
Согласно «Писателям истории августов», XVIII, 49, 1. ♦ Властелины Рима, с. 173.
Высказывание Аристотеля: «Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее прибыль» («Политика», II, 8, 7, 1273b). ♦ Аристотель, 4:439.
АЛИ, Мухаммед
(Клей, Кассиус) (Ali, Muhammad (Clay, Cassius), р. 1942), американский боксер
57а
У меня нет никакой ссоры с Вьетконгом. Еще ни один вьетконговец не назвал меня ниггером.
30 апр. 1967 г., в ответ на вопрос журналистов, почему он отказался служить в армии. ♦ History in Quotations, p. 886.
АЛКИВИАД
(ок. 450–404 до н. э.), афинский политик и полководец
58
Я хочу, чтобы афиняне болтали именно об этом.
Согласно Плутарху, «у Алкивиада была собака, <…> которая обошлась ему в семьдесят мин, и он приказал отрубить ей хвост, служивший животному главным украшением. Друзья <…> рассказывали Алкивиаду, что все жалеют собаку и бранят хозяина, но тот лишь улыбнулся в ответ и сказал: „…Я хочу <…>, чтобы афиняне болтали именно об этом, – иначе как бы они не сказали обо мне чего-нибудь похуже!“» («Алкивиад», 9). ♦ Плут.-94, 1:248.
Отсюда: «собака Алкивиада».
59
Нелепо спасаться от приговора, когда можно спастись от суда.
Так будто бы сказал Алкивиад, когда его вызвали на суд в Афины, а он скрылся бегством (Плутарх, «Изречения царей и полководцев», 42, 5). ♦ Плут.-99, с. 519.
60
Покажем им, что мы еще живы!
В 415 г. до н. э., «прослышав, что его с товарищами приговорили к смерти, он воскликнул: „Так покажем им, что мы еще живы!“ – и, перейдя на сторону лакедемонян, он поднял против афинян Декелейскую войну» (Плутарх, «Изречения царей и полководцев», 42, 7). ♦ Плут.-99, с. 519.
61
Если как враг я причинил вам столько бед, то я могу быть полезным другом.
Спартанцам в 415 г. до н. э. (Фукидид, VI, 92, 4). ♦ Фукидид, с. 304.
АЛКУИН
(Alcuin, 735? – 804), англосаксонский богослов и ученый, действовал при дворе франкского короля Карла Великого
61а
…В землях франков, возможно, будут созданы новые Афины, и даже еще более великолепные.
Письмо к Карлу Великому (март 799 г.)
♦ Palmer, p. 3
62
Мы не должны слушать тех, кто говорит: «Глас народа – глас Божий», ибо непостоянство толпы всегда граничит с безумием.
Письмо к Карлу Великому (ок. 800 г.)
♦ Gefl. Worte-01, S. 304
Выражение «Глас народа – глас Божий» («Vox populi, vox Dei», лат.) встречается здесь впервые.
Гомер называл «народную молву» «вестницей Зевса» («Илиада», II, 94). По Гесиоду, «молва, звучащая из уст многих, <…> сама есть некое божество» («Труды и дни», 763–764). У Сенеки Старшего: «Речь народа священна» («Sacra populi lingva est») («Контроверсии», I, 1, 10). ♦ Бабичев, с. 877–878.
В Ветхом Завете: «…они[старейшины Израиля] сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. <…> И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1-я Царств 8:6–7). Окончательная форма выражения восходит к латинскому переводу Библии (Исайя, 66:6); в синодальном переводе: «…Шум из города, голос из храма, голос Господа». ♦ Kasper, S. 62.
АЛЬБА, Фердинанд Альварес де
(Alba, Ferdinand Alvarez de, 1508–1582), испанский герцог, полководец
63
Я смирял железных людей, что мне стоит усмирить этих маслоделов?
Так будто бы сказал Альба после назначения командующим в Нидерландах, охваченных восстанием (1567). ♦ Jones, p. 11.
АЛЬКЬЕ, Шарль
(Alquier, Charles Jean Marie, 1752–1826), французский юрист и политик, в 1793 г. член Комитета общественного спасения
64
Анакреон Гильотины.
О Бертране Барере (1755–1841), члене Комитета общественного спасения. ♦ Tulard, p. 560. В своих докладах Конвенту Барер «прикрашивал зловещие постановления, точно набрасывая багровые цветы на кровь» (Альфонс де Ламартин, «История жирондистов», LIX, 2) (1847). ♦ Ламартин, 4:193.
АЛЬФОНС Х Мудрый
(Alfonso X, 1221–1284), король Кастилии и Леона с 1252 г.
65
Если бы Бог назначил меня в свой Совет при сотворении мира, Вселенная была бы проще и упорядоченнее.
Апокрифическое замечание по поводу астрономической системы Птолемея. ♦ Boudet, p. 314. В таком виде приведено у Т. Карлейля («История Фридриха Великого», 1858–1865). Раннее упоминание – во «Всеобщей хронике Испании» (1344) Педро де Барселоса (Pedro de Barcelos). ♦ Shapiro, p. 13.
Вариант: «Случись мне присутствовать при Творении, я бы дал несколько полезных советов по части лучшего устройства Вселенной». ♦ Knowles, p. 11.
АМАЛЬРИК, Арно
(Арно-Амори) (Amalric, Arnaud (Arnaud-Amaury),? – 1225), французский священник, папский легат во время крестового похода на альбигойцев
66
Убивайте их всех, [на том свете] Господь узнает своих!
Ответ на вопрос, как отличить еретиков от истинных католиков (22 июля 1209 г., перед штурмом крепости Безье на юге Франции). Приведено в «Беседе о чудесах» Цезария Гайстербахского (ок. 1233), V, 21. ♦ Boudet, p. 1187–1189; Jones, p. 35.
• «Республика узнает своих по ту сторону эшафота» (Р-63).
АМАТНИЕК, Кэти
(Amatniek, Kathie; затем: Kathie Sarachild (дочь Сары), американская феминистка
66а
В сестринстве сила! // Sisterhood is powerful.
Листовка общества «Нью-йоркские радикальные женщины» («New York Radical Women») от 15 янв. 1968 г.
♦ Shapiro, p. 18
• «Все люди – сестры» (Ан-17).
АНАКСАГОР Клазоменский
(ок. 500 – ок. 428 до н. э.), афинский философ и ученый
67
«Ты лишился общества афинян». – «Нет, это они лишились моего общества».
Ответ Анаксагора, изгнанного из Афин по обвинению в безбожии (согласно Диогену Лаэртскому, II, 10). ♦ Диог. Лаэр., с. 106.
68
В преисподнюю путь отовсюду один и тот же.
Ответ умирающего в изгнании Анаксагора друзьям, которые спрашивали, не перенести ли его тело на родину (Цицерон, «Тускуланские беседы», I, 43, 104). ♦ Цицерон-00, с. 245.
Также у Диогена Лаэртского, II, 11: «Спуск в Аид отовсюду одинаков». ♦ Диог. Лаэр., с. 106.
АНДРАШИ, Дьюла
(Юлиус) (Andrassy, Gyula (Julius), 1823–1890), граф, министр иностранных дел Австро-Венгрии
69
Политика от случая к случаю. // Politik von Fall zu Fall (нем.).
В мае 1876 г. представители Австро-Венгрии и Германии встретились в Берлине для согласования своей политики в Восточном вопросе. После встречи Андраши заявил, что стороны решили не брать на себя никаких обязательств, а договариваться по мере развития событий, «от случая к случаю». Оппозиционная пресса окрестила «политикой от случая к случаю» всю политику Андраши. ♦ Gefl. Worte-26, S. 585.
АНДРИЁ, Франсуа Жан
(Andrieux, François-Guillaume-Jean-Stanislas, 1759–1833), французский юрист и писатель, в 1800–1802 гг. президент Трибуната
69а
Опираться можно только на то, что оказывает сопротивление. // On ne s’appuie que sur ce qui résiste.
В разговоре с Наполеоном Бонапартом (1801): «Гражданин Консул, вы член Отделения механики[Французского института] и знаете, что опираться можно только на то, что оказывает сопротивление». Приведено в предисловии Ш. Розана к «Избранным сочинениям» Андриё (1878). ♦ Boudet, p. 70; Maloux, p. 232.
Трибунат (законосовещательный орган, созданный Наполеоном) нередко подвергал критике законопроекты правительства.
АННА АВСТРИЙСКАЯ
(Anne d’Austriche, 1601–1666), французская королева, жена Людовика XIII
70
Моя награда – не в моей короне. // Mon prix n’est pas dans ma couronne.
Девиз Анны – регентши при малолетнем Людовике XIV в 1643–1651 гг. ♦ Oster, p. 84.
АНТИГОН I
(Одноглазый) (? – 301 до н. э.), царь Македонии с 306 г. до н. э.
71
Неправда, и это отлично знаем я да тот раб, что выносит мой ночной горшок.
Поэту Гермодоту, который в своих стихах назвал Антигона «сыном Солнца» (Плутарх, «Изречения царей и полководцев», 28, 7). ♦ Плут.-99, с. 511.
• «…быть героем <…> в глазах своего камердинера» (К-72).
72
Царская власть – почетное рабство.
«Антигон, заметив, что его сын самовластен и дерзок в обращении с подданными, сказал: „Разве ты не знаешь, мальчик, что наша с тобой власть – почетное рабство?“» (Элиан, «Пестрые рассказы», II, 20). ♦ Отд. изд. – М.; Л., 1963, с. 22.
«Почетным рабством» («a situation of dignified slavery») называл должность президента США Эндрю Джексон, занимавший этот пост в 1829–1837 гг. ♦ Safire, p. 419.
73
Какого я лишился зрителя!
При известии о смерти философа-стоика Зенона Китийского, ок. 264 г. до н. э. (Диоген Лаэртский, VII, 1, 15). ♦ Диог. Лаэр., с. 273.
АНТИГОН II
Гонат
(319–239 до н. э.), царь Македонии с 283 г. до н. э.
74
А скольких кораблей, по-твоему, стою я сам?
Перед морским боем при Андросе (245 до н. э.), в ответ на замечание кормчего, что у врагов кораблей больше (Плутарх, «Изречения царей и полководцев», 30, 2; также: «Пелопид», 2). ♦ Плут.-99, с. 513; Плут.-94, 2:319.
• «50 тысяч человек и я – это 150 тысяч» (Н-66).
АНТИГОН III
Досон
(263–221 до н. э.), царь Македонии с 229 г. до н. э.
75
Пусть боги хранят меня от друзей, с врагами я как-нибудь справлюсь.
Согласно немецкому филологу Иоганну Манлию, Антигон велел жрецу принести жертву, чтобы бог уберег его от друзей; а на вопрос, почему же не от врагов, ответил: «От врагов я уберегусь и сам, но не от друзей» («Собрание общих мест», 1562). ♦ Gefl. Worte-01, S. 383. Это изречение приписывалось и другим историческим лицам.
Высказывание Алкмеона Кротонского (V в. до н. э.): «Врага остеречься легче, чем друга» («О природе», фрагм. 5). ♦ Лебедев А. В. Фрагменты ранних греческих философов. – М., 1989, с. 273. Тацит писал: «У кого нет врагов, того губят друзья» («История», I, 2). ♦ Тацит, с. 524.
АНТИСФЕН
из Афин
(ок. 455 – ок. 360 до н. э.), философ, основатель школы киников
76
С политикой следует обращаться как с огнем: не подходить слишком близко, чтобы не обжечься, и не очень удаляться, чтобы не замерзнуть.
Приводится в антологии Стобея, XV, 28. ♦ Антология кинизма. – М., 1996, с. 97.
АНТОНИН ПИЙ
(Antoninus Pius, 86 – 161), римский император с 138 г.
76а
Дозвольте ему быть человеком; ведь ни философия, ни императорская власть не лишают человека способности чувствовать.
Своим приближенным, считавшим, что приемный сын императора Марк (будущий император Марк Аврелий) не должен выказывать свои чувства, оплакивая смерть своего воспитателя («Писатели истории августов», III, 10, 5). ♦ Властелины Рима, с. 31.
АНТРЕГ, Луи де
(Antraigues, Louis de, 1753–1812), граф, ультрароялист
77
Я буду Маратом контрреволюции, я отрублю сто тысяч голов.
Высказывание конца 1795 г., в разгар полемики с умеренным монархистом, графом Франсуа Монлозье: «Монлозье находит меня неумолимым; он прав; я буду Маратом контрреволюции, я отрублю сто тысяч голов, и первой – его собственную». ♦ Montlosier F. Souvenirs d’un émigré. – Paris, 1951, p. 297.
• «…отрубить двадцать тысяч[голов]» (М-41).
АПРЕМОН, де, граф д’Oртез
(Apremont, H. de, vicomte d’Orthez), французский военачальник
78
Государь, я нашел лишь добрых граждан и храбрых солдат, но ни одного палача.
Так будто бы ответил д’Апремон в авг. 1572 г. на письменный приказ Карла IX истребить гугенотов в г. Байонн (Гаскония).
Этот ответ – вероятно, вымышленный, – приведен во «Всеобщей истории» Агриппы д’Обинье (1616–1620), II, 1, 5. ♦ Fournier, p. 206–212.
АРЖАНСОН, Рене Луи де
(Рене Луи де Вуайе, маркиз д’Аржансон) (René Louis de Voyer, marquis d’Argenson, 1694–1757), французский государственный деятель, в 1744–1747 гг. министр иностранных дел
79
«Но ведь мне надо жить!» – «Не вижу необходимости».
Первую фразу произнес в свое оправдание аббат-литератор Гюйо Дефонтен (G. Desfontaines), написавший памфлет на д’Аржансона, «своего друга и благодетеля» (согласно предисловию Вольтера к драме «Альзир», 1736 г.). ♦ Guerlac, p. 215.
АРИОВИСТ
(Ariovistus, I в. до н. э.), вождь («царь») галльского племени свебов
80
Право войны позволяет победителям распоряжаться с побежденными, как им угодно.
Ответ, переданный в 58 г. до н. э. Юлию Цезарю (согласно его «Запискам о Галльской войне», I, 36). ♦ Записки Юлия Цезаря… – М., 1993, с. 26.
АРИСТИД
(ок. 540–467 до н. э.), афинский полководец, прозванный «Справедливым»
81
Поистине подобает полководцу иметь чистые руки.
Замечание афинскому стратегу Фемистоклу (Плутарх, «Аристид», 24). ♦ Плут.-94, 1:380.
Также: «У стратега должны быть чистыми не только руки, но и глаза» («Перикл», 8 – как высказывание Перикла). ♦ Плут.-94, 1:181.
АРИСТОТЕЛЬ
(384–322 до н. э.), древнегреческий философ
82
Раб – некая одушевленная собственность.
«Политика», I, 2, 4, 1253b
♦ Аристотель, 4:381
Также в «Никомаховой этике», VIII, 13, 1161b: «Раб – одушевленное орудие, а орудие – неодушевленный раб». ♦ Аристотель, 4:236.
83
Одни люди по своей природе свободны, другие – рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо.
«Политика», I, 2, 15, 1255a
♦ Аристотель, 4:384
Здесь – как одно из двух мнений о рабстве; «правы в некотором отношении и те, кто утверждает противное».
АРМСТРОНГ, Нил
(Armstrong, Neil Alden, р. 1930), командир американского космического корабля «Аполло-11»
84
Это маленький шаг одного человека, но гигантский шаг человечества.
Слова, которые Армстронг произнес, ступив на поверхность Луны 21 июля 1969 г. ♦ Augard, p. 13.
АРНДТ, Эрнст Мориц
(Arndt, Ernst Moritz, 1769–1860), немецкий поэт, публицист, историк
84а
Рейн – немецкая река, а не граница Германии.
Загл. публицистического сочинения («Der Rhein, Deutschlands Strom, aber nicht Deutschlands Grenze», 1813)
Эти слова выбиты на памятнике Арндту в Бонне. ♦ Gefl. Worte-01, S. 175.
АРНИМ-БОЙЦЕНБУРГ, Адольф
(Arnim-Boytzenburg, Adolf Heinrich, 1803–1868), граф, в 1848 г. глава правительства Пруссии
85
* Правительство всегда должно опережать события на один шаг.
Речь в соединенном прусском ландтаге 2 апр. 1848 г.
♦ Gefl. Worte-77, S. 256
• «…не следовать за событиями, а предупреждать их» (Д-45).
АРНУ, Софи
(Arnould, Sophie, 1740–1802), французская оперная певица
86
О, это было чудесное время; я была так несчастна!
О своей первой любви, в разговоре с поэтом Клодом Рюльером (ок. 1785 г.). Эту фразу Рюльер (C. de Rulhière, 1734–1791) привел в своем «Послании к г-же де Ша…», со ссылкой на «одну знаменитую актрису»: «Oh! c’était le bon temps; j’étais bien malheureuse!» ♦ Oster, p. 351; Stevenson, p. 1952.
АРРИЯ
(Старшая) (Arria,? – 42), жена римского сенатора Цецины Пета (Пэта)
87
Пет, не больно. // Paete, non dolet.
В 42 г. был казнен Марк Скрибониан, составивший заговор против императора Клавдия; та же участь ожидала Пета, причастного к заговору. Тогда Аррия нанесла себе смертельный удар кинжалом и со словами «Пет, не больно» протянула кинжал мужу (Плиний Младший, «Письма», III, 16, 3). ♦ Отд. изд. – М., 1982, с. 55.
АРХЕСТРАТ
(V–IV вв. до н. э.), афинский стратег
88
Двух Алкивиадов Греция не вынесла бы.
Приведено у Плутарха («Алкивиад», 16). ♦ Плут.-94, 1:252.
АРХИДАМ III
(400–338 до н. э.), царь Спарты с 360 г. до н. э.
89
У войны пайков нету.
Ответ союзникам Спарты в Пелопоннесской войне, которые потребовали определить их точные взносы (Плутарх, «Изречения царей и полководцев», 56). ♦ Плут.-99, с. 525.
90
Следует думать <…> о том, чтобы там, где придется сражаться, быть сильнее противника.
Во время войны греков с Филиппом II Македонским (340–338 до н. э.) (Плутарх, «Изречения спартанцев», 20, 4). ♦ Плут.-99, с. 443.
91
Если ты, царь, измеришь свою тень, то обнаружишь, что она не стала больше, чем была до победы.
Ответ на надменное письмо Филиппа II Македонского, победившего греков при Херонее (338 до н. э.) (Плутарх, «Изречения спартанцев», 20, 1). ♦ Плут.-99, с. 443.
92
Великий Геракл! вот и конец воинским доблестям.
Так будто бы воскликнул Архидам, увидев стрелу катапульты, только что изобретенной в Сицилии. (Плутарх, «Изречения царей и полководцев», 61). ♦ Плут.-99, с. 525.
АРХИЙ Беотийский
(? – 379 до н. э.), фиванский олигарх и военачальник
93
Важные дела – до завтра.
Получив за обедом письмо с предупреждением о заговоре, Архий отложил его в сторону со словами: «Важные дела – до завтра». В ту же ночь он был убит (Корнелий Непот, «Пелопид», 3, 3; Плутарх, «Застольные беседы», I, 3, 1; Плутарх, «Пелопид», 10). ♦ Gefl. Worte-01, S. 106; Плут.-99, с. 53; Плут.-94, 1:324.
По Светонию, Юлий Цезарь, направляясь в сенат в день своего убийства, получил по дороге записку с сообщением о заговоре, но «присоединил ее к другим запискам, <…> собираясь прочесть» («Божественный Юлий», 81, 4). Отсюда – латинское выражение «Cras legam» («Я прочту это завтра»). ♦ Свет., с. 4; Kasper, S. 62.
АРХИМЕД из Сиракуз
(ок. 287–212 до н. э.), древнегреческий ученый
94
Эврика! («Heureka!», греч.) // Я нашел!
Так, согласно римскому архитектору I в. до н. э. Ветрувию, воскликнул Архимед, открыв закон удельных весов (Ветрувий, «Об архитектуре», IV, 3).
По другой версии, с этим криком Архимед побежал голым из купальни домой, чтобы проверить только что им открытый основной закон гидростатики («закон Архимеда»): тело, погруженное в жидкость, теряет в весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость. ♦ Gefl. Worte-01, S. 381.
95
Дай мне где стать, и я сдвину Землю.
В таком виде приведено у Паппия Александрийского («Математическая библиотека», VIII, 11) (III в. н. э.).
В версии Плутарха: «Будь в моем распоряжении другая земля, на которую можно было бы встать, я сдвинул бы с места нашу» («Марцелл», 14). ♦ Плут.-94, 1:348.
Отсюда: «Дайте мне точку опоры, и я переверну землю».
96
Не трогай моих кругов! (Не прикасайся к моим чертежам!) // Noli turbare[или: tangere] circulos meos (лат.).
По преданию, после взятия Сиракуз (212 до н. э.) Архимед среди общего смятения был поглощен изучением чертежа, нарисованного им на песке в своем саду. Римские воины, ворвавшиеся в его дом, спросили, кто он такой; вместо ответа Архимед закрыл чертеж рукой со словами: «Не испорти этого» («Noli hoc disturbare»), и был тут же убит (Валерий Максим, «Достопамятные деяния и изречения», VIII, 7, 7). ♦ Бабичев, с. 506; Gefl. Worte-01, S. 382.
АСАНЬЯ (Асанья-и-Диэс), Мануэль
(Azaña y Díez, Manuel, 1880–1940), испанский политик, в 1931–1933, 1936 гг. глава правительства, в 1936–1939 гг. президент Испанской республики
97
Все монастыри Испании не стоят жизни одного республиканца.
Так будто бы сказал Асанья, в то время военный министр Временного правительства Испанской республики, в мае 1931 г., когда в стране начались поджоги церквей и монастырей. По настоянию министра внутренних дел он вывел на улицы национальную гвардию, но лишь для патрулирования, запретив ей вступать в столкновение с толпой. ♦ hrono.ru/sobyt/ 1930isp.html; politicalquotes.org/Quotedisplay.aspx?DocID=45512.
Фраза эта, по-видимому, не встречается в испанских источниках. «Все Балканы не стоят жизни одного померанского гренадера» (Б-69).
98
Испания перестала быть католической.
Речь в парламенте Испанской республики 13 окт. 1931 г.
♦ sbhac.net/Republica/TextosIm/Azana/Azana.htm
АСКВИТ, Герберт
(Asquith, Herbert, 1852–1928), британский политик-либерал, в 1908–1916 гг. премьер-министр
99
Нам нужно повременить и осмотреться. // …Wait and see.
Из выступлений в Палате общин в 1910 г., по поводу слухов о том, что Палату лордов пополнят новыми членами-либералами, чтобы провести новый бюджет. ♦ Knowles, p. 31.
Позже это высказывание толковалось как предостережение против втягивания Великобритании в европейскую войну. ♦ Cohen, p. 15.
АСТЛИ, Джекоб
(Astley, Jacob, 1579–1652), английский генерал-роялист
100
Господи, ты знаешь, как я буду занят сегодня! Если я о Тебе забуду, Ты обо мне не забудь.
Молитва перед сражением с армией парламента у Эджхилла 23 окт. 1652 г.; в этом сражении Астли командовал королевской пехотой. Приведено в «Мемуарах» Филипа Уорвика (1701). ♦ Knowles, p. 31.
АТАТЮРК («Отец турок»), Мустафа Кемаль
(Mustafa Kemal Atatürk, 1881–1938), основатель и первый президент Турецкой республики (с 1923 г.)
101
Я не приказываю вам наступать, я приказываю вам умереть!
Обращение Ататюрка, командующего 19-й дивизией турецкой армии, к солдатам в сражении за Дарданеллы 25 апр. 1915 г.
♦ henrythornton.com/article.asp?article_id=4181
102
Те, кто воюет мечом, в конце концов терпят поражение от тех, кто воюет сохой.
Речь на открытии Экономического конгресса в Измире 17 фев. 1923 г.
♦ Ататюрк. Избр. речи и выступления. – М., 1966, с. 267
Об Османской империи и покоренных ею народах.
103
Необходимо было упразднить феску <…> как символ невежества, неряшливости, фанатизма и ненависти к прогрессу и цивилизации, и заменить ее шляпой, которую носит весь цивилизованный мир.
Речь на съезде Народно-республиканской партии
15–20 окт. 1927 г. (т. н. «великая речь»; читалась
с перерывами)
♦ History in Quotations, p. 807;
Ататюрк. Путь новой Турции. – М., 1934, т. 4, с. 260
104
Счастлив тот, кто называет себя турком.
Речь по случаю 10-летней годовщины Турецкой республики 29 окт. 1933 г.
♦ kultur.k12.tr/kkbin/ilk/wty-pro/ilkbahar/web/choronology.htm
Наиболее известное изречение Ататюрка; его можно увидеть в Турции на стенах, памятниках, билбордах и т. д.
АТТИЛА
(Attila,? – 453), предводитель гуннов с 434 г.
105
Я – Аттила, бич Божий. // …Flagellum Dei (лат.).
Так будто бы сказал Аттила в 451 г. святому Лу (St. Loup, ок. 383–479), архиепископу города Труа, согласно «Житию св. Лу» («Vita Lupi») конца XII в. В более ранних источниках выражение «бич Божий» отсутствует. ♦ museum.speyer.de/de/jumus/lehrer/ asset?name=PDF.
106
Трава уже не вырастет там, где ступил мой конь.
Приписывается. ♦ Boudet, p. 517.
В фундаментальном собрании пословиц Б. Стивенсона наиболее ранние примеры цитирования этого изречения (без ссылок на Аттилу) относятся к середине XVI в. ♦ Stevenson, p. 1024.
АТЛАНТИЧЕСКАЯ ХАРТИЯ
107
…Право всех народов избирать форму правления, при которой они хотят жить.
«Атлантическая хартия» (опубл. 14 авг. 1941 г.), ст. 3
«Хартия» была подписана У. Черчиллем и Ф. Рузвельтом 9 авг. на борту авианосца близ берегов Ньюфаундленда; 24 сент. 1941 г. к ней (с оговорками) присоединился СССР.
• «Если же данная форма правительства становится гибельной <…>, то народ имеет право изменить и уничтожить ее» (Д-34).
108
Все государства мира должны <…> отказаться от применения силы.
Там же, ст. 8
АХМАДИНИЖАД, Махмуд
(р. 1956), с 2005 г. президент Ирана
109
Сионистский режим должен быть стерт с карты мира, и с помощью божественной силы в скором времени мир будет жить без США и Израиля.
Речь 26 окт. 2005 г. в Тегеране на конференции
«Мир без сионизма»
♦ globalaffairs.ru/news
Это высказывание было приведено со ссылкой на аятоллу Хомейни. Отсюда: «Израиль должен быть стерт с карты мира».
АЦЕЛЬО, Массимо де
(Azeglio, Massimo de, 1798–1866), итальянский писатель и политик
110
Италия создана, но не итальянцы. // S’è fata l’Italia, ma non si fanno gl’Italiani.
«Мои воспоминания»
♦ Михельсон, 2:82 (2-я паг.)
Высказывание «Мы создали Италию, теперь нужно создавать итальянцев» приписывалось также Камилло Кавуру (1810–1861).
• «Украину мы создали, <…> нужно создать украинцев» (К-205).
АЧЕСОН, Дин
(Acheson, Dean, 1893–1971), в 1949–1953 гг. государственный секретарь США
111
Как мы убедились на основании нелегкого опыта, единственный способ вести дела с Советским Союзом – это демонстрировать свою силу. // …to create situations of strength.
Речь 16 фев. 1950 г.
♦ Safire, p. 604
Оборот «positions of strength» («позиция силы») возник, вероятно, в результате обратного перевода с русского. Отсюда: «политика с позиции силы».
Оборот «политика силы» («Machtpolitik», нем.; «powers politics», англ.) был известен и раньше. ♦ Oxford Dictionary, 12:266. Его источником считается изречение «Сила выше права» (Ш-14).
112
Великобритания потеряла империю и еще не нашла для себя надлежащей роли.
Речь в Военной академии в Вест-Пойнте 5 дек. 1962 г.
♦ Jay, p. 1
АШЕР, Сауль
(Ascher, Saul, 1767–1822), немецкий писатель
113
Аристократия духа.
«О немецком аристократизме духа»
(«Über den deutschen Geistes-Aristocratismus», 1819)
Теодор Мундт в своей книге «Сумятица современной жизни» («Moderne Lebenswirren», 1834) привел это выражение со ссылкой на естествоиспытателя и философа Генриха Штеффенса (H. Steffens, 1773–1845). ♦ Ашукины, с. 27; Markiewicz, s. 26, 394.
Первоначально «аристократией духа» называли окружение немецкого критика и филолога Августа фон Шлегеля (1767–1845).