Год 1340
Строительство церкви и кельи. Поход братьев в Москву. Освящение церкви. Посещение Петра. Стефан покидает пустыню. Беседа Варфоломея с игуменом Митрофаном о жизни в пустыне. Бесовские угрозы, видения.
В конце февраля на Маковице установилась благоприятная погода. По ночам ещё держались морозы, но днём они ослабевали под яркими солнечными лучами. Дни стали длиннее. Работа ускорилась. За прошедшие месяцы братья напилили и ошкурили достаточно брёвен, по две сажени для кельи, по три – для церкви, и сложили их между пней, оставшихся на поляне. Уже наполовину сложена келья.
Вечерело. Приладив на сруб очередное бревно, братья отошли в сторону. Воткнув топор в пень, Стефан присел на бревно:
– На сегодня хватит, да и пора на вечернюю молитву.
Варфоломей сел рядом:
– Медленно мы работаем. Келью ставим, а церковь ещё не начинали. Вот уж и весна скоро.
– Скоро, скоро, брат… Потом непременно лето придёт, – задумчиво произнёс Стефан.
– Давай сделаем так, – Варфоломей внимательно посмотрел на брата. – Начнём завтра ставить церковь, а келью летом сладим. Пока нам и землянки хватит, ведь морозы мы в ней пережили, а летом хорошо там будет, прохладно.
Стефан задумался, почесал затылок:
– Разумное дело предлагаешь. Сперва поставим дом Господа нашего, а уж потом для себя, как придётся.
– Спасибо тебе, брат дорогой, я знал, что ты поймёшь меня.
– Моя вина, что мы не сразу так начали, – с огорчением сказал Стефан.
– Не казни себя, оба виноваты. Прости нас, Господи, за ошибку нашу. – Варфоломей перекрестился.
– Пойдём, помолимся, поедим, да и отдохнуть надо. – Стефан встал и, прихватив топор, пошёл к землянке.
К середине апреля весь снег растаял. На поляне заметно уменьшилось количество заготовленных брёвен. Рядом с недостроенной кельей возвышался полностью собранный сруб церкви. Братья начали устанавливать крышу. Внизу Стефан отёсывал очередное бревно, готовя его к подъёму на сруб. Варфоломей работал наверху. Закрепив укосину, он выпрямился, посмотрел на Стефана, хотел его поторопить, но, услышав журавлиный клёкот, взглянул на небо. Высоко над зелёными вершинами сосен, выстроившись клином и степенно размахивая крыльями, плыли журавли. Зачарованный красотой полёта птиц, Варфоломей не заметил, что Стефан поднёс и уже подаёт бревно.
– Эй, о чём мечтается, братец? – прервал его задумчивость окрик брата. – Работай, не отвлекайся.
– Стефан, зима кончилась, самое трудное время мы с Божией помощью пережили, – восторженно откликнулся Варфоломей. – Теперь уж совсем весна, дни вон какие длинные стали. Скоро церковку закончим.
– Если так будешь работать, мы и к осени не закончим. Хватит отдыхать, давай работать.
Варфоломей принял бревно, стал прилаживать его. Стефан готовил следующее.
В мае месяце, когда деревья покрылись листочками, а на лужайках проросла трава, строительство церкви было в основном закончено. Церковь получилась небольшая, продолговатой формы, по образу Ноева ковчега, ведущего нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Дальняя от входа часть помещения несколько возвышалась над передней и заканчивалась вверху главкой, на которой был установлен крест во славу главы Церкви – Иисуса Христа. В боковых стенах были сделаны проёмы для окон. Осталось только вставить стёкла и навесить дверь. Рядом с церковью стояла так и недостроенная келья и шалаш, сооружённый братьями ещё осенью. Возле шалаша в качестве скамьи на двух пнях лежало бревно.
Братья тесали доски для двери. Стефан, закончив очередную, положил её рядом с несколькими уже готовыми, воткнул топор в пень.
– Доску закончишь – на дверь как раз хватит, – сказал он Варфоломею и сел на бревно.
Через некоторое время и Варфоломей, положив готовую доску вместе с другими, воткнул топор рядом с топором брата, отошёл в сторону и с удовлетворением стал разглядывать дело рук своих.
– Слава тебе, Господи, дом Божий заканчиваем, – не отрывая взгляда от церкви, тихо сказал Варфоломей и перекрестился.
– Ныне тепло, дни долгие, теперь и келью быстро сработаем, – отозвался Стефан.
Варфоломей обошёл церковь, рассматривая её со всех сторон, и остановился у входа. Постояв некоторое время молча, он обратился к Стефану. Привыкший жить в послушании воле родителей, Варфоломей спросил:
– По плоти ты мне старший брат, а по духу – вместо отца. Теперь скажи мне, во имя какого святого следует освятить нашу церковь? Какой будет её престольный праздник?
Стефан задумался. Он понимал, что сам он здесь только потому, что не смог оставить младшего брата одного в момент перехода его от размеренной жизни в семье родителей к жизни отшельника, полной невзгод и неожиданностей. В душе его таилась тревога, что сам он не долго сможет выдержать одинокую, трудную жизнь в удалённой от мира пустыне. Он принял решение: раз Варфоломей сам избрал для себя жизнь для Бога и путь отшельника, сам нашёл место сие, тогда пусть он и назовёт имя святого, во имя которого желает освятить возведённую ими церковь. Чтобы не стеснять волю брата, Стефан ответил:
– Вот как закончим церковь, пойдём к святителю просить благословения на её освящение. – Немного помолчал и, внимательно глядя на Варфоломея, спросил: – Скажи сам, во имя какого святого ты желал бы освятить нашу церковь?
Варфоломей тихо ответил:
– Зачем спрашиваешь о том, что сам лучше меня знаешь? Ради послушания я вопрошал тебя, не хотелось мне иметь в сем волю свою, и вот Господь не лишил меня желания сердца моего! – подошёл к брату и продолжил: – Ты, конечно, помнишь, как покойные родители наши не раз говорили, что я трижды возгласил во чреве матери во время литургии?
– Помню, – ответил Стефан. – И отец Михаил, тебя крестивший, и чудный старец, посетивший нас, говорили, что это трикратное возглашение твоё предзнаменовало, что ты будешь учеником Пресвятой Троицы.
– Посему пусть церковь наша будет посвящена пресвятому имени Живоначальной Троицы, – спокойно и уверенно сказал Варфоломей. – Это будет не наше желание, но изволение Божие. Пусть прославляется здесь имя Господне отныне и во веки веков.
– Согласен я, братец мой, – глядя на Варфоломея и улыбаясь, ответил Стефан и, вставая, добавил: – А чтоб сие исполнено было, примемся за работу.
Братья подошли к доскам и стали складывать из них дверь.
В начале июня церковь была построена, только, за неимением стекол, за которыми надо было сходить в Радонеж, окна были прикрыты деревянными щитами. Келью тоже почти закончили, за исключением окон и входной двери, которую братья ещё накануне собрали и теперь устанавливали в проём сруба. Работа подходила к концу. Варфоломей, попробовав, как закрывается дверь, немного подтесал её топором. Стефан, отойдя в сторону, посмотрел на келью и, довольный результатом, торжественно произнёс:
– Ну, всё. Стены есть, пол и крыша есть, лежанки есть, дверь поставили, теперь и жить можно.
Варфоломей, убедившись, что дверь закрывается хорошо, повернулся к Стефану:
– Жить можно, а чем зимой греться будем?
– До зимы успеем и очаг сложить, и дрова заготовить, – не отрывая взгляда от кельи, ответил Стефан.
– До зимы церковь ещё надо освятить, – напомнил Варфоломей.
Стефан повернулся к брату:
– Дело молвишь, только осталось нам стол сработать да навес над ним, затем очистить двор от мусора. Как всё сие закончим, так и пойдём на Москву просить благословения святителя на освящение церкви.
– Ещё надо собраться в дорогу, путь дальний, дорога трудная, неизвестная.
– Пойдём тропами звериными до Радонежа. У Петра переночуем, запасёмся пропитанием, а оттуда на Москву. Там уже есть добрая дорога.
– А всё-таки много мы сделали, – удовлетворённо сказал Варфоломей, глядя на церковь.
– Много, брат, много, – ответил Стефан, обводя взором поляну.
Только теперь, когда самая трудная и неотложная работа была выполнена, они как будто заново увидели всё вокруг. Густой лес окружал поляну со всех сторон. Вековые деревья широкими, мохнатыми лапами нависали над церковью и кельей, осеняя их и шумя вершинами.
Закончив намеченные работы, Стефан и Варфоломей с котомками за плечами и посохами в руках отправились в Москву. На третий день они вышли из леса на широкое поле. Солнце подвигалось к зениту. В воздухе стоял зной, дождя давно не было. Разбитая конскими копытами и повозками дорога пылила, потому братья шли по самой её кромке, задевая покрытую пылью, ещё не примятую траву. Дорожная пыль была везде – и на чёрном подряснике Стефана, и на серой холщовой рубахе Варфоломея, и на сапогах. По сторонам от дороги лежали никогда не кошенные луга, ещё зелёные, с пятнами ярких цветов. Слева луг уходил вниз по склону, скрываясь в ложбине, на краю которой стоял лиственный лес; справа луг простирался до соснового бора. Дорога поднималась на небольшой холм, взойдя на который, братья встретили путника, идущего им навстречу. Был он средних лет, коренастый, крепкого сложения. Войлочная шапка едва прикрывала копну русых волос, борода и усы аккуратно разглажены. Одет в длинную холщовую рубаху, подпоясанную бечёвкой, и такие же порты. На ногах лапти, за спиной котомка, в руке посох – обязательная принадлежность каждого странствующего.
Поравнявшись с путником, братья поклонились ему.
– И вам здоровым быть, – ответил путник с поклоном. – Далеко ли путь держите?
– На Москву, к митрополиту, – ответил Варфоломей. – Скажи, добрый человек, много ль нам идти ещё?
– Да вон она, Москва-то, – путник повернулся назад и указал посохом, – с дороги не собьётесь, да и мимо митрополичьих хором не пройдёте, они самые высокие, на холме у реки.
Братья посмотрели, куда указывал путник, и увидели едва заметные крыши домов и главы церквей.
– Благодарствуем. Спаси и сохрани тебя Господь, – сказал Стефан.
Братья поклонились путнику, тот ответил им тем же и удалился в сторону леса.
– Скоро уж в Москве будем, – бодрым голосом произнёс Стефан.
Варфоломей кивнул в ответ, затем, осмотрев одежду свою и брата, заметил:
– Но мы не можем в таком виде явиться к митрополиту.
Стефан тоже посмотрел на свою одежду:
– Ты же слышал, его дом стоит на берегу реки, там и почистимся.
И братья быстрым шагом пошли в сторону Москвы.
Солнце уже садилось, когда они подошли к палатам митрополита. Все строения были обнесены высоким частоколом, собранным из заострённых брёвен. У ворот их остановил монах.
– Какая нужда привела вас сюда, странники Божии?
– Идём из Радонежа, – ответил Стефан с поклоном. – Есть у нас дело к митрополиту, хотим просить благословения на освящение церкви.
– Проводи их, – обратился монах к проходившему мимо брату.
– Идите за мной, – сказал тот и повёл через двор к лестнице, ведущей в покои митрополита.
Двор был просторный, выложен тёсом. Напротив ворот стояла церковь с высокой колокольней, рядом двухэтажные палаты митрополита, за ними хозяйственные постройки. Строения добротные, сложены из толстых брёвен, крыты лемехом. Во дворе трудились монахи, завершая дневные дела.
Стефан и Варфоломей остановились перед церковью, перекрестившись, низко поклонились.
Следуя за монахом, братья поднялись на второй этаж, прошли по крытой галерее, вошли в небольшую комнату. У окошка, едва пропускавшего тусклый дневной свет, за столом работал старец. Свеча в деревянном подсвечнике освещала его сосредоточенное лицо, скрытое седой бородой. Скудную обстановку в комнате дополняла длинная скамья у стены, над дверью в смежную комнату висела икона Христа.
Старец, не взглянув на вошедших, продолжал работать. Сопровождавший братьев монах что-то тихо сказал ему и вышел из комнаты.
– Ждите, – промолвил старец, не отрываясь от письма.
Братья терпеливо стояли у двери.
Поставив на листе точку, старец пошёл в палату митрополита. Вскоре он вышел и с лёгким поклоном пригласил:
– Митрополит Феогност ждёт вас.
– Благодарствуем, – дружно с поклоном ответили братья.
Перекрестившись перед входом, они вошли в палату и осмотрелись. Увидев иконы Христа и Богородицы, перед которыми теплилась лампада, братья снова перекрестились и низко поклонились.
В углах палаты стояли высокие кованые подсвечники с горевшими на них восковыми свечами. На аналое лежала открытая книга. У стены – длинная скамья с резной спинкой, над ней – три окна с цветными стёклами. Одна стена закрыта полками с книгами в кожаных и деревянных переплётах, здесь же нашли место свитки разных размеров, перевязанные лентами, пожелтевшие от времени и потрёпанные от частого чтения, и совершенно новые бесценные носители мудрости человеческой. Убранство покоев Варфоломей рассмотрел мгновенно; взгляд его остановился, когда он увидел митрополита, сидевшего в кресле, похожем на трон. По обе его стороны стояли два пожилых монаха. Стефан и Варфоломей опустились перед митрополитом на колени, склонившись в земном поклоне.
– Прости нас, отче, за дерзость, – произнёс Стефан, не поднимая головы, – дозволь обратиться с просьбой великой.
– Встаньте, дети мои, – ласково сказал Феогност.
Стефан и Варфоломей поднялись. Перед ними в кресле сидел уставший седой человек с окладистой бородой, длинными, аккуратно причёсанными волосами. Из-под косматых бровей на братьев смотрели внимательные глаза.
– Поведайте мне, кто вы, откуда и какова просьба ваша, – тихим голосом спросил митрополит.
Стефан, имея опыт монастырской жизни, взял на себя инициативу. Взглянув мельком на Варфоломея, он понял, что тот его одобряет. Варфоломей же, будучи весьма образованным в основах Православной веры, но не имея опыта общения с иерархами церкви, робел и потому был за это благодарен брату.
– Я, отче, инок Покровского монастыря, что в Хотькове, а это брат мой меньшой Варфоломей. Прошлой осенью, по велению души, имея желание посвятить свою жизнь служению Богу, мы с братом, по благословению настоятеля нашего монастыря игумена Митрофана, удалились в пустыню в лесах за Радонежем. Там провели мы зиму. За время то своими трудами поставили малую церковь и келью.
Феогност выслушал Стефана внимательно, с интересом и затем сказал:
– Похвально дело сие, совершаемое во славу Господа. Чего же вы теперь хотите?
– Теперь, отче святый, – продолжал Стефан, – просим мы твоего благословения на освящение храма сего, чтоб, живя в пустыне, могли мы молиться во славу Господа Бога нашего.
– И вы желаете вернуться в пустыню и продолжить тяжкий труд отшельников? – спросил Феогност с некоторым любопытством.
– Так, отче, – уверенно ответил Стефан.
Немного помолчав, Феогност по-отцовски спокойно и назидательно произнёс:
– Пустынножительство – дело тяжёлое и опасное. Не каждый может выстоять в поединке с силами зла, неизбежном при высочайшем подвиге отшельничества. Такой уединённый подвиг выдерживают только иноки, предварительно закалённые долгим пребыванием в монастыре, да и то не все. Ты уже в возрасте, имеешь жизненный опыт, облачён в иноческий образ. А что брат твой? Ведь он совсем молод. Давно ль он покинул отчий дом? Хватит ли ему сил и мужества?
– Ему, отче, уж двадцать один год. Всю жизнь свою пребывал он в послушании праведным родителям нашим, кои скончались прошлой осенью. Жизнь Варфоломея в родительском доме мало чем отличалась от монастырской. Молитва и пост, послушание и труд – всё, как в обители.
Феогност внимательно посмотрел на Варфоломея:
– Но для монашеского звания ему не хватает иноческого обета-клятвы отречься от мирских благ и всецело посвятить себя Всевышнему.
– Такую клятву, отче, я давно принёс в сердце своём, – ответил Варфоломей уверенно, глядя митрополиту в глаза, и поклонился.
– Иноческий постриг, сын мой, важен бесповоротностью, неотменяемостью, – произнёс митрополит тоном, каким увещевают детей.
Стефан пришёл на помощь Варфоломею:
– Отче, Варфоломей не по букве, но по духу был истинным монахом с младенчества, ещё во чреве праведной матери, воспринявшей подвиг молитвы и поста ради благодатного ребёнка. Отшельничество наше в сию зиму сразу показалось Варфоломею по плечу только потому, что домашняя обитель заменила для него житие среди иноческой братии.
– Сын мой, – обратился Феогност к Варфоломею, – хватит ли тебе сил продолжить столь трудный путь? В Евангелии от Матфея сказано: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».
Конец ознакомительного фрагмента.