Мы мечтаем о материнстве. Мужчина мечтает об отцовстве
Принято считать, что любая девочка с раннего детства хорошо представляет себя в роли матери. Любовь матери к ребенку во всю мощь проявляется уже в период его внутриутробного развития. Материнская любовь сильна и слепа. Отцовская же любовь якобы приходит не сразу. Считается, что будущего отца необходимо заранее готовить к его роли, терпеливо приучать к новому положению, чтобы постепенно пробудились в мужчине отцовские чувства. С этой точкой зрения я познакомилась давно и стала наблюдать, чтобы проверить, так ли это? Так ли уж мужчины не готовы испытывать сильные отцовские чувства к своему ребенку «с первого взгляда»? Мои наблюдения привели меня к следующему выводу: во-первых,
готовность мужчины стать отцом зависит от того, рос ли он в полной семье, с отцом и матерью, или в неполной (только с матерью).
Мальчик примеряет роль отца, копирует его в играх. Он уверен, что обязательно будет отцом, когда вырастет. Мальчику, выросшему только с матерью, труднее. Он привык быть в центре внимания и заботы. И он не знает, что от него потребуется. У него меньше развито чувство потребности быть отцом. Но эта проблема вполне решаема, если подойти к ней с терпением.
Вот маленькая история. Десятилетний мальчик решил провести опыт: создать инкубатор, чтобы в результате вывелись цыплята. Он делал все, что положено, поддерживал нужную температуру, весь период ожидания не мог отвлечься ни на что другое, весь был поглощен ожиданием и надеждой. И при этом его все время терзали сомнения: «Неужели это возможно? Неужели из белых, на вид совсем не живых яичек появятся живые птички, пробив скорлупки клювиками?» Он хотел верить. И не верил. И с замиранием сердца ждал.
И вот настал этот дивный миг. Как всегда, неожиданно. Мальчик вернулся из школы, ринулся посмотреть, как дела – ведь по срокам было уже пора, и – о чудо! Среди осколков скорлупы стоял малюсенький желтый цыпленок, мокрый, слабый, но настоящий, живой! И как вы думаете, в чем состояла реакция мальчика на это чудо?
Он принялся носиться по дому с громкими криками, полными восторженного счастья: «Я стал отцом! Я стал отцом! Я стал отцом!»
Это и есть нормальная мужская реакция на рождение младенца. Неописуемый восторг, вера в себя, чувство полета, благодарность, любовь!
Отцы любят своих детей. Они дорожат ими. Им больно, нестерпимо больно допустить саму возможность, что им могут запретить видеться со своим ребенком. И тем не менее – это реальность, с которой они не могут не считаться.
С середины XX века доподлинно известно, что чувства беременной женщины отражаются на ребенке, которого она вынашивает. Не поднимается рука написать слово «зародыш» о созревающей в лоне матери новой человеческой жизни. Уже на шестой неделе внутриутробной жизни ребенок способен к чрезвычайно сложным действиям. В восемь недель он двигает головой, руками, торсом, используя эти движения для выражения чувств, вкусов, симпатий и антипатий. Он не любит, когда его трогают, отодвигается, когда врач надавливает на живот беременной. В четыре месяца ребенок хмурится, щурит глазки, гримасничает. Ребенок боится холодной воды: если мать выпьет ее, он отвечает резкими толчками ножек. Начиная с 24-й недели ребенок постоянно реагирует на шумы, которых вокруг него немало. Он слышит голос матери и отца! Он спокоен, когда материнское сердце бьется ровно, и очень испуган, когда ритм меняется. Начиная с шестой недели беременности, он реагирует на свет. Например, солнечный. Если матери направить световой луч на живот, ребенок отворачивается или подпрыгивает. На шестом-седьмом месяце беременности ребенок очень тонко различает реакции и чувства матери.
У всех народов мира тысячелетиями существуют правила: если хочешь иметь здоровое потомство, мать во время беременности должна быть довольна, спокойна, безмятежна. Ей полагается смотреть на произведения искусства, слушать прекрасную музыку, доброкачественно питаться. Обо всем этом обязаны заботиться те, кто вместе с женщиной ждет появления на свет младенца. Хорошо, когда это отцы.
Связь новорожденного младенца с матерью и отцом очень велика. Большинство матерей (более 70 %) способны отличить своего ребенка от других по крику и даже по запаху! Кроме того, 70 % рожениц могут определять своего малыша на основании поглаживания его ручек. Но и отцы узнавали своего ребенка после поглаживания его ручки! Хотя способ прикосновения у матери и отца неодинаков: матери склонны «похлопывать, постукивать» (успокаивающие прикосновения), отцы поглаживали ручку и слегка колебали ее (жест, который можно рассматривать как приглашение к игре).
Ребенок, отец которого с самых первых дней его появления на свет ухаживал за ним, носил на руках, разговаривал, меньше боится посторонних людей, проявляет большую общительность.
Даже у новорожденных девочек и мальчиков мозг функционирует по-разному!
Два полушария головного мозга лучше связаны между собой у девочек. Поэтому девочки склонны к анализу и чаще задают вопросы.
Мозг мальчиков богат в большей степени внутренними соединениями. Поэтому мальчики лучше успевают по математике и ориентируются в пространстве.
Оба района мозга, отвечающие за речевые способности, на 20–30 % более объемны у девочек. Поэтому мальчики часто начинают говорить позже, чем девочки.
Мальчики более болезненны, чем девочки, и значительно ранимее эмоционально.