Вы здесь

Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной. СЛОВО 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста. после канона прп. Андрея Критского (Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир...

СЛОВО 19

О великом покаянном каноне

В понедельник 1-й седмицы Великого поста

после канона прп. Андрея Критского

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче; утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.

Покаянный тропарь Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!


Сегодня мы с вами начали чтение великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. В чем же мы каемся и о чем плачем в дни Великого поста?

Один за другим в великом каноне преподобного Андрея проходят перед нами образы библейских героев – праведников и грешников, о которых сказано в Ветхом и Новом Заветах. Апостол Павел пишет: Все Писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3, 16–17). Священное Писание не есть только история израильского народа. Нет более полной, одухотворенной и совершенной летописи души человеческой! Вот почему покаянный канон вызывает в нас чувство особого умиления и благочестивого настроения. Фактически весь он – не что иное, как разговор человека с собственной душой, искреннее испытание своей совести.

Вот мы слышим скорбь несчастных наших прародителей, изгнанных из рая. Они стонут и болезненно оплакивают свой грех. Но разве душе нашей это не близко? «Увы мне, окаянная душе, что уподобилася еси первей Еве? видела бо еси зле, и уязвилася еси горце, и коснулася еси древа, и вкусила еси дерзостно безсловесныя снеди». Адам и Ева скорбят у дверей рая, но разве не великой скорбью является вся наша суетная земная жизнь с ее нуждами, грехами, страстями, болезнями, невоздержанием и испытаниями? Разве не жалуемся мы порой на тяжесть бытия, разве не ощущаем постоянно наше внутреннее несовершенство? Отягченная грехами душа человеческая стонет и страдает от совершаемого зла. Терзаемся, но все равно грешим. И снять эту тяжесть может лишь Божественная благодать. Именно она очистит, омоет скорбящее сердце, оживит душу.

Но благодать Божия подается в покаянии. Ведь бремя, отягчающее нас, не что иное, как скопившиеся грехи и беззакония. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие, – зовет нас Спаситель. Господь знает, что только искреннее и сердечное покаяние способно исцелить и оздоровить душу, дать ей благодатные, всемогущие, врачующие и просвещающие силы. Скорбь жизни отступает пред лучезарным светом Божественной любви.

Преподобный Андрей Критский призывает душу человеческую уподобиться ветхозаветному прообразу Христа – Иосифу праведному, проданному в рабство собственными братьями: Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными стремленьми, присно беззаконнующи. Но по злому и греховному произволению своему душа уклонилась от Господа, яко Дафан и Авирон, и взывает ныне из ада преисподняго. И содрогаемся, и страдаем при воспоминании явных и тайных грехов своих. Ужас охватывает от одной мысли о содеянном: Слезы, Спасе, очию моею и из глубины воздыхания чисте приношу, вопиющу сердцу: Боже, согреших Ти, очисти мя.

Рассказ о праведниках и грешниках в великом покаянном каноне является описанием нашей души. Это мы с вами, братья и сестры, падаем и восстаем, грешим и раскаиваемся. Но как бы трудно, как бы скорбно ни было осознавать собственную недостойность, нам не пристало и не должно допускать отчаяния: Рука нас Моисеова да уверит, душе, како может Бог прокаженное житие убелити и очистити, и не отчайся сама себе, аще и прокаженна еси.

Внимая обличающим словам великого покаянного канона, вспомним, братья и сестры, кем же был преподобный Андрей, архиепископ Критский, и что подвигло его на создание столь замечательного церковного молитвенного произведения?

Родился преподобный Андрей около 660 года в городе Дамаске в семье благочестивых христиан. Известно, что до семи лет мальчик не умел говорить. И никто не мог понять причины его немоты, с медицинской точки зрения она ничем не оправдывалась. Очевидно так был отмечен Богом этот светильник благочестия, а болезнь ниспосылалась ему, чтобы подтвердить славу Божию. Действительно, однажды после принятия Святых Христовых Таин отверзлись уста его. Немой прежде мальчик не только явил дар красноречия, но и особенные способности в чтении Священного Писания и изучения богословских наук.

В четырнадцать лет благочестивый отрок покинул семью, удалился в Иерусалим, и там, в обители преподобного Саввы Освященного принял монашеский постриг. Строгий и целомудренный, кроткий и смиренный инок Андрей удивлял добродетельной жизнью и необыкновенным для его небольших лет разумом. По прошествии определенного времени он был причислен к иерусалимскому клиру и назначен секретарем Патриархии – нотарием. В 680 году местоблюститель Иерусалимской патриаршей кафедры Феодор включил архидиакона Анд рея в число представителей Святого Града на VI Вселенском Соборе. Благодаря глубоким знаниям православных догматов, он успешно противоборствовал еретическим учениям и проявил себя как замечательный богослов. После Собора архидиакона Андрея отозвали в Константинополь и определили к храму Святой Софии, Премудрости Божией. В конце VII века святой Андрей был рукоположен в архиепископа города Гортины на острове Крит. На новом поприще он просиял как истинный светильник Церкви, великий иерарх-богослов, учитель и гимнотворец. О времени кончины святителя среди церковных историков нет единого мнения. Одни называют 712, другие – 726 год. Известно только достоверно, что скончался он на острове Митилини, возвращаясь на Крит из Константинополя, где был по делам Церкви. Мощи его были перенесены в Константинополь.

Святитель Андрей Критский написал много Богослужебных песнопений. Он стал основателем новой литургической формы – канона. Самым же впечатляющим наследием святителя является великий покаянный канон, чтение которого, братья и сестры, мы начали с вами сегодня.

Вместе с преподобным Андреем, вслушиваясь в слова канона, всматриваясь в историю жизни людей, бежавших от Бога, но настигнутых Им, каемся и плачем очищающими слезами, думая о том, что Любовь Божия не оставляет нас, выводит из бездны отчаяния и греха. И ждет от нас искреннего покаяния. Бог с нами всегда! По-отечески милосердно и сострадательно Господь смотрит на нас даже тогда, когда мы думаем, что Он отвернулся от нас. Бог никогда не покидает человека, это мы, люди, порой не чувствуем этой близости.

Великий канон, на примере праведников и грешников, еще и еще раз останавливает наше внимание на том, как часто дни жизни нашей тратятся впустую. Сколько их было дано нам для покаяния, для исполнения заповедей Божиих, для истинного духовного труда?! Но мы этого не поняли и, по своей собственной человеческой воле, жили вдали от Бога, растрачивая драгоценное время. Вот о чем ныне следует плакать, вот в чем каяться! Кто знает, сколько еще Великих постов суждено нам пережить, сколько дней бытия отпущено для покаяния… Преподобный авва Исаия говорит: «Ничтожно время земной жизни, но мы обольщаемся и тратим его на пустые дела. Между тем подходит неприметно последний час, и мы подвергаемся вечному плачу. Не пренебрежем хранением нашего сердца! Будем постоянно наблюдать за ним, прилагая все попечение о своем спасении и непрестанно молясь Благости Божией, чтобы она помогла нам».

Задумаемся, насколько бесценно время нашей земной жизни, определенное нам Богом для очищения, молитвенных трудов, духовного делания и покаяния. Покаянием обретаем мы надежду на пути Божием, утешение в опасностях настоящего бытия.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Но что есть истинное покаяние? Только ли самобичевание, копание в совершенных грехах и желание вскрыть гнойные нарывы совести. Нет! Не только и не столько… Преподобный Ефрем Сирин называл покаяние «древом жизни», потому что оно «воскрешает многих умерших грехами». Каяться – не значит искать в себе исключительно темные стороны. Каяться – значит всей душой, всем сердцем, всем существом своим осознавать греховность как свое недостоинство, то есть несоответствие высокому назначению быть чадами Божиими. Осознавать и стремиться исправиться, обратиться от греха к праведности, от тьмы к свету. Ведь во все дни с нами Бог, мы всегда предстоим пред Лицом Вселюбящего Творца, готового принять наше покаяние, простить и помиловать нас по великой Своей милости, призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет. 2, 9).

Пока не пришла смерть – ведь мы не знаем, когда дни нашей жизни закончатся – попросим всей душой и сердцем у Господа прощения, помилования за совершенные беззакония. Да, сегодня мы содрогаемся от множества прегрешений, скорбим о напрасно потраченном времени, но силой искреннего покаяния готовы вновь духовно преобразиться, возродиться к любви, добру, созиданию себя достойными Божественного родства и славы Божией.

Много слез еще прольется с покаянными словами великого канона преподобного Андрея Критского, но счастлив тот, кто умеет плакать и скорбеть о грехах своих. Ведь это слезы – не слезы отчаяния и озлобления, это – очистительные потоки, готовящие нас к грядущей радости прощения и возрожденной надежды. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Пока поприще земной жизни не прекращено для человека, покаяние, а следовательно, и спасение, для него вполне возможно». Придет раскаяние, сотворит душа человеческая достойный плод покаяния, который с любовью примет Господь и воздаст сторицею. И потому преблаженнейший пастырь Критский оставляет всем нам истинно достойное упование: Новаго привожду ти Писания указания, вводящая тя, душе, ко умилению: праведным убо поревнуй, грешных же отвращайся и умилостиви Христа молитвами же, и пощеньми, и чистотою, и говением. Аминь.