Вы здесь

Восьмое чудо света. ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ. Его величество символ (О. А. Зиновьева, 2014)

Его величество символ

Ваза в виде плода со снопом. Павильон № 2 «Северный Кавказ» (1954), «Народное образование». Архитектор С. Н. Полупанов, скульптор А. И. Тенета


Наверное, все согласятся, что самым популярным и сложным из фруктов всегда было яблоко. Яблоки входят в меню каждого рога изобилия, яблоки вплетены в майоликовые и гипсовые гирлянды, яблоки собирают представители всех возрастных групп на фресках и барельефах. Яблоко – это плод древа жизни, запретный, сладостный, открытый, как знание, для немногих. Не случайно на голову Исаака Ньютона упало именно яблоко, что повлекло открытие закона всемирного тяготения. Яблоко с древа жизни – это успех в жизни, но одновременно и падение с ветви этого древа, как пал Адам. Прекрасный и поверхностный Парис пытался сам решить, кому из трех богинь отдать золотое яблоко первенства, хотя оно же было и яблоком раздора. Но, польстившись на уговоры Афродиты, он выбирает ее, а вместе с тем для себя в качестве награды за подсказанный выбор – Елену Прекрасную. Борис Годунов «ввел в обиход державу, которая именовалась в ту пору у нас и Речи Посполитой «яблоком». В европейском и российском сказочном мирах существовали яблочки молодильные, райские и гадальные. Древний славянский языческий праздник Яблочный Спас вошел в православие и совпал с Преображением Господним. На этот праздник верующие приносят яблоки, в которых воплощаются многие символические значения – спасение, преображение, преодоление. Возможно, советское увлечение изображением яблок тоже было связано с надеждами на преобразование общества, но даже в сказках или мифологии, да и в реальной жизни «яблочные» методы не всегда давали желаемые результаты, как партия «Яблоко» например.


Ваза реальных и нереальных плодов с пушкинской белкой и голубем. Оформление бокового фасада павильона № 68 «Сибирь» (1954), «Угольная промышленность» (ВДНХ), Выставочно-коммерческий центр Республики Армения


Наряду с реальными представителями обильной выставочной флоры посетители удивляются невиданным растениям – цветам, плодам и листьям, которые мы встречаем на мощных барельефах, сверкающих мозаиках, прихотливых витражах или ярких изразцах, рисующих картины светлого будущего, некоего коммунистического рая. С одной стороны – это настойчивая политическая пропаганда, а с другой – психологическое стремление спрятаться от суровой действительности в райских кущах, где произрастают невиданные растения далекой сказочной страны, благостной утопии, которой придумали название «коммунизм» и стали строить всем миром.


Майолика с фруктами и цветами на колоннах павильона № 18 «Бело-русская ССР» (1939, 1954). «Электротехника» (1963). Архитекторы Г. Захаров, З. Чернышева, М. Захаров; скульптор А. Бембель


Здания обвиваются гирляндами неведомых сказочных цветов и фруктов, рогами советского изобилия. Цветы, овощи, фрукты информировали о великих свершениях на сельскохозяйственном фронте. Мозаики, рельефы и майоликовые полотна с упоением рассказывали о продовольственных программах всех союзных республик – производстве молока и мяса, стрижке овец, сборе фруктов и овощей и, конечно, зерна.

Эта сказочная страна предстает в оформлении пальмовых и дубовых ветвей, лавровых листьев и венков, то есть растений, исторически применявшихся для прославления героев или победоносных событий. Листья хорошо проработаны и представлены с характерными плодами – оливками или желудями.




Сноп в виде гриба и розетка с фруктами, шишками и цветами. Фрагмент наличника со звездами и пшеницей. Боковой и парковый фасады павильона № 15 «Поволжье» (1954). Архитекторы И. Яковлев, И. Шошенский; скульпторы А. Стемпковский, Ю. Поммер, В. Дерунов


Дубовые и лавровые листья, желуди, рожь, виноградная лоза и серпы. Решетка над дверью парадного фасада. Павильон № 26 «Хлопок» (1939), «Земледелие» (1954). Архитекторы П. Ревякин, А. Громов, В. Туканов, И. Игнатьева; скульптор Л. Писаревский




Дубы, рябины, виноград, лен, подсолнухи, а также фантастические плоды и цветы в убранстве парадной галереи. Павильон № 26 «Хлопок» (1939), «Земледелие» (1954). Архитекторы П. Ревякин, А. Громов, В. Туканов, И. Игнатьева; скульптор Л. Писаревский


Смысловой аналог рога изобилия – корзина, полная плодов, и фруктовая гирлянда на древках. Решетка Главного входа ВВЦ (1954). Архитектор И. Мельчаков; скульпторы А. Антропов, С. Орлов, С. Рабинович, И. Слоним, Н. Штамм


Дуб — это одно из самых популярных деревьев в мифологии многих народов, что связано с его твердой древесиной, долголетием, использованием желудей и коры для разных сельскохозяйственных, медицинских и химических целей. Совсем немаловажно, что особой изысканной декоративной привлекательностью отличаются листья и плоды дуба. Древние кельты, друиды и славяне поклонялись дубу, наделяя его божественной силой. В языческих культурах дуб ассоциировался с самими главными богами: в Древней Греции – с Зевсом, в Риме – с Юпитером. В соответствии с христианской легендой из каменного дуба был сделан крест Господень. Символика дуба используется в тех случаях, когда надо подчеркнуть силу, защитные свойства и несгибаемость, поэтому изображение дубовых листьев, ветвей с желудями или венков часто встречается на гербах, в атрибутике военной формы и амуниции. Популярны были дубовые венки в эпоху победного ампира начала XIX века, а из народных преданий дубовые ветви перешли в псевдорусский стиль. В сталинскую эпоху, что особенно заметно на выставке, проявилась как военная, так и сказочная привлекательность этих узорчатых листьев.

Пальмовые ветви, совсем не характерные для нашего климата, но привлекательные для оформления сказочной страны, встречаются у древних египтян и евреев в качестве такого противоречивого символа – одновременно мира и победы, часто пальмовыми ветвями чествовали героев и лидеров, как военных, так и духовных. Иисуса Христа приветствовали пальмовыми ветвями во время его прихода в Иерусалим. Сама форма пальмового листа, очень орнаментальная и заметная, получила название пальметты. Пальмовый лист как символ установления долгожданного мира становится исключительно популярным декоративным элементом в живописи и архитектуре европейской культуры на всем протяжении ее развития, особенно в послевоенные периоды. Однако на определенных этапах отмечалась большая или меньшая склонность к этому пышному элементу убранства. В советскую эпоху, особенно в послевоенные годы, пальмовая ветвь становится необходимым атрибутом декора зданий, значительно она распространена на ВСХВ-ВДНХ.

Еще один лист или завиток – акант, который не растет в нашей стране, также привлекал художников красотой зубчатых листьев.

Древние греки, организаторы коринфского ордера, использовали мотив аканта в создании формы капители. Древние римляне отдавали особое предпочтение аканту как главному декоративному элементу своих любимых архитектурных ордеров – коринфского и композитного.

В эпоху Возрождения орнамент, созданный на основе листьев аканта, встречался в любых предметах декоративного искусства, будь то резной алтарь, торжественный портал, мебель, посуда, шпалеры или мраморные рельефы. Это популярное растение, насчитывающее около 20 видов и произрастающее в Средиземноморском регионе, овеяно легендами и отвечало самой сути отношения готики к природе как к таинственному и прекрасному миру.


Листья аканта, коробочки хлопка в оформлении капители. Павильон № 31 «Лен и другие прядильные культуры» (1939), «Конопля», «Геология» (1963)


Листья аканта, рожь, яблоки в капители колонны. Павильон № 71 «РСФСР» (1954). Скульпторы Н. Томский, М. Бабурин, Д. Шварц, В. Цигаль, Л. Кербель; архитекторы Р. Бегунц, С. Никулин


Советская художественная мысль вплетала в чужеродные листья аканта свои родные колосья и дубовые листья.

Дерево в целом как часть дикой природы использовалось в качестве символа преображенной или побежденной природы, часто в окружении юных мичуринцев или пионеров-са до водов. В сочетании с молодыми представителями страны молодое деревце напоминало о счастливом будущем, которое открывается юным гражданам. В стране шла индустриализация и, как следствие, урбанизация. По сути, осуществлялось наступление на старые устои сельской жизни в ее взаимодействии с природой. Коллективизация была индустриализацией крестьянского труда с укрупнением сел и превращением их в агрогорода.


Древо жизни с цветами и плодами в наивно-мифологическом стиле. Решетка дворового фасада. Строение № 118 «Чай-кондитер», «Главкондитер», «Главчай», кафе «Лето», кафе «Астория» (1938). Перестроено в 1954 г.


ВСХВ и ВДНХ населяют самые разные животные, прирученные человеком и приносящие ему пользу. В этом изобилии рельефов, масок, скульптур и мозаик прослеживается несколько мотивов. С одной стороны, это вечная тема покорения природы и служения природы на благо рабочего и колхозника в успешных советских колхозах и совхозах. С другой стороны, мы не должны забывать об историческом значении символов животного происхождения, которые закрепились в массовом сознании и подсознании.

Давайте и мы попробуем поразмышлять о роли животного мира на территории выставки.






Посадка деревьев и сбор урожая пионерами. Барельеф на фронтоне. Райское дерево с плодами. Павильон № 8 «Юные натуралисты» (1954). Архитекторы Н. Гришин, Д. Витухин, А. Гольдин


Вполне понятно, что на многих павильонах советских республик, специализирующихся в области животноводства, мы видим основных представителей, прирученных человеком многие тысячелетия назад: корову или быка, овцу, реже козу. Советские эпические панно превращают этих животных в сакральных, опираясь на древние традиции Месопотамии, Египта, Древней Греции и Рима.

В древнейших культурах, где, видимо, преобладал или был первым приручен крупный рогатый скот, корова и бык являлись символами космических сил, верховной божественной парой, давшей начало миру. Бык представлял собой активный аспект созидательной силы Вселенной, а корова – пассивный, она персонифицировала матерь-землю, олицетворяла космическое лоно, в котором вынашивалось все существующее. Полукруглые рога коровы символизировали месяц, ее молоко ассоциировалось с Млечным Путем и плодородием, изобилием, благоденствием. В древних цивилизациях встречаются также изображения коровы с диском солнца между рогами, как небесной коровы-матери, которая заботится о солнце в течение ночи. В связи с этим ночным предначертанием лунные богини зачастую изображались с коровьими рогами. Корову, мирно пасущуюся среди людей, мы видим на деревянном фронтоне павильона «Карелия», один из настенных барельефов павильона «Эстонская ССР» представляет нам храмовую сцену, где под сакральным дубом две неземные эстонские девушки с отрешенными взглядами ухаживают за божественной коровой под сакральным дубом и получают от нее молоко.

Совсем иное значение имеет бык как активно-агрессивная сила природы. Человек вечно борется с быком, покоряет его. Высоко над портиком павильона «Мясная промышленность», пилястры которого украшают головы быков, могучий богатырь-пастух микеланджеловского телосложения сумел обуздать мощного быка железной цепью. Сочетание эпической скульптуры с вполне утилитарным сооружением, хотя и возведенным в лучших традициях классического храма, позволяет задуматься над тем, как непросто государству давалась пищевая, а особенно мясная отрасль.


Скульптурная группа с быком на фронтоне. Павильон № 51 «Мясная промышленность», «Главмясо» (1954). Архитекторы В. М. Лисицын, С. Г. Чернобай


Завершения колонн в виде бычьих голов. Капители с листьями аканта и рогами изобилия. Павильон № 51 «Мясная промышленность», «Главмясо» (1954). Архитекторы В. М. Лисицын, С. Г. Чернобай


Барельеф с добродушной свиньей в стиле советских мультфильмов. Оформление угловой башни павильона № 47 «Свиноводство»


Павильон «Овцеводство» оформляют пилястры, которые вместо капителей завершаются бараньими головами с круто закрученными рогами, исполненными в стилистике древнего языческого святилища. Баран и его варианты: голова барана, агнец, овца – еще один из самых древних знаков животного происхождения, который связан с одомашниванием животных. Похоже, что в тех регионах, где первыми были одомашнены овцы, складывается понятие о золотом руне, а там, где природные условия позволили пастухам приручить первыми коров, возникают легенды о золотом тельце.

Благодаря своему экономическому значению в истории становления человечества, где это животное давало и пищу, и одежду, баран символизирует огонь, солнечную энергию, пылкую страсть, мужскую силу, импульсивность, упрямство, доходящее до глупости. Это стихия как созидательная, так и разрушительная, требующая жертв. Овца или агнец – это символ кротости и жертвенности, некоей паствы, которой нужен пастух. Раннее христианское искусство изображало апостолов в виде двенадцати агнцев. В ветхозаветной истории в последний момент Аврааму Бог заменяет на жертвенном камне любимого сына Исаака бараном, спасая мальчика от гибели. Священный агнец в Библии может быть символом любого страдания, терпения и кротости, который отождествляется также и с Иисусом Христом.


Завершения колонн в виде бараньих голов. Павильон № 48 «Овцеводство» № 1 (1954). Архитекторы А. Колесниченко, Г. Савинов


Вблизи выводного круга и павильона «Коневодство» расположились скульптуры коней. Не конные статуи, а именно памятники выдающимся скакунам-победителям. Это дань моде, времени, массовому увлечению конным спортом, когда даже в популярных фильмах показывались скачки, в которых участвовали главные герои. Одна скульптура изображала знаменитого ипподромного бойца жеребца Квадрата орловской рысистой породы, другая – жеребца Символа буденновской породы. А в самом павильоне посетители могли полюбоваться этими красавцами и несколькими десятками лошадей орловской, русской рысистой, советской тяжеловозной и других пород.

Коневодство занимало если не главное, то очень важное место в структуре народного хозяйства. В 1916 году Россия держала первое место в мире по численности лошадей – 38 миллионов голов, но Первая мировая война, революция и Гражданская война уничтожили более половины всего поголовья. Удивительно то, что к концу 1920-х годов поголовье было во многом восстановлено (до 34,6 миллиона) благодаря тому, что лошади были незаменимы и на селе, и в качестве транспортного средства в городах. Только в одной Москве до открытия метрополитена в начале 1930-х годов использовали свыше 30 тысяч тягловых, или ломовых, лошадей. На фронтах Великой Отечественной войны в кавалерии, конной артиллерии, партизанском движении использовали 3 миллиона лошадей, и 7 миллионов было угнано в Германию.


Фигура лошади (1954). Выводной круг


Фигура Квадрата, призера и победителя многих выставок и соревнований (1954). Выводной круг


В послевоенные годы в связи с механизацией и расформированием кавалерии коневодство перестает играть важную роль в советской экономике, поголовье породистых коней, которые во всем мире очень ценились, значительно сократилось. Памятники же былой славы российских скакунов выглядят жалко, с годами разрушаясь.

Как противоречива судьба коневодства в советской экономике, так же противоречив и сам символ коня в истории человечества. Преданный и смелый конь всегда сопровождал героев в их подвигах, и в этом своем качестве он идеально вписывался в советскую иконографию. Но конь – это также быстрая, неудержимая сила, которая может приносить и разрушения. Скакун – это одновременно и интеллект, и мудрость, и благородство происхождения, и свет, и быстрота мысли, и бег времени. При этом это необдуманный порыв, это бег ради бега, это стадо, которое может растоптать и уничтожить. В сказке Ершова «Конек-Горбунок» замечательно выведены разные типы лошадей – красивых, умных, свободных, благородных, бездумно уничтожающих посевы, но готовых покориться человеку и выполнить его требования. Греки вывели архетип властного, но неуравновешенного Посейдона, которого кони выносят из морской пучины, воплощая космические силы и первобытный хаос.






Богатство и устойчивое развитие страны в советской идеологии: бескрайние просторы, тучные стада и племенной скот советских совхозов. Фрагменты росписи плафонов павильона № 56 «Ветеринария» (1939). Художник В. Фаворский


Большое значение в древних сказаниях имела масть коня, хотя и она тоже часто обозначает диаметрально противоположные понятия. Белый конь играет культовую роль: верхом на белом коне святые герои освобождают пленниц и побеждают змеев или зло, но на белом коне сидит и Смерть в Апокалипсисе. Древние греки приносили в жертву только белых лошадей. Русская сказка предпочитала две масти: сивую и рыжую. На русских иконах и на картинах художников эпохи авангарда также встречается красный конь перемен. В этих случаях красный цвет явно представляет собой цвет пламени, что соответствует огненной природе коня. Словом, природа коня, не всегда управляемая и предсказуемая, была сродни штурмовщине и безрассудству советских пятилеток, авралам в индустриализации и катаклизмам коллективизации.

Еще одно животное, не очень популярное и не слишком романтическое, – это свинья. Советская оформительская мысль ухитрилась вписать двух свинок в изящный медальон совершенного греческого храма, который представлял павильон Эстонской ССР. С умилением смотрят друг на друга две свиньи на барельефах при входе в павильон «Свиноводство». Некоей иронией веет от этих изображений в стиле доброй советской мультипликации.

Отношение к свинье в разных культурах совершенно разное. Из-за неразборчивости в еде при относительной легкости содержания и плодовитости, что всегда было важно для человека, ей несправедливо приписали ненасытность, эгоизм, похоть, упрямство, невежество, но в положительном плане соотносили с материнством, плодовитостью, процветанием и удачей. Позитивное отношение к свиньям в большинстве мифов контрастирует с их в основном отрицательной символикой в мировых религиозных традициях.

Рассмотрев основных представителей животного и растительного мира, мы можем теперь обратить свой взор на то, как изображался на выставке сам человек.

Именно человек в монументальном искусстве позволяет наиболее сильно воздействовать на массовое сознание, эмоции и мысли множества людей, организовать их действия в определенном направлении, преподавать пример того, как следует действовать. Такой подход дает возможность вывести человека за узкие рамки, границы его частного «я» и приобщить к «большому миру». Этот «большой мир» – человеческий коллектив, человеческий род, строй мироздания, космос. Для «большого мира» характерны масштабы изображаемого пространства и времени.




Барельефы сельскохозяйственных животных паркового фасада. Павильон № 4 «Эстонская ССР» (1954). Архитекторы Х. А. Арман, А. Х. Вольберг, Н. К. Тарвас; художник П. Э. Аавик; «Биология». Выставочно-коммерческий центр Республики Киргизия






Советская идеология в действии: человек – венец создания и разумный преобразователь природных богатств Сибири. Фигуры сибиряков парадного входа павильона № 68 «Сибирь» (1954), «Угольная промышленность» (ВДНХ), Выставочно-коммерческий центр Республики Армения


В монументальном искусстве пространство тяготеет к бесконечности, как, например, иконы и фрески московских храмов или фрески павильонов ВСХВ. Здесь используются сложные механизмы воздействия на человека, без исторической и географической определенности или ближайшего окружения. Изображенный человек всегда отстранен, смотрит в сторону или куда-то поверх зрителя. Даже жанровые картинки не имеют конкретной временной или географической привязки, что было очень характерно для сталинского периода. С одной стороны, мы часто встречаем детали одежды, музыкальные инструменты, оружие, средства передвижения, но все это складывается в эпическое повествование о стране в целом, а не о жизни отдельных людей. Нередко оно производит впечатление остановившегося времени, вневременности, вечности. Приобщаясь к такому «большому миру», человек чувствует свою значительность, масштабность.

Выставка полна образцами для подражания – типичными представителями людей «нового типа», заботливо выращенными Коммунистической партией и советским правительством в яслях и школах, в институтах и на производстве. Многие тоталитарные режимы предпринимали реальные шаги для создания новой расы. Новые или обновленные жители советской империи чаще изображаются в движении по пути, указанному простертой рукой Ленина. Застывшие позы участников марша позволяют задуматься, куда же они двигались. В отличие от многих религиозных культов, языческих или христианских, где движение направлялось на восток в ожидании первого солнечного луча, здесь мы видим большое разнообразие векторов.

Советская эпоха создала свою иконографию архетипов, которые тиражировались в кино, театре, книгах, плакатах и монументальном искусстве.

Можно начать с главных фигурантов этой жесткой тоталитарной структуры. На выставке не сохранилось изображений Иосифа Сталина, но Владимира Ленина можно встретить в мозаиках, скульптуре, рельефах и фресках, поскольку усиленное внимание уделялось формированию образа вождя – сначала Ленина, а затем Сталина. Когда земная бренная жизнь Ленина прекратилась и он стал нетленным богом-вождем, над его гробом Сталин произнес свою клятву высоко нести знамя Ленина, служить великому делу и укреплять диктатуру пролетариата: теперь он за все в ответе, он – вождь.

Вождь – это собирательный эпический образ отца народов, заботливый, взыскательный учитель и наставник, к которому обращались с письмами и воззваниями в определенной стилистике. Владимир Ильич Ленин становится главным символом советского государства. Сталин сам очень внимательно следил за тем, чтобы его покровитель всегда напоминал гражданам, кто он такой и кто занимает его место на грешной земле. Не забывал Сталин и о себе, но Н. С. Хрущев безжалостно расправился с изображениями своего бывшего наставника и идейного отца.

Изображение вождей имело свои каноны, воспринятые из предыдущих тоталитарных эпох и переделанные на новый, коммунистический лад. Вождь представал уверенным лидером, знающим, что делать и куда вести массы. Протянутая рука указывала единственно правильный для всех путь. В редких случаях вождю позволялось размышлять над судьбами народа или представать в окружении детей, будущих проводников коммунистических идеалов. Кроме того, также формировался образ Ленина как мудрого и любящего дедушки всех детей страны, хотя на момент кончины вождю было всего 53 года. Сталина изображали как мудрого отца, который не спит по ночам, думая о судьбах народа и страдая оттого, что ему приходится иногда быть строгим и наказывать своих детей, не умеющих принимать правильные решения.

Следует отметить еще одно различие между ленинской и сталинской иконографиями. Ленина часто изображали очаровательным белокурым ребенком, умным, добрым, чуть шаловливым, серьезным отроком-пророком, раскрывшим глаза своей матери, брату и сестрам на будущее человечества. Сталин же не разрешал себя показывать ребенком или подростком, особенно в виде городской скульптуры, в дворцовых рельефах или мозаиках. Он сразу появился на этой многострадальной земле великим и мудрым. В данном процессе формирования мифа нет ничего уникального, такое толкование весьма характерно для тоталитарных культур разных эпох.


Скульптуры молодых мужчин и женщин на башне Центрального павильона № 1 (1954). Скульпторы Г. И. Мотовилов, М. Г. Манизер с бригадой учеников; архитекторы Ю. В. Щуко, Е. А. Столяров


Сталину и Ленину как вождям требовалось изображение масс, ликующих или шествующих в заданном направлении. Ощущение вечности существующего строя делало всякое движение застывшим и неизменным на века. Сама тема псевдодвижения вперед занимала художников и скульпторов, и такие изображения встречаются очень часто. В этом особенно заметно прослеживается связь со стилистикой египетского искусства, где людской поток тоже застывал на месте.




Барельефы с изображением эпических сцен труда. Парадная галерея Центрального павильона № 1 (1954). Скульпторы Г. И. Мотовилов, М. Г. Манизер с бригадой учеников; архитекторы Ю. В. Щуко, Е. А. Столяров










Еще один важный архетип, присутствующий как самостоятельно, так и в сочетании с другими архетипами, – это герой.

Еще два легко узнаваемых типажа – это женщина-крестьянка, олицетворявшая коллективизацию и плодородие, и молодой мужчина, олицетворявший индустриализацию и героику ежедневного труда. С начала 1930-х годов изображения рабочего с молотом или отбойным молотком и колхозницы со снопом заполняли фасады возводимых сооружений. Непобедимые боги-громовержцы, Перуны с молотами, а также богини урожая и плодородия заложили основу советской иконографии, божественного пантеона, статичного и незыблемого, символизирующего вечность существующего строя и близость коммунистического рая.

С этими темами тесно переплетались другие – защита Отечества на фронте, культура, образование и спорт. Сам Сталин, выступая на конференции аграрников-марксистов в декабре 1929 года, назвал коллективизацию и ликвидацию кулачества вторым этапом Октябрьской революции в деревне.




Гигантские фигуры героя-меха ни за тора и колхозницы-трак тористки на крыше. Павильон № 32 «Механизация» (1939), «Механизация и электрификация» (1954), «Космос» (1964). Архитекторы И. Таранов, В. Андреев, Н. Быкова; скульпторы С. Орлов, А. Антропов, С. Рабинович, И. Слоним, Н. Штамм, П. Добрынин, Н. Томский, М. Бабурин, Д. Шварц, В. Цигаль, Л. Кербель


Понимание жизни как борьбы, революционного фронта в шахтах и на нивах, в цехах и на испытательных полигонах формировалось прессой, кино и литературными произведениями, живописными панно и конечно же городскими постройками. Кругом враги, и стране надо бороться, защищать завоевания революции. Эта тема проявлялась в очень многих скульптурных композициях и рельефах. Часто мирные шахтеры выглядели как воины, а их отбойные молотки – как автоматы. Отбойный молоток, похожий на автомат Калашникова, стал любимой деталью, объединяющей идею мирного труда с мыслью об опасности, присутствии постоянного фронта борьбы.

Сталинская традиция отображала все проявления жизни, но при этом умела облачать их в пафос героики. Присутствует постоянное подтверждение героического момента истории: сейчас трудно, но потом мы все вместе будем жить счастливо.

Женщина-колхозница, всегда крепкая и мускулистая, с колосьями или тыквами, гроздями винограда или ведром молока, являлась носителем многих агитационных идей. Новую освобожденную женщину начали показывать как истинную героиню, богиню труда, культуры и спорта. Она теперь свободна от буржуазного быта, становится полноправным членом общества и успевает делать все: учиться, работать, заниматься спортом и покорять воздушные пространства. Ее роль как матери, продолжательницы рода, от которой зависит наличие рабочей силы на стройках пятилеток, сильно возросла с началом индустриализации.

Конституция 1936 года дала женщине равные права с мужчиной. Она теперь могла спускаться в шахты и водить корабли, но одновременно было введено запрещение делать аборты. В случае войны женщины должны были заменить мужчин, ушедших на фронт, у станков и на тракторах.

Мать и дитя становятся до такой степени любимой скульптурной темой для садов и парков, что в 1960-х годах превращаются в нарицательный шутливый образ наравне с «девушкой с веслом», хотя скульптура выражала очень важную проблему для своего времени – повышение рождаемости в стране для пополнения рядов армии и индустрии.

На выставке мы встречаем представителей разных групп населения, исполненных героического пафоса своей эпохи. Здесь юные пионеры как герои-изобретатели, которые с гордостью демонстрируют свои самолеты и ракеты, летчики-герои в шлемах и летной форме, герои-спортсмены с футбольными мячами, теннисными ракетками и боксерскими перчатками. В отсутствие авиатора мысль о завоевании воздушного пространства доносили до посетителей просто присутствием в декоре здания крыла или винта самолета. Часто в росписи плафонов возникает голубое небо с легкими облаками, в котором парят советские стяги и символы.

Конец ознакомительного фрагмента.