© Марина Довгаль, 2018
ISBN 978-5-4490-7563-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Я останусь Хайямом
ПРЕДИСЛОВИЕ
Желание рассказать об Омаре Хайяме долго меня мучило, поэтому пришлось взяться за сей труд. Но оказалось, не коснувшись истории, обстоятельного рассказа не получится: слишком богата история Персии, где он родился и жил, событиями, давлеющими на судьбы населяющих её народов. Оттого начну издалека.
Персия некогда маленькое государство к 7 веку становится огромнейшей империей, к созданию которой приложилось не одно поколение персидских царей. Для ясной картины перечислю современные названия стран, составляющие её тогдашнюю территорию: Армения, Азербайджан, Турция, Египет, Сирия, Кувейт, Израиль, Иордания, Ливан, Ирак, Афганистан, Пакистан, Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, часть Индии, Болгарии и Румынии. Управлять такой махиной помогало разделение ее на сатрапии (провинции) управляемые назначенными царем сатрапами, число которых доходило до 30. Религия была Зороастризм и имела государственное значение. В её основе лежали догмы: добро обязательно победит зло, если к этому стремиться всей общиной: жить по совести и по разуму в гармонии с природными стихиями, верить в человеческую сущность и воспитывать в себе духовную личность, уметь быть добродетельным. Но, как водится и на империю нашлась управа: в 633 году приходят арабы со своей верой (ислам), языком и покоряют ее.
Ислам зародился в 622 году (год, ставший первым годом мусульманского летоисчисления), а создатель его (лицо историческое) пророк Мухаммад. Вскоре после смерти (632 г.) пророка в исламе происходит раскол: появляются два монументальных течения – Сунниты и Шииты. На этой почве в созданном арабами (на Аравийском полуострове) государстве Праведном халифате вспыхивает гражданская война, не решившая разногласий, поэтому на протяжении нескольких веков продолжаются вооруженные стычки меж приверженцами течений. С 8—9 века в обоих течениях появляются как грибы школы (иначе: секты) принимающие или отрицающие ряд положений оговоренных в Коране и Сунне*. В 8 веке персы начинают освободительное движение и в 9 веке добиваются независимости. После этого военные действия не прекращаются: Персия продолжает войны за возврат былых территорий и помимо этого приходится усмирять возникающие и здесь конфликты на религиозной почве между приверженцами течений и сект. Несмотря на это, искусство, литература наука расцветает (9—12 века). Навруз: зороастрийский праздник нового года, любовь к вину, некоторые зороастрийские ритуалы, которые не смогли искоренить арабы (они соблюдались на протяжении двух веков персами тайно), становятся легитимными. Появляются дома знаний (библиотеки) и (наперекор запрету мусульманской веры) питейные дома. Приходит мода держать при дворе даровитых поэтов и ученых, изучать греческих мыслителей. Сатрапы провинций покупают или сманивают друг у друга таланты, а самые могущественные просто требуют передать своему двору имеющихся знаменитостей. Рождается новый язык: Фарси, на основе старо персидского и арабской азбуке. В этот период, называемый эпохой Возрождения, рождаются великие имена. Такие, как:
Абу Абдуллах Рудаки (ум. 934 году) персидский поэт: на основе народного творчества развивший новые формы Восточной поэзии: касыды, газели, рубаи.
Фердоуси (ум. 1020г.) поэт, написал эпопею Шах-наме, где описан быт царей, начиная с доисторического времени.
Абу Али ибн Сино (ум. 1037г.): выдающийся медик, изучивший досконально человеческое тело (тайно вскрывал трупы), написал ряд медицинских и философских трактатов.
Рейхан ал Беруни (ум. 1048г.) ученый: сделал макет земли (глобус), открыл ряд законов в математике, написал несколько трактатов по механике, врачеванию, географии, философии… (не было сферы наук, которыми он бы не занимался), выделил в царствующей в то время астрологии новую науку астрономию.
Омар Хайям (ум. 1123г.) ученый, философ, поэт: написал ряд трактатов по математике, философии, рассчитал самую точную календарную систему, усовершенствовал Рубаи, уложив в них философскую мысль.
Здесь же перечислю трактаты написанные Хайямом:
1. Проблемы арифметики (Мушкилат ал-хисаб). – Арифметический трактат.
2. Алгебра (Ал-джабр). – Алгебраический трактат.
3. Трактат о доказательствах алгебры и равенств (Рисала фи-л-барахин ала масаил ал-джабр ва-л-мукабала). – Алгебраический трактат.
4. Комментарии к трудностям во введениях книги Евклида (Шахр ма ашкала мин мусадарат китаб Уклидас). – Геометрический трактат.
5. Весы мудростей (Мизан ал-хикам). – Физический трактат.
6. Комментарии к трудностям «Книги о музыке» (Шахр ва мушкил мин китаб ал-мусика).
7. Краткое о естествознании (Мухтасар фи-т-табиият). – Физический трактат.
8. Необходимое о местах (Лавазим ал-Амкина). – Географический трактат.
9. Трактат о бытии и долженствовании (Рисала алкаун ва-т-таклиф). – Философский трактат.
10. Ответ на три вопроса (Ал джаваб ан салас масаил). – Философский трактат.
11. Свет разума о предмете всеобщей науки (Ад-дия ал-аклифи мауду ал-илм ал-кулли). – Философский трактат.
12. Трактат о существовании (Рисалат фи-л-вуджуд). – Философский трактат.
13. Маликские астрономические таблицы (Зидж и Малики). Календарная система.
14. Трактат о всеобщности существования (Рисала фи куллият ал-вуджуд). – Философский трактат.
15. Книга о празднике нового года (Науруз-наме). – Исторический трактат.
Дата рождения Хайяма была определена по найденному гороскопу, которому соответствует 18-е мая 1048 года. Долгое время вероятной датой смерти ученого считалось 12 марта 1123 года. На могиле Омара Хайяма, которая находится в городе Нишапуре (Иран) высечена эта дата. Позже нашлись новые документы, противоречащие первому и частично друг другу. Исходя из этих документов, датой смерти является 4 декабря 1131 года.
Омар был последней звездой сумевшей взойти над горизонтом пылавшей тогда мысли. Уже при его жизни начались ужесточения, созданным к тому времени шариатом* и взявшим контроль не только над людьми учеными, но и простолюдинами. В концепции шариата лежала идея: не надо ни о чем думать: все предопределено Аллахом, нужно только слепо верить и следовать неукоснительно предписаниям мусульманского права: земледельцу – пахать и сеять, каменщику – строить дома, портному шить одежду и т. п. Учиться в медресе простолюдину запрещалось. Надвигался упадок, как в культуре, так и в науке, продлившийся довольно долгий срок (до 14 века).