Вы здесь

Всемирная волновая история от 3762 г. до н. э. по 1599 г.. Глава 1.02 Волновая история. 3762 до н. э. – 1 г. до н. э. (Владимир Кучин)

Глава 1.02 Волновая история. 3762 до н. э. – 1 г. до н. э.

19 сентября 3762 г. до н. э. Земля: началась волновая история, через лунный год будет «сотворен мира»

Даты в библейской истории приведены по иудейскому солнечно-лунному календарю, в котором нет 0 года. По этому летоисчислению «от сотворения мира» отсчет идет от 1 тишрея 1 года, что соответствует 7 сентября 3761 г. до н. э. Будем считать, что волновая история начинается с 1 тишрея 0 года по иудейскому календарю – «до сотворения мира». По юлианскому календарю это дает 19 сентября 3762 г. до н. э.


17 февраля 3102 г. до н. э. Аравия: началась арабская эра «ат-туфан» – «эра потопа»

Весьма надежный историко-хронологический первоисточник – трактаты по астрономии багдадца Ал-Xорезми —, они содержат понятный текст и множество таблиц.

Ал-Xорезми «Зидж Ал-Xорезми» (783—850), Ташкент, Фан, 1983:

«А теперь, поскольку, как упомянуто выше, различные народы исчисляют время по-разному, то нам следует включить в трактат исчисление времени при различных царях. От атофена, т. е. потопа Ноя, до двурогого, т. е. Александра, [истекло] 2793 года 2 месяца и 5 дней; от Александра до асофра, т. е. [нашей Испанской] эры – 273 года 9 месяцев 17 дней; от [нашей] эры до воплощения Христова – 38 лет; от воплощения Христова до хиджры – 621 год 6 месяцев 15 дней.»

Согласно этому указанию получаем:

Эра потопа Ноя начинается 17 февраля 3101 г. до н. э.;

Эра Александра начинается 1 октября 312 г. до н. э. (это известная дата);

Испанская эра начинается 1 января 37 г. до н. э.;

Эра арабов начинается 15—16 (17—19) июня 622 г. по юлианскому (григорианскому) календарю.

Ал-Xорезми в одной из таблиц «Зидж Ал-Xорезми» приводит сведение, что от Адама до эры «потопа» прошло 2280 лет, это явно противоречит календарю иудеев (см. ранее).

Часто комментаторы путают арабскую эру «ат-туфан» с индийской эрой «Калиюги», ввиду близости дат. Багдадский астроном Ал-Xорезми с индийскими трактатами знаком не был, поэтому близкое расположение дат арабской и индийской эр является именно темпералогическим природным совпадением и дает повод думать, что потоп действительно начался в ночь с 17 на 18 февраля 3102 г. до н. э.


18 февраля 3102 г. до н. э. Индия: началась эра богини Калиюги – «железный век»

Древний календарь на нашей планете был создан в Индии, считается, что 18 февраля 3102 г. до н. э началась эра богини Калиюги, называемая также термином – железный век.

БСЭ:

КАЛИ, одно из имен почитаемой в индуизме «великой богини» (Махадеви), олицетворения созидат. и разрушит, сил природы, жены бога Шивы и его женской ипостаси. Почитается как в образе благожелательной к людям богини, так и в грозном, устрашающем образе. Культ К. особенно распространён в Вост. Индии.

У арабов ЗА ОДИН ДЕНЬ до этого начинается «ат-туфан» – «эра потопа», эра Калиюги – сил природы – мнемонически и сценарно соотносится с эрой ат-туфан.


19 июля 3102 г. до н. э. Египет: 1-е в этом году появление Сотиса над горизонтом и разлив Нила

Спорить с древностью календаря в Индии может древний Египет – там 19 июля приходится на первое в календарном году появление Сириуса над горизонтом и день разлива Нила. Таким образом, и в Индии и в Египте календарь имеет прямую связь с волновыми числами 18 и 19, которые я исследую в Волновой истории.

СИЭ:

Древнеегипетский К. – солнечный. Возник прибл. в 4-м тыс. до н. э. Год состоял из З сезонов по 4 месяца в 30 дней каждый [месяцы: тот, фаофи, атир, хояк, тиби, мехир, фаменот, фармути, пахон, пауни, эпифи, мезори (впервые встречаются в 6—5 вв. до н. э.)] и 5 добавочных дней в конце; был на 1/4 суток короче тропического, что приводило к смещению на сутки каждые 4 года. Начало календарного года – 1-е тота (19 июля по юлианскому к.), в 4-м тыс. до н. э. совпадало с летним солнцестоянием, первым появлением Сириуса (Сотиса) над горизонтом и началом разлива Нила; через каждые 4 года начало года переходило на один день (т. к. средний промежуток между двумя гелианическими восходами Сириуса равен не 365 суткам, а почти точно 365,25 суток), обходя постепенно весь круг календарных дат (отсюда «блуждающий» год); лишь через 1461 египетский или 1460 юлианских лет (365ж4) начало египетского года вновь совпадало с летним солнцестоянием и восходом Сириуса (т. н. Великий год, или период Сотиса).

18 марта 1712 г. до н. э. Израиль: родилась Исаак – основатель рода Спасителя

18 марта 1712 г. до н. э. по традиции считается днем рождения у Авраама и Сарры сына Исаака – это основатель рода, в котором родился Спаситель Иисус. Исаак прожил 180 лет и имел от Ревекки детей – Исава и Иакова.

1500 г. до н. э.

18 января 1406 г. до н. э. Израиль: прощальное пророческое обращение Моисея к народу Израиля

Один из ключевых моментов библейской истории – прощальные наставления Моисея – освободителя – автора библейского «Пятикнижия», сказанные им перед смертью своему народу. Определиться с датой этого события мне поможет «Библейская Энциклопедия Брокгауза». Предупреждаю – эта попытка не претендует на полную достоверность – как и во всей волновой истории (она вся впереди), я просто обрабатываю сведения и докладываю читателю результаты. Последовательно приводим цитаты.

Ф. Ринекер «Библейская Энциклопедия Брокгауза», (нем.), Вупперталь, ФРГ, 1994:

«IX. В книге Второзаконие содержится прощальное обращение М. к народу, с к-рым он выступил в Ситтиме, за Иорданом. Он произнес поразит. точное пророчество о грядущих судьбах Израиля (см. Втор 28—30), провозгласил Иисуса Навина своим преемником, оставил израильтянам памятную Песнь, а также благословил их (Втор 31:7,8; 32—33). М. умер в возрасте 120 лет, причем до последнего дня „зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась“ (Втор 34:7).»

Там же найдем год исхода (это одна из версий).

«если ориентироваться на 3Цар 6:1, где сказано, что Соломон приступил к строит-ву Иерусалимского храма через 480 лет после И. (а именно в 966 г. до Р. Х.), то И. произошел в 1446 г. до Р. Х.»

Год понятен – это 1446 г. до Р. Х., что равнозначно 2314 г. по еврейскому календарю.

Моисей произнес прощальную речь на 40-й год исхода, – цитата из Энциклопедии.

«1. XI. 40 (Дни, месяцы и годы после исхода). Прощальная речь Моисея (Втор 1:3—5). Кончина Моисея в одиннадцатом месяце (Втор 34:8; ср. Нав 4:19)»

Мы знаем дату – это 1-й день, 11-го месяца, 2354 (2314+40) года. Найдем месяц с помощью цитаты.

«в месяце АВИВ, или НИСАН, было 30 дней (в европ. календаре он соответствует периоду с середины марта до середины апреля). В память об исходе израильтян из Египта Господь определил для них этот месяц как первый месяц года (Исх 12:1,2; 13:4).»

Если 1-й месяц года – месяц Нисан, то 11-м месяцем года будет месяц Адар.

Подводим итоги – прощальную пророческую речь Моисей сказал народу Израиля 1-числа месяца Адара 2354 г., что равно 18 января 1406 до н. э.

Важнейшим темпералогическим фактом волновой истории является то, что точно через 1434 г. 18 января 28 г. был Крещенский сочельник, а 19 января 28 г. н. с. Спаситель крестился в воде Иордана (см.).


19 октября 1317 г. до н. э. Египет: предположительно родился фараон Рамсес II

А. Вадимов, М. Тривас «От магов древности до иллюзионистов наших дней», 1979:

«Сохранившийся до наших дней подземный храм Абу-Симбела, вырубленный в скале на берегу Нила, оказался не только чудом архитектуры, но и удивительным иллюзионным аппаратом. Тайну храма разгадали лишь недавно египтологи А. Бонневаль и Л. Кристоф. Храм построен около 1260 года до нашей эры, в царствование фараона Рамсеса II (1317—1251 гг. до н. э.), который отождествлялся с богом солнца. Узкая дверь ведет в полутемный зал с колоннами. В глубине его напротив входа расположена дверь в святилище – низкое, темное помещение. Там вдоль задней стены высечены рядом четыре скульптуры величиной в человеческий рост. В этом храме совершалась одна из торжественных церемоний: ежегодно 19 октября, в день своего рождения, и 21 февраля, в годовщину восшествия на престол, Рамсес должен был показываться народу в храме. Нетрудно представить себе ночное богослужение в таинственном колонном зале, едва освещенном редкими светильниками. Жрецы в белых одеждах. Коленопреклоненный, народ, дым курильниц. Торжественные песнопения. И когда все присутствующие взвинчены до предела долгим, напряженным ожиданием чуда, в точно определенный момент церемонии верховный жрец произносит священную формулу, заклиная солнце явиться во тьме. И происходит нечто невероятное: именно в этот момент, словно и в самом деле повинуясь заклинанию жреца, косой луч солнца прорезает полутьму зала и ярко высвечивает в глубине святилища фигуру солнечного божества – Рамсеса. Таков блистательный расчет архитекторов, строивших храм: лишь два раза в году, 19 октября и 21 февраля, луч солнца, встающего из-за горы на противоположном берегу Нила, всегда в одно и то же время проникает в дверь храма и освещает фигуру Рамсеса.»

18 июля 1229 г. до н. э. природа: солнечное затмение над Скандинавией


Рис. 1. фотографии наскальных рисунков.


Фотографии наскальных рисунков с темой полного солнечного затмения 18 июля 1229 г. до н. э. с сайта [битая ссылка] http://xjubier.free.fr


Астрономические расчеты показывают, что 18 июля 1229 г. до н. э. над южной частью территории Скандинавии – в районе шведского Гетеборга произошло полное солнечное затмение. Затмение солнца впечатлило древних художников, возможно, они были и местными жрецами – это нашло отражение в наскальной живописи из Аспебергета, Швеция.


в ночь на 17 апреля 1123 г. до н. э. природа: над Грецией вечер и ночь после солнечного затмения – возможно произошло возвращение Одиссея домой

Седьмой эпизод волновой истории был художественно-астрономический – восьмой – литературно-астрономический, но волновая история вся частично литературная. Одиссей – древнегреческий герой Гомера – после долгих странствий и испытаний возвращается на родину – остров Итака – в этот день было солнечное затмение над Грецией. Расчеты показывают, что наиболее подходящий день к этому событию – 16 апреля 1123 г. до н. э. Одиссей под видом нищего проходит в свой дворец – там идет выбор женихов для его жены Пенелопы. Одиссей натягивает свой лук – этого никто сделать не мог и убивает всех женихов, ему помогают сын Телемах и пастух Эвмей. Наступает ночь на 17 апреля – Пенелопа испытывает Одиссея – просит его вынести из дома кровать, но он ей говорит, что не сможет этого сделать, т. к. кровать сделана из целого куска дерева, и ее невозможно вынести из спальни. По этому ответу Пенелопа узнает своего мужа – так почти завершается поэма Гомера «Одиссея». Это, возможно, было 17 апреля 1123 г. до н. э.

800 г. до н. э.

19 февраля 721 г. до н. э. Ассирия: убит царь Ассирии Салманасар V, он же царь Вавилона Улулай

Царь Ассирии Салманасар V правил в Вавилоне под именем Улулай. Умер 19 февраля 721 г. до н. э. в военном лагере при осаде города Самария, историки считают, что он пал жертвой заговора и был убит ассирийской военной знатью.

По Э. Бикерман «Хронология древнего мира», М., Наука, 1975:

«Правление Улулая – 21 февраля 726 г. – 19 февраля 721 г.»

19 марта 714 г. до н. э. Рим: возможно первый день военной пляски – через год после начало правления царя Нумы Помпилия

По Т. Моммзен «Римская История», М., тип. Рихтера, 1887:

«По пренестинскому календарю 19 марта справлялся на комиции – место для собраний между Форумом и курией – праздник – день военной пляски. Возник в ранний царский период».

Перечислим по книге Моммзена все волновые значительные римские праздники, которые появились в разные годы:

17 февраля – день Квирина – второго Марса и Фавна – доброго бога;

17 марта – день благословения дома детьми – Либер и Либера;

19 марта – день военной пляски;

19 апреля – день Цереры – богини растительного мира;

19 июля – праздник дубрав;

19 августа – день Юпитера и 3-й праздник вина (винограда);

19 октября – день Марса – освящения оружия;

17 декабря – день сатурналия – посева;

19 декабря – день опалии – достатка.


17 августа 714 г. до н. э. Рим: возможно первый праздник в храме Януса – через год после начало правления царя Нумы Помпилия

Начало волновой истории Древнего Рима необходимо отнести на 715 г. до н. э. Связано это с отсутствием точных хронологических данных до этого периода. Легендарный Нума Помпилий собственно и ввел календарь в его привычном для нас понимании. Римляне, однако, привыкли считать основанием города 21 апреля 753 г. до н. э., что с введением календаря Нумой в 715 г. не согласуется.

Евтропий «Breviarum historiae Romanae» (Краткая история Рима), 364 г.:

1.1. Римское государство, первоначально весьма маленькое, а затем увеличившееся настолько, что нет тому примеров в памяти человеческой, ведет свое начало от Ромула. Он родился от весталки Реи Сильвии и, как утверждают, от Марса, вместе с братом своим Ремом. 2. Разбойничая с пастухами, он, 18 лет от роду, на 11 день до майских календ третьего года от шестой Олимпиады и на 394 г. от падения Трои (это 21 апреля 753 г. до н. э.), основал на Палатинском холме небольшой город, о чем свидетельствуют многие достоверные писатели.


БСЭ:

«НУМА ПОМПИЛИЙ (Numa Pompilius), согласно античной традиции, второй царь Др. Рима, правил в 715—673/672 до н. э. Сабинянин. Ему приписывается учреждение различных религ. культов, создание жреческих коллегий, а также коллегий ремесленников.»

Автор из БСЭ употребляет слово «приписывается» это любимая форма наших историков, скрывающая их «знания», кем приписывается, почему, кто на самом деле автор календаря (о нем в энциклопедии ни слова!) – знать простым советским гражданам не положено.

Тит Ливий «История Рима от основания города» 17 г.:

«19. (1) Получив таким образом царскую власть, Нума решил город, основанный силой оружия, основать заново на праве, законах, обычаях. (2) Видя, что ко всему этому невозможно привыкнуть среди войн, ибо ратная служба ожесточает сердца, он счел необходимым смягчить нравы народа, отучая его от оружия, и потому в самом низу Аргилета воздвиг храм Януса – показатель войны и мира: открытые ворота означали, что государство воюет, закрытые – что все окрестные народы замирены. (3) С той поры, после царствования Немы, закрывали его дважды: первый раз в консульство Тита Манлия по завершении Первой Пунической войны, второй (это боги дали увидеть нашему поколению) – после битвы при Акции, когда император Цезарь Август установил мир на суше и на море. (4) Связав союзными договорами всех соседей, Нума запер храм, а чтобы с избавленьем от внешней опасности не развратились праздностью те, кого прежде обуздывал страх перед неприятелем и воинская строгость, он решил вселить в них страх пред богами – действеннейшее средство для непросвещенной и, сообразно тем временам, грубой толпы. (5) А поскольку сделать, чтобы страх этот вошел в их души, нельзя было иначе, как придумав какое-нибудь чудо, Нума притворился, будто по ночам сходится с богиней Эгерией; по ее-де наущению и учреждает он священнодействия, которые богам всего угоднее, назначает для каждого бога особых жрецов.

(6) Но прежде всего Нума разделил год – сообразно с ходом луны – на двенадцать месяцев, а так как тридцати дней в лунном месяце нет и лунному году недостает одиннадцати дней до полного, образуемого кругооборотом солнца, то, вставляя добавочные месяцы, он рассчитал время так, чтобы на каждый двадцатый год любой день приходился на то же самое положение солнца, что и в исходном году, а совокупная продолжительность всех двадцати лет по числу дней была полной. (7) Нума же учредил дни присутственные и неприсутственные, так как небесполезно было для будущего, чтобы дела, ведущиеся перед народом, на какое-то время приостанавливались.

20. (1) Затем Нума занялся назначением жрецов, хотя многие священнодействия совершал сам – особенно те, что ныне в ведении Юпитерова фламина.»

Тит Ливий точно определяет дела Нумы Помпилия – именно «прежде всего Нума разделил год»! Кроме этого он построил храм, для смирения толпы он притворялся, что ночами встречается с богиней, и только затем назначил жрецов. Это очень важно – для Нумы счет времени стоял на первом месте. Нума знал, что полный цикл вращения Земли вокруг Солнца составляет около 19 лет, и повторение положения Земли происходит на 20-й год, знал он это сам, или пользовался сведениями от неизвестных ученых – неведомо. Так или иначе, календарь Нумы составлен с использованием числа естественного ряда 19.

Вернемся к 17 августа – это праздник портуналий – но разница между Янусом и Портуном-Фортуной практически не видна, это признается всеми историками. В италийской мифологии строительство храма Януса было равнозначно строительству храма Фортуне и ее мужу Портуну. Позднее Янус был оттеснен Юпитером – но это бог этрусков, а не италийцев, Фортуна и Портун стали самостоятельными божествами. Но в 714 г. до н. э. италийская традиция, конечно, еще соблюдалась.

В. Гладкий «Древний мир», Энц. словарь в 2-х т:

Древнейшая богиня материнства в II. м. Фортуна. Ее образ, вероятно, результат эволюции миф. слитной пары Портунус и Портуна, или Фортуна. Портунус (муж. половина) покровитель муж. доли, а Фортуна (жен. половина) покровит. жен. доли.

ПОРТУН {в рим. миф. бог дверей (возможно, близкий Янусу), но гл. обр. входа в реку или море. Бог гавани. Имел фламина и праздник – портуналии. справлявш. на Тибре 17 августа.

Разумеется это мое предположение с доказательствами. Празднование «двуличия» – иначе говоря «бинарности» в «17-й» волне вполне согласуется с моими идеями по темпералогии.

Древнеримский легендарный царь Нума «разделил год». Имя жреца, который сделал это в еще более древнем Египте неизвестно. Во всяком случае, год в Египте начинался 19 июля – это день наибольшего подъема вод в Ниле.


17 июля 709 г. до н. э. природа: первое документированное полное солнечное затмение над Китаем

В летописи Чуньцю отмечено, что над Лу – это княжество в районе Среднего Китая – провинция Шаньдун – произошло полное солнечное затмение. Расчеты дают дату 17 июля 709 г. до н. э. Это первая запись о затмении в Китае.


18 декабря 522 г. до н. э. Персия: царь Дарий I в день храмового праздника захватывает Вавилон и подвергает его разрушению

В день храмового праздника 18 декабря 522 г. до н. э. Дарий I начал штурм Вавилона и успешно взял его, т. к. во главе вавилонян стоял персидский лазутчик Зопир, который открыл для воинов Дария ворота города.

Геродот «История в девяти томах», НИЦ «Ладомир», «АСТ», М., 1999:

Из книги III

158. Когда же Дарий по условию приказал со всех сторон штурмовать стены, тут-то и открылся коварный замысел Зопира. На стенах вавилоняне отражали приступы Дариева войска, а Зопир открыл так называемые Киссийские и Белские ворота и впустил персов в крепость. Часть вавилонян увидела, что произошло, и бежала в храм Зевса Бела. Другие же не заметили этого и оставались на своем месте, пока не узнали о предательстве.

159. Так-то Вавилон был взят во второй раз. Дарий же, овладев Вавилоном, повелел, прежде всего, разрушить стены и сломать все ворота, чего Кир не сделал при первом взятии Вавилона (в 539 г.).


«История Ирана», ред. Иванов, М., МГУ, 1977:

«29 сентября 522 г., после семи месяцев царствования, Гаумата: был убит заговорщиками, принадлежавшими к высшей персидской. родовой знати. После убийства Гауматы царем стал один из заговорщиков Ахеменид Дарий (дараявауш), которому было не более 28 лет. Сразу после захвата престола Дарием I против него восстала Вавилония, где, согласно Бехистунской надписи, некий Нидинту-Бел объявил себя сыном последнего вавилонского царя Набонида. Дарий. лично возглавил поход против восставших. 13 декабря 522 г. у реки Тигр вавилоняне потерпели поражение, а через пять дней Дарий одержал новую победу у Евфрата (18 декабря). После этого персы вступили в Вавилон и руководители восставших были преданы казни.»

19 апреля 521 г. до н. э. Персия: войско царя Дария разбило мятежников у города Зуза в Армении

М. Шагинян «Путешествие по Советской Армении», Собр. соч., М., ХудЛит, 1967:

Надпись на Бисутунской (или «Бехистунской») скале в Персии:

«Говорит царь Дарий: Армянина Дадрша, слугу своего, я отправил в Армению, сказав ему: иди, разбей мятежников, не повинующихся мне. Дадрш выступил. Когда он прибыл в Армению, мятежники, собравши свои силы, пошли на него войной. Есть в Армении город под названием Зуза; тут они дали сражение 8-го числа месяца Туравахара (19 апреля 521 года). Аурамазда мне помог: помощию Аурамазды войско мое жестоко разбило войско мятежников.»

18 января 520 г. до н. э. Персия: войско царя Дария разбило мятежников в области Иззала в Ассирии

М. Шагинян «Путешествие по Советской Армении», Собр. соч., М., ХудЛит, 1967:

Надпись на Бисутунской скале (или «Бехистунской») в Персии:

«Говорит царь Дарий: после того отправил я в Армению Вахумиса Перса, слугу своего, сказав ему: иди, разбей мятежников, не повинующихся мне. Вахумис выступил. Когда он прибыл в Армению, мятежники, собравши свои силы, пошли на него войной. Есть в Ассирии область под названием Иззала; там они дали сражение 15-го числа месяца Анамака (18 января 520 года). Аурамазда мне помог: милостию Аурамазды войско мое жестоко разбило войско мятежников.»

17 декабря 497 г. до н. э. Рим: предположительно 1-й праздник сатурналия в новом храме Сатурна

В. Гладкий «Древний мир», Энц. словарь в 2-х т:

САТУРН один из древнейших рим. богов (уже в 497 до н. э. ему был посвящен храм на Форуме на месте бывшего там алтаря). Не позже нач. З в. до н. э. стал отожд. с Кроносом (пожирающим своих детей) временем, поглощ. то, что породило. Под влиянием представл. о Кроносе С., каковы бы ни были его первонач. функции, стал почитаться как бог золотого века, один из первых царей Лация, куда согл. версии мифа он бежал, низлож. своим сыном Юпитером, и где был принят правивш. там Янусом, разделившим с ним власть. С. научил своих поданных земледелию, виноградарству и цивилиз. жизни, поэтому вся страна стала назыв. «землей С.». Посвящ. С. праздник сатурналии (17 декабря). первонач. хар-р к-рого неизвестен, был в 217 до н. э. преобраз.

В религии греков Уран-небо, уступил правление Кроносу-времени – и смысл этой идеи очень глубокий – Время порождает материю. Проведение сатурналиев начиная с 496 г. до н. э. 17 апреля весьма очевидно, я сделал предположение, что это было на год раньше. Из текста Тита Ливия это не следует – а современные историки вынуждены ссылаться на него. Вполне естественно праздновать праздник «благополучия-золота» в 17-й волне, это отвечает и темпералогической карте.

Тит Ливий «История Рима от основания города» 17 г.:

«21. (1) Три года подряд не было потом ни прочного мира, ни войны [498—495гг.]. Консулами были Квинт Клелий и Тит Ларций, затем Авл Семпроний и Марк Минуций. (2) В их консульство освящен храм Сатурна и учрежден праздник Сатурналий.»

19 апреля 493 г. до н. э. Рим: предположительно первый праздник в новом храме Цереры – богини плебеев, появление первых народных трибунов

Мы увидим, что волновые герои из народной среды и волновые события, связанные с народом, массой, коммуной часто приходятся именно на 19-е числа. «19-я» волна соответствует «стабильности-земле», естественно это праздник землепашцев и плебеев. Отсутствие точной хронологии усложняет задачу, но отдельные факты сохранились. Последовательно читаем книги:

БСЭ:

«ЦЕРЕРА, в др.-рим. мифологии богиня земледелия и плодородия. Ей был посвящён храм на Авентинском холме, где Ц. почиталась вместе с др. италийскими растительными божествами Либером и Либерой. В честь Ц. в Риме справлялся 19 апр. праздник цереалий. Ц. соответствует др.-греч. богине Деметре.»


Тит Ливий «История Рима от основания города» 17 г.:

«33. (1) После этого начались переговоры о примирении, и согласились на том, чтобы у плебеев были свои должностные лица с правом неприкосновенности, которые защищали бы плебеев перед консулами, и чтобы никто из патрициев не мог занимать эту должность. (2) Так были избраны два народных трибуна – Гай Лициний и Луций Альбин [493 г.]. Они выбрали себе трех помощников; среди них был Сициний, зачинщик мятежа; двух других не все называли одинаково. (3) А некоторые говорят, что всего два трибуна были избраны на Священной горе и что там же был принят закон об их неприкосновенности.»


В. Гладкий «Древний мир», Энц. словарь в 2-х т:

ЦЕРЕРА – древнейшая италийская и римская утопич. богиня производит. сил земли, произрастания и созревания злаков, а также подзем. мира, насылавшая на людей безумие, а также богиня материнства и брата (по закону Ромула ей посвящалась половина имущества мужа, без причин разведшегося с женой). Почиталась как хранительница сел. Общины, защитница его урожая от грабителей (ей посвящался казненный за ночную кражу урожая). Впослед. Ц считалась только богиней злаков и урожая, пользуясь как таковая большим почетом, особенно среди крестьян, справлявших посвящ. ей цериалии и призывавших ее во время пагаалия – праздника пагов. В эпоху борьбы патрициев и плебеев Ц. возгл. плебейскую триаду (д. Либер и Либера) богов. к-рой в 493 до н. э. был сооружен кампанскими мастерами храм в долине между Палатином и Авентином. где плебеи издавна почитали земледельч. богов Сею, Сегетию, Мессию, Тутулину, которых Ц. заменила, и где был подзем. алтарь Кокса. Есть мнение, что Ц. всегда была богиней плебса, т. к. ее фламин был плебей, возможно жрец плебейской общины, а цериалии были включены в календарь Нумы в связи с приобщением части плебеев к римской общине. Храм плебейской триады богов стал центром борьбы плебеев с патрициями, архивом плебейских магистратов, убежищем для преследуемых плебеев, местом раздачи им хлеба (Ц. отожд. с богиней Пандой или Эмпандой. в храме к-рой кормили голодных. После примирения патрициев и плебеев Ц. стала почитаться как общая богиня, но ее старая роль ожила с обострением противоречий между народом и нобилитетом.

19 апреля 493 г. до н. э. в истории Рима произошел крутой поворот – патриции признали плебеев и для них был построен храм Цереры.


19 сентября 478 г. до н. э. Греция: окончились Олимпийские игры и армия спартанцев выступила на помощь царю Леониду к Фермопилам

Геродот «История в девяти томах», НИЦ «Ладомир», «АСТ», М., 1999:

Из книги VII

205. У Леонида было два старших брата – Клеомен и Дорией, и поэтому он отбросил мысль стать царем. Однако Клеомен скончался, не оставив наследников мужского пола, а Дориея также не было уже в живых (он погиб в Сикелии). Так-то Леонид вступил на престол, потому что был старше Клеомброта (тот был младшим сыном Анаксандрида) и, кроме того, потому что был женат на дочери Клеомена. Этот Леонид пришел в Фермопилы, отобрав себе, по обычаю, отряд в 300 человек и притом таких, у кого уже были дети. По пути туда он присоединил к своему отряду также и перечисленных мною выше фиванцев под начальством Леонтиада, сына Евримаха. Леонид так поспешно присоединил к себе только одних фиванцев из всех эллинов именно потому, что над ними тяготело тяжкое подозрение в сочувствии мидянам. Итак, царь призвал их на войну, желая удостовериться, пошлют ли они войско на помощь или же открыто откажутся от союза с эллинами. Фиванцы все же послали ему людей, хотя и думали об измене.

206. Отряд же этот во главе с Леонидом спартанцы выслали вперед для того, чтобы остальные союзники видели это и также выступили в поход и не перешли на сторону мидян, заметив, что сами спартанцы медлят. Дело было в канун праздника Карнеи. По окончании празднества спартанцы собирались, оставив в Спарте только стражу, быстро выступить на помощь со всем своим войском. Так же думали поступить и прочие союзники, так как с этими событиями как раз совпадали и Олимпийские игры. И действительно, никто не предполагал, что борьба за Фермопилы так быстро окончится, и поэтому послали туда передовой отряд. Так решили поступить союзники.

Последний день Олимпийских игр, о которых пишет историк Геродот, приходился на 19 сентября 480 г. до н. э., следовательно армия спартанцев для помощи царю Леониду возможно именно в этот день «собиралась быстро выступить».


17 февраля 478 г. до н. э. природа: в Персии солнечное затмение – армия царя Ксеркса выступает из Сард в поход против Греции

Если верить Геродоту, то можно точно обозначить день начала похода персидского царя Ксеркса против Греции. В седьмой книге Геродот пишет, что во время сборов царя Ксеркса в поход «день обратился в ночь» – произошло кольцеобразное солнечное затмение – т. е. это было 17 февраля 478 г. до н. э. Впрочем, эта дата основана только на историко-географической правдивости греческого автора. Обычно принято считать, что поход Ксеркса начался двумя годами ранее – в 480 году, а это с солнечным затмением не совпадает, почему-то Геродота принято обвинять в неточности – я склонен ему доверять. Такая позиция не совпадает с датой предыдущего раздела – загадка не разрешима.

Геродот «История в девяти томах», НИЦ «Ладомир», «АСТ», М., 1999:

Из книги VII

37. Когда строительство мостов и работы на Афоне были завершены (именно, насыпи у устьев канала, возведенные для того, чтобы вода во время прибоя не переливалась через устья прокопа), пришла весть, что сам канал совершенно готов. Тогда снаряженное к походу войско после зимовки с наступлением весны двинулось из Сард к Абидосу. Между тем как раз во время сборов царя в поход солнце, покинув свою обитель на небе, стало невидимым, хотя небо было безоблачное и совершенно ясное, и день обратился в ночь. При виде этого небесного явления Ксерксом овладела тревога, и он вопросил магов, что может означать это знамение. Маги же отвечали, что божество этим предвещает эллинам гибель их городов, так как у эллинов солнце – провозвестник грядущего, а у персов – луна. Ксеркс же, услышав такое толкование, с великой радостью продолжал путь.

18 июля 477 г. до н. э. Рим: война римлян с этруссками – гибель Фабиев

18 июля 477 г. до н. э. в засаде погибли «Триста Фабиев», которые силами одного своего рода решились вести войну с этрусками. Единственный спасшийся Фабий стал предком всех позднейших, в том числе и диктатора Фабия Максима.


17 декабря 465 г. до н. э. Персия: после убийства царя Ксеркса заговорщиками престол Персии занимает его сын Артаксеркс I

Б и Е:

Артаксеркс (староперс. Artakhsathra, могущественный) – название трех перс. царей. А. I (465—424), прозванный Длинноруким, вступил на престол после умерщвления его отца Ксеркса I и его старшего брата Дария Артабаном и другими заговорщиками.


По Э. Бикерман «Хронология древнего мира», М., Наука, 1975:

«Правление Артаксеркса – 17 декабря 465 г. – 8 декабря 424 г.»

400 г. до н. э.

18 – 19 июля 390 г. до н. э. Рим: война римлян с галлами – сражение на реке Аллия – галлы-сеноны захватили Рим, разграбили и сожгли

Битва у речки Аллия, галлы захватили Рим. Город был разграблен, а 19 июля 390 г. до н. э. сожжен.

БСЭ:

«АЛЛИЯ (Allia), река в Италии, лев. приток Тибра. 18 июля 390 до р. Х. (по др. версии, 387 до н. э.) на А. в 10 км севернее Рима произошло сражение между рим. войсками (ок. 40 тыс. чел.) и сеннонскима галлами во время их нашествия на Италию. Римляне были разбиты, галлы заняли и разграбили Рим, к-рый покинули после получения большого выкупа. 18 июля считалось римлянами неблагоприятным днём.»


«Б и Е»

«Бренн – имя, или, вернее, титул. нескольких галльских вождей, сохранившийся и поныне в кельт. слове brennin, т. е. король. Наиболее известен Б., вождь сенонов, галльского племени в Верхней Италии, вторгшийся в римские владения с огромным войском в 388 году до р. X. При реке Аллии (см. это слово) 18 июля римляне были наголову разбиты, и Бренн медленно стал подвигаться к Риму. Сокровища и святыни были спрятаны в Капитолии, где укрепились молодые, способные носить оружие граждане, между тем как остальные, большею частью, искали спасения в бегстве. Сенаторов, которые предпочли умереть, чем оставить отечество, Б. нашел сидящими на курульных креслах в почетном одеянии, в своих раскрытых настежь домах; они были перебиты, а город предан разграблению и сожжен. Между тем в тылу галлов снова собралось значительное римское войско, а в самом Капитолии осаждаемые с таким успехом отбили приступ галлов, что последние с тех пор не решались вступить с римлянами в открытый бой, а старались достигнуть своей цели нечаянным нападением. Ночью воины Бренна стали взбираться на скалы, и нескольким галлам удалось уже достигнуть вершины, не будучи замеченными стражей, как вдруг гуси, содержавшиеся в храме Юноны, подняли крик, разбудивший Манлия (см.). Последний поднял на ноги осажденных и сам частью столкнул, частью убил взобравшихся. Наконец, и римляне, лишенные провианта, и Б., в войске которого свирепствовала чума, утомленные продолжительной осадой, решились вступить в переговоры о мире. Б. обещал удалиться по уплате ему 1000 фунтов золота. Золото было уже отвешено и Б. с вошедшими в поговорку словами: Vae victis! (Горе побежденным!) бросил свой меч на чашку весов, когда подоспевший с войском Камилл, возвращенный из изгнания и провозглашенный диктатором, прогнал галлов и истребил их войско. Так гласит предание…»

Историк Евтропий описывает события скромнее, «без гусей спасших Рим».

Евтропий «Breviarum historiae Romanae» (Краткая история Рима), 364 г.:

Вскоре после этого (390 г.) сеннонские галлы подошли к Городу и, победив римлян в сражении на 11 миле от Рима у реки Аллии, преследовали их и даже захватили Город. И ничего не смогли отстоять римляне, кроме Капитолия. После долгой осады, когда римлян уже начал одолевать голод, галлы потерпели тяжелейшее поражение от неожиданно появившегося Камилла, который пребывал в изгнании в соседнем городе. 3. После этого галлы, получив золото за то, чтобы не осаждали они более Капитолий, отступили. Но, преследуя их, Камилл нанес им такое поражение, что вернул обратно и все золото, которое им отдали, и еще многое другое, что они захватили, в том числе и воинские значки.

18 октября 222 г. до н. э. Египет: царем Египта стал эллин Птолемей IV Филопатор

Б и Е:

Птолемей IV Филопатор (221—204), принял престол и монархию потерявшими наполовину свой прежний блеск. Государи стали более ценить чувственный покой и наслаждения, и мало заниматься делами. Филопатор был жесток, развратен, вследствие чего получил, между прочим, прозвание Трифона (изнеженного), и был трезв лишь когда совершал богослужение. Большое влияние на дела приобрела любовница царя Агатоклея и другие гетеры. Он писал трагедии (напр. «Adonis») и воздвиг храм в честь Гомера, где изображение великого поэта было окружено изображениями 7 городов, споривших за честь быть его родиной. Как раз в это время Македония достигла апогея своего могущества в Элладе, а Антиох III стремился к возвышению Сирии. При столкновении с Сирией Египет потерял несколько городов (Тир, Птолемаиду); Палестина также перешла обратно во владение Сирии. В 217 г. египтяне одержали победу при Рафии над Антиохом, но она ничего не дала Египту. Все-таки еще не совсем утратилось обаяние египетского могущества; Египет посылает запасы хлеба Риму и вмешивается в дела Греции, желая прекратить войну между Филиппом Македонским и этолянами.


По Э. Бикерман «Хронология древнего мира», М., Наука, 1975:

«Правление Филопатора – 18 октября 222 г. – 12 октября 205 г.»

18 декабря 218 г. до н. э. Пуническая война: Ганнибал наносит поражение римлянам при Треббии

Т. Харболт «Битвы мировой истории» словарь, доп. Дж. Брюс:

Треббия (Trebbia) I 2-я Пуническая война. Место сражения в дек. 218 до Р. X. между карфагенской армией Ганнибала (пехота – 26.000, конница – 6000) и 40-тысячной рим. армией консула Т. Семпрония Лонга. Семпроний командовал войсками единолично, поскольку другой военачальник, Сципион, был ранен в стычке за несколько дней до сражения. Вопреки совету Сципиона, Семпроний перешел Треббию, намереваясь атаковать Ганнибала. Римляне сражались отважно, долгое время исход боя не был ясен, но в конце концов, в результате атаки карфагенской конницы Магона, левый фланг римлян пришел в беспорядок, они были разгромлены и понесли тяжелые потери.


Евтропий «Breviarum historiae Romanae» (Краткая история Рима), 364 г.:

Ганнибал, оставив своего брата Гасдрубала в Испании, перешел Пиренеи, а затем и Альпы, которые в это время года считались непроходимыми. Говорят, что он привел в Италию 80 тыс. пехоты, 10 тыс. конницы и 37 слонов. Между тем множество лигуров и галлов присоединилось к Ганнибалу. 3. Семпроний Гракх, узнав о появлении Ганнибала в Италии, перебросил свою армию из Сицилии в Аримин. 9.1. Первым столкнулся с Ганнибалом Публий Корнелий Сципион. Вступив в сражение, он был ранен и вместе со своим бежавшим войском вернулся в лагерь. Семпроний Гракх также сразился с Ганнибалом на реке Требии и тоже был побежден. 2. Тогда многие в Италии покорились Ганнибалу.

17 декабря 217 г. до н. э. Рим: первый праздник сатурналия по образцу кроний – карнавал, веселье – предшественник итальянских карнавалов

Первый итальянский карнавал в Риме, похожий но средневековые карнавала, возможно, проведен в 217 г. до н. э., или в 216 г., день 17 декабря сомнения не вызывает.

В. Гладкий «Древний мир», Энц. словарь в 2-х т:

сатурналий (17 декабря) первонач. хар-р к-рого неизвестен, был в 217 до н. э. преобраз. по образцу греч. кроний. Во время праздника господа и слуги менялись своими обязан., воцарялось безудерж. веселье карнавал. типа, люди обменив. подарками светильниками и глин. фигурками, избирался шуточ. царь сатурналий: эти праздники рассматр. как воспомин. о веке изобилия, всеобщей свободы и равенства, пользов. большой популярн. и постепенно растягив. до 5 —7 дней. В храме С. хранилась гос. казна.

19 декабря 217 г. до н. э. Рим: возможно первые праздники опалии – в честь богини Опс, жены Сатурна, покровительницы Рима

Имя богини Опс у римлян было «табуировано» – не разрешено к употреблению. Опс была покровительницей Рима и женой Сатурна. Год начала празднования 17 декабря и 19 декабря совместно относят к 3-му веку, я написал 217 г., это смелое предположение.

В. Гладкий «Древний мир», Энц. словарь в 2-х т:

ОПС – в рим. миф. богиня плодородия, богатой жатвы, посевов. Ее эпитет Консивия («сеятельница») и праздник опсиконсивия (25 августа), возможно, связаны с близостью культа О. культу рим. аграрного бога Конса. Во время праздника ей приносили жертвы в доме царя – регии, куда имели доступ только весталки и великий понтифик. Др. праздник О. – опалии (19 декабря). С 3 в. до н. э. О. отожд. с Реей и считается женой Сатурна. Окружавшая ее культ таинственность вызвала представление об О. как о богине, покровит. Рима, имя к-рой было табуировано. В О. видели таюке аналогич. Теллус богиня земли и Кибелу. Посвящ. ей надписи единичны. В Риме на Капитолии н на форме были храмы О.

19 октября 202 г. до н. э. Пуническая война: солнечное затмение – римляне разбили Ганнибала при Заме и захватили Карфаген, заключен мир – после 19 лет сражений закончилась 2-я Пуническая война

Дата сражения точно не установлена – в классическом труде Т. Моммзен «Римская История», М., тип. Рихтера, 1887 указано, что дату 19 октября называют ссылаясь на солнечное затмение, но сам волновой герой знаменитый историк Теодор Моммзен (см. 18 ноября 1817 г. с. с.) считает такое свидетельство недостоверным.

Т. Харболт «Битвы мировой истории» словарь, доп. Дж. Брюс:

«Место сражения 19 окт. 202 до р. X. между примерно равными по численности (до 40.000 чел.) войсками карфагенян во главе с Ганнибалом и римлян под командованием Сципиона Африканского. Карфагенские войска начали наступление, выдвинув вперед 80 боевых слонов. Несколько ставших неуправляемыми животных начали пятиться назад на конницу, смяв ее боевые порядки, в то же время легионеры разомкнули строй, пропустив остальных слонов и вновь сомкнув свои ряды. Ожесточенное сражение закончилось полной победой римлян, уничтоживших 20.000 карфагенян и еще большее их количество захвативших в плен. Решающее значение в ходе битвы имело превосходство римлян в коннице (6000 всадников против 2000). К концу дня Ганнибал бежал с поля сражения. В результате Карфаген уступил Риму Испанию.»


Тит Ливий «Война с Ганнибалом» (9—17 гг.):

Это сражение было несчастным для пунийцев с первой же минуты. Впереди у римлян стояли манипулы тяжелой пехоты (легковооруженные, как уже говорилось, заполняли только промежутки между ними). С дружным, согласным криком, легко заглушившим многоязычную разноголосицу в рядах неприятеля, легионеры попросту смяли легкую пехоту Ганнибала. А вторая линия, боясь нарушить свой собственный строй, отказалась принять бежавших под защиту. Тесно сплотившись, карфагеняне, африканцы и македоняне не пропустили их назад и отбросили к обочинам поля, тех же, кто упорствовал и все-таки старался прорваться, убивали без всякой жалости. В результате все пространство перед второю линией оказалось загроможденным трупами и оружием до того густо, что римское наступление остановилось: солдаты спотыкались о мертвые тела и поскальзывались в лужах крови, знамена заколебались, боевой порядок распался. Сципион приказал отступить и мгновенно переменил построение. Вторую и третью линии римлян он развел по флангам (потому что, бестолково нажимая на первую, они ничем ей не помогали и только увеличивали смятение), раненых отослал в тыл. Вот тогда лишь и вспыхнул настоящий бой, бой между достойными противниками, одинаково вооруженными, равными и воинским опытом, и воинской славою. Но римляне были многочисленнее и бодрее духом – ведь они уже обратили в бегство вражеских слонов, разогнали конницу, истребили легкую пехоту, – а вдобавок в тыл пунийцам ударили Лелий и Масинисса, и эта конная атака сломила последнее сопротивление. В тот день карфагенян, их союзников и наемников погибло свыше двадцати тысяч и примерно столько же попало в плен. Боевых знамен римляне захватили сто тридцать два, слонов – одиннадцать. Победители потеряли убитыми около полутора тысяч воинов. Ганнибал ушел живым и невредимым и, возвратившись в Карфаген, известил сенат, что проиграна не только битва, но и война в целом и что нет иного пути к спасению, как искать мира любою ценой.


Евтропий «Breviarum historiae Romanae» (Краткая история Рима), 364 г.:

Между тем, обоими полководцами готовилось сражение, подобное которому вряд ли кто припомнит. И вот искуснейшие в военном деле мужи вывели свои войска на битву. 2. Сципион вышел победителем, чуть не взяв Ганнибала в плен. Тот бежал сначала со многими всадниками, затем – с 20, а под конец – с 4. Римляне, вступив в лагерь Ганнибала, нашли там: серебра – 20 тыс. фунтов, золота – 8 тыс. и много другого богатства. 3. Вскоре после этого с карфагенянами был заключен мир (201 г.). Сципион вернулся в Рим, с великой славой отпраздновал триумф, и с тех пор получил прозвище Африканского. 4. Так, после 19 лет сражений и битв, закончилась Вторая Пуническая война.

200 г. до н. э.

17 мая 182 г. до н. э. Китай: объявлена амнистия по всей Поднебесной

По Сыма Цянь «Исторические записки ШИ ЦЗИ», M. Вост. литература. 1984:

В 8-й год правления императрицы Гао-хоу (182 г. до н. э.). В четвертой луне, в день дин-ю (17 мая), объявлена амнистия по всей Поднебесной.

19 ноября 162 г. до н. э. природа: с неба Вавилона ушла комета Галлея

По сайту [битая ссылка] WWW.cometography.com:

В текстах на вавилонских глиняных табличках описание явления комет происходит только 2 раза, на табличке BMA 41462 и BMA 41628. В 1984 г. астрономы Стефенсон и Хангер рассчитали, что день появления кометы в видимости над Вавилоном – это комета Галлея – приходится на 21 октября 163 г. до н. э., а день ухода кометы с неба – 19 ноября 163 г. до н. э.


18 июня 150 г. до н. э. Китай: наследником императора провозглашен Цзяодун-ван

По Сыма Цянь «Исторические записки ШИ ЦЗИ», M. Вост. литература. 1984:

7-й год императора Сяо-цзина (150 г. до н. э.). Император лишил Жуна прав наследника, дав ему титул Линь-цзян-вана. В четвертой луне, в день дин-сы (18 июня), наследником провозглашен Цзяодун-ван.

18 октября 126 г. до н. э. Рим: началась эра Тира

По Э. Бикерман «Хронология древнего мира», М., Наука, 1975:

«Известно, что эра Тира началась осенью 126 г. до н. э., и что год Тира (в римский период) начинался 18 октября».

19 августа 114 г. до н. э. природа: над Аравией солнечное затмение

19 августа 114 г. до н. э. в Южной Аравии произошло полное солнечное затмение.

100 г. до н. э.

17 января 86 г. до н. э. Рим: умер Марий – римский полководец, консул, тиран

Плутарх «Сравнительные жизнеописания», «Гай Марий и Пирр», 100 г.:

«Марий умер на семнадцатый день своего седьмого консульства. Римом тотчас овладела огромная радость, все ободрились, избавившись от тяжкой тираннии, но спустя немного дней они узнали, что ими правит новый, уже не престарелый, а цветущий и сильный деспот – Марий, сын умершего, который, проявив страшную жестокость и свирепость, умертвил многих знатных и славных римлян. Сперва его считали воинственным и отважным и называли сыном Ареса, но затем он делами обнаружил свой нрав, и его прозвали сыном Афродиты. Осажденный Суллой в Пренесте, он тщетно пытался избежать гибели и после падения города, оказавшись в безвыходном положении, покончил с собой.» На семнадцатый день означает – 17 января 86 г.

17 декабря 63 г. до н. э. Рим: заговор Каталины – Лентул планирует перебить сенат и дотла сжечь Рим

Плутарх «Сравнительные жизнеописания», «Гай Марий и Пирр», 100 г.:

«18. А замышлял Лентул дело не малое и не простое. Он решил перебить весь сенат и сколько удастся из остальных граждан, а самый горо спалить дотла и не щадить никого, кроме детей Помпея, которых следовало похитить и держать заложниками, чтобы потом добиться мира с Помпеем, ибо ходил упорный и надежный слух, что он возвращается из своего великого похода. Для выступления была назначена одна из ночей Сатурналий {21}, и заговорщики несли к Цетегу и прятали у него в доме мечи, паклю и серу. Выбрали сто человек и, разделив на столько же частей Рим, каждому назначили особую часть, чтобы город запылал сразу со всех концов. Другие должны были закупорить водопроводы и убивать тех, кто попытается достать воды.

21. …одна из ночей Сатурналий… – означает 17—21 декабря 63 г. до н. э.»


17 января – 17 марта 49 г. до н. э. Гражданская война в Риме: бегство Помпея из Рима, затем из Италии – Цезарь – властитель Рима

10 января 49 г. до н. э. Цезарь перешел границу своей провинции Рубикон – угроза Риму стала неотвратима. Переговоры Помпея и Цезаря не состоялись. 17 января 49 г. до н. э. Помпей с большинством сената и денежными запасами республики бежит из Рима в Капую. Города сдаются силам Цезаря один за другим. Гней Помпей бежит из Италии.

Анна Берне «Брут – убийца идеалист»:

17 марта (49 г.) Гней Помпей, находившийся в Брундизии, принял решение оставить этот город, оборона которого казалась ему невозможной, и во главе всей армии переправиться в Грецию. Цезарь стал полновластным хозяином Рима и всей Италии. Война перекинулась на рубежи империи.

17 апреля 47 г. до н. э. природа: крупное землетрясение в Китае

17 апреля 47 года до н. э. произошло крупное землетрясение в Китае в провинции Ганьсу.


17 марта 45 г. до н. э. Гражданская война в Риме: сражение при Мунда, окончательная победа Цезаря над помпенианцами, диктатура Цезаря

В 48 г. Гней Помпей был убит в Египте, борьбу с Цезарем продолжили помпенианцы – последним их оплотом была Испания. 17 марта 45 г. до н. э. Гай Юлий Цезарь с большим трудом разбил войска помпенианцев при Мунда – место это точно не установлено, на юге Испании – или город (так пишет Евтропий), или долина. Почти все помпенианцы были убиты – уцелел один Секст Помпей. Этот день – начало диктатуры Цезаря.

Евтропий «Breviarum historiae Romanae» (Краткая история Рима), 364 г.:

Спустя год Цезарь, возвратившись в Рим, получил четвертое консульство (45 г.) и сразу же направился в Испанию, где сыновья Помпея, Гней и Секст, собрали большое войско. Он провел много битв, последнюю у города Мунд, в которой сначала Цезарь был почти побежден и, когда воины его уже обратились в бегство, хотел он покончить с собой, дабы после стольких славных побед не сдаваться юношам, ибо было ему уже в то время 56 лет. Но затем, приведя свое войско в порядок, он победил. Из сыновей Помпея старший был убит, а младший бежал.


БЭ К и М:

После последней победы над помпеянцами при Мунде (в Испании, 45 до н. э.) Цезарю стали оказывать неумеренные почести. Статуи его воздвигались в храмах и среди изображений царей. Он носил красные царские сапоги, красное царское облачение, имел право сидеть на позолоченном кресле, имел большую почетную охрану. В честь него был назван месяц июль, список его почестей был записан золотыми буквами на серебряных колоннах. Цезарь самовластно назначал и отрешал от власти должностных лиц. В обществе, особенно в республиканских кругах, назревало недовольство, ходили слухи о стремлении Цезаря к царской власти. Неблагоприятное впечатление производила и его связь с Клеопатрой, жившей в это время в Риме. Возник заговор с целью убийства диктатора. В числе заговорщиков были и его ближайшие сподвижники Кассий и молодой Марк Юлий Брут, который, как утверждали, был даже незаконным сыном Цезаря. 15 марта 44 до н. э. – в мартовские иды – на заседании сената заговорщики на глазах испуганных сенаторов набросились на Цезаря с кинжалами. Согласно легенде, увидев среди убийц юного Брута, Цезарь воскликнул: «И ты, дитя мое» (или: «И ты, Брут?»), перестал сопротивляться и упал к подножию статуи своего врага Помпея. Цезарь вошел е историю и как крупнейший римский писатель – его «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне» по праву считаются образцом латинской прозы.

Граждане Рима менее года терпели диктатуру Цезаря! Юлий Цезарь в период 3-го консульства успел поменять календарь – ввел т. н. «Юлианский календарь», об этой календарной революции Цезаря у прекрасного автора Цензорина в его единственной дошедшей до нас книге 3 века:

Censorinus – «Книга о дне рождения» (283 г.):

«К 355 дням он добавил десять, которые распределил между семью месяцами, имевшими по 29 дней, так что к январю, секстилию и декабрю присоединились по два дня, к прочим – по одному; и приставил он эти дни к концам месяцев – для того, стало быть, чтобы обряды в каждом из месяцев не сдвинулись с места. Из-за этого теперь, когда в семи месяцах по 31 дню, четыре месяца, бывшие такими с самого начала, распознаются по тому, что ноны у них на седьмой день, а в трех прочих, как и во всех иных месяцах – на пятый. Кроме того, вместо четверти дня, которая по замыслу должна была восполнять истинный год, он постановил по истечении четырехлетнего круговорота вставлять один день там, где некогда вставляли месяц – после Терминалий. С этого года, так упорядоченного Юлием Цезарем, последующие на нашей памяти называются юлианскими, открываясь четвертым консульством Цезаря.»

Календарь Юлия Цезаря оказался правильным – его не берут никакие реформы, он выдержал 2000 лет истории и попытки его подправить уже не проводятся.


17 – 19 марта 44 г. до н. э. Рим: заседание сената после убийства Цезаря – дипломатическая победа Марка Антония, похороны Цезаря

Цезарь убит, но через два дня ситуация круто поменялась. На заседании сената Марк Антоний уже объявляет Цезаря не тираном, а защитником империи, а заговорщики-республиканцы стали преступниками. Цезаря в результате хоронят 19 (или 20) марта с почестями, а заговорщики бегут из Рима.

Анна Берне «Брут – убийца идеалист»:

«Марк Антоний и в самом деле не терял времени зря. На раннее утро 17 марта (44 г.) он назначил заседание сената, предложив высшим магистратам собраться в храме богини земли Теллурии, который располагался на Эсквилине, в квартале Карены.» «Итак, пусть сенат объявит Цезарю посмертную амнистию, простив ему авторитарный, чтобы не сказать тиранический, стиль правления. Тогда все его указы сохранят законную силу, а его прах будет достойно погребен. Одновременно следует амнистировать и тираноборцев, освободив их от любых преследований за совершенное убийство.» «Между тем слухи о том, что заговорщики приглашены на заседание сената, успели облететь Рим. На площадь Форума начали стекаться сторонники Цезаря. Они вели себя воинственно. Толпа не скрывала, что жаждет расправиться с убийцами диктатора. Многие вспоминали судьбу братьев Гракхов, буквально растерзанных разъяренной чернью, их тела были вышвырнуты в Тибр. Гонцы, отправленные заговорщиками к ним домой, возвратились с тревожной вестью: возле их жилищ заметно скопление подозрительных личностей. Кое-где соседи, прежде всего озабоченные собственной безопасностью (Рим в массе своей все еще оставался деревянным), даже поймали нескольких поджигателей…»

Три даты волновой истории Юлия Цезаря пришли на один день – 17 марта!


Рис. 2. Виченцо Камуччини «Убийство Цезаря», 1798


19 августа 43 г. до н. э. Рим: консулом избран волновой герой Октавиан Август

В возрасте 18 лет впервые избран консулом Октавиан Август, вскоре – он начинает борьбу с Марком Антонием – и становиться позднее первым римским императором. Умер первый римский император Октавиан Август ровно через 57 лет – 19 августа 14 г. (см.)


17 января 38 г. до н. э. Рим: свадьба волнового героя Октавиана Августа и Ливии

А. Кравчук «Галерея римских императриц», М., Астрель, 2010:

«Свадьба состоялась 17 января 38 г. до н. э. Ситуация была по меньшей мере странной: мало того, что невеста бьша уже на шестом месяце беременности, так еще и роль отца, вьщающего дочь замуж, играл не кто иной, как ее бывший муж и отец ребенка, которого она в тот момент ждала! Позднее, во время свадебного застолья, случился забавный инцидент. В те времена женщины обычно держали при себе маленьких мальчиков – что-то вроде амуров. Увидев, что на пиру Ливия занимает место рядом с Октавианом (см. 19 августа 14 г.), а Тиберий Клавдий расположился в другом месте рядом с кем-то другим, один из мальчиков подошел к ней со словами: „Что ты здесь делаешь, госпожа? Ведь твой муж вон тaм!“ и показал пальцем.»